Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "примеры рефлексии по фгос" с детальным описанием.
Содержание
Уроки рефлексии в рамках ФГОС
Уроки рефлексии в рамках ФГОС
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения
Единство учебной и внеучебной деятельности в развитии личности младшего школьника (по материалам ФГОС)
ФГОС, эффективный контракт, качество образования… и другие курсы повышения квалификации работников образования этой осенью в ЦНТИ “Прогресс”
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это “разговор с самим собой”.
В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить “трудные места”, сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
Как правильно определить цели урока-рефлексии
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.
Цели для урока-рефлексии:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Примерный план проведения урока-рефлексии
Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:
Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик “включился” в работу. И не просто потому, что ему “надо”, а потому что он “хочет”!
Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: “А знаете ли вы, что…!”
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.
То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.
Примеры заданий для урока-рефлексии, в т. ч. для начальной школы:
Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: “Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе”. На уроках математики: “Ты — уравнение. Расскажи о себе” и т. д.
Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.
Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно “наполняет корзину”, а кому требуется помощь.
Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
“Лови ошибку”. Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок.
“Жокей и лошадь”. Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не “криминал”, а повод задуматься.
Локализация индивидуальных затруднений
Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
Какое задание я выполнял?
Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
Что делал сначала? Потом?
Где возникло затруднение?
Почему? Чего мне хватает для правильного решения?
Построение проекта коррекции выявленных затруднений
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.
Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре – и при-, научиться решать задачи по данной формуле, запомнить важные даты эпохи Петра I и т. д.
Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т. д.
Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т. д.) Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
V. Реализация построенного проекта
Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.
Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.
Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, “светофор”, рефлексивная мишень, графики и пр.
Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.
Рефлексия на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Одной из приоритетных задач современного образования младших школьников является формирование у учащихся способностей к рефлексивному самоконтролю деятельности. Это необходимо для того, чтобы у детей появился источник мотивации, сформировались – готовность к успешному обучению и умения учиться.
Рефлексия является одной из составляющей современного урока или занятия, и является обязательным условием развивающей среды на уроке и во внеурочной деятельности.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
В педагогическом процессе рефлексия имеет несколько функций:
- диагностическую,
- проектировочную,
- организаторскую,
- коммуникативную,
- смыслотворческую,
- мотивационную,
- коррекционную.
Рефлексия помогает развивать у учеников следующие качества: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, занятии, а также по итогам изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии учитель должен учитывать цель урока или занятия, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Виды рефлексии на уроках в начальной школе.
- по содержанию: устная и письменная;
- по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
- по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
- по функциям: физическая (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял – не понял, какие затруднения испытывал).
Также практикуется в начальной школе следующая классификация рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Рефлексию настроения и эмоционального состояния можно проводить как в начале урока или занятия, так и в конце деятельности.
Целью рефлексии является установление эмоционального контакта с группой. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Через рефлексию деятельности дети получают возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных решений. Этот вид рефлексии возможно применять на этапе проверки домашнего задания, при защите проектных работ.
С помощью данной рефлексии дети могут оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Приведем приемы организации рефлексии на занятиях во внеурочной деятельности:
Примеры рефлексии на уроках в начальной школе:
Тема занятия: «Давайте знакомиться».
Способ проведения: – комментированное рисование «Мои первые впечатления в школе».
Форма деятельности: – индивидуальная или в небольших группах. Ученикам предлагается изобразить на рисунках то, что больше всего им запомнилось в первые школьные дни, а затем рассказать о своем рисунке;
Тема занятия: «Мои друзья – дети и взрослые».
По содержанию: проводится в устной или письменной форме с целью самооценки учащимися характера и интенсивности своих взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Тема занятия: «Это – я». Рефлексия – «Что обо мне расскажут друзья?».
Форма деятельности: Проводится в форме индивидуальной беседы и направлена на развитие самооценки учащихся, умений рефлексии и эмпатии, знаний о своих индивидуальных особенностях и их оценки с позиций другого человека.
Тема занятия: «Друзья и близкие». Рефлексия – «Каким должен быть друг».
Форма деятельности: Проводится в форме анкеты с предложенными вариантами ответов, из которых ученик выбирает наиболее подходящие с его точки зрения.
Цель анкетирования: выявить наиболее значимые для ученика 2-го класса черты характера, создать условия для рефлексии собственных предпочтений во взаимоотношениях с другими людьми.
Тема занятия: «Я и люди». Рефлексия – мини-сочинение «Понимаю ли я других людей». Содержание ответов учеников покажет уровень их зрелости во взаимоотношениях с другими людьми и продиктует направление дальнейшей работы с детьми.
Тема занятия: «Мир профессий». Проводится рефлексия в форме фронтальной беседы «Кем бы я хотел стать? Что для этого нужно?».
Целью работы является осмысление многообразия профессий и их связи с индивидуальными особенностями людей, их характером.
