Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "алалия можно вылечить" с детальным описанием.
Содержание
Моторная алалия
Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Причины возникновения моторной алалии:
Родовые травмы и асфиксии.
Внутриутробные энцефалиты и менингиты.
Неблагоприятные условия развития.
Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.
Болезни раннего детства с отягощением на мозг.
Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.
Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.
Симптомы моторной алалии:
Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).
Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.
Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.
Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).
Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:
· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).
· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.
· Нарушение мелкой моторики.
· Признаки минимальной мозговой дисфункции.
· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.
· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).
· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.
· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).
· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.
· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.
· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.
· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.
· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.
· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.
В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.
Алалия. Лечение алалии
Алалия это сложный речевой дефект, проявляется он в том, что ребенок поздно начинает говорить, у него бедный словарный запас, аграмматизм в речи, присутствует нарушение слогового строения, а также дефекты звукопроизносительной стороны речи.
Алалия недуг центрального происхождения, причина повреждение речевых зон в коре головного мозга. Если повреждение лобной доли коры головного мозга, то мы имеем дело с моторной алалией, а если височной, то корректировать приходится сенсорную алалию. Чаще всего встречаются смешанные формы и деление на эти два вида в некоторой степени условно.
Симптомы алалии
Именно повреждение определенных зон коры головного мозга приводит к развитию алалии, это может быть, как относительно легкая форма, так и тяжелая форма, при которой дети не говорят до 10 – 12 лет, а если и говорит, то оперирует очень скудным словарным запасом.
Диагностировать алалию можно в возрасте двух лет, эта задача ложится на родителей, которые в свою очередь должны знать возрастные нормы речевого развития детей. Малыши с алалией не понимая речь окружающих людей, стараются отстраниться от общества и бывают нелюдимы. В связи с этим на первых порах могут ошибочно решить, что это аутизм. Хотя эти два недуга в корне отличаются и коррекция будет проходить по-разному.
Признаки моторной алалии:
- Ребенок понимает обращенную речь, но возникают большие сложности в экспрессивной речи.
Фразовая речь появляется поздно, после 4 лет. Дети говорят вырванными из контекста словами.
Скудный предречевой период, зачастую лепетание отсутствует вовсе. - Нарушение грамматического строя речи, отсутствует согласованность при склонении.
Ребенок неверно употребляет предлоги. - Скудная речь и характерные ошибки при моторной алалии создают существенные препятствия для нормального учебного процесса, нарушение проявляется так же как дисграфия и дислексия, двигательные апраксии (затруднение с реализацией произвольных движений).
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия в первую очередь проявляется у деток в затрудненном понимании речи извне, ребенку сложно соотнести услышанное с конкретными образами, слышимый текст воспринимается сплошной «простыней», возникают трудности с разделением звуков и слов друг от друга. Из-за смазанного восприятия того, что говорят вокруг у ребенка страдает собственная речь.
Слова у алаликов перекрученные, слоги в словах меняются местами или заменяются похожими. У деток наблюдаются эхолалии (малыш повторяет запомнившуюся фразу многократно, как мантру твердит ее себе под нос десятки раз), ребенок не вникает в речь окружающих, не окликается, но при этом сохраняется сильная реакция на посторонние звуки. Кроме этого часто проявляется органическое поражение мозга и умственное недоразвитие.
Аграмматизм в речи алаликов ярко выражен и подчас сохраняется в той или иной мере на протяжении всей жизни. Словарный запас медленно нарабатывается, а в усвоении грамматики прослеживается стихийность и дисгармония. Конструирование слов происходит искаженно.
Для ребенка характерны следующие ошибки:
- Перестановка слогов (локомотив – молокотив);
- Персеверация (голос – гогоос);
- Пропуск (кошка – кока);
- Контаминация (дом на даче – домача).
