Межличностный конфликт 6 класс

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "межличностный конфликт 6 класс" с детальным описанием.

Межличностный конфликт 6 класс

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Тема «Конфликты в межличностных отношениях».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения,
  • развивать умения анализировать, делать выводы, давать оценку конкретных ситуаций, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли,
  • развивать культуру отношений в группе,
  • коррекция мышления на основе установления зависимостей между объектами.

Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями, запись мультфильмов «Контакт» и «Федорино горе».

Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, инцидент, посредник.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

  • Будем называть слова.
  • Будем выполнять задания.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем делать записи в тетради.

Речевая разминка.

II. Проверка изученного ранее

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание. Расположи фигуры по образцу и узнай тему урока.

  • Какова тема урока? (Конфликт)
  • Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.
  1. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
  2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
  3. Как не проиграть в конфликте.

Изучим…..
Узнаем…..
Проверим….

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

IV. Усвоение новых знаний.

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

  1. Организуется диалог с учащимися по вопросам:

– Какие правила общения тебе известны?

– К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

— Прочитайте ситуацию, в которую попал мальчик Андрей.

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

– Ах, какой же он упрямый!

– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки и терпения.

  1. Организуется диалог с учащимися по вопросам:
  • В чем мораль этой притчи?
  • А если у человека при общении с другими не хватает терпения, что может произойти?
  • Если в процессе общения нарушаются правила, возникает конфликт.

КОНФЛИКТ – это столкновение.

(Запись в тетради)

  • Назовите 5 синонимов к этому понятию.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ — это столкновение несколь­ких участников из-за разницы интересов, мнений, взглядов.

(Запись в тетради)

Задание 1. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней. Прочитайте материал учебника на стр. 76 и назовите ступени развития конфликта.

Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 77 и найдите причины конфликтов.

Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:

  • барьер чужого желания;
  • смысловой барьер;
  • эмоциональный барьер;
  • моральный барьер.

2. ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  • Существуют определённые виды поведения в конфликтной ситуации, способствующие погашению конфликта ещё до его перехода в открытую стадию. Это — сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. (Слайд)

Задание 3. Прочитайте материал учебника на стр. 79-80 и определите тип поведения участников конфликта.

ИНЦИДЕНТ – это происшествие, случай, недоразумение, случившееся, столкновение.

(Запись в тетради)

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома», с. 82–83, № 1.

3. КАК НЕ ПРОИГРАТЬ В КОНФЛИКТЕ.

Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия — разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 80-81 и определите варианты прекращения конфликта.

Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из- за этой обиды?

Работа с рубрикой «Учимся вести себя в ситуации конфликта», с. 83

Знакомит с правилами общения в конфликтной ситуации.

Когда всё же трудно понять другого человека, можно обратиться к нейтральному посредни­ку.

ПОСРЕДНИК – это посторонний человек, который не участвует в конфликте.

Практика посредничества широко используется в конфликтах между госу­дарствами, но значительно реже к ней обращаются участники межличностных конфликтов.

V. Закрепление знаний.

Задание 1. Произнеси слова, расставляя ударение.

Конфликт, межличностный конфликт, инцидент, посредник.

Задание 2. Проанализируйте конфликт. (Запись мультфильмов «Контакт» и «Федорино горе»).

  1. Участники конфликта.
  2. Причина конфликта.
  3. Способ разрешения конфликта.
  4. Оценка способа разрешения конфликта.
Еще статьи:  7 способов денежных заговоров

Задание 3. Попробуйте найти выход из ситуации.

Задание 4. Перед тобой ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей в виду, что на одной позиции могут помещаться несколько слов.

Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.

При подведении итогов слово, находящееся на 1-м месте, получает 10 баллов, на 2-м месте — 9 баллов и так далее до 10-й позиции — 1 балл.

В своём классе подсчитайте, какое слово наберёт максимальный балл.

  • Что такое «КОНФЛИКТ»?
  • Что такое «межличностный конфликт»?
  • Что такое «инцидент»?
  • Кто такой «посредник»?
  • Назовите основные стадии развития конфликта.
  • Какие существуют виды поведения в конфликте?
  • Какой из них ты считаешь самым лучшим? Почему?
  • Чем может закончиться конфликт?

