Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "работа произвольное внимание" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Произвольное непроизвольное и послепроизвольное внимание
- 2 Различают внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
- 3 Работа произвольное внимание
- 4 –>Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики –>
- 5 Каталог статей
- 6 Работа произвольное внимание
Произвольное непроизвольное и послепроизвольное внимание
Внимание можно определить как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленной задачи. Оно выражается в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые в данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или Произвольный характер. Когда мы занимаемся деятельностью без волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить пределенную
работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер.
По мнению С.Л. Рубинштейна, непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанав-ливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойство действующих на него раздражителей, их интенсивность и новизна, эмоциональность, связь с интересами и потребностями приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием . Это первичная форма внимания. Оно является непроизвольным продуктом интереса. Его часто называют пассивным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Причины возникновения непроизвольного внимания: связанная с характером внешнего раздражителя( увлечены каким-то делом, внезапно рядом раздается громкий стук в дверь. Это невольно привлечет ваше внимание). Всякое достаточносильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает внимание. Значимую роль играет относительная сила
Раздражителя контраст между раздражителями,а также длительность раздражителя, его величина и форма, его
новизна, необычность.. Вторая группа связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, имеющимся у него потребностям.Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному
реагировать на разговор о пшце. Третья группа связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на себя внимание( идя по улице,
милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник – красоту старинного здания.)
Та к же вызывают непроизвольное внимание эмоции и чувства, которые вызывает тот или иной воздействующий на нас раздражитель. То, что является для нас интересным, эмоционально привлекательным, что вызывает чувства, является причиной непроизвольного внимания.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем что оно управляется сознательной целью.
В теории С.Л. Рубинштейна произвольное внимание характеризуется следующими чертам: -имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе не привлекает, поэтому носит всегда опосредованный характер.Во-вторых обычно представляется как активное. Произвольное внимание направляем мы сами. Втретьих, в произвольном внимании самым существенным является сознательное регулирование психической деятельности.
Произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны,произвольное внимание переходит в непроизвольное. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает’ для нас непосредственный интерес,произвольное внимание переходит в непроиз-вольное.
Существует послепроизволъное внимание.Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек ≪входит≫ в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Ученик берется за задачу потому,что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается,школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя крешению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато,правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача
становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник увлекается ею, она захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Различают внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения. О непроизвольном внимании следует говорить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека.
В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и т. д. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появившийся раздражитель.
Одним из факторов, вызывающих процесс непроизвольного внимания, являются сильнодействующие раздражители.
Очень сильные слуховые, зрительные, кожные, обонятельные, проприоцептивные, органические раздражители, действующие порознь на отдельные анализаторы или комплексно на ряд анализаторов, вызывают процесс непроизвольного внимания.
К факторам, организующим процесс непроизвольного внимания, следует отнести контрастные раздражители.
Непроизвольное внимание привлекают также эмоционально значимые раздражители. Объекты, которые вызывают чувство радости, удивления, эстетические чувства, чувства гнева и другие, вместе с тем вызывают и непроизвольное внимание.
Произвольным вниманием называется такое внимание, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия.
Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью.
Произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности. Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. В произвольном внимании отчетливо видна деятельность второй сигнальной системы.
Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью.
Различают также внешненаправленноеи внутринаправленноевнимание.
Внешненаправленное внимание – выделение объектов во внешней среде.
Внутринаправленое внимание – выделение идеальных объектов из фонда самой психики.
Активность внимания – произвольное внимание, непроизвольное, послепроизвольное.
Направленность внимания (внутринаправленное и внешенаправленное внимание) состоит в том, что объекты имеющие в данное время для человека жизненное значение, привлекают к себе его внимание, а другие объекты, не имеющие такого значения, остаются вне его.
Сосредоточенность внимания (высокая, низкая, очень низкая) – это процесс углубления в деятельность, отвлечения от всего, что не имеет к ней отношения.
Направленность и сосредоточенность внимания связаны с направленностью личности, ее убеждениями, интересами, зависят от способностей, особенностей темперамента и характера этой личности.
Широта внимания (объем внимания, распределенность внимания) – равномерная распределенность сознания на несколько объектов.
На этой стадии еще нет устойчивого внимания. Устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности.
Объем внимания определяется количеством объектов, которые одновременно охватываются вниманием, которые человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Средний объем внимания у взрослых людей равен 4–6 знакам, а у детей – 3-4 знакам. При предъявлении слов – до 14 знаков. Объем внимания увеличивается по мере упражнения, предварительного ознакомления с объектами и приобретением знаний о них. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития.
Распределением внимания называется такая организация психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет два и более различных действий – направленность сознания на наиболее значимые объекты.
Распределение внимания – обязательное условие в ряде профессий, в том числе, в профессии медицинского работника. От умения распределять внимание часто зависит правильная организация и производительность труда. Распределение внимания – не врожденное качество, его можно развивать путем упражнений.
Концентрация внимания – интенсивная направленность сознания на наиболее значимые объекты.
Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта.
Болезнь может снизить способность к концентрации внимания по разным причинам: из-за слабости клеток головного мозга, сниженной активности, астенизации. Это нередко отмечается и при некоторых соматических заболеваниях.
Особенностью внимания является его устойчивость (устойчивое внимание, неустойчивое), т. е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте.
Чем более однообразны операции, предметы, входящие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбудителей имеется в окружающей среде, в мыслях и переживаниях человека, в его организме (болевые ощущения и т. д.), тем легче сохраняется устойчивость внимания.
В связи с этим в целях психогигиены на предприятиях, где работа требует напряженного внимания, следует устранять отвлекающие факторы.
Устойчивости внимания способствует смена объектов деятельности и выполняемых действий. Однообразие всегда утомительно.
Колебание внимания представляет собой периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему.
Психологически это выражается в снижении внимания к основному объекту деятельности и возникновении внимания в направлении новых объектов. Однако с помощью волевого усилия, т. е. словесной сигнализации, внимание вновь возвращается к основному объекту деятельности, как только нервные клетки, выполняющие эту деятельность, за период тормозного состояния восстановят свою работу.
Переключение внимания (легкое, трудное). Это произвольный перевод внимания с одного объекта или вида деятельности на другой объект или вид деятельности.
Переключение внимания зависит от значимости того объекта или деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания. Оно зависит также от интереса: более интересные объекты или виды деятельности облегчают процесс переключения внимания в их сторону. Переключение внимания зависит от волевых качеств личности.
Интенсивность внимания (высокая, низкая).
Отвлекаемость внимания. Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней или внутренней.
Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.
Внутренняя Отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, при отсутствии интереса и чувства ответственности за то дело, которым в данный момент занят человек.
Рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени – направленность сознания на параллельное выполнение нескольких действий. Рассеянность внимания – одно из состояний дезорганизованности сознания.
Встречается два вида рассеянности: рассеянность мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на чем-либо одном. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания.
Подлинная рассеянность – человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Причиной подлинной рассеянности могут быть неврастения, малокровие, болезнь носоглотки, затрудняющая поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющая кислородное питание мозговых клеток.
Иногда рассеянность есть результат физического и умственного утомления и переутомления, результат тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности может быть перегрузка мозга с большим количеством впечатлений, а также разбросанность интересов.
Рассеянность иногда возникает в результате смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей или в результате интоксикации организма.
Расстройства внимания
Расстройства или нарушения внимания – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют такие виды расстройства внимания, как сужение объема внимания, неустойчивость внимания. К расстройствам внимания можно отнести определенные типы невнимательности.
Нарушение переключав мости внимания– это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Нарушение переключаемости внимания выражено у различных категорий больных детей по-разному. Например, дети с шизофренией, отличающиеся лабильностью протекания мыслительной деятельности, свободно переключаются с объекта на объект. Но при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация.
Легкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощенностью действия.
Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например, рисовать и рассказывать стихотворение.
Сужение объема внимания – человек одновременно может воспринимать только небольшое число объектов.
Неустойчивость внимания – нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Ослабление внимания проявляется в невнимательности. Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.
Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями.
Расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими, и т. д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.
Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Такого рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Необходимо отметить, что повышенная утомляемость особенно часто выражается в снижении внимания.
Поскольку качество внимания зависит от многих условий, при его исследовании нужно учитывать: внимание в разных формах деятельности, изменение внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, эмоциональных переживаний и т. д.
Большое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому человеку дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование проводится 5-8 мин. Целесообразно проводящему исследование отмечать в тексте, сколько знаков вычеркнуть. По истечении времени подводят итог – количество правильно выполненных действий и сделанных ошибок. Важно обратить внимание на увеличение ошибок, что свидетельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов.
Кроме того, для оценки внимания используется счет. Например, дается ряд чисел от 1 до 25 и в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследовать истощаемость внимания, предлагая исследуемому вычитать от 100 по 7 или 13, с фиксацией времени выполнения задания, ошибок и т. д. Психологи также используют различные наборы таблиц.
Работа произвольное внимание
Различая произвольное и непроизвольное внимание не нужно, однако. Отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное переходит в непроизвольное. Непроизвольное обычно обусловлено непосредственным интересом, произвольное требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательными усилиями направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретают для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для правильной практической организации работы.
Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат. Вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они его затем длительно удерживают в силу своей динамичности и содержательности, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором – естественно совершается переход от произвольного к непроизвольному. В одном и другом случае требуется один, так и другой вид вниманию.
При всем – очень ”существенном” различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция. В реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимный переход. Используя нужное в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой формируя интересы учащихся, а, также делая интересной учебную работу, переводить произвольное внимание снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе – на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.
Послепроизвольное внимание
Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует волевых первоначальных усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.
Это внимание связанно с сознательными задачами и целями, то есть вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным. С другой стороны, оно несходно с произвольным вниманием, так как здесь уже не требуется волевых усилий или, по крайней мере, заметных волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. Например, Школьник, который решает трудную арифметическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что нужно сделать. Задача трудная и ни как не решается, школьник все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушивается к шуму в коридоре. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.
