Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "диагностика ребенка сдвг" с детальным описанием.
Содержание
Диагностика и коррекция гиперактивности у детей (стр. 1 из 5)
Диагностика и коррекция гиперактивности у детей
1. История изучения и статистика детской гиперактивности
2. Клиническая картина и диагностика гиперактивности
3. Причины гиперактивности
4. Коррекция гиперактивного поведения
4.1 Работа с родителями гиперактивного ребенка
4.2 Работа с гиперактивными детьми
4.3 Роль педагога в коррекции гиперактивности
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже не хватает.
Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.
В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в зрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.
1. История изучения и статистика детской гиперактивности
Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» – (от греч. Hyper – над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».
S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище – Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.
При описании одних и тех же симптомов, исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Гиперактивность называли «легкой дисфункцией мозга», «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детской энцефалопатией», «гиперкинезом» и т.д.
На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 г. в медицинской литературе появилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [6]
В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. [4].
Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. – 2000, а в 1977 -1980 гг. – 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.
Данные статистического исследования Расселла Баркли [16].
· В среднем, в каждом классе из 30 учеников есть 1 – 3 гиперактивных ребенка.
· Темпы эмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у их сверстников. Например, десятилетний ребенок с гиперактивностью действует на уровне зрелости приблизительно 7-летнего; начинающий водитель 16 лет использует навыки принятия решения на уровне 11-летнего ребенка.
· У 65% гиперактивных детей есть проблемы с подчинением вышестоящим авторитетам, в том числе проявления враждебности на словах и вспышки раздражения.
· 25% гиперактивных учеников имеют другие серьезные проблемы обучения в одной или нескольких областях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного и математика.
· Половина всех гиперактивных учеников имеет проблемы с пониманием услышанного.
· Гиперактивные ученики имеют в два-три раза больше проблем с выразительной речью, чем их сверстники.
· 40% гиперактивных детей имеют, по крайней мере, одного родителя с синдромом гиперактивности.
· 50% гиперактивных детей имеют также проблемы сна.
· Родители гиперактивного ребенка разводятся в три раза чаще.
· 21% гиперактивных подростков постоянно пропускает школу.
· 30% имели низкую успеваемость или должны были остаться на второй год.
Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Но большинство исследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4].
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек [13]. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы (Корнев А.Н., 1986).
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых [1].
Обследование и диагностика при СДВ/СДВГ
Диагностика синдрома дефицита внимания у детей и взрослых
Сами по себе симптомы расстройства дефицита внимания не являются ненормальными. Большинство людей порой чувствуют, что отвлекаются, не могут сфокусироваться или рассеяны. Более того, симптомы СДВГ легко спутать с другими проблемами — включая нарушения обучаемости и эмоциональные проблемы — которые требуют совершенно другого лечения. Вот почему так важно посетить специалиста по психологическому здоровью, чтобы определить, на самом ли деле симптомы относятся к СДВГ.
Обследование и диагностика при СДВ/СДВГ
Не существует какого-то одного медицинского, физического или какого бы то ни было обследования, которое бы выявляло синдром дифицита внимания и гиперактвиности (СДВГ), который раньше называли просто СДВ. Чтобы определить, есть ли у вашего ребенка СДВГ, врач или другой специалист сферы здоровья должен использовать и предложить разные инструменты: список симптомов, ответы на вопросы о прошлых и текущих проблемах, медицинские обследования, чтобы исключить другие причины симптомов.
Помните, что такие симптомы СДВГ, как проблемы концентрации внимания и гиперактивность, можно спутать с другими расстройствами и медицинскими проблемами. Просто от того, что нечто выглядит как СДВГ, это не значит, что оно этим является, поэтому выделите достаточно времени на тщательную оценку и диагностику. Это важно.
Диагностика СДВГ
СДВГ выглядит по-разному в зависимости от человека, поэтому существует широкий спектр критериев — или результатов обследований — которые помогают профессионалам ставить диагноз. Важно быть открытым и честным со специалистом, который проводит оценку, чтобы он мог прийти к более точному заключению.
Важные факторы при диагностике
Чтобы выявить СДВГ, у вас или вашего ребенка должна проявляться комбинация выраженных симптомов СДВГ, а именно: гиперактивность, импульсивность и невнимательность. Проводящие оценку специалисты также обратят внимание на следующие факторы:
- Насколько остры симптомы? Чтобы поставить диагноз СДВГ, симптомы должны оказывать негативное влияние на вас или жизнь вашего ребенка. В целом, люди, у которых на самом деле есть СДВГ, сталкиваются со значительными проблемами в одной или более областях своей жизни: в карьере, финансах или отношениях.
