Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "программа социальной адаптации детей" с детальным описанием.
Содержание
- 1 “Шаг за шагом” (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)
- 2 Программа социальной адаптации детей
- 3 Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
- 4 Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»
- 5 Программа социальной адаптации детей и подростков в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, “Шаг навстречу”
“Шаг за шагом” (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
- Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
- Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
- Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
Методы работы:
- Тренинг
- Тестирование
- Профдиагностика
- Собеседование
- Наблюдение
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
- Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
- Доска, мел, канцелярские товары.
Кадровое обеспечение программы:
- Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
- Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
- Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
- Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15–20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
- Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
- Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
- Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
- Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).
Этапы программы
- Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
- Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
- Реализация системы занятий по программе.
- Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
- Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Направления в работе с выпускниками
Направление в работе
Краткое содержание работы
Формирование Я-концепции
Моё «Я» как внутренний мир.
В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.
Правовая ориентация
Перечень документов, которые необходимы выпускнику.
Валеологическая ориентация
Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.
Социально-бытовая ориентация
Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Профессиональная и трудовая ориентация
Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.
Семейная ориентация
Роль семьи в жизни человека. Любовь.
Финансово-экономическая ориентация
Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:
- Уровень развития социальных навыков.
- Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:
- «Изучение уровня развития социальных навыков».
- «Изучение социальных сетей».
Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.
Программа социальной адаптации детей
Название программы: Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.
Кардинальные социально-экономические преобразования в стране привели к переосмыслению содержания понятия «профессиональной ориентации» личности в обществе. Как показывает практика, многие ученики старших классов испытывают трудности в выборе сферы образования и будущей профессии. Эта проблема наиболее актуальна для выпускников интернатских учреждений, в которых отсутствуют система профессионального ориентирования воспитанников. Сама организация жизни детей в таких учреждениях устроена таким образом, что у них формируется одна социальная роль — роль сироты. Эта роль зачастую удерживает их в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Они перекладывают ответственность за свое будущее на государство и сотрудников учреждения.
Чтобы помочь детям в выборе карьерного пути, мы разработали систему профориентационных тренингов, которые способствуют формированию у воспитанников детских домов профессионального самоопределения в соответствии с их желаниями, способностями, а так же с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Главными задачами программы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сейчас являются:
– Формирование активной позиции по отношению к выбору будущей профессии
– Развитие навыков целеполагания
– Формирование мотивации к профессиональному развитию
Так же одним из основных направлений программы является развитие навыков социального взаимодействия, так как согласно исследованиям Э.А. Минковой эмоциональный портрет воспитанника детского дома характеризуется такими чертами как:
– бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
– неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности)
– нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
– непонимание эмоионального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
В связи с этим в тренингах представлен спектр упражнений, которые направлены на развитие навыков коммуникации и социальной мобильности личности. В процессе тренингов мы стараемся формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к труду, как к ценности. Участники не только знакомятся с современной ситуацией на рынке труда, но и учатся планированию, так как режим жизни в учреждениях интернатского типа выстроен таким образом, что ребенок попросту не нуждается в проектировании ближайшего и отдаленного будущего.
Данная программа является необходимым звеном в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как успешная интеграция в социум таких детей должна создавать равные возможности для успешного включения их в систему производственных отношений.
Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той непосредственной среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, ведь постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы – семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих тысяч детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом. Сухая статистика отмечает, что количество детей в детских домах ежегодно увеличивается в среднем на 170 тысяч человек. И ежегодно несколько сотен тысяч детей, достигших совершеннолетия, покидают стены воспитательных учреждений. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации как выпускников, так и детей, помещаемых в детский дом.
Принято считать, что чрезмерная опека и забота взрослых лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение. Но как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах Москвы, это далеко не так.
Групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний». Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля с одной стороны, с другой – имея возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (готовить обед с бабушкой, ремонтировать с отцом велосипед, делать с мамой покупки), учится выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действия происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
Такого богатства и разнообразия эмоционально насыщенного взаимодействия с взрослыми в различных ситуациях, формирующих элементы самостоятельности поведения, воспитанники детских домов обычно лишены. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
В качестве основных направлений социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, можно выделить социальную профилактику, социальную реабилитацию и социальную адаптацию. При этом ведущее место занимает социальная адаптация в силу специфики психоэмоционального развития и особенностей воспитания таких детей в учреждениях государственного попечения. Именно социальная адаптация помогает решить целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники детских домов.
Сейчас в большинстве детских домов создаются группы-семьи, в которые могут входить дети разных возрастов и в которых не разлучаются братья и сестры. Которые позволяют организовать жизнь воспитанников, приближенной к условиям семьи.
Перед педагогическими коллективами воспитательных учреждений стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни.
