Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "кризис трех лет психология" с детальным описанием.
Содержание
Кризис трех лет психология
Кризис трех лет
К трем годам у ребенка возникает желание действовать самостоятельно вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых. Это приводит к «кризису социальных отношений» [Выготский, 2003], симптомы которого, известные как «семизвездие кризиса трех лет» [Там же, с. 170], впервые были описаны Э. Келер.
• Упрямство , которое состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении, причем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, потому, что он этого потребовал и хочет, чтобы с его мнением считались. Л. С. Выготский выделяет два момента, которые отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый относится к мотиву : если ребенок настаивает на том, что ему в данный момент хочется (например, достать какой-нибудь предмет), то это не упрямство; мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением (например, ребенка зовут с прогулки домой, он отказывается; но его убеждают, приводя различные доводы; однако он все равно не идет домой, потому что он уже отказался). Второй момент относится к новому отношению к собственной личности: он делает/не делает чего-то только потому, что он так сказал .
• Строптивость безлична и направлена не против конкретного взрослого, а на всю ситуацию воспитания, против всей сложившейся системы отношений, против принятых в доме порядков и норм, против сложившегося образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше, ему ничего не нравится, он всем недоволен. Вместо ласкового, послушного, мягкого ребенка он становится строптивым существом, сопротивляясь всему, что с ним делают. От обычной недостаточной податливости строптивость отличается тенденциозностью: «ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее “да ну!” тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше» [Выготский, 2003, с. 173].
• Своеволие заключается в тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание и стремление действовать самостоятельно часто неадекватны возможностям ребенка, поэтому родители сопротивляются реакции «Я сам», что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Следующие три симптома, по словам Л. С. Выготского, носят второстепенный характер.
• Протест-бунт проявляется в регулярных конфликтах, частых ссорах с родителями, дети как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. Поведение ребенка начинает носить протестный характер.
• Обесценивание взрослых выражается в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям: «ты плохой», «я с тобой дружить не буду», «дура » и проч. Из диалога отца с 3-летним сыном – папа: «Коля, ты мальчик хороший, умный»; сын в ответ: «Папа, ты тоже хороший, но глупый». В лексиконе ребенка появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к людям или вещам (например, игрушкам), которые сами по себе никакой неприятности ребенку не приносят.
• Деспотизм выражается в том, что ребенок изыскивает множество способов, чтобы проявить власть по отношению к близким. Ребенок, например, жестко диктует, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Деспотизм нередко проявляется в семье с единственным ребенком. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье с точки зрения маленького деспота.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе : ребенок психологически отделяется от близких взрослых, меняется социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, у него появляется желание проявить свое «Я», которое он может реализовать, только противопоставляя себя взрослому человеку. Д. Б. Эльконин [1989] определяет, что основным новообразованием раннего возраста, оформляющимся в три года, является личное действие и сознание «Я сам » . В раннем возрасте ребенок строит свое действие по образцу действия взрослого, его действие вплетено в ситуацию совместной деятельности со взрослым, но к трем годам ребенок открывает свое действие как личное , возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, желаниям взрослых и даже вопреки собственной пользе. Л. И. Божович [2008] связывает новообразование кризиса трех лет с появлением « системы Я », в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного «Я».
К. Н. Поливанова [2000] выделяет следующие характеристики кризиса трех лет :
• в речи появляются символы, пока еще бессмысленные: «Я», «хочу – не хочу» и др.;
• обнаружение собственного «Я» происходит в противопоставлении; ребенок сам строит ситуации, в которых «Я» обнаруживается (независимо от поведения взрослого и его уступок протестное поведение ребенка продолжается);
• в этом «продолжении» и обнаруживается собственное «Я», значение «хочу», т. е. бессмысленный символ превращается в осмысленный, значащий; происходит субъективация появившихся к концу раннего детства новообразований;
• постижение смысла «Я» или «Я хочу» происходит при варьировании различных ситуаций действования.
Специфической чертой кризиса трех лет в отличие от кризиса одного года является активный характер поведения ребенка трех лет [Поливанова, 2000]. Годовалый ребенок исходно не протестует, не сопротивляется взрослому (протест возникает в ответ на запрет взрослого, уступка со стороны взрослого приводит к угасанию аффекта). У трехлетнего протест составляет исходную точку негативизма, он сопротивляется независимо от того, как ведет себя взрослый (уступка ему не снимает аффективного отношения к ситуации, но приводит лишь к смене предмета недовольства). Кроме того, у трехлетнего ситуация негативизма возникает в словесно оформленном виде: «не хочу», «я сам». Ребенок как бы ищет содержание этим словам.
