Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "формирование самооценки учебной деятельности" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Практическая реализация условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности
- 2 Самооценка в учебно-воспитательном процессе
- 3 IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017
- 4 Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании.
- 5 Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников
- 6 Учебная деятельность и формирование самооценки
Практическая реализация условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности
В процессе реализации формирующего этапа нашей работы были выдвинуты основные методы, способствующие успешной реализации формирования адекватной самооценки младших школьников.
C целью формирования адекватной самооценкой у учащихся с заниженным уровнем наиболее эффективным являлось создание ситуации успеха. В процессе проведения учебных занятий по литературному чтению использовался прием «Эврика», суть которого заключалась в том, что перед учащимися создавалась такая ситуация, в ходе которой ученики самостоятельно могли приходить к выводу и раскрывали собственный потенциал и личностные качества. На основе данного приема в ходе нашего урока ученикам было предложено воплотить образ главного героя литературного произведения М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб» через создание художественной иллюстрации. В результате урока и использования данного приема в контексте создания ситуации успеха, учащиеся успешно справились с формой творческого задания по литературному чтению. Данное задание было предложено учащимся в качестве домашней работы, поэтому процесс создания образа главного героя был рассчитан на несколько дней, соответственно, учащиеся тщательно смогли продумать образ главного героя и передать это различными средствами художественной выразительности, которые заранее были записаны и проанализированы вместе с учащимися на уроке.
Особое внимание было обращено к ученику с заниженной самооценкой, которое выражалось в проявлении бо̀льшего интереса со стороны педагога к процессу создания образа главного героя, а также наблюдение педагогом за ходом выполнения работы с целью предотвращения возможных ошибок. В ходе наблюдения было замечено, что ученик с большим интересом вникал в процесс выполнения предложенного задания. На заключительном этапе данного урока состоялась демонстрация и обсуждение выполненных работ учащихся, и особое внимание было уделено работе ученика с заниженным уровнем самооценки, которое выражалось положительной оценкой и похвалой. Также мы просили детей оценить работы товарищей, предварительно научив их делать это тактично и оценивать по определенным правилам. В результате проделанной работы мы сделали вывод о том, что ученики хорошо справились с формой оценивания работ своих товарищей и смогли выделить наиболее успешно выполненные работы у Агеевой М., и Химатовой С.
Для ученика с заниженным уровнем самооценки была создана воспитывающая ситуация персональной исключительности. Целью создания данной ситуации является формирование у ученика готовности к учебно-познавательной деятельности и уверенности в собственных способностях и возможностях. Ученику предоставлялось творческое задание по технологии с конкретно сформулированной целью в форме «Только ты сможешь это сделать», «Никто, кроме тебя, не может это сделать» и т.д. Соответственно, ученик, который знает, что только он способен выполнить данную работу, принимается за нее и старается проявить все свои личностные способности. В ходе проведения урока по технологии, ученику было предложено придумать шаблоны для аппликации к теме урока. Подводя итог проведенной работы было установлено, что поначалу, ученик сталкивался с трудностями в процессе выбора формы и вида шаблона для аппликации, однако затем стал чувствовать себя более уверенным в результате внешней поддержки педагога, и, в конечном итоге, смог предоставить готовые шаблоны для аппликации по теме урока.
Кроме всех вышеперечисленных условий формирования адекватной самооценки, также необходимым условием и элементом педагогического процесса являлось использование приемов само и взаимооценивания учащихся как с завышенной самооценкой, так и с заниженной. Прием самооценивания активно включался на различных этапах выполнения самостоятельных заданий, с помощью которых учащиеся могли дать оценку своей деятельности как в словесной, так и в балльно-рейтинговой форме. Также прием взаимооценивания нередко использовался как одна из форм закрепления учебного материала в балльно-рейтинговой форме. Стоит заметить, что учащиеся хорошо знали все критерии оценивания, поэтому работы были объективно оценены в соответствии с определенными правилами и не вызывали больших затруднений. Например, на одном из уроков по окружающему миру учащимся было предложено проверить тестовую работу своих товарищей. В результате было выявлено, что ученики довольно быстро справились с проверкой самостоятельных работ и в итоге были получены результаты тестирования в виде 8 отличных работ, 14 хороших и 3 удовлетворительных.