У деток с алалией присутствуют невротические реакции, это ничто иное, как ответ на свою несостоятельность и свой дефект. Алаликам свойственна утомляемость, сниженное внимание и плохая работоспособность. Детки быстро устают и это важно учитывать. Занятия не должны быть резиновыми, растянутыми на несколько часов, в противном случае они будут неэффективными.
Также учитывайте биологические часы ребенка, если ребенок более восприимчив к информации с утра, после отдыха, тогда и занятия лучше проводить утром. Если напротив ребенок лучше воспринимает материал вечером, а с утра он заторможенный, тогда и занятия с логопедом лучше перенести на вечер. Нередко при моторной алалии на определенном этапе присоединяется еще и заикание.
Лечение алалии
Бывают случай, когда алалия проходит сама, без коррекционной работы по мере взросления ребенка. Но чаще всего медицинское и логопедическое вмешательство показаны и просто необходимы. При условии, что коррекционная программа составлена правильно, работа проводится систематически и комплексно, ребенок полностью социализируется, речь формируется на хорошем уровне, а взаимодействие со сверстниками в дальнейшем по жизни проходит легко.
В обследовании и постановки диагноза должны принимать самое активное участие следующие специалисты:
Очень важно установить степень поражения мозга, она обуславливает степень тяжести заболевания.
Легкая степень алалии
В коррекции легкой степени часто можно обойтись систематическими занятиями с логопедом. Увеличение словаря, обучение грамматике родного языка, многократное повторение, объяснение и использование метода наглядности дают хорошие результаты и положительную динамику.
Тяжелая степень алалии
При тяжелой степени алалии такой подход малоэффективен, здесь нужна комплексная терапия, включающая в себя ряд компонентов:
- Занятия с логопедом;
- Показан логопедический массаж, воздействуя на мышцы артикуляционного аппарата нормализует тонус речевых мышц, что в свою очередь улучшает произношение;
- Микротоковая рефлексотерапия, задача которой активизировать зоны коры, которые отвечают за мотивацию и стремление говорить;
- Физиотерапия;
- Лазеротерапия;
- Водолечение.
Лечение медикаментами тоже практикуется, но его эффективность не доказана, хотя, коррекция проходит на фоне приема препаратов, активизирующих созревание мозговых структур.
Начинать коррекционную работу с алаликами можно смело с занятий по развитию мелкой моторики рук и формирования когнитивных функций (внимание, память, мышление). Хорошую динамику дают занятия с логопедом на дому и широкое использование принципа наглядности.
Алалия у детей: особенности лечения болезни
Под названием «алалия» таится серьезное заболевание, которое поражает организм детей. Оно отображается в полном отсутствии речи или в грубых ее дефектах.Причиной недуга служит поражение корковых речевых центров головного мозга, которое происходит либо во время внутриутробного развития, либо в первые три года жизни ребенка.
Проявляется болезнь в очень скудном и ограниченном словарном запасе, а иногда, и в полном отсутствии речевых навыков у ребенка соответствующего возраста.
Какие еще симптомы характерны для алалии, что может спровоцировать болезнь, и как с ней бороться, разберемся в статье.
Алалия у детей: коротко о патологии
Алалия представляет собой глубокую несформированость речевой функции, спровоцированную повреждениями некоторых отделов головного мозга ребенка. Заболевание носит системный характер, поскольку нарушаются все компоненты речи – и фонетико-фонематический, и лексико-грамматический. Это значит, что ребенок имеет очень ограниченный словарный запас, и имеющиеся у него слова даются достаточно трудно.
Алалию диагностируют примерно у 1% детей дошкольного возраста. После того, как ребенок пошел в школу этот процент уменьшается еще в половину.
В зависимости от того, какая именно речевая часть мозга была повреждена изначально, различают две разновидности алалии:
- Сенсорная алалия. В таком случае ребенку очень тяжело понимать и воспринимать устную речь, при условии, что со слухом у малыша проблем нет. Это значит, что был поврежден слухоречевой анализатор.
