Развитие творческого мышления и памяти

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "развитие творческого мышления и памяти" с детальным описанием.

5 упражнений, развивающих креативное мышление

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью с советами по развитию креативности. Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот , что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

«Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

Творческое мышление: развитие креативности

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

Еще статьи:  Боли при болезни паркинсона

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Еще статьи:  Общение виды особенности

Учебники и книги

Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

Творческие игры

Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже. Подробнее…

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи, видео, задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

9.Средства развития творческого мышления учащихся.

Одна из основных задач современной школы – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:

деятельности – любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

индивидуальности – необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;

последовательности – предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

поэтапности – включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

цикличности – включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

психологической комфортности – ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.

Для развития творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:

избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

не допускать переутомления и учебных перегрузок;

использовать стимуляцию познавательных интересов;

стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Средства развития творческого мышления:

гипертекстовые технологии как средства развития творческого мышления школьников на уроках информатики.

10. Методы и методики диагностики творческих способностей.

1.Тест творческого мышления П. Торренса. предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет).В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд),к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление

2.Методика «Эскизы» (вариант 1,2). Цель: определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию.Материал для тестирования: цветные карандаши; тестовый бланк – альбомный лист,где изображено сорок одинаковых кругов. Все круги одного размера. Круги расположенытак, чтобы было место для небольшого рисунка.Бланк теста может быть изменен. Круги заменяются другими графическими изображениями. Это могут быть простые геометрические формы (треугольники, квадраты) или более сложные символы (зигзаги, капли и др.).

3.Эстетическая шкала (Barron, Welsh, 1952).Тестовый материал – сорок черно-белых фигур.Параметры диагностики:

1) эстетические вкусы (предпочтения) как средство оценки личностного стиля;

2) креативность (исследования показали, что эстетическая шкала коррелирует с уровнем креативности не только в искусстве, но и в других областях деятельности .

3) личностные особенности (получена связь шкалы с личностными переменными, в частности высокие показатели в результатах данного теста (выбор сложных, динамичных,асимметричных фигур связан с независимостью, лидерством, импульсивностью))

4.Тест «Свобода ассоциаций» (образная креативность) позволяет определить уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, в частности гипотетичность и вариативность мышления.

5.Методика «Предложения».направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом (вербальная креативность).

6.Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.

7.Методика Вартега «Круги»

8.Опросник для определения уровня креативности

9.Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления

10.Диагностика детской креативности(по шкале Вильямса) опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка .

11.Самооценка творческих способностей (Е. Туник)

12.Диагностика уровня развития дивергентного мышления

13.Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П.Торренс в модификации Е. Туник) Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме

14.Методика «Вербальное воображение» (по Эббингаузу)Цель: Исследовать особенности вербального воображения( Испытуемым говорят, что сейчас им дадут сказку с пропущенными словами. Ее надо закончить, вставить пропущенные слова)

15.Тест «Творческие способности»направлен на определение творческого потенциала личности

16.Тест «Каковы ваши творческие способности?»

17.Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников(состоит из 90 утверждений )

18.Методика «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями»направлена на выявление некоторых особенностей и склонностей ребенка к определенным занятиям, направленности его интересов.

19.Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста

20.Экспертная оценка общей детской одаренности (Д.Хаан и М. Кафф в модификации Савенкова А. И.)Методика адресована родителям и педагогам.

Развитие креативного мышления

Не стоит отождествлять креативное мышление с творческим. Последний всегда предполагает создание чего-то нового, например, картины, песни, фильма. В свою очередь, креативный процесс идеально вписывается в рамки повседневности и поддается развитию в любом возрасте.

Креативное мышление: что это такое

Талант – он либо есть, либо его нет. Невозможно развить творческие способности, если они полностью отсутствуют. Чего нельзя сказать про креативное мышление. Это широкое понятие, которое включает в себя выход за рамки привычного, обыденного, стандартного. Например, простая задача – помыть посуду. Как ее скреативить? Устроить шоу-мыльных пузырей в процессе, выбросить всю грязную утварь и купить новую, начать соревнование с домочадцами – кто быстрее и качественнее справится. Вариантов может быть огромное множество.

Важно, не хвататься за первую мысль, которая придет в голову. А отметать ее, освобождая место следующей и так далее. Результат получается удивительным и невероятным. Касается, конечно, не только мытья посуды.