Подводя итог нашей практической реализации по всем вышеперечисленным условиям, можно сделать вывод о том, что большинство педагогических условий были полностью реализованы в ходе проведения уроков, такие как: использование демократического стиля общение, создание ситуаций успеха для учащихся с заниженным уровнем самооценки и применение воспитывающей ситуации персональной исключенности, а также использование приемов само и взаимооценивания. В результате было выявлено, вышеперечисленные условия были успешно реализованы в учебной деятельности, поскольку учащиеся полностью справлялись с поставленными задачами и целями в контексте каждого условия, и кроме этого, создание ситуаций успеха и использование воспитывающих ситуаций персональной исключенности, поспособствовали развитию адекватной самооценки у учащихся с заниженным уровнем.
Однако в процессе работы над воспитывающей ситуации выбора было выявлено, что большинство учащихся не смогли успешно реализовать совместную работу в микрогруппах, поскольку ранее данная форма работы не была реализована классным руководителем, соответственно учащиеся испытывали трудности при коллективном взаимодействии в процессе решения общей учебной задачи.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы
Самооценка в учебно-воспитательном процессе
Оценочный компонент занимает ведущее место в любой деятельности, в том числе, учебно-познавательной деятельности школьника. Внешняя контрольно-оценочная деятельность (учителя) и внутренняя контрольно-оценочная деятельность ученика (самооценка) взаимосвязаны. Самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении»[22].
На протяжении обучения оценочная позиция школьника меняется. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во втором классе он может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. По окончании начальной школы учащиеся должны уметь оценивать себя сами, анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания становится условием успешности адаптации во взрослом мире.
Выделены основные психолого-педагогические условия, способствующие формированию самооценки:
· Культура общения взрослых с ребенком;
· Формирование учебной самостоятельности младшего школьника;
· Создание ситуаций успеха в обучении;
· Разнообразие методов и форм учебной работы;
· Обучение школьников приемам самоконтроля, самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;
· Педагогическая поддержка родителей.
Способствуют становлению самооценочного компонента такие приемы организации деятельности, как работа в парах, в творческих группах, индивидуальная работа с учеником и родителями, самостоятельная работа школьника. Сохраняет свое значение внешняя оценка, которая, прежде всего, направлена на научение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля, а также на формирование у них потребности и привычки к самоконтролю.
Процедура самооценки должна быть специально организованна учителем. Наиболее важными являются следующие правила деятельности педагога. Следует помнить, что самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Педагог обеспечивает отбор (разработку) критериев (эталонов) оценивания. Педагог создает комфортную для ученика психологическую среду. Педагог помогает осознать и принять учащимися эталоны и критерии оценки. Педагог обучат учеников сравнивать с критериями (эталонами) свои результаты и делать выводы, составлять с учетом результатов самооценки программу дальнейших действий.
Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности. Эти способности связаны, прежде всего, с развитием интеллектуальной сферы и в целом интеллектуальных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и людях, формировании «умозаключения» относительно себя и других. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы ребенка, так как опираются на потребность в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и достижений в деятельности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8624 –
| 7077 – или читать все.IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– умение перед началом работы спланировать ее;
– умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
– умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
– умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;
– умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Понятие «самооценка» было включено в педагогическую лексику зарубежными (К. Роджерс, У. Джеймс, Р. Бернс) и отечественными (И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович) исследователями. По мнению А.Б. Лариной самооценка – это элемент самосознания, форма отражения субъектом определенного вида отношений между предметом оценивания, эталоном, ценностями, критериями, оценками, полученными со стороны. Т.А. Рытченко отмечает, что на основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке.
Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
В исследованиях Н.Г. Алексеева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной отмечается, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я-концепция», по мнению И.П.Шаховой, это относительно устойчивая система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми. Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Таким образом, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
Самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я-реального», «Я-идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Учителю начальных классов необходимо знать и учитывать, какие условия учебно-воспитательного процесса влияют на формирование адекватной самооценки младших школьников.
База исследования: МБОУ «НОШ п. Центральный».
Выборка исследования: учащиеся 2 класса, в количестве 10 человек, в возрасте 8-9 лет.
Были использованы методики:
1. «Три оценки» А. И. Липкиной.
2. Методика «Дерево» Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономоренко.
3.Методика «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.
4.Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова.
Анализ результатов исследования показал, что у большинства испытуемых адекватная самооценка (7 человек), у 4 учащихся заниженная самооценка и у 4 – завышенная. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих умственных способностей, физических сил, своего отношения к окружающим, поступков, мотивов и уцелей своего поведения, к другим людям и самому себе.
Для формирования адекватной самооценки у ребёнка и родители, и педагоги должны помнить о следующих правилах:
– Не оберегать ребенка от повседневных дел, не стремиться решить за него все проблемы, но и не перегружать его.
