Психологическое консультирование модели

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "психологическое консультирование модели" с детальным описанием.

Модели структуры психологического консультирования

Читайте также:

  1. II. Модели развития ИС
  2. II.Основные определения, понятия компьютерного моделирования.
  3. VI. Модели макроэкономического равновесия.
  4. Абстрактные структуры данных
  5. Адаптивные структуры управления
  6. Адресные пространства и модели оперативной памяти
  7. Алгоритм моделирования и реинжениринга
  8. Алгоритмы линейной структуры
  9. Алгоритмы разветвляющейся структуры
  10. Алгоритмы разветвляющейся структуры.
  11. Алгоритмы циклической структуры
  12. Анализ ассортимента и структуры продукции.

Понятие структуры психологического консультирования.

Лекции 6-7. Виды психологического консультирования. Структура психологического консультирования.

Экономический рост или развитие экономики

Индустриальная политика.

§ Правительство берет на себя прямую активную роль в формировании промышленности для поощрения экономического роста.

§ Оно могло бы поспособствовать ускорению развития высокопроизводительных отраслей и перемещению в них ресурсов из низкопроизводительных.

§ Правительство могло бы увеличить расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.

Прежде всего, уясним существо дилеммы. Под эконо­мическим ростом здесь подразумевается простое уве­личение объема производства национального дохода, что позволяет повысить размер душевого дохода. Эко­номическое же развитие означает такое совершенствование производ­ства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социаль­но-экономических показателей. Речь идет, например, о восстановлении экологического равновесия, оздоровлении условий труда, возвышении уровня потребностей и потребления.

Концепция «экономический рост без развития», при­менима к развивающимся странам. Низкий уровень экономического развития, отсутствие доступа к последним достижениям НТР, очень высокий ежегодный прирост населения, который по своим темпам значительно превосходит скорость хозяйственного развития, делает необходимым выбор в пользу экономического роста без нового качества рас­ширенного воспроизводства.

Концепция «экономическое развитие без роста» получила распро­странение в западных странах. Здесь широко освоены новейшие достижения НТР, обеспечен высокий уровень производства национального дохода в расчете на каждого человека, крайне низкие темпы прироста насе­ления, требования экологической безопасности сделали возможным особый путь воспроизводственного процесса: «нулевой экономический рост» (прекращение разрушающего воздействия производства на природу) при повышении качества жизни.

1. Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консуль­тант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой услов­ное деление, цель которого – понимание всего процесса кон­сультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий. Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

Ø специфические цели и задачи;

Ø временные аспекты;

Ø приемы и техники работы консультанта, особенности его по­ведения;

Ø особенности поведения и состояния клиента;

Ø уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств.

Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в це­лом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

2. Существует несколько подходов в определении и структуриро­вании пространства психологического консультирования. Вы­деляются следующие модели структуры психологического консультирования:

Ø эклектическая модель Р. Кочюнаса;

Ø четырехступенчатая модель;

Ø шестишаговая модель А. Блазера.

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

Ø этап исследования проблем клиента, предполагающий:

– установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

– формирование климата обоюдного доверия;

– поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

– поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рас­смотрение проблемы им самим;

Ø этап двумерного определения проблем, включающий:

– уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание сво­их интерпретаций и гипотез;

– определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

– в случае возникновения трудностей в точном определении про­блемы – возврат на стадию уточнения и прояснения;

Ø этап идентификации альтернатив, включающий:

– обсуждение всех возможных альтернатив решения данной про­блемы совместно с клиентом;

– побуждение клиента к самостоятельному продуцированию аль­тернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

Ø этап планирования, содержащий:

– сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

– осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

– составление плана реалистичного решения проблемы;

– разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

Ø этап деятельности,включающий:

– последовательную реализацию выбранного плана действий;

– учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятель­ства, временные и эмоциональные затраты;

– обсуждение возможности частичной или полной неудачи и спо­собов реагирования и действий клиента в этом случае, подведе­ние клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

Ø этап оценки и обратной связи, включающий:

– оценку клиентом совместно с консультантом полученного ре­зультата и уровня достижения поставленной цели;

– обобщение достигнутых результатов;

– анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных бо­лее глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.

