Вытащить из подсознания детские травмы

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "вытащить из подсознания детские травмы" с детальным описанием.

Как исцелить свои детские травмы?

До конца своей жизни мы остаемся детьми в своей душе. Это и хорошо, и не очень. Хорошо, что иногда остается с нами детская непосредственность и яркость чувств, плохо, что некоторые детские переживания и травмы сопровождают нас по жизни до самого конца. Важно это осознавать и учиться действовать по-новому, а не компенсировать боль прошлого.

Моя история о том, что в 1,5 года меня отвезли к бабушке в деревню и оставили там на год. Потому, что у мамы родилась моя младшая сестра, а жить было особо негде: малюсенькая комнатка и никаких перспектив на расширение.

За этот год я забыла мамино лицо и когда вернулась, то просто ее не узнала. Наверное, я решила, что меня бросили… Очень долго маму спрашивали, не из детдома ли они меня взяли?

К чему приводят детские травмы?

И что я заметила за собой в дальнейшей жизни — это то, что при любых сложностях мне хочется «все бросить»: уйти из отношений, из бизнеса, из компании друзей. Так работают детские травмы.

Исходя из происшедших событий, ребенок принимает решение, которое в будущем может его уберечь от новых травмирующих событий. И это решение, принятое на основе прошлых ситуаций, чаще всего совершенно неэффективно в других новых ситуациях.

Например, как здесь: «меня бросили, и чтобы не испытывать боль, бросать буду я сама». И это решение мешает объективно видеть новую ситуацию. Внутренний акцент на прошлых переживаниях закрывает новые возможности и мешает удовлетворять свои настоящие интересы.

Например, если в детстве было сексуальное насилие, то человеку иногда неудержимо хочется его еще раз пережить в той или иной роли. Он ищет ситуации, создает соответствующие отношения и вновь переживает все, что так глубоко поразило его в детстве. Хотя сейчас это совершенно не соответствует его новым уже взрослым интересам и целям, а мешает и часто разрушает его жизнь.

Если было много грубости, унижения и оскорблений по отношению к ребенку, то, вырастая и сознательно стремясь этого избежать, он все равно будет «попадать» в ситуации, подобные детской. Например, легко срываться на грубость и обвинения других людей. Затем испытывать сожаления и вновь это делать. Это, как замкнутый круг.

Что делать со своими детскими травмами?

Почему так важно с этим детским травматичным опытом работать? Потому что бессознательное управляет нами, если мы не стремимся это изменить и не прикладываем к этому душевных сил. Получается медленно и неимоверно трудно: все уже выстроено, зацементировано и сдвинуть что-либо, сделать по-новому — сложно.

Весь детский опыт, закрепленный в нашем сознании и на уровне наших чувств (негативных или позитивных), попадает в категорию «правильное поведение».

Помню историю клиентки, у которой было две младшие сестренки и она, можно сказать, их и воспитывала. Мама пила, и чаще всего срывала свое зло на старшей дочке, постоянно ее унижала. Все выросли. Клиентка пришла с запросом, что слишком много требует от сына и все время им недовольна. Потом выяснилось, что самая большая проблема – ненависть к матери, которая на физическом уровне «душит» ее – у клиентки астма.

Год ушел на осознание проблемы и изменение ситуации. Все душевные процессы не быстрые, самое важное – давать себе время! Теперь с мамой спокойные, хотя и несколько дистанцированные отношения.

Кардинально улучшились отношения с сыном, многое изменилось в сфере бизнеса и зарабатывания денег. Освобождение своего внутреннего пространства от ненависти дает нам колоссальную энергию в жизни и действует на все ее сферы.

Расскажу историю, услышанную от Билла Ридлера

Отец с дочерью были на тренинге. Они игнорировали друг друга, и дочка рассказала, что, когда ей было 6 лет, они катались на лодке. Девочка вдруг упала за борт и начала тонуть. Отец смотрел на нее и ничего не делал. Она барахталась и чудом выбралась сама из воды. После этого случая, они не разговаривали между собой много лет.

Что затем рассказал ее отец. В детстве его купала няня. И однажды примерно в том же возрасте, няня начала топить его в ванне с горячей водой. Его спас садовник, который услышал крики.

Когда дочка упала за борт лодки, и он увидел ее панику и ужас, его просто парализовало: он вспомнил ту страшную ситуацию из своего детства. Что за история у его няни мы не знаем, но можем предположить, что с ней тоже что-то произошло очень страшное для нее.

Наверное, сейчас не нужно объяснять, насколько важно видеть связь ваших нынешних реакций, автоматических и очень быстрых, на некоторые события (слова, отношения) с глубоко травмирующим опытом из детства.

И в этом сложность – в быстроте и автоматизме наших реакций, нам сложно их отследить! Но возможно. Если стремиться быть осознанным и тренировать себя на отслеживание и осознание своих слов и реакций.

В этом вам будут полезны ваши близкие. В ваших близких отношениях вы больше всего расслаблены, и проявляетесь такими, какие вы есть на самом деле. В этих отношениях вы больше раскрываетесь и больше можете узнать о себе. Именно поэтому так много у нас претензий и обид на самых близких и любимых людей.

Итак, как же справиться с этими детскими травмами?

  1. Напишите все случаи из детства, которые связаны с болью и обидами.
  2. Определите свое детское решение, которое вы приняли, чтобы защитить себя в будущем.
  3. Посмотрите, насколько оно соответствует вашим жизненным задачам и целям сейчас.
  4. Перепишите на новое решение, более соответствующее вашим интересам и вспомните все случаи, когда вы действовали уже по-новому.