– Ставить перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
-Не перехваливать ребенка, но и не забывать поощрять, когда он этого заслуживает.
-Для формирования адекватной самооценки, как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
– Поощрять в ребенке инициативу.
-Не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
– Отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
– Анализировать вместе с ребёнком его неудачи, делая правильные выводы.
Условия формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании.
Соотнесение результата с заданными нормами и эталонами –проверка. Интерпретация и отношение к результату – процесс оцениванияоценка. Оценка: развивающее и воспитывающее значение. Оценка основывается на: перспективности, гуманности и сотрудничества.
Этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке. (В.Я. Якунин):
1. Ведущая роль педагога. 2. Привлечение к оценочной деятельности учащихся в условиях коллективной работы – взаимоооценка. 3. Переход к самостоятельной оценке учебной деятельности. 4. Самооценка (ретроспективная – результатов) и прогностическая (возможностей).
В мотивационном плане оценка позволяет обучащемуся определить меру своего продвижения. Функция самооценки – регулятивная. Самооценка может быть либо стимулом, либо тормозом развития ученика.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
По утверждению Р. С. Немова, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
А.В. Аркушенко выделяет три основных вида самооценки: – адекватная самооценка; – завышенная самооценка; – заниженная самооценка.
Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практического осуществления учебного задания.
По мнению О.И. Романчук, А.Б. Долгина, оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что всё в жизни ему поможет реализовать свои способности.
Дети с адекватной самооценкой довольны собой, активны, находчивы, общительны.
Мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность.
Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей.
Оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Самооценки первоклассников зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя.
Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:- принцип меры;- принцип системы.
Для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
– и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;- проводить с детьми релаксационные игры;- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);- предоставлять детям возможность делать выбор.
Литература:
1) Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.Н.Ф.
2) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 1998.
3) Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов. — Издание второе, дополненное. 2004 г. 384 стр.
4) Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.
Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 886 | Нарушение авторских прав
Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников
Для того, чтобы разобраться в условиях, которые влияют на формирование адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников, необходимо проанализировать понятие учебной деятельности.
В педагогической литературе В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин определяют учебную деятельность как «процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения, без которой становится невозможным овладение другими видами человеческой деятельности» [12, с. 118; 46, с. 55;]. Результатом учебной деятельности является научение.
Говоря о младших школьниках, стоит упомянуть, что учебная деятельность становится ведущей в данный период обучения, которая изначально включает в себя овладение основными знаниями и умениями, необходимых для дальнейшей деятельности учеников. Учебная деятельность младших школьников состоит из: мотивов, учебных задач, учебных действий, а также действий контроля и оценки. Ее роль заключается в том, что она опосредует целую систему отношений ребенка с окружающим миром, а также формирует отдельные качества ребенка и его личность в целом [7, с. 29].
Говоря о формировании личности ребенка, необходимо упомянуть, что становление личности происходит путем формирования самооценки, которая закладывается у младшего школьника уже к 7 годам и начинает активно выражаться в его учебной деятельности. Ребенок в младшем школьном возрасте на начальном этапе обучения уделяет большое внимание своим интеллектуальным возможностям, соответственно, определенные неуспехи в результатах или непроявленное внимание к достижениям со стороны окружающих могут отрицательно сказаться на самооценке младшего школьника.
С приходом в школу ребенок начинает придавать большое значение результатам своей деятельности, которое выражается в проявлении интереса к оценочной системе. Соответственно, определенные успехи и неудачи в учебной деятельности, учительская оценка результатов его деятельности начинают определять самооценку младшего школьника. Как правило, дети по-разному реагируют на ошибки, допущенные в ходе свое работы. Одни могут самостоятельно разобраться в своих ошибках и адекватно отреагировать на определенные замечания учителя, другие дети могут испытывать затруднения или страхи на соответствующие замечания в свой адрес. Именно личное отношение к собственным ошибкам, неудачам, промахам выступают одним из главных показателей самооценки ребенка, проявляющаяся в первую очередь в учебной деятельности.
Поскольку ребенок в младшем школьном возрасте не в состоянии в полной мере идентифицировать свою деятельность и самого себя, в результате чего ребенок формирует мнение о себе исходя из результатов учебной деятельности. Ребенок с адекватной самооценкой способен анализировать свои ошибки и воспринимать объективные замечания в свой адрес со стороны учителя. Однако в начальной школе большинство детей еще не способы объективно смотреть на себя и видеть ошибки в результатах своей деятельности, поэтому учителю необходимо создавать определенные условия, способствующие формированию адекватной самооценки в учебной деятельности.
