Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "социальное саморазвитие человека" с детальным описанием.
Содержание
Процесс социального развития личности
Автор: pikacho · Опубликовано 21.04.2016 · Обновлено 30.09.2018
Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.
Личность — это…?
Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.
Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.
Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.
Условия, оказывающие влияние на личность
Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.
Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.
Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.
Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.
Формирование личности — социальный процесс
Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.
Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам.
Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.
Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:
- «Я – мальчик (девочка)»,
- «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
- «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.
Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни.
Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.
Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.
На формирование личности влияют такие социальные институты, как:
- семья,
- детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
- кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
- коллектив сотрудников,
- собственная семья,
- средства массовой информации, интернет.
К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.
Социальное воспитание как процесс развития личности
Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.
Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.
Сущность социального воспитания:
- Приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
- Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.
Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.
Фазы социализации личности:
- Личность усваивает социальные нормы и ценности;
- Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума;
- Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.
Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:
- Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
- Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
- Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
- Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.
Влияние социальной среды на личность
Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:
- Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
- Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
- Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.
Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.
Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.
Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.
Формирование культуры личности подростков на уроках литературы
Имеет место и социальное саморазвитие человека. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его п
ротекания и через них на сам процесс.
В процессе идейно-нравственных поисков личность осваивает разные культурные системы, вбирая все органичное и отталкивая чуждое. Будучи индифферентной, то есть равнодушной и безучастной по отношению к официальной системе ценностей, личность вырабатывает свою ценностную систему, ищет и обретает подлинную самодостаточность. При этом чаще всего индифферентная личность основывает свою культуру на ценностях «вечных», исконных, укорененных в естественной жизни человека и в его исторической памяти. В связи с этим обратимся к стихотворению Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам;
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Залог величия его».
В описанном случае особую роль играет опора личности на народную культуру. Такая опора во много раз усиливает культурную позицию личности.
В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости.
Особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения.
Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.
«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений» .
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе .
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
То есть, можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание.
Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.
Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.
Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.
Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.
Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения – берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры».
Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.
Самореализация и саморазвитие
Самореализация – осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.
Я делаю в жизни то, что хочу и умею, а мне за это платят (любыми ресурсами: деньгами, временем, теплотой и так далее).
Саморазвитие – учусь делать то, что пока не умею, открываю в себе новое.
Если эти две оси соединить получатся четыре типажа:
Человек в шаблоне – себя не развивает и не реализует, потому что сам он ничего не хочет, а хотят за него родители, школа, университет, шеф на работе… Делаю, что сказали, думаю, как положено, хочу, что принято.
Родители сказали – иди в экономисты, пошел в экономисты. Почему? Потому что престижно и все говорят, что там много платят.
Сотрудник – честно реализую, что имею, получаю за это деньги и к большему не стремлюсь.
Родители твердили – иди в экономисты, а я пошел в конный спорт! Кроме того, что на лошадях езжу – умею мало чего, и мне мало что интересно. Карьера примерно видна: до 30 – активный спортсмен, после – тренер, в конце жизни – заслуженный пенсионер, хожу раз в неделю к лошадкам.
Самоактуализатор – развивает себя во всех направлениях, но не заботится о том, чтобы развитое реализовать.
Например у мамы есть выбор: быть с ребенком в семье или посетить новый тренинг. Самоактуализатор в этом случае выбирает тренинг – потому что там она узнает что-то новое. А сможет ли потом это новое в жизни приспособить – это не важно.
Творец – развивает себя, но и заботится о том, чтобы его развитие было кому-то нужно, чтобы кто-то был готов за него платить. Чем большему кругу людей это нужно – тем активнее он развивает и реализует себя.
Например, человек умеет классно ездить на лошадях, очень хорошо умеет их воспитывать, но объективно это нужно малому кругу людей. Более широкому кругу людей нужно, чтобы они были здоровы и счастливы, чтобы в семье их было тепло и хорошо, а бизнес развивался в сторону сотруднических отношений. А значит лошади – это здорово, но это хобби, потому что люди – важнее.
