Культура общения детей

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "культура общения детей" с детальным описанием.

Культура общения детей

Что такое культура общения детей в понимании взрослых? Ответы на этот вопрос родителей – разные. Кто-то говорит, что это «хорошее, вежливое поведение», кто-то добавляет «не только со взрослыми, но и с другими детьми». Кому-то кажется, что культурным можно считать ребенка, «который цивилизованно выражает свои желания и мысли», а кому-то – «того, кто прилично ведет себя в общественных местах, никому не грубит и соблюдает установленные правила»…

Мнений множество, но все можно объединить на основе главного: культура общения детей – это построение взаимодействия между ними на основе ценностей, норм и традиций, разделяемых обществом. То есть влияние на стиль общения ребенка со сверстниками влияют национальные традиции, поведение родителей, ближайшего окружения.

Культура общения детей дошкольного возраста

Основы поведения, в том числе общения, закладываются в дошкольном возрасте. Вот примерные навыки, которые закладываются у малышей до их поступления в школу.

Возраст ребенка Навыки культуры общения детей
3 года · здороваются с другими людьми и прощаются

· используют слова для выражения просьбы, благодарности (пожалуйста, спасибо)

· называют воспитателей в детсаду по имени-отчеству

· проявляют сочувствие к сверстникам

· помогают в ответ на просьбу

4 года · благодарят других за внимание и помощь, просят прощения

· словами излагают свои просьбы

· сохраняют внимание, обращаясь к сверстнику и ведя с ним беседу

· не мешают окружающим, не разговаривают громко и не жестикулируют

6 лет · в разговоре выдерживают спокойную, вежливую интонацию

· выполняют поручения взрослых, заботятся о них

· ведут себя сдержанно

· могут напомнить сверстникам о правилах поведения, если те их нарушают

· спокойно реагируют на критику, не пререкаются

7 лет · закрепляют полученные ранее навыки культуры общения, применяя их в различных ситуациях

Таким образом, культура общения детей дошкольного возраста может проявляться в ситуациях встречи и прощания, благодарности, извинения, в поведении ребенка в общественных местах, дома и в гостях, при знакомстве с новыми людьми, при восприятии критики в свой адрес.

Воспитание культуры общения детей

Для того чтобы ребенок рос воспитанным и хорошо чувствовал себя в приличном обществе, нужно прививать ему навыки культурного общения с раннего возраста.

Основой успеха является здоровая, спокойная обстановка дома, когда близкие люди с искренним уважением относятся друг к другу. Невозможно сформировать правильные представления о культуре общения, если ребенок слышит оскорбления в свой адрес и видит, как родители резки и несдержанны друг с другом.

Важная роль в воспитании культуры общения детей принадлежит детским садам и школам. Воспитатели и учителя – те люди, которые являются авторитетом для ребенка, носителями культуры, на них он смотрит и стремится им подражать. Недопустима грубость, уничижительное обращение с ребенком, попытка любым способом сломить его волю.

В дошкольных образовательных заведениях и школах планируются мероприятия на тему культура общения детей. Как правило, они проводятся не в виде скучных лекций, а в форме викторин, сценок, просмотра фильмов, демонстрирующих правильные модели поведения.

Закрепление полученного материала происходит в повседневной деятельности детей. Важно, чтобы взрослые правильно делали детям замечания: не стоит кричать, привлекать внимание других ребят к «нарушителю общественного спокойствия». Замечания высказываются ребенку наедине, корректно, спокойно.

В свободное время с детьми нужно чаще бывать в музеях, на концертах, в театрах. Чем шире будет их кругозор, разнообразнее интересы, тем больше шансов у них вырасти культурными людьми.

Культура общения ребенка

Вернуться назад на Культура общения

Что такое культура общения детей в понимании взрослых? Ответы на этот вопрос родителей – разные. Кто-то говорит, что это «хорошее, вежливое поведение», кто-то добавляет «не только со взрослыми, но и с другими детьми». Кому-то кажется, что культурным можно считать ребенка, «который цивилизованно выражает свои желания и мысли», а кому-то – «того, кто прилично ведет себя в общественных местах, никому не грубит и соблюдает установленные правила».

