Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "самооценка дополнительного образования" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Формирование самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения
- 2 XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019
- 3 Детская самооценка. Формирование адекватной самооценки в условиях дополнительного образования
- 4 самооценка
- 5 Методическая разработка педагога дополнительного образования “САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ”
- 6 Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе
- 7 Формирование отчета по самооценке образовательной программы
Формирование самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения
В концептуальной программе гимназии записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром. Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке прогимназии способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.
Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого – чего – нибудь.
В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: “Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей”.
Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка – это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка – важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.
Если у ребенка завышенная самооценка – то идет негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости. Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.
Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия – способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним.
Что может оценить ребенок начальной школы сам? Он может оценить свои действия, поступки, знания и незнания. Технология развивающего обучения предполагает развитие самооценки как одного из способов формирования личности младшего школьника.
Главной целью в этом вопросе стала разработка методики формирования самооценки у учащихся. Глубже изучила философскую основу самооценки, исследовала данный вопрос в трудах современных педагогов и психологов. Изучила статью доктора психологических наук Захарова и кандидата психологии Боцмонова, а так же книгу Тубельского “Школа самоопределения”, статью Амоношвили “О возможности сделать оценку средством развития и воспитания личности”.
Сегодня я могу представить механизм самооценки. Заключается он в следующем:
1. В выделении значимых элементов содержания обучения и средств привлечения самих ребят к оценке их усвоения.
2. В использовании различных форм содержательных характеристик, которые выявляют не только степень усвоения программы, а дают ребенку знания о своих незнаниях. Изучая какую – либо тему, закладываю основные вопросы, по которым в последствии и идет оценивание. (Приложение)
Используя методику психолога Захарова, я определила уровень самооценки своих детей.
I уровень – самооценка реалистична. (Дети знают свои возможности и могут прогнозировать свою деятельность – что получится, что нет, неудачи относят к своим недостаткам) этим детям не свойственна категоричная самоуверенность. Они применяют выражения “Я думаю. ”, “Возможно. ”
II уровень – реалистичных самооценок меньше. Знание о себе это мнение окружающих. Менее самостоятельны. Часто ошибаются в прогнозе. Неудачи относят к сложившимся ситуациям, обстоятельствам.
Ill уровень – самооценка неадекватна, хотят оценить себя повыше, обосновывая “так хочется”. Свои неудачи относят к сложившимся обстоятельствам (помешал товарищ, учебник забыл и т.д.)
Результаты самооценки по классу таковы: 1 уровень-19 человек, 2 уровень-5, 3 уровень-3.
Каковы же критерии ожидаемых результатов?
1. К концу 3 класса довести самооценку учащихся на адекватный уровень по оцениванию своих поступков и знаний.
2. Научить определять границы знаний и не знаний, намечать план ликвидации пробелов (т.е. вести коррекционную работу).
В формировании самооценки у учащихся я привлекаю и своих родителей.
Я считаю, что моя проблема актуальна, т.к. самооценка поможет сформировать ученика как личность, способную к продолжению получения образования в средней школе, она формирует этические нормы и моральные ценности, соответствующие этике поведения в обществе. Статью хочу закончить словами: “Старание ведет к успеху. А успех – к повышению самооценки”.
Приложение
Проверка орфограмм слабых позиций
1.Проверь орфограммы слабых позиций; объясни способ проверки.
2. Соедини слова и буквы, которые должны стоять на месте пропуска
др_зды | е |
ч_сло | я |
ст_на | а |
м_чи | и |
с_ды | о |
Устно объясни выбор орфограммы.
1. Я знаю, что такое орфограмма сильной и слабой позиции гласного и согласного |
2. Я умею списывать слова и предложения с пропуском орфограммы слабых позиций, используя алгоритм. |
3. Я знаю закон русского письма |
4. Я умею проверять орфограммы слабой позиции по орфографическому словарю, знаю секреты словаря. |
5. Я научился проверять орфограммы слабой позиции по сильной, изменяя слово по числу. |
2б. – уверен в знании материала, умею проверять орфограммы слабых позиций;
1б. – не совсем уверен в знаниях, учусь проверять орфограммы слабых позиций;
0б. – пока слабо разбираюсь в теме, проверяю орфограммы слабых позиций только с помощью взрослых.