Уровни социального развития личности
Социальное развитие личности идет по нескольким направлениям: личная жизнь и отношения, семья и работа (бизнес). Развиваясь, человек проходит обычно следующие ступени, уровни своего социального развития:
- Работу, чтобы нравилась, пока не нашел
- Родители достали, мечтаю жить отдельно
- Личная жизнь пока не сложилась
В 17 лет, по стандартам Подростка, это, возможно, нормально. В 30 лет, по стандартам Взрослого – это кисло. Процветающий Паразит.
- Заработок от случая к случаю, деньгами помогают родители
- Близкие жить не мешают
- С кем-то иногда встречаюсь
- Работа стабильная, денег хватает
- Живу на свои, все в порядке
- Есть друзья, есть любимый
- Работу люблю, меня ценят
- Хорошие отношения с родителями
- Люблю и любим, дети радуют
- Есть о ком заботиться, я счастлив
Процветающий Потребитель, немного Творец.
- Мое дело – мое призвание
- Люблю и любим. Детьми горжусь
- Помогаю близким, забочусь о многих
- Моя жизнь задает стандарт качества другим людям
Повышение уровня социального развития личности обеспечивается:
- Богатым жизненным опытом – то ли личным, то ли перенятым от других, опытных и толковых людей.
- Взрослостью, высоким уровнем психологической культуры, душевным здоровьем.
- Набором личностных черт:
1. Порядочность и организованность. Всегда стабильно стремимся к тому, что решили.
2. Память будущего, навык планирования (жизни, недели, дня), стабильное видение перспективы, знание чего нужно сделать, чтобы достичь результата, в основном – результатник: работаю на результат..
3. Толковость. Быстро учиться новому, всегда быть в осмысленном развитии: развитие – не самоцель а средство достижения других целей. Всегда учить себя тому, что поможет сделать семью более теплой и доброй, а работу – более эффективной.
4.Заботливость, умение любить. Умение чувствовать другого человека, заботиться о нем так, как хочется ему. Любимому человеку рядом – тепло и хорошо, нравится и хочется быть рядом.
5. Ценю и дорожу временем. Не трачу его впустую – привычка всегда быть в осмысленной работе: время вкладываю то ли в отношения, то ли в дело.
6. Здоровье. Бодрое и здоровое тело, здоровая, не больная душа, отсуствие больных привязанностей.
7. Энергетика и солнечность, позитивное мировосприятие – дарю людям рядом радость, со мной приятно и тепло многим. Меня ценят как друга. Людям доверяю, моя солнечность служит им поддержкой.
8. Требовательность, знаю, чего хочу – есть четкие разумные требования, картинка желаемого результата. Умею и требовать и уступать, умеем требовать мягко, умеем рулить не применяя силы, умеем разумно складывать требования нескольких людей с учетом взаимных интересов.
9. Мудрый руководитель и воспитатель: умею воспитывать так, чтобы «воспитываться» хотелось. Умеем руководить без применения силы. Всегда ищем варианты сотрудничества с другими. Слышим другого, учитываем его интересы. Не давим друг на друга, имеем терпение ждать, если нужно.
10. Творчество – работаем смело, мыслим свободно, ищем новые варианты решения ситуаций, которые будут лучше прежних. Всегда работаем и живем «безупречно» – всегда стремлюсь сделать лучшее, из того, что могу, расширяю круг могу, если чего-то не умею – а это надо, стремлюсь найти пути достижения желаемого, даже когда сразу их не видно, не боюсь разумно и обдуманно экспериментировать и рисковать.