Вы уже умеете действовать по-новому и ваше осознание этого и закрепление этого решения будет постепенно изменять модели поведения на более продуктивные! Делайте это систематически и вас ждет Успех!

Как исцелить детские психологические травмы?

Как взрослый человек может самостоятельно исцелить детские травмы, неосознанно нанесенные родителями?

Человек должен постараться понять своих родителей почему они совершали те или иные поступки, нанесшие эту самую травму. И нужно их отпустить, простить эту обиду. Я уверена что взрослый самодостаточный человек , уверенный в себе, может сам разобраться в себе , найти причины детских комлексов и сам для себя решить эту проблему. В более тяжелых, запущенных формах, потребуется помощь психолога. Он поможет вам разобраться.

Что мешает нам исцелить детские травмы

Почему нам приходится так долго избавляться от последствий психологических травм, причиненных в детстве матерью?» — этот вопрос мне задают чаще всего. После чего обычно следует что-то в духе: «Я тоже уже много лет посещаю психотерапевта, но почему-то до сих пор не вылечилась. Как мне быстрее восстановиться?»

Еще статьи:  Что нужно сделать для того чтобы парень тебя поцеловал??

Хотя я не психолог и не психотерапевт, я сама нелюбимая дочь и исследую и описываю проблемы взаимоотношений матерей и дочерей уже почти 20 лет. Работа над очередной книгой заставила меня всерьез задуматься над проблемой. Вот соображения, которые будут полезны на пути к исцелению.

Иногда мы мешаем исцелению
Защитные реакции, которые в детстве помогали справляться с грустью и обидой, и броня, которой закрылись от боли, продолжают неосознанно проявляться в нашем поведении. Это подрывает способность эмоционально развиваться.

Многие женщины с готовностью подтвердят: умом они понимают, что отношения с матерью не исправить, если она сама этого не захочет, но на эмоциональном уровне принять это сложно.

Для начала придется присмотреться к себе, к поведению и типичным реакциям

Вот что рассказала мне 43-летняя Элейн: «Я хожу по кругу. Я устанавливаю четкие границы и твердо даю понять, что я не потерплю определенного поведения, а потом сестра говорит, что она по мне очень скучает, или мама присылает жалобное сообщение… и я возвращаюсь назад. Угадайте, что происходит потом? Все становится как раньше, затем я снова устанавливаю границы, и так без конца».

Я даже придумала по этому поводу фразу «возвращаться к колодцу». Умом мы понимаем, что колодец высох, но на эмоциональном уровне надеемся, что это не так. Первые 20 лет взрослой жизни я поступала так снова и снова.

Увидеть полосу препятствий
Подобное поведение часто возникает неосознанно, поэтому для начала придется присмотреться к себе, к поведению и типичным реакциям. Мы должны понять, что из перечисленного ниже относится к нам. Главное, не винить себя за то, что вы что-то не так делаете или что-то не получается. Все эти распространенные препятствия я перечисляю для того, чтобы помочь двигаться дальше, а не для того, чтобы вы нашли еще один повод себя винить.

1. Надежда на «волшебную палочку»
Нелюбимые дети даже во взрослом возрасте хотят быть «нормальными» — то есть они хотели бы, чтобы в их семье уважались границы друг друга, а мать была любящей и заботливой.

Многие взрослые продолжают надеяться и искать «волшебную палочку» или пытаются добиться «момента прозрения», как обычно бывает в кино, — в один момент мать вдруг поймет, какой у нее на самом деле замечательный ребенок.

Но жизнь обычно идет совсем по другому сценарию, и волшебных палочек не существует.

2. Нереалистичные представления об исцелении
Многие недовольны тем, что процесс восстановления и исцеления идет слишком медленно, и их можно понять. Но дело в том, что те осознанные и неосознанные шаблоны поведения, которые стали реакцией на нелюбовь матери, закреплялись многие годы.

Отказ от этих шаблонов требует постоянных усилий и занимает много времени. Не исключены и периодические «откаты» назад.

3. Влияние прерывистого подкрепления
Это связано с человеческой склонностью к оптимизму. Как показали эксперименты Б.Ф. Скиннера, мы склонны оставаться там, где получаем желаемое хотя бы время от времени.

В одном из экспериментов Скиннер посадил трех голодных крыс в клетки с рычагами. В первой клетке каждое нажатие на рычаг исправно давало крысе пищу. Как только крыса это поняла, она занялась другими делами и забыла о рычаге, пока не проголодалась.

Во второй клетке нажатие на рычаг ничего не давало, и когда крыса это усвоила, то сразу забыла о рычаге.

А вот в третьей клетке крыса, нажимая на рычаг, иногда получала пищу, а иногда — нет (прерывистое подкрепление). В результате у нее выработалась настоящая зависимость от нажатий рычага.

Мы часто убеждены, что мы в ответе за то, как с нами обращались матери

Та же закономерность проявляется и у людей — как в пристрастии к игровым автоматам, так и в отношениях. Механизм здесь достаточно простой.

Вы посылаете матери какое-то сообщение, ожидая в ответ получить либо полное молчание, либо взрыв негодования. Но она отвечает вполне адекватно и, кажется, даже ласково. У вас тут же просыпается надежда, что она наконец изменилась. Сами того не понимая, вы застреваете на одном месте. Да, как та самая крыса.

