Компонент психологической готовности ребенка к школе

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "компонент психологической готовности ребенка к школе" с детальным описанием.

Компонент психологической готовности ребенка к школе

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Еще статьи:  Мужчина любит двух женщин одновременно психология

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

O цифры и знаки «+» и «-»;

O смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

O количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

O знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

O читать числа до 20;

O считать до 20 (прямой и обратный счет);

O решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

O ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

O решать примеры в пределах 10 (или 20);

O пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

O средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

O ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

O проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

O различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

O выделять ударение в словах;

O устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

O обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

O ясное произношение всех звуков родного языка;

O умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

O использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

O должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

O должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

O ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

O уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

O развитие мелкой моторики пальцев рук;

O умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

O умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

O умение выполнять действие классификация;

O умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

O умение строить простейшие умозаключения.

материал взят с сайта

Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законных представителей обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”

Адрес: 680003, г. Хабаровск, ул. Фурманова, д. 1
телефон: (4212) 50-53-87(вахта), 50-53-88 (приемная)
e-mail: [email protected]

Компоненты готовности к школе

Читайте также:

  1. II. Функциональные компоненты ИС
  2. III. Организационные компоненты ИС
  3. Аппаратные и программные компоненты сетей
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. и др. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей
  5. Груминг — смещенная активность, в которой сочетаются эндокринный и поведенческий компоненты стресса
  6. Диаграммы состояния для сплавов компоненты которых образуют химическое соединение.
  7. Диаграммы состояния для сплавов, компоненты которых испытывают полиморфные превращения.
  8. Информационное обеспечение в особых условиях, его функции, компоненты, задачи, силы и средства.
  9. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий при авариях на АС, в режиме повышенной готовности
  10. Компоненты C++ Builder
  11. Компоненты жизнедеятельности общества

Готовность к школе. Подходы к определению.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в детской психологии.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия “готовности”.

Как вы думаете, что такое готовность к обучению в школе?

Л. И. Божович: Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

А.И.Запорожец: Готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.

Готовность к школьному обучению – комплексное образование, которое требует многосторонних системных психологических исследований.

Подготовка детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – это всего лишь один из аспектов подготовки ребенка к школе. Но внутри этого аспекта выделяют различные задачи.

Что по вашему мнению, психологическая готовность к школе?

Еще статьи:  Социальные условия самореализации

Многие психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не сможет усваивать программный материал и попадет в разряд отстающих учеников.

Как вы считаете, какие компоненты входят в готовность к школе?

Готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру.

К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести:

1. Психомоторная (функциональная готовность) – те преобразования, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости.

2. Интеллектуальная готовность – ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В интеллектуальную готовность включают:

· Известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

· Представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

· Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания.

· Определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

· Начало формирования произвольности психических процессов.

· Развитие речи, речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие, так и уровень его логического мышления.

3. Эмоционально-волевая готовность – она включает в себя:

· Формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построения плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

· Начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

· Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами.

· Позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

4. Личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно – потребностной сферы и сферы самосознания личности:

· Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Выражается в желании стать школьником, в итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

· Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга).

· Формирование самосознания и самооценки.

5. Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:

· Внеситуативно – личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.

· Общение с детьми, специфические отношения с ними.

Но не все авторы придерживаются данной структуры психологической готовности к школе, например, Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадрикова выделяют следующие виды готовности к школе:

1. Физиологическая готовность к школе: уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений.

2. Психологическая готовность к школе.

· Интеллектуальная: запас системных знаний, ориентировка в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие;

· Личностная и социальная: обучаемость, коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватные самооценка и уровень притязаний;

· Эмоционально-волевая: соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация.

3. Специальная готовность к школе: умения и навыки читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом.

Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:

· произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированости семиотической функции;

· личностные характристики, включающие особенности общения;

· развитие эмоциональной сферы и другое.

Психологическая готовность – это итог развития ребенка в дошкольном детстве. Другими словами, это такой уровень развития, которого физически и психически здоровый ребенок может достигнуть к концу дошкольного этапа жизни. Это не значит, что ребенок к 6 – 7 годам должен стать настоящим школьником, наоборот, означает, что к данному возрасту он должен быть зрелым дошкольником, а не зрелым школьником. Это подразумевает, что будущий школьник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития.

Таким образом, для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь, он должен быть подготовлен по всем компонентам психологической готовности к школе.

Для простоты понимания условно представим психологическую готовность к школе в виде формулы: Желание («хочу учиться») + возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 12279 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются харак­теристики развития его мышления и речи.

Еще статьи:  Как вести себя в постели с мужчиной девой?

К концу дошкольного возраста центральным показа­телем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мыш­ления.

Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к стар­шему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой об­щественно выработанных сенсорных эталонов, овладева­ют некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возмож­ность ребенку дифференцированно воспринимать, анали­зировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выраже­ния «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифициро­вать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями, к концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» груп­пы: «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные осо­бенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обу­чению в школе предполагает:

· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, спо­собность воспроизвести образец);

· рациональный подход к действительности (ослабле­ние роли фантазии);

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой

· Личностная готовность ребенка к школе

Для самого человека личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка.

Определяющую роль в личностной составляющей пси­хологической готовности к школе играет мотивация до­школьника. Большое внимание роли мотивационной сфе­ры в формировании личности ребенка было уделено в тео­ретических работах Л.И. Божович. С этих же позиций рас­сматривалась психологическая готовность к школе, т.е. наи­более важным признавался мотивационный план. Были вы­делены две группы мотивов учения:

Личностная готовность также предполагает определен­ный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ре­бенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формиру­ется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произволь­ными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная ус­тойчивость, на фоне которой возможны и развитие и про­текание учебной деятельности.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин и его со­трудники выделили следующие параметры:

· умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

· умение ориентироваться на заданную систему требо­ваний;

· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически эти параметры и могут рассматриваться в качестве того нижнего уровня актуального развития произ­вольности, на который опирается обучение в первом классе.