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019
ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РИЛИВ-ТЕРАПИИ
«Психологическое консультирование в подходе рилив-терапии» – это курс Е. А. Полякова, обучающий психологическому консультированию в авторском подходе [4]. Сам подход разрабатывался в течение 13 лет и свое название взял от английского слова « relive », что переводится как «оживить в памяти», «заново пережить». Автор курса вкладывает в его название следующий смысл: «Мы применяем и используем термин «relive» («рилив») в качестве обозначения, названия, комплексного наименования таких психологических аспектов как реабилитация, реадаптация, ресоциализация внутриличностных психических компонентов и социально-личностных структур человека в процессе психологического консультирования путем переработки травматического жизненного опыта»[1].
Курс состоит из 3 модулей по 72 часа каждый. Можно ограничиться первым модулем или же посетить второй и третий в любой последовательности. Как показывает практика курса, практически все студенты возвращаются к обучению после первого модуля и проходят все три. Курс включает в себя теоретический материал и практическую отработку упражнений и техник работы с клиентом. В ходе обучения затрагиваются эмоциональная, когнитивная, коммуникативная сферы, глубинная проработка студентами которых позволяет предположить, что курс, как образовательный процесс, может оказывать влияние не только на получение обучающимися новых знаний, но и на самих обучающихся [1,2,3,5]. Таким образом, именно ориентированность курса на практику и легла в основу исследования влияния курса на личностные феномены студентов.
Базу исследования составил курс ДПО «Психологическое консультирование» ФДО РГСУ. Выборку исследования сформировали 49 студентов курса в возрасте от 28 до 45 лет. Все участники исследования прошли два модуля обучения рилив-терапии. Исследование проводилось в две стадии. Первая стадия – опрос участников по диагностическим методикам до начала обучения, вторая стадия – опрос тех же участников по таким же диагностическим методикам после окончания обучения.
Диагностическими методиками исследования были выбраны:
1. Методика «Диагностика самоактуализации личности». Автор — А. В. Лазукин (методика использовалась в адаптации Н. Ф. Калина) [7].
Данная методика предназначена для определения уровня самоактуализации личности. Понятие самоактуализация рассматривается как явление, когда личность стремиться реализовать все свои возможности и стремления в самой полной мере, став лучшей версией «себя». Методика включает в себя 100 утверждений с ответами «да» и «нет», нужно выбрать наиболее близкий вариант ответа по каждому утверждению. Оценка уровня самоактуализации производится по 11 шкалам:
1) Ориентация во времени;
3) Взгляд испытуемых на природу человека;
4) Потребность в познании;
5) Стремление к творчеству (креативность);
6) Автономность испытуемых;
11) Гибкость в общении.
2. Тест «Самооценка». Автор — Л. Д. Столяренко [6].
Диагностику по этой методике возможно проводить двумя способами, нами был выбран второй [6]. Испытуемые получали набор 20 личностных качеств, которые предлагалось выписать в столбец в том порядке, в котором они видят ценность проявления их другими людьми – от наиболее ценного качества к наименее ценному. Далее предлагалось выписать в соседний столбец те же качества, только в порядке наличия их у себя самого – от наиболее развитого качества к наименее развитому (отсутствующему). Далее подсчитывался коэффициент ранговой корреляции и сравнивался со шкалой диагностики.
Полученные в ходе исследования значения до и после оценивались по t -критерию Стъюдента. Итак, нами были получены следующие результаты.
Изменение показателей самоактуализации личности
Детская самооценка. Формирование адекватной самооценки в условиях дополнительного образования
Цитирование:
Комментарии(>)
Ссылка на экспорт
-
428005, г. Чебоксары, ул. Гражданская, Дом 75 Телефон: 8-800-775-0902 +7 (8352) 222-490 [email protected]
Присоединяйтесь
Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International
Форма подписки
Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!
На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.
Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!