4. Вина и стыд
Я называю этого нашими стандартными настройками, заложенными в детстве. Мы часто убеждены, что мы в ответе за то, как с нами обращались матери, — ведь во многих случаях они именно это нам внушали, пытаясь оправдать себя. Это может стать серьезнейшим препятствием к исцелению.

5. Сомнения в себе
Одно из отложенных последствий недостатка материнской любви заключается в том, что ребенок не получает необходимой поддержки в юном возрасте. Любящая мать своим отношением показывает дочери, что с ней в с порядке, что она любима, многого достойна.

Материнская поддержка помогает дочери справляться с эмоциями и доверять самой себе

Материнская поддержка помогает дочери справляться со своими эмоциями и доверять самой себе. Нелюбимая дочь всего этого не получает и часто начинает сомневаться в своем восприятии и мышлении.

Во взрослом возрасте такие женщины подолгу обдумывают каждое решение, в глубине души боясь, что они действительно такие, какими их представляла мать, — недостаточно умные и способные, недостойные любви, не умеющие самостоятельно принимать решения. Трудно добиться какого бы то ни было прогресса, когда какая-то часть вас подозревает, что вы все выдумываете, и проблема на самом деле не в матери, а в вас самой.

Исцеление потребует тяжелой работы, и очень важно распознать препятствия, которые могут поджидать вас на этом пути, особенно если вы создаете их сами.

Детская психологическая травма (у детей и взрослых)

Работа с психологической травмой с детьми самая кропотливая и трудоемкая. Она основана на нежности и заботе, доверии и принятии, признании и поддержке. В такой работе я не использую фрустрации и мои интервенции очень взвешенные и обдуманные. Я тщательно подбираю слова и контролирую мою мимику и движения. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — хорошо описывает мою работу.

Дети с психологической травмой очень уязвимы и чувствительны. Их очень легко ранить. Психика и мышление может еще не доросли, чтобы осознавать то, что произошло с ребенком. А эмоции есть и они сильные. И ребенку нужна помощь, чтобы адаптироваться к новой реальности. Дополнительно это еще и полноценная работа с взрослыми, которые окружают ребенка, как создать благоприятные условия для ребенка, как взрослым адаптироваться к этой новой жизни рядом с ребенком, который попал в травматическую ситуацию.

Хочу поделиться, как я понимаю психологическую травму:

Сегодня во времена перемен, войн, кризисов, длительного стресса, человеческая психика сильно подвержена психологическим травмам. У человека нарушается безопасность и идентичность, появляется страх, боль, бессилие и беспомощность, пропадает интерес к жизни. Чтобы преодолеть и исцелиться от психологической травмы, психике для качественной адаптации нужна внешняя помощь.

В момент стрессового события мозг человека запоминает все детали, относящиеся к этому событию. В стрессовой травматической ситуации память человека не организована. И ей не просто собрать детали события в одну картину. Воспоминания появляются частями, доставляя болезненные переживания человеку. Травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки, запахи или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием. Они словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх, отчаяние и беспомощность.

Еще статьи:  Познавательные процессы мышление речь

Травма — неожиданное, грубое, глубокое насилие, путем вторжения и повреждения целостности человека. Физическая, психологическая.

Насилие — умышленное причинение сильной боли и угроза жизненно важным потребностям. Нет возможности бороться и защищаться. Человек, как таковой отсутствует, есть непредвиденные потери. У психики нет возможности воспользоваться внутренними или внешними ресурсами.

Кризис — психике не хватило ресурсов, чтобы преодолеть ситуацию.

На что обратить внимание:

1. Одновременно травма физическая и психологическая. Физическая боль может быть очень сильной и непереносимой. Тогда она вытесняет другие ощущения и эмоции. Ребенку кажется, что он сплошная боль и лучше смерть, чем жизнь. Нужно помочь ему разделить боль на:

  • Самая сильная боль в конкретном месте тела, описать ее подробно (прилагательные), дать ей название (существительное), определить ее интенсивность по 10 бальной шкале, на какое действие она похожа (глагол), как и когда она меняется, что ее уменьшает, чему учит, какое удовольствие не доступно, какие эмоции вызывает. Какая она по ощущениям, как пахнет, что говорит, какой она видится, какая на вкус.
  • Определить, где еще есть боль, какая она (схема описания выше).
  • Определить, где в теле приятно и оно здоровое, какие эти места (схема описания выше).
  • Как тело радуется и чему.
  • Что телу хочет сейчас сделать, чтобы получить удовольствие.

2. О чем ребенок не будет говорить, это то, что с ним может быть, просто помнить об этом и пробовать прояснить, через наблюдение, поведение, разговор с взрослыми и ребенком:

  • Эмоции: боль, отчаяние, огорчение, бессилие, беспомощность, ярость, страх, отчаяние.
  • Что потерял в ходе травматической ситуации.
  • Что нарушено у ребенка: физическое состояние, эмоциональное состояние, привязанность, базовое доверие к миру, доверие к взрослым, психологическая безопасность, психологические границы, идентичность, как работает страх (какая реакция на опасность, как бережет себя).
  • Базовые потребности: сон, еда, безопасность, нужность, любовь — как удовлетворяются

3. Могут быть множественные травмы (физические и психологические): определить и разделить их, работать с каждой отдельно.

