Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы
- 2 Гипотеза исследования (или Положения, выносимые на защиту)
- 3 Научные гипотезы как непременное условие научного исследования
- 4 Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы
- 5 Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы
Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы
ГИПОТЕЗА (от греч. ὑπόθεσις – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.
В 70–80-х гг. 19 в. Ф.Энгельс на основе принципиально нового понимания гносеологического статуса законов и теорий как относительно истинных утверждений ограниченной общности обосновал роль научных гипотез не только в процессе накопления и систематизации эмпирического материала, но и на этапах уточнения, модификации и конкретизации экспериментальных законов и теорий. Рассматривая гипотезу как форму «развития естествознания, поскольку оно мыслит» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 555), Энгельс выдвинул положение о взаимосвязи гипотез с законами и теориями как формами относительно истинного знания.
Эвристическая роль метода гипотез в развитии научного знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы гипотез различной степени общности. Такие теории являются неполными, что открывает возможности для их расширения и конкретизации за счет дополнительных гипотез, прикладных моделей. Все это в конечном итоге обеспечивает достаточную широту и гибкость применения гипотез и других развитых форм теоретического знания для отражения сложных объектов и процессов объективной реальности.
1. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974;
2. Он же. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978;
3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978;
4. Меркулов И.П. Научная революция и метод гипотез. – «ВФ», 1979, № 8;
5. Он же. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980;
6. Он же. Метод гипотез в истории научного познания. М., 1984.
Гипотеза исследования (или Положения, выносимые на защиту)
Гипотеза – предположение оналичии, отсутствии или виде связей между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явлений и т.п. и логическое обоснование этого предположения. Гипотеза направлена на доказательство реального существования предполагаемой взаимосвязи (в том числе, причинно-следственного характера). Тем самым она способствует обнаружению новых фактов и связей.
В работах формирующего типа гипотеза формулируется, как правило, начиная со слова «Если»,за которым следует перечисление ряда действий, могущих привести к желаемому результату. Критерии желаемого результата также отражаются в гипотезе.
В работах опытно-поискового характера гипотеза строиться как предположение об актуальном уровне развития изучаемого феномена или процесса, его особенностях или тенденциях. Например, «Гипотеза исследования: наиболее выраженным типом связи студентов Института психологии и педагогики ТюмГУ, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», с образовательной средой вуза является интеллектуально-творческий тип».
В случае применения статистических методов обработки результатов исследования (корреляционный, дисперсионный анализ) гипотеза должна отражать характер предполагаемой связи. Например, «Гипотеза исследования: компоненты образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля оказывают значимое влияние на развитие креативных способностей студентов (мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты креативных способностей)».
В работах обзорно-теоретического характераформулировка гипотез нецелесообразна. В этом случае формулируются положения, выносимые на защиту. Например, «Положения, выносимые на защиту:
1. Арт-педагогические «технологии» представляют собой систему методов, средств искусства, процедуру их применения в профессиональном обучении будущих учителей.
2.Интеграция традиционных методов и средств обучения и средств искусства, учет психологических механизмов воздействия искусства на человека способствует развитию эмоционально-творческого отношения студента к педагогической деятельности.
2.Арт-педагогические «технологии» обладают потенциалом для формирования конкретных профессиональных компетенций».
При формулировке и проверке гипотез следует учитывать, что:
– гипотеза не должна быть самоочевидной (например, то, что повышение мотивации активизирует процесс самоопределения – понятно без всяких проверок и доказательств);
– гипотеза должна формулироваться позитивно («такие-то действия приведут к таким-то изменениям…»);
– гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью научных методов;
– понятия и суждения предположительного характера, которые фигурируют в гипотезе, должны быть достаточно четкими и конкретными;
– гипотеза не всегда подтверждается, а в некоторых случаях (использование нестандартизированных методик, самостоятельная модификация или разработка диагностического инструментария, несоблюдение правил диагностического обследования, проведения развивающей работы) работа по проверке гипотезы приводит к получению результата, вообще не свойственного изучаемому объекту в норме, возникшему в ходе его исследования – артефакту (от лат. artefactum – искусственно сделанное);
– когда в исследовании используются методы статистической обработки результатов диагностического обследования (корреляционный анализ диагностированных факторов, дисперсионный анализ и др.), необходимо выдвижение статистических гипотез: Н0 – показатели Х не имеют значимых связей с факторами Y и Z; Н1 – показатели Х значимо связаны с факторами Y и Z.
6. Задачи исследования– основные результаты основных действий, выражающиеся в основном содержании работы
Задачиконкретизируют цели исследования и подразделяют ее на определенные этапы. Этапы – это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Задачи, в отличие от этапов, – то, ради чего совершаются действия (то есть работа на каждом этапе исследования). Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 4-5-и задач. Формулировки задач, как правило, начинаются с глаголов (определить, раскрыть, обосновать, проанализировать, установить, разработать, апробировать, оценить результативность и т.п.).
