Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "формирование культуры общения детей дошкольного возраста" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Для педагога
- 2 Формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода проектов
- 3 Технология “Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста”
- 4 Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности (стр. 11 из 21)
- 5 Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности (стр. 1 из 21)
- 6 Сайт для воспитателей детских садов
- 7 Тема: Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста с помощью сюжетно- ролевой игры.
Для педагога
Автор: Лушникова Галина Михайловна
Должность: врспитатель
Учебное заведение: МДУ комбинированного вида №13
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородская обл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности
Дата публикации: 20.03.2017
Раздел: дошкольное образование
Статья по опыту работы на тему: «Формирование культуры общения у детей
Формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода проектов
Необходимо всегда помнить, что существуют незабываемые нормы поведения, культура общения, правила общежития людей, без которых человечество не может существовать или может пойти по очень жёсткому пути развития. Эти нормы и правила составляют основу нравственного воспитания, которое необходимо начинать в раннем детстве.
Создание благоприятных условий для формирования основных нравственных чувств и представлений, элементарных навыков нравственного поведения должно быть приоритетной задачей воспитания.
Но, в настоящее время, на первый план выдвигаются физическое здоровье и развитие познавательной сферы ребёнка, а нравственным аспектам уделяется значительно меньше внимания. Из практики известно, что дошкольники слабо владеют проявлением вежливости и если имеют первоначальные знания, то не всегда их используют.
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно реализовать цель,
достичь прогнозируемого результата, что приводит к снижению интереса к познанию. Поэтому необходимо повышать мотивацию к процессу приобретения знаний детьми, использовать поисковую деятельность для решения проблемных ситуаций, так как “…дети любят искать, сами находить. В этом их сила…” (А.Эйнштейн).
“Метод проектов”, разработанный американским педагогом Джоном Дьюри “предусматривает определённую последовательность в организации обучения детей, исходным принципом которого является способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения”.
Опыт, который ребёнок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности, должен стать “движущей силой”, от которой зависит направление дальнейшего развития личности и поможет понять необходимость социального приспособления людей друг другу. В образовательной деятельности с детьми необходимо использовать такие и методы и приёмы, в которых нравственная сторона не решается до конца. В ситуации выбора, ребёнок, используя личный опыт, решает, как поступят сказочные персонажи. Осознание морально-этических норм способствует решением детьми проблемных ситуаций, оканчивающихся вопросами: “Кто поступил правильно?”, “Как поступил бы ты?”
У детей воспитывается желание и умение проникнуть в мир чувств другого человека, понять, что движет его поступками. Развивается толерантность, способность к совместным действиям и умению общаться с другими людьми на основе морали, доброты, сочувствия, но, так же, дети учатся мыслить, осознавать свои интересы, ставить цель и подбирать средства для её достижения, принимать решения и нести ответственность за них, оценивать последствия, что стимулирует внутреннее развитие.
Это и есть составляющие интеллектуального развития ребёнка, главный результат которого – развитие способности к дальнейшему образованию в целом.
по формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста посредством использования “метода проектов”
1. Познакомить детей с элементарными правилами вежливости, повседневным этикетом, нормами поведения в обществе, семье.
2. Развивать умение ставить цель и подбирать средства для её достижения; правильно мыслить, выбирать линию своего поведения и общения со сверстниками и со взрослыми и оценивать последствия, стимулировать внутреннее развитие, самостоятельно принимать решение и поступать в соответствии с нормами нравственности, речевую активность.
3. Воспитывать сдержанность, умение не отвечать раздражением на раздражение других, работать над своим характером и развивать положительные качества.
Необходимые условия
для осуществления педагогического процесса
1. Благоприятный психологический климат в группе.
2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей.
3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком как с равным партнёром.
1.Осуществляется в непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет
(2-ая младшая группа) 1 раз в месяц фронтально или по подгруппам.