Еще статьи:  Сердце пронзила пчела я полюбила тебя

Креативное мышление развивается в любом возрасте: но желательно начать с детства, тогда ребенок научится думать иначе, уже не сможет вернуться на рельсы обыденности. В чем плюс? Именно креативные люди становятся успешными – это доказали ученые. Они способны найти выход из любого положения, даже патовой ситуации. А еще – никогда не подвергаются депрессиям, идут с улыбкой по жизни, вокруг них всегда полно людей.

Как начать креативить в повседневной жизни: подготовьте мозг:

  • читайте вывески задом наперед;
  • начните ознакомление с книгой с конца, продвигаясь к началу;
  • на досуге придумывайте необычные слова и придумывайте им назначение;
  • сочиняйте историю «жизни» каждого предмета, который вас окружает.

Получится не с первого раза. Перестроиться, порой, бывает очень трудно. Но цель оправдывает средства. В один миг вы поймете, что «стадное чувство» теперь в прошлом – вы стали человеком, свободным от форматов, шаблонов и рамок. Значит, готовы к новым свершениям и подвигам. Подключайте к процессу близких и друзей – генерируйте идеи сообща, но каждый должен привносить что-то свое, иначе нужного эффекта не получится.

Креативное мышление в бизнесе

Особенно полезно развитие креативного мышления для предпринимателей. Оно помогает всегда быть на шаг впереди своих конкурентов, разрабатывать гениальные стратегии во время кризиса и падения потребительского спроса.

Вы замечали, как иногда бизнесмены оборачивают проблему с пользой для себя? Вот держал человек книжный магазин. С течением времени он вдруг стал невостребованным – скачать любую литературу теперь легко в интернете. Что делать – закрываться, уходить на дно, расставаться с собственным делом? Креативный предприниматель так никогда не поступит. Он:

  • переделает магазин в библиотеку и поставит туда компьютеры, где можно будет платно скачать книгу – прибыль однозначно появится;
  • он начнет устраивать конкурсы чтецов с прекрасными призами, которые привлекут клиентов;
  • сделает из торговой точки кафе, куда можно будет прийти и попить кофе, взяв с полки любую книгу.

Там, где конкуренты сдадутся и опустят руки, креативный бизнесмен пойдет только вперед и найдет еще большую выгоду для себя.

Вот почему перед тем, как начать собственное дело, следует прокачать свои мыслительные навыки. Для этого не обязательно тратить уйму времени, сил и денег. Достаточно выполнять простые упражнении. Хороший результат будет у того, кто забудет про лень, начнет тренироваться ежедневно.

Развитие креативного мышления

Как начать мыслить креативно, возможно, используя творческий подход:

  • рисуйте – не привычные картины, а что-то такое, чего в реальной жизни не существует – потусторонние миры, инопланетян, жизнь цветов, разговоры насекомых;
  • возьмите за правило – раз в неделю устраивать день ДА или день НЕТ – в течение суток на все вопросы надо отвечать только положительно или отрицательно, сохраняя максимально серьёзное выражение лица. Не важно, что подумают окружающие – цель в том, чтобы заставить мозг работать иначе;
  • регулярно меняйте маршруты: для прогулок, шоппинга, походов на работу – ищите обходы, нестандартные варианты, сокращения;
  • попросите вторую половинку или любого знакомого назвать десять любых слов, запишите их и нарисуйте дом, в котором будут отражены эти слова – огромное поле для креатива, не так ли;
  • читайте книги: остановитесь на середине и подумайте, что произойдет дальше – составьте минимум 3 варианта дальнейшего развития событий. В данном случае – чем больше, тем лучше;
  • каждый месяц организуйте домашние вечеринки для близких – пижамную, в галстуках, в вечерних платьях, продумывайте все детали – от образов до еды, развлечений.

Креативный подход к жизни несомненно повысит ее качество и приведет вас к невероятному успеху. Есть к чему стремиться, дерзайте!

Книги для развития интеллекта

Об интеллектуальном уровне человека можно судить по его способности к адаптации, обучению, восприятию абстрактных понятий, познанию и применению знаний. Для условной оценки уровня интеллекта разработаны тесты на IQ, а для развития умственных способностей написаны горы книг для детей, подростков и взрослых.

Мы не знаем, поможет ли прочтение этих руководств достичь гениальности, но активизировать работу мысли полезно в любом возрасте.

