Адаптация и воспитание

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "адаптация и воспитание" с детальным описанием.

Работа педагога в период адаптации детей к ДОУ

Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Профессия воспитателя детского сада – одна из благородных и нужных людям.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов “ребенок – взрослый” и “ребенок – ребенок”.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: “Пришел Петрушка”, “Выдувание мыльных пузырьков”, “Хоровод”, “Догонялки”, “Солнечные зайчики”, и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно “пальчиковыми” играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: “Кто в кулачке”, “Игра с кистями рук” и т.д.

Такие игры, как “Книжка – угадай-ка”, “Вместе с мишкой”, “Чертим разные фигуры”, “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребенок ест с аппетитом;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими.
  • Играет.

Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.

В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды.

Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

Список используемой литературы.

Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении

Поступление в дошкольное учреждение представляет для ребенка значительные трудности, тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни.

Еще статьи:  Главный совет Фен-Шуй для богатства и процветания

С переходом в д/с изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, в д/с становится членом детского коллектива.

Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении не в детское учреждение приобретает большое социальное и психологическое значение.

Одна из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она обратила внимание на нарушения в состоянии здоровья и поведения детей, а также разработала комплекс педагогических мероприятий с детьми, впервые поступающими в дошкольные учреждения.

Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.

Социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Различают 3 степени адаптации:

– легкая – при которой поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. это физиологическая, естественная адаптация.

– средней тяжести – 15-30 дней, ребенок худеет, болеет, но не тяжело

– тяжелая, патологическая от двух и более месяцев, дети долго болеют, подолгу не посещают ДОУ, что удлиняет период привыкания.

Характер и длительность привыкания зависит от возраста детей, состояния здоровья, индивидуальных особенностей.

Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки. а умения, самостоятельность и речь еще несовершенны, поэтому жизнь его тесно связана с обслуживающими его взрослыми, разлуку с которыми ребенок переносит болезненно.

В целях ослабления адаптационного синдрома (отрицательных последствий адаптации) педиатры рекомендуют по возможности сократить длительность пребывания ребенка в ДОУ в первые дни, удлиненность дневного и ночного сна.

За поведением ребенка, его настроением, самочувствием наблюдает воспитатель, врач, старший воспитатель, о чем делают соответствующие записи. в дневнике наблюдений. В соответствующих графах фиксируется аппетит, сон, эмоциональное состояние, отношение к взрослым, поведение дома, рекомендации педагога.

Условия ослабления адаптационного синдрома:

1) не принимать в группу сразу много новеньких

2) оставлять ребенка в яслях на время одного бодрствования

3) не должно быть в первое время прививок (травмируют)

4) не отучать от отрицательных привычек

5) приносить из дома любые игрушки

6) не настаивать на участии ребенка в играх, занятиях, если он не хочет

7) может присутствовать мать.

М. Лямина пишет: «Кратковременное взаимодействие: мать-ребенок-воспитатель-мать создает постепенное доверие к педагогу, возводит его в ранг доверенного лица».

Т.о., расширение специальных контактов, правильная организация педагогического воздействия облегчают течение адаптационного периода.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности периода раннего детства и его значение

2. Принципы организации жизни детей в яслях-саду

3. Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении

Задание для самостоятельной работы:

Разработать проект предметно-развивающей среды в группе детей первого года жизни.

При разработке проекта развивающей среды познакомиться со следующими рекомендациями Лидии Свирской:

  1. Можно ли наблюдать за детьми?
  2. Есть ли места для работы с маленькими подгруппами о одной большой группой?
  3. Не кажется ли помещение перегруженным?
  4. Поддерживает ли среда инициативу детей, в сколь бы малой степени эта инициатива ни проявлялась?
  5. Является ли среда безопасной и гигиеничной?
  6. Расположены ли материалы, игрушки таким образом, что дети могут их использовать максимально эффективно и безопасно?
  7. Подходят ли материалы и игрушки для детей 2 (3 лет?)

Литература:

1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.

2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150.

3. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.

5. Корепанова М.В.Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Монография. – Волгоград, 2001.

6. Свирская Л. Как уйти от линейности //Детский сад со всех сторон, 2005, № 33.

7.Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.

Книга: Приемные дети: как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье – Галина Соломатина

Автор книги: Галина Соломатина

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

В последнее время все больше россиян принимают в свои семьи детей-сирот. Но при воспитании приемных детей, они, как правило сталкиваются с большими трудностями, особенно в адаптационный период. Автор на основе личного опыта воспитания приемного ребенка, а также на основе систематических наблюдений за жизнью замещающих семей рассматривает не только основные проблемы адаптации, но и предлагает конкретные рекомендации по воспитанию приемных детей в этот сложный жизненный период.