Тема занятия: «Я – ученик». Рефлексия – «Мои достижения в начальной школе». Проводится в форме письменного тестирования с целью анализа учащимися хода и результатов собственного развития в начальной школе.
Все занятия взаимосвязаны между собой с помощью комплексной программы внеурочной деятельности и могут проводиться в рамках воспитательной работы образовательных учреждений.
К интеллектуальной рефлексии можно отнести такой вид рефлексии, когда учащиеся оценивают себя с помощью цвета.
Например , при использовании интегрированного образовательного курса «Математика с увлечением» во внеурочной деятельности, дети разукрашивают на страницах тетрадей иллюстративный материал (листочки, кружочки) разными цветами.
В 1 классе на каждом занятии учитель предлагает разукрасить листочек в тетради, а во 2,3,4 классах – кружочки, так как ученики оценивают свою работу.
Пример самооценки в 1 классе:
«Если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали все самостоятельно – закрасьте листочек зеленым цветом;
Если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали трудности – закрасьте листочек желтым цветом;
Если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания – закрасьте листочек красным цветом».
Аналогично проводится рефлексия в 1,2,3,4 классах в тетрадях при изучении интегрированного образовательного курса – «Чтение с увлечением».
Во внеклассном чтении может применяться рефлексия, направленная на организацию самопроверки и самооценки работы с читательскими дневниками.
Поэтому же принципу проводится рефлексия при проведении итоговых комплексных работ.
Статья оказалась полезной? Поделитесь ссылкой на материал:
Педразвитие
Автор: Шаяхметова Илсияр Рамиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-Большекибякозинская НОШ
Населённый пункт: с.Большие Кибякози Тюлячинского муниципального района РТ
Наименование материала: доклад
Тема: Рефлексия как этап урока. Виды, приемы, примеры
Дата публикации: 29.01.2018
Раздел: начальное образование
Рефлексия как этап урока.
Виды, приемы, примеры
Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки
учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной
деятельности, то есть современный урок – это развивающий урок. Один из
принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности.
Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием
создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
А что же такое рефлексия?
Слайд 2. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя
(самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты,
определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы
Слайд 3. физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает: Слайд 4
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь
оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему
выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для
достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы
сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал…
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Слайд 5. Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем
мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает
механизмом познания другого человека.
Слайд 6. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее
свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в
способности анализировать различные способы решения, находить более
рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать,
но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на
сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не
просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую
цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Слайд 7. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
«Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц:
веселого, грустного, нейтрального.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные
и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам
понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный
цветок, если не понравилось, – голубой».
Слайд 8. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на
дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко с тучкой;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее
подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Гномики. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого
разделяет в данный момент.
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной
деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных
работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить
активность каждого на разных этапах урока.
Приём «лестницы успеха». Слайд 9.
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на
той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10
Дети передают сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
– Сегодня меня порадовало…
– Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель
– Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать
сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый –
самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
– Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете,
Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
– Что нового я узнал сегодня на уроке?
– Что было особенно интересным и познавательным?
– В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки
вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания
пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса. Рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и
достижения целей (высказывания ,,Я не знал… – Теперь я знаю…’’); приём анализа
субъективного опыта и достаточно известный приём синквейна, который помогает
выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того,
как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске: слайд 10.
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот
волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
На парте, перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком,
другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы
урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который
указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное
личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
Слайд 12. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением
«Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и
письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» – «плюс» записывается
всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для
достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается всё, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось
непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные
факты, о которых узнали на уроке, что бы ещё хотелось узнать по теме урока,
вопросы к учителю.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников,
проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Слайд 13. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет
осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять – это зависит от того, на какие
элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников
аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
7.Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
Зелёный цвет – побольше таких дел.
Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.
Красный цвет – дело не понравилось.
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в
корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и
обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и
учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на
личность каждого ученика.
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для
него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это
место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую
действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с
позиции требований современного общества, формировать ответственность за
самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую
возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в
рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым. Безусловно,
рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и
Автор: Шаяхметова Илсияр Рамиловна.
Название работы: Выступление по теме:
«Рефлексия как этап урока. Виды, приемы, примеры».
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Место работы: Филиал МБОУ – Верхнекибякозинская средняя
общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района Республики
Татарстан «Большекибякозинская начальная общеобразовательная школа имени
Участники: для учителей начальных классов, 2017-2018 учебный год год.
Филиал МБОУ – Верхнекибякозинская средняя общеобразовательная школа
Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан
«Большекибякозинская начальная общеобразовательная школа имени
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных “смайликов”, листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно “лепят на доску” в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: “Вам понравился урок?” Все ученики дружно кричат: “Да!” — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом “рефлексия”? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
- Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
- Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
- “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
- Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал.
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
- Графическая: на доске таблица со знаками
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и “чертовщина”
А — антипод Иешуа
Н — не абсолютное зло
- Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся
- Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
- Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
- Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.