Кризис 7 лет психология

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "кризис 7 лет психология" с детальным описанием.

Кризис 7 лет у ребенка: как проявляется и как преодолеть

После успешного прохождения кризиса трех лет ребенок начинает новый этап жизни – дошкольное детство. Это момент активной подготовки к школе, освоения навыков самообслуживания и развития когнитивных способностей. Заканчивается дошкольный возраст кризисом семи лет. Что это за феномен? Давайте разберемся.

Особенности возраста

Манипулятивные игры сменяются ролевыми. Взрослый предстает не просто примером и образцом для ребенка, но и транслирует нормы общества. Ребенок в дошкольном возрасте активно познает мир человеческих отношений через ролевую игру и общение.

Игра необходима для нормального психического, эмоционального, волевого и личностного развития ребенка. Через игру он избавляется от страхов, преодолевает травмирующие ситуации (например, нахождение в больнице или ночные кошмары).

В дошкольном возрасте:

  • активно развивается воображение;
  • формируется наглядно-образное мышление;
  • начинает формироваться понятийное мышление;
  • понемногу выстраивается картина мира;
  • меняется система мотивов: возникают новые мотивы, устанавливается иерархия, отмечается соподчинение мотивов;
  • поведение становится произвольным, наблюдаются первые признаки этики и морали.

Главное новообразование – готовность к школе (внутренняя позиция школьника). Готовность бывает коммуникативной, когнитивной, эмоциональной, технологический и личностной. Подробнее об это читайте в статье «Готов ли ребенок к школе».

Кроме готовности к школе важно обратить внимание на сформированность и особенности притязаний личности, перспектив, Я-концепции, иерархию мотивов:

Суть кризиса

У ребенка возникает потребности занять значимую позицию, быть важным, уважаемым и взрослым. Школа для него синоним работы у взрослых.

Суть кризиса – развитие саморегуляции. В этом данный кризис схож с кризисом одного года. Отмечаются следующие изменения в поведении ребенка:

  • претензии на внимание к себе;
  • вычурное поведение;
  • противоречие демонстративной наивности и излишней взрослости (требования к окружающим).

Ребенок открыт для общения и взаимодействия с теми, кто его уважает. Если же его суверенитет не признают, не видят в нем взрослого человека, то он будет протестовать.

Теперь ребенок воспринимает мир как множество людей, включенных и заинтересованных в общественно полезной деятельности. Дошкольник и сам хочет в ней участвовать на равных правах со всеми.

Ребенок еще не имеет новых способов взаимодействия с миром, находится на границе младшего возраста и школьного. Отмечается конфликт инициативы поместить свое поведение в социально приемлемые рамки и старых способов и желаний. Например, игра все еще остается ведущей деятельностью (переход произойдет во время обучения в школе), но ребенок испытывает за это чувство вины (ведь он уже не маленький). Из противоречия инициативы и чувства вины порой вытекают неадекватные самоограничения ребенка, самотребования и самоконтроль.

Признаки кризиса

Кризис семи лет характеризуется двумя основными проявлениями:

  • утрата детской непосредственности (желания не сразу превращаются в действия, они осмысливаются);
  • манерничание (создание конкретного внешнего образа, как правило, не соответствующего внутреннему состоянию и миру ребенка).

Внутренняя причина кризиса и его проявлений – противоречие собственных переживаний ребенка, не влияющих на поведение, и ориентация поведения на внутренний мир дошкольника.

Ребенок становится замкнутым и неуправляемым. Он понимает, что происходят какие-то внутренние изменения, но не понимает, что именно. В результате всеми способами старается оградить свой внутренний мир от взрослых: не проявляет печали, кривляется, маскируя истинные переживания и изменения.

Важно в этот момент поощрять инициативу ребенка, поддерживать его. Поощрение самостоятельности способствует развитию интеллекта и инициативы, в то время как неудачи и наказания вызывают чувство вины. Постепенно это чувство может одержать верх над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Рекомендации родителям

Родители должны проявить много терпения, любви, уважения и такта к ребенку. Важно обращать внимание и уважать чувства и переживания малыша. Не ругать за показушничество, а увидеть в этом просьбу о поддержке.

Свои проблемы в этом периоде ребенок решает с помощью воображения. В связи с этим посредником между родителями и ребенком станет сказка. Она мгновенно уносит детей в мир фантазий, где проблемы не кажутся такими пугающими, как в реальности и решаются сами собой.