Книга адресована в первую очередь приемным родителям, а также всем специалистам, оказывающим комплексную помощь замещающим семьям.

Приемные дети: воспитание, адаптация и возможные трудности

С всяким годом число кинутых ребятишек возрастает, но и число родителей, решившихся на усыновление, тоже растет. Взять в приемную семью чужого ребенка – это ответственный шаг, перед которым нужно все хорошенько обдумать взвесить все «за» и «вопреки».

Семьи, в которых есть приемные дети, зачастую сталкиваются с разными загвоздками, но зная некоторые секреты, их дозволено избежать либо решить в короткий срок.

Мнений, по поводу правильности усыновления, громадное число. К примеру, многие уверены, что сторонний малыш никогда не сумеет стать родным, потому что в его жилах течет идеально иная кровь.

У людей, решивших на данный непростой шаг, идеально другое суждение, потому что они считают, что приемные дети ничем не отличаются от родных. Испробуем разобраться в этом трудном вопросе и разглядеть все точки зрения.

возможные загвоздки в Воспитании приемного ребенка

Люди, решающиеся на усыновление, инстинктивно подготавливаются к загвоздкам в грядущем. Если знать основные ошибки, допускаемые в воспитании и общении, то дозволено недопустить их возникновение. Во многом на нрав отношений в семье влияет мотив усыновления.

Остановимся на вариантах, которые могут привести к происхождению задач:

  • Если родители утратили своего отпрыска и решили обнаружить ему замену. В таком случае «приемыш» должен непрерывно соответствовать определенному образу, сформировавшемуся у взрослых. В результате у чада будет низкая самооценка, и он будет уверен, что его не любят;
  • Часто родители решаются на усыновление, когда не могут самосильно родить. В таком случае из-за непомерной опеки появляются задачи между мужами, потому что женщина перестает уделять внимание мужчине;
  • Взрослые решили взять дите, потому что испытывают к нему жалость. В таком случае они непрерывно будут ожидать от него благодарности и отношения будут нарушенными;
  • Семья берет малыша, дабы реализовать личные педагогические способности. Для этого они могут посещать курсы, постигать литературу, но самое ужасное для них – проявление плохого генофонда. Именно из-за этого взрослые зачастую отправляют чадо в больницу;
  • Некоторые взрослые решаются взять малыша, дабы решить существующие загвоздки и укрепить отношения. Своей эгоистичностью дозволено порушить жизнь невинного ребенка и сделать не только себя, а и его несчастливым;
  • Часто одинокие женщины решаются на усыновление, дабы хоть как-то перекрыть свое одиночество. В таком случае на маленького человека добавочно возлагаются обязанности мужа.
Еще статьи:  Счастье улыбки любовь

Стоит ли говорить приемному ребенку правду?

Наверное, данный вопрос задавали себе все родители, решившие на столь ответственный шаг.

Попробуем разобраться, что может случиться, если беречь тайну:

  • Если взрослые не решились рассказать правду, они непрерывно опасаются, что все раскроется и ощущают дискомфорт. В результате подозрительность и неискренность становится определенным барьером в отношениях;
  • Дите может все узнать нечаянно. К примеру, об этом может рассказать иной человек либо чадо обнаружит подтверждающие документы. В таком случае в отношениях появляется недоверие и разочарование. Все это приводит к становлению бесчисленных задач;
  • Если малыш знает, что он не родной, но ему не были рассказаны подробности самого процесса, у него нарушатся представления о семье и отпрыск непрерывно думает о своей ненужности.

В любом случае правда – это исключительный выход, дабы избежать задач. Если отпрыск зная, что он неродной, будет видеть, как его любят и ценят, серьезных раздоров и непониманий появиться не должно.

Адаптация ребенка в приемной семье

Если родители взяли на попечение грудничка, то специальных сложностей не должно быть, чего невозможно сказать о подростках. Взрослым дюже главно сделать все нужные данные, дабы подрастающий человек мог типично освоиться и ощутил себя полновесным членом семьи и социума. Для типичного становления значимо семейное тепло, любовь, взаимопонимание, доверие и, финально, уважение.

Родители опасаются, что приемные дети рано либо поздно проявят дрянную наследственность. В таком случае взрослые непрерывно живут в напряжении и ищут какие-то недочеты в поведении. Изменить то, что заложено природой, немыслимо, но на все другое дозволено с фурором повлиять.