Четырехступенчатая модель психологического консультирова­ния включает в себя следующие технические этапы:

Ø установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту;

Ø ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации про­блемы;

Ø терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

Ø этап установления раппорта, характеризующийся:

– частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент;

Еще статьи:  Как справиться с хронической усталостью

– использованием этого приема только на данном этапе;

Ø этап составления жалобы, включающий:

– анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием «все плохо»), явной, скрытой;

стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

§ отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

§ отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (кон­сультант: «Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощу­щаете. »);

§ изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

Ø этап анализа проблемы,включающий:

– наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит про­блему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

– анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоцио­нальных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

– анализ истории возникновения проблемы, то есть время возник­новения, длительность протекания на данный момент, дина­мика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

– функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней пози­тивного для клиента;

– построение гипотез, их проверка и подтверждение;

– вербальную активность консультанта, использование различ­ных вопросов, техник «разговорения» клиента, побуждение кли­ента к осознанию своей проблемы;

Ø этап формулирования проблемы, включающий:

– подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы «Я понял», а не к пас­сивному восприятию им интерпретаций консультанта;

– выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа «Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хо­чет клиент;

– конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (напри­мер, покупка новой квартиры как решение конфликтов с ро­дителями не входит в компетенцию психолога);

Ø этап проработки проблемы,включающий:

– «движение» клиента в проблеме, расширение взгляда на пробле­му, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

– использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

– перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осу­ществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

– обратную связь по поводу результатов;

Ø этап завершения, характеризующийся «отсоединением» клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда кон­сультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть са­мостоятельным и обходиться без помощи специалиста.

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

§ Индивидуальное психологическое консультирование;

§ Семейное психологическое консультирование;

§ Групповое психологическое консультирование;

§ Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

§ Мультикультурное психологическое консультирование.

| следующая лекция ==>
Экономика предложения | Контроль и прогнозы ситуации на рынках финансов, сырья и товаров

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1205 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Теоретические модели психологического консультирования семьи

Читайте также:

  1. Аддитивные цветовые модели
  2. Аддитивный и мультипликативный способы объединения единичных показателей качества в комплексный показатель. Отражение мат.модели КПК иерархической структуры системы показателей.
  3. Адекватность модели
  4. Алгоритм построения модели
  5. АЛЬМОР» (сокращённо от – «Альтернативные модели развития»).
  6. Анализ задачи формирования модели измерения
  7. Анализ конкурентов по модели М. Портера
  8. Анализ модели безубыточности
  9. Аналитическое построение математической модели
  10. Асимптотический метод выделения признаков модели измерения
  11. Асимптотическое оценивание пропускной способности математической модели измерения
  12. Асинхронные модели функциональных схем

Отражение семейной проблематики в психологических исследованиях

Теоретические модели психологического консультирования семьи.

Современное состояние семейного консультирования.

У истоков профессиональной психологической помощи семье стояли врачи-психиатры и психотерапевты, которые опирались на ту или иную теорию личности. Модели психологического консультирования семьи на основе психоанализа стали создаваться довольно поздно.

К психодинамическому подходу следует отнести концепцию психологического консультирования семьи М. Боуэна (1984) и концепцию контекстовой психологической помощи семье Д Ульриха (1981).

Согласно первой концепции, семья – это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи, живущие, усопшие и находящиеся вне семьи. Эмоциональная система семьи как общее «Я» влияет на детей и формирует их личности, среди которых можно выделить два типа: обособленную, независимую- и подчиненную, зависимую от семьи. Люди из таких семей имеют склонность создавать подобные семейные союзы.

