Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "образная форма мышления" с детальным описанием.
Содержание
Развитие наглядно-образного мышления
В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие “коты” немного изменилось, теперь в него входит подмножество “белые коты”.
Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.
Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:
Общая идея комбинационных упражнений – дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.
Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: “Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?” Самый простой вариант здесь будет: голова это буква “О” или нолик, туловище с руками – плюсик, ноги – буква “Л”. Другой вариант постановки задачи – дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.
К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример – использование для развития наглядно-образного мышления прогрессивных матриц Равена. Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.
Общая идея трансформационных упражнений – дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.
Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.
Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами “Ш” или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача – как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква “Ш”, например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.
Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу – чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.
Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:
– развитие стремления к созданию новых образов,
Формы мышления
Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы мышления, которыми являются понятие, умозаключение и суждение. Именно о них пойдет речь в интернет-журнале xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai.
Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи. В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами. Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.
Что такое формы мышления?
Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:
Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.
Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.
Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.
Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.
Основные формы мышления
Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.
Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.
Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.
В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.
Понятие – это обобщенное и отвлеченное явление, в отличие от восприятия и представления. Понятие представляется в виде абстрактного определения, а восприятие и представление имеет конкретные образные явления.
Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.
- Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
- Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
- Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.
Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.
Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:
- Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
- Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
- Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
- Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.
Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.
Дедуктивное мышление позволяет выявить частные параметры и качества предмета на основе общих знаний о нем.
Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.
Формы мышления и их характеристика
Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.
- Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
- Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
- Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
- Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
- Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
- Единичным.
- Специфическим.
- Всеобщим.
- Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
- Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.
Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.
Понятия формируются у человека двумя путями:
- Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
- Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.
Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.
Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.
- Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
- Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
- Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
- Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
- Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
- Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
- Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.
Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости. Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания. Таким образом делается некий вывод.
Умозаключение делается с применением логики.
Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.
Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.
Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.
Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.
Коротко о мышлении
Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:
Теоретическое понятийное мышление
Теоретическое образное мышление
Наглядно-образное мышление
Наглядно-действенное мышление
Операции мышления
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза. Анализ-это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция
Конкретизация
Мышление как производство умозаключений
Патологические мыслительные процессы
Характер мышления
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Теоретические модели
Идея заранее существующих интеллектуальных способностей – задатков – характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.
Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.
Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
Формы мышления
Понятийное мышление
Общие понятия это те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Существуют такие общие понятия, как “стул”, “человек”, “процесс”, “метеоритный дождь”. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичные понятия – те, которые обозначают какой-либо один предмет или явление, более не повторяющийся в природе. Бывают такие единичные понятия, как “стул, в котором были зашиты бриллианты”, “позвонивший сегодня утром незнакомец”, “инаугурация тридцать седьмого императора Альфа-Центавры”, “вчерашний метеоритный дождь”. В единичных понятиях тоже отражаются характерные признаки предмета или явления. При этом, следует это учитывать, в единичных понятиях могут быть отражены и признаки, которые могут быть отнесены к общим понятиям. Так характеристика “незнакомец” может относиться не только к конкретному незнакомцу, но и вообще ко всем незнакомцам.
Более того, наше мышление допускает, что единичное понятие может легко стать общим понятием, а общее понятие – единичным. Может оказаться, что сегодня утром не дважды звонил один и тот же незнакомец, а звонили два разных незнакомца. Понятие “звонивший утром незнакомец”, таким образом, быстро трансформируется в “звонившие утром незнакомцы”. Аналогично может быть и обратный процесс.
Характерной особенностью нашего понятийного мышления является его способность оперировать иерархиями понятий. Например, четыре понятия: “кошка”, “таракан”, “директор” и “красавица” – могут быть сначала объединены в два: “домашние животные” и “люди”, а потом в одно – “живые существа”.
Связанная с предыдущей особенность – мы можем строить такого рода понятийные иерархии произвольным образом, одно и то же понятие может быть членом разных иерархий. В нашем примере четыре понятия можно объединить другой иерархией: слова мужского рода (“таракан” и “директор”), слова женского рода (“кошка” и “красавица”), далее – слова мужского или женского рода. Другой вариант: “приятные существа” – “неприятные существа” – “существа”.
Этапы усвоения понятий
1. Сначала осуществляется подбор характерных признаков предмета или явления. На этом этапе подбираются все более-менее существенные признаки, без подразделения их на существенные и несущественные. Ребенок, осваивающий понятие “мороженое”, выдвигает большое количество гипотез:
– Мороженое всегда в красивой упаковке.
– Мороженое или белое, или коричневое.
– Мороженое должно быть или на палочке, или в стаканчике.
– Если мороженое не съесть сразу, потом оно растает.
– Мороженое продается в специальных киосках.