VI.Обобщение.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.

Презентация Конфликты в межличностных отношениях (6 класс)

В обычной жизни мы часто сталкиваемся с противоположностью интересов, разногласиями и спорами, приводящими к конфликту. Цель создания данной презентации – знакомство школьников с теорией конфликта, возможностями его профилактики и удачного разрешения.

Тематические материалы для проведения такого ознакомительного урока с 6-классниками размещены на 27-ми страницах по плану:

– Определение конфликта и его стадии,

– Варианты поведения в конфликтной ситуации,

– Перечень вариантов разрешения конфликта,

– Работа в группах по выбору вариантов поведения,

– Анализ конфликтных ситуаций из сказок,

– Классификация видов разрешения конфликта с примерами,

– Выбор верности или ложности приведенных высказываний,

– Советы, способные помочь в разрешении конфликта.

Все сведения на слайдах направлены на организацию доверительной беседы с учащимися с возможностью высказывания мнений и выдвижения гипотез. В конце даются вопросы для проведения рефлексии.

Презентация с успехом оформит урок или классный час по теме грамотного формирования межличностных отношений.

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях 6 класс

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

A1. Способность обеих сторон идти на уступки для уре­гулирования разногласий:

1) сотрудничество
2) избегание
3) приспособление
4) компромисс

А2. Случай, происшествие, недоразумение:

1) инцидент
2) конфликт
3) аргумент
4) поведение

А3. Верно ли, что:

а) наиболее острые конфликты про­исходят из-за моральных барьеров;
б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о поведении участников в кон­фликтной ситуации:

а) стремление выйти из конфликт­ной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, — это компромисс;
б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры со­ветов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию.

1. Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2. Уступка- признак слабости, избегайте уступок
3. Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4. Дайте волю своим эмоциям
5. Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зре­ния другой стороны
6. Умейте прощать слабости других людей

A1. Что из перечисленного соответствует понятию «кон­фликт»?

1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание

А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

1) причина
2) осознание
3) инцидент
4) посредничество

А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта:

а) углубле­нию конфликта будут способствовать оскорбление и гру­бость;
б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о способах разрешения кон­фликта:

а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки;
б) лучшим способом разрешения конфликта является подчинение?

1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за ис­ключением одного, характеризуют понятие «самообла­дание». Укажите термин, относящийся к другому по­нятию.

1. Выдержка
2. Спокойствие
3. Невозмутимость
4. Сдержанность
5. Хладнокровие
6. Раздражение

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях 6 класс
1 вариант
А1-4
А2-1
А3-2
А4-2
В1. 356
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-1
А4-1
В1. 6

Конфликты в межличностных отношениях

Какие правила общения тебе известны? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

Знакомая ситуация. Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и.

Что произошло дальше? Почему сорытия развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

Как возникает межличностный конфликт

Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение — единственная настоящая роскошь. Без него человеку трудно прожить. Но общение не только таит в себе удовольствия, но иногда приносит и неприятности.

Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты. В переводе с латинского это слово означает «столкновение». Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо ровных и взаимоприятных они внезапно становятся нетерпимыми, а иногда грозят полным разрывом. Почему?

Еще статьи:  Белая магия - заговоры денег

Межличностный конфликт — это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений и т. д. остальных участников события. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься показать своё недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Ещё чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и то же слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей.

Другой барьер — эмоциональный — заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведёт к непониманию. Вот типичный случай.

Подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом вниз в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения. Подобные конфликты выходят за рамки межличностных, но в их основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего, представлений о должном отдельными людьми.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Шёл 1715 год. Россия вела Северную войну. Уже одержана победа под Полтавой над армией Карла XII. Пётр I, не жалея себя и других, проводил реформы во всех сферах жизни страны. Царь- труженик, царь-воин всеми силами старался сделать Россию могучим и процветающим государством. Ему нужны были соратники и сподвижники. Но сын его от первого брака царевич Алексей относился к делам отца враждебно. Во время своего путешествия за границу царевич пытался укрыться при дворе австрийского императора. Угрозами и обещаниями Пётр добился возвращения сына, заставил его отречься от права наследования престола и выдать своих сообщников. В одном из писем он писал сыну: «Не мни себе, что один ты у меня сын, что я сия только устрастну пишу 1 : во истину. исполню, ибо за моё отечество и люди живота своего не жалел и не жалею, то тако могу тебя непотребного пожалеть?» 24 июня 1718 г. верховный суд приговорил царевича Алексея к смертной казни. По существующей версии, он был задушен приближёнными царя, чтобы не допустить публичной казни.

