Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "агрессия причины и последствия" с детальным описанием.
Содержание
Детская агрессивность: причины, последствия и что делать? (Часть I)
Часто родителей пугает детская агрессивность. Действительно, эта проблема актуальна в наше время. И особенно этот вопрос беспокоит родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям в различном виде. Им нелегко признавать, что именно их ребенок агрессивен и является источником неприятностей, проблем в группе детского сада, во дворе или в школе.
Когда ребенок ведет себя агрессивно, то чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают, отчитывают его, и, зачастую, сами теряют контроль над своими эмоциями, становясь «агрессорами». В тот момент, когда взрослый делает порицание, им движет детское чувство превосходства и всемогущества. Легко быть «огромным и сильным» над «малым и слабым»! Мы, взрослые, боимся агрессивности, но порой сами транслируем ее своим детям, при этом запрещая им ее проявлять.
Агрессия имеет несколько определений, но все они подразумевают «направленность на причинение ущерба другому, оскорбления, унижения, жестокость, враждебность и пр.». Помимо физической агрессии среди детей (и не только) ярко проявляется и вербальная агрессия. Поэтому ущерб другому может быть как физический, так и психологический (удар по телу или самолюбию). Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют, зарежут») до прямых оскорблений («Жирный», «Дурак», «Очкарик», «Ябеда»). Физическая агрессия так же может проявляться, как в косвенной форме, так и в прямой.
Косвенная – разрушение продуктов деятельности товарища (ребенок разрушает постройку из кубиков или песка, зачеркивает или сминает рисунок другого); порча или уничтожение чужых вещей (ребенок с силой бросает на пол машинку, с удовлетворением наблюдая слезы ее владельца; разбивает любимую мамину чашку, получая удовольствие от ее огорчения).
Прямая физическая агрессия – непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и уничтожение. Может принимать две формы – символическую и реальную.
- символическая – угрозы и запугивание (ребенок пугает товарища, грозится кулаком, транслирует угрожающую мимику и жесты);
- реальная агрессия – это уже непосредственное физическое нападение (царапанья, хватания за волосы, укусы, битье руками и ногами, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).
Чтобы понять причины агрессии, необходимо выявить ее мотивы и, конечно, сопутствующие переживания. Каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность:
управлять своими побуждениями, желаниями, неумение контролировать их.
- подавление и строгий запрет взрослым на проявление агрессии по отношению к другим людям ведет к аутоагрессии – ребенок наносит самоповреждения и самоистязание (кусает, царапает, бьет себя).
Однако агрессивность имеет несколько сторон: не только отрицательные и болезненные, но и положительные, здоровые. Она может проявляться в сопротивлении или непослушании, замкнутости или враждебности, но также и в активности, экспериментировании, в духе инициативы. Агрессивность может сделать ребенка, а впоследствии и взрослого человека, упорным, стремящимся к достижению целей, успеха, либо безвольным, неуверенным, приспособленцем. Эти производные можно рассматривать и дальше. Но задача, которая стоит перед каждым родителем, – научиться различать агрессию у ребенка и помочь ему справиться с нею. Ведь вырастая, человек становится созидателем или разрушителем своей и чужой жизни, а каким он вырастет, во многом зависит от нас, взрослых. Для этого необходимо понимать природу и происхождение агрессии. Например, в плаче младенца мать без особого труда может услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, а, возможно, он голоден, поэтому и возмущается. Плач ребенка при этом является естественным выражением какой-то неудовлетворенности: физической, то ли душевной боли.
С самого рождения ребенок полностью зависит от родителей. И, причем, это положение устраивает многих взрослых, искусственно пытающихся сохранить его такое положение, инфантилизируя и делая беспомощным. В этом проявляется их значимость, всемогущество и реализуется потребность во власти и давлении. Родители, которые в воспитании и взаимодействии со своими детьми, используют такой подход, заблуждаются и наносят ущерб не только своему чаду, но и себе в первую очередь. Когда наступает момент сепарации (она должна проходить постепенно), а родители «не отпускают», у ребенка развиваются, а затем и закрепляются агрессивные черты, которые проявляются в различном виде. Это расстраивает и огорчает не только родителей, но и самого ребенка. Плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянию и протесту, которые проявляются в виде гнева, вспыльчивости, раздражения, возмущения, злости. Таким образом, и рождается агрессивность, и часто взрослые способствуем ее закреплению. Если не понять причину такого поведения и не изменить, не переориентировать ребенка на другие цели или деятельность, агрессия в различном виде становится чертой характера.