самооценка
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Ф.И.О. : Галайко Олеся Васильевна Имеющаяся категория: не имеется 0 баллов – компетенция не выражена;1. Показать больше
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Ф.И.О. : Галайко Олеся Васильевна Имеющаяся категория: не имеется 0 баллов – компетенция не выражена;1 балл – компетенция выражена слабо; 2 балла – компетенция выражена на среднем уровне; 3 балла – компетенция выражена на высоком уровне. № Компетенции Баллы Комментарии пп Трудовая функция «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» 1. Набор и комплектование группы учащихся на обучение, стимулирование и мотивация 3 Необходимо знать как деятельности учащихся на занятиях. Понимать мотивы поведения учащихся, их демонстрировать элементы образовательные потребности и запросы (для детей – и их родителей (законных деятельности, соответствующей представителей)) программе дополнительного образования, Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных Спрятать
Методическая разработка педагога дополнительного образования “САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ”
Автор материала: Рамонова Натела Анзоровна
Описание документа:
Что такое самооценка личности.
Важность высокой самооценки.
Причины низкого уровня самооценки.
Как повысить самооценку.
Самооценка личности – это то, как вы относитесь к самому себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе списка убеждений по отношению к себе, списка хороших и плохих качеств. Самооценка – это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ. Люди не обязательно думают о вас так, как вы себе представляете. Уровень самооценки – это ваш СУБЪЕКТИВНЫЙ взгляд на самого себя. Это качество формируется постепенно с самого рождения и может быть осознанно или неосознанно изменено. Обычно его неосознанное изменение ведет к низкому уровню самооценки. Почему? Просто люди больше привыкли замечать плохое, нежели хорошее. Хорошее воспринимается, как должное. А поскольку на плохом концентрируется больше внимания, соответственно оно лучше укореняется в подсознании, что и влияет непосредственно на отношение к себе. Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях. Формирование самооценки важно для современного человека.
Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому? Высокий уровень самооценки исключительно важен, потому как от него напрямую зависят ваши действия. Когда ваша самооценка улучшается, то улучается и ваша отдача во всех сферах жизни. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Низкий уровень самооценка ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решения. Опишу этот процесс по шагам.
Вы сами влияете на формирование самооценки.
Думаете и ведете себя в соответствии с ней.
Влияние самооценки напрямую связано с тем, как воспринимают вас другие люди.
Ваша самооценка меняется в ту или иную сторону после того, как вы видите, как вас воспринимают окружающие.
Возвращаемся в п.2.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ САМООЦЕНКИ НАПРЯМУЮ ВЛИЯЕТ НА ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. ОТ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ВАША ЖИЗНЬ.
«Если думаешь, что можешь или не можешь – в обоих случаях ты прав» (Г.Форд).
ПРИЧИНЫ НИЗКОГО УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
1. Живем в негативном обществе и постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми.
Успешных людей всегда меньшинство, но они сумели прорваться через эту стену посредственности. Почему так тяжело? Да потому, что надо отойти от привычных представлений масс и довериться самому себе, и идти по зову души. А это совсем не просто. На каждом шагу вас подстерегают и указывают вам, что вы идете не той дорогой. Те, кто не выдерживают этого напряжения, выбирают путь проще – слиться с массами и оставить свои цели. Таких людей очень много, общество просто крадет их мечты.
2. Способности человека, внешний облик и интеллект неоднократно высмеивались или подвергались сомнению родителями и учителями, друзьями и многими другими, когда подворачивался удачный случай.
Независимо от того, хорошо или плохо вы выполнили задание, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать. Либо за то, что вы не сделали, либо за то, что сделали. В основе любой критики стоит цель повысить чувство собственной значимости. Когда вы вырываетесь вперед, то оставляете позади много людей, и они стараются вас опустить словами. Помните: влияние самооценки напрямую связано с вашим успехом.
3. Предание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение.
Неудачи – это составляющая успеха. Если вы терпите неудачу, нельзя говорить, что вы плохой человек или неудачник. Вы обязаны сделать выводы из этого, и двигаться вперед. Нередко неудачи – это благословение. Переносить отдельную неудачу и воспринимать ее неудачей всей жизни – огромная ошибка. Вы значительно теряете в представлении самого себя и приобретаете ложное чувство вины.