1 Устрастну пишу — пугаю.

§9. Конфликты в межличностных отношениях – cтраницы 42, 43, 44, 45, 46

Задание 1. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

Понятия

Определения

А) межличностный конфликт

1) урегулирование разногласий путем взаимных уступок

2) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее

3) столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников событий


Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 2. Пользуясь текстом параграфа, заполни логическую схему.

Задание 3. Чем опасно неконструктивное разрешение конфликта?

Стороны часто используют недостойные средства для победы в конфликте, поэтому такой конфликт опасен. Ведь может быть переход на личности, и даже физическое насилие.

Задание 4. Верны ли следующие суждения?

А) Конфликт не может иметь положительных последствий.

Б) Одним из путей решения конфликта является сотрудничество.

2) верно только Б

Задание 5. Прочитай рубрику «Путешествие в прошлое». Проанализируй конфликт между Петром 1 и его сыном царевичем Алексеем.

1) Почему возник конфликт?

У Петра 1 было одно виденье будущего страны, у его сына – совершенно другое. Сын был не согласен с политикой отца.

2) В чем проявилось конфликтное поведение?

Алексей поспешил скрыться из страны, а Петр обманом и шантажом заставил его вернуться.

3) Как был разрешен конфликт?

Деструктивно – Петр просто уничтожил своего единственного сына.

Задание 6. Выбери правильный ответ.

Соглашение между сторонами на основе взаимных уступок – это

Задание 7. Заполни таблицу.

Поведение в конфликтной ситуации

Задание 8. Пользуясь своими знаниями по истории и обществознанию, приведи примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликта – освобождение Индии от Великобритании, идеи ненасилия Махатмы Ганди.

Неконструктивное разрешение конфликта – конфликт между Троей и Афинами, привел к гибели трои.

Задание 9. Представь, что два твоих лучших друга поссорились между собой и попросили тебя стать посредником в конфликте. Составь алгоритм, позволяющий тебе помирить друзей.

Алгоритм набор действий, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить необходимый результат.

1) узнать, каковы причины конфликта ( мнения с обеих сторон ).

2) усадить стороны за стол переговоров

3) дать высказаться обеим сторонам об их претензиях друг другу.

4) совместно подумать над их объективностью

5) разработать условия для примирения с обеих сторон

6) попросить прощения и примириться

Задание 10. Выпиши в словарь в конце тетради незнакомые, непонятные тебе слова. Найди их значение и запиши.

Задание 11. Открой в конце тетради Дерево познания. На ввертку «Человек среди людей» выпиши ключевые, самые важные слова, раскрывающие тему. Если недостаточно листочков, подрисуй свои.

Задание 12. Напиши, что тебе понравилось, показалось важным в теме «Человек среди людей»

Понравилась глава, посвященная конфликтам и путям их разрешения. Думаю, знать много про конфликты – очень полезно.

Напиши, что тебе не понравилось в теме «Человек среди людей». Почему?

Еще статьи:  Место релаксации и помывки

Мало информации про пути выхода из конфликта, как улаживать конфликт с учителями и родителями, а также со сверстниками, возможно стоило бы добавить описаний ситуаций и путей выхода.

Задание 13. В конце тетради найди задание «Мишень интереса». В секторе «Человек среди людей» отметь свое отношение к теме.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Межличностный конфликт

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Дать определение понятию “конфликт”;
  • Изучить структуру, типы, функции и стили поведения конфликта;
  • Научиться конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.

Оборудование: компьютеры, принтер, доступ к Интернету, мультимедиа.