Саморазвитие
Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
Борис Акунин
Первым делом я хочу сказать, что сам факт того, что вы читаете эту статью – это уже большое достижение для вас. Дело, разумеется, не в самой статье, хотя я буду стараться сделать ее очень качественной и полезной для вас, дело в вашем интересе к этой теме. Ведь саморазвитие начинается с того момента, когда человек обращает внимание на самого себя, чтобы идентифицировать себя в этом мире, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы определиться с тем, каким он хочет стать. Это процесс самопознания, целью которого является поиск человеком самого себя в этом мире. И вы уже это сделали, вы, во-первых, нашли себя, а во-вторых вы решили, что тот, кого вы понимаете под собственным “Я”, нуждается в изменении, и не просто в изменении, а в улучшении. Это хорошее начало, это правильное начало – это начало саморазвития. Любой человек, если он обратит на себя внимание, рано или поздно может обнаружить в себе какие-то, даже не столько недостатки, их-то у нас у всех хватает, сколько, скажем так, не очень хорошо развитые качества, которые он считает плохо развитыми потому, что сравнивает себя с другими людьми. Ведь все познается в сравнении, ну или почти все. Мы не можем знать, насколько мы развиты, не сравнив себя с другими людьми.
Но вам совсем необязательно говорить себе, что вы чем-то хуже других людей, чтобы захотеть развивать себя, если это вас не столько мотивирует к работе над собой, сколько подавляет и вынуждает опускать руки. Вам достаточно захотеть стать лучше, вдохновляясь достоинствами других людей, не думая при этом о своих недостатках. Пусть они, другие люди, особенно успешные люди, которыми вы искренне восхищаетесь, служат для вас хорошим примером того, каким вообще может стать человек. Это вселит в вас веру в то, что и вы можете стать таким, и даже лучше, потому что вы тоже человек. А на определенном этапе своего развития, человек и вовсе начинает сравнивать себя не с другими людьми, а с самим собой в прошлом, используя это в качестве мотивации к саморазвитию. Так что все начинается с того, что вы обращаете внимание на себя и задумываетесь над тем, какой вы человек и каким вы хотите стать. Вы это сделали, начав читать эту статью. Но нужно двигаться дальше, нужно осознать смысл саморазвития, чтобы не заниматься этим делом, так сказать, вслепую.
Смысл саморазвития
Давайте с вами зададимся вопросом – какой смысл заниматься саморазвитием, если в конечном счете мы все придем к одному концу, независимо от уровня нашего развития и достигнутых в жизни результатов? Этим вопросом, я знаю, задаются многие люди, рассуждая о своей жизни. На самом деле, никакого такого ярко выраженного смысла в саморазвитии может и не быть, как, впрочем, и во всем остальном, что мы делаем в своей жизни, если исходить из вышеуказанной позиции. Конец, у нас у всех, действительно, один. Но если подумать, то скорее всего все дело в том, что мы просто не знаем об этом смысле. Откуда нам, к примеру, знать, зачем вообще существует наша Вселенная, зачем мы в ней появились и чем в итоге наше существование закончится? Все это такие вопросы, в которые может упереться любой человек, рассуждая о смысле чего бы то ни было. Поэтому я не могу вам с полной уверенностью сказать, зачем вам нужно заниматься саморазвитием, и какой в этом смысл, если исходить из мысли о том, что рано или поздно все в этом мире прекратит свое существование, во всяком случае в том виде, в каком оно существует сейчас.
Но я считаю, что само по себе саморазвитие может стать для вас смыслом вашей жизни, именно в этой жизни. А почему нет? Почему бы не использовать эту жизнь для того, чтобы выжать в ней из себя все, на что вы способны? Ведь в том, чтобы этого не делать, тоже может не быть никакого смысла. Так ведь? Какой смысл в том, чтобы не заниматься саморазвитием? Какой смысл в том, чтобы лениться, плыть по течению, быть посредственностью, всего бояться, ни о чем не мечтать, ничего не делать, ни к чему не стремиться? Этого смысла вы ведь тоже не знаете, верно? Но тем не менее, одни люди выбирают в своей жизни один путь, а другие другой. И каждый проживает свою жизнь так, как считает нужным ее прожить. Так быть может просто сделать этот выбор – либо в пользу саморазвития, либо в пользу того, чтобы им не заниматься?