Например, «Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий (если понятия относительно недавно получили широкое распространение в науке)…
2. Определить и обосновать теоретические ориентиры…
3. Выявить актуальный уровень….
4. разработать программу… (практические рекомендации)…»
7. Теоретико-методологическая база исследования– это концепции и теории, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все публикации, на которые ссылается автор, а только те (обычно их бывает от трех до пяти), которые определяют логику исследования, основные принципы, подходы, парадигму мышления. Грамотно описанная теоретико-методологическая база исследования позволит студенту определиться с собственной профессиональной позицией, расставить приоритеты.
Теоретико-методологические основы исследования формулируются примерно так: «Теоретико-методологической базой исследования являются. ». Например:
– теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский);
– теория деятельности А.Н. Леонтьева;
– концепция развивающего обучения В.В. Давыдова;
– концепция персонализации В.А. Петровского;
– теория установки Д.Н. Узнадзе.
Заявленные в данном пункте теории, подходы, концепции должны быть отражены в содержании теоретической главы.
8. Методы исследования – способы изучения предмета исследования.Традиционно методы исследования классифицируют на:
− методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, моделирование, классифицирование, формализация, идеализация и др.);
− методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);
− методы обработки полученных данных: качественные (интерпретация) и количественные (методы математической статистики).
Выбор методов исследования опирается на понимание специфики объекта и предмета исследования, а конкретные методики (техники, приемы) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования, и описываются во второй (эмпирической) главе.
9. Экспериментальная база исследования – это, как правило, образовательная организация, в условиях которой проводилась эмпирическая часть исследования.
10. Этапы исследования –это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Логическая структура социально-педагогических и психологических исследований (В.И. Загвязинский) включает три основных этапа:
Постановочный (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея, замысел – гипотеза – цели – задачи исследования).
Собственно-исследовательский (отбор методов – проверка гипотезы – предварительные выводы – апробирование – коррекция – заключительные выводы).
Оформительско-внедренческий(обсуждение выводов на конференциях, в печати, доклады, рекомендации, проекты, внедрение в практику).
11. Практическая значимость – этоконкретная польза, которую могут принести результаты исследования, помощь кому-либо в его практической деятельности. Как правило, практическая значимость заключается в наличии научно-обоснованной и апробированной системы методов и средств, программы, методики совершенствования образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения процесса развития личности учеников, воспитанников.
Если курсовая работа носит теоретический характер, практическая значимость может проявиться в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, педагогических советах школы любого учебного заведения, в использовании научных разработок в учебном процессе.
12. Апробация результатов исследования –опыт представления, защиты и использования основных идей и результатов исследования. Например:
– научные публикации по теме исследования (статьи, тезисы);
– выступления на научно-практических конференциях, методологических семинарах, профессиональных и научных конкурсах и пр.;
– выступления на методических мероприятиях;
– использование результатов исследования в практической работе.
Научные гипотезы как непременное условие научного исследования
Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.
Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений. Научное предположение, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности, называется гипотезой. Это не достоверное, а вероятное знание. Истинность или ложность такого знания нуждается в проверке. Процесс установления истинности гипотезы называется верификацией. Гипотеза, подтвержденная экспериментально, называется теорией
Гипотеза– положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Она выдвигается на основе определенного знания об изучаемом круге явлений и служит руководящей идеей, направляющей дальнейшие наблюдения и эксперименты. Гипотеза представляет собой одно из звеньев в развитии научного познания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Гипотеза — это научно обоснованное предположение. Д. И.Менделеев говорил, что гипотезы — это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.
Исследовательская гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.
Гипотезу необходимо конкретизировать так, чтобы она требовала экспериментального и теоретического доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими знаниями. «В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий, что такая-то мера применения средства окажется рациональной для современных типичных условий школы с точки зрения критериев результативности и расходов времени учителей и учащихся и пр.» (Бабанский Ю.К., 1982). Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения.
^ Гипотеза не может быть ни истинной, ни ложной, поскольку это не доказанное, а лишь вероятное, предположительное знание. О гипотезе можно сказать, что она неопределенна, находится между истиной и ложью. Доказанная гипотеза превращается в истину, опровергнутая – становится ложным предположением. В обоих случаях гипотеза прекращает свое существование.
^ Всякая гипотеза выдвигается в науке строго для решения конкретной проблемы, объяснения новых фактов, устранения противоречий между теорией и новыми экспериментальными данными. Способы
обоснования гипотезы условно можно разделить на теоретические и эмпирические.
