Случаи возникновения конфликтов интересов

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "случаи возникновения конфликтов интересов" с детальным описанием.

При каких обстоятельствах может возникнуть конфликт интересов

В Законе при определении понятия «конфликт интересов» учитываются как уже существующие условия, влияющие на исполнение служебных обязанностей, так и перспектива развития ситуации.Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

Конфликт интересов

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. 3.

Статья 10. конфликт интересов

  • непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов;
  • неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов; владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к их передаче в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.

Госслужащий обязан… Согласно статье 11 Закона о противодействии коррупции государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Конфликты интересов на государственной службе — это что? примеры ситуаций

Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т.
д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается, что личная заинтересованность работника может быть не только прямой, но и косвенной. Что это означает? Выгоду от проведения какой-то операции служащий может получить не напрямую.

То есть в итоге он не получает денег или каких-то других материальных ценностей.
Из понятия государственной службы следует, что государ­ственный служащий не имеет права на забастовку, он ограничен в требованиях к государству, так как сам в определенной степени олицетворяет государс­тво. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч.

15 п. 1 ст. 17 « Запреты, связанные с гражданской службой») предусматривает, что «в связи с прохож­дением гражданской службы гражданскому служащему запреща­ется … прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора». 3. Существуют различные способы организации разрешения индивидуальных споров госу­дарственных гражданских служащих.
Среди этих способов можно назвать те, которые, во-первых, являются внутриаппаратными, например, личное взаимодей­ствие государственного служащего и его начальника (отчеты о результатах работы, представление декларации о доходах и т.

Причины и условия конфликта интересов

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

При каких обстоятельствах может возникнуть конфликт интересов

  • представитель любого уполномоченного лица, который действует о имени РФ или субъекта РФ.

Способы решения проблемы Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка – лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

  • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос.
    служащий;
  • отстранение от выполнения обязанностей;
  • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
  • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

Также закон предусматривает временное отстранение работника от дела, при том что денежное содержание служащего не прекращается. Если работник владеет определенными материальными ценностями, акциями, ценными бумагами и т.
К ним относят:

  • пренебрежение нормами действующего законодательства;
  • любое нарушение запретов и отдельных ограничений, которые прописаны в законах, особенно в Законе «О противодействии коррупции»;
  • несоблюдение законных интересов и прав граждан, отдельных организаций и государства при исполнении своих должностных обязанностей;
  • обычное невыполнение своих обязанностей или нарочно исковерканное их выполнение;
  • нарушение норм поведения, которые должен соблюдать каждый гражданский служащий.

Условия Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает не только ввиду определенных причин, но и при некоторых условиях внутренней среды.

Еще статьи:  Скрытая сила привычек

До утверждения указом Президента РФ положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов открытым остается вопрос о возможности рассмотрения опротестования решений комиссий, образованных в государственном органе субъекта Федерации, в комиссиях, созданных в федеральном государственном органе по управлению государственной службой.6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа.

Определенные требования предъявляются к составу комиссии.

Конфликт интересов на государственной службе. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Как следует из ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность – это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

Аналогичные понятия содержатся и в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Этим законом на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:

– выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

– выполнение иной оплачиваемой работы;

– владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

– получение подарков и услуг;

– имущественные обязательства и судебные разбирательства;

– взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

– явное нарушение установленных запретов.

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Конфликт интересов

Конфликт интересов — это ситуация прямой или косвенной личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на исполнение государственным служащим должностных обязанностей.

В свою очередь, личная заинтересованность — это возможность получения доходов, имущества или услуг для себя или третьих лиц.

Минтрудом России обобщены типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе и порядок их урегулирования 1 . Под определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых госслужащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей:

  • — выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников, иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность;
  • — выполнение иной оплачиваемой работы;
  • — владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • — получение подарков и услуг;
  • – имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • – взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с госслужбы [1][2] ;

нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий, кроме научных, от иностранных государств и др.).

При возможности возникновения конфликта интересов его необходимо заранее выявлять, и эта обязанность лежит на самом государственном служащем, которому необходимо уведомить письменно представителя нанимателя о такой возможности. Если меры по предотвращению конфликта интересов не были своевременно приняты, государственный служащий, являющийся стороной конфликта, и представитель нанимателя могут быть уволены с государственной службы.

Решение об урегулировании конфликта интересов принимается соответствующей комиссией государственного органа [3] . В состав комиссии входят заместитель руководителя органа, кадровый и юридический работники, непосредственный руководитель госслужащего, чью деятельность рассматривает комиссия, а также независимые эксперты. Состав комиссии призван исключить возможность возникновения конфликта интересов.