Ход занятия

1. Вступительное слово психолога.

– Тему урока я вам говорить не буду. Постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока сами, просмотрев мультфильм.

(учащиеся самостоятельно называют тему урока)

– Итак, тема урока: “Конфликт в межличностных отношениях”.

– Что же будем на уроке изучать и повторять?

Цели урока:

  • Дать определение понятию “конфликт”;
  • Изучить структуру, типы, функции и стили поведения конфликта;
  • Научиться конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.

2. Вопросы для обсуждения.

Слайд 3.

  1. Что такое конфликт? (Несовпадение взглядов)
  2. Всегда ли в жизни мы можем избежать конфликтов?

Как наладить взаимоотношения?

3. Упражнение “Ассоциации”.

Перечислим ассоциации, которые у вас вызывает слово “КОНФЛИКТ”.

У конфликта есть две стороны – негативная и позитивная.

  • Ссора
  • Обида
  • Злость
  • Раздражение
  • Удивление
  • Стыд
  • Вина
  • Ярость
  • Гнев
  • Страх
  • Радость
  • Интерес
  • Удивление
  • Досада
  • В споре рождается истина
  • Слезы
  • Улыбка

Юноши часто ассоциируют конфликт со словами “стычка”, “драка”, “потасовка”, “схватка”; девушки –со словами “ссора”, “спор”, “перебранка”, “перепалка”.

Напрашивается вывод: конфликты – это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково ходят, одинаково чувствуют и т.д.

– Что же такое “КОНФЛИКТ”?

– Вспомните определение понятия “Конфликт”.

– Познакомимся с определениями “Конфликт” в таких источниках, как сайт в интернете: Википедия, и словарь практического психолога под редакцией Ю.Головина.

– Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?

Конфликт — это хорошо или плохо?

– Если бы, как в математике, мы захотели вывести общую формулу конфликта, то она выглядела бы так:

Истинная причина + повод= КОНФЛИКТ

Структура или модель конфликта выглядит следующим образом:

Конфликтная ситуация – Инцидент – Конфликтное взаимодействие – разрешение конфликта.

– Какими бывают конфликты?

Несмотря на все свое разнообразие, конфликты бывают:

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ – между двумя людьми (например, девятиклассница Таня красит ногти во время урока, а учительнице Марье Ивановне это почему-то не нравится)

(самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

МЕЖДУ ГРУППОЙ И ЛИЧНОСТЬЮ – между группой людей и одним человеком (например, весь класс любит слушать рэп, а Вася любит слушать классическую музыку)

(групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

МЕЖГРУППОВОЙ – между разными группами людей (например, между фанатами “Спартака” и “Динамо”)

(может возникнуть между группами или частями группы);

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ – т.е. “внутри” одного человека (например, некоторым обучающимся не хочется учить уроки, но надо исправлять двойки).

(между долгом и совестью).

Функции конфликта бывают положительные и отрицательные.

Задание: Составить таблицу (в тетрадях).

Проверим, правильно ли вы составили таблицу (Учащиеся проверяют).

– Вспомним, какие существуют стили поведения в конфликтной ситуации? Американский психолог Кеннет Томас выдвинул такие типы:

  • сотрудничество,
  • компромисс,
  • избегание,
  • приспособление,

Томас отметил, что самый эффективный стиль поведения – сотрудничество, малоэффективный – конкуренция. А между ними – остальные располагаются стили.

Разрешается конфликт двумя способами: конструктивным решением (это хороший способ) и деструктивным (это плохой способ).

Конструктивное решение конфликта включает в себя:

Юмор, уступку, компромисс, сотрудничество.

А деструктивное решение конфликта не может обойтись без угроз, насилия, грубости, унижения. Включает так же разрыв отношений, уход от решения проблемы.

Приведу пример конфликтной ситуации.

– Вася Петров целый триместр пропускал уроки географии.

– Уроки стояли в расписании последними, из-за них он не успевал на тренировки по горным лыжам.

– Учительница собирается поставить ему “неаттестацию”, несмотря на то, что Петров выполнил все работы, которые она задавала на дом.