Теоретические способы охватывают исследование гипотез на непротиворечивость, на эмпирическую проверяемость, на приложимость ко всему классу изучаемых явлений, на выводимость ее из более общих положений, на утверждение ее посредством той теории, в рамках которой она была выдвинута.
Критерии обоснованности научной гипотезы выделяют следующие:
Условие непротиворечивости есть один из критериев обоснованности гипотезы, который трактуется следующим образом. Гипотеза должна соответствовать тому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; гипотеза должна соответствовать также устоявшимся в науке законам, теориям.
Проверяемость есть второе необходимое условие обоснованности гипотезы. Это значит, что гипотеза в принципе должна допускать возможность опровержения и возможность подтверждения. В противном случае гипотеза не может указывать пути для дальнейших исследований. Гипотеза не имеет права опираться лишь на веру и убежденность в собственной правоте.
Следующим способом обоснования гипотезы является ее проверка на принципиальную приложимость к широкому классу исследуемых объектов. Гипотеза должна охватывать не только те явления, для объяснения которых она создана, но и возможно более широкий круг родственных им явлений. Это в большей или меньшей степени характерно для всех плодотворных научных гипотез.
^ Выведение гипотезы из некоторых более общих положений – в этом суть логического способа обоснования гипотез. Если выдвинутое предположение удается вывести из каких-то утвердившихся истин, это означает, что оно истинно. Поэтому при выдвижении гипотезы желательно исходить из определенных теоретических, концептуальных позиций, которые могли бы быть использованы в качестве теоретического обоснования.
^ Эмпирические способы обоснования гипотез включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых гипотезой, подтверждение в опыте следствий, вытекающих из нее. Эмпирические способы обоснования гипотез принято называть верификацией, или подтверждением. Прямая верификация – это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагает гипотеза. Универсальным способом проверки гипотез является выведение следствий из гипотезы и их опытная проверка. Однако это способ верификации лишь повышает вероятность гипотезы, не утверждая ее истинности.
^ При построении гипотезы необходимо учесть, что гипотеза может и не подтвердиться. В связи с этим необходимо формулировать многоаспектную гипотезу, охватывающую два, три и более аспекта исследуемых процессов, явлений. В этом случае можно подвести резюме, что получило подтверждение из высказанной гипотезы, а что было опровергнуто. При этом вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы все получило подтверждение на 100%. Достоверность и убедительность научного исследования заключается не в гладкой отчетности.
Виды гипотез. По логической структуре гипотезы могут иметь линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.
• Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.
• Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.
• Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта
В процессе исследования может быть принята рабочая гипотеза, то есть временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.
Общая гипотеза исследования в процессе работы может постоянно изменяться. Из нее регулярно вытекают более частные подгипотезы. Однако во введении излагается лишь общая гипотеза всего исследования, а более частные приводятся в тексте диссертации. Научная (или реальная) гипотеза создается при значительном материале, и может с некоторыми поправками превратиться в научную теорию.
Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы
Первое занятие с репетитором абсолютно
записаться на занятие
Выбери свой курс
подготовки к ЕГЭ / ОГЭ
Вебинар ЕГЭ по математике
(разбор 10-го задания)
Методический материал
Обществознание (Вариант )
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Особенности научного познания
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Независимость знания от качеств познающего субъекта
Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы
Объективность научного знания означает независимость от личности исследователя, от его индивидуальности. В отличие от этого оценка достоинств художественного произведения или значимости политического события во многом зависит от субъективных предпочтений и личных убеждений эксперта.
ул. Чернышевского, д. 17, офис 33, Казань, Республика Татарстан, 420000, Россия
-
+7 (951) 069-10-49 +7 (843) 259-64-97
Наш партнер
Институт экономики, управления и права
Запись на тестирование
Поиск по сайту
Личный кабинет
Вы живете в Казани?
Adblock Detected
Вы используете расширение AdBlock или подобное. Вы можете добавить этот сайт в белый список, и тем самым внесете свой вклад в его развитие.
Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы
Первое занятие с репетитором абсолютно
записаться на занятие
Выбери свой курс
подготовки к ЕГЭ / ОГЭ
Вебинар ЕГЭ по математике
(разбор 10-го задания)
Методический материал
Обществознание (Вариант )
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Особенности научного познания
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов
Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы
Один из путей утверждения гипотез есть внутренняя перестройка теории, в рамках которой она выдвинута. Эта перестройка может заключаться в уточнении основополагающих принципов теории, в результате чего вводятся новые правила, нормы.
Эмпирические способы обоснования гипотез включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых гипотезой, подтверждение в опыте следствий, вытекающих из нее. Эмпирические способы обоснования гипотез принято называть верификацией, или подтверждением. Прямая верификация – это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагает гипотеза. Универсальным способом проверки гипотез является выведение следствий из гипотезы и их опытная проверка. Однако это способ верификации лишь повышает вероятность гипотезы, не утверждая ее истинности.