Основаниями для проведения заседания комиссии являются материалы проверки, свидетельствующие о несоблюдении государственным служащим ограничений, запретов и требований к служебному поведению; обращение государственного служащего с просьбой разрешить ему участвовать в управлении коммерческой организацией или обращение с уведомлением о невозможности предоставления данных о доходах. Основанием для рассмотрения на заседании комиссии может быть просьба госслужащего разрешить ему выполнять иную оплачиваемую деятельность, уведомление госслужащего в возникновении ситуации, которая может повлечь конфликт интересов. Также комиссия определяет, может ли госслужащий после увольнения поступать на работу в иную организацию, контроль деятельности или управление которой он осуществлял в период службы. Решения комиссии оформляются протоколами, в которых отмечается наличие либо отсутствие выявленного конфликта интересов или нарушения требований к служебному поведению.

Еще статьи:  Как заинтересовать мужчину рака

Представитель нанимателя может изменить должностное положение подчиненного вплоть до его отстранения от служебных обязанностей. Могут применяться и другие меры, например, отказ госслужащего от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов, а также самоотвод от исполнения государственных полномочий. Предотвращение конфликта интересов в случае владения ценными бумагами осуществляется передачей их в доверительное управление.

При наличии конфликта или нарушения в протоколе комиссии указываются меры по их преодолению, а также форма дисциплинарной ответственности госслужащего за нарушение. За несоблюдение ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей на государственного служащего налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания; выговора; предупреждения о неполном должностном соответствии; увольнения.

Если в нарушении есть признаки административного проступка, то материалы передаются в компетентный орган для вынесения санкции.

Решение комиссии государственный служащий может обжаловать в суде.

После увольнения с государственной службы работникам категории «руководители» в течение двух лет запрещается поступать на работу в бывшие подведомственные и подконтрольные организации. При поступлении на новую работу некоторые категории государственных служащих обязаны уведомить работодателя о предыдущем месте работы. Работодатель при приеме обязан в течение 10 дней сообщить о факте приема на работу бывшего государственного служащего по предыдущему месту его службы.

Конфликт интересов в коммерческой организации

Понятие конфликта интересов на работе применяется в российском правовом поле преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы и коррупционными либо потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию действиями. Однако, законодательство также предполагает возможность возникновения конфликта интересов и в коммерческой организации, что также предусматривает отдельные механизмы правового регулирования в данном случае.

Конфликт интересов на работе — что это такое

Понятие конфликта интересов в первую очередь связано с возникающими в ходе рабочей деятельности или несения государственной службы разногласиями между обязанностями сотрудника или служащего, связанными с работой, и его другой деятельностью — семейной, общественной или коммерческой. В целом, оно подразумевает ситуацию, в которой возможно само появление такого воздействия — далеко не всегда предусматривающего реальное нанесение ущерба интересам работодателя, общества или государства. Однако, намного проще устранить саму возможность таковых неправомерных действий, чем разбираться с её последствиями — именно поэтому недопущение конфликта интересов достаточно глубоко рассматривается российским антикоррупционным законодательством.

В то же время не только на государственной службе может возникнуть конфликт интересов. В коммерческих организациях подобные ситуации также могут возникнуть и по факту возникают достаточно часто. В качестве примера можно привести следующие наиболее распространенные случаи:

  • Выбор ответственным работником в качестве контрагента своего близкого человека или коммерческого партнёра. Например, сотрудник может принять решение заказать материалы для компании-работодателя у своего знакомого, или даже — у собственной фирмы.
  • Прием на работу нового работника. Кадровый сотрудник, да и многие непосредственные руководители структурных подразделений могут упростить трудоустройство своего родственника или партнёра.
  • Получение доступа к информации, составляющейтайну. Если работник имеет доступ к коммерческой тайне компании, и при этом имеет других коммерческих партнёров или родственников, являющихся конкурентами или просто представляющих иные компании, для которых данная информация может быть полезна — эта ситуация также может являться конфликтом интересов.

Конфликт интересов в коммерческой организации — законы и нормативы

Согласно нормативам российского законодательства, непосредственно понятие конфликта интересов используется преимущественно в тех документах и актах, которые посвящены антикоррупционной деятельности в отношении служащих государственного или муниципального аппарата. Однако, это не отменяет фактической возможности существования конфликта интересов и в коммерческой организации. Так, в статье 81 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается право уволить сотрудника, если он не предпринял никаких мер по недопущению конфликта интересов.

Непосредственно же иные аспекты правового регулирования конфликта интересов на работе, а также нормативов, согласно которым регламентируется определение таковых ситуаций, устанавливаются самим работодателем. В частности, есть возможность принятия отдельных локальных нормативных актов. Подобные документы могут принимать различные формы — как общего положения о конфликте интересов, действующего на всех работников предприятия, так и быть отдельной составляющей частью должностных инструкций тех работников, в отношении которых конфликт интересов может повлечь за собой ущерб работодателю.