- Когда начались симптомы? Так как СДВГ начинается с детства, врач или психотерапевт посмотрит, как рано появились симптомы. Если вы уже во взрослом возрасте, можете ли вы разглядеть симптомы, вспоминая свое детство?
- Как долго симптомы тревожат вас или вашего ребенка? Симптомы должны продолжаться по крайней мере шесть месяцев подряд.
- Когда и где проявляются симптомы? Симптомы СДВГ должны проявляться во множестве условий: и дома, и в школе. Если симптомы проявляются только в одной среде, то вряд ли дело в СДВГ.
Выбор специалиста, способного диагностировать СДВГ
Квалифицированные профессионал, подготовленный для диагностики СДВГ, — это клинический психолог, терапевт или клинический социальный работник. Выбор специалиста может казаться затруднительным, на первый взгляд. И ниже мы описываем те шаги, мы рекомендуем предпринять, чтобы подобрать правильного специалиста для оценки вас или вашего ребенка.
- Соберите рекомендации. Врачи, психотерапевты и друзья, которым вы доверяете, могут рекомендовать конкретного специалиста. Задайте им вопросы об их выборе и попробуйте последовать их рекомендациям.
- Проделайте домашнюю работу. Найдите сертифицированных профессионалов и специалистов с учеными степенями, к которым вы могли бы обратиться. Если возможно, поговорите с их бывшими пациентами или клиентами, и узнайте, какой у них был опыт.
- Убедитесь, что вам комфортно. Важная часть выбора правильного специалиста для проведения обследования — чувствовать себя комфортно. Постарайтесь быть собой, задавать вопросы и быть честными с профессионалом. Возможно, вам понадобиться поговорить с несколькими специалистами перед тем, как вы подберете того, кто лучше всего поможет вам.
Диагностика СДВГ у взрослых
Многие люди узнают, что у них СДВГ, только когда становятся взрослыми. Некоторые обнаруживают это, когда их ребенок получает диагноз, то есть когда они многое узнают о заболевании и осознают, что оно касается и их. В случае других людей симптомы в конечном счете так сильно опережают возможности совладания с ними, что приводят к существенным проблемам в повседневной жизни, и они начинают искать помощи. Если вы заметили за собой признаки и симптомы СДВГ, запланируйте визит к специалисту в сфере психологического здоровья, с целью прохождения обследования. Когда вы назначите эту важную встречу, испытывать нервозность — нормально.
Если вы знаете, что ожидать, процесс обследования СДВГ не станет смущать или пугать. Многие профессионалы начнут с просьбы к вам заполнить опросник и принести его на встречу. Вас, возможно, попросят указать несколько близких вам людей, которые также смогут принять участие в обследовании. Чтобы определить, есть ли у вас СДВГ, специалист, который проводит оценку, может проделать все или часть из следующего:
- Спросить о ваших симптомах, включая то, насколько долго они беспокоят вас, а также о проблемах, которые они порождали в прошлом.
- Попросить вас пройти тесты на СДВГ, такие как отметить симптомы в списке или пройти тест на внимание.
- Поговорить с членами вашей семьи или близким вам человеком о ваших симптомах.
- Попросить вас пройти медицинское обследование, чтобы исключить физические причины симптомов.
Нужно ли мне проходить обследование на СДВГ, если я — взсролый?
Если вы сталкиваетесь с существенными проблемами в одной из следующих сфер, возможно, вам лучше пройти обследование на СДВГ:
- Работа или карьера: частая потеря работы или прекращение посещения работы;
- Работа или школа: недотягивание до своих возможностей и способностей;
- Повседневные задачи: неспособность следить за домом, оплачивать вовремя счета, организовывать мероприятия;
- Отношения: забывание важных событий, неспособность завершать задачи, расстройства из-за незначительных мелочей;
- Эмоции: пребывание в постоянном стрессе и беспокойства из-за того, что вы не достигаете целей и не выполняете своей ответственности.
Диагностика СДВГ у детей
Когда вы думаете над диагностикой СДВГ у ребенка, лучше всего размышлять об этом в комплексе: вы не одиноки и при поддержке других людей вы сумеете добраться до корней проблем, с которыми борется ребенок. Вместе со специалистом, подготовленным к диагностике СДВГ, вы сумеете провести быструю и точную диагностику, которая приведет к лечению.
Ваша роль как родителя
Когда вы участвуете в диагностике СДВГ у ребенка, вы — лучший адвокат своего ребенка и самый важный источник поддержки. Как родитель в этом процессе, ваша роль связана и с практической стороной, и с эмоциональной. Вы в силах:
- Дать эмоциональную поддержку ребенку в процессе постановки диагноза;
- Гарантировать, что ребенок проходит обследование у лучшего из возможных в вашем случае специалистов; отслеживать скорость и точность обследования; узнать стороннее мнение, если нужно;
- Обеспечить врача или специалиста уникальной и полезной информацией, включая открытые и искренние ответы на вопросы об жизни ребенка и его текущих способах приспособления.