- Моторная алалия появляется при нарушениях работы коры головного мозга, где замыкаются нервные пути речедвигательного анализатора. В таком случае ребенок отлично понимает информацию, которую говорят окружающие люди, но вот слить знакомые звуки в слоги ему достаточно тяжело. Именно потому, вместо привычных слов он издает нечленораздельное мычание или простые и примитивные звуки.
Среди причин, которые провоцируют заболевание часто выделяют нехватку кислорода ребенку во время внутриутробного развития, заражение беременной различными инфекциями, токсикоз на поздних сроках, различные угрозы прерывания беременности, хронические соматические заболевания беременной, падения женщины во время вынашивания ребенка, или другие виды травматизации плода в следствие ушиба.
Лечение моторной алалии: прогноз
Для того, чтобы скорее избавиться от моторной алалии, нужно чтобы лечение было комплексным и включало в себя ряд манипуляций.
Обязательно применяется медикаментозная терапия. Как ни крути, причина болезни – повреждение некоторых отделов головного мозга. Чтобы избавиться от заболевания необходимо применение медикаментов. Чаще всего больным назначают: Гаммалон, Когитум, витаминные комплексы, где преобладает витамины В12 и В15.
Рекомендуются и систематические логопедические занятия. Они должны состоять не только из постоянных занятий с врачом-специалистом, но и домашнюю гимнастику, которую придется делать с малышом родителям.
Очень эффективны сеансы массажа, которые направленны на нормализацию тонуса мускулатуры лица.
Лечение моторной алалии занимает несколько больше времени, чем сенсорного типа заболевания, поэтому родителям нужно набраться терпения и постоянно работать с собственным ребенком для достижения результата.
Результат лечения зависит от степени поражения мозга.
Если она легкой или средней тяжести, то при постоянных занятиях и при условии выполнения всех рекомендаций врача, речь восстановится полностью.
В тяжелых случаях алалии состояние ребенка значительно улучшится.
Сенсорная алалия: особенности лечения
Сенсорная алалия относится к менее изученной форме болезни, которая появляется крайне редко, в следствие поражения левого полушария мозга. Особенность лечения болезни в том, что оно включает в себя несколько этапов.
Прежде всего — это правильная диагностика. Перед тем, как приступить к лечению, очень важно поставить правильный диагноз. Существует достаточно много заболеваний речевого аппарата, нужно определить правильно болезнь, и только потом приступать к ее лечению.
Важны занятия с логопедом, которые производятся систематически. Специалист знает, с помощью каких именно упражнений заставить речевые центры работать в нормальном режиме. Но, к выздоровлению ребенка должны приложить руку и родители. Оптимально хотя бы раз в день выполнять рекомендованные упражнения, тогда вы увидите результат значительно быстрее.
Обязателен прием лекарственных препаратов. Обычно такая терапия включает в себя витаминные комплексы, Цераксон, Кортексин. Эти препараты смогут заставить пораженные части мозга работать активнее и восстанавливать свои функции.
Только постоянная, систематическая и продолжительная работа даст плоды. Выздоровление не произойдет за несколько дней, поэтому родителям следует запастись терпением.
Можно ли вылечить алалию?
То, насколько легко вы избавитесь от алалии, во многом зависит от стадии заболевания во время обращения к специалисту. Чем раньше родители вместе с ребенком обратятся за помощью, тем проще и быстрее будет лечение.
Чтобы поставить правильный диагноз, врачу потребуются результаты постоянного изучения анамнеза пациента и изменений в нем. Так лучше всего прослеживается динамика заболевания.
Также необходимы результаты прохождения электроэнцефалограммы и диагностики уровня слуха, которая может производится несколько раз, для получения более точного результата.
Специалистом также осуществляется проверка развития ребенка. В некоторых случаях, задержка речевого развития — это следствие общей задержки в развитии ребенка. В раннем возрасте это может быть не очень заметно, но дальше отставание будет прогрессировать.