При построении гипотезы необходимо учесть, что гипотеза может и не подтвердиться. В связи с этим необходимо формулировать многоаспектную гипотезу, охватывающую два, три и более аспекта исследуемых процессов, явлений. В этом случае можно подвести резюме, что получило подтверждение из высказанной гипотезы, а что было опровергнуто. При этом вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы все получило подтверждение на 100%. Достоверность и убедительность научного исследования заключается не в гладкой отчетности.
Виды гипотез. По логической структуре гипотезы могут иметь линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
Существуют описательные и объяснительные гипотезы. В первых связь между причиной и следствием лишь констатируется. Сущность педагогических условий и факторов, послуживших причиной наступившего следствия, не раскрывается. Такие гипотезы не имеют прогностической функции. В объяснительных гипотеза раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых вызывается следствие. Они обладают прогностической функцией.
В процессе исследования может быть принята рабочая гипотеза, то есть временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.
Не во всех исследованиях должна быть в обязательном порядке гипотеза. Например, в области истории педагогики, гипотеза, как правило, отсутствует.
Часто случается, что в проведенном исследовании гипотеза присутствует в скрытом виде, но автор постеснялся ее определить, считая свое предположение незначительным.
Общая гипотеза исследования в процессе работы может постоянно изменяться. Из нее регулярно вытекают более частные подгипотезы. Однако во введении излагается лишь общая гипотеза всего исследования, а более частные приводятся в тексте диссертации. Научная (или реальная) гипотеза создается при значительном материале, и может с некоторыми поправками превратиться в научную теорию.
Одной из основных причин слабых гипотез в педагогическом исследовании является недостаточная научная, общепедагогическая и методологическая подготовка, что чаще всего связано с нерасчленением практической задачи и научной проблемы.
Задачи
Цель и гипотеза определяют задачи научного исследования. Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности; задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Обычно выдвигают не более трех или четырех задач, относя более частные задачи в качестве подзадач к одной из основных. Единого стандарта в формулировке задач не может быть, но все же чаще всего первая из выдвигаемых задач связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, например, анализ (исторический, сравнительный, статистический, системный, комплексный, критический, методологический, факторный), вскрытие, выявление, знакомство, исследование, изучение, описание. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей: выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, совершенствование, создание, сравнение. Третья задача направлена на создание, разработку конкретных методик педагогического действия, выработку практических рекомендаций: проверка, внедрение, применение, использование.
Задачи могут формулироваться как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Например, во-первых, выявить особенности, во-вторых, разработать, в-третьих, проверить что-либо в каких-то конкретных условиях. Или примерно так: провести научный анализ состояния теории и практики, разработать педагогическую технологию реализации, экспериментально проверить эффективность. В таком случае просматривается поэтапное решение задач, когда каждая последующая задача может быть решена лишь на основании предыдущей.
Задачи могут быть сформулированы как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные в конкретных условиях, налагаемых сформулированной гипотезой исследования.
В научном исследовании важную роль играют три вида познавательных задач: эмпирические, теоретические и методологические.
Эмпирические познавательные задачи заключаются в выявлении, изучении и описании фактов об изучаемых объектах. Для решения эмпирических познавательных задач разрабатываются особые методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Эмпирические методы познания используются для изучения уже выявленных и включенных в научные исследования объектов или для выявления и фиксации предполагаемых объектов.
Теоретические познавательные задачи всегда направлены на реальные объекты, ибо не может быть «беспредметного» исследования. В формулировании и решении теоретических познавательных задач ученый исходит из детерминистической концепции, что расшифровывается, как требование поиска зависимости одних конкретных явлений, процессов, свойств или характеристик от других конкретных явлений, процессов, свойств, характеристик. В любом теоретическом изучении исследователи обязательно исходят из наличных знаний (имеющихся научных проблем, законов, теорий, гипотез и описания фактов).
Методологические познавательные задачи направлены на изучение логической структуры научных теорий, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов). Здесь рассматривается вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования и проверки научных гипотез, анализируются логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация.
Методы
Методы исследования. Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей); наблюдение; опрос (беседы, интервью, анкетирование); метод экспертных оценок; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Наименование: | Гипотеза (образовано от греческого слова: ὑπόθεσις — основа, предположение). |
Определение: | Гипотеза — это форма вероятностного знания, истинностное значение которого неопределённо. |
Дискурс: | Методология Наука |
Субдискурс: | Методология науки Методы научного познания |
Связанные концепты: | Теория Метод гипотетико-дедуктивный Гипотеза ad нос |
Текст: | Авторы: И. П. Меркулов. В. Л. Абушенко. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 23.04.2019. |