2. В образовательном процессе каждый ребёнок принимает добровольное участие в деятельности, свободно располагается и передвигается, что позволяет робкому ребёнку спокойно наблюдать за происходящим и, пор желанию, включаться в игру.
3. Длительность деятельности 10–15 минут.
4. Диагностика по формированию культуры общения прослеживается 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
Этапы непосредственной образовательной деятельности
1. Моделирование игровой ситуации.
2. Введение в проблему.
3. Поэтапное решение проблемы (поисковая деятельность).
Диагностика формирования культуры общения
1. Формирование устойчивого интереса к познанию правил личной гигиены, выполнению культурно-игиенических процессов, удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий.
2. Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения со сверстниками и взрослыми, активизировать желание искать пути разрешения проблемных ситуаций.
3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре, игровому общению, активность и самостоятельность познания, проявление элементов творческой инициативы.
4. Воспитывать умение радостно и доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни
Уровни знаний детей
Высокий: с удовольствием выполняет культурно – гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности, не допускает ошибок, уверен в своих действиях. Использует общепринятые формы этикета. В играх отражает разные сюжеты, легко осваивает способы ролевого поведения, называет свою роль, обращается к сверстникам по имени игрового персонажа, меняет интонацию, принимает и решает игровую ситуацию, охотно вступает в игровые действия. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.
Средний: проявляет интерес к правилам личной гигиены, знает назначение, алгоритм действий, но в процессе допускает незначительные ошибки, не всегда уверен в своих действиях. В играх использует предметы – заместители, но не проявляет творчества. Охотно включается в игры, организованными взрослыми или детьми, но контакты с детьми непродолжительны, наблюдаются отдельные негативные реакции. Преобладают индивидуальные игры. Слабо реагирует на обращение ко всем детям, понимает речь обращённую только к нему. Знает стихи, песни, но исполняет только по просьбе.
Низкий: испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, путается в последовательности действий, ждёт помощи взрослых. Не принимает игровую задачу. Игровые действия однообразны, быстро прекращаются и начинаются новые. Запоминает короткие стихи, песенки, но не готов повторить по просьбе. Проявляет негативное отношение к окружающим, не использует формы вежливого обращения.
Технология “Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста”
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
“Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности”, – отмечал В.В. Давыдов.
Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:
- Формирование у детей знаний норм и правил общения;
- Умение общаться с окружающими;
- Желание ребенка вступать в контакт;
- Предупреждает негуманное проявление эмоций.
Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:
- Интерактивную,
- Коммуникативную,
- Перцептивную стороны речевого взаимодействия.
Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника – это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. Как результат, выделение трех групп детей по уровню сформированности у них навыков культуры речевого общения.
Технология
Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг, данных констатирующего эксперимента, проводимого на базе МДОУ ЦРР – детский сад № 51 города Озерска Челябинской области.
Обучение детей предполагает:
- Введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
- Объяснение их значения.
- Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.
Особенность данной технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Основная цель технологии:
Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи технологии:
- Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
- Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
- Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
- Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
В основу технологии нами положены следующие принципы:
Учет возрастных особенностей старших дошкольников
У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.
Особое внимание уделяется:
- Беседам с детьми;
- Использованию художественного слова;
- Комплиментам, как одному из видов поощрения;
- Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
- Драматизации отдельных произведений.
Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная деятельность – занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.
Игровой принцип – соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.
II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
- введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
- формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.
Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
Перспективный план работы, разработанный на основе данной технологии, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями содержится в Приложении 1.
Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому представляю формы работы с родителями, которые используются для взаимодействия в решении поставленных задач Приложение 2.
Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации педагогам ДОУ Приложение 3, которые позволят им более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В представленной выше таблице отражены:
- Этапы работы по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;
- Задачи развития культуры речевого общения;
- Методы и приемы, используемые педагогом для достижения поставленных задач;
Формы организации деятельности:
СД – совместная деятельность педагога с детьми;
СДД – самостоятельная деятельность детей;
Р – регламентированная деятельность.
Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:
- Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания),
- С разными собеседниками: взрослыми и детьми;
- В разных видах деятельности: регламентированной, совместной, самостоятельной.
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности (стр. 11 из 21)
– обследование умений ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях;
– обследование словарного запаса вежливых слов, умения пользоваться правилами речевого этикета;
– обследование культурных навыков общения в реальной обстановке.
Алгоритм проведения диагностики
1. Подобрать иллюстрированную книгу В. Осеевой «Волшебное слово», семейные фотографии, карточки с изображением различных эмоций, сюжетные картинки «Мальчик ударил девочку», «Тётя злая и добрая», «Девочка уступила место старушке».
2. Индивидуально побеседовать по картинкам .
3. Провести этюд.
4. Понаблюдать за общением детей в сюжетно-ролевой игре «Путешествие».
5. Провести занятие «Культурный человек».
6. Провести экскурсию в музей с поездкой в транспорте.
7. Оценить ответы, высказывания и поведение детей в соответствии с критериями .
8. Составить диагностические итоговые таблицы.
Перечень диагностических заданий
I . Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками
1. Д/и «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»
Цель: выяснить знания детей о мимике, эмоциях.
Материал: карточки с изображением различных эмоций (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).
2. Д/и «Оживи картинку»
Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.
Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».
3. Этюды: «Примерка новой шапки», «Использование пылесоса», «Меня хвалят».
Цель: выявит умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.
4. Д/и «Расскажи и покажи, какими жестами люди используют на картинках»
Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках
II . Обследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях
1. С/р игра «Путешествие»
Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.
Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.
2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой
Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.
Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».
Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?, Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.
3. Занятие – тест «Культурный человек»
Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.
Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.
III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке
1. Экскурсия в музей с поездкой детей в трамвае
Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
Умение пользоваться правилами речевого этикета диагностировалось в процессе наблюдения и проведения II и IIIразделов диагностики.
Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).
Низкий уровень (1 балл) : поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.
Средний уровень (2 балла) : ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.
Высокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.
Исходя из этого, выделяются критерии оценки:
9 – 11 баллов – низкий уровень;
12 -19 баллов – средний уровень;
20 – 27 баллов – высокий уровень.
Диагностика проводилась со всеми детьми формирующей и контрольной групп. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
Таким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас.
Данные обследования детей старшей группы указаны в таблице 1.
Графическое изображение результата констатирующего эксперимента детей старшей группы см. в Приложении (график 1- списочный состав детей с 1-12; график 2 – списочный состав детей с 13-24).
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в старшей группе:
Высокий уровень – 5 ребёнка;
Средний уровень – 11 детей;
Низкий уровень – 8 детей.
В процентном отношении это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 21%;
Средний уровень – 46%;
Низкий уровень – 33%.
По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения.
– разработка группового ролево-игрового проекта, направленного на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников;
– включение сформированных навыков общения в социальное окружение;
– определить эффективность группового ролево-игрового метода в процессе формирования навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам обследования дети старшего возраста были поделены на подгруппы: формирующую (экспериментальную) и контрольную; была определена зона ближайшего развития детей старшего дошкольного возраста, спроектирована последовательная система работы по исследованной проблеме, выбран метод.
Группы подбирались равнозначные по таким критериям, как: возраст, интеллектуальное развитие, воспитанность, условия воспитания в семье.
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности (стр. 1 из 21)
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
Глава 3. Практическая
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
Мы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе – сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада, школы, института – знакомые, малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно. Мы живём в нём, им и для него.
Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении появляется сущность личности, особенности её характера, темперамента, её потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждениях человека, его мыслях и чувствах.
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. Что такое хорошо и что такое плохо, но и способного к действию и поступку.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных.. основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т.д.
Нельзя не сказать и ещё и об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические – демократизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке).
Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и этического воспитания находится на низком уровне. Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта.