Мнений множество, но все можно объединить на основе главного: культура общения детей – это построение взаимодействия между ними на основе ценностей, норм и традиций, разделяемых обществом. То есть влияние на стиль общения ребенка со сверстниками влияют национальные традиции, поведение родителей, ближайшего окружения.

Основы поведения, в том числе общения, закладываются в дошкольном возрасте.

Вот примерные навыки, которые закладываются у малышей до их поступления в школу:

Навыки культуры общения детей

· здороваются с другими людьми и прощаются

· используют слова для выражения просьбы, благодарности (пожалуйста, спасибо)

· называют воспитателей в детсаду по имени-отчеству

· проявляют сочувствие к сверстникам

· помогают в ответ на просьбу

· благодарят других за внимание и помощь, просят прощения

· словами излагают свои просьбы

· сохраняют внимание, обращаясь к сверстнику и ведя с ним беседу

· не мешают окружающим, не разговаривают громко и не жестикулируют

· в разговоре выдерживают спокойную, вежливую интонацию

· выполняют поручения взрослых, заботятся о них

· ведут себя сдержанно

· могут напомнить сверстникам о правилах поведения, если те их нарушают

· спокойно реагируют на критику, не пререкаются

· закрепляют полученные ранее навыки культуры общения, применяя их в различных ситуациях

Таким образом, культура общения детей дошкольного возраста может проявляться в ситуациях встречи и прощания, благодарности, извинения, в поведении ребенка в общественных местах, дома и в гостях, при знакомстве с новыми людьми, при восприятии критики в свой адрес.

Для того чтобы ребенок рос воспитанным и хорошо чувствовал себя в приличном обществе, нужно прививать ему навыки культурного общения с раннего возраста.

Основой успеха является здоровая, спокойная обстановка дома, когда близкие люди с искренним уважением относятся друг к другу. Невозможно сформировать правильные представления о культуре общения, если ребенок слышит оскорбления в свой адрес и видит, как родители резки и несдержанны друг с другом.

Важная роль в воспитании культуры общения детей принадлежит детским садам и школам. Воспитатели и учителя – те люди, которые являются авторитетом для ребенка, носителями культуры, на них он смотрит и стремится им подражать. Недопустима грубость, уничижительное обращение с ребенком, попытка любым способом сломить его волю.

В дошкольных образовательных заведениях и школах планируются мероприятия на тему культура общения детей. Как правило, они проводятся не в виде скучных лекций, а в форме викторин, сценок, просмотра фильмов, демонстрирующих правильные модели поведения.

Закрепление полученного материала происходит в повседневной деятельности детей. Важно, чтобы взрослые правильно делали детям замечания: не стоит кричать, привлекать внимание других ребят к «нарушителю общественного спокойствия». Замечания высказываются ребенку наедине, корректно, спокойно.

Еще статьи:  Фигль мигль долой стыд

В свободное время с детьми нужно чаще бывать в музеях, на концертах, в театрах. Чем шире будет их кругозор, разнообразнее интересы, тем больше шансов у них вырасти культурными людьми.

Вербальное общение
Деловое общение
Межличностное общение
Невербальное общение
Психология общения

Воспитание культуры общения

Вернуться назад на Культура общения

Понятие культуры поведения дошкольников можно определить как совокупность полезных форм поведения в быту, общении и в разных видах деятельности. Но взрослым важно дать понять детям, что соблюдение определенных правил поведения не должны зависеть от их чувств, отношений. Ведь отношения к детям и взрослым у каждого свои, причём, как положительные, так и нежелательно отрицательные.

В статье «Бытовая культура» говорилось о формировании бытовой культуры поведения дошкольников, а в статье «Внешний вид дошкольника» — о культуре внешности. Сегодня хотелось бы поговорить о культуре общения, принципы которой формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Основой истинной культуры общения дошкольников в семье является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей доверия, открытости, доброты, дружелюбия – непременное условие в воспитании культуры общения у детей.