Роль врача или специалиста
Обычно в процесс обследования при диагностике СДВГ у детей вовлечены несколько профессионалов. Физиотерапевты, клинические психологи, школьные психологи, клинические социальные работники, логопеды, специалисты по обучаемости и преподаватели — каждый способен сыграть важную роль в оценке СДВГ.
Как и в случае взрослых, не существует лабораторного или визуализирующего анализа, чтобы поставить диагноз: вместо этого клиницисты основывают свои заключения на наблюдениях за симптомами и за счет исключения других расстройств. Специалисты, которые проводят обследование ребенка, будут задавать целый ряд вопросов, на которые вам следует отвечать открыто и искренне. Специалист может также:
- Запросить подробную медицинскую или семейную историю; воспользоваться психологическими тестами, чтобы измерить коэффициент интеллекта и уровень социальной и эмоциональной приспособленности; провести общее физическое и/или нейрологическое обследование.
- Провести подробное интервью с вами, ребенком и учителями ребенка; наблюдать за тем, как ребенок играет, или ведет себя в школе.
- Использовать стандартизированные скрининговые инструменты для диагностики СДВГ.
Путь ребенка при обследовании на СДВГ
Врачи, специалисты, тесты на СДВГ — все это может казаться неподъемным на пути диагностики ребенка. Но вы сумеете уменьшить хаос в этом процессе, если будете следовать нескольким практическим советам:
- Запланируйте встречу со специалистом. Будучи родителем, вы должны инициировать обследование на СДВГ, чтобы помочь своему ребенку. Чем раньше вы запланируете встречу, тем быстрее вы сумеете получить помощь для СДВГ.
- Поговорите с представителями школы ребенка. Встретьтесь с классным руководителем своего ребенка и прямо и открыто поговорите о ваших планах пройти диагностику. Возможно, учителя помогут вам и облегчат пребывание ребенка в школе.
- Дайте профессионалам полную картину. Когда вам задают трудные вопросы о поведении ребенка, убедитесь, что вы отвечаете искренне. Ваша точка зрения очень важна в процессе обследования.
- Двигайте происходящее вперед. Вы — лучший адвокат своего ребенка, и в вашей власти предотвратить откладывание диагностики. Стараясь не быть навязчивым, встречайтесь с врачами и специалистами часто, чтобы четко понимать, в какой вы ситуации.
- Если нужно, обратитесь за еще одним мнением. Если у вас есть какие-либо сомнения, что ребенок прошел полное обследование, встретьтесь с еще одним специалистом.
Смысл диагноза
Нормально чувствовать себя изнуренным или расстроенным на пути диагностики СДВГ. Но держите в голове, что постановка диагноза — первый шаг с лучшей жизни. Как только вы узнаете, с чем вы столкнулись, вы сумеете начать лечение — а это означает обретение контроля над симптомами и возможность чувствовать себя более уверенным в каждой сфере жизни.
Что означает диагноз СДВГ?
Диагноз СДВГ может переживаться как ярлык”, но лучше думать о нем как об объяснении. Диагноз объясняет, почему вы вынуждены бороться с такими ситуациями, как недостаточная концентрация внимания, неспособность следовать инструкциям, внимательно слушать и быть организованным — все то, что другим дается легко.
В этом смысле постановка диагноза несет облегчение. Вы почувствуете облегчение, зная, что дело вовсе не в лени или недостатка интеллекта у ребенка, но в расстройстве, с которым можно многое сделать.
Также помните, что диагноз СДВГ не означает, что вы будете страдать всю жизнь. Некоторые люди сталкиваются лишь с умеренными симптомами, в то время как другие — с более серьезными. Но вне зависимости от того, в какой части спектра находитесь вы или ваш ребенок, существует много того, что вы в силах сделать, чтобы справиться с симптомами.
Сопутствующие СДВГ заболевания
Важно понимать, что диагноз СДВГ не исключать другие заболевания в психологической сфере. Вот некоторые расстройства, которые не являются частью СДВГ, но в некоторых случаях сопутствуют ему или похожи на него:
- Тревожность. Это чрезмерное беспокойство, которое случается часто и которое трудно контролировать. Симптомы включают чувство неугомонности или на пределе нервов, склонность к утомляемости, панические атаки, раздражительность, мышечную напряженность и бессонницу.
- Депрессия. Симптомы включают чувство безнадежности, беспомощности и ненависть к себе, равно как и изменения в сне и привычках приема пищи, а также утрату интереса к активностям, которыми раньше вы наслаждались.