Не все эти признаки одинаково существенны. Тем не менее, если ребенок попросит купить родителя мороженое, а тот пойдет и купит, но не белое или коричневое, а розовое, то ребенок может даже расстроиться, потому что по его мнению – это не мороженое.
2. Разделение признаков на существенные и второстепенные, уточнение признаков.
Ребенок, осваивающий понятие “мороженое”, со временем понимает, что цвет его не имеет большого значения, а вот температура имеет. Также мороженое должно быть сладким и иметь молочный вкус.
Для разделения признаков на существенные и второстепенные большое значение имеет практика. В процессе практики становится очевидным, что одни признаки повторяются всегда, другие – в большинстве случаев, но не всегда. Разумеется, чем разностороннее жизненный опыт, тем большей точностью начинают обладать понятия. Так, если ребенку покупать всегда один и тот же вид мороженого, понятие о мороженом сформируется весьма узкое.
3. Научное истолкование понятия. Конечно, большинство понятий, которые мы осваиваем не доходят до этого этапа, когда для определения понятия применяется вся мощь науки и культуры. Для научного истолкования понятия характерно то, что мы в основном пользуемся уже готовыми определениями, данными лучшими специалистами мира в этой области. Именно специалисты могут нам совершенно точно истолковать, что же такое мороженое, как оно производится, какие виды бывают и т.д. Специалист по изготовлению мороженого может многие часы рассуждать о мороженом.
Способы усвоения понятий
Простейший способ усвоения понятия – так называемая стратегия экземпляра. Ребенок, например, видит, что родители купили новый шкаф, и слышит, что они купили новую мебель. Для ребенка этот шкаф и есть мебель. Этот шкаф и будет экземпляром, с которым будут сравниваться другие претенденты на слово “мебель”. Понятие “мебель” как модель мебели включает пока лишь что-то высокое и с полками. Диван, например, уже не будет подходить под понятие “мебель”.
Когда ребенок узнает, что диван это тоже мебель, в его голове происходит расщепление понятия: мебель – это и то, что похоже на шкаф, и то, что похоже на диван. Потом ребенок узнает, что стул это тоже мебель. Получается, что иерархия понятия “мебель” растет сверху вниз: от общего понятия “мебель” к частным, единичным экземплярам.
Стратегия экземпляра используется и взрослыми, но она не всегда удобна. И часто можно попасть впросак, если пользуешься каким-то понятием, но при этом знаком только с единичным случаем этого понятия. Если взрослый человек высказывает уверенность, что чип это такая штука, с помощью которой можно открыть дверь, то такое убеждение не может не вызвать улыбку у окружающих людей, несколько лучше разбирающихся в чипах.
Другой способ усвоения понятия – более осторожный, хотя и требующий больше времени, – стратегия проверки гипотезы. В данном случае обязательно рассматривается хотя бы несколько единичных случаев, иерархия понятия строится снизу вверх. Человек изучает известные примеры понятия, ищет признаки, относительно общие для них (например, многие предметы мебели находятся в жилых пространствах. Далее выдвигается гипотеза, что именно эти общие признаки и характеризуют данное понятие.
После постановки гипотезы анализируется все доступное множество объектов, которое можно отнести к данному понятию. Объекты оцениваются по критическим признакам. Гипотеза со временем подтверждается, опровергается или корректируется.
Если ребенку показать шкаф и сказать, что это мебель, то новое понятие автоматически сформируется в сознании ребенка. Далее оно будет лишь корректироваться. Однако если взрослому человеку показать сотовый телефон и сказать, что это “трансгаллактический синхрофазотрон”, то он вряд ли поверит и будет в дальнейшем искать еще примеры “трансгаллактического синхрофазотрона”. Если эти примеры будут, и между ними найдутся общие характерные признаки, новое понятие будет принято.
Эксперименты, в ходе которых исследовались физиологические основы мышления, позволили установить, что эти две стратегии приобретения понятий — стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы — реализуются различными участками мозга. Использование стратегии экземпляра в большей степени связано с задействованием отделов, отвечающих за долговременную память – медиальных отделов височной доли, в частности гиппокампа. Стратегия же проверки гипотезы в большей степени связана с работой структур лобных долей больших полушарий, отвечающих за целеполагание.
Также эксперименты показали, что лучшему усвоению понятий способствуют следующие обстоятельства:
– варьирование признаков предмета, понятие о котором мы пытаемся усвоить; чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте, тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете;
– наглядность при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.
Затруднения с применением на практике понятий связаны с новыми, необычными условиями, в которых необходимо оперировать имеющимся у нас понятием. При этом применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия.
Понимание – важный момент в усвоении понятия. Понять понятие – значит поместить это понятие в целостную картину (модель) мира, научиться решать с помощью этого понятия практические задачи. Понимание – это наивысшая ступень в формировании понятий. В советской психологии понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира. В современной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения.