4. Сравнение себя с другими людьми
Не можете сравнивать себя с другими людьми, потому как вы разные. Каждый человек уникален и имеет свой список ценностей, которых вы не знаете. Обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами. Конечно, они лучше вас в этом, это ведь их успех!
5. Установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться
Люди по неумению часто устанавливают для себя настолько высокие цели для достижения, что добиться их за короткое время является практически нереальным. Разумеется, они не достигают этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло, и они перестают ставить дальнейшие задачи, поскольку это связано с негативным опытом. Нет нереальных целей, есть нереальные даты.
СОЗДАНИЕ ХОРОШЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ. КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ
Для поддержания самооценки, вы просто обязаны формировать ее осознанно по принципу самовнушения. Потому как люди не всегда бывают справедливы. Сделай вы работу плохо, вас будут упрекать в этом, сделай вы ее хорошо, вас упрекнут еще в чем-то, потому как будут завидовать, что вы так хорошо справились. Без осознанного формирования самооценки, вы обречены на провал. В этом вам помогут принципы самовнушения.
Предложу вам несколько способов как повысить самооценку, создать и удержать в голове хороший образ самого себя. Они довольно простые, но очень эффективные.
Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в себе нравится. Например: «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты успешный бизнесмен», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т.д. Замечайте в себе положительные черты. Полюбите себя таким, каким вы являетесь. Если вам не нравится по каким-либо причинам ваша внешность, начните замечать в ней только прекрасное. Не может же быть такого, что у вас одни недостатки! И со временем ваш образ изменится, влияние самооценки покажет удивительные результаты.
2. Дневник побед
Берете чистую тетрадь и озаглавливаете ее «Дневник успеха». Туда записываете все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Только удачи и успех, как классно вы решили определенную проблему. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если вы будете делать в вашем журнале не менее пяти записей. Это могут быть даже маленькие дела. Поначалу может быть нелегко. Вы постоянно будете себя спрашивать, а стоит ли записывать это. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Лучше пускай у вас будет избыток, чем недостаток уверенности. Когда перед вами в жизни предстанут сложные времена или различные ситуации, когда вам не помешает иметь исключительную уверенность в себе, просто открываете дневник побед и читаете. Произойдет формирование самооценки в пользу ее повышения.
3. Создать образ самого себя и держать его в голове
Из вышеперечисленных методов, этот самый сложный, но он дает положительные результаты. Суть его в том, чтобы создать в голове новый образ самого себя. Постарайтесь создать как можно более детальный образ. Чем более четким он будет, тем быстрее он реализуется. Опишите, как вы себя ведете в разных ситуациях, опишите свой характер, манеру одеваться. И прокручивайте соответствующий образ в голове, как минимум 1 раз в день довольно длительное время, пока он не впитается в подсознание.
Самореклама – это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Очень хорошо работает вместе со способом один – «зеркало». Вы берете листок бумаги и пишете:
«Петр Петрович, познакомься с Петром Петровичем – влиятельным и солидным бизнесменом. У него бизнес в 25 странах мира. Он входит в 1% самых богатых людей мира. Настоящий лидер. У Петра огромные мечты, он в совершенстве владеет техникой самовнушения. У него очень сильная вера в Бога, в свое дело и особенно в себя. Его любовь бесконечна. Он очень любит свое дело. Он любит трудности, так как верит, что чем больше трудности, тем большая награда ждет в будущем. Он шикарно одевается, прекрасно выглядит. У него очень высокий уровень самооценки, благодаря тому, что он знает, кто он и что за бизнес у него в руках. С каждым днем его бизнес растет, а Петр становится лучше, чем был вчера, увереннее в себе, в Боге и в своей цели. Он способен достичь любых целей, ведь с Богом возможно все. Бог ведет его».
Затем каждый день читаете этот текст, лучше перед зеркалом.
Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования учебной самооценки у младших школьников в процессе реализации новых требований ФГОС общего образования.