- Расстройства обучаемости. Это проблемы с чтением, письмом или математикой. Когда дается стандартизованный тест, выясняется, что интеллектуальные способности ученика много выше, чем его успеваемость.
- Злоупотребление психоактивными веществами. Импульсивность и поведенческие проблемы, которые часто сопровождают СДВГ, приводят к проблемам с алкоголем и наркотиками.
Помощь после получения диагноза СДВГ
Диагноз СДВГ может стать отличным пробуждающим звонком и придать вам дополнительных сил, чтобы обратиться за помощью по поводу симптомов, излечив которые вы встанете на путь успеха и счастья. Если вы или ваш ребенок получил диагноз СДВГ, не ждите, чтобы начать лечение. Чем раньше вы начнете лечение симптомов, тем лучше.
- Совладание с СДВГ потребует работы. Подбор правильного лечения для вас или вашего ребенка — процесС, которые требует времени, настойчивости и проб и ошибок. Но вы в силах помочь себе, дополнив профессиональное лечение следующим: получайте возможно больше поддержки, перенимайте привычки здорового образа жизни и делайте все возможное, чтобы совладать с СДВГ.
- СДВГ — лечится. Не бросайте надеяться! При правильном лечении и поддержке вы и ваш ребенок сумеете взять под контроль симптомы СДВГ и построить жизни, которую вы захотите.
- Лечение — ваша ответственность. Только на ваше усмотрение, бороться ли с симптомами СДВГ или нет. Профессионалы в сфере здоровья могут помочь, но в конечном счете ответственность лежит в ваших руках.
- Узнавание всего возможного об СДВГ — ключ. Понимание расстройства поможет принимать информированные решения по поводу всех аспектов жизни и лечения для вас или вашего ребенка.
- Поддержка играет важную роль. В то время как лечиться или нет — ваше решение, поддержка других поможет оставаться мотивированным и продраться через трудные времена.
Переведено с разрешения HelpGuide International, оригинал
Авторы: Сигал Дж., канд. наук; Смитс М.
В редакции декабря 2016
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!
Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.
На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.
Часто ли встречается СДВГ?
По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.
Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?
Особенности поведения при СДВГ – характеристика делится на три категории:
1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.
Как выявляют СДВГ?
Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?
СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.
В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.
Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?
У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:
- Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
- Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
Каковы причины СДВГ?
Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:
– СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
– Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
– Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
Проходит ли СДВГ с течением времени?
Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.
Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?
Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.
Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?
Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.
Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.
Как лечить СДВГ?
Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.
У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?
Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.
Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?
1. Вырабатывайте позитивное отношение.
Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»
2. Не скупитесь на похвалу.
Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».
3. Помогите своему ребенку не волноваться.
Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
– Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
– Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
– Ведите список важных дел.
– Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.
5. Больше общайтесь.
Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.
6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.
– Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
– Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
– Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
– При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
– Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.
7. Правильно реагируйте на плохое поведение.
– Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
– Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
– Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
– Не вступайте в споры с ребенком.
– Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.
Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.
8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.
9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.
Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.
Материал предоставлен команией Eli Lilly.
Диагностика СДВГ
Общая характеристика
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенное поведенческое расстройство у детей, характеризующееся триадой симптомов: невнимательностью, гипеактивностью и импульсивностью Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактив-ностью у детей. М, 2002; Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. СПб.,2007.; Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М, 2005; Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Гри-банов и др. М., 2004. .
Невнимательность у детей с СДВГ проявляется снижением концентрации внимания, что является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в ходе выполнения заданий, требующих длительной концентрации внимания. Гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они отвлекаются на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Дети с СДВГ склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, теряют свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Подобная избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.
Кроме этого, у гиперактивных детей наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной от-влекаемости на посторонние стимулы, которые встречаются непосредственно в ходе выполнения задания Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактив-ностью у детей. М., 2002; Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М, 2005; Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад М., 2007.. Часто также снижается переключаемость внимания.
При этом объем внимания у детей с СДВГ не ниже, чем у их здоровых сверстников Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. С.18..
Гиперативность. Под гиперактивностью у детей понимается избыточная двигательная (моторная) активность. Такие дети все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители жалуются: «Кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Они беспокойны, совершают посторонние движения во время выполнения заданий, требующих усидчивости («ерзают» на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). В отличие от обычных энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер и обычно трудно управляема взрослыми и сверстниками. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперак-тивностью. – СПб.: Речь, 2008. С.80..
Импульсивность – недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад и не выслушав их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам, не умеет проигрывать. Школьные задания ребенок с СДВГ выполняет неряшливо (несмотря на усилия все сделать правильно), излишне настойчив в своих интересах, не взирая на требования взрослого.
Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками являются особенно проблематичными для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, леность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые.
Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем здоровые дети.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.