Определяющее значение для оптимального функционирования личности в социуме и семье имеет уровень дифференциации и интеллекта. По мнению М. Боуэна, абсолютная дифференциация личности является недосягаемым идеалом. Однако на его основе можно определить понятие идеального брака и поставить максимальные задачи психологического консультирования. При идеальном браке супруги отличаются высоким уровнем дифференциации и способны согласовывать эмоциональную интимность с автономией. Такие отношения позволяют родителям должным образом воспитывать детей, не принуждая их жить в соответствии со своими нереализованными ценностями.

С учетом понятия идеального брака семейное консультирование строится на основе наблюдений эмоциональных процессов, проявляющихся в семье. Наблюдение связано с искренними рассказами клиентов о себе, а целенаправленная помощь — с рекомендациями психолога.

Контекстное консультирование семьи строится на изучении исследуемых из поколения в поколение традиций, а задача психолога — помочь членам семьи по-новому оценить семейные отношения в контексте этих традиций. Личность не может сама освободиться от контекста предшествующих поколений, поэтому положительные или отрицательные оценки людей опираются на наши фантазии и предрассудки. Баланс обязанностей (долгов) и прав (вернуть себе долги) формируется через принятие и выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей. Ребенок имеет больше обязанностей, чем прав. При дисбалансе родители часто проецируют на ребенка долги других людей. Баланс прав и обязанностей — признак хорошо функционирующей семьи. Цель контекстного психологического консультирования — обеспечить этот баланс, углубить искренность, доверие, откровенность в семье, ее способность к согласованным действиям. Роль психолога состоит в том, чтобы побудить семью к таким изменениям.

Еще статьи:  Как вернуть любимого мужчину??

Бихевиоральный подход к психологическому консультированию семьи

Определяющим условием успешного консультирования в рамках этого подхода является интерес не к причинам, а следствиям, забота о том, «как», «когда», «где», «что». Предполагается, что хорошая семья находится в состоянии баланса между проигрышем и выигрышем, наказанием и поощрением (Д. Тиболт, Г. Келлей, 1959). Приятных эмоций в ней больше, чем неприятных (Р. Вейс, Г. Патерсон, 1974). Такая семья может самостоятельно решать проблемы (Г. Марголин, 1979). Цель консультирования состоит в том, чтобы научить семью самостоятельно решать семейные проблемы. Достижению этой цели может способствовать тренинг родительских способностей (С. Гордон, Н. Давидсон, 1981), тренинг умений оценивать и корректировать семейные отношения (Р. Стюарт, 1980) и другие формы работы.

Гуманистический клиент-центрированный подход к семейному консультированию

Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом клиент-центрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом Карлом Роджерсом (1942).

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и психолога, закономерности и психотерапевтический потенциал общения в диаде (консультант — клиент) и в группе (в том числе и семейной); использование потребности в помощи, ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает, во-первых, установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Гуманистический клиент-центрированный подход подразумевает установку психолога-консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эм-патию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат.

Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о сла¬бом, безвольном, не способном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиент-центрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.

Модель психологического консультирования семьи, основанная на опыте

Г. Навайтис выделяет также модель психологического консультирования семьи, основанную на опыте, разработанную В. Кэмплером (1981). Автор полагает, что, несмотря на то, что человек изначально склонен к сотрудничеству, а семья обладает потенциалом для поддержки развития личности, возникают трудности, связанные с общением. Цель консультирования семьи — помочь ей испытать опыт более успешных встреч. Организуемые психологом встречи семьи создают поддерживающую атмосферу, дают возможность не только выразить свою индивидуальность и желания, но и узнать намерения и желания других, понять различия в потребностях. Семейные трудности обсуждаются в ситуации «здесь и теперь».

Структурная модель консультирования семьи

Структурная модель консультирования семьи С. Минухина (1984) трактует семью как непрерывный эксперимент по созданию и перестройке семейной системы. Структуру семьи образует сеть требований и функций, формирующих способы взаимодействия в семье. Система семьи состоит из следующих подсистем: супружеской пары, родителей, детей. Субсистема родителей появляется в результате трансформации супружеской пары после рождения ребенка. Однако супружеская пара не исчезает, а изменяется. Каждый из супругов имеет свое понятие об отцовстве и материнстве. Субсистема родителей изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Кроме того, модифицируется субсистема детей. Вся семья связана с внешним миром. Границы между субсистемами должны быть четкими, но не ригидными и не диффузными. Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.

