Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "социальная адаптация дошкольников" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Игра как средство социальной адаптации дошкольника
- 2 Портал педагога
- 3 Социальная адаптация детей дошкольного возраста
- 4 Социально-психологическая адаптация дошкольников в среде сверстников
- 5 «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» статья на тему
- 6 1.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста
- 7 1.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста
Игра как средство социальной адаптации дошкольника
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным, много неполных семей. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.
Но так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности ребёнка, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их дальнейшей социализации ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы в работе с детьми.
В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников – игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую. Это приводит к адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым ему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива. Кроме того, социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого – педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогического коллектива родителей.
При таком подходе социальная адаптация даёт дошкольнику возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей.
К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (Германия), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Раскрывая данную тему на примере своего опыта хочу показать некоторые адаптационные методы и приёмы. Ребята, перешедшие из ясельной группы во вторую младшую, также испытали адаптационный период: привыкание к новым воспитателям, новой среде и др.,
Чтобы период привыкания прошел быстрее и спокойнее, мною было решено использовать в комплексе различные адаптационные методики и приемы: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками и родителями, другими специалистами ДОУ. Прежде всего, я стремилась создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки.
Мною была продумана система подбора игр для детей и методика их проведения. При составлении учитывалось наличие у детей постоянного предпочтения ряда игр и желания играть в них. В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры и объясняют их родителям. Новая игра объясняется кратко и четко, выделяются правила и ход игры, показываются отдельные движения.
Приложение:
- Игры, направленные на сближение детей друг с другом.
- Игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом.
- Подвижные игры,
- Пальчиковые игры
- Сюжетно-ролевые игры.
- Дидактические игры.
Портал педагога
Автор: Луценко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР “д/с 73”
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: “Социальная адаптация детей дошкольного возраста”
Дата публикации: 30.07.2017
Раздел: дошкольное образование
Социальная адаптация детей дошкольного возраста.
Что же такое адаптация и социальная адаптация детей дошкольного возраста.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и
з н а ч и м о г о
« с о ц и а л и з а ц и я » .
Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального
образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей
дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
развитии дошкольника доминирует:
информацию о мире, усваивает первые нормы поведения.
С 1 до 3 лет — потребность в общении со сверстниками, требующая
создания условий, где ребенок сможет получить это общение в полной
мере (детский сад, группы раннего развития, парки и пр.). В процессе
дети научатся общаться с такими же, как они, освоят азы дружбы,
узнают, что такое сочувствие, щедрость.
С 3-6 лет — личная речь. Выводы об окружающем мире ребенок делает
на основании полученных на собственные вопросы ответов, диалогов,
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно
новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского
налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости
поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности
становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое
социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким
ухудшение сна и аппетита; развитие страха перед дошкольным учреждением;
Известно дошкольный возраст делится на два
периода: младший дошкольный
д о ш к о л ь н ы й
рассматривать социальную адаптацию нужно в рамках данных периодов.
свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как
благополучное пребывание в детском саду и в семье.
К основным критериям социальной адаптации ребенка к условиям
* уровень нервно – психического развития;
* заболеваемость и течение болезни;
* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому
саду у младших дошкольников:
Легкая форма характеризуется быстрым привыканием дошкольника к новым
условиям жизни в саду, без стрессов и истерик. Ребенок с удовольствием идет
незначительное снижение аппетита, который возвращается спустя неделю
после поступления ребенка в детский сад. За несколько недель налаживается
и сон. Иммунитет в таких случаях у дошкольников практически не страдает,
организм адаптируется к новым условиям в течение нескольких недель.
связанных с аппетитом и сном ребенка. Ребенок становится менее активным,
появляются темные круги, снижается иммунитет, ОРЗ протекают в более
Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Бакирова Ирина Владимировна
Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым, здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда и везде они не могут. В современном обществе вопрос воспитания подрастающего поколения актуален, как никогда, часто, гуляя с детьми, родители замечают, что их ребёнок меньше общается со сверстниками, точнее сказать не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно важно для дошкольников, когда закладывается характер, формируется личность.
Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, воспитатели) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.
Список литературы.
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004.
2. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Медотическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Социально-психологическая адаптация дошкольников в среде сверстников
Анастасия Милосердная
Социально-психологическая адаптация дошкольников в среде сверстников
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
К основным критериям социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:
* уровень нервно – психического развития;
* заболеваемость и течение болезни;
* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:
Легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, подавленное состояние в течение долгого времени. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:
1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.
2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.
3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.
Развитие навыков общения с детьми
· Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.
· Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).
· Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать – добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
– чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
– умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
– умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
– развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
– создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
· С помощью этих игр у детей:
· Снимаются телесные зажимы;
· Происходит эмоциональная разрядка;
· Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
· Проявляются навыки правил поведения;
В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.