Логическое мышление пока чуждо ребенку, а наставления раздражают. Ему интереснее и понятнее образы, сказки со скрытой моралью. Вместе с тем для дошкольников характерно отождествление себя с героями сказок. Они пока не могут как взрослые посмотреть на себя со стороны, но могут проанализировать поведение и жизнь героя, а вместе с этим найти у себя схожие с героем черты или взять на вооружение тактику поведения в трудной ситуации. Через сказку можно решить все проблемы дошкольника. Дошкольник боится обсуждать свои желания, мучающие вопросы и фантазии с родителями, но через сказку он сделает это с легкостью.

В дошкольном возрасте полезно использовать два вида сказок: терапевтическую и умную.

Терапевтическая сказка

Терапевтическая сказка помогает ребенку справиться со своими переживаниями. Попросите ребенка придумать сказку, в ней он сам того не подозревая, закодирует свои страхи, переживания, эмоции и чувства, неудачи. Например, герой в темноте победит всех чудовищ – уйдет страх темноты. Если ребенок не может сам закончить сказку, то помогите ему придумать концовку. А еще лучше предложите несколько альтернативных вариантов завершения истории. Придумать историю могут и сами родители, если им известно о проблемах ребенка.

Умная сказка

Умная сказка направляет ребенка и формирует у него определенные положительные черты. Сами родители могут выбрать из существующих историй или самостоятельно придумать сказки, воспитывающие конкретные нравственные качества или личностные черты (заранее решите, что именно хотите воспитать в ребенке). Сказки не обязательно должны воспитывать черты личности, они также могут давать ответы на жизненные вопросы или формулировать жизненные цели и планы.

Выбирайте простые сказки. Одна сказка – одно качество, цель или задача. Лучше прочитать несколько сказок, чем запутать ребенка обилием воспитательного материала в рамках одной истории.

Обязательно подкрепляйте сказки иллюстрациями. Как вариант – делайте совместные с ребенком зарисовки.

Завершение кризиса

Заканчивается кризис семи лет тремя главными изменениями:

  • переход от эгоцентризма к децентрации;
  • овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • появление произвольности психических процессов.

Готовность к школе – не единственное новообразование возраста. Наравне с этим важна готовность ребенка выйти из семьи в коллектив сверстников.

Еще статьи:  Первая любовь очень кратко

Кризис семи лет обычно совпадает с поступлением ребенка в школу. Сама проблема адаптации вызывает определенные негативные переживания, а если адаптация проходит проблемно, то ребенок страдает еще больше. Подробнее об этом и о том, как помочь первокласснику, читайте в статье «Школьная дезадаптация: диагностика, профилактика, коррекция. Рекомендации по оказанию помощи младшим школьникам и подросткам».

Кризис семи лет, его причины и особенности протекания

Независимо от времени начала обучения в школе (с 6-8 лет), ребенок в какой-то момент своей жизни проходит через кризис. Как и каждый кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Здесь важно то, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую включен. Меняется восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и он оказывается на границе (на пороге) нового возрастного периода. Напомним, что кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося классическое Я сам, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его.

Кризис 7 лет — это рождение социального Я ребенка. Происходит перестройка эмоционально-мотивационной сферы. В конце дошкольного детства намечается осознание им своих переживаний, что приводит к образованию устойчивых аффективных комплексов. Маленький школьник играет и еще довольно долго будет играть, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Все, что связано с игрой, становится менее существенным для него. И, напротив, все, что имеет отношение к учебной деятельности (например, отметки), оказывается ценным, важным (вновь имеем дело с переоценкой ценностей). Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, позиции, которая связана с высоко-ценимой взрослыми выполняемой учебной работой.

Основное содержание развития ребенка в дошкольном возрасте и на этапе кризиса 7 лет включает:

1. Основные изменения в личности ребенка с середины дошкольного возраста группируются в сфере социальных отношений, и основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми.

2. Социальная сфера жизни ребенка становится объектом его целенаправленного познания. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентации в ней и вызывает к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность.

3. Предметная деятельность утрачивает свое особое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой он стремился утвердить себя. Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением.

4. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающими. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности, ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в этом же качестве. Периферические области его образа себя заполняются новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к семи годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах.

5. Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме, которая всегда в свернутом виде содержится в роли как особая цель.

6. К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения его значимыми для него другими. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он стал субъектом социальных отношений.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский назвал обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, системе взаимоотношений), которые каждый раз переживаются ребенком примерно одинаково, неизбежно приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или же чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний в 7-летнем возрасте появляется логика чувств: переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, появляется реальная возможность борьбы переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к тому, что возникает внутренняя жизнь ребенка.