4. Механизм привязанности к значимым людям, на каком уровне не сформирован или нарушен:

  1. Ощущение — есть телесный контакт
  2. Похожесть — ощущает свою непохожесть, особенность
  3. Принадлежность и преданность — ощущает себя частью семьи
  4. Значимость — дорожит теми, к кому привязан, понимает, что он дорог своей семье (сформировано чувство собственного «Я», чувство собственной отдельности и автономности)
  5. Эмоциональная близость — умеет любить, проявлять заботу о других и принимать ее
  6. Психологическая близость — ощущение, что тебя знают

5. Механизм адаптации к новой реальности. В каком месте здесь и сейчас. Каждый раз может быть по-разному, фазы и стадии могут повторяться, порядок может быть хаотичным. Это схема базовая, для примера, как может быть.

Этап 1. Нарушение стабильности.

  1. Фаза оцепенения, которая обычно длится от нескольких часов до недели и может быть прервана взрывами крайне интенсивного страдания и/или гнева.
  2. Фаза острой тоски и поиска утраченной фигуры, продолжающаяся несколько месяцев и часто годами.
  3. Фаза дезорганизации и отчаяния. Работа по переживанию горя.

Стадии проживания потери, утраты

4. Фаза большей или меньшей степени реорганизации.

Этап 2. Разрушение старой картины мира.

Этап 3. Формирование новой картины мира.

Этап 4. Интеграция.

Этап 5. Реорганизация.

Возможно застревание на 2 этапе. Застой — постепенное ухудшение — упадок эмоционального и психического состояния — регресс — ПТСР:

  1. Вариант: рождение — развитие — интерес — ресурсы — проживание потери — адаптация
  2. Смерть

6. Как изменилось окружение ребенка, как изменилась его жизнь

  • Чувство — умение распознать чувства и давать им название, выражать их в комфортном формате для себя и окружающих
  • Ум — умение мыслить, оценивать, анализировать, планировать, принимать решение
  • Деятельность — восприятие мира, с помощью ощущений, умение замечать боль и удовольствие, напряжение и расслабление
  • Общество — способность общаться с окружающими
  • Игра воображения — творческие способности: мечты, фантазии, интуиции
  • Вера — умение верить во что-то или в кого-то.

8. Какие есть перспективы и возможности. Чему научился.

Схема моей работы с детьми от 1,4 до 18:

1. Я для себя разделяю психологические травмы у детей:

  • произошла более 3-х месяцев назад — психика нашла ресурсы и в процессе естественной саморегуляции и адаптации / не нашла;
  • произошла от 1 недели до 3-х месяцев — процесс естественной саморегуляции еще не запущен, ресурсы не найдены, ребенок в стрессовом состоянии / запущен;
  • продолжает длительно находиться в травматической для него ситуации (психологическое или физическое насилие в семье) — психика нашла защиты, адаптировалась к ситуации;

2. Что произошло с ребенком, подробно расспрашиваю у значимого взрослого. Здесь важный момент — кто спасал ребенка, он сам себя спасал, никто не спасал.

3. Определяю, что сейчас с телом ребенком:

  • Крутится, как — будто танцует очень ритмичный и быстрый танец. Похоже на то, как человек вылезает из под кого — то, сильно извивается и отталкивается ногами, стремиться убежать.
  • Механические, безжизненные движения, стеклянные глаза, силы много.
  • Напоминает состояние ребенка в кризисе трех лет, очень демонстративный.
  • Рычит, как раненое и загнанное животное, с болью и злостью.
  • Безжизненное тело и потухший взгляд.
  • Тело напряжено, как на шарнирах.

4. Рекомендации значимому взрослому, для создания благоприятных условий:

  • Обнимать, целовать, говорить теплые слова, что любит.
  • Говорить, что рядом, что защитит.
  • Не оценивать и не сравнивать. Что не нравится говорить конкретно, «ты сейчас обидела кота, и мне это не нравится. Я люблю тебя».
  • Говорить о правилах и договариваться.
  • Играть в детские игры.
  • Просить помогать.
  • Совместно делать из теста еду для всех (вареники, пироги)
  • Не ругать за рычание и капризы.

Каждый новый этап развития и мышления позволит осознать травму по-новому, и нужна помощь взрослых, чтобы это преодолеть. Полноценная терапевтическая работа с психологической травмой возможна в 16 — 18 лет. До этого возможна работа с идентичностью, ресурсами, укреплением уверенности в себе, внутренней и внешней опоры. Обучение внутренней дисциплине и самостоятельной стабилизации эмоционального состояния. Восстановление и реабилитация нарушенных в момент травматического события: безопасности, границ, идентичности, привязанности.

При работе с детскими психологическими травмами у взрослых помнить, что травма произошла в определенный возрастной этап развития, и она осталась осознанной или вытесненной именно в том возрасте. Нужно укреплять и растить психику, проходя каждый этап развития. Подходит схема работы с детьми.

Возможность написать эти строки у меня появилась благодаря моим клиентам, которые обращались за консультацией ко мне. Благодаря моим коллегам, которые делились своим опытом, давали мне качественную супервизию, моему терапевту за индивидуальную терапию, мастерам психологии за их книги. Отдельная благодарность моим родным и близким, друзьям за их поддержку, теплоту, любовь, заботу.