Какой здесь тип конфликта? (внутриличностный, межгрупповой…)

4. Упражнение “Снимаем маски”.

(Вы с помощью “масок-стилей” поведения в конфликте должны разыграть данную ситуацию, не называя “маску-стиль”. Остальные должны её угадать).

Конфликтная ситуация одна. А пути разрешения конфликта разные.

Такая ситуация с Васей Петровым могла произойти в каждом классе.

А какой стиль поведения выбрал бы ваш класс, или большинство учащихся?

А сейчас я вас познакомлю с результатами диагностики “стили поведения в конфликтной ситуации” по опроснику К.Томасу. В исследовании приняло участие 19 человек. Из них:

– 6 человек определили для себя стиль поведения – СОПЕРНИЧЕСТВО;

– 2 человека – СОТРУДНИЧЕСТВО выбрали;

– 10 человек (большинство учащихся) – стиль поведения КОМПРОМИСС.

– 4 человека – ИЗБЕГАНИЕ.

А какого стиля поведения у вашего класса не оказалось?

Домашнее задание: написать эссе по высказыванию французского мыслителя, политика эпохи Возрождения Мишель Монтеня:

“Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости”.

5. Заключительное слово психолога.

– И в заключение нашего урока-тренинга мы бы хотели показать вам пять сердец.

Когда мы неправильно разрешаем конфликты, мы переживаем боль.

Раненое сердце – нас ранят, мы раним.

Холодное сердце – мы избегаем серьезных разговоров, наши сердца охладевают.

Каменное сердце – когда мы становимся твердыми и неприступными, жёсткими в отношениях.

Еще статьи:  Первые симптомы шизофрении у женщин

Равнодушное сердце – (самое страшное!) Безразличие – вот что убивает любые отношения.

Любящее сердце – желаем вам всегда иметь любящие сердца!

– Правила американского психолога, писателя Дейла Карнеги помогут вам правильно выйти из конфликта.

– Используйте их на практике.

– Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ.

§ 9. Конфликты в межличностных отношениях

По каким признакам можно достоверно судить, что перед нами конфликт? Как ведут себя герои? Кто перед кем виноват?

Семь раз отмерь.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианты поведения. Специалисты выделяют четыре основных варианта: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Рассмотрим, как они проявляются.

Сотрудничество (со + труд — совместный труд) чаще всего направлено на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно сделать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своём развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, готова поступиться своими интересами, говорят о приспособлении. Это не значит, что надо стремиться во что бы то ни стало изменить свою позицию, как это делает герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Наверное, в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Но и упорство не всегда бывает полезным.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остаётся. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с ещё большей силой.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.

Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений или грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

Конфликты в межличностных отношениях (окончание)

Как не проиграть в конфликте

Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия — разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В случае подчинения одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побеждённого не вызывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам. Оно возможно по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий и из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из конфликтующих уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это означает «объединение каких-либо элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Согласись, такой исход можно считать наилучшим. Но к сожалению, в жизни он встречается нечасто.

Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок.

Конечно, в острой стадии развития конфликта трудно отдавать отчёт своим действиям, да и действия других невозможно оценивать объективно. Первое правило здесь — «учитесь властвовать собой». Для этого надо проанализировать возникший конфликт, попытаться отличить главное от второстепенного. Часто такой анализ помогает увидеть, что повод к конфликту оказался ничтожнее последствий, к которым привело развитие ситуации.

Очень полезно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Конечно, собственная позиция всегда кажется более правильной. Ну а если попытаться принять точку зрения другого участника, постараться (как гласит пословица) «войти в ботинки другого и пройти в них хотя бы версту»? Может быть, тогда конфликт покажется менее острым, а собственные действия — совсем неидеальными? Только в этом случае надо постараться быть честным, не идеализировать себя.

Принять другого таким, каков он есть, не переставая его любить и не изменяя отношения к нему, составляет сущность прощения.

Обида растворяется в тепле прощения. Прощение же состоит в том, что ты перестаёшь оценивать другого, не судишь его. В Евангелии говорится: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы. » (Мф. 7: 1—5). И ещё: «Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: ’’Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?“ Иисус говорит ему: ”Не говорю тебе: ”до семи“, но до се- мижды семидесяти раз“» (Мф. 18: 21, 22).