Цели структурной психологической помощи семье:

• создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;

• образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;

• расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи;

• создание отвечающих возрасту детей экспериментов с автономией и независимостью.

Стратегическая модель консультирования

Эта модель консультирования (Дж. Галлей, 1963) исходит из положения о том, что люди ведут себя логично в рамках собственных концептуальных структур. Концептуальная структура — это совокупность выводов о мире, других людях, себе. Новая информация не может изменить этой структуры, она лишь дополняет существующую. Поэтому от концептуальной структуры зависит решение проблем, с которыми сталкивается человек. В этой модели проблемы семьи связаны со способами взаимодействия. Изменения в семейных отношениях могут произойти благодаря обоюдным изменениям значений, которые приписываются тому или иному поведению. Психолог внедряет новые значения через расширение концептуальной структуры семьи. Парадоксальная интерпретация поведения членов семьи опирается на установку о нормальности всего, что происходит в семье.

Среди видов семейного консультирования различают индивидуальное консультирование супружеских пар, групповое консультирование супружеских пар, групповое консультирование семей и консультирование семейных общностей.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 3456 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отличие психологической и медицинской модели консультирования

Одной из самых важных проблем исследования психологического консультирования, затрагиваемых в связи с этим вопросом, является проблема соотношения психологического консультирования и психотерапии. Эта проблема часто рассматривается как проблема соотношения медицинского и немедицинского подходов к оказнию психологической помощи, проблема позиций вступивших в помогающее отношение людей.
Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии.
Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик.
Отечественная традиция двойственна и обычно склоняется к тому, что, в отличие от консультирования как «продажи советов», психотерапия выступает, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины и осуществляется специалистом с медицинским образованием.
Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты и во многом сближают эти практики.

Еще статьи:  Саморазвитие и самообучение

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести определения, которые включают такие понятия, как лечебные (коррекционные) воздействия, больной (пациент), эксперт, проблема, здоровье или болезнь.
Психотерапия часто рассматривается как:

  1. система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека;
  2. специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
  3. процесс коррекционного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.

В качестве определений, фиксирующих преимущественно психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психотерапевтический или консультативный диалог, психологические проблемы и конфликты, психологический рост, отношения, клиенты, фасилитатор, ценности и поведение, можно указать следующие:

  1. специфический вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;
  2. средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными и мешают личностному росту;
  3. длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых является специалистом по коррекции и развитию человека и человеческих взаимоотношений.

В определениях, которые обычно называют медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть, подчеркивается объект воздействия.

Психологический подход фокусируется не столько на объекте или предмете, сколько на средствах и процессе взаимодействия.

При этом обычно даже в медицинских подходах отмечается большая понятийная емкость понятия «психотерапия» по сравнению с «консультированием».

Основные отличия:
Различия клиентуры и проблем клиентов (пациентов). В психологическом консультировании клиентура потенциально намного более обширна, состав ее отличается по социальному положению, предъявляемым проблемам и их глубине. Обычно полагают, что проблемы менее значимы, менее глубоки и жизнь клиента в целом более благополучна. Настолько, что он приходит к консультанту не столько за решением проблем, сколько за улучшением качества своей жизни или по поводу различных форм душевных переживаний. Клиенты психотерапевта — это люди со сложившейся картиной нарушений внутриличностных и межличностных отношений: клиенты с выраженными психотическими реакциями, акцентуациями, а также клиенты, страдающие от неврозов и психопатологий (имеющие действительно серьезные нарушения, в том числе и наиболее тяжелые психопатологии). В психологическом консультировании клиентами являются «нормальные» люди, нарушения в жизнедеятельности которых, как правило, связаны с конкретной жизненной проблемой или ситуацией.