Психолог, гештальт-терапевт Малая Ольга Александровна

Детская психическая травма

Кто в детстве не испытал острого страха перед каким-то явлением, ситуацией или человеком?! Встреча с пьяным в подъезде, смерть и похороны у соседей или в своей семье, удаление зубов, падение с дерева, разлука с родителями. И все это – в нормальной, невоенной жизни, на фоне полного благополучия. Некоторые события прошли для нас безболезненно, оставив лишь «картинку в голове» (зрительное воспоминание), о других мы долго помним, морщимся или вздыхаем. Кое-что и вовсе забывается.

Еще статьи:  Сандра браун безрассудство

Но вытесненное из сознания происшествие может продолжать жить в глубинных слоях памяти и в один прекрасный день вызвать тяжелое последействие.

Американский психотерапевт, психолог Питер Левин, один из самых крупных специалистов США по детской психической травме, утверждает: реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий. У большинства людей симптомы травмы появляются через 6 – 18 месяцев после события.

Однако у остальных его пациентов посттравматические симптомы не обнаруживают себя очень и очень долго, они будто бы спят – до определенного момента.

История Джона

Вот история одного такого пациента, рассказанная Питером Левином. Джон упал в детстве со своего велосипедика: не справился с управлением и врезался в дерево. На мгновение он потерял ориентировку в пространстве. Тут же подбежала мать, подхватила его, успокоила и снова посадила на велосипед, сказав: «Молодец, что не ревешь!» Никто из взрослых тогда не понял, как сильно Джон испугался.

Происшествие тут же забылось. Но вот однажды, спустя годы, Джонни ехал с женой и детьми в автомобиле. Увидев приближающуюся машину, он отклонился, чтобы не столкнуться с ней, и замер в ступоре. К счастью, другой водитель удачно сманеврировал, и катастрофы удалось избежать. Через несколько дней, утром, когда Джон ехал на работу, у него бешено заколотилось сердце, ладони сделались липкими. Ему очень хотелось остановить машину и убежать от нее подальше, но он брал себя в руки, успокаивал («Я же не сумасшедший!»), и постепенно его состояние пришло в норму. Однако смутное, навязчивое, неприятное чувство не оставляло его весь день. Возвратился он домой в тот вечер без происшествий, и чувство опасности ушло.

На другое утро Джон нарочно выехал из дома пораньше, пока на дороге было свободнее, а после работы вечером нарочно задержался, обсуждая дела с коллегами. Вернулся домой не в духе, поссорился с женой и наорал на детей. Лег рано, посреди ночи проснулся в поту – ему приснилось, что машина потеряла управление. Остаток ночи промучился.

В данном случае, как и во всех остальных, спусковым крючком, приводящим в действие отложенную реакцию на травму, служит незаметное и, на первый взгляд, не очень значительное событие.

Получил ли ребенок травму?

Мы читаем у Питера Левина, что любое необычное для данного ребенка поведение вскоре после опасного эпизода может говорить о том, что ребенок травмирован. К таким проявлениям психической травмы могут быть отнесены гневные вспышки, неконтролируемые приступы ярости, гиперактивности, страхи, повторяющиеся ночные кошмары, метания во сне, ночное недержание мочи, невнимательность на уроках, забывчивость, избегание людей и, наоборот, навязчивость, всяческие боли неизвестного происхождения, застенчивость, агрессивность.

История детсадовского ребенка

Вспоминаю такой случай. Мама пришла за дочерью в детский сад. Девочка начала молча одеваться, вынимая одежду из шкафчика. Усталая мать не придала значения молчанию ребенка, и только на улице ей это показалось странным. «Доченька, что же ты не отвечаешь мне?» – спросила мать и, внимательно посмотрев в лицо своего ребенка, попыталась разжать ей челюсти. Челюсти были плотно сжаты: рот полон винегрета.

Источник травмы – поведение воспитателя, продиктованное его стремлением во что бы то ни стало накормить детей (хороший аппетит – главное достоинство детсадосвского ребенка).

Чтобы определить, действительно ли необычное поведение – реакция на травматическую ситуацию, постарайтесь упомянуть о пугающем эпизоде и посмотрите, как ваш ребенок отреагирует на это упоминание. Травмированный ребенок не захочет слышать про это событие или, наоборот, при придет в возбуждение и, исполненный страха, будет не переставая говорить об этом. Возможно, он замолчит, и вы ни слова от него не добьетесь. Вспоминая о травмирующем эпизоде, мы открываем в прошлом источник негативных чувств. Если эти чувства не были вовремя отреагированы, потом у ребенка не будет и потребности в таком отреагировании, в том, чтобы истратить вредный избыток энергии.

Как возникает психическая травма?

Мозг человека содержит очень древние структуры, которые Питер Левин называет «мозгом рептилий» (ящериц, крокодилов и других пресмыкающихся). Это такие структуры, которые в процессе эволюции появились у всех плавающих, летающих и ползающих позвоночных тварей.

Мозг такого уровня способен выдать мгновенную реакцию, которая защищает организм от опасностей, угрожающих жизни животного. В дикой природе опасности встречаются на каждом шагу, и животные благополучно спасаются – реагируют на них бегством, для чего весь организм мобилизуется.

У людей мозг устроен гораздо сложнее, он содержит, кроме древних структур, относительно новые, благодаря которым возможны речь и решение сложных творческих задач. Однако, поразительным образом мгновенные простейшие реакции, присущие животным в угрожающей ситуации, у человека могут не сформироваться. Поэтому, если животные мгновенно реагируют на опасность, то человек – не всегда. Будет ли он травмирован при встрече с угрозой – в огромной степени зависит от индивидуальной способности человека реагировать в этих ситуациях.