Г.Г. Кравцов рассматривал проблему развития произ­вольности через ее соотношение с волей, подчеркивая, что направление развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны собствен­ной свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть со становлением произ­вольности».

В этом случае можно сделать ряд практически значи­мых выводов, одним из которых является определение для каждого возрастного этапа развития ребенка ведущей дея­тельности в зависимости от вида и уровня произвольности его психической активности.

При этом уровни произвольности не формируются в ли­нейной последовательности, а имеют периоды «перекрытий».

Готовность детей к школе. Ее виды и компоненты

Определение познавательной готовности к школьному обучению

1 Готовность детей к школе. Ее виды и компоненты. . . . . . . . . . . . . . 4

2 Исследование познавательного компонента готовности к школе. . . 8

1.1 Подбор и описание методик.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

1.2 Проведение и результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . 9

Список использованных источников. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Введение

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению [1].

Целью нашей работы является исследование познавательной готовности к школьному обучению.

Объект исследования: познавательная готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. изучить литературу по теме готовности к школе и проанализировать основные понятия по заданной теме;

2. найти и изучить необходимые методики для исследования познавательной сферы детей;

3. подобрать группу детей старшего дошкольного возраста;

4. измерить уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;

5. провести количественный и качественный анализ диагностического исследования;

6. описать проделанную работу и сделать выводы по ее результатам.

Исследование познавательной готовности к школьному обучению является важным элементом в диагностике психологической готовности к школе, без которой не обходиться ни одно учреждение дошкольного образования. Результаты такого исследования показывают уровень развития познавательных процессов детей, их успехи и трудности, сферы возможной коррекционной работы для психолога и педагогов, они позволяют дать необходимые рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Еще статьи:  10 признаков того что мужчина влюблен

Готовность детей к школе. Ее виды и компоненты

Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия “готовности”, или “школьной зрелости”[1].

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [2].

По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [2]. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3].

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно, однако это лишь одна из сторон. Можно выделить три основных вида готовности к школе:

1 Физическая готовность. К основным двигательным качествам относятся сила, ловкость, быстрота, выносливость. По уровню физического воспитания и состояния здоровья всех детей делят в школе для физкультурных занятий на специальные группы: основную, подготовительную и специальную. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь определенные параметры веса, роста, окружности груди, определенное количество молочных зубов, часть которых уже начинает меняться на постоянные. Он должен обладать определенной силой кистей, чтобы хорошо держать в руке ручку или карандаш и не уставать во время письма. У него в этом возрасте активно совершенствуются функции различных органов и систем, происходит нарастание массы более крупных мышц, увеличивается объем активных движений в крупных суставах.

2 Специальная готовность. При поступлении в школу ребенок должен обладать определенным запасом знаний: называть своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, название своего города, столицы страны, в которой живёт, свой домашний адрес, названия основных профессий, может сказать, чем занимаются люди этих профессий, знает основные правила дорожного движения, называет последовательность времён года, времени суток, дней недели. Кроме этого у ребенка должны быть сформированы определенные математические способности (навыки счета, знание геометрические фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб) и пространственные представления (ребенок должен уметь описывать словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги). Так же важно, чтобы у ребенка был сформирован фонематический слух (различение звуков на слух), знание букв, большой словарный запас. Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью. Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

2. Психологическая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (рисунок 1). Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. [4].

По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. [5] В структуре психологической готовности можно выделить следующие компоненты:

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие произвольного внимания; развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); общее развитие речи; развитие познавательного интереса (рисунок 1).

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться [7]. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения (рисунок 1).

Еще статьи:  Формирование самооценки учебной деятельности

Готовность к обучению в школе

Специальная готовность Физическая готовность Психологическая готовность (умение читать, считать, писать) (состояние здоровья,

личностная познавательная социально-психологическая

готовность готовность готовность

готовность к принятию развитие развитие

новой социальной позиции мыслительных коммуникативных

процессов способностей

мотивационная готовность развитие

развитие произвольности произвольного

эмоциональная готовность внимания

развитие памяти

развитие речи

интереса

Рисунок 1. Виды и компоненты готовности к школе

Таким образом, детально рассмотрев понятие готовности к школьному обучению, можем сделать некоторые выводы. Готовность к обучению в школе понятие многокомпонентное понятие, включающее в себя физиологическую готовность, специальную готовность и психологическую готовность (личностная, познавательная, социально-психологическая готовность). Познавательная готовность к школе, как цель нашего исследования является одним из немаловажных компонентов психологической готовности к школе. Познавательная готовность к школе в первую очередь включает в себя развитие познавательных процессов ребенка, для изучения которых важно подобрать адекватные психологические методики.

психология / ВОПРОС ╣ 5 Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Компоненты психологической готовности к школьному обучению.

В структуре психологического понятия «готовность к школе» принято выделять компоненты интеллектуальной готовности, личностной готовности и социально-психологической готовности, эмоционально-волевой готовности.

I. Интеллектуальная готовностьналичие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность – развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу.

Почти все дети, в этом возрасте обладают хорошо развитым и богатым воображением.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов.

У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

II. Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи.

Личностная готовность к школе включает определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

III. Социально-психологическая готовностьналичие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

У ребенка должны быть развиты коммуникативные черты характера: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый для ребенка является непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком отношении ко взрослому и его действиям дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль.

Дети, готовые в этом плане к школьному обучению адекватно подчиняются школьным правилам, ведут себя на занятиях.

IV. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Произвольность поведения проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. Этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here