1. Андрей Родионов «Интеллект-тренинг»

Книга о человеческих возможностях и пределах интеллектуального развития. Автор предлагает несколько интересных методик, позволяющих максимально раскрыть потенциал творческого, образного и аналитического мышления. Книга написана легким и живым языком, и может быть интересна в одинаковой степени читателям всех возрастов.

2. Филип Картер «Развивайте интеллект: Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта»

Сборник увлекательных головоломок, шарад, логических задач и новейших тестов. Книга станет полезным развлечением и тренировкой, поддерживающей интеллект в тонусе. Предназначена для самой широкой аудитории.

3. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»

Книга Эдварда де Боно – одно из лучших произведений о развитии интеллекта. Автор разработал методику обучения нестандартному мышлению. Умение мыслить оригинально характерно для людей творческого склада, но, оказывается, способность к креативу можно развить. Манера повествования Боно нетрадиционна – он предлагает сценарии, а читатель должен выбрать план действий в предполагаемой ситуации, то есть, свою «шляпу мышления». Эта книга – игра и приключение, работать с ней интересно.

4. Эдвард де Боно «Научите себя думать»

Еще одна замечательная книга Эдварда де Боно – самоучитель для развития навыков мышления. Интересная методика из пяти этапов, простые упражнения пробуждают у читателя желание обучаться, мыслить и развиваться. Крайне полезные привычки формируются при необременительных и интересных занятиях. Включите интеллектуальную зарядку в свое расписание, и вы довольно скоро заметите первые приятные результаты.

5. Лафайет Рональд Хаббард «Технология обучения»

Одна из важнейших составляющих интеллекта – способность к обучению. Чем дольше человек может впитывать новую информацию, тем продолжительнее его полноценное существование. Рон Хаббард учит читателя учиться в любом возрасте. Отзывы о книге подтверждают эффективность предлагаемой методики.

6. Лафайет Рональд Хаббард «Самоанализ»

Нам важно не только воспринимать информацию, но и научиться систематизировать и запоминать ее. Развивая память, мы учимся извлекать нужные данные из «закромов». Рекомендации Рона Хаббарда носят вполне прикладной характер. Вы научитесь пользоваться зрительной памятью, даже если считаете, что этот тип запоминания не ваш.

7. Джон Богосиан Арден «Развитие памяти для «чайников»

Связь между уровнем интеллекта и хорошей памятью очевидна. Человек, не способный удерживать в памяти информацию, постоянно испытывает «радость от новостей», но считать его интеллект развитым невозможно. Слабая память обрекает на распространенный студенческий синдром «знал, но забыл». Универсального метода развития памяти не существует, но автор предлагает воспользоваться наработанными психологическими методиками, приносящими ощутимые результаты.

8. Ольга Кинякина «Мозг на 100%»

Наш мозг в состоянии сохранять огромные объемы информации, однако мы не используем этот потенциал. Книга Ольги Конякиной научит тренировать память, интеллект, задействовать творческое и интуитивное мышление. Автор предлагает эффективную методику, сопровождаемую практическими упражнениями и задачами. Научившись решать головоломки, вы заставите мозг работать с большей отдачей.

Еще статьи:  Как защитить себя от завистников на работе?

9. Дмитрий Чернышев «Как люди думают»

Большинство людей выбрали жизнь на «автопилоте», решив не утруждать себя лишними размышлениями. Результат мы наблюдаем каждый день: одни индивидуумы не устают генерировать оригинальные идеи, а другие примирились с собственной серостью. Дмитрий Чернышев призывает выйти транса и перейти к осознанной жизни – включить мозг, начать ставить перед собой задачи и решать их. Чтобы разобраться в особенностях мышления современного человека, прочитайте книгу «Как люди думают».

Вы найдете подтверждение «страшных догадок»: нам не оставляют простора для фантазий и повода к размышлениям. Яркие картины наполняют сознание с экранов телевизоров, интернет-игры подменяют жизненные впечатления спецэффектами. Возможно, мы еще не совсем утратили способность к самостоятельному мышлению, но для сохранения индивидуальности требуются осознанные действия.

10. Джон Медина «Правила мозга»

Джон Медина – биолог и он уверен, что повысить интеллектуальную продуктивность можно без специальных упражнений. По мнению автора, нам достаточно осознать механизмы работы мозга. Джон Медина вывел 12 основных правил. Например, мы удерживаем внимание в течение 10 минут, а потом следует переключаться для отдыха, женщины запоминают детали, а мужчины вникают в суть, достаточно 26-минутного сна, чтобы повысить работоспособность на треть. Изучив книгу «Правила мозга», вы начнете лучше понимать, как работает голова, и найдете с ней общий язык.