Различия в продолжительности. Более 50% обращений к консультанту заканчиваются первичным или краткосрочным приемом, иначе встает вопрос либо о непрофессионализме консультанта, либо о необходимости передачи клиента другому специалисту — например психотерапевту. В действительности же именно «масштаб личности» специалиста и желание клиента работать — определяют, насколько собственно «психотерапевтичным», существенным окажется даже краткое взаимодействие. И наоборот, не желающие работать над собой и своими отношениями клиент и специалист могут потратить годы «психотерапии» лишь на то, чтобы совместными усилиями уйти от угрозы каких-либо изменений и оправдать значимость устаревших, но от того не менее дорогих для них реальностей: мыслей, переживаний, поведений (behaviors) и отношений.

Различие средств. Основным и иногда почти единственным методом консультанта является беседа, у терапевта, особенно с медицинским образованием и, соответственно, несколько иными правовыми возможностями и статусом, спектр используемых средств и методик — шире. Если исключить методы фармакологического, физиотерапевтического и иного «непсихологического» характера, можно отметить, что и тут мы видим моменты сходства. Например «гипноз», традиционно трактуемый как собственно медицинская процедура, входит в качестве естественного компонента практически в любой процесс общения людей. Вопрос лишь — в мере осознанности «гипнотических паттернов» и «трансовых состояний» в диалоге с клиентом. С другой стороны, «специалисты по процессуальной работе» вообще избегают использования терминов «консультирование» и «психотерапия», подчеркивая момент равенства, момент сотрудничества профессионала и группы (участника работы). Хотя, несомненно, и используют собственно психотерапевтические средства, работая со сложнейшими нарушениями в области психики и психосоматики.

Различия в запросе. Запрос клиента в большей степени манипулятивен и экстернален, т. е. обращен к области межличностного взаимодействия, часто формулируется в форме жалобы на кого-либо. Запрос «пациента» — чаще в большей мере интернален, он гораздо глубже, включает не просто собственную неспособность человека адаптироваться к межличностным отношениям, но и «трудности совладания с собой», более глубокие личностные проблемы. Однако практика заключения «вторичных» и последующих контрактов на работу в консультировании подчеркивает многоуровневость любой психологической работы. А коррекция претензий и конфликтов в межличностной сфере позволяет «мягко» преодолевать тяжелейшие нарушения в сфере внутри личностного благополучия.

Различия эффектов, как возникающих в ходе помогающего взаимодействия, так и свидетельствующих об окончании помощи. Эффекты психологического консультирования располагаются обычно в области адаптации себя к среде или взаимоотношениям. Эффекты психотерапии более долговременны, связаны с личностными изменениями, трансформациями, более глубоки и масштабны. В связи с этим в психотерапии разделяют даже уровни эффектов — первичные и вторичные, непосредственные и отсроченные. Но и те и другие есть и там и там. Различия могут сказываться скорее в их соотношении, мере выраженности и ориентации специалиста и клиента на получение информации большей или меньшей значимости.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 14. Модели психологического консультирования

1. Понятие модели психологического консультирования

2. Консультационная модель

3. Психотерапевтическая модель

1. Под моделью понимается процесс психологического консультиро­вания, имеющий свои отличительные особенности.

Еще статьи:  Как быть и что делать, если не хочется жить?

Критериями отграничения одной модели консультирования от другой являют­ся следующие факторы:

• характер жалобы (проблемы) клиента;

• цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, на­правленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений;

• этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые им акценты на каждом из этапов; методы, используемые консультантом в психологической работе; уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в про­цессе консультирования.

В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие мо­дели психологического консультирования:

2. Консультационная модель психологического консультирования имеет следующие характерные особенности:

• носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного мес­та работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации;

• не требует исследования и проработки глубинных, подсознатель­ных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотива­ции и установок личности клиента, в том числе и не вполне им осознаваемых;

• от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию; целью является принятие конкретного решения по конкретно­му вопросу, с которым обратился к консультанту клиент;

• короткий временной промежуток консультирования (до 2— 3 встреч).