На основании всех описанных выше манипуляций и осмотра ребенка, ставится соответствующий диагноз, назначается лечение.
Как только диагноз будет поставлен, нужно приступать к лечению. Оно будет включать в себя прием медикаментов и постоянные занятия с логопедом, на которых ребенка научат:
- Правильно, четко и разборчиво произносить слова, начиная с самых простых
- Правильно выполнять разные речевые операции
- Делать артикуляционную гимнастику, в которой задействованы губы, щеки, язык
- Акцентировать и удерживать внимание на окружающих ребенка предметах
При данных занятиях значительно расширится словарный запас малыша, что влечет за собой еще и общее умственное развитие.
Кроме регулярного посещения врача, важно так же заниматься с ребенком дома. Здесь, среди родных людей и в привычной обстановке, он более расслаблен и открыт. Этим обязательно нужно пользоваться.
Кроме специальной гимнастики, основные моменты которой покажет логопед, важно постоянно разговаривать с ребенком, провоцируя его повторять слова за вами.
Не стоит использовать для этого какие либо трудные или непонятные слова. Называйте предметы, которые вас окружают и просите повторить за вами. Конечно, сначала это будет получаться очень тяжело, но со временем ребенок привыкнет к такой «работе», увидит свои первые успехи и будет стараться еще больше.
Важно, после каждого, даже небольшого успеха хвалить ребенка, возможно, как-то поощрять его.
При условии, что поражения отделов головного мозга были не критическими и при выполнении всех требований и рекомендаций врача, спустя некоторое время вы полностью забудете об алалии, а ребенок начнет говорить красиво, членораздельно и правильно. Кроме того, значительно увеличится активный словарь малыша, что скажется на его возможности правильно и грамотно формулировать собственные мысли.
Помните, алалия это вовсе не приговор, это только болезнь, при которой ребенок нуждается в дополнительных манипуляциях, процедурах и лечении, а так же в любви, заботе и терпении его родителей и близких людей.
Смотрите познавательное видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Что такое заболевания алалия и что с ним делать
Существует множество различных заболеваний, влияющих на развитие ребенка и человеческой личности в целом. Один из таких недугов, известный, как алалия у детей, обладает характерными симптомами. Выражается это в задержке развития речи или даже ее полном отсутствии. Как распознать данное заболевание, что можно сделать и насколько это серьезно, пойдет речь в данной статье.
Что такое алалия
Так называют комплекс проблем, выражающийся в поражениях долей головного мозга, отвечающих за формирование речи. По статистике, критические для определения болезни периоды составляют:
- развитие в утробе матери;
- первые 3 года с момента рождения.
Алалия у детей с ее характерной симптоматикой становится заметной, как только малыш начинает пытаться говорить. Специалисты относят к первым признакам бедный словарный запас, проблемы со структурой слога и фонемами, ошибки в произношении. При первых проявлениях недуга родителям нужно немедленно показать ребенка врачам, а уже они решат, насколько серьезны опасения.
Важно. Развитие речи – процесс индивидуальный, у разных детей он протекает по-своему. Окончательные выводы можно будет сделать только после проведения специального обследования у логопеда и невропатолога.
Вероятные причины алалии
Как свидетельствует беспристрастная статистика, алалию у ребенка в 3 года и ее симптомы выявляют приблизительно в 1 случае из 100 (это касается и детей дошкольного возраста), а у школьников – гораздо реже. Логопеды относят ее к группе заболеваний общего недоразвития речевых навыков (ОНР).
Не существует строго определенных и четко выявляемых причин болезни. Вероятнее всего, это:
- кислородное голодание младенца;
- инфицирование плода матерью (TORCH-синдром);
- досрочное прерывание беременности;
- перенесенные токсикозы;
- перенесенные матерью травмы с повреждениями плода;
- ряд специфичных заболеваний, диагностированных у роженицы (гипотония, гипертензия, недостаточность – сердечная и легочная).