Ключевые слова: учебная самооценка, начальное образование, ФГОС начального образования.
Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является одним из основных направлений развития общего образования в наше современное время. За последние годы это наиболее значимая системная инновация, в том числе и для начальной ступени общего образования. Достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развить всесторонне гармонично развитую личность является фундаментальным центром начального общего образования.
Все мы знаем, что система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Поэтому основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом включенным в образовательную практику. В этом случае обучающими приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Так что же такое самооценка? Самооценка – это один из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности обучающегося. Причина отставания в обучении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Ребенка необходимо приучить к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, ведь эта оценка важная, т.к. позволяет самостоятельно двигаться дальше. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.
Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Именно поэтому «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке» одна из важнейших педагогических задач для коллектива школы [8, с. 59]. Решение обозначенной актуальной задачи, по мнению Н. В. Григоряна и В. С. Сластёнина, связано с понятием самооценки личности.
В частности, В. С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности», влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [8, с. 345]
Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя» [4, с. 360]. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность обучающегося. Г. М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [5, с. 364].
Различными аспектами проблемы исследования самооценки личности занимались такие психологи как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина.
Проблема исследования заключается том, чтобы определить каковы наиболее эффективные приемы развития самооценки младших школьников.
Для решения этой проблемы можно использовать технологию оценивания учебных успехов. Работая в образовательной системе «Школа 2100» под редакцией Вахрушева А.А., Данилова Д.Д я узнала, что разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся самооценки; фиксация результатов в таблицах требований; дифференциация оценки по шкале уровней успешности.
Работу по этой технологии начала в прошлом году, когда взяла 3 класс. Договорились с учениками какими значками будем себя оценивать в дневниках и тетрадях. Выбрали смайлики, проговорили критерии. В конце урока в тетрадях ученики этими же смайликами оценивали «успешность» своей работы.
По моим наблюдениям в процессе учебной деятельности выяснила, что у большинства детей самооценка завышена или занижена. Лишь 3 человека оценивали себя адекватно. Поэтому после оценивания обязательно этим детям задавала вопросы:
– Почему ты нарисовал именно этот значок?
– Посмотри на образец и соотнеси со своей работой?
-У тебя точно так же? Всё правильно выполнил?
-Тогда каким значком ты должен был оценить себя?
Рядом с самооценкой ребенка обязательно ставила свой значок, попутно сопровождая комментариями: «Молодец!», «Умничка!», «Очень хорошо!» или «Постарайся ещё!», «У тебя всё получится!», «Я в тебя верю!»
В течение первых двух четвертей, моими учениками были освоены шаги самооценки в знаковой форме. Для дальнейшего поддержания интереса к своей оценке и введения элемента новизны, предложила заменить смайлики на другие символы – это стали баллы от 0 до 3. Я сознательно предложила детям не 5-и бальную, а 3-бальную шкалу оценивания, чтобы не путали и не переводили в отметки.
3 балла – Я молодец, всё выполнил верно, без посторонней помощи!
2 балла – Допустил ошибки, но в целом справился хорошо, хоть и попросил помощь учителя или одноклассника.
1 балл – Я недоволен своей работой, справился не так как мог бы, много помогали одноклассники или учитель.
0 баллов – Я ничего не понял. Помогите.
В конце третьего класса, когда детьми будут освоены критерии оценивания, я хочу ввести дополнительные символы: П- правильность выполнения/сличение с образцом, А – аккуратность выполнения. Что бы с их помощью в письменных работах на полях тетради дети стали оценивать каждое выполненное задание. Рядом буду записывать свою оценку.
Для оценивания устных ответов познакомила учащихся с алгоритмом самооценки (технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100»). Если необходимо, то в процессе устной самооценки учащихся вношу корректировку и привлекаю к этому других учеников.
Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила:
1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то, над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.
2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.
Дети, которые сначала завышали или занижали свои успехи, глядя на мои «поправки», старались более объективно себя оценить.
Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. – 142 с.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, – 1960. – №5. – с.25-29
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956.
- Кождаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 387 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. – 167 с.
- Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. – 348с.
- Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шилов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.
Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. – 142 с.
Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, – 1960. – №5. – с.25-29
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956.
Кождаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 387 с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. – 167 с.
Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. – 348с.
Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шилов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.
Формирование отчета по самооценке образовательной программы
Дата публикации: 02.02.2015 2015-02-02
Статья просмотрена: 2463 раза
Библиографическое описание:
Степанова О. А., Смирнов М. Б., Ермоленко М. В., Золотов А. Д. Формирование отчета по самооценке образовательной программы // Молодой ученый. 2015. №3. С. 848-853. URL https://xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai/archive/83/15239/ (дата обращения: 08.09.2019).
Рассмотрены основные этапы формирования отчета по самооценке образовательной программы для прохождения специализированной аккредитации. Представлена структура отчета и рекомендации по оформлению его разделов.
Ключевые слова: аккредитация, самоотчет, стандарт, образовательная программа, свот-анализ.
Аккредитация — это процесс, в результате которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия определенным стандартам и критериям. Формы аккредитации представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Формы аккредитации
Институциональная аккредитация — это проведение аккредитации организации образования в целом. Специализированная аккредитация — это аккредитация образовательных профессиональных программ. Национальная аккредитация — это аккредитация организации образования или программы в рамках страны. Международная аккредитация — аккредитация организации образования или программы зарубежным аккредитационным агентством.
Проведение аккредитации основано на нормативно-правовой базе (рисунок 2) [1].
Рис. 2. Нормативно-правовая база
Все этапы работы при формировании отчета по самооценке можно представить в виде схемы изображенной на рисунке 3.
Рис. 3. Этапы проведения работы при формировании отчета по самооценке по образовательным программам при прохождении специализированной аккредитации
Изучить стандарты необходимо всем сотрудникам кафедры, так как каждый отвечает именно за свой объем отчета, а предоставление информации должно было быть максимально полным, в соответствии с требованиями. На рисунке 4 показано, на основании чего складывается отчет по самооценке образовательной программы.
Рис. 4. Формирование отчета по самооценке образовательной программы.
Цели самоотчета представлены на рисунке 5.
Отчет по самооценке образовательной программы имеет следующую структуру:
– заявление, состав рабочей группы по составлению отчета по самооценке;
Рис. 5. Цели самоотчета
При описании глав стандартов и ответов на требования критериев следует отвечать на все вопросы, даже если ряд вопросов предполагает много общего в описании (вопросы разных разделов перекликаются). А вот при формировании окончательного варианта отчета целесообразно, представить информацию так, чтобы она звучала в каждом разделе соответственно его специфике и не имела вид повторяющейся. Именно поэтому окончательный вариант отчета должен делать заведующий кафедрой, который владеет всей ситуацией и особенностями при подготовке данной ОП.
После каждой главы приводится Свот-анализ, при составлении которого, надо очень тщательно отразить все моменты, не нарушая положительного впечатления об образовательной программе. Далее идут выводы и на основании заключения комиссии по самооценке отражаются позиции образовательной программы, в соответствии с критериями рассматриваемого стандарта. Пример Свот-анализа представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Пример свот-анализа
При описании стандартов следует ряд материалов представлять в виде графиков, таблиц, диаграмм, схем и т. д., чтобы можно было максимально полно оценить представленную информацию. Примеры показаны на рисунках 7, 8, 9.
При описании материалов связанных с сайтом университета следует приводить ссылки, чтобы в случае необходимости эксперт при изучении отчета мог ознакомиться с этой информацией.
При сборе приложений их следует сгруппировать по категориям и в обязательном порядке при описании стандартов делать на них ссылки. Количество приложений должно быть таким, чтобы могло подтвердить все необходимые аспекты образовательной программы. Так, одним из примеров формирования приложений, может быть следующий:
– Приложение А: состав рабочей группы;
– Приложение Б: положение о филиале кафедры. Договора о сотрудничестве. Договора на прохождение практики;
– Приложение В: справки с места работы выпускников и отзывы;
– Приложение Г: лицензии;
– Приложение Д: план развития образовательной программы;
– Приложение Е: сертификаты ППС (участие в научных форумах и конкурсах);
– Приложение Ж: учебные планы;
– Приложение И: каталоги элективных дисциплин;
– Приложение К: акты внедрения;
– Приложение Л: грамоты ППС;
– Приложение М: грамоты обучающихся;
– Приложение Н: достижения обучающихся в научной деятельности;
– Приложение П: книгоообеспеченность.