Творческое мышление

Глава 5. Творчество

Контрольные вопросы

1. Что такое память?

2. Какие типы памяти Вы знаете?

3. Как связаны внимание и память?

4. Назовите два закона запоминания?

5. Как происходит процесс запоминания?

6. Чем отличается память человека от электронной памяти компьютера?

7. Как влияют на память эмоции?

8. Чем определяется уровень эмоционального развития?

9. Что такое эффект реминисценции?

10. Сколько раз необходимо читать текст?

11. Как создается установка на запоминание?

12. Что такое метод смысловой догадки?

13. Сформулируйте основные правила концентрации внимания.

14. В какой зависимости находятся запоминание и объем знаний в данной области?

15. Назовите основные правила работы студента на лекции.

16. Напишите график повторения лекций для длительного запоминания.

17. Назовите основные приемы запоминания.

18. Что такое мнемотехника?

19. Что такое эйдотехника?

20. Назовите основные приемы по усилению запоминания.

21. Назовите основные принципы запоминания.

Результаты интеллектуального творчества, креативного образования и менеджмента в скором времени будут более важны, чем наличие или отсутствие природных богатств.

Мыслящие и образованные студенты – самый ценные специалисты

Человек, сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал.

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты.

Творческие способности есть у каждого, но их реализация зависит от степени усилий и устремлений индивида. Творческих способностей может быть несколько, и их сочетание является благоприятным для определенной творческой деятельности. В то же время, один и тот же набор способностей в разных условиях может давать различные результаты, разную творческую продукцию. Творческие способности проявляются, если индивиду дать необходимую мотивацию и соответствующую творческую среду. Вместе с тем, предпринятые к настоящему времени исследования свидетельствуют о том, что более чем у 80% выпускников вузов преобладает установка лишь на исполнительскую профессиональную деятельность, они владеют, в основном, репродуктивным уровнем мышления.

Таким образом, обнаруживается явное противоречие между требованиями социума и профессиональной практики в специалистах с творческим складом мышления и готовностью к творческому труду и реальным уровнем развития такого типа мышления у будущих специалистов.

В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные профессиональные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные люди становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы людей, способных мыслить и действовать на уровне современных требований, было как можно больше. В начале 50-х годов в США был реализован «Проект способностей», который предполагал развитие семи основных способностей, характеризующих творческую личность: восприимчивость к проблемам, изменчивость и гибкость мышления, оригинальность, способность к анализу и синтезу, проницательность. В университете Буффало (США), в результате проведения специальных курсов по решению проблемных задач, удалось не только существенно улучшить творческие способности студентов, но усилить и другие качества: способность быть лидером, упорство, инициативность.

Определение креативности (творчества)

Область креативности (творчества) сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку количество фактов, относящихся к данной проблеме, очень велико. На сегодняшний момент не существует даже общепринятого определения творчества. Тем не менее, образование, безусловно, процесс творческий, поэтому всё, что составляет основу творчества, так или иначе, относится и к умственному труду студента. Творчество – самый «человеческий» вид деятельности, его невозможно представить без творческого мышления. Только тогда, когда интеллектуальное творчество перестанет быть случайным процессом, когда ему будут учить в школе и вузе, когда оно будет доступно многим, можно будет говорить об образованном обществе. Творческая деятельность должна быть организована на прочной научной основе. Результаты интеллектуального творчества в скором времени будут более важны для общества, чем наличие или отсутствие природных богатств.

Единого общепризнанного определения творчества нет.

Креативность – способность индивида порождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов, шаблонов и традиционных схем, быстро разрешать не только стандартные, но и проблемные ситуации.

Рыночные условия предъявляют повышенные требования к таким качествам мышления и личности, как инициативность, способность к самостоятельному целеполаганию, анализу, синтезу и планированию, умению рисковать. В систему качеств, обеспечивающих высокую продуктивность творческого мышления, адекватную новым условиям, входят также личная ответственность, самостоятельность, мобильность и гибкость мышления. Новое мышление невозможно без гармонического единства с нравственной, духовной стороной человека. Только в этом случае творческий процесс неизменно будет направлен в сторону созидания, а не разрушения.

Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям.