В большинстве ситуаций результатом тяжелого протекания периода вынашивания ребенка являются сложные роды и последующая патология. Говоря проще, любые анормальные процессы, возникшие до родов, во время рождения малыша с высокой долей вероятности скажутся на его развитии.
В перечень факторов, которые в будущем могут стать причинами недоразвития речи, входят недоношенность, асфиксия при родах, изменение нормального ритма родовой деятельности (преждевременные, затяжные), перенесенные младенцем внутричерепные травмы и так далее. Кроме указанных, в группу риска входят энцефалиты и менингиты, заболевания, связанные с нарушением работы мозга.
Иногда педиатры, в ответ на вопрос, что это за болезнь – алалия, выдвигают версию, что проблемы скрываются в наследственности и общей предрасположенности родителей (ближайших родственников) ребенка. Повлиять на приобретение данного недуга также могут перенесенные в ранние годы хронические (или частые) респираторные заболевания, пневмонии, авитаминозы (рахит).
Продолжают перечень оперативные вмешательства под общим наркозом, плохая социальная адаптация (элементарное отсутствие у ребенка вербальных контактов в необходимом количестве). Поэтому, чаще всего, при выдвижении такого диагноза в анамнез педиатр вносит несколько вероятных причин, приведших к болезни.
На уровне головного мозга причины алалии скрываются в неравномерном (неполном) развитии нервных клеток, что, в свою очередь, приводит к инертности основных функциональных процессов. Без внешнего вмешательства пациенту (учитывая его возраст) тяжело справиться с данными проблемами. Вывод один: требуется активная, интенсивная терапия.
Классификация болезни
За время изучения алалии и ее лечения была накоплена серьезная база данных, облегчающая классификацию болезни. Чаще всего современные логопеды основываются на методе оценки, предложенном В.А. Ковшиковым. Согласно ему, различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) формы. Встречается также смешанная алалия, обладающая признаками обоих видов.
Моторная форма развивается вследствие раннего поражения отдела коры головного мозга, отвечающего за речедвигательный анализ. Малыш полностью понимает, когда к нему обращается, слышит речь, но сам говорить не может. Моторный вид, в свою очередь, подразделяется на афф и эфферентные подвиды. В первом случае развивается дисфункция постцентральной извилины (нижние теменные сегменты, расположенные в левом полушарии). Второй подвид проявляет себя в заторможенности развития премоторной коры (центр Брока, задняя треть нижней извилины в лобной части).
Сенсорная форма, напротив, выражается в проблемах с восприятием звуков (при этом слуховые нервы не поражены) из-за нарушения анализа, синтеза речи в центре Вернике (задней трети височной верхней долевой височной извилины).
Экспрессивная разновидность определяется по специфичным вербальным и невербальным (основанных на неврологической и психологической составляющих) признакам. О проблемах с неврологией свидетельствуют вялая (недостаточная) мелкая моторика пальцев: ребенку сложно дается застегивание пуговиц и завязывание шнурков. Это также выражается в общих двигательных симптомах – неловкости, плохой координации движений. В отдельных случаях малышу сложно управляться с обычными занятиями своих однолеток – складыванием головоломок или мозаики.
Важно. О симптомах болезни можно говорить только в том случае, если у ребенка проявляются явные отклонения в развитии, в то время, как его сверстники успешно справляются с ними. Но окончательный диагноз должен ставить специалист и то после проведения соответствующего обследования.
Кроме указанных, педиатры иногда отмечают проблемы с памятью, восприятием, рассеянное внимание, трудности с эмоциональными проявлениями. Возможен разброс пациентов по степени активности от полной заторможенности до гиперподвижности, при этом общими будут быстрая утомляемость и недостаточная работоспособность.