Рис. 7. Внутривузовский контроль
Рис. 8. Студенческие организации
Рис. 9. Данные по результатам экзаменационных сессий бакалавриата
Отчет по самооценке ОП — это первый документ, с которым знакомится экспертная комиссия, именно этот документ дает первое представление об уровне и качестве реализуемой образовательной программы. Поэтому при его формировании надо показать все положительные моменты и максимально точно ответить на требования стандартов аккредитации.
1. Независимое Агентство аккредитации и рейтинга URL: http://www.iaar.kz/ (дата обращения: 06.01.2015).
Ключевые слова
Похожие статьи
Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры.
Аккредитация образовательного учреждения
Для достижения целей, которые преследует процедура аккредитации высшего
где Ki — коэффициент инклюзивного образования; O — общее число обучающихся в вузе, I — число лиц с ограниченными возможностями.
Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры.
Аккредитация образовательного учреждения
Для достижения целей, которые преследует процедура аккредитации высшего
где Ki — коэффициент инклюзивного образования; O — общее число обучающихся в вузе, I — число лиц с ограниченными возможностями.
Правовая основа документирования процедуры проведения.
Немалую роль при проведении государственной аккредитации общего образования играют нормативные и методические документы. Так, определяет правила хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Правовая основа документирования процедуры проведения.
Немалую роль при проведении государственной аккредитации общего образования играют нормативные и методические документы. Так, определяет правила хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки.
. качества подготовки специалистов — критерий государственной аккредитации.
и умений, предусмотренных образовательными программами, но и на повышение их
инновационных технологий, являющихся важным фактором формирования качества образования.
Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки.
. качества подготовки специалистов — критерий государственной аккредитации.
и умений, предусмотренных образовательными программами, но и на повышение их
инновационных технологий, являющихся важным фактором формирования качества образования.
Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества. » | «Молодой
Библиографическое описание
«Основной целью внедрения самооценки является улучшение работы организации.
Экспертная группа оценивает отчёты конкурсантов по девяти критериям в процентном отношении (согласно шкале: 0%, 25%, 50%, 75%, 100%).
Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества. » | «Молодой
Библиографическое описание
«Основной целью внедрения самооценки является улучшение работы организации.
Экспертная группа оценивает отчёты конкурсантов по девяти критериям в процентном отношении (согласно шкале: 0%, 25%, 50%, 75%, 100%).
Формы участия работодателя в планировании, реализации.
– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе
Согласно действующему законодательству профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — это.
Формы участия работодателя в планировании, реализации.
– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе
Согласно действующему законодательству профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — это.
Оценка образовательных результатов обучающихся.
Библиографическое описание
Диагностика образовательных результатов обучающихся по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности в учреждениях дополнительного образования детей.
Оценка образовательных результатов обучающихся.
Библиографическое описание
Диагностика образовательных результатов обучающихся по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности в учреждениях дополнительного образования детей.
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных.
Библиографическое описание
5) динамика учебных достижений обучающихся по результатам контрольных срезов по
Используя данный опыт, в дальнейшем планируется выстраивать рейтинг по группе, курсу, образовательной программе, колледжу в целом.
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных.
Библиографическое описание
5) динамика учебных достижений обучающихся по результатам контрольных срезов по
Используя данный опыт, в дальнейшем планируется выстраивать рейтинг по группе, курсу, образовательной программе, колледжу в целом.
Проектирование основной образовательной программы.
Изменение нормативно–правовой базы влечет за собой серьезные изменения как в организации, так и в содержании работы детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.
Проектирование основной образовательной программы.
Изменение нормативно–правовой базы влечет за собой серьезные изменения как в организации, так и в содержании работы детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.