Источником обиды является упорство, с каким ты отказываешься признать свободу и индивидуальность другого человека.

Нетерпимость — это скрытая жёсткость по отношению к другим, отказ принимать их самостоятельными, свободными личностями.
Еще статьи:  Кризис трех лет комаровский

Сохраняя свои жёсткие ожидания, ты собираешься принять в другом только хорошие черты, а плохие отбросить. За эту нетерпимость ты получаешь немедленное возмездие в виде обиды и страдаешь заслуженно.

Когда всё же трудно понять и простить другого, но это всё- таки необходимо, можно прибегнуть к нейтральному посреднику. Не всегда третий — лишний. Постороннему, не втянутому в конфликт человеку легче увидеть истинные причины и помочь установить контакт с каждым участником конфликта. Практика посредничества широко используется в конфликтах между государствами, но значительно реже к ней обращаются участники межличностных конфликтов.

1. Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры.

2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них ты считаешь самой лучшей? Почему?

3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Проанализируй ситуацию, выдели в ней:

— причины конфликта;
— инцидент.

Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от неё. Собираясь на прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора. Илья промолчал.

2. Перед тобой ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей в виду, что на одной позиции могут помещаться несколько слов.

Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.

Конфликт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При подведении итогов слово, находящееся на 1-м месте, получает 10 баллов, на 2-м месте — 9 баллов и так далее до 10-й позиции — 1 балл.

В своём классе подсчитайте, какое слово наберёт максимальный балл. Затем можно сравнить полученные результаты отдельно у мальчиков и девочек. Итоги обсудите в классе.

3. Что ты посоветовал бы другу, с которым поссорился, изменить в своих взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта? Что бы ты посоветовал при этом самому себе?

Гдз Боголюбов Л.Н. к учебнику по обществознанию 6 класс параграф 9

Параграф 9. Конфликты в межличностных отношениях.

Проверим себя (страница 82-83).

Вопрос 1. Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры.

Возникновение конфликтной ситуации (какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым). Осознание конфликта. Проявление конфликтного появления. Углубление конфликта. Разрешение конфликта.

Вопрос 2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них ты считаешь самой лучшей? Почему?

Сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Я считаю, что компромисс считается самой лучшей, т.к. нужны уступки обеих сторон.

Вопрос 3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

Он может правильно оценить ситуацию, и провести расследование всех обстоятельств конфликта без эмоций. Он может быть беспристрастным и помочь участникам конфликта мирно и спокойно его решить, т.к. часто участники поддаются эмоциям и видят все не так как есть на самом деле.

В классе и дома

Вопрос 1. Проанализируй ситуацию, выдели в ней: — причины конфликта; — инцидент. Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от неё. Собираясь на прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора. Илья промолчал.

Причина – “лучший друг” выставил на посмеяние, так сказать, своего друга, а инцидент – ссора между Кириллом и Сергеем.

Вопрос 2. Перед тобой ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей в виду, что на одной позиции могут помещаться несколько слов. Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка. Конфликт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. При подведении итогов слово, находящееся на 1-м месте, получает 10 баллов, на 2-м месте — 9 баллов и так далее до 10-й позиции — 1 балл. В своём классе подсчитайте, какое слово наберёт максимальный балл. Затем можно сравнить полученные результаты отдельно у мальчиков и девочек. Итоги обсудите в классе.

1 – стычка, неполадки, нелады;

2 – ссора, разногласия, спор;

10 – брань, сражение, потасовка.

Вопрос 3. Что ты посоветовал бы другу, с которым поссорился, изменить в своих взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта? Что бы ты посоветовал при этом самому себе?

В первую очередь нужно уметь слушать других. В дружбе важно понимание, умение поддержать и выслушать. Разговор между людьми сможет показать, что другому человеку не нравится в вас, а также вам высказать (вежливо и терпеливо) что вас не устраивает в отношении человека к вам.

Вопрос 4. Используя материалы Интернета, подготовь презентацию на тему «Как вести себя в конфликтной ситуации», выступи с ней в классе.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here