Однако отдельно необходимо отметить важную информацию для кадровых специалистов. В частности, при приеме бывшего госслужащего на работу, именно его работодатель и сотрудники отдела кадров должны обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы нанимаемого работника.

Мероприятия по недопущению и устранению конфликта интересов в бизнесе

Учитывая, что большинство вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов в бизнесе, возлагаются на работодателей, именно они решают, как будут устраняться подобные случаи. Необходимо отметить, что сам по себе данный конфликт не всегда означает возникновение реального ущерба. Даже преследуя собственные интересы, например, сотрудник может заключить контракт с близким человеком, который при этом одновременно будет и наиболее выгодным для самой компании. Однако, как уже было указано ранее — далеко не всегда подобные случаи могут закончиться выгодой для работодателя, а не самого работника.

В связи с этим основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. В частности, работник при возможном возникновении конфликта интересов может быть обязан уведомить о данной ситуации своего работодателя и делегировать обязанность по принятию решений на иное должностное лицо предприятия. Или же — предоставить более подробные и обоснованные доказательства необходимости предпринять предложенные им варианты действий.

В случае, когда сотрудник не уведомит о конфликте интересов, работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор по собственной инициативе. Исключение в данном случае составляют лишь беременные сотрудницы — даже если их действия привели к конфликту интересов, расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с подобными трудящимися невозможно. При этом прекращение трудовых взаимоотношений или применение дисциплинарного взыскания при конфликте интересов в коммерческой организации, в отличие от госслужбы, является не обязанностью, а правом работодателя.

Еще статьи:  Что спросить у мужчины чтобы его заинтересовать

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2019 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Типовая памятка государственного гражданского служащего при возникновении конфликта интересов

государственного гражданского служащего

при возникновении конфликта интересов

1. Что такое конфликт интересов?

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего (далее – государственный служащий) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Что понимается под личной заинтересованностью?

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или иных лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего.

3. Что запрещено государственному служащему?

Перечень ограничений, обязанностей и запретов для государственных гражданских служащих, связанных с гражданской службой, которые могут привести к возникновению конфликта интересов установлен ст. ст. 17, 18 Федерального закона -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона -ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8-1 Закона Томской области -ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области».

4. Типичные ситуации конфликта интересов.*

· выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

· выполнение иной оплачиваемой работы;

· владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

· получение подарков и услуг;

· имущественные обязательства и судебные разбирательства;

· взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

· явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

5. Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов должно осуществляться, в том числе и по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.**

6. Меры ответственности, которые могут быть применены к государственному гражданскому служащему в случае непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

* В каждом государственном органе с учетом специфики его деятельности должны быть определены наиболее типичные ситуации конфликта интересов.

** Рекомендации по правилам поведения государственного служащего в конкретной ситуации даны в Методических рекомендациях по поведению государственных гражданских служащих, проходящих службу в исполнительных органах государственной власти Томской области, при возникновении ситуаций коррупционной направленности и конфликта интересов (размещены на сайте Департамента государственной гражданской службы Администрации Томской области в разделе «Методические материалы»).

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: меры для предотвращения и возможности его урегулирования

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Находясь на муниципальной службе к лицу, предъявляются определенные требования к его служебному поведению, а также надлежащему исполнению должностных обязанностей. Встречается ситуация, согласно которой у служащего возникает личный интерес при исполнении своих должностных обязанностей, то есть он исполняет их не в интересах муниципального образования или населения, а в своих личных корыстных интересах.

Данные обстоятельства принято именовать конфликтом интересов. Последствием конфликта интересов может быть противоправное деяние со стороны служащего, причиняющее вред интересам государства, региона, муниципалитета или населению в целом.

Поэтому в законодательстве предусмотрены меры для предотвращения ненадлежащего поведения лица, занимающего муниципальную должность.

Понятие и виды личной заинтересованности служащего

Заинтересованность личного характера служащего может выражаться в получении им дополнительного дохода, помимо денежного довольствия, выплачиваемого из средств местного бюджета.

Служащий может получить доход, как в денежном выражении, так и в натуральной форме, например, в виде вещи, имущества, услуг, награждений. Однако служащие во избежание конфликтных ситуаций по службе, часто получают указанный доход на имя своих родных и близких.

Для этого случая имеется указание, что личная заинтересованность распространяется не только на самого служащего, но и его близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер).

Чтобы проверить дополнительный доход служащего помимо официального, служащий обязан ежегодно подавать декларацию о доходах, где он и его родственники указывают все свое движимое и недвижимое имущество, а также денежные средства, заработанные за год.

Данная информация является открытой и с ней можно ознакомиться на сайте муниципального образования в отношении любого служащего.