Консультационная модель консультирования включает в себя сле­дующие этапы работы:

• установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом;

• формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант;

• заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;

• обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкети­рования, использование опросников;

• анализ результатов тестирования и общая оценка клиента;

• изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.;

• обсуждение и анализ данных тестирования клиента и информа­ции о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., получен­ных клиентом;

• постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях;

• совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана;

• проведение уточняющих процедур, предполагающих либо по­вторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана.

3. Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие отличительные особенности:

• большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональ­ная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента;

• меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса;

• большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов;

• меньшая жесткость в следовании техническим этапам кон­сультирования;

• отсутствие или минимизация информативной составляющей;

• ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосоз­наваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом;

• более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч);

• целью является не решение конкретной проблемы, а личност­ный рост самого клиента.

Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие этапы работы:

• индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию на­личия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;

• установление взаимоотношений между клиентом и консультан­том на основе доверия, обеспечение консультантом безопасно­сти в пространстве консультирования;

• первичное выражение чувств, понимание клиентом собственно­го состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса;

• анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины;

• структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта;

• выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмо­ций и т. п., работа с символическими образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими кон­сультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохожде­ние этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотера­пия и какие уровни бессознательного прорабатываются);

• движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка дейст­вий по разрешению проблемы;

• ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных целей, завершение взаимоотношений.

Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а также за ре­зультат консультирования, знать ресурсные возможности кли­ента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.

Понятие, цели, принципы психологического консультирования. Теоретические модели психологического консультирования семьи.

Понятие, цели, принципы психологического консультирования. Теоретические модели психологического консультирования семьи.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми (семьёй), направленная на решение различного рода психол проблем, связанных с трудносятми

м/личн (семеёных) отношений, где основным средством воздействия явл опред образом построенная беседа.Семья наиболее кризисная сфера жизни., и наиболее значимая.

Два источника знаний сем. конс.

– знания полученные в проц. эмпирич. исслед.

– методы работы, кот. сложились непосредственно в практике работы с семьями.

Модели:

– структурная, Минухин;- психодинамическая, Бауэн;- коммуникационная, Бэйсон;- основанная на опыте работы с семьей, Кох;- стратегическая, Хейли;- поведенческая, Гордо;- транзакционная, Берн.

Принципы:

1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиентуне просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.2.Ориентация на нормы и ценности психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.3.Запрет давать советы;4.Анонимность. что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть5. Разграничение личных и профессиональных отношений;6. Включенность клиента в процесс консультированияДля того чтобы процесс консультирования был эффективным, обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно.

Цель– оказание психологической помощи семье в организации сем. Отношений, удовлетворенность клиента, повышение его стабильности.

Еще статьи:  Кризис 30 лет психология

Принятие клиентом ответственности за происходящее.

В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Позиция консультанта по отношению к клиенту:Сверху, снизу, равенства

Средства воздействия консультирования:

– Вербальные (консультативная беседа);

– Невербальные ( контакт глаз, выражение лица, поза тела, тон и громкость голоса, использование паузы).

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 183 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Вопрос 2. Стратегические модели консультирования в отечественной практике

К настоящему времени в отечественной практике сложилось несколько стратегических моделей психологического консультирования.

А.Ф. Копьев (1991) предлагает диалогический подход, целью которого является момент самообнаружения личности в процессе искреннего обсуждения значимых проблем, которое становится исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межличностного общения. Ключевым событием консультирования является момент «диалогического прорыва», в который происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных сторон бытия. Страх самораскрытия, стремление к сохранению статус-кво толкуются как болезненные явления, а диалогическая обращенность, способность к изменению – как здоровые творческие силы. Психолог, будучи готов к диалогу, побуждает к нему клиента, но подразумевается, что вхождение в диалог и избегание его – результат определенного нравственного выбора, в котором клиент свободен и автономен – это его суверенная «территория».