Только грамотные совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению их положения, компенсировать отсутствие навыков социальной компетенции, необходимых в самостоятельной жизни, обеспечат адаптацию к социуму.
Но ни один даже самый благополучный детский дом не в силах осуществлять специализированную квалифицированную поддержку своих выпускников после выхода их в самостоятельную жизнь, так как он просто-напросто оказывается неспособным помочь всем и каждому, при этом выполняя свои основные функции по воспитанию детей-сирот. И если домашний ребенок, достигнув совершеннолетия, поступив учиться в образовательное учреждение, имеет постоянную надежную опору в жизни в лице своих родителей, родственников, готовых всегда помочь советом, конкретным действием в решении какой-либо жизненной проблемы, то выпускник детского дома, выйдя из стен своего учреждения, оказывается один на один со всеми жизненными проблемами и трудностями, и справиться с ними самостоятельно, без помощи взрослых людей, он не может. Решение данной проблемы – задача общегосударственная, которая требует серьезной законодательной базы, а также изменения отношения современного общества в целом к выпускникам детских домов.
Для достижения успеха в жизни ребенку, который не имеет родителей и воспитывается в доме-интернате с помощью педагога-психолога очень важно понять три вещи: первое это то, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, свой круг общения, свои цели и свое прошлое, настоящее и будущее. Второе это то, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и свои поступки. Третье – каждое событие в жизни само по себе нейтрально и неслучайно, но решающее значение для судьбы человека имеет его личное, субъективное отношение к происходящему, его оценка события, от которой зависит качество жизни и собственно судьба человека.
Стремление к успеху в жизни человека, лишенного родительской заботы, любви с раннего детства – особый процесс. Важно, чтобы у сироты был позитивный настрой на жизнь. И один из главных моментов успешности для сироты – это умение ладить с самим собой и своими эмоциями и знать, что это Рубикон, пути назад нет. Потому что если домашний ребенок захочет вернуться домой, он может это сделать и начать все с начала. Сироте начать с нуля куда труднее, чаще невозможно.
Накопленный специалистами опыт работы с детьми-сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «Взрослеем вместе».
Возрастной ориентир: от 6 до 18 лет
Срок реализации: 6 мес.
Цель программы: подготовка воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
- Повышение уровня социокультурного развития и социального интеллекта (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений).
- Помощь детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства с учётом наклонностей, интересов и способностей.
- Включение в адаптационный процесс психотерапевтических и интерактивных технологий, позволяющих воспитанникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме, а также на уровне глубинного осознания «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия в реальной жизни.
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Тренинг/терапия
- Психодиагностика
- Терапевтическая беседа
- Наблюдение (клинико-психологическое)
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (компьютер, ноутбук и телевизор);
- Доска/флип-чарт, мел/маркеры, канцелярские товары.
Кадровое обеспечение программы:
- Ведущий специалист программы – педагог-психолог учреждения.
- Вспомогающие специалисты программы – социальные педагоги, педагоги-организаторы, психиатр.
- Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
- Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Программа рассчитана на 24 занятий с интервалом 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 0,5 часа.
Количество участников: 1/6-8 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
- Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
- Формирование группы подростков, участвующих в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
- Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детских домов (консультирование, поддержка, работа по запросу).
- Изучение научной и методической литературы по проблеме сопровождения.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
- Корректировка направления работы с учётом полученных диагностических данных.
- Реализация системы занятий по программе.
- Совместный анализ занятий со специалистами учреждения социальной защиты, принимающими участие в реализации программы.
- Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Направления в работе с воспитанниками
Направление в работе
Краткое содержание работы
Моё «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.
Формирование гендерных установок
Я и мое тело. Что значит быть мужчиной?! Что значит быть женщиной?!
Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.
Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. Мотивационная направленность.
Профессиональная и трудовая ориентация
Роль семьи в жизни человека.
Социокультурное и творческое развитие
Развитие социального интеллекта и культурно-нравственных представлений.
Наличие у воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких знаний позволит говорить о некотором уровне социального интеллекта, который можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса психолого-педагогической адаптации.
Для определения уровня успешности психолого-педагогической адаптации будут использоваться следующие показатели:
- Уровень развития социально-бытовых навыков.
- Уровень развития социального поведения воспитанника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.
- Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
Психолого-педагогическая диагностика поведения и личности
- Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным);
- Шкала депрессии М. Гамаильтона;
- Методика определения мотивации учебной деятельности;
- Определение типа будущей профессии по методике Е.А. Климова;
- Методика диагностика уровня агрессивности и враждебности А. Баса и А. Дарки;
- Шкала психосоциального стресса А. Ридера;
- Уровень истощения жизненных сил А. Аппелса;
- Опросник Плутчика-Келлермана-Конте. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Тест для диагностики механизмов психологической защиты;
- Цветовой тест М. Люшера;
- ТАТ (тематический апперцептивный тест);
- Хенд-тест;
- Рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Дом-Дерево-Человек».
Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»
Пояснительная записка
Необходимости социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные исследования, написано много статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данная программа не является исключением и в целом направленна на восстановление чувства доверия к себе, к другим, к окружающему миру.
В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.
Снижение количества детей с инвалидностью стало возможным благодаря комплексной системе мер, направленной на активизацию работы учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, на поддержку и помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2014 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Центр действует в Белгородской области с 2003 года. За время работы учреждения комплексную реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от 1 года до 18 лет с положительной динамикой в состоянии здоровья в 96% случаев.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья умения и навыки адаптации в социум является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс социализации наряду со здоровыми детьми.
Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.
Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.
Таким образом, разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные в программе игры и упражнения позволяющие снизить уровень напряжения у детей в связи с новой социальной ситуацией развития.
Цели программы:
- восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
- создание новой когнетивной модели жизнедеятельности;
- формирование положительной «Я-концепции»;
- углубление самопонимания, самопознания.
Задачи программы:
- овладение способами позитивного мышления и общения;
- развитие чувства собственного достоинства;
- повышение уверенности в себе;
- реализация себя в поведении и деятельности;
- утверждение своих прав и собственных ценностей.
Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.
Специфика и структура организации занятий
На занятиях используются следующие приемы:
Тренинговые упражнения и ролевые игры способствуют формированию положительной «Я-концепции», углублению самопонимания, самосознания.
Метод игротерапии поможет в овладении способами позитивного мышления и общения, позволит повысить уверенность в себе.
Арт-приемы, сказкотерапия и когнетивно-поведенческая терапия помогут раскрыть свои сильные стороны и восстановить чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Курс состоит из 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в день, длительностью от 1.5 до 2 часов.
Подростков в группе должно быть не менее 7 человек, но не более 12.
Занятие удобно проводить совместно с другим психологом.
Схема проведения занятия
Занятие состоит из 3 этапов:
1 этап – установление контакта в группе.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, создание положительной мотивации к предстоящему занятию, углубление процессов самораскрытия.
2 этап – основные упражнения, направленные на развитие умений и навыков самоанализа, укрепление самооценки, познание себя при помощи группы.
3 этап – рефлексия.
Цель: активизация процесса самопознания, научиться находить в себе главные индивидуальные особенности.
Тематическое планирование и содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | ||||||||||||
Знакомство | Упр. «Снежный ком» Правила нашей группы Упр. «Что значит ваше имя?» Упр. «Приятно сказать» Упр. «Ассоциации» Упр. «Групповой рисунок» |
Позитивное мышление | Упр. «Пожелания» Упр. «Продолжение знакомства» Информация о позитивном мышлении Упр. «20-Я» Упр. «Никто не знает» Упр. «Записки» Упр. «Нарисуй» Упр. «Сильные стороны» |
Самосознание. Самораскрытие. Самооценка. Понятие «Я-концепции» |
Упр. «Воспроизведение» Сообщение «Что такое самосознание?» Упр. «Интервью» Упр. «Без маски» Чтение и обсуждение сказки «Цветок кактуса» Творческое задание «Украшаем кактус» |
Уверенное и неуверенное поведение | Упр. «Визитка» Упр. «Размышление об уверенности» Упр. «Сила языка» Упр. «Уверенный – неуверенный – грубый» Упр. «Самопрезентация» Упр. «Горящая спичка» Упр. «Маяк» Упр. «Доверие» Упр. «Горячий стул» Упр. «Коллективная сказка» Упр. «Я к вам пишу» |
Я в своих глазах и в глазах других людей | Упр. «Расскажу о своем хозяине» Упр. «Футболка с надписью» Упр. «Бинго!» Упр. «Приятный разговор» Упр. «Листок за спиной» Упр. «Мое отражение» Упр. «Вавилонская башня» |
Моя индивидуальность | Упр. «Подарок» Упр. «Кто Я?» Притча «Ворона и павлин» Упр. «Орехи» Упр. «Уникальность каждого» Упр. «Мой герб» Упр. «Я это… » Упражнение «Здравствуй, я, мой любимый». |
Эффективные приемы общения | Упражнение “Спутанные цепочки“ Упр. «Пишущая машинка Упр. «Тимуровцы» Игра «Друг для друга» Упр. «Доброта» Упр. «Улыбка» Упр. «Вежливость» Упр. Поведение и культура» Упр. «Доброе слово» Упр. «Доброе животное» Игра «Эмоции» |
Я и мир вокруг меня | Упр. «Я и мой мир» Упр. «Двадцать желаний» Упр. «Ресурсы» Деловая игра «Потерянный город» Упр. «Строим город» Упр. «Чему я научился?» Упр. «Пожелания» |