Самооценка младшего школьника будет сформирована как более адекватная при реализации следующих педагогических условий:
Стиль педагогического общения всех участников образовательного процесса, включая педагога и учащихся, учеников между собой и родителями будет демократичным и основан при принципах уважения к личности ученика.
Самое понятие стиля включает в себя методы и совокупность приемов в определенном виде работы или деятельности. Соответственно, стиль педагогического общения подразумевает под собой особенности взаимодействия между педагогом и учащимися в процессе всего обучения.
Общепризнанная классификация в педагогике подразделяет на авторитарный, демократический и попустительский стили общения. (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.) [18, с. 163; 38, с. 568]. Соответственно, демократический стиль подразумевает под собой процесс сотрудничества между участниками образовательного процесса, при котором педагог в большей степени нацелен на повышение субъективной позиции каждого ученика и включение каждого к решению определенных задач. Главная особенность данного стиля заключается во взаимной ориентации всех учеников в процессе межличностного взаимодействия. В ходе открытых обсуждений конкретных задач, учащиеся вместе с учителем приходят к конкретному решению. Прежде всего, педагог в ходе данного стиля общения проявляет положительное отношение ко всем ученикам, адекватно оценивает их возможности, достижения и поражения, что прямо закладывает основу для формирования адекватной самооценки младшего школьника.
Одним из главных принципов организации педагогической работы с детьми является уважение личности ребенка в совокупности с объективным уровнем требовательности к нему. Данную позицию раннее выдвигал А.С. Макаренко, считавший, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем, больше уважения к нему. Реализация такого принципа также сочетается с принципом опоры на положительные качества и сильные стороны ученика, способствующий на формирование объективного представления ребенка о своих возможностях и способствующий становлению адекватной самооценки младшего школьника.
Следующим условиемявляется сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младшего школьника. Исходя из того, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, необходимо формировать самооценку, используя весь потенциал данного вида деятельности, в результате чего самооценка будет выступать неким процессом для выполнения различных учебных задач. Соответственно, важно научить младших школьников грамотно формулировать свои цели, планировать деятельность, анализировать ее результаты и выстраивать совместно с учителем способы корректировки различных видов деятельности, что предполагает необходимость овладения структурой контрольно-оценочного действия. Таким образом, ребенок, который в достаточной мере овладел соответствующими навыками, способен на объективном уровне оценивать самого себя и свою деятельность исходя из того, что обладает определенным набором учебных действий, необходимых для выполнения образовательных задач, и способен ставить перед собой те цели, которые соответствуют его уровню способностей и возможностей.
Еще одним немаловажным условием является создание ситуации успеха в
ученик способен продемонстрировать свои потенциальные способности и возможности на сформированном уровне. Наиболее действенным использованием ситуации успеха будет использование дифференцированного метода в сочетании с репродуктивным, проблемно-поисковым и творчески-воспроизводящим методов обучения на уроке. Применение дифференцированного подхода является необходимым в учебной ситуации исходя из того, что каждый ученик отличается определенным уровнем способностей, индивидуальными чертами, проявляющихся в учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы предоставить каждому ученику проявить свои возможности, свою индивидуальность, а также сформировать уверенность в своих силах, которая необходима для формирования адекватной самооценки ребенка [11, с. 307].
Особое место также занимает метод создания воспитывающих ситуаций, сущность которого заключается в том, что создается проблемная ситуация, в процессе решения которой ученик свои поведением определяет уровень развития личностных качеств. В роли таких качеств могут быть: способность к коммуникации с другими учениками, моральные качества и др. Поэтому основная задача этого метода-определить уровень развития конкретных качеств у ученика в совокупности с формированием и дальнейшим развитием этих качеств. В современном образовательном процессе выделяют несколько видов воспитывающих ситуаций [15, с.18]
–проверочная, которая направлена на диагностику определенных качеств у ученика;
–воспитывающая, направленная на воспитание нравственных убеждений;
-контролирующая и закрепляющая, которая направлена на закрепление положительных воздействий поведения.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что метод воспитывающих ситуаций весьма необходим для формирования нравственных и личностных качеств учащихся, позволяющий регулировать деятельность и поведение младших школьников.