Внешние события своеобразно преломляются в сознании младшего школьника 7 лет, эмоциональные представления складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Например, отметка четыре для одного — источник радости, а для другого — разочарования и обиды; один воспринимает это как успех, другой — как неудачу. Внутренняя жизнь 7-летнего ребенка, в свою очередь, влияет на его поведение и на внешнюю канву событий. Существенной стороной внутренней жизни ребенка становится смысловая ориентировка в его собственных действиях.

Ребенок начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Он может быть внешне уже не таким, как внутренне (и это при том, что на протяжении всего периода младшего школьного возраста еще в значительной мере сохраняются открытость, стремление выплеснуть свои эмоции на детей и близких взрослых и т.п.). Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни младших школьников обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность в детстве к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом “горькой конфеты” – ребенку плохо, но он старается этого не показать. Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кризис 7-ми лет

«Я не узнаю своего ребенка, — говорит мама шестилетки. — Кажется, еще вчера он был милым послушным малышом, а теперь ломает игрушки, говоря, что вещи — его, а значит, он имеет право делать с ними что хочет. Сын постоянно кривляется, передразнивает старших — откуда вообще это у него взялось?! А недавно он вынес на помойку своего любимого мишку, с которым спал с самого младенчества. И вообще я его не понимаю: с одной стороны, он теперь отрицает любые правила, с другой – изо всех сил цепляется за нас с мужем — буквально преследует нас, ни на секунду не давая остаться наедине. ​​» – (в статье использованы материалы Ирины Базан, сайт psi-pulse.ru, и Светланы Феоктистовой).

Еще статьи:  Важно степень искренности

6-7 лет – непростой возраст. В это время вдруг снова возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Он как будто вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность, начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Откуда все это? Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Что это такое?

Во-первых, если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок осваивает язык чувств, начинает осознанно пользоваться формулировками “я сердит”, “я добрый”, “я грущу”.

Во-вторых, ребенок идет в школу, осваивает совершенно новый мир, и на смену его старым интересам приходят новые. Основной деятельностью ребенка-дошкольник была игра, а теперь его основной деятельность становится учеба. Это – очень важное внутреннее изменение личности ребенка. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Самым важным для школьника становится его учеба, его успехи и его отметки.

Однако 7 лет – это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое “вытягивание”. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.

Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше — не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым — ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. Отсюда и детская ревность: а вдруг родители, оставшись одни, делятся друг с другом самой ценной, секретной информацией? Отсюда и отрицание: неужели это он, почти уже взрослый и самостоятельный, был когда-то маленьким, неумелым, беспомощным? Он что, и правда верил в Деда Мороза? Отсюда и вандализм в отношении когда-то любимых игрушек: а что будет, если из трех машин собрать новый суперкар? Станет ли кукла красивей, если ее подстричь?

Не факт, что адаптация к новой жизни готового к школе ребенка пройдет для него гладко. В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» — это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается понять: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то — снова «малыш», импульсивный и нетерпеливый».

Пишет мама: “Моему сыну как-то не давался стишок. Обычно он их быстро запоминает, а тут застрял на одной строчке и ни в какую. Причем, от моей помощи отказывался категорически. Кричал: «Я сам». То есть каждый раз, доходя до злополучного места, он запинался, пытался вспомнить, начинал с начала. Видя его страдания, я не выдержала и подсказала. Тогда мой ребенок закатил истерику, стал кричать: «Вот зачем ты это сделала? Я бы и сам вспомнил? Все из-за тебя. Не буду я учить этот дурацкий стих». Я понимала, что в такой ситуации давить нельзя. Попыталась успокоить, но сделала только еще хуже. Тогда я прибегла к своему любимому приему. Сказала: «Ну и не надо. Тогда мы с Олей будем учить. Да, доча?». Годовалая Оля сказала: «У-у», что, по-видимому, означало ее согласие. Я стала читать стих Оле. Обычно ребенок тут же включался в игру, стараясь быстрее Оли запомнить и рассказать стишок. Но тут ребенок хмуро сказал: «Не надо стараться. Тебе не удастся меня вовлечь». И тогда я поняла – ребенок действительно вырос”.

Порой у родителей складывается впечатление, что у их 6-7-летнего ребенка подростковый возраст наступил досрочно. Он словно пытается разрушить то, что ему было дорого раньше. Желание яростно отстаивать свою территорию и права, а также негативизм, когда все, что радовало сына или дочь еще совсем недавно, вдруг вызывает презрительную гримасу, — чем не характерные черты тинейджера?

– Сергей, иди чистить зубы.
– Зачем?
– Ну, чтобы кариеса не было.
– Так, я же с утра сладкое не ел. И вообще эти зубы все равно молочные и скоро выпадут.