Побочным эффектом алалии является отставание в интеллектуальном развитии – оно со временем стабилизируется, если вовремя обратить на это внимание и заняться лечением. Одним из самых характерных считают ярко выраженный диссонанс между восприятием ребенком чужой речи и собственными попытками изъясняться (заметны грубейшие отклонения, вплоть до полного отсутствия речи).
Внимание. К начальным проявлениям алалии относят задержку в развитии речевого аппарата: малыш не начинает гулить и лепетать, не может произносить простейшие одно двухсложные слова, отделывается невнятными репликами.
При эфферентной форме мозг не в состоянии анализировать речь и управлять соответствующими органами, что иногда приводит к заиканию. Страдает словарный запас (он крайне беден), детям тяжело общаться со сверстниками. Понимание смысла слов дается с трудом, они часто употребляются не к месту и не так, как при нормальном развитии.
Очередная примета экспрессивной формы – подавляющее преобладание для существительных именительного падежа при почти полном отсутствии иных форм речи, проблемы с изменением остальных частей. Связная речь также формируется с нарушениями: ребенок не понимает разницу между разными явлениями, первоочередным и второстепенным, не различает времена и их связь.
Признаки и симптомы заболевания
У каждого ребенка педиатры выделяют типичные этапы развития: проявления реакции на обращение к нему, движения руками, попытки имитировать речь и вести диалог. Как только наблюдается задержка с достижением определенных результатов, имеет смысл говорить об алалии у детей, ее симптомах, прогнозах и лечении. Если малыш не гулит, не лепечет или вовсе молчит, то в диагнозе можно практически не сомневаться.
Различные виды заболевания сопровождаются характерными отклонениями: трудностями с мелкой моторикой, проблемами с речью (при адекватной реакции на чужие слова), нарушениями в работе вестибулярного аппарата и координации движений. Иногда первичная форма переходит в заикание.
Диагностика
После предварительного диагностирования заболевания пациентов направляют на консультацию к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, психологу и логопеду. Подобное комплексное обследование необходимо для определения масштабов заболевания, а также назначения эффективной терапии. Может быть назначено проведение электро и эхоэнцефалограмм, рентген черепа, оценка реакций на звуковые раздражители и состояния органов слуха.
Важно оценить положение со способностью ребенка запоминать, в особенности – воспринимать слова на слух (чтобы потом суметь их повторить). Логопедический анализ помогает, начиная с подробностей раннего развития, определить вероятные причины и назначить эффективное лечение.
Терапия, в связи с множественностью причин заболевания, носит комплексный характер: дети направляются в специализированные центры и санатории, где, одновременно с медикаментозным лечением, применяется водолечение, физиопроцедуры, различные электростимулирующие методы.
Важно помочь ребенку наверстать упущенное, в ненавязчивой форме привить навыки нормального общения. Стимулирующий эффект также могут оказывать подвижные игры, речевки, считалки, головоломки для развития мелкой моторики.
Профилактика
В случае выявления алалии у детей, лечение в домашних условиях сводится к выполнению рекомендаций врача. Иногда специалисты советуют, как меру профилактики, использовать раннее обучение чтению и письму. Направление для коррекции может задать логопед, подсказав, какими упражнениями стоит заняться. Акцент делается на правильном формировании звукопроизношения.
Особое внимание уделяется постепенному накоплению требуемого словарного багажа с его постоянным, периодическим обновлением. Ввиду возможности выявления алалии уже в первые годы развития, если начать ее коррекцию в 3-4 летнем возрасте, то шансы на полное излечение заболевания и его последствий достаточно высоки.
Профилактические меры означают соблюдение рекомендаций лечащего врача во время беременности, а также минимизацию всех оговоренных выше факторов, способных повлиять на сложное протекание родов.
Схема лечения моторной алалии в России
В этой теме 13 ответов, 1 участник, последнее обновление suadministrator 8 года/лет, 11 мес. назад.
Катя&Матвейка. 1 год назад.
Привет! Я недавно разговаривала с нашим логопедом про то, как лечат алалию (моторную) в России. И ей, и мне стало очень интерсно узнать детали.