Понимание – всестороннее исследование взаимосвязи окружающих предметов и явлений. Чтобы понять то, как работает двигатель автомобиля, недостаточно просто разобрать двигатель на части. Нужно знать еще законы физики, кое-что из химии.
У понимания может быть много уровней. Можно понять двигатель автомобиля на уровне: “Вот здесь какая-то ерунда вращается. ” Однако если такому “специалисту” задать вопрос: “А что будет, если линейные размеры этого двигателя увеличить ровно в десять раз? Будет такой двигатель работать?”, то он не сможет дать мотивированного ответа, лишь попробует угадать.
Понимание предметов и явлений можно подразделить на два вида:
В первом случае понимающий сосредоточен в первую очередь на решении вопросов изучения того, что есть. Во втором случае понимающий сосредоточен на решении вопросов того, как можно что-то создать, изменить.
Существует несколько видов понимания:
– непосредственное понимание, то есть понимание с помощью нашего наглядного (врожденного) аппарата мышления; такое понимание осуществляется скоро, почти сразу, если оно только возможно; в противном случае оно, скорее всего, уже и не наступит;
– опосредованное (дискурсивное) понимание; для этого вида понимания нужны значительные усилия, необходим ряд умственных операций: сравнение, различение, анализ, синтез и другие.
Умозаключение
– Некоторые двоечники играют в баскетбол. Все люди, которые играют в баскетбол, имеют высокий рост.
– Значит, некоторые двоечники имеют высокий рост.
Хорошо изучены умозаключения в формальной логике, которая оперирует суждениями вида “Такое-то понятие входит, не входит, пересекается с другим понятием”. Однако нельзя утверждать, что все умозаключения можно рассматривать через призму формальной логики. Алгоритмы получения новых суждений могут быть весьма разными. В этих алгоритмах, при этом, могут учитываться потребности думающего человека.
– Известно, что у Вовы 12 яблок, а у Димы только 3.
– Отсюда можно сделать вывод, что у Вовы на 9 яблок больше.
– Отсюда можно сделать вывод, что у Вовы в 4 раза больше яблок.
– Отсюда можно сделать вывод, что у обоих мальчиков имеются яблоки.
И в случае усвоения понятий, и при понимании человек обретает новые знания об окружающем мире. Однако на усвоение понятий и на понимание большое значение оказывает личность человека. Один человек в понятие “мороженое” вкладывает одно, другой – другое. Один человек так понимает работу двигателя внутреннего сгорания, другой – совершенно иначе. Умозаключения как бы оторваны от личности думающего, они, таким образом, имеют стандартный, строгий характер. Если задать одну и ту же задачу: “Если каждый день съедать по три мороженого, то сколько мороженого будет съедено за неделю?”, то сто грамотных людей из ста человек даст ответ “21”. Потому что все они будут делать одно и то же умозаключение.
Образная форма мышления
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии.
Известны три формы мышления, которые в истории развития человечества и каждого человека в отдельности появляются в следующей последовательности: наглядно- действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.
Первая часть названия фиксирует ту форму, в которой представлены условия
ситуации (задачи): наглядно, словесно
– ситуация дана в своей материальности и конкретности;
– ситуация представлена на рисунке, схеме, чертеже;
– ситуация, описана в той или иной знаковой системе.
Вторая часть названия фиксирует то средство (способ), с помощью которого человек познает окружающий мир и решает возникшие перед ним проблемные ситуации: действенная, образная, логическая
– через практическое действие;
– с помощью образных представлений,
– на основе логических понятий;
Стремясь к достижению той или иной цели, человек непременно задумывается о том, как, каким способом, используя какие средства, он может ее достигнуть. Первоначально средством мышления выступало реальное практическое действие человека, с помощью которого он преобразовывал, изменял окружающий его мир и таким образом находил существенное – то, что позволяло ему “ухватить” адекватный способ выхода из создавшейся ситуации. Само действие стало первичным мыслительным процессом. Эта форма мышления (наглядно-действенная) свойственна людям на ранних этапах развития человечества, а также в раннем детском возрасте. Однако она сохраняется и при появлении более поздних форм. Использование реального действия возможно только при решении определенного класса задач, условия которых даны в плане непосредственного восприятия, то есть “здесь и теперь”. Это могут быть очень сложные, а главное крайне опасные для жизни задачи. В современном мире их приходится решать водителям всех видов транспорта, пешеходам, спортсменам, игрокам, и т.п.