Новая идея – это всегда новый взгляд на взаимосвязи каких-либо явлений. Новые идеи возникают на базе назревших предпосылок в развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов, идей и теорий. Так, например, условно-рефлекторная «дуга» И.П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи рефлекторного «кольца», выдвинутой П.К. Анохиным еще в 1935 году. Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Еще статьи:  Социальная адаптация освобожденных

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):

· оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.

· творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

· в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

· человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления был названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

По мнению Дж. Гилфорда креативность представляет собой определенный набор устойчивых черт, которые относительно независимы друг от друга.

8 первичных способностей, лежащих в основе креативности (по Дж. Гилфорду):

· чувствительность к проблеме (креативные люди видят проблемы там, где другие их не замечают);

· беглость (количество идей);

· оригинальность (необычные, новые, но применимые идеи);

· гибкость (умение переключаться из одной области понятий на другую);

· комплексность (число взаимосвязанных идей, которыми можно манипулировать одновременно);

· способность оценить идеи.

Основной вклад в креативность, по его мнению, вносит дивергентное мышление, включающее в себя беглость, гибкость и оригинальность. Дивергентное мышление – это умение мыслить одновременно в разных направлениях. Оно начинает работать в тех случаях, когда проблема имеет не одно верное решение, а несколько. В своё время, было предложено несколько альтернатив дивергентному мышлению как основе креативности. Медник (1962, 1964) рассматривал креативность как формирование ассоциативных связей, причем, чем более отдаленные ассоциации «связались» между собой, тем более креативным будет решение. Ассоциации ранжированы от наиболее общих (банальных) до уникальных. Его взгляды развивали Валлах и Коган (1965), которые также рассматривали креативность как ассоциативный процесс, но подчеркивали важность наличия у людей игровой установки при решении творческих задач. По их мнению, причина генерации множества отдаленных ассоциаций коренится в особенностях внимания – креативные люди могут заметить больше различных аспектов стимула, и, соответственно, предложить больше различных ассоциаций.

В обобщенном варианте человек с творческим мышлением должен обладать следующими качествами:

· Зоркостью в поисках проблем

Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в схему уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает, не замечая ее. Творчески мыслящий человек должен уметь находить проблемы в ворохе окружающих его событий, искать объекты для совершенствования и углубленного изучения.

· Способностью различным образом кодировать информацию в ЦНС

Мозг людей обладает неодинаковой способностью пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, цифровым и др. В зависимости от области знаний, творческий человек должен обладать одним или несколькими типами кодирования информации.

· Способностью к свертыванию информации

Эта способность должна проявляться в первую очередь как умение составлять, анализировать и использовать формулы, функциональные зависимости, графики и диаграммы. Способность к свертыванию проявляется также в умении составить простую схему сложного процесса или объекта.

· Способностью к сцеплению и переносу

Способность к сцеплению – умение объединять вновь воспринятую информацию с ранее уже известной, включать ее в имеющуюся систему знаний.Способность к переносу – это по существу способность к нахождению аналогий, выработке обобщающих стратегий. Развитием способности к переносу можно считать “боковое мышление”, которое, по аналогии с боковым зрением, врач де Боно определил, как способность ума видеть путь к решению, используя “постороннюю” информацию.

Это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.

· Легкостью генерирования идей

Является одной из составляющих творческой одаренности. При этом не обязательно, чтобы каждая идея была правильной.

Словесно-речевой код является самым универсальным. Владение словом – способность понимать значения слов, речь собеседника; способность выражать ясно свои мысли, легко формулировать новую идею, проблемы, вопросы.

· Способностью доводить дело до конца

Имеется в виду не просто настройки на доведение до конца начатого, а именно доработка деталей, совершенствование первоначального замысла. “Мелочи создают совершенства, – писал Микеланджело о значении деталей и мелочей в любой работе, – а совершенство не мелочь…”

Живая и многосторонняя жажда знаний. Любознательность, иногда выходящая далеко за пределы конкретных интересов, относящихся к основной работе.

· Общительностью и умением ладить с людьми

Очень важна способность работы с коллегами, с подчиненными и руководителями, умение ставить вопросы для обсуждения, правильно планировать своё и чужое время, составлять планы первоочередных и перспективных дел.

Несмотря на внушительный перечень, вряд ли здесь перечислены все творческие способности, кроме того, у читателя может появиться мысль, что названные личные качества являются «даром природы». Такая мысль скорее неправильна, чем правильна, потому что творческие способности поддаются развитию, достигаются ценой упорного труда, в том числе и в учении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9591 –

| 7566 – или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here