По своей сути агрессия – это реакция борьбы. Она складывается из всех тех составляющих, которые выше перечислены и возникает при попытке ребенка изменить положение вещей исходя из своих потребностей. Все это нормально и предпочтительней, чем проявление беспомощности в виде хлюпанья, хныканья, жалоб, беспочвенного фантазирования, ведущей к уходу от действительности и ответственности за свое поведение и все происходящее. Мы часто восхищаемся сильными, настырными, целеустремленными людьми. Ими движет здоровая агрессия, и мы приветствуем ее. Если агрессия приобретет такую же форму у ребенка, – его ждут успех, достижения и приветствие его родителей! Но противоположная, нездоровая разрушительная агрессивность настораживает нас, т.к. влечет за собой ложь, вымогательство, насилие, мстительность, гневливость и все производные из этого. Поэтому нужно говорить не о полном исключении агрессии из характера ребенка, а о необходимости ограничения и контролировании, т.е. управлении ею. И лучшим способом избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – это проявлять к нему свою любовь. Когда мы любим и проявляем теплоту к котенку, он вырастает ласковым, веселым. Так же и малыш, который чувствует теплоту, любовь и заботу, никогда не вырастит агрессивным, жестоким, враждебным, разрушительным.
Агрессия, ее причины и последствия
материал
Беседа с родителями с целью обсуждения, причины агрессивности и ее влияние на взаимодействия подростка с окружающеми людьми.
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya.odt | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Агрессия,её причины и последствия»
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
П. Обсуждение анкет учащихся
Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.
Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
III. Анализ сочинений учащихся по теме собрания
Учащиеся заранее пишут сочинения по предложенной классным руководителем теме. Классный руководитель предлагает учащимся эпиграф сочинения и поясняет задачу написания сочинения-размышления.
Со мною что-то происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит.
Приходят в праздной суете
Разнообразные не те.
Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось, перестает нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь — обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение-размышление на заданную тему.
Диагностика детской агрессивности. Используя различные диагностические методики, психолог изучает причины детской агрессии. В его задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей.
IV. Памятки для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проя.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число де.
«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло».
«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло».
Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее п.
Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Причины агрессии
Агрессия — не самое приятное слово в нашем языке. Проявления агрессии, к сожалению, встречаются не только в речи, но и в реальной жизни. С агрессивными людьми можно столкнуться на улице, в транспорте, даже в очереди. Казалось бы, агрессия — естественное человеческое чувство, но как же неприятно ощущать её на себе.
Можно ли предотвратить возникновение агрессии у себя и защитить себя от чужого проявления безосновательной злобы?
Откуда берется в человеке агрессия?
Ответ на этот вопрос зависит от того, к какому определению слова «агрессия» мы будем обращаться.
Этимологически слово агрессия восходит к праиндоевропейскому слову *ghredh — «идти» и образовано от латинского ad + gradī, где ad — приставка, обозначающая направление: «к, на», а gradī — «шагать, идти»; aggredi «наступать, нападать».
В психологии есть минимум (!) два практически полярных взгляда на это явление.
С одной стороны, агрессия — биологический инстинкт, развившийся в ходе эволюции в процессе борьбы за выживание. В этом случае под агрессией понимают любое действие, направленное на «модификацию себя или мира вокруг себя». В этом смысле, любая инициатива в каких либо-контактах с миром — есть агрессия. Например, процесс пережевывания пищи — тоже акт агрессии. (Любое подавление этого инстинкта может привести к весьма неприятным для человека последствиям: от психосоматических заболеваний до тяжелых нарушений личности. Но это, пожалуй, тема отдельной статьи).