В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения.
Внимательность как качество личности
Термин «внимательность» имеет важный личностный смысл. Под ним понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внимательность в таком понимании неотделима от нравственной сферы личности, доброжелательности, доброты. Быть внимательным – значит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, проявить такт.
Связь внимания с нравственной культурой личности видна и в том, как мы обращаемся друг с другом. Внимание к другому человеку, его словам, особенностям, поступкам – не просто акт его познания. Это всегда и социальный акт: проявление симпатии, уважения, признания, доброжелательности, интереса и тому подобное. Желая выразить обиду, неуважение или неприязнь к кому-то, мы «не замечаем» этого человека. Столь же неприятно и демонстративное внимание. Бесцеремонное рассматривание – всегда результат невоспитанности или пренебрежения.
Внимательность как особенное качество личности во многом определяется всей историей воспитания. Внимательность является своеобразным индикатором интересов и предпочтений личности: к чему она стремится, что ее привлекает, и что она отвергает. К.Д. Ушинский в этой связи тонко подметил, что если мы хотим объективно узнать что-то о внутренней жизни, интересах человека, то должны присмотреться и прислушаться: к чему человек особенно внимателен. Наблюдая за тем, к какой стороне разговоров ведущихся в обществе, внимателен тот или иной человек, можно сделать более верное заключение о его ценностях, чем, просто слушая, что говорит он сам.
–>Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики –>
–>
Советы воспитателей [7] |
Информация [0] |
–>
Каталог статей
Что такое произвольное внимание и как его тренировать
“Будь внимательнее!” – эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.
Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.
Внимание – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения – доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Выделяют несколько типов внимания:
Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием – умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
- Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным – отсутствием усилий для его сохранения.
Таким образом, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.
В 5-7 лет можно заметить, что игры и любая другая деятельность ребенка стали значительно дольше по времени, чем в младшем дошкольном возрасте, это говорит о том, что возрастает устойчивость внимания, которая отвечает за то, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Но существуют особенности устойчивость внимания дошкольника и условия, при соблюдении которых оно только возрастет:
- Занимайтесь с ребенком без перерыва не больше 35 минут, идеальное время составляет 25 минут.
- Перерывы между занятиями или какой-то деятельности требующей сильно напряжения внимания не должно быть меньше 20 минут.
- Идеальный дни для деятельности, требующей усиленного внимания это вторник и среда.
- Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и так далее. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни, и так же может вызвать сонливость, а нервные клетки могут потерять восприимчивость и перестать отвечать на падающие, на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни.
Существуют так же и другие свойства внимания:
Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать. Например, с помощью такого упражнения:
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif” /> Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.
Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.
Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение:
1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif” /> Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.
Работа произвольное внимание
У детей младшего школьного возраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.
Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать. Показано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.
Например, ребенок, который учится писать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.
В своем развития произвольное внимание проходит определенные стадии. Исследуя среду, ребенок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем дает целостное описание ситуации и наконец – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.
Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к 6-7 годам она возрастает до 1,5-3-х часов. Так же долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности.
Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится.
Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребенок отвлекается от нее в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это – один из ключевых показателей готовности ребенка к обучению в школе.
На ранних фазах развития произвольное внимание разделено между двумя людьми – взрослым и ребенком.
Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или словом; ребенок отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или беря его в руки. Указание на предмет жестом или словом организует внимание ребенка, принудительно меняя его направление. Тем самым заданный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и, таким образом, произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней и выполняется им самостоятельно. Из сказанного ясно, насколько тесно произвольное внимание связано с речью. Поначалу оно проявляется в подчинении своего поведения словесным указаниям взрослых (“Дети, откройте тетради!”), а затем – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.
Суть влияния устной инструкции на организацию произвольного внимания состоит в том, что она не только выделяет объект из среды, но и создает возможность продлить состояние активации следов, не допустить их преждевременного угасания. Организуя специальную деятельность с сигналами (например, их счет), словесное предписание вносит фактор новизны и тем самым способствует удержанию объекта в поле внимания до завершения действия с ним, т.е. сохранению контроля за протекающим действием.
Произвольное внимание полностью развивается к 12-16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.
Таким образом главной особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.
Необходимо, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене впечатлений, приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Педагог, вызывая ту или иную эмоцию, усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Таков путь создания произвольного внимания.
Педагог должен основываться на какой-нибудь потребности ребенка, усилить её, иногда искусственным путем – путем подавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственную доминанту, воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениями и интересами ребенка.
Интересным будет то, что связано с влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет новизну, переход от одного к другому, деятельность, творчество – все это поддерживает внимание.
Педагог должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем, разные стороны и вызывая работой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение, слух, движения рук, ног и всего организма, – словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности.
Итак, в первой главе определялись особенности внимания, как психологической категории, виды, свойства, функции, так и возрастные особенности внимания.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.