Когда животное (будь то лев, собака, косуля, лошадь, птица или ящерица) сталкивается с опасностью, его мозг тут же вырабатывает необычайное количество энергии – сродни выбросу адреналина. Это, в свою очередь, вызывает быстрое сердцебиение и другие телесные изменения – чтобы организм смог защитить себя. Так он полностью мобилизуется на борьбу с угрожающими его жизни обстоятельствами.

Неизрасходованная энергия просто так, сама собой не исчезает: на ее основе формируется травматическая реакция. Таким образом, чем меньше энергетических ресурсов израсходовано в опасной ситуации, тем больше их остается и тем более вероятно, что в будущем разовьются травматические симптомы. Такова теория Питера Левина. А вот блестящая иллюстрация из нашей жизни.

Опасная встреча в лифте

Одна мать восьмилетнего мальчика вспоминает: «Когда я была маленькой, за мной погнался пьяный дядька, я удирала от него во все лопатки, не оглядываясь, до самого дома, потом еле отдышалась. Этот случай я забыла, и мне его напомнила моя мама.

И вот с моим сыном произошла похожая история. Он оказался в лифте с пьяным мужчиной, которого очень испугался. У моего сына после этого случая началось ночное недержание мочи, он видел страшные сны и кричал по ночам, появились и другие симптомы».

Этот мальчик не имел возможности отреагировать накопившуюся в мгновение опасности энергию, и она превратилась в энергию травмы – не то, что было у его матери в детстве, которая тут же отреагировала на опасность активным физическим действием – бегством.

Короче говоря, из угрожающей ситуации есть нетравматический выход: он зависит от способности индивида тут же израсходовать выработавшуюся в мгновение опасности энергию. Благодаря этому нервная система может вернуться на исходный уровень функционирования. Понятно, почему даже опасные для жизни человека ситуации могут не стать травматичными для него, если он сможет на них отреагировать естественным и эффективным образом.

Еще статьи:  Антон демченко мастер иллюзий

Не навреди!

He только развод и смерть родителей, падение с высоты, страх собаки, незнакомого человека, но и хирургическая операция, тяжелая болезнь (в частности, сопровождающаяся высокой температурой, тошнотой) и обычные медицинские процедуры могут вызвать травму. Это зависит от того, КАК ребенок происшествие переживает.

Из травмирующих событий медицинские процедуры встречаются, по мнению Питера Левина, наиболее часто. Они усиливают страх и без того напуганного ребенка. Это, например, манипуляции при недостаточном обезболивании, при постановке клизмы или даже градусника. Градусник в англоязычных странах держат во рту. Но при очень высокой температуре и наши дети иногда очень пугаются холодного градусника (и фонендоскопа) и плачут. Большую часть этих травм можно предотвратить, если родители находятся рядом, подбадривают ребенка и объясняют ему происходящее, не кричат на него и сами не боятся (что очень важно!), или же откладывают процедуру до того момента, пока ребенок не успокоится.

Что делать?

Травмирующая ситуация так эмоционально захватывает человека, что он не чувствует своего тела. Питер Левин считает, что важно в этот момент переключить внимание ребенка с эмоций на область физических ощущений. Для этого нужно обратить его внимание на то, как ведет себя тело. Просто спросить его: «Что ты чувствуешь вот здесь?» (показывая на грудь, живот. ). Благодаря таким вопросам, ребенок начинает прислушиваться к своему телу и обращать внимание на те импульсы, которые идут из древней коры (мозга рептилий). В результате он замечает тончайшие изменения в своих телесных ощущениях и чувствует, что его организм реагирует, отвечает на событие.

Внимание: эта естественная реакция служит реализации избыточной энергии, оставшейся не выплеснутой. Если прислушаться к своему телу, можно заметить чудесные превращения ощущений: в груди был камень, а теперь – «теплая жидкость». Эти изменения просто надо отмечать и никак не объяснять, не истолковывать. Не надо в этот момент вспоминать о происшедшем событии, чтобы не вовлекать другие (высшие) зоны мозга – пусть работает древний мозг, к нему мы и обращаемся, когда спрашиваем про телесные ощущения. В этот момент ребенок может кричать, крупно трястись, мелко дрожать.

Первая помощь при травмирующей ситуации

Питер Левин дает родителям некоторые конкретные рекомендации. Вот они.

1. Очень важно, чтобы родители сами держали себя в руках

Если мать напугана и расстроена происшедшим, то ее поведение может травмировать ребенка.

Одна мама вспоминает: «Выходили мы из автобуса. Голову сына прищемило в дверях. Это было не больно, просто неожиданно, я испугалась. Сын вскрикнул, но история не произвела на него сильного действия. Я закричала, отругала водителя, потом несколько раз при сыне рассказывала эту историю знакомым – уж очень я испугалась. И вот мой шестилетний ребенок не может войти теперь в автобус: он кричит и упирается, и неизвестно, что делать, на чем его возить».

Да, ребенок очень чувствителен к материнскому состоянию. И если уж мать испугалась, значит, тут есть действительно серьезная опасность. Ребенок может бессознательно сделать такое умозаключение. Кроме того, ему передается состояние матери, оно ложится на его собственный страх, в результате невротическая реакция готова.