Порядок урегулирования конфликта интересов

Решение обстоятельств, связанных с конфликтом интересов, происходит довольно жестко. Если служащий не заявил по установленной форме о том, что при исполнении своих обязанностей имеется личная заинтересованность, то в ходе служебной проверки служащий может быть отстранен от должности.

Конечно, в законодательстве заложена трудновыполнимая задача служащего, так как не всякий служащий добросовестно сообщит о том, что ему предлагают деньги. Параллельно с положениями закона о конфликте интересов, разработана политика государства об антикоррупционном поведении должностных лиц, которой также следуют муниципальные служащие при исполнении обязанностей по должности.

Если служащий владеет ценными бумагами, имеет долевое участие в капиталах организаций и это приводит к конфликту интересов, предусматривается обязанность для служащего передать указанные материальные блага в доверительное управление. В противном случае, это будет основание для прекращения служебных отношений служащего с муниципальным органом.

Помимо муниципальной ответственности, служащий может быть привлечен и к уголовной ответственности за совершение служебных преступлений.

Служебное поведение муниципального служащего

Во избежание неблагоприятных ситуаций по должности, служащий должен следовать этике служебного поведения, заложенного в законодательстве.

В связи с чем, на служащего возлагаются дополнительные обязанности к служебному поведению:

  • служить интересам муниципального образования и населению добросовестно;
  • иметь нетерпимое отношение к коррупции и в короткие сроки ставить в известность представителя нанимателя или работодателя о личной заинтересованности;
  • соблюдать права и свобод граждан, обращающихся за помощью в реализации своих прав и законных интересов, равным образом относиться к каждому без исключения, невзирая на их имущественное положение, национальность, религиозные убеждения и политические взгляды;
  • не отдавать предпочтения отдельным лицам при выполнении должностных обязанностей;
  • соблюдать профессионализм и компетентность на муниципальной службе;
  • в рамках регламента принимать личный прием граждан и рассмотрение их обращений;
  • уважать местные традиции муниципального образования;
  • брать во внимание культурные ценности и взгляды народов и национальностей России при ведении приема граждан;
  • не разжигать национальных или религиозных конфликтов;
  • избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести вред в работе местного органа, его авторитету и доверию со стороны населения.

Что понимается под конфликтом интересов

Определение конфликта интересов дано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно данной нормы, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Суть определения конфликта интересов осталась прежней, но оно стало проще. Вместо четырех признаков конфликта интересов в настоящее время законодательно закреплены три:

  1. Замещение лицом должности, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта.
  2. Влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
  3. Наличие личной заинтересованности (прямой или косвенной).

Из определения конфликта интересов удалены признаки возникновения или возможности возникновения противоречия между личной заинтересованностью государственного служащего (муниципального служащего) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Способность этого противоречия привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

На кого распространяется данное определение

Данное определение применено законодателем для целей№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), в части 1 статьи 19.

И Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), в части 1 статьи 14.1, то есть, распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

Из содержания рассматриваемого определения следует, что обязательным условием наличия в действиях должностного лица конфликта интересов является наличие у него личной заинтересованности.

Как определить личную заинтересованность

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

Указанные критерии применимы к государственному служащему, а также состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).

Сюда можно отнести граждан или организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

В чем выражается личная заинтересованность на практике

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества. А также имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Самим служащим

Под конфликт интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный (муниципальный) служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.

  1. Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного (муниципального) служащего.
  2. Выполнение иной оплачиваемой работы.
  3. Владение ценными бумагами, владение банковскими вкладами.
  4. Получение подарков и услуг.
  5. Имущественные обязательства и судебные разбирательства.
  6. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Простой пример. Сотрудник обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции.

Здесь имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.

Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками)

К ним, как уже было сказано выше, относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Допустим, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Так, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей.

Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями

Мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему.

В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

К случаям возникновения личной заинтересованности относятся и ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья служащего, его родственников.

Какие меры нужно принять государственным гражданским и муниципальным служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов

Законодатель установил, что обнаружение конфликта интересов, обязанность уведомления о нем и его урегулирование является обязанностью, прежде всего, самого государственного (муниципального) служащего, лица, замещающего государственную (муниципальную) должность.

А также важно, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Перечень таких мер не является исчерпывающим.

Вместе с тем, при наличии конфликта интересов или угрозы его возникновения служащий обязан предпринять следующие действия:

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Каковы последствия для государственного или муниципального служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства

Среди организационных основ противодействия коррупции в Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из наиболее действенных является институт урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Действующим законодательством установлена обязанность государственных и муниципальных служащих принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Следует отметить, что в силу положений ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Частью 2 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

А также, в соответствии с п.10 ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при несоблюдении требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов гражданин не может быть принят на гражданскую службу.

Немаловажную роль в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов играют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссии), созданные в государственных органах и органах местного самоуправления.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Еще статьи:  Как понять мораль
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here