С другой стороны, чаще в обиходе мы произносим слово «агрессия», когда говорим о намерении причинить вред (агрессивных импульсах) или действиях, причиняющих вред кому-то или чему-то или демонстрирующих враждебное отношение. Причины (мотивы) таких намерений или действий могут быть осознанными и неосознанными (агрессия преднамеренная или инструментальная). С этой точки зрения, агрессивные импульсы или агрессивные действия могут быть вызваны переживанием чувств гнева, отвращения, страха, стыда, ощущением боли, ситуацией невозможности (объективной или предполагаемой) удовлетворения потребностей или ситуацией конкуренции.
В зависимости от степени осознанности мотивов, агрессия может принимать различные формы от игровой: демонстрация ловкости, силы, умений или знаний, до злокачественной (компенсаторной): жестокость, насилие, садизм, некрофилия (любовь к неживому), депрессия, скука.
Можно ли распознать признаки начинающейся агрессии?
Как правило, люди становятся агрессивными не сразу. Это, с одной стороны, хорошая новость (можно успеть «отбежать» вовремя), а с другой стороны, надо знать признаки нарастающей агрессии у собеседника, чтобы этот самый момент предупредить и до беды не довести.
Обращайте внимание на внешние признаки, среди которых:
Отклонение всем телом в сторону от вас.
Явное нежелание продолжать разговор.
Испуганные глаза (страх очень быстро может перейти в свою противоположность — в агрессию).
Уменьшение диапазона интонаций голоса (то человек говорил «певуче», а тут вдруг стал говорить «на одном тоне»).
Если вы заметите эти признаки — будьте внимательны, и, прежде всего, к собеседнику: видимо, вы затронули очень важную и болезненную для него тему. Не исключен также вариант, когда человек в целом переживает в своей жизни сейчас не лучший период, и тогда он на многие ваши нейтральные поступки будет реагировать как на очень нежелательные. Дело не в вас, а в том, что человеку плохо. Отнеситесь к этому с пониманием.
Кстати, бывает полезно и у себя заметить приближающееся агрессивное состояние: знайте, если вокруг вас вдруг увеличивается количество людей, вызывающих ваше раздражение — значит, вы на пороге «срыва». Как правило, дело здесь не в людях, а в вашем состоянии, которое «зеркально» начинает отражаться в вашем восприятии других людей. Отдохните, успокойте себя, остановитесь на минуточку, сосредоточьтесь на ощущениях и сделайте расслабляющую гимнастику. А на будущее — позаботьтесь о том, чтобы научить себя сохранять душевное равновесие и впредь «плохой погоды» в душу не пускать.
Виды и последствия агрессии, как от нее избавиться
1. Различные виды агрессии и гнева
2. Подавлять или выражать свой гнев?
3. Последствия проявления и подавления агрессии
4. Как избавиться от гнева
1. Различные виды агрессии и гнева
Давайте сначала рассмотрим, какая бывает агрессия и на что она может быть направлена.
Агрессия может быть направлена на окружающих: изнасилования, убийства, нанесение увечий, словесные угрозы, оскорбления, грубые интонации, ненормативная лексика, а может быть направлена на себя: самоуничижение (вплоть до самоубийства), саморазрушающее поведение и косвенный вред себе (вплоть до травм, болезней и несчастных случаев). Второй вид агрессии может иметь очень глубокие корни и, как правило, гораздо опаснее первого.
Далее, у агрессии могут быть совершенно разные причины, в зависимости от которых выделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия это ответная реакция на какой-то раздражитель извне (ссора, конфликт). Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно из-за воздействия каких-то внутренних импульсов (накопленных отрицательных эмоций, безпричинная агрессия при психических заболеваниях).