2. Ребенку надо дать успокоиться, приласкать его

Пусть вас не вводит в заблуждение «героический» облик ребенка. Важно помочь ребенку выразить его чувства, а не загонять их вглубь, не вытеснять их из сознания. Ибо известно, что чувство не исчезает, если отвлечь от него внимание или сделать вид перед собой и другими, что «все в порядке», «мне нисколечко не страшно».

3. Пусть ребенок почувствует себя в безопасности

Если вы замечаете у него признаки шока (остекленелые глаза, бледность, быстрое поверхностное дыхание, дрожь, дезориентированность), или он очень возбужден, или слишком заторможен, – говорите с ним ровно, ласково, негромко, возьмите его на руки, но мягко, не стискивая. Нежно дотроньтесь до спины в области сердца – для поддержки: это не будет препятствовать самовосстановлению организма после шока, ведь ребенку надо прийти в себя. А вот укачивать и похлопывать его, по мнению П. Левина, не надо: это может прервать естественный процесс восстановления.

4. Когда вы заметите, что признаки шока прошли, мягко обратите внимание ребенка на его чувства

Спросите, как он чувствует себя физически. Если он говорит «хорошо», то спокойно и медленно повторите его ответ: «Ты чувствуешь себя хорошо» – и ждите реакции, например, кивка. Потом задайте вопросы – про голову, руку, ногу. Питер Левин советует уточнять, какого размера, формы, цвета, веса это физическое ощущение, если оно есть. Такие вопросы позволяют лучше сосредоточиться на телесных ощущениях.

5. Не задавайте сразу несколько вопросов, делайте промежутки между ними – по минуте или по две

Это нужно для того, чтобы ребенок, отвечая на вопросы, не прерывал поток своих естественных телесных реакций (дрожь, крик и т.п.).

6. Дети, выходя из шока, могут сильно плакать, дрожать

Родителям не следует пытаться это прекратить. Внешнее выражение дистресса должно завершиться само. Исследования показали, что дети, хорошенько поплакавшие после испуга, легче возвращаются в нормальное состояние. Покажите ребенку, что плач и дрожь – здоровая реакция. Можно положить руки на плечи или на спину ребенку и сказать: «Поплачь, поплачь». Главное – не прерывайте естественную реакцию ребенка, пытаясь изменить его поведение.

7. Обратите внимание на эмоции вашего ребенка.

Когда он успокоится, с ним хорошо проговорить это событие. Попросите его рассказать о происшествии. По тому, как он говорит, вы поймете, какие чувства им владеют: гнев, злость, страх, вина, печаль, смущение. Если у вас есть аналогичные детские воспоминания, поделитесь ими, не утаивая, что и вы испытывали такие же чувства. Пусть он узнает, что любые его чувства имеют право на существование. Старайтесь давать своим чувствам и чувствам ребенка точные названия. Например, если вы испытываете страх, то так и говорите об этом, а не смягчайте: «Мне стало не по себе» или «Неприятно». Это необходимо для отреагирования чувств.

8. Не обсуждайте событие сразу

Пусть пройдет время и ребенок «отойдет» от травмы. Потом можно будет и поговорить, и поиграть в это происшествие, и порисовать – заняться психотерапией, доступной внимательному и чуткому родителю.

Конечно, эти рекомендации не обязательно выполнять буквально. Всех возможных травмирующих событий предугадать нельзя, но можно помочь ребенку отреагировать это событие, эмоционально исчерпать его и не оставлять занозу в душе на много лет.

Исцеление травм детства. Практика

Для чего избавляться от травмирующего опыта прошлого?

Скажу сразу, работать с травмами прошлого непросто — включаются эмоции и активируется внутреннее сопротивление, охраняющее как святилище очаги боли. Однако открыть это святилище необходимо и вот почему:

Во-первых, решения, принятые в далеком детстве под влиянием травмирующих событий, требуют внимательного и включенного пересмотра. А у взрослого человека намного больше опыта и знаний, чем у ребенка или подростка.

Еще статьи:  Способы мести бывшему

К примеру, возьмем ситуацию сексуального насилия по отношению к детям. Часто ребенок не понимает, что с ним произошло, и как это объяснить родителям.

Поэтому предпочитает об этом не говорить, оставаясь наедине со своим стыдом, а также виной, поскольку агрессор, опасаясь огласки, сделает все возможное, чтобы запугать и обвинить ребенка в случившемся («Ты сама виноват(а) в том, что соблазнил(а) меня.») или убедить в нормальности происходящего.

Информация о том, что человек, подвергшийся в детстве сексуальному насилию, не виноват в случившемся и что много людей прошли через этот ужас и смогли справиться со своей болью, вернувшись к нормальной жизни, может оказать мощный исцеляющий эффект.

Во-вторых, чувства, которые возникают в момент травмы и которые были подавлены по причине их невыносимости, также требуют внимания и грамотного отреагирования. Поэтому эта практика не исключает визит к психологу или психотерапевту.

В-третьих, принятые на основании травмирующих событий ранние решения требуют «взрослых» перерешений, что в дальнейшем будет способствовать построению более успешного жизненного сценария.

Для кого подходит практика по исцелению травм детства?

Если вы страдали от отсутствия заботы, но не сталкивались с травмирующими вас событиями или насилием, то можете решить, что эта практика вам не нужна.

Однако, это не означает, что некоторые ваши повторяющиеся неудачи или общая неудовлетворенность жизнью не имеют под собой достаточных оснований, как в случаях физического и сексуального насилия.

Возможно, в детстве вы часто подвергались психологическому или эмоциональному насилию.

