Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "как наладить отношения с одноклассниками?" с детальным описанием.
Хорошо, когда дружба с одноклассниками завязывается сама собой и школа становится практически вторым домом. Но что делать, если не все так гладко? Проявлять чудеса дипломатии, быть мудрой и терпеливой! Как это сделать? Сейчас расскажем!
Единомышленники: как их найти?
Гораздо проще построить хорошие отношения с теми, кто чем-то похож на тебя. С теми, у кого такие же интересы и увлечения. Твоя одноклассница Маша, как и ты, увлекается биологией? Это отличный повод поработать вместе над докладом или проектом, даже если вы раньше не дружили. Главное, не бойся проявить инициативу, ведь большинство ровесников были бы рады новому знакомству, но стесняются сделать первый шаг, несмотря на свой гордый вид.
Кто-то из ребят слушает музыку, которая нравится тебе? Отлично! Спроси у них о новых группах и песнях или расскажи сама. Музыкальные предпочтения – это вообще очень важная тема, она про чувства, эмоции и даже моду, и она всегда объединяет, а это очень ценно!
Но что делать, если твои увлечения никто в классе не разделяет, а твои чувства и мысли не понимают? Не расстраивайся и не спеши меняться только для того, чтобы угодить окружающим.
В первую очередь, нужно понять: ты чем-то отличаешься от остальных, или тебе просто хочется выделяться на их фоне?
Если ты гоняешь на лонгборде, пока остальные рисуют розочки на ногтях, или читаешь и перечитываешь книги, пока другие обсуждают сериалы, то у нас для тебя хорошие новости: быть особенной – это повод для гордости! Ведь это значит, что ты мыслишь нестандартно и занимаешься тем, что нравится.
Помни о том, что всё в жизни меняется. Твои вкусы тоже могут измениться, и ты сможешь найти единомышленников среди одноклассников. А может быть, кто-то из них скоро начнёт разделять твои интересы!
Жизнь непредсказуема: сейчас у тебя нет ничего общего с соседом по парте, а завтра он создаст фан-чат твоего любимого сериала. Учись открывать новое в людях!
Комплименты и поддержка: как не переборщить?
Ты любишь, когда тебя хвалят и говорят приятные слова? Так вот, другие тоже! Увидела красивое платье у одноклассницы? Обязательно сделай комплимент, ей будет приятно! Одноклассник подготовил интересный доклад по истории? Не завидуй, а похвали его. Видишь, что у кого-то плохое настроение или слёзы на глазах? Подойди, предложи помощь или просто выслушай – иногда этого достаточно.
Почему же нельзя перебарщивать? Если ты будешь хвалить всех и успокаивать «для галочки», твои одноклассники это заметят или почувствуют. Неискренность видна за километр и всегда усугубляет ситуацию, а ещё ты можешь получить репутацию подлизы. Поэтому проявляй участие искренне и только тогда, когда это действительно уместно.
Эмпатия – что это, и зачем она мне нужна?
Эмпатия – это понимание чувств другого человека и умение встать на его место. А ты представляешь, что в голове у твоей подруги, когда она получила плохую оценку, или у сестры, когда она поссорилась с кем-то? Умеешь не подливать масло в огонь? Чтобы лучше понимать людей и быстрее находить с ними общий язык, почаще представляй себя на месте других и старайся поступать с ними так, как хотела бы, чтобы поступали с тобой.
Сплетни: как быть выше этого?
Одно дело – говорить о человеке только хорошее, но совсем другое – распространять слухи за его спиной и устраивать настоящую эпидемию. Если кто-то рассказал тебе сплетню, задай себе вопрос: «Хотелось бы мне, чтобы обо мне рассказывали такое?» И если нет, сделай так, чтобы на тебе цепочка закончилась. А если ты сама стала жертвой неприятных наговоров, сработает совет, знакомый с детства: не обращай внимания.
Сплетнику нужна твоя реакция: слёзы, крики… Но, в общем-то, неважно, что это будет. А вот если в дискомфортной для себя ситуации ты сумеешь сохранить самообладание, то в будущем никому и в голову не придёт смеяться над тобой. Ведь ты выше этого. А значит, твои обидчики быстро потеряют свой интерес.