И самое главное агрессия может быть прямая и косвенная. Прямая агрессиянаправляется непосредственно на что-то, вызывающее раздражение, тревогу или возбуждение. В этом случае характерны открытые проявления неприязни, возможно даже рукоприкладство или угроза расправы. А вот при косвенной агрессии гнев обращается на то, что не имеет непосредственного отношения к вызвавшим её чувствам. То есть, к несчастью окружающих, они могут оказаться более удобными объектами для выхода агрессивных чувств, а проявление агрессии в их адрес будет безопасным: так отец, придя с работы, срывает злость на всей семье, а мать после конфликта с соседкой начинает кричать на ребенка.
Вот несколько вариантов косвенной агрессии:
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Это распыленная агрессия, причину которой понять не удается.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Также рассеянная агрессия, как правило не осознаваемая, направлена на окружающих.
- Чувство вины – выражает возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести. В этом случае разрушение направляется на самого себя.
Ни для кого ни секрет, что часто мы оцениваем своих близких по самим себе. Однако надо помнить, что все люди разные и то, что очевидно для нас, вовсе не является такой же истинной для другого человека! Более того, даже проявление гнева у мужчин и женщин происходит по-разному:
Женский гнев чаще всего связан с внешними проявлениями: истериками, криками, слезами. Гнев женщины успокаивается только эмоциями — если к ней «хорошо отнеслись». Большое заблуждение мужчин, когда они разгневавшимся женщинам пытаются доказать что-то с помощью логики, потому что в этот момент женщинам нужносочувствие, тепло, а придумывание рациональных объянений их только раздражает. Супругу достаточно просто обнять и поцеловать свою жену и она успокаивается — гнев проходит. Женщины для облегчения своего состояния могут позвонить подруге, выговорить свой гнев. Если женщина нашла способного выслушать её и понять собеседника, ее гнев может быстро пройти.
Мужской гнев более сдержан по форме, но более тяжелый. Он имеет более понятную логику и подавляется тоже на уровне логики — если мужчине что-то объяснить, и это прямо не унижает его самолюбие, то его гнев, как правило, успокаивается. У мужчин последствия гнева более долговременны и вредны. Мужчина взорвался, наговорил кому-то неприятных слов, а потом носит это в себе – и это может оказаться прямым путём в клинику неврозов. Конечно, здесь все зависит от того, как гнев будет реализован — приведет ли эта вспышка к результату, которого человек хотел, или нет. Если нет — освобождаться от последствий гнева уже будет намного сложнее.
2. Подавлять или выражать свой гнев?
Гнев как паровая бомба, чем больше сдерживать, тем громче взрыв…
В наше время уже практически каждому известно, что опасно для здоровья сдерживать и подавлять свой гнев. Он подобен разъедающей ржавчине внутри организма. Чем больше гнева подавляется в его внешних проявлениях, тем сильнее он начинает раъедать человека внутри. Он разрушителен. Его невозможно уничтожить, запрятав в себя.
«Вы не избавляетесь от раздражения, даже если Вам удается избежать открытого конфликта» (Энджел).
Ваше раздражение обернется сплетнями об обидчиках, предъявлением им претензий и постоянными спорами, что также работает против Вас в общении.
Признаки того, что Вы не даете волю Вашему гневу:
- позволяете другим вымещать злость на себе
- боитесь выразить свой гнев
- предпочитаете по-тихому отомстить обидчику, вместо того, чтобы выразить гнев
- позволяете другим обращаться с Вашими детьми так, как Вам кажется неправильным
Однако, бывают случаи когда даже проявленный гнев не несет разрядки – причина этого кроется в том, что выраженные эмоции ушли не по адресу. Иными словами Вы «ругались не про то». И чем чаще Вы выпускаете свою злость наружу этим способом, тем сильнее впадаете в зависимость от таких разрядок.
Цели такого выражения гнева, как правило, две: или добиться того, чтобы объекту вашего гнева было так же плохо, как вам, или привлечь его внимание к тому, что, по вашему мнению, не в порядке.
Иногда потеря самообладания является единственным способом дать человеку понять, насколько серьезен вопрос, поэтому наша культура допускает это.
Выражать гнев целесообразно только в ситуациях, удовлетворяющих трем условиям: первое, когда гнев это обоснованная потребность в справедливости; второе, когда он направлен именно на того, кто вызвал гнев; и последнее, когда он не является местью.