Развитие трудовой деятельности – прежде всего ремесленного труда – потребовало иной формы мышления – наглядно-образной, в которой средством выступил образ. Это позволило человеку решать задачи своего существования качественно иным способом, более безопасным, а также создавать новое, чего в природе не существует. Как же появляется то, чего не было в естественной среде, природе? Оперирование образами позволяет человеку совершать умственное вращение, трансформацию и комбинирование. Вероятно, наш предок однажды обратил внимание на то, как скапливается вода в предметах, имеющих вогнутую форму (например, дупло дерева), и, придав эту форму глине, создал чашу, прообраз будущего сосуда. Краски природы поразили человека, и он стал окрашивать те предметы, которые были лишены приятных для глаз оттенков. В онтогенезе наглядно-образное мышление преобладает у дошкольников и младших школьников.
Наглядно-образное мышление тесно переплетается с наглядно-действенным и значительно расширяет его возможности. Обеим формам мышления доступны задачи, представленные в наглядном плане, чаще всего зрительного восприятия. А вот композитор решает задачи в плане слухового восприятия: услышав “музыку дождя”, он выделяет и вычленяет наиболее характерные звуки, затем переводит их в ноты и заставляет инструменты издавать звуки, которые у слушателей ассоциируются с дождем.
С развитием умственного труда человеку открылись новые возможности, в результате чего появилась словесно-логическая форма мышления, в которой средством выступила логика. Эта форма появляется на более поздних этапах исторического и онтогенетического развития человека. Словесно-логическому мышлению стали доступны задачи, условия которых даны в вербальном плане (язык формул, символов); точнее, человек стал переводить конкретные жизненные задачи в словесную форму и использовать более подходящее для этой формы средство – логику.
Выбор способов решения задач определяется, в первую очередь их адекватностью в той или иной ситуации. Однако многие задачи можно решать разными способами. В этом случае выбор будет зависеть от индивидуально-психологических особенностей человека. Известно, что для полноценной мыслительной работы одним
людям необходимо видеть (представлять) условия задачи, процесс ее решения, а другие предпочитают строгие логические рассуждения. Эти формы мышления не исключают, а дополняют друг друга. Правда, среди психологов существует и другая точка зрения, согласно которой образное и логическое мышление являются “антагонистами”. Во всяком случае, физиологи фиксируют разную степень участия правого (образного) и левого (словесного) полушарий при решении человеком той или иной задачи. Работая со зрительными образами, человек оперирует тем, что имеет перед глазами, то есть представлениями о действительности во всем ее многообразии и противоречии. В образном мышлении “схватывание” наглядной ситуации осуществляется одномоментно, нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждений, и выводы словесно не формулируются. Поэтому мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, решение наступает внезапно в виде своеобразной мысленной картины, как озарение.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических приемов, которые различаются степенью сложности, структурой и содержанием. Рассуждать логически в чем-то сложнее. В этом случае умственный, образ воплощается в речь, вербализуется. Слова имеют множество значений, а высказывание необходимо построить так, чтобы любой человек понял его однозначно.
До сих пор речь шла о формах мышления, исходя из характеристик представленности задачи (наглядно или словесно), и средств, с помощью которых она решается (действие, образ, логика). Причем различные виды логики дают нам и разные виды мышления. Все это относится к операционально-технической стороне мышления и отвечает на вопрос «как мыслю?», «как делаю?». Но качества мышления мы оцениваем не по этим категориям, а по качествам.
Есть в мышлении нечто большее, чем владение различными приемами, умениями и правилами. Это личностный аспект, различия в смысловой стороне мышления – «зачем мыслю?», «зачем делаю?».
Критическое мышление выявляет недостатки в суждениях других людей. Человек с преобладанием этого типа мышления видит только недостатки и не предлагает своих конструктивных идей. Он ищет недостатки и в своих идеях. Если у человека преобладает творческое мышление, и он стремится к разработке конструктивных идей, он не уделяет внимания их недостаткам, что также отрицательно сказывается на разработке оригинальных идей.
Формы и виды мышления
В психологической науке различают такие логические формы мышления как:
- 1. Понятия
- 2. Суждения
- 3. Умозаключения
- 1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
- · Общими и единичными
- · Конкретными и абстрактными
- · Эмпирическими и теоретическими
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими.
Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
- 2. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются” – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными способами:
- · Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается
- · Опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Суждения могут быть:
- · Истинными – это объективно верные суждения.
- · Ложными – это суждения не соответствующие объективной реальности.
- · Общими – в общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”.
- · Частными – в частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”.
- · Единичными – в единичных суждениях – только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
- 3. Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”. Различают умозаключение:
- · Индуктивное
- · Дедуктивное
- · Аналогия
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т. е. от общих фактов к единичному выводу.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
- 1. генезису развития
- 2. характеру решаемых задач
- 3. степени развернутости
- 4. степени новизны и оригинальности
- 5. средствам мышления
- 6. функциям мышления и т. д.
- 1. По генезису развития различают мышление:
- · Наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
- · Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
- · Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
- · Абстрактно-логическое – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.