У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это ЕГО мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто “Делай как сказано!”, требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!

– Мам, можно на компьютере поиграть?​​​​​​​
– Нет. Ты только что мультики смотрел. Ты понимаешь, что компьютер и телевизор вредны для твоих глаз? Ты что хочешь в очках ходить?
– Да, а сама значит можешь целый день сидеть. Твоим глазам значит ничего?!
– Моим ничего. Я взрослая, отстань!

Так разговаривать уже – неправильно. В семь лет ребенок уже способен поймать родителей на несоответствии того, что говорится и того, что делается. Он уже действительно – повзрослел!

Что делать? Радоваться, что ребенок растет и уже повзрослел. И – готовить ребенка к школе. Не занимайтесь кризисом, это задача мутная, а просто готовьте ребенка к школе. Это задача понятная и вам, и ребенку, и решение ее будет решение всех остальных поведенческих моментов.

Еще статьи:  Короткие поздравления с днем рождения мужчине в прозе

Если же вас беспокоют истерики, обвинения “Вы меня не любите”, непослушание и другие конкретные проблемы, посмотрите блок СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ: возможно вы найдете там ответы на свои вопросы.

Просто о сложном! Кризис 7 лет!


По мере своего взросления ребенок проходит стабильные и критические периоды. Критические периоды развития связанны с тем, что прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром уже не работают. Ребенку необходимо менять эти способы взаимодействия. К этому подталкивает и новая социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новые возможности и умения ребенка.

Критические периоды отличаются от стабильных и часто характеризуются стремительными изменениями в поведение ребенка, взаимодействии со взрослыми и окружающими людьми. Эти, изменения, как правило, шокируют родителей и выражаются в таких фразах: «он сам не свой», «он стал непослушным», «мы с ним не справляемся», «он стал неуправляемым» и т.д. Чтобы немного понять состояние ребенка в критический момент представьте такую ситуацию. Вы живете своей размеренной жизнью, у вас своя роль, социальный статус, какие то привычки, игры в которые вы любите играть, по воскресеньям у вас гости, а с понедельника по пятницу у вас работа, на которую вы любите ходить. Но вдруг что – то случилось, и мир изменился. И уже нет того что вы любите, а есть только то что вам незнакомо. То как вы жили до этого момента, так больше жить уже нельзя, и теперь нужно жить, по – другому, но вы пока не знаете как точно. Представили? Приблизительно это испытывает и ребенок, но ему еще сложнее. У него меньше возможностей, чем у взрослого. Отсутствует опыт преодоления жизненных трудностей.

Для ребенка взрослые – это пример для подражания. Ребенок понимает, что в семь лет нельзя себя вести как трехлетний и учиться контролировать себя как взрослый. И эта учеба проходит методом проб и ошибок. Он ищет ту грань в своем поведении между “можно” и “нельзя”. Именно поэтому у семилетнего ребенка появляется эта манерность и театральность в действиях. В какой – то ситуации он ведет себя как взрослый и все понимает и правильно поступает и вдруг снова возвращается в состояние малыша, который “хочу, не хочу, буду, не буду” и купите мне шоколадку. В этот момент ребенок может паясничать, манерничать, кривляться, это помогает ему легче переносить стрессогенные для него ситуации.

Также признаками наступления кризисного периода является появление паузы между обращением родителей и ответной реакцией ребенка, ребенок как будто не слышит вас. Он реагирует только на те просьбы или обращения, которые ему интересны. Ребенок может спорить с родителем по поводу необходимости выполнять эту просьбу, и вам уже не удастся отделаться просто фразой «так надо». У ребенка возникает хитрость при выполнении дел (например: спрячет вещи в шкаф вместо того чтобы убраться в комнате), он все больше интересуется своим внешним видом и одеждой, самое главное условие не выглядеть маленьким. Ребенок остро реагирует на критику, требует похвалы и т.д.

Можно выделить и позитивные моменты в этом кризисе: заинтересованность в общении со взрослыми людьми, расширение репертуара общения (о политике, происхождении планет, жизнью на Земле, жизнью в других странах, о школе, о морали и т.д.). В этот период ребенок лучше осознает свои чувства и переживания, относится к самому себе на основе переживания успеха или неуспеха в конкретной деятельности. Например: «я хорошо умею рисовать машину». «у меня лучше всех получается стрелять из воздушки», «я лучше всех перепрыгиваю лужи» и т.д.

