Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "общение педагогической деятельности" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Лекция 4. Педагогическое общение
- 2 29. Педагогическое общение в деятельности учителя
- 3 Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
- 4 Общение педагогической деятельности
- 5 Педагогическое общение
- 6 VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015
- 7 Глава 3. Общение как основа педагогической деятельности
Лекция 4. Педагогическое общение
1. Особенности педагогического общения.
2. Затруднения в педагогической деятельности.
Основные понятия: педагогическое общение, педагогическая система, фасилитативная функция, обучающая функция, барьеры общения.
Педагогическое общение – частный вид общения людей. Наряду с общими чертами, присущими всем видам общения, педагогическое общение характеризуется целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в которой находятся субъекты образовательного процесса или «педагогической системы».
Педагогическая система осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности учащегося в процессе целенаправленного, систематического и длительного воздействия на него. Педагогическая система имеет свои цели, задачи, содержание, структуру и разные единицы: структурные, функциональные, содержательные. В работах Н. В. Кузьминой отмечается, что педагогическая система — понятие общественно-историческое и каждый исторический тип педагогической системы направлен на достижение определенных государственных, педагогических и исторических целей.
«Педагогическое общение — эта профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (впроцессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное насоздание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом, и учащимся внутри ученического коллектива. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества естьусловие оптимизации обучения и развития личности самихучащихся.
Направленность общения: педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью
· на само учебное взаимодействие
· на обучающихся в целях их личностного развития, (их актуальное состояние, перспективные линии развития)
· на предмет освоения (усвоения): на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений.
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью ее субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, и наоборот, — работая с классом, т. е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выражается так же и в том, что оно органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Педагогическое общение, включая все эти элементы общения, не является при этом аддитивным образованием. Оно выявляет принципиально новое качество (Л. А. Хараева).
Новое качество педагогического общения определяется прежде всего тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую, ибо исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по но только в общем плане. Трансляционная функция реализуется во всех формах учения человека — игре, повседневном бытовом взаимодействии с другими людьми. Обучающая функция — как проявление трансляционной реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы — дошкольном, школьном, институтском. Обучающая функция педагогического общения является ведущей,
Не менее существенной является и отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения, Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает, облегчает ученику выразить себя, выразить то, что в нем есть положительного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
Таким образом, говоря о педагогическом общении, отметим наличие в нем обучающей и фасилитативной функции.
Одной из сложных, педагогически значимых проблем являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении.
2. Затруднение в общении (в деятельности) — это переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие
· неприятия партнера общения, его действий,
· непонимания текста (сообщения),
· изменения коммуникативной ситуации,
· изменения собственного психического состояния и т. д.
Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения.
затруднение в педагогической деятельности может рассматриваться как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых, средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации.
Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) «. имеет два значения:
а) индикаторное (привлечение внимания учителя, например внимательному учителю на его трудности укажут ошибки его учеников);
б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта)»”
Показательна в этом плане двойственность позиции учителей относительно ошибки как следствия неадекватного решения сложной педагогической или коммуникативной задачи. Одни считают недопустимыми ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент.
В то же время А. К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:
а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки)
Обычно в деятельности и в общении человеком фиксируется только то, что препятствует их дальнейшему нормальному осуществлению, тогда как для учителя важно знать и сложности этих процессов, которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности, препятствия в совместной деятельности, ощущения, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характеру деятельности, особенностях установления и поддержания контакта, уровне психологического комфорта, эмоциональном самочувствии. Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще одновременно в нескольких из них сразу.
В настоящее время затруднения или «барьеры» общения рассматриваются с разных позиций в зависимости от основания их анализа и общего подхода.
Так, в рамках общепсихологической интерпретации они классифицируются как
В деятельностном подходе выделяются две группы затруднений общения (соотносимых с двумя основными сторонами общения):
которые в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах (Л. А. Поварницыиа),
В то же время затруднения человека в общении могут быть соотнесены не только деятельностью или эмоциональными, когнитивными (например, социальной перцепцией или когнитивным стилем) и другими сферами личности, но и быть следствием более глубинных и в то же время широких влияний. Могут быть выделены следующие основные области затруднений человека в общении:
· индивидуально-психологическая и возрастная,
· область межличностных отношений.
Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях теоретического анализа их действие может быть автономизировано.
Затруднения в общении оказывают влияние
· на сам процесс общения,
· на деятельность того, кто испытывает эти затруднения,
· на партнеров по общению
1. преодолевает трудности, продолжает общение и деятельность или, испытывая чувство дискомфорта, создает новую коммуникативную ситуацию и новые формы деятельности
2. занимает внешнеобвинительную позицию, изменяя в ряде случаев адекватность оценки окружающей действительности.