Желание развиваться
Давайте теперь задумаемся над другим, тоже очень интересным вопросом – почему мы что-то хотим делать, например, заниматься саморазвитием, а чего-то делать не хотим? Откуда вообще берутся наши желания? Саморазвитие – это самостоятельное развитие, где именно самостоятельность имеет ключевое значение. Но это желание самим себя развивать приходит к нам постепенно. По началу любой человек учится и развивается под воздействием внешнего принуждения, то есть, с помощью других людей, которые помогают ему, так сказать, встать на правильную дорожку в жизни. Если, конечно, они ему в этом помогают. Именно другие люди служат для нас примером того, как вообще может жить человек, показывая нам либо хороший, либо плохой пример. От этого ведь очень многое в нашей жизни зависит, согласитесь, в том числе и желание развиваться.
Если человек проявит интерес к процессу постоянного развития, чаще благодаря другим людям, реже вопреки им, и пристрастится к нему, то дальше он уже сам сможет продолжать учить и развивать себя нужным ему образом, причем постоянно, в течение всей своей жизни. Поэтому так важно, очень важно окружать себя такими людьми, насколько это вообще возможно, которые могут стать для вас хорошим примером для подражания. Именно от их влияния на вас будет во многом зависеть ваше отношение к таким вещам, как саморазвитие. Конечно, у нас у всех есть своя голова на плечах, но от нашего окружения очень сильно зависит то, какие мысли в ней будут преобладать.
На начальном этапе вполне допустимо, и даже необходимо, по указанной выше причине, чтобы кто-то помог вам влюбиться в саморазвитие. Какой-то человек, которому вы доверяете, который вам нравится, которого вы станете слушать, если он начнет вам что-то советовать, должен стать для вас проводником в поистине удивительный мир людей, которые с огромным удовольствием занимаются саморазвитием и самосовершенствованием и получают от этой деятельности сказочное наслаждение. Ведь что такое саморазвитие, с точки зрения деятельности человека – это приобретение новых знаний, навыков и умений, это физическое развитие тела, это развитие мышления, это умение управлять своими внутренним миром и все прочее, что связано с улучшением человека, или всего того, что есть в человеке, так будет правильнее. Совершенно очевидно, что для такой работы над собой человеку может понадобиться наставник, учитель, советник, который поможет ему сделать первые шаги в этом нелегком деле. Ведь заниматься саморазвитием – значит использовать все имеющиеся у тебя средства для улучшения себя, в том числе и других людей.
Мотивация для саморазвития
При этом, я хочу еще раз подчеркнуть, что важно уметь использовать любые эмоции для мотивации к саморазвитию. Кто-то лучше шевелится тогда, когда ему больно, кто-то тогда, когда очень сильно чего-то хочет, то есть, для кого-то кнут хороший мотиватор, а для кого-то пряник. Я вам рекомендую не тратить слишком много времени на изучение всех своих психологических особенностей – заливайте в свой бак именно то топливо, которое позволяет вам хорошо работать и лететь изо всех сил вверх. То есть, мотивируйте себя тем, что ближе именно вам. Если плохие эмоции вынуждают вас что-то с собой и для себя делать – пусть это будут плохие эмоции, ничего страшного – мотивируйте себя страхом, обидами, злостью, агрессией, как вам удобнее. Если это жадность, тщеславие, любопытство, тогда используйте их для мотивации. А может вы просто хотите что-то после себя в этом мире оставить, что-то такое, что позволит вам получить от своей жизни огромное удовлетворение, как от жизни, в которой есть смысл. Главное, чтобы вы видели – ради чего или из-за чего вы будете себя развивать, будете делать себя лучше, будете учиться новому, приобретать новые навыки и умения, избавляться от своих недостатков и слабостей. Главное, чтобы вам было не все равно, как сложится ваша жизнь.