Обязанности, которые ребенок выполняет самостоятельно без принуждения, выполняются им с желанием и ответственностью (например: ребенок может долго читать книгу, увлекшись сюжетом). Эмоции у ребенка, как всегда, зашкаливают, но он в этот период учится ими управлять. Это не всегда получается, но с каждым разом получается все лучше и лучше. Представление о мире у ребенка становится приближенным к реальности. Часто старшие дошкольники не верят уже, что Дед Мороз ночью кладет под елку подарки и предательски шепчут брату на ушко: «Это папа!». Они по-прежнему верят в сказки, но уже отличают вымышленных персонажей от реальных. Теперь они сами решают – в кого верить, а в кого нет. Они не верят в Бабу-Ягу, но пишут письмо Деду Морозу. Наличие позитивных моментов говорит о принятии правил поведения, значимости действий который ребенок решил выполнить самостоятельно.

Основное что приобретается в этом возрасте, заключается в желании функционировать в обществе и умение соответствовать позиции ученика.

Как справиться с этим кризисом? Самое главное, что требуется от родителей в этот период жизни их ребенка, это его безусловное принятие. Ребенок должен понимать, что его плохое поведение не нравиться взрослым, но любить они его меньше не стали. Ни в коем случае не сравнивайте, своего ребенка с другими детьми. В этот период ребенок критически к себе относится. Создаются хорошие условия для развития комплекса неполноценности.

Предоставляйте ребенку возможность выполнять новые формы самостоятельной деятельности, напоминайте о поручениях, которые вы ему доверили, и обязательно выражайте уверенность, что он с этим справится. Если вы что – то требуете от ребенка, объясняйте причины этих требований (почему это надо выполнять так, а не иначе). Если ребенок не справился с поставленной задачей, помогите ему и объясните, как ее нужно было выполнять. Желание самостоятельности и расширение дееспособности ребенка является важным условием прохождения ребенком этого кризиса и подготовке к дальнейшей самостоятельной деятельности в рамках школьного обучения.

У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это его мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто “Делай, как сказано!”, требуется аргументация, и он будет возражать, так же аргументировано! Вы можете сами привлекать ребенка к обсуждению взрослых тем, давать ему возможность высказаться, а если он окажется не прав мягко его поправить. Если ребенок оказался прав или близок к правильному пониманию ситуации, согласитесь с ним, это только укрепит в ребенке чувство самоуважения. Уважайте достижения и начинания ребенка,хвалите его в случае успеха. Это поможет ему почувствовать себя сильным и самостоятельным.

Еще статьи:  Рахманов люблю до безумия

Возраст 6—7 лет — это возраст почемучек, ребенку интересно все, он может интересоваться очень удивительными вопросами. Не игнорируйте эти вопросы, попытайтесь ответить, и если не смогли это сделать сегодня, попробуйте ответить на следующий день. Отвечая на его вопросы, вы расширяете кругозор малыша и даете толчок для интеллектуального и социального развития. Если вы что-то запрещаете ребенку, то делайте это до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы другие взрослые предъявляли к нему такие же требования. Иначе то, что не разрешают папа, разрешит мама — и тогда ваши старания будут напрасным. Ребенок берет с вас пример, поэтому вы основной образец поведения для него. Не демонстрируйте при нем тех качеств, которые бы вы не хотели потом увидеть в нем. Если вы что-то запретили ребенку, а в ответ услышали вполне аргументированный вопрос, почему тебе можно, а мне нельзя? Не говорите ему, потому что вы взрослые и вам можно или потому что я так решил. Ребенок вырос. Постарайтесь объяснить это более аргументированно.

Помните, упрямство, требовательность, «глухота», кривляние, театральность скоро уйдут, а на смену всему этому, при спокойном отношении, придет новая повзрослевшая личность.

Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки»

Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет. Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка – младший школьный возраст.

Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?

Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка. К этому времени знаний ребенка об окружающем его мире становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть. Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.

В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить. Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть. На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.

Ребенок внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.
Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.

Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. Шестилетний ребенок внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия. Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.

Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?

Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.

Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.

Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.

Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их прежние методы воспитания уже не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Вот несколько рекомендаций, как вести себя с ребенком старшего дошкольного возраста:

1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности (действия ребенка в этом возрасте направляются желанием поступать «как взрослый») и сохранением семейного уклада.

2. Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появление новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может ходить за хлебом в магазин рядом с домом).

3. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила.

4. Поощряйте расширение сферы интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, организуйте походы в музеи, на экскурсии.

5.Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей.

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Еще статьи:  Ненада паники мы не в титанике

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 5-7 лет ребенка без особых проблем.

  1. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
  3. Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М.: ,1997
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д:, 2005
  5. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.

Об авторе: Е.А. Дудова, воспитатель, МБДОУ д/с №56 «Гусельки», г.Тамбов.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here