Наличие удачных и не очень удачных аспектов в решении вопросов нравственного воспитания дошкольников именно методом проекта – свидетельство актуальности этой проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью нравственного воспитания дошкольников посредством метода проекта и недостаточной экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса.
Значимость проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы дипломной работы: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности».
Дипломная работа имеет важную проблему , которая формулируется следующим образом: является ли эффективным метод группового ролево-игрового проектирования в формировании навыков культуры общения.
Объект исследования: нравственное воспитание дошкольника.
Предмет исследования: групповой ролево-игровой метод проекта, как эффективное средство формирования навыков культуры общения у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:
– создание окружающей среды в группе и дома;
– наличие педагогического такта;
– организация воспитательно-образовательного процесса;
– обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
– включение детей во все виды деятельности;
– интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Значимость исследования. В ходе работы были изучены поза, мимика, жесты, интонация, а также вежливые слова, правила поведения старших дошкольников и доказала возможность ознакомления с навыками культурного общения. Разработан проект ознакомления с навыками культурного общения, которые могут быть использованы в практике детского сада.
В зарубежной психологии проблема нравственного развития давно привлекает к себе внимание исследователей. Характерной чертой зарубежных концепций (психоаналитической, бихевиористской, когнитивно – генетической теории Ж. Пиаже и др.) является понимание нравственного развития как одной из сторон процесса адаптации ребёнка к социальному миру. При этом, нравственное развитие, как правило, рассматривается в качестве особого случая социального развития ребёнка, не отличающегося от него принципиально. В современной психологии в соответствии сеё методологическими принципами нравственное развитие ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребёнка.
Сайт для воспитателей детских садов
Публикация материалов
Тема: Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста с помощью сюжетно- ролевой игры.
Тлепшукова Фатима Мосовна воспитатель 1 категории
Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 38»
Тема: Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста с помощью сюжетно- ролевой игры.
1.Понятие культуры поведения , её компоненты и содержание общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения.
2.Понятие и задачи сюжетно-ролевой игры.
3. Методика формированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно ролевой игры.
Список использованных источников
Введение
Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.
Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.
Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного решения нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту. Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, инициативы. Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята не просто сочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.
Задача педагога- помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.
Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Целью написания данной работы является рассмотрение культуры поведения и особенностей ее формирования у детей дошкольного возраста (на примере старшей группы ДОУ).
Актуальность темы – культура поведения формируется у детей дошкольного возраста под воздействием благоприятного воспитания.
Для достижения поставленной цели следует рассмотреть следующие задачи:
1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. Выработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.
Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг, и данных эксперимента, проводимого на базе МБДОУ № 38.
1. Понятие культуры поведения и её компоненты.
Культура (от лат. сultura – воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям.
Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека , в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
2. Понятие и задачи сюжетно-ролевой игры
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Например, «Программу обучения и воспитания в детском саду», то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна – продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая – покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет – тема (в данном случае – магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре – сюжетно-ролевая.
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.
В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.
Способность видеть целое раньше частей – вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать «волшебником» (Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке Волшебника» М.: Просвещение, 1996). А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация – вид воображения.
Сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут.
3. Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.
Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду». «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.
Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует духовного мира ребенка.
На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания (мой руки перед едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.
Вывод . Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
– полное понимание сущности воспитания культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
– знание “механизмов” формирования культуры поведения;
– умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Формирование культуры поведения у дошкольников старшей группы происходит в двух направлениях:
– формирования культуры поведения через уроки вежливости. Основной прием «Уроков вежливости» – проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке;
– формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников
1. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 – 1988.
2. «Ваш ребенок воспитан?». // Д/в №10 – 1986.
3. «Воспитывать тактичного собеседника». // Д/в №8 – 1985.
4. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.
5. Бабанский Ю.К. «Педагогика». – М., – 1988.
6. Бархатова М.С. «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 – 1989.
7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 1997.
8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». – М., 1985.
9. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М., 1984.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
11. Газизова Ф.С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2000 – 229 c.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.