Для того, чтобы решить данную задачу, взрослым в первую очередь необходимо проанализировать свое отношение к соседям, сослуживцам, родным и близким, а так же к детям.

Всем известна такая курьёзная ситуация: заходит бабушка к детям, а внук спрашивает: «Бабушка, тебя кто принёс?» Бабушка: «Да я сама пришла, а что?» Внук: «Папа сказал – вон бабушку черти несут». Здесь чётко прослеживается цепочка – контакт взрослых между собой и с детьми, эмоциональная реакция ребёнка на слова взрослого и характер отношений взрослых.

В шутку сказал папа о бабушке или нет — ребёнку трудно понять. А внешность, манеры, стиль поведения может отложить отпечаток на всё последующее общение. Хорошие манеры испокон веков ценятся и почитаются в народе, так как за ними стоит глубокая духовность.

Воспитание культуры общения ребёнка дошкольного возраста, доброе отношение к людям проявляется в понятных для всех формах:

1. Вежливость, которая ярко проявляется в форме приветствия, обращения друг к другу, проявление благодарности, извинений, оказания некоторых услуг.

2. Приличия. Ими диктуется правила поведения в общественных местах, общение мужчин и женщин, отношения младших к взрослым и прочее. В данном случае очень важно раскрыть для детей смысл культуры общения детей и взрослых, приличий, убедить их, что соблюдение приличий есть не что иное, как проявление уважения к людям, их традициям и обычаям. Уместно познакомить детей с подобными выражениями древности: «Люби людей, чтобы люди тебя любили; уважай другого, чтобы тебя уважали; делай другому то, что ты желал бы, чтобы он сделал для тебя…» и т.п.

Разные жизненные ситуации связаны с определёнными нормами приличного и неприличного, то есть, можно сказать, ситуативное поведение, с которым детей необходимо знакомить. Пусть в процессе воспитания культуры общения дошкольников, ваши дети узнают, как вести себя в транспорте, среди родных и близких, а так же среди незнакомых людей. Пусть умеют поздравить близких и друзей с днем рождения, праздником, одарить подарками, выразить сочувствие, сожаление, соболезнование.

Ситуация: едут в трамвае мама с дочкой, заходит оживлённая женщина в возрасте 45-50 лет, мама встаёт с места и уступает его вошедшей женщине, та отказывается. Мама девочки говорит: «Садитесь, я всегда место пожилым уступаю», оживление в лице женщины гаснет, глаза отведены в сторону. Мама понимает, что сказала не то, она смутилась. Видимо, показывая дочке урок вежливости, мама не учла, что ещё существует чувство такта. И вот результат.

Культура общения не исчерпывается только вежливостью. Есть ещё и тактичность – непременный атрибут вежливости. Тактичность – самая привлекательная и симпатичная черта человеческих отношений. Именно тактичность помогает человеку понять настроение и чувства окружающих, даёт возможность представить, какие чувства испытывает человек, оказавшийся в тех или иных обстоятельствах.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Воспитание культуры речи входит в формирование культуры общения. Пример, идут из детского сада мама с сыном. Мальчик увлечённо рассказывает о спасении котенка от собаки старшими детьми на улице. Рассказывая, торопится, проглатывает окончания, жаль прерывать энтузиазм ребёнка, но всё-таки следует прервать малыша и попросить рассказать всё заново, не торопясь, чётко произносить все слова. А вот девочки-школьницы в рейсовом автобусе сидят и очень громко разговаривают, смеются.

Вскоре все пассажиры устают от их голосов. А, между прочим, взрослые члены семьи могли бы помочь им отрегулировать силу голоса специальными упражнениями или с помощью дидактических игр типа «телефон», «потихоньку скажи, о чём ты думаешь», «скажи на ушко… (здесь вариантов очень много – где спрятано, что увидел и т.п.).