Правильное воспитание дозволит уравновесить психологическое и чувствительное состояние, изменит привычное поведение и т.п. Главно уделять ребенку время, заниматься с ним и проявлять свою любовь.

Практика показывает, что множество задач появляется именно из-за родителей. Зачастую взрослые опасаются наказать приемного ребенка, когда он не слушается, от того что думают, что будет считать себя чужим и нелюбимым. Правда бывают и случаи, что они не знают, какой именно шаг предпринять, дабы указать чаду на его дрянное поведение.

Важно дабы позже всякий ссоры и выяснения отношений наступало примирение, помилование и поправление прошлых отношений. Приемные дети длинное время учатся любить и слушаться иного человека.

возможные Психологические проблемы Приемного ребенка

Трудное поведение приемного ребенка во многом связано с тем, что у всего своя история и индивидуальные надобности. Следственно для привыкания к новым условиям ему нужна поддержка родителей. У детей в возрасте от 6-ти месяцев до 2-х лет появляется привязанность к человеку, проявляющему крупнейшую опеку и внимание.

Если до этого возраста привязанность не произошла, то, скорее каждого, это огромнее и не произойдет. Отсель дозволено сделать итог, что если у малыша есть обычная привязанность к членам семьи либо к работникам особого учреждения до усыновления, то переход в новую семью будет для него серьезным стрессом.

В больше понятом возрасте ребенок в душе испытывает много смешанных чувств. С одной стороны, он тоскует по родным, а с иной – он их ненавидит из-за неосуществимости быть рядом.

Подобное болезненное состояние зачастую является стержневой поводом враждебного поведения, непослушания и отторжения новых родителей. В такой обстановки взрослые обязаны быть готовыми к сходственному поведению и подмогнуть дитю стремительней приспособиться в новой атмосфере.

Этапы адаптации приемного ребенка в семье:

  • Ознакомительный. Длиться около 2-х недель. В это время проявляются общественные и чувствительные барьеры. Специальное внимание стоит уделить первой встрече. К новому порядку приучать стоит тактично, но напористо. Число правил должно быть умеренным, дабы не пугать малыша;
  • Приспособительный. Длится от 2-х до 4-х месяцев. Когда новейший член семьи привык к новым условиям, он начнет выбирать подходящую линию поведения. В данный период он начнет проявлять свои отрицательные черты нрава, своенравничать, но не стоит думать, что он не слушается намеренно, это лишь показатель важности бывших взаимоотношений. Значимо не проявлять агрессию, а делать все спокойно и уверенно, не забывая при этом о ласковых словах. В этом период появляются психологические барьеры, к примеру, несовместимость нравов, недалекость кругозора и т.п.;
  • Привыкание. Если все прошло благополучно, то отпрыск оценит превосходства нахождения в семье и начнет проявлять ответные чувства.

Новые сложности могут проявиться в подростковом возрасте, когда начинает формироваться фигура. В это время дети хотят обнаружить своих настоящих родителей и задать волнующие вопросы. Значимо, дабы взрослые не противились этому и даже содействовали поиску. Это дозволит осознать «приемышу», что он значим и любим.

Приемный ребенок может стать родным!

Давайте подведем некие результаты адаптации и выделим самое основное:

  • Необходимо заблаговременно подготавливаться к приему нового члена семьи. Дозволено посещать особые курсы, читать литературу и т.п.;
  • Период адаптации может длиться различное время, от того что все индивидуально для всего;
  • Поведение приемыша в период адаптации может быть различным и зачастую меняться;
  • Помните, что привыкать будет не только дите, а и все члены семьи.

Усыновление – солидное решение, которое имеет много последствий. Родителей, решившихся на это, в течение жизни ожидает много испытаний и неожиданностей, с которыми при желании дозволено совладать.

Помните, что для всякого человека на земле, а для приемных детей и подавно, самым главным и нужным условием является любовь.

Особенности адаптации детей
статья по теме

Этот материал представлен в виде рекомендаций для родителей вновь поступающих детей.

Еще статьи:  Нлп для женщин
Вложение Размер
osobennosti_adaptacii_detey.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с но выми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчужде ние, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, что бы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь за висит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный ком форт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, вы яснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого по ступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность по ведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С при ходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц яслей, необходи мо провести соответствующую подготовку.

Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым усло виям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

I. Острая фаза или период дезадаптации . Она сопровождается раз нообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом стату се, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

П. Подострая фаза или собственно адаптация . Характеризуется адек ватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируют ся лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

III. Фаза компенсации или период адаптированности . Характеризу ется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

-легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учрежде нии нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

– адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанав ливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

-тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в дет ском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со сто роны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.

Замедляются рост, прибавка в весе.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыка ния к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая при водила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольно му учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в по вседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

– от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ре бенка;

– от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нерв ной системы;

– от состояния здоровья;

– от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок при вык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

– от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании де тей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ре бенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем про цессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возмож ностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обес печивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период при выкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает про текание адаптационного процесса.

Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме

Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация[19].

Адаптация – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям .

Социальная адаптация– постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности .

Еще статьи:  Делать людей счастливыми цитата

Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки – философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности .

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы .

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления[25].

Специалисты отмечают основные типы адаптации человека [15]:

1) через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов);

2) самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) – самоубийство.

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений[25]. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптивность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды[19].

Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация.

Социальная дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентации, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности (“вор”, “хулиган” “бродяга” и пр.). Именно принятие на себя той или иной социальной роли является показателем адаптации или дезадаптации личности [25].

Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Детский дом должен выполнять важнейшую функцию приобщения ребёнка к социальной жизни (то есть социально-адаптивную функцию) .

Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие[15].

Существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.

Социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:

– неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

– в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;

– в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

– в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;

– в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, их безучастном отношении к детям;

– в недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

– в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:

– общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

– понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

– установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

– четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;

– понимание того, что общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка[3];

– выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

– целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

– своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»
статья на тему

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Еще статьи:  Каким будет 2019 год для каждого знака Зодиака: гороскоп от Анжелы Перл?

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Вложение Размер
sotsialnaya_adaptatsiya.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый стиль жизни дошкольника.

Проблемы здоровья детей.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал.

Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении.

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес.

ВОСПИТАНИЕ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Одна из важнейших забот педагога в организуемом процессе воспитания -это помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуемый. Могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды – в семье, ближайшем бытовом окружении, в неформальных объединениях молодежи, да и в школе и внешкольных учебно-воспитательных учреждениях. Вся мудрость в том, что бороться с ними бесполезно. Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его (ребенка) от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высаживании нельзя этого выработать. Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить».

Под социальной адаптацией современная педагогика понимает «способность школьника к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, готовность выбрать различные способы жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность. Нередко адаптация – только приспособление, подчинение обстоятельствам, потеря себя, бренное существование. Необходимы же жизненная устойчивость, стремление достичь цели, самореализоваться в культурном, нравственно-психологическом, профессиональном отношении». (СНОСКА: Вульфов Б.З, Иванов И.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 604—605)

Именно поэтому помощь детям (подросткам, юношеству) в социальной адаптации — одна из важнейших гуманистических идей воспитания.

На основе этого сформулирована идея адаптивной школы (СНОСКА: Особенности адаптивной школы описаны на основе книги: Капустин H.F7. Педагогические технологии адаптивной школы. М, 1999, С. 7—10), которая рассматривается как школа, создающая условия для самореализации личности ученика и строящаяся на основе системного, синергетического и диалогического подходов.

Адаптивная школа приспосабливается к внешней среде (географической и социальной) и сама влияет на нее. Она приспосабливается также к рациональной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак ее — развитие способностей личности к самоусовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, потенциальных возможностей.

Целью адаптивной школы является создание условий для самостоятельного выбора каждой личностью стратегии своего развития и поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Назначение, которому отвечает структура учебно-воспитательного процесса адаптивной школы, предполагает «обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей».

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ

Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.

Возможны как бы два пути создания педагогом воспитывающей среды. Во-первых, придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: целенаправленное обращение внимания детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила. »), разъяснения непонятных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благодаря тому, что наука достигла немалого. »), этических и эстетических оценок («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе. »), организации наблюдения детьми предметов и явлений («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника, и вы поймете, что не так уж просты эти малюсенькие букашки. ») и т.д. Во-вторых, это конструирование педагогом специальных, воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений:

§ создание в «педагогическом пространстве» ребенка (подростка) социокультурной среды развития;

§ педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

§ создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка (подростка);

§ содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений;

§ сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);

§ взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям;

§ предметная среда воспитания: интерьер школьных помещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы.

Дата добавления: 2015-10-27 ; просмотров: 962 | Нарушение авторских прав

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here