Но что делать, если игнор совсем не помогает? Ты ведь не будешь переводиться в другую школу из-за парочки сплетниц! Другого выхода нет – придется разговаривать со своими обидчиками. Постарайся поговорить с тем, кто распускает про тебя сплетни наедине, лишние уши здесь ни к чему. Сохраняй самообладание и ни в коем случае не повышай голос. Выясни причину , почему про тебя распускают сплетни. Вполне возможно, что ты чем-то обидела того, кто говорит о тебе гадости сейчас. А может быть, это просто зависть? В любом случае, знание причины таких разговоров помогут тебе быстрее с ними справиться.
Травля: как её избежать?
Почти все знакомы с ситуацией, когда класс делится на несколько обособленных групп, которые не воспринимают друг друга. Или и того хуже: когда все начинают травить кого-то одного из учеников. Сейчас это называется модным словом «буллинг». И тут нам снова поможет упражнение на эмпатию. Поставь себя на месте того, кого все дразнят, обижают, унижают. Каково ему учиться в таком классе? Нравится ли ему ходить в школу? С каким настроением он просыпается по утрам? Уверена, что хочешь участвовать в этом безобразии?
Попробуй сохранить нейтралитет и здравомыслие. И если это в твоих силах, то попытайся помочь тому, кого обижают. Для начала привлеки друзей на свою сторону. И обязательно обрати внимание своего классного руководителяна то, что происходит. Если все травят одного, совсем не обязательно, что проблема именно в нём. Гораздо чаще оказывается, что и другие отношения в классе не так уж хороши, как ты могла подумать раньше.
Что делать, если объектом травли являешься ты? К сожалению, универсального рецепта не существует. Выяснять отношения один на один со своим обидчиком нельзя, это совершенно неэффективно. Работать нужно со всей компанией, потому что в травле всегда больше двух участников. Ведь твой класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.
Главное, что тебе нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены, и ты хочешь это прекратить. Ни в коем случае не отмалчивайся! Если ты будешь молчать и терпеть, потому что тебя могут посчитать стукачкой, ситуация станет только хуже! Сообщи о том, что тебя травят своему классному руководителю или школьному психологу. Говорить со всем классом – это не только твоя забота, но и прямая обязанность взрослых и опытных педагогов.
А какие у тебя отношения с одноклассниками?
Здравствуйте!:) У меня есть довольно-таки серьезная для меня проблема. Не получается наладить отношения с одноклассниками. Начну по порядку. Я учусь в 9 классе. У нас нет конкретных изгоев, надо которыми издеваются, бьют, гнобят и прочее. Но у нас есть ребята, с которыми просто не общаются и пытаются делать небольшие гадости исподтишка…
И, к сожалению я оказалась среди них(. Не люблю это дело, но если себя сравнить с лузерами из нашего класса, то можно с полной уверенностью сказать, что я не такая. Я открытая, общительная , в меру уверенная в себе, не выгляжу несчастной забитой девочкой, красиво одеваюсь (часто это подмечают окружающие), слежу за собой, добрая, дружелюбная, отзывчивая и такая ситуация у меня только в школе. Вообще я оптимистка. У меня никогда не было комплексов и я никому не завидовала, правда правда:))) Раньше у меня была лучшая подруга, которую все ненавидят, даже мои родители, которые открыли мне глаза. Изначально я именно по этому начала общаться с ней, не хотелось поддаваться стадному чувству, да и она была новенькой. Потом я поняла, что она энергетический вампир. Сейчас из класса ни с кем не общаюсь. Я пытаюсь начать разговор, и все такое, но они меня не принимают((. Правда хочется отметить, что у меня с ними нет ничего общего и мне скучно с ними. Они все курят и пьют, у меня с ними разные ценности. Но мне очень хотелось бы найти с ними общий язык и общаться просто как с коллегами, чтобы