Очень часто дети используют в речи жаргонные слова типа: «ехай», « хочут», «порватый», выражения типа: «ну, ты, не возникай, схлопочешь» и т.д. Часто взрослые не обращают на это внимания, а зря, так как употребление данных слов в дальнейшем может войти в привычку, и дети будут употреблять эти выражения, став гораздо старше, а затем найдутся и другие выражения, далеко не украшающие человеческую речь.

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста полностью зависит от общения детей в семье, как с взрослыми, так и с братьями и сестрами.

Следует в семье научить детей:

– вести беседу, отвечая на вопросы чётко, внятно, приветливо;

– задавать вопросы, имеющие отношение к теме;

– высказывать своё мнение только тогда, когда его об этом попросят, внимательно и вежливо слушать собеседника.

Учить понимать шутки и уместно их применять в разговоре, так как развитое чувство юмора облегчает общение и украшает его, а так же требует упражнения и тренировки для умственного, нравственного развития детей.

Вербальное общение
Деловое общение
Межличностное общение
Невербальное общение
Психология общения

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Еще статьи:  Интеллект по местам

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность – эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность – В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Функции морали в системе гос-ой службы

Почти все обычные функции морали переходят в функции госслужбы,но немного изменяются.(всего обычных фукций 5)

1)Ценностно-ориентационная: в госслужбе проявляется в созидание идеала госслужащего и системы нравст. ценностей госслужащего-долг,совесть,справедливость,правда,милосердие,добро,профессионализм, (взамен формализму,бюрократизму), патриотизм, жертвенность, благородство, преданность ответственность компетентность-как качества чиновника.

2)нормативно-ругулятивная: в госслужбе проявляется в том,что мораль приводит поступки чиновника в соответствии с нравст.идеалом и системой нравств.ценнностей.

3)познавательно-оценочная: в госслужбе проявляется в том,что система моральных ценностей помогает служащему оценить возникающие нравст. проблемы,явления,возникающие на службе и принять правильное решение с точки зрения морали,оценить их как нрав-е,безнрав-е или нравственно-нейт-е.

Особенности профессиональной этики государственного служащего. Профессионально-значимые нравственные качества личности сотрудника таможенных органов.

Честность,порядочность.

Категория чести-положительная социально-нравственная оценка чел-ка или учреждения,связанное с оценкой таких качеств человека,как:верность,правдивость,справедливость,благородство,достоинство.

Проф-ая честь-это принание общест.мнением и осознание самими сотрудниками там.органов высокой соц ценности(нужности,значимости) самоотверженного выполнения своего долга.Звание «человек чести»можно заслужить безупречным исполнением служебного долга.

Чувство долга

Долг-общ-ая необходимость,выраженная в нравственных требованиях к личности.

3)преданность,верность.(своему Отечеству,конституции)

Патриотизм

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность – эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность – В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Что значит «культура общения»?

Что подразумевают под «общением»?

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения. Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Еще статьи:  Как понять что чувствует мужчина

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Культура общения детей

Шачнева Анна Александровна
МБДОУ №112 г. Кемерово
воспитатель

Статья «Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. “Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца”.

Еще статьи:  Как вернуть девушку приворотом

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность – Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Общительность – В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Содержание понятия, «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками

3 Содержание понятия, «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное (по М.И.Лисиной). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Игра – педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры – это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.

Еще статьи:  Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) – моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.

Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.

Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

4 Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 1,5-3 лет.

Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастная активность детей, решается задача формирования у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании), в играх и на занятиях. Самостоятельность – важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность. Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть «кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.

Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. – предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.

По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф. Спасибо. Теперь давай я тебе завяжу!»

Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:

— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.

Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребенка.

У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям). Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять работу.

Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.

Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.

Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям предоставляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.

Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

1.Буре Г.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1979.

2. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. С.В. Петерина.- М.: Просвещение, 1986.

3. Нравственное воспитание в д/с /под ред. В.Г .Нечаевой и Т.А. Марковой. – М., 84. 2.Буре Г.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. -М., 1979.

4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here