Формированию адекватной самооценки также будут способствовать приемы самооценивания и взаимооценивания. Сочетание приемов самооценивания и взаимооценивания в учебной деятельности позволяет младшему школьнику проводить анализ результатов собственной деятельности и оценку своих качеств, способностей в совокупности с приемом взаимооценивания, который имеет интерактивный характер и позволяет учащимся оценивать сильные и слабые стороны работ своих товарищей, следовательно, младшие школьники анализируют продвижение в результатах собственной деятельности. Взаимооценивание позволяет рассмотреть ученику свои ошибки и при возможности корректировать их, в результате чего учащийся начинает осознавать важность и необходимость процесса оценивания и оценки. Однако учителю заранее необходимо выдвинуть определенные критерии, по которым ученики будут проводить оценивание работ друг друга. Кроме этого, во избежание конфликтных ситуаций, необходимо донести до учащихся, что важно оценивать работы и результаты друг друга, а не личность самого ученика, в совокупности с личной симпатией или антипатией к нему.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на формирование адекватного уровня самооценки младших школьников влияет ряд определенных факторов. Для того, чтобы факторы, влияющие на самооценку, играли положительную роль, необходимо соблюдать определенные условия, такие как:
-использование демократического стиля домашнего воспитания и педагогического общения между педагогом и учеником, основанный на уважении к личности ребенка;
-формирование на достаточном уровне навыков учебной деятельности;
-использование методов создания воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха при обеспечении дифференцированного подхода, влияющие на формирование адекватного уровня самооценки.
Все это в конечном итоге позволит воспитать личность способную адекватно оценивать свои возможности и достижения, тем самым защищая себя от поражения и чрезмерной переоценки своих заслуг, уверенную, стремящуюся достижению реально поставленных целей, способную к самореализации.
Выводы по первой главе
В результате вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что самооценка является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе.
Адекватная самооценка позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать адекватную критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.
При неадекватной самооценке отсутствует объективное представление о своих возможностях, при которой человек сталкивается с препятствиями как в профессиональной, так и в личностной сферах; искажается восприятие окружающего мира, при котором отсутствует адекватное оценивание ситуаций и в большей степени присутствует эмоциональный компонент. Нормальный уровень самооценки выражается в объективном оценивании личности своих реальных возможностей или невозможностей чего-либо. Завышенная самооценка выражается в искаженном и переоцененном представлении личности о своих достоинствах и возможностях. Заниженная самооценка проявляется в неадекватном занижении потенциала и необъективной оценке личностных качеств субъекта. На формирование самооценки также влияют различные факторы, к которым относятся: стиль домашнего воспитания и непосредственное мнение родителей о ребенке, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка учителя, взаимоотношения в коллективе и собственный жизненный опыт.
Исходя из этих факторов выделяются условия, влияющие на становление адекватной самооценки, такие как: демонстрация учителем демократического стиля общения и стиля взаимодействия с учащимися и всеми участниками образовательного процесса, сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младших школьников, использование учителем эффективных методов таких как: метод воспитывающих ситуаций, метод создания ситуации успеха, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания, самоконтроля и взаимоконтроля в учебной деятельности.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы
Учебная деятельность и формирование самооценки
Доминирующая роль в учебной деятельности в формировании самооценки определяется тем, что именно она (учебная деятельность) формирует предпосылки отвлеченного теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. До овладения научными понятиями дети сознательно обобщают лишь наглядные данные, непосредственно воспринимаемые признаки предмета и не умеют сопоставлять и обобщать свои суждения о нем.
Развитие понятийных форм мышления обусловливает возникновение к концу младшего школьного возраста способности школьника к самонаблюдению, к анализу и соотнесению с предметной ситуацией своих собственных способов деятельности.
Все дети считают, что они могут лучше учиться, что им просто не удается реализовать свои возможности в учении. Однако только в III классе дети осознают, что, кроме внешних обстоятельств, существуют еще и внутренние, связанные с особенностями их личности, причины, которые этому препятствуют.
Учебная деятельность как общественно оцениваемая, доминирует в формировании самооценки. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т. д. По данным А. И. Липкиной, уже во II классе у отлично успевающих детей формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не отличник. Это особенно отчетливо обнаружилось, когда эти дети должны были предсказать результаты решения их одноклассниками задачи, не имеющей никакого отношения к учебной деятельности. Задача состояла в том, чтобы из кубиков составить орнамент по картинке. Отличники и здесь предсказывали себе самую высокую оценку, а отстающим отказывали в возможности решить и эту задачу: «Не сделает—двоечница». В действительности оказалось, что все слабоуспевающие справились с этим заданием не хуже, чем дети с хорошей и отличной успеваемостью.