Таким образом, появившиеся в кризисе трех лет новообразования приводят к перестройке отношений со взрослыми: «у ребенка появляется новое видение мира и себя в нем» [Смирнова, 2009б, с. 196]. Поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет (сознание «Я сам») выступает, согласно исследованиям Т. В. Гуськовой, комплекс поведения, названный « гордость за достижение », к нему относится: 1) стремление к достижению результата своей деятельности; 2) стремление продемонстрировать свои успехи взрослому; 3) обостренное чувство собственного достоинства, выражающееся в преувеличении собственных успехов и достоинств, в обесценивании своих неудач, в повышенной обидчивости и чувствительности к непризнанию своих успехов [Там же]. Этот комплекс охватывает и изменяет три главные сферы отношений ребенка к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начинает видеть себя через призму достижений, признанных и оцененных другими людьми. Изменение прежней социальной ситуации развития означает переход в новый стабильный возрастной период – дошкольный возраст .
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?
Что нужно знать о кризисе трех лет?
В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»
- Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
7 основных признаков кризиса
Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».
2. Упрямство
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».
Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.
3. Деспотизм
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.
4. Симптом обесценивания
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.
5. Строптивость
Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.
Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.
6. Бунт
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».
7. Своеволие
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.
Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.
Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям
Что делать родителям?
В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.
Как справиться с капризами и истериками?
В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?
- Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
- Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
- Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.
Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:
- оставаться спокойными, не показывая раздражение;
- предоставить ребенку внимание и заботу;
- предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
- узнать причину подобного поведения;
- отложить разговор до окончания скандала.
Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.
Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.
Кризис трех лет психология
Популярные Фобии
- Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
- Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
- Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
Консультации
- Ведмеш Н.А к записи Как влюбить в себя мужчину
- Ольга Максимова к записи Как влюбить в себя мужчину
- Ведмеш Н.А к записи Тремор
- Марина к записи Тремор
- Андрей к записи Занудство
Пройдите наш опрос
Кризис 3 лет
Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет. Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути. После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.
Причины кризиса 3 лет у детей
К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.
Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.
Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».
Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.
Симптомы кризиса 3 лет
В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).
В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.
Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти. Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения. Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.
Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.
Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер. Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению. Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».
Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого. И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.
Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.
Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.
Кризис 3 лет истерики в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.
Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.
Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.
Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.
Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.
Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.
Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье ревность является деспотическим проявлением.
Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.
Кризис 3 лет — рекомендации родителям
Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними. Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени. Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.
Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста. Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя. Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.
Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.
В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.
Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.
Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.
Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.
Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.
Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты. И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется. Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.
В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.
Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.
Кризис 3 лет – естественный этап перестройки психики ребенка
Вашему малышу около трех лет и его как будто подменили. Он изменился: стал более капризным, все время спорит, упрямится, отказывается от помощи, стремится сделать все наперекор взрослому. Он часто сердится и кричит «Я сам! Я сам!». Что с ним происходит?Не пугайтесь, вероятно, это кризис 3-летнего возраста. Понимание происходящего поможет Вам быть более терпеливым к ребенку в этот период.
Что такое кризис трех лет?
Кризис трех лет – это один из самых ярких по проявлениям кризис детства, который нередко застает родителей врасплох. Еще не давно послушный милый ребенок превращается в бунтаря, становится неуправляем, капризным, упрямым, строгим и даже деспотичным по отношению ко взрослым, братьям и сестрам. Что или кто «испортил» ребенка? Давайте разберемся в сути этого трехлетнего кризиса.
Границы кризиса трех лет индивидуальны и условны, чаще он начинается в 2,5 года и заканчивается в 3,5 года. Однако у одних детей этот период проходит почти незаметно, и поведение ребенка почти никак не меняется, у других же он проявляется очень ярко. Необходимо понимать, что проявление кризиса трех лет является положительным и важным изменением личности ребенка. Можно сказать, что от того как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее.
Как проявляется кризис трех лет?
Выделают семь характеристик поведения ребенка в кризис трех, так называемое «семицветие» трехлетнего возраста:
Кризис трех лет – это время перемен, когда ребенок начинает понимать, что он подрос, стремится к самостоятельности, ему хочется самому принимать важные для него решения, делать все по-своему. Он чувствует себя большим и требует уважения к себе и к своим желаниям. А мы родители, по-прежнему командуем и говорим, что и как нужно делать. Естественно у ребенка возникает бунт. Причем ребенок борется не только со взрослыми, но и с самим собой. Он не понимает того, что с ним происходит, он не в состоянии управлять своими эмоциями. Поверьте, ему в это время может быть также тяжело, как и Вам. Но в таких «муках» происходит становление личности ребенка. Это очень важное время.
Как вести себя родителям в столь непростой период?
- Необходимо менять свою стратегию поведения в общении с ребенком. Пора признать, что малыш вырос. Дайте ему больше самостоятельности, поощряйте инициативу. Не надо делать за него то, с чем он может справиться сам. Пускай помогает по хозяйству дома: моет пол, посуду, накрывает на стол, стирает.