«Детское психологическое насилие менее заметно, но также губительно, как и другие виды насилия над личностью и влечет за собой серьезные долгосрочные проблемы».

Поскольку нет универсального определения психологического насилия, авторы подразделяют различные преступления на категории, включающие:

  • «отвержение» (означающее принижение детей или высмеивание за демонстрацию нормальных эмоций),
  • «террор» (дети ставятся в непредсказуемые, заведомо неконтролируемые условия),
  • «изоляцию» (ограничение их пространства или социальных контактов).

К сожалению, психологическое и эмоциональное насилие считается нормой в наших семьях, а потому страдания ребенка по этому поводу обесцениваются. Многие из нас даже не подозревают о том, что были травмированы.

Воспринимая о граничащем с жестокостью обращении и пренебрежительном отношении к себе родителей или других значимых взрослых (близких и дальних родственников, воспитателей, учителей и других) воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Так, некоторые люди из якобы благополучных семей, обратившиеся за психологической помощью, не осознают, в чем причина их страданий, депрессивных настроений, повторяющихся неудач в жизни и прочих безрадостных событий.

Для того, чтобы внести ясность в события и расставить приоритеты, рассмотрим несколько примеров болезненных событий, распределив их по трем основным категориям:

  1. Специфическая травма и/или насилие,
  2. Хроническая долговременная травма и /или насилие
  3. Лишение.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида.

Примеры специфической травмы и/или насилия:

  • Физическое и/или эмоциональное насилие;
  • Изнасилование или растление;
  • Другое преступление;
  • Смерть близкого человека или домашнего питомца;
  • Произошедший с Вами несчастный случай;
  • Несчастный случай, очевидцем которого Вы стали, особенно если он произошел с близким человеком;
  • Пытка;
  • Теракт;
  • Военные действия (конкретные или в качестве общих воспоминаний);
  • Природный катаклизм.

Примеры хронической (долговременной травмы) и/или насилия:

  • Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, в том числе членами семьи;
  • В детстве отсутствие заботы со стороны родителей (уходя на работу, они оставляли Вас одного или были всецело поглощены своими делами);
  • Врожденные или умственные физические особенности и недостатки;
  • Серьезная болезнь;
  • Преждевременные роды;
  • Пребывание в больнице, особенно долговременное и связанное с отсутствием родителей;
  • Ситуации, в которых Вы чувствовали свое отличие от окружающих или несоответствие их интересам;
  • Развод родителей;
  • Продолжительная болезнь и/или ожидаемая смерть одного из родителей, ребенка, брата или сестры, другого близкого человека;
  • Финансовый кризис;
  • Частные переезды;
  • Профессии, связанные с риском для жизни, в том числе у члена семьи;
  • Чрезмерный контроль, отсутствие уважения, эмоциональное насилие со стороны родителей, других членов семьи, учителей, ровесников, работодателя;
  • Предрассудки, связанные с расой, национальностью, религией, культурой возрастом, полом, личными воззрениями.

Примеры депривации:

  • Долгое пребывание в негативном окружении, недостаток заботы, являющийся непременным условием душевного благополучия;
  • Нехватка еды или одежды, отсутствие крыши над головой;
  • Отсутствие родительской заботы;
  • Эмоциональное пренебрежение, «холодность» близких людей;
  • Тактильный голод;
  • Отсутствие похвалы или одобрения;
  • Чрезмерно опекающий родитель, который не воспринимает ребенка, как самостоятельную личность и таким образом разрушает его индивидуальность.

После выполнения практики по исцелению травм детства, вы необязательно все осознаете, однако это наведет вас на ценные мысли. Если вы посмотрите на свою жизнь с иной точки зрения, и вы поймете, что являетесь не жертвой, а человеком, который способен стать победителем.

Как выполнять практику исцеления травм детства?

Эта медитация была получена свыше и рекомендована для исцеления полученных в детстве травм. Это внутренняя работа над собой и своим травмирующим прошлым. Требует осмысленного подхода и сосредоточенности над процессом.

Медитация работает для всех, даже для тех, кто считает, что внутренне не готов для подобной практики. Информация запакуется в подсознание и распакуется в наиболее подходящий момент в наиболее понятной и приемлемой форме для практикующего.

Эти энергии трансформации, с которыми должен поработать каждый человек. Потому что именно работа и намерения будет производиться через страхи и травмирующие события детства.

Медитацию можно проводить абсолютно всем. Достаточно представить образ родителей, не обязательно знать своих родителей воочию, и на тонком плане благодаря медитации будет проведена работа по исцелению.

Медитация «Детство. Исцеление травм»
Исцели и полюби своего внутреннего ребенка
(аудио- и видео формат медитации)

Р.S. Непременно напишите мне о ваших ощущениях, которые появились в теле во время выполнения медитации, какие это ощущения вызывало у вас, и в какой части тела. Я непременно хочу узнать от вас, какие травмы удалось снять, благодаря этой медитации, и как это отразилось на отношениях с вашими родными.

Опишите, будете ли вы прибегать в дальнейшем к выполнению этой медитации.

ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал YouTube прямо сейчас , и вы будете в курсе самых свежих видео новостей от Центра изучения регрессологии. У нас на канале много различных медитаций, вебинаров, реинкарнационных исследований, и других видео-трансляций.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ .

Оставьте комментарий и расскажите, что Вы думаете…

Лучший способ выразить благодарность автору — поделиться с друзьями.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here