У слабоуспевающих школьников формируется, как правило, заниженная самооценка. Именно у них развивается неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо себя чувствуют среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Таковы данные, которые говорят о том, что влияние успеваемости школьников на их самооценку несомненно.
Но это влияние поддается изменению, коррекции. В исследовании Б. В. Абдрахмановой (СНОСКА: См.: Абдрахманова Б. В. Зависимость самооценки.—Вопр. психологии, 1975, № 5, с. 138.), проводимом под руководством А. И. Липкиной, психолого – педагогический эксперимент состоял в следующем. В одном классе каждого ребенка сравнивали только с ним самим. Успехи или неудачи ребенка не сопоставлялись с результатами, которых достигли другие. В другом классе успехи одного ребенка сравнивали с успехами или неуспехами другого, при этом сопоставляли равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определенных личностных качеств (степень старательности, организованности, дисциплинированности), достигающим в учении других результатов. Сравнение здесь не принижало ученика, а, наоборот, раскрывало перед ним его возможности.
В третьем классе учитель, как обычно, сопоставлял результаты хорошо успевающих с результатами отстающих. Оказалось, что наиболее благоприятная картина обнаружилась в том классе, в котором сравнивались дети, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. В этом классе, где никого особенно не превозносили и никого не принижали, учеников с неадекватной самооценкой оказалось меньше, чем в других классах, и отношения между детьми были наиболее доброжелательными.
В исследованиях, проводимых под руководством В. В. Давыдова (СНОСКА: См: Захарова А. В Формирование самооценки в учебной деятельности/Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1977), особое внимание уделялось изучению путей формирования самооценки. Так, было установлено, что обучение, при котором овладение учебной деятельностью и всеми ее элементами становится предметом специального усвоения, создает благоприятные условия для формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Развитие самосознания у ребенка в этом возрасте проявляется в том, что у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только хорошие, но и плохие свои поступки, не только успехи, но и свои неудачи в учении.
Общение со сверстниками – формирование самооценки. Самооценка младших школьников формируется, и корректируется в общении со сверстниками. Она определяет и «вхождение» ребенка в группу сверстников, так как младшие школьники высоко цент качества личности детей с адекватной оптимистической самооценкой и отрицательно относятся к детям с завышенной самооценкой
«Я не хотела бы оказаться за одной партой с Мариной. Она зазнайка, всегда хвалится, никогда не даст резинку или линейку; когда спрашиваешь, как правильно написать какое – нибудь слово, — не говорит. Притворяется, что не знает».
«В поход я не хотел бы пойти с такими мальчиками, как Миша С и Сережа К Они за все берутся, но, когда не получается, злятся, все бросают и сваливают вину на других. Они очень высокого мнения о себе, как будто лишь они одни умные, а все другие глупые».
У младшего школьника формируется определенный уровень притязания в области личных взаимоотношений. Здесь обнаружена следующая зависимость: дети, занимающие высший, социометрический статус, объективно оценивают себя в различных видах деятельности или проявляют заниженною самооценку; дети, находящиеся в своеобразной изоляции в классе, наряду с адекватной самооценкой проявляют тенденцию к завышению своих возможностей Обнаружено также, что изменение социометрического статуса влечет за собой и изменение в самооценке, и обратно. Эта зависимость проявляется на протяжении всего младшего школьного возраста (СНОСКА: См Филиппюк Г. С Взаимозависимость самооценки детей младшего школьного возраста и их положения в системе личных отношений — В кн.: Социально психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978.)
Специальных исследований, раскрывающих особенности самосознания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, нет и тем не менее можно сказать, что к Б—7 годам ребенок уже усваивает понятие пола, осознает необратимость половой принадлежности и начинает сознательно регулировать свое поведение (выбор игр, товарищей и т. д.) с учетом своего пола. Существуют данные о том, что самооценка девочек, как в III, так и в IV классах, выше самооценок мальчиков. Очевидно, это объясняется тем, что модель поведения девочек (исполнительность, старательность) ближе традиционным школьным требованиям.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение самостоятельно ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Но, чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. (Следовательно, процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки). Учителю начальных классов необходимо уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Активное формирование самоконтроля, происходит подростковом возрасте, но уже младшие школьники доджи приобрести элементы самоконтроля как в учебной деятельности, так и в процессе общения. Как показывают исследования (СНОСКА: См.: Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника. М., 1978.), младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.
Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 1724 | Нарушение авторских прав
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.