- Предлагайте ребенок выбор, это одновременно укрепит проявление его самостоятельности и в то же время задаст определенные рамки. Например, ребенок хочет сам выбрать одежду для прогулки. Дайте ему на выбор несколько вариантов («Пойдешь в синих штанишках или в красных?»), это создаст иллюзию самостоятельного решения, но также и задаст определенные границы (чтобы ребенок вдруг не пошел гулять зимой в шортах).
- Не заставляйте, а просите ребенка о помощи. «Переведи меня, пожалуйста, через дорогу за ручку». И вот уже ребенок держит и ведет Вас за руку.
- Случается, что на Ваши требования и просьбы ребенок говорит категоричное «Нет!», кричит, падает на пол и стучит ногами. Сохраняйте спокойствие. Криками не поможешь, это может только усугубить дело, а если пойти у малыша на поводу, то истерика станет средством достижения своих целей. Когда малыш успокоится, поделитесь с ним своими чувствами: «Мне очень жаль, что ты не сдержался…». Так ребенок будет учиться выражать свои эмоции словами. Помните, что в любом случае поведение взрослого является для ребенка примером. Если Вы будете агрессивны по отношению к нему, то он будет вести себя также.
- Бывает, что ребенок постоянно повторяет какое-либо нежелательное действие назло родителям. Например, нажимает на кнопки стиральной машины (кухонной плиты), смеется и ждет реакции родителей. В таких случаях есть маленькая хитрость. Назначьте ребенка ответственным за включение стиральной машины (кухонной плиты), он вряд ли откажется, ведь это действие ему нравится. И каждый раз, когда нужно постирать одежду (или приготовить еду) зовите озорника, даже если в это время он играет, занимается своими делами. Желание нажимать ненужные кнопочки, скорее всего, быстро пропадет. Главное быть спокойным и не переходить на крики.
Возраст трех лет – это переломный момент, рубеж, который необходимо преодолеть ребенку, чтобы стать дошкольником. В этом возрасте ребенок часто становится капризным, конфликтным и трудным. Кризис трех лет – естественный этап перестройки психической жизни взрослеющего малыша. У ребенка формируется представление о себе, чувство собственного достоинства, он стремится к большей самостоятельности и независимости, чувствителен к оценкам его результатов окружающими. Взрослому важно изменить стереотипы взаимодействия с ребенком.
Коваленко Дарья,
детский психолог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»
Кризис трех лет: семизвездие симптомов
Ребенок в период с 1 до 3 лет учится очень многому – ходить, разговаривать, активно познавать окружающий мир. Мы, взрослые, ему в этом помогаем. Но с 2,5 – 3 лет с ребенком начинают происходить изменения – из ласкового и покладистого он превращается в строптивое и деспотичное существо. То есть, наступает «кризис 3-х летнего возраста». Давайте постараемся понять, что происходит в этот период с нашим ребенком, опираясь на книгу известного психолога Л.С. Выготского «Вопросы детской психологии».
Лев Семенович Выготский в своей книге указывает на семизвездие основных симптомов кризиса 3 лет:
1. негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите. Например, авторитарный взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное». Здесь проявляется социальная тенденция – негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию.
2. упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе.
3. строптивость – выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь – тенденция направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет.
4. своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
5. протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
6. деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
7. обесценивание – ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).
Таким образом, кризис 3-х лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис (внутреннее изменение личности ребенка) происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. А нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3-х летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.
Кризис ребенка 3-х лет
Наконец-то вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает. Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам.
И вдруг. вдруг. С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
– Мариночка, принеси, пожалуйста, книгу, – ласково просит мама.
– Не плинесу, – твердо отвечает Маринка.
– Дай, внученька, я тебе помогу, – как всегда, предлагает бабушка.
– Нет, я сама, – упрямо возражает внучка.
– Пойдем погуляем.
– Не пойду.
– Иди обедать.
– Не хочу.
– Послушаем сказку.
– Не буду.
И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно. Как будто в доме уже не малыш, а «нерво-трепало» какое-то. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости. Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то вообще перестает говорить. Вдруг отказывается от горшка. словно робот, запрограммировано, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду». «Когда кончатся наконец это сюрпризы? – переспрашивают родители. – Что делать с ним? Неуправляем, эгоистичен, упрям.. Все хочет сам, а еще не умеет». «Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?» – думает малыш, утверждая свое «я». – «Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!» – любуется сам собой ребенок в период «первой любви» к себе, испытывая новое головокружительное чувство – «Я сам!» Он выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них.
И это утверждение «Я-системы» – основа личности к концу раннего детства. Прыжок от реалиста к фантазеру завершается «возрастом упрямств». Упрямством можно превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».
Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы – ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный. и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя. Он независим, он все может. Но. в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.
В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.
Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.
Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет
По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет – это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Кризис ребенка 3-х лет. Рекомендации родителям
В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он – такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения «Я» (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: «Миша упал»). Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать. См. →
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.