было с кем общаться в шк. И ДА,Я НЕ ЗУБРИЛА И НЕ ОТЛИЧНИЦА, я обычная средняя ученица. Помогите мне, очень вас прошу:))))) За пределами школы у меня есть друзья, пусть и не миллионы, но те, которые есть любят, уважают и ценят меня. С рождения росла и купалась в любви, родители никогда не повышали голоса. из минусов – рассеянность, невнимательность, близко принимаю к сердцу, если меня что-то раздражает, то начинаю очень сильно огрызаться, могу сказать что-то очень обидное (в силу возраста, я абсолютно уверена в этом). Обычно в обществе я либо влиятельный человек, иногда и бываю лидером, во всяком случае проблем не возникает. Теперь о школе. По скольку я не ходила в садик – была няня, играла во дворе с друзьями, вы не поверите, но меня НИКТО И НИКОГДА НЕ ОБИЖАЛ, если мне память не изменяет. Как пришла в школу, сразу не приняли меня девочки, хотя я хотела подружиться с ними. Из-за этого стала дружить с мальчиками, играла с ними, по-дружески дралась, в общем мы дружили крепко, меня любили несколько мальчиков, от чего девочки сильно бесились. Но в 4 классе я захотела начать общаться с девочками и отделилась от пацанов. Но они меня и тогда не приняли, а плохого я им ничего не делала… не понимаю до сих пор почему так. С родителями у меня прекрасные дружеские отношения, общаемся на равных, очень их люблю. Почему у одноклассников такое отношение ко мне? Кстати практически у всех них плохая самооценка, пускают друг про друга грязные сплетни и так далее. Надеюсь что вы мне поможете).
Автор вопроса: Майя
Ответ психолога:
Здравствуйте, Майя!
Меня очень заинтересовал Ваш вопрос, потому что в нем так много противоречивых сведений! Поэтому мне самой хочется понять, что же можно сделать в такой ситуации!
Давайте будем разбираться вместе и по порядку!
Если я Вас правильно поняла, то Вы попали в классе в ту группу, которая не входит «в круг избранных, которых большая часть этого круга считает «лузерами». Вы не разделяете интересов этого круга, который по Вашим словам «курят и пьют и у Вас с ними разные ценности», но при этом для Вас является потребностью признание Вас этими посторонними для Вас людьми, с которыми Вы проводите хоть и большую часть времени, но все же не основную? Насколько я помню школу, там все-таки основное время занято учебным процессом, а перемены – достаточно малы для полноценного общения. По Вашим же словам у Вас вне школы есть свой круг друзей, в котором Вас и ценят и понимают и разделяют Ваши увлечения и ценности!
Майя! Зачем тогда Вам признание людей, которые даже в Вашем описании недостойны быть среди Ваших друзей? Может быть дело в том, что Вам как потенциальному «лидеру» очень важно признание такого «лидерства» всеми, кто волей-неволей входит в Ваш круг? Может это желание все-таки свидетельствует, что и Вам не очень комфортно в Вашем кругу «открытых, общительных , в меру уверенных в себе, не выглядещих несчастными, забитыми девочек, красиво одевающихся, которые следят за собой, добрые и отзывчивые»? Может Вас больше тянет к тем, кто пьет и курит, разделяет низкие ценности? Знаете, есть такое явление, когда от «морали и правильности» хочется «протестовать нарушая все ценные в Ваших кругах нормы и правила»? Может это тот случай? Только признаться даже самой себе Вы не можете.
Конечно, я считаю, что человек по сути своей существо социальное и ему тяжело находиться в кругу его не приемлющих! Но ведь у Вас есть круг, в котором Вы можете ощутить себя принятой! По Вашим словам это и родители и друзья вне школы!
Если Вы так уверены в себе, с высокой самооценкой, как Вы пишите, тогда, на мой взгляд, Вам совсем нет необходимости дополнительного подтверждения ее среди людей, которые по Вашим же словам такой высокой самооценкой не обладают. Им даже для того чтобы ощущать себя сильными нужно объединяться в такие группы, как в Вашем классе!