Я напишу примерный план, как я поняла его из форумов, а вы меня поправьте, пож-та, где неправильно, или дополните:)
1) Около 2 лет, ребенок не говорит, идешь к невропатологу (?)
2) Он дает направление на МРТ, ЭЭГ (что это?)
3) Выписывает лекарства. Чаще всего:
акатинол
пантогам
кортексин
церебролизин
гаммалон
вит. Mg В6
Какие еще часто выписывают?
4) Ждешь примерно, до 3.5 — 4 лет ребенка, чтобы начать заниматься с логопедом (такой возраст обычно?)
5) Либо не найдя логопеда, записываешься в логоп. садик (тоже с 4 лет)
Как в садике проходят занятия? 1 на 1 или в группе? Часто ли и как долго?
Те же самые вопросы про частных логопедов.
6) Через 3 года таких занятий (плюс к ним лекарства) ребенок идет в обычную школу либо речевую (если проблемы остались)
Очень интересно, как еще лечится мот. алалия? Наверняка я что-то пропустила. Правильный возраст я написала (примерно)?
Как работают логопеды? Как занятия построены?
До какого возраста (примерно) лекарства пьют? Наверное, до школы?
Да ещё мы ходим в дефектологу 2 раза в неделю. Пока не очень хочет заниматься…на полу валяется,на стол ложится,расторможенна на все 100.На предложение дефектолога играть,посмотреть и т.п. — сразу в крик,(кричит ееееее), потом успокаивается и что-то делает по чуть, всё время новорит выйти из комнаты, висит на умывальнике, (хочет руки мыть). Вообщем так пока.
Вы знаете мой сын в 3,5 года никак не говорил, ну несколько слов в его лексиконе было но их понимали только близкие, и на занятиях вел себя ужасно, так как вы описываете поведение своей внучки, а сейчас ничего ходим в обычный сад в лого-группу, болтает все время громко неправильно и непонятно( для окружающих) но это уже беседы. Так что все у вас еще впереди, через год Вы её не узнаете и не переговорите. Я помню в начале наших занятий мы все время что-то клеели, вырезали, сыпали и.т.д., а потом эти произведения на стене вешали Женьке очень нравилось, да и сейчас его художествами стены украшаем, детей это очень стимулирует. Очень советую делать массаж вортниковой зоны и предплечья ( вполне можно освоить самим- некоторые действия просты и особой подготовки не требуют). Важно не забывать если гипертонус- то воздействия должны быть мягкими расслабляющими, а если гипотонус, то наоборот действия носят активизирующий характер.).Удачи!
А я слышала про будильник, не помню где… читала типа заводишь будильник сначала на пять минут и учишь сначала сидеть спокойно… и так по увеличению..
А вообще все отдефекологов зависит, вот у меня первый месяц тоже орал на все… аони держат, заставляют, делают его рукой… это проявление АЧ или силы характера.. все смерился мой, но только со своими дефектологами, то есть дома он как был таким и остался..
Согласна от дефектолога зависит многое. Нас вообще не брали , мы ходили на консалт к 4-м до этого и ни одна не взялась…нет опыта с неговорящими. А эта нам понравилась сразу(но она тоже сначала отказалась) потом всёж уговорили её, теперь ходим, платно конечно. Она молодец , выкладывается полностью, не реагирует на плач, настойчиво предлагает и увлекает. И скачет и на коленях лазает с Настей. Я сижу тут же в комнате, мне аж неудобно. Но пока внучка меня не отпускает с поля зрения.
Сегодня расстроилась из за проявления у внучи явных АЧ. Стояла возле киоска с мелочью всякой и хотела заполучить очередного резинового ёжика (уже сотый по счёту) а ей не купила. стою в сторонке, а она берёт руку рядом стоящего…(ей не важно что незнакомый чел) и тянет её к ёжику. Вот надо ей получить желаемое и всё тут.