Было показано (А.А. Реан), что чем больше случаев затруднений у педагога, тем ниже его оценка ответственности и интереса учеников. А.А. Реан рассматривает этот факт как психологическую защиту, проявляющуюся в том, «что обилие субъективных трудностей в собственной, педагогической деятельности объясняется различными, объективными (внешними по отношению к себе) негативами в личности учащихся («трудный контингент», «безответственные личности», «случайные для профессии люди»)». Естественно, что такая неадекватность оценки обучающихся, в свою очередь, вызывает у них затруднения в общении, установлении контакта с педагогом.
В целом затруднения в общении являются как бы отражением особенностей партнеров общения, характера общения, особенностей коммуникативной ситуации и самого взаимодействия людей. Поэтому детальное рассмотрение этой проблемы есть рассмотрение проблемы «отношения»; проблемы социальной перцепции, т. е. восприятия человека человеком; проблемы познавательной деятельности, когнитивных стилей и многих других общепсихологических проблем, без тщательного и заинтересованного изучения которых в курсах общей, возрастной психологии, психологии личности, конфликтологии, социальной психологии их основные механизмы и закономерности не могут быть поняты. Затруднения в большинстве из названных выше областей могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренингами.
Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 1179 | Нарушение авторских прав
29. Педагогическое общение в деятельности учителя
30. Структура и функции педагогического общения
Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев).
Этапы педагогического общения включают:
1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Функции педагогического общения:
Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований.Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно рассматривать как важнейшую.
Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому познанию личности, воздействию на ее сознание, действие и поступки, поведение, а также на их изменение и коррекцию. Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.
Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся
Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания.
Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности
Сопереживание уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.
Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего “я”, инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий.
Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
педагогические науки
- Нишанов Махмуджон Собирович , кандидат наук, доцент, доцент
- Наманганский государственный университет
- ОБЩЕНИЕ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
- ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА
- КОММУНИКАЦИЯ
Похожие материалы
Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности – одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность – сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.).
В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).
Важным фактором, способствующим повышению эффективности учебного процесса, является речь преподавателя.
Преподаватель ведет занятия со студентами, главной деятельностью которых является аудирование, т. е. слушание и понимание речи преподавателя. Основными мотивами этой деятельности являются мотивы интеллектуального, морального, эмоционального порядка.
Особенности устной речи, которые преподаватель должен знать и учитывать в своей работ.
- Устная речь отличается от письменной своей неповторимостью, необратимостью во времени.
- Второй особенностью устной речи является ее экспрессивность, ее эмоциональный характер. Экспрессивность устной речи налагает на преподавателя определенные обязательства. Так, например, психологически не обоснованным является выделение логических ударений в положениях, не имеющих существенного теоретического или практического значения. Неоправданными являются длительные паузы, если материал не представляет трудности для слушателей.
- Третьей особенностью устной речи является участие в ней неязыковых выразительных средств, средств более полного раскрытия мысли в виде мимики, пантомимики, включающей жестикуляцию.
- Четвертой особенностью устной речи является ее более простой, сравнительно с письменной речью, строй предложений.
Речь преподавателя является синтезом качеств разговорной монологической и письменной речи. Очевидно, что в процессе подготовки и изложения лекции письменную (книжную) речь следует адаптировать к студенческой аудитории таким образом, чтобы она приближалась к устной монологической речи, и только тогда она будет лучше восприниматься на слух аудиторией.
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности ученического коллектива
- Авторитарный
- Попустительский
- Демократический
- Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
- Общение-дистанция
- Общение – устрашение
- Заигрывание
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
Список литературы
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народ-ное образование», 2001
- Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
- Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.
- Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987.
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Общение педагогической деятельности
Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).
Стили педагогического общения и руководства
Этапы педагогического общения
1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.
Основные принципы общения с ребенком
1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Основные правила педагогического общения
• Проявлять педагогический такт.
• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.
Педагогическое общение
Автор: Ирина Нестерова ✔ 11.07.2017
Нестерова И.А. Педагогическое общение // Энциклопедия Нестеровых
В современных условиях, когда педагогика в очередной раз переживает непростые времена, крайне важно не забывать те понятия и явления, которые составляют ее основу. Одним из важнейших категорий в педагогической науке является педагогическое общение. Кроме того, коммуникативные навыки педагога относятся к числу его профессиональных компетенций.
Понятие педагогического общения
В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом. При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания [1].
Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие “педагогическое общение” было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым
К проблеме трактовки термина “педагогическое общение” обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.