Прошу Вас еще раз хорошо обдумайте ситуацию, в которой Вы оказались и честно ответьте себе на вопросы, которые я Вам предлагаю! Если Вы увидите в себе «жизненную потребность» во что бы то ни стало оказаться в кругу не изгоев Вашего класса, тогда, наверное не все так хорошо с уверенностью в себе! А если все-таки такая необходимость не такая уж и необходимость, то продолжая демонстрировать Вашему школьному окружению Вашу уверенность Вы сможете справиться с отсутствием «друзей и подруг» в школе, а может быть Ваш пример независимости и самодостаточности сможет укрепить кого-то из Ваших одноклассников- «лузеров» как Вы их называете и дать надежду, что нет необходимости прогибаться под «требования большинства», а стоит оставаться с чувством собственного достоинства и отстаивать свое видение и мнение!
Не так уж и плохо быть «белой вороной», на мой взгляд! Обычно такие люди стают лидерами не только в душе, но и на деле, не просто кажутся ими, а доказывают это всем своим поведение! А за лидерами всегда идут те, кто был массой, у кого сложности с выработкой своего мнения и жизненной позиции! Им тоже нужен пример для подражания и идентификации!
Психолог Гладкова Елена Николаевна
Другие вопросы в данной категории:
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.
Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.
1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.
Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
2. Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет.
Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими).
Иногда родители бывают правы – в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.
Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.
В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.
Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.
3. Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.
Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.
Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то».
Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик – куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.
Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.
Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости. В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе
Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 “Б”».
Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» – или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
Внимание!
Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают – немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками – не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками – не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит – они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
Что делать, если ребенка отвергают
По моим наблюдениям, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д. См. →
Как помочь ребенку в выборе друзей
Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу. См. →
Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)
Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →
Как быть родителям, если учитель отругал ребенка при одноклассниках и ребенок стал замкнутый? Как лучше поступить, если у ребенка конфликт в школе, учителя или ученики его высмеивают? О том, как наладить взаимоотношения с одноклассниками, рассказала педагог-психолог МБУ Городского центра психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО» г. Уфа Екатерина Кудрявцева.
Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе.
– не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
– одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
1
Приучайте ребенка к самостоятельности.
Не следует лично приходить в школу разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
2
Разберитесь в причинах, подчеркивая достоинства ситуации.
Необходима эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь в причинах непопулярности ребенка и попытайтесь их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта. Подчеркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не забывайте, что ребенок смотрит на себя глазами близкого взрослого.
Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку “как у Ленки из 5 “Б””.
3
Интересуйтесь делами и жизнью ребенка.
Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
4
Привлекайте к проблеме учителя.
Помните: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему поможет только учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.
Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
Учите своего ребенка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно – сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу.
5
Научите ребенка заводить знакомства.
Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он.
Наличие друзей – весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка – это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.
6 Разрушайте стереотипы.
Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: “Ну и что?” – или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают – немедленно реагируйте. В первую очередь, оградите ребенка от общения с обидчиками – не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками – не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит – они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего, его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
7
Говорите слова любви, придающие уверенность.
Родитель – «продюсер» талантов своего ребенка. В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим взрослым (родителям, учителям), детям. Говорите своему ребенку почаще слова, свидетельствующие о безусловной любви и формирующие уверенность в себе.
- Я тебя люблю. Я тебе доверяю. Я на твоей стороне.
- Как бы ты сам поступил? Как ты сам можешь изменить ситуацию?
- У тебя все получится совершенным наилучшим безопасным для тебя образом.
- Ты сильный, ты умный, ты способный, не сдавайся.
- У тебя все получится. Я горжусь тобой
- Как прошел твой день?
- Чем могу помочь?
- Спасибо, что ты помогаешь мне.
8
Создайте ребенку круг общения.
Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
9
Научите говорить “нет”.
Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать “нет”, не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Телефон доверия для молодежи и подростков:
223-22-11, 8-800-7000-183
Центр ИНДИГО
Уфа, Шафиева, 12/2
223-58-83, 223-44-49
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.