А.Ф. Копьев описывает типы ситуаций, когда подлинные обстоятельства жизни клиента, его поступки, мысли, чувства оказываются «зашумленными», наличное поведение становится эффективным средством вывести себя из зоны действия нравственных категорий: психологическая интоксикация, эстетизация личностных проблем, манипуляция-пристрастие. Во всех этих ситуациях серьезность клиента в намерении решать свои проблемы и обсуждать их с консультантом блокирована. Даются рекомендации по прорыву этой блокады в направлении к подлинному диалогу.

Ю.Е. Алешина (1993) делает упор на анализ эмоциональных переживаний клиента и его реального поведения в связи с этими переживаниями, которое усугубляет проблемы клиента. Клиент должен понять свои цели и потребности (любовь, власть, понимание) и оценить степень адекватности средств, избираемых для удовлетворения этих потребностей, при необходимости выбрать другие, более адекватные.

Т.А. Флоренская (1994) предлагает духовно-ориентированный подход к психологическому консультированию. В структуре личности она выделяет два образования: «эмпирическое обыденное «Я» (отражает темперамент, характер человека, то в его личности, что связано с условиями, в которых он живет) и «духовное «Я» (источник нравственной и творческой интуиции) Высшие проявления любви, готовность к самопожертвованию, способность к преодолению инстинкта самосохранения ради высшего смысла – проявления духовного «Я» человека. Духовное «Я» может не осознаваться или смутно осознаваться, но даже будучи неосознанным, может руководить человеком, если его жизненные установки не противоречат вечным духовным ценностям. Духовное «Я» и эмпирическое обыденное «Я» нередко вступают в конфликт, следствием чего может быть вытеснение духовного «Я» из сознания, симптомы которого томящие человека неудовлетворенность, бессмысленность существования, нежелание жить. В таком случае перед психологом стоит задача помочь клиенту осознать реальность его духовного «Я».

Духовное «Я» как бы стоит выше эмпирического обыденного «Я», их формой сосуществования является внутренний диалог. Психолог, услышав в высказываниях клиента внутренний диалог, встает на позицию духовного «Я» клиента, выражая ситуацию на его языке, пробуждает и подтверждает его собственное духовное знание. Катарсис личности – встреча со своим внутренним духовным «Я», его принятие и признание клиентом – «сверхзадача» диалога.

П.П. Горностай и С.В. Васьковская (1995) называют свой подход проблемным. Человек, имеющий психологические трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и переживаний. Психолог переводит эмоционально сфокусированные проблемы в плоскость проблемной сфокусированности. Проблемы клиента рассматриваются не как помеха, а как движущие силы его развития: в результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь, накапливает арсенал средств самостоятельного решения проблем.

А.В. Юпитов (1995) при психологическом консультировании студентов вуза считает незаменимой методику воздействия на сферу ценностно-смысловых ориентаций личности, опосредование текущих инструментальных действий в разных ситуациях в опоре на ведущие ценности личности и коррекцию текущего поведения в соответствии с этими ценностями.

Ю.В. Меновщиков (1998) рассматривает психологическое консультирование как решение задачи и опирается на мышление.

Б.М. Мастеров (1998) делает акцент на оптимизацию включенности клиента в

ситуацию «здесь и теперь», реконструкцию психологом для себя «из чего состоит и как устроен мир клиента» через его смыслы и фасилитацию активности клиента «внутри» реконструированной реальности.

Елизаров А.Н. отмечает, что психологическое консультирование в России интенсивно развивается, порождая широкий спектр моделей, не сводимых к психотерапевтическим школам Запада, а ориентация на работу с психически здоровыми людьми позволила выработать особые психотехнологии, ориентированные на здоровые стороны личности, независимо от степени её нарушения.

Из опыта работы К. Роджерса следует, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии.

Работы Ю.Е. Алёшиной, Р. Кочюнаса, В. Меновщикова, Р. Нельсон-Джоунса показывают, что и консультирование, и психотерапия представляют собой скорее многоэлементные, чем однородные области знания и деятельности, поэтому более правильным будет рассматривать консультационные подходы и методы психологической терапии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here