а она берёт руку рядом стоящего…(ей не важно что незнакомый чел) и тянет её к ёжику.
babetta, разве это АЧ? Ребенок с АЧ никогда чужого за руку не возьмет. Тут налицо беспроблемный контакт. А что свое хочет получить, так кто ж не хочет-то? Я тоже всегда хочу :).
Согласна с Ольгой, ребенок замечательно идет на контакт, а когда еще начнет врать, так это вообще чудесно, так говорит наш дефектолог, это значит, что мозги работают!
бабетта-а мой глухой только так и общается.берет мою руку-и показывает.или лицо мое поворачивает туда,куда надо,чтоб я посмотрела.
а вы слух проверяли?
Не забивайте голову себе этими АЧ. Ач, нет АЧ может определить только хороший спец. Но попробывала такой вариант получить свое. Вы много видели детей с АЧ и с аутизмом? Как можно, с чем сравнить? Если бы у нее были АЧ, то кроме этого момента(получить игрушку), еще много чего бы заметили.
Медикаментозное лечение речевых нарушений
Этот пост не носит рекомендательный характер, это всего лишь краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях и моя субъективная оценка их эффективности.
Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.
Здесь я расскажу только о препаратах, которые я применяла для лечения своего ребёнка.
Энцефабол – препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.
Этот препарат растормозил нашу речь, до его применения сын не говорил вообще ничего и не понимал обращённую речь. После 8-ми недельного курса он стал понимать окружающих и у нас появилось звукоподражание (звукосочетания отдалённо напоминающие мяу, гав, бе). После второго курса появились слова МАМА, ПАПА. Единственное, этот препарат растормаживает и без того не спокойных детей, мой только что по потолку не бегал. Но после окончания курса лечения всё проходит. Всё это вполне можно пережить, ведь польза значительно перекрывает неудобства от «одичавшего» ребёнка.
Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность.
Пантогам своего рода “витаминки” для мозга. Препарат неплохой, практически все речевики на нем хорошо идут. Мы пантогам применяли в связке с глицином, ведь глицин усиливает действие гопантеновой кислоты. Результат от него заметен, но менее выражен, чем от энцефобола.
Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.
Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.
Наш опыт применения этого препарата печален. Нам его назначил психиатр для устранения раздражительности. Но эффект был диаметрально противоположным, сын стал совсем неадекватным, закатывал жуткие истерики, орал часа полтора по пустяковой причине, и такие скандалы устраивал 3-4 раза в сутки. Он практически не спал, в общем, мягко говоря, был бешеный. После отмены препарата такой эффект продержался несколько дней. Я сама в тот период чуть не свихнулась. С тех пор мы сторонимся нейролептиков (а фенибут больше нейролептик, чем ноотроп) и используем травяные сборы с мягким седативным эфектом.
Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.
Мне он понравился удобством применения — не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в носик и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг. И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий — 3-5 дней. Побочных явлений, у нас не было не каких. Лечебный эффект то него хороший, стойкий. Однако большим недостатком семакса являются его строгие условия хранения — он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше +10 гр.).
Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.
Пожалуй, самый результативный из инъекционных препаратов. После каждого курса церебролизина у нас появлялись приобретения (расширение пассивного и активного словаря, появление в речи глаголов и т. д.). Количество курсов лечения этим препаратом у нас уже неисчислимо.
Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.
Единственное лекарство, от которого не было никакого эффекта, ни положительного, ни отрицательного. Сам по себе препарат хороший, и я наблюдала детей, которые на нём отлично идут. Ходят слухи, что после него часто возникают осложнения, но лично я подтверждений этому не знаю.
Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга.
Этот препарат российский аналог глиатилина. Оба препарата, по моему мнению, бесспорно хороши. “Ума” добавляют, познавательные процессы активизируют, речь стимулируют.
Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться.
Кроме неврологических препаратов я своему сыну давала в обязательном порядке препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.