Прикреплённые файлы:
adaptacija_fh49o.ppt | 366,5 Кб | Скачан: 11 |
Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду. Ребёнок идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и.
Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников Актуальность проекта С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями.
Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема Ключевые слова: нарушения речи, игровая деятельность, старший дошкольник. В статье рассматриваются основные понятия нарушений речи у детей.
Пособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольников .
Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников Районная конференция педагогов дошкольного образования Белогорского района РК «Создание оптимальных условий для всестороннего развития.
Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.
Программа «Психологическая компетентность дошкольников» Пояснительная записка Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания являются основными условиями повышения эффективности.
Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Современный ребенок находится в наше время под влиянием множества факторов риска для его психологического здоровья и самочувствия: раннее.
Тренинг для родителей «Психологическая безопасность дошкольников» ПРИЛОЖЕНИЯ Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей) Цель: 1. Повышение уровня.
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»
статья на тему
Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.
Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый стиль жизни дошкольника.
Проблемы здоровья детей.
В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал.
Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении.
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».
Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес.
1.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста
В самом общем виде понятие “социальная адаптация” можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека.
Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
ѕ адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
ѕ адекватная система отношений и общения с окружающими;
ѕ гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Становление процесса социальной адаптации начинается с момента рождения ребенка, детерминировано совокупностью внешних и внутренних факторов развития, обусловлено и определяется такими процессами, как становление межличностных отношений, формирование Я-образа, самооценка и самосознание, самоопределение и принятие на себя социальной роли [20].
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей [4].
Понятие адаптации – один из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе “человек – среда”. Одним из первых кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К.Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. Пока это равновесие сохраняется, организм живёт и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, – это обязательное условие свободной жизни [5]. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кенноном, который назвал этот феномен свойством гомеостаза.
Современное представление об адаптации основывается на работах Л.А. Венгера, П. Валлон и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько её основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация – это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе “человек – среда”, в-четвёртых, цель, к которой стремится организм.
Можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее её устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определённого уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды [6].
Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек – это не просто живой организм, а, прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально – психологическую адаптацию. Более того, существуют определённые физиологические и психологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трёх уровнях.
Выделенные три уровня адаптации взаимосвязаны между собой тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Это интегральная характеристика представляет собой весьма динамическое образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации [21].
При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типов состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Прежде всего, это релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления. Сон – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Оптимальное рабочее состояние – это когда человек действует наиболее эффективно. Утомление – это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок [8]. Стресс – ещё один вид функционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью [16]. Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования [2].
Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю и socium – общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе [1]. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учреждения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.
В педагогике понятие “социализация” связано с такими понятиями как “воспитание”, “обучение”, “развитие личности”. Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что “Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным”.
Понятие “социализация” характеризует в обобщенном виде как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому важное значение имеет именно в дошкольном возрасте выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка, еще велики и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений, а, также способствовать его дальнейшей социально-психологической адаптации на последующих ступенях психологического и социального развития как личности.
1.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста
В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека.
Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
ѕ адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
ѕ адекватная система отношений и общения с окружающими;
ѕ гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Становление процесса социальной адаптации начинается с момента рождения ребенка, детерминировано совокупностью внешних и внутренних факторов развития, обусловлено и определяется такими процессами, как становление межличностных отношений, формирование Я-образа, самооценка и самосознание, самоопределение и принятие на себя социальной роли [20].
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей [4].
Понятие адаптации – один из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда». Одним из первых кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К.Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. Пока это равновесие сохраняется, организм живёт и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, – это обязательное условие свободной жизни [5]. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кенноном, который назвал этот феномен свойством гомеостаза.
Современное представление об адаптации основывается на работах Л.А. Венгера, П. Валлон и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько её основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация – это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек – среда», в-четвёртых, цель, к которой стремится организм. Можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее её устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определённого уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды [6].
Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек – это не просто живой организм, а, прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально – психологическую адаптацию. Более того, существуют определённые физиологические и психологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трёх уровнях.
Выделенные три уровня адаптации взаимосвязаны между собой тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Это интегральная характеристика представляет собой весьма динамическое образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации [21].
При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типов состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Прежде всего, это релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления. Сон – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Оптимальное рабочее состояние – это когда человек действует наиболее эффективно. Утомление – это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок [8]. Стресс – ещё один вид функционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью [16]. Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования [2].
Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю и socium – общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе [1]. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учреждения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому важное значение имеет именно в дошкольном возрасте выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка, еще велики и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений, а, также способствовать его дальнейшей социально-психологической адаптации на последующих ступенях психологического и социального развития как личности.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.