Представьте себе ситуацию — вы постоянно ловите себя на том, что кричите на своих детей и получаете от этого психологически временное облегчение, хотя позднее испытываете угрызения совести за свое поведение. А можно было бы заняться поисками более подходящей линии поведения — за это время объект вашего гнева подготовится к восприятию ваших наставлений, а вы постепенно успокоитесь.
3. Последствия проявления и подавления агрессии и гнева
Чем больше мы кормим наш гнев, тем больше силы ему даем…
Теперь, давайте рассмотрим, почему в нашей жизни бывают периоды, когда у нас нет сил ни на что, такое впечатление, что жизненная энергия куда-то уходит. Дело в том, что гнев – это наиболее ярко выраженная эмоция, в которой проявляется наша энергетика.Состояние энергетики выражается: во внутренних переживаниях, в их проявлениях вовне. а также в энергозатратах (потерях энергии). Малоэнергичный человек вяло проявляет гнев — это скорее раздражение. У сильного человека, как правило, и гнев сильный. Огромное количество психической энергии проявляется, в том числе, и в приступах бешенства. При этом, чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Частый гнев сравним со сжиганием денег. Гнев — как выброс вулкана. У человека была энергия — и он ее выбросил. Выбросил, как правило, в избытке.
Обычно у человека после вспышек гнева:
- ощущение потери энергии;
- чувство вины за то, что причинил вред другому человеку;
- уязвленное самолюбие, понижение самооценки, так как нанес ущерб самому себе;
- развитие депрессии.
То есть, идет «отлив волны». И эти вспышки с точки зрения современной психологической науки приводят к большому числу заболеваний психогенного происхождения, так как негативные эмоции имеют тонкую связь с телом.
Частый гнев приводит к хроническому состоянию депрессии, удлиняется реабилитационный период апатии и анемии. Когда человек радуется, то это поднимает, повышает запас его прочности, потому что радость — жизнеутверждающая эмоция, наполняющая энергией. Гнев же — эмоция опустошающая. Хоть на какой-то момент человек подсознательно и наслаждается местью, яростью, но выброс больше, чем приток мнимо положительных чувств. Поэтому после этого следует опустошение, человек впадает в прострацию, уже не получает от этого удовлетворения. Его начинает мучить совесть, что что-то идёт не так; со временем развивается депрессия, и гневливый человек постоянно подвержен то депресиям, то раздражению.
Хронические проявления гнева из года в год разрушают наш организм.
Вот некоторые наиболее частые психосоматические заболевания, вызванные гневом:
- повышенный риск сердечно сосудистых заболеваний.
- расстройства функций желчного пузыря;
- хронические расстройства желудка;
- проблемы с зубами;
- мигрени;
- изжога.
вернуться к началу статьи
4. Как избавиться от гнева
Я прошел долгий путь, чтобы осознать, что шел не туда.
Осознайте, что это вы «создаете» гнев. Кто-то может быть вам неприятен, может расстроить вас, но не он «создает» ваш гнев. И еще: вы оцениваете поступки людей вместо того, чтобы оценивать их в целом. Постарайтесь понять, что не всегда люди, поступающие плохо — плохие. Это уменьшит гнев. Если вы злитесь на друга или члена семьи, то лучше спокойно ему об этом сказать. Ослабленный гнев даст вам возможность почувствовать себя увереннее, причем без агрессивности, которая только усилит ваше раздражение и оттолкнет другого человека. Если вы сердиты на шефа, то, вероятно, не можете все ему высказать без последствий. В таких случаях, поделитесь недовольством со своими друзьями, расскажите им о своих обидах.
Самое страшное то, что приступы гнева часто ложатся на плечи родных и близких,могут выплескиваться на собственных детей. Гнев подавляет любовь и ослабляет доверие в семье. Он беспощадно уничтожает самые тёплые, хорошие взаимоотношения. Подумайте, какой стала бы ваша семья без вспышек гнева?