Польза саморазвития
Результаты саморазвития
Какими могут быть ваши результаты при саморазвитии? На самом деле, самые разные, от выдающихся, до еле заметных. Но при этом, поверьте мне, они есть всегда. И эти результаты обязательно сделают вашу жизнь лучше. Я знаю много людей, занимающихся саморазвитием и придерживающихся разных стратегий в этом нелегком, но чрезвычайно полезном деле. Они преследуют разные цели с разной степенью успешности. И я могу сказать точно – все они получают определенное вознаграждение за свои старания. Кто-то просто мыслить начинает лучше, эффективнее, практичнее, кто-то обучается новому навыку и обретя его меняет свою работу на более интересную и доходную, кто-то в своем деле становится очень хорошим специалистом и люди начинают его высоко ценить, а кто-то становится более здоровым и жизнерадостным, работая над своим телом. Расти нам всегда есть куда. Есть к чему стремиться. Есть в чем добиваться успеха.
Я считаю, что одной из важных целей саморазвития должно стать стремление человека сделать свою внутреннюю картину мира как можно более соответствующей реальности. Ведь чем лучше мы будем понимать окружающий нас мир – его структуру, функции, законы, тем большими возможностями мы будем обладать, чтобы сделать его более совершенным. Например, инженер, понимая законы природы, может использовать их для создания различных устройств, которые сделают жизнь людей лучше, проще, интереснее, веселее, комфортнее. А специалист, который хорошо разбирается в психологии людей, может помочь им стать более счастливыми и жизнерадостными, он может научить их любить себя и жизнь, чтобы они получали от нее удовлетворение. А другие специалисты создают лекарства, которые спасают многим людям жизнь. Ну и так далее. Другими словами, познавая этот мир, благодаря развитию и саморазвитию, мы получаем возможность изменять его. И пусть не всегда в лучшую строну мы его изменяем, но все же в том, что это делать нужно, сомневаться не приходится. Так что чем более развит человек, тем большим хозяином своей жизни и даже всего этого мира он себя ощущает.
Так что, друзья, саморазвитие – это действительно здорово. Занимаясь им, вы зря свою жизнь не проживете. Поэтому не теряйте времени даром – развивайтесь, учитесь, обретайте новые навыки, ставьте перед собой амбициозные цели и ищите пути для их достижения, весь мир у ваших ног – живите в нем как человек, то есть, будьте активными. Я не призываю вас делать что-то конкретное, психологию, к примеру, изучать или еще что-то, я вам могу это только предложить. А вы сами решайте, в чем вы хотите преуспеть, что хотите научиться делать, что хотите узнать, понять, осознать. Саморазвитие потому и является саморазвитием, что человек сам решает, как и в каком направлении ему развиваться. Главное, занимайтесь улучшением себя, руководствуясь описанными мною принципами, и все у вас в жизни будет прекрасно. Я предлагаю вам, друзья, развиваться вместе – я буду писать для вас интересные статьи на полезные, с моей точки зрения, темы, а вы будете их читать. И таким образом мы будем познавать этот мир, в основном, конечно, с позиции психологии, все-таки я больше в ней разбираюсь, но и другие темы мы обязательно затронем. Что скажете, согласны?
Возможности самореализации личности
«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации» © Абрахам Маслоу
Что такое самореализация человека?
Самореализация — активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.
Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.
Потребность человека в самореализации
Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.Основные потребности в браке. Как укрепить семью?
Самореализация = признание + самоутверждение
Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.
Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание — это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение — это ваш уровень профессионализма. Как достичь успеха в жизни?
Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.
Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.
Способы самореализации личности
Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?
Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество. Как организовать свой рабочий день?
Творческая самореализация
Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.
Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.
Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей. Пошаговая система достижения цели
Профессиональная самореализация
Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п. Закон Паркинсона. Секрет финансового благополучия
Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.
Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.
Социальная самореализация
Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.
В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.
Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.
Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком. Как стать хорошей и счастливой мамой?
Условия самореализации личности
Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.
В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.
Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы. Гендерные стереотипы в современном обществе
Факторы самореализации личности
Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.
Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.
Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.