Неконфликтным людям наоборот нужно учиться выражать свой гнев. Можно начать с описания своих чувств в диалоге с посторонними людьми, допустим, в течение недели. «Потренировавшись» на них, попробуйте выразить свои эмоции в общении с коллегой или супругом.
Также хочется сказать про время: время низводит гнев, отнимая его силу. Популярный способ остановить порывы ярости и не окатить ими окружающих – посчитать до десяти, прежде чем как-то отреагировать на грубость или глупость. Отрицательную энергию надо стараться постоянно направлять в конструктивное русло, а не бить кувалдой гнева по собственной голове и не причинять этим гневом вред окружающим.
Однако по-настоящему бороться с гневом можно только тогда, когда Вы действительно осознаете его пагубность и глубину воздействия на Вас и Ваших близких. Если Вы твёрдо решили избавиться от необоснованных вспышек злости, то первое, что следует сделать – это признать проблему и сделать шаг к ее преодолению.
Причины и последствия агрессивного поведения подростков
Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребенок во всем слушается взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 7—10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший подросток, вступивший в период от 13 до 15 лет. Старший подростковый период называют еще «трудным возрастом» или «переломным периодом». Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой — воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Естественно, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок. На этом этапе родители не узнают своего ребенка — настолько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вначале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подростка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников. ( Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М.:Олма-Пресс, 2007. – 510 с.)
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Именно для подростка характерен рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.
В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки, атому, а это ведет к тому, что подросток не будет, или будет значительно реже проявлять агрессию. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы. (Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 1999. – 352 с. )
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Все более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень раздоров. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.
Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат, а педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а представляет собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.
Причины и последствия детской агрессивности
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.
Микколо Маклавелли
Задачи:
- обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
- способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
- причины детской агрессии;
- родительская власть, её виды и пути влияния на ребенка;
- пути преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа:
- проведение классного часа «10 моих «Я»»;
- анкетирование;
- подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
- проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т.д.
Возраст проявления агрессии явно помолодел, т.к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
II. Анализ исследований психологической службы (психолог школы).
Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные действия выступают в качестве:
- Средства достижения какой-либо значимой цели;
- Способа психологической разрядки;
- Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивные проявления подразделяются на:
- Физическую агрессию(использование физической силы против другого человека или объекта);
- Вербальную агрессию(выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
- Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть:
- Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);
- Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.)).
- Инструментальная (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
- Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).
- Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников), по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:
- Наследственно-характерологические факторы:
- наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
- психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
- наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
- Органические факторы
- травмы головного мозга,
- особенности нервной системы,
- ММД и т. п.
- Социально-бытовые:
- неблагоприятные условия воспитания;
- неадекватно-жестокий родительский контроль;
- враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
- конфликт между супругами.
- Ситуационные:
- реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
- чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
- введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
- новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
- нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.
Диагностика агрессивного поведения у детей
Анкета для родителей: «Критерии агрессивного ребенка»
- Временам кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередко приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: Высокая агрессивность – 15-20 баллов, Средняя агрессивность – 7-14 баллов, Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.
Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.
III. Анализ анкетирования (классный руководитель).
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых.
Использованы в работе с детьми: анкета и тест.
Анкета «Незаконченные предложения»:
- Чаще всего я радуюсь, когда …
- Чаще всего я смеюсь, когда …
- Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
- Чаще всего я плачу, когда …
- Чаще всего я злюсь, когда …
- Чаще всего я обижаюсь, когда …
- Мне плохо, когда меня …
Инструкция: перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишете те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
- Я – добрый
- Я – злой
- Я – нетерпеливый
- Я – упрямый
- Я – безразличный
- Я – хороший друг
- Я – умный
- Я – помощник
- Я – обидчивый
- Я – терпеливый
IV. Презентация выставки рисунков на тему «Мои чувства».
V. Подведение итогов.
Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности.
Используемая литература:
- Воскобойников В.М. «Как определить способности ребенка».
- Бреслав Г.Э. «Особенности детской агрессивности».
- Дубровина И.В. «Мы живем среди людей».
- Коляда М.Г. «Шпоргалка для родителей».
- Шебанова В.И. «Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников».
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.