Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "критическое мышление методы развития" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Как развить навыки критического мышления
- 2 Развитие критического мышления: приемы и методы стадии “Вызов”
- 3 Развитие критического мышления
- 4 Технология развития критического мышления
- 5 Как освоить 10 приемов критического мышления
- 6 Что такое критическое мышление
- 7 Стадии развития критического мышления
- 8 Приемы развития критического мышления
Как развить навыки критического мышления
Человек, обладающий критическим мышлением, — это скептик. Для него не существует истин и авторитетов, которым он слепо доверяет. Он сомневается во всем и никому не верит, подобно Мюллеру, герою Леонида Броневого в фильме «Семнадцать мгновений весны», который наставлял Штирлица: «Верить …нельзя никому, порой даже самому себе». (Правда, далее он иронически добавлял: «Мне – можно».)
«Земля круглая? Докажите!», «В горах объявился снежный человек? А где доказательства?» — спросит скептик или сам перероет горы литературы в поисках истины. И чем сложнее и неординарнее будет утверждение, тем больше доказательств ему потребуется, чтобы опровергнуть мысль или согласиться с ней. Скептик действует согласно правилу «Доверяй, но проверяй».
Идеи крайнего скептицизма и сомнения выражал философ-эмпирик шотландец Дэвид Юм, который писал, что «истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским сочинениям».
Скептиков, никогда и ничего не принимающих на веру и задающих вопросы, нельзя сравнивать с циниками, которые критически воспринимают какие-либо утверждения и без всяких сомнений отрицают их, не имея желания докопаться до истины.
Психолог Бенджамин Блум писал, что «критическое мышление не означает необоснованную критику или негативность суждений. Это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств».
Некоторые люди не хотят мыслить критически
Наверное, им так удобно – не нужно напрягать мозги, ведь кто-то уже решил для них, что «Партия – наш рулевой!», «На работу – с радостью, а с работы – с гордостью!», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» и т. д. Они выбирают кумиров и безоговорочно им верят, не давая себе труда усомниться в проповедуемых ими истинах.
Желание узнать, как устроен этот мир, возникает в раннем детстве, недаром маленьких детей называют почемучками. Почему кузнечик зеленый, почему Солнце не падает на землю, почему кошки мяукают, а собаки лают – и множество других мыслимых и немыслимых вопросов задает ребенок маме с папой каждый день. «Потому что «потому» заканчивается на «у» — отвечают некоторые родители, довольные своим остроумием. Хотя, скорее всего, они и сами не знают ответа, потому что никто не научил их не только мыслить критически, но и вообще мыслить.
В большинстве школ детей также не учат ставить под сомнение то, что написано в учебниках. Не нужно сомневаться – необходимо просто заучить, зазубрить то, что преподносится как истина.
Почему необходимо мыслить критически
Итак, дети должны просто поверить. Зачем им навыки критического мышления?
Ведь наверняка есть заинтересованные в отсутствии у людей здорового скептицизма, потому что тогда ими проще управлять: они слепо верят СМИ, тому, что вещают с телеэкранов, и не дают себе труда усомниться в представленных фактах и проверить их. Поэтому многие пытаются лечить серьезные болезни перекисью водорода или уриной и доверяют экстрасенсам.
Не умея мыслить критически, они позволяют себя запугать и таким образом собой манипулировать. Ведь, как известно, большинство людей, пока не удовлетворят базовые потребности, в частности в еде и безопасности, не станут думать о духовном развитии.
Отсутствие критического мышления приводит и к тому, что некоторые мифические и научно не подтвержденные утверждения переходят в разряд истинных. Например:
«Глаза – зеркало души». Сколько поэтических слов написано о них! «Глаза умеют говорит, но лгать они не могут», «Язык может скрыть истину, а глаза – никогда!» и т. д. В действительности глаза могут лгать, и обладатель прекрасных доверчивых глаз вполне может оказаться мошенником;
«Противоположности притягиваются. Брак будет крепче, если у мужчины и женщины разные характеры – они будут дополнять друг друга». Однако разность характеров совсем не является залогом удачного брака. Наоборот, разные привычки, взгляды, образ жизни могут впоследствии, когда чувства утихнут, стать причиной ссор или развода;
«Мозг человека задействован всего лишь на 10%». Это утверждение со ссылкой на какие-то исследования психологов не соответствует действительности и является псевдонаучным. Немалую роль в том, что оно было растиражировано, сыграли фильмы «Люси», «Области тьмы» и др. Однако нейробиологи, в частности Барри Бейерштейн, приводят научные аргументы, опровергающие этот миф. Интеллект с помощью упражнений развить можно, но в работе мозга здорового человека на самом деле задействованы все его участки.
Подобных мифов, прочно вошедших в нашу жизнь из-за отсутствия у людей привычки подвергать все сомнению и проверять, прежде чем доверять, немало.
Наносит ли отсутствие критического мышления вред? Несомненно.
В качестве примера можно привести случай, имевший место в реальной жизни. Женщина взяла на воспитание девочку, но ее стал беспокоить тот факт, что девочка не испытывала к ней дочерних чувств, как ей того хотелось. И тогда она обратилась к «психологам», практиковавшим техники перерождения. Они предположили, что у биологической матери девочки были сложные болезненные роды, из-за чего новорожденная испытала стресс, не позволяющий ей любить мать.
Эти «психологи» за 30 тыс. долларов взялись организовать повторные «роды», которые должны были дать возможность девочке переродиться и вызволить ее из плена блокирующих ее сознание страхов. Была создана «благоприятная» обстановка: для создания соответствующей атмосферы нижнюю часть туловища матери и всю девочку накрыли несколькими одеялами, а на девочку еще и сел один из «психологов». Она кричала, что не хочет перерождаться, но ее крики посчитали естественными, соответствующими процессу появления на свет. В итоге девочка задохнулась. Все участники этого действа, в том числе и «мать», были арестованы и осуждены.
Вот так неумение мыслить критически и сомневаться, слепая вера «психологам», с их «новаторским» методом привело к столь печальному исходу.
Можно ли развить критическое мышление
Это совсем нетрудно, стоит лишь захотеть. Нужно только не лениться:
1. Задавать вопросы и не принимать на веру все, что нам предлагают
Чем сложнее утверждение, тем больше должно быть вопросов, ведь сложное утверждение и опровергнуть труднее.
«Сало есть вредно – оно повышает холестерин», — убеждали нас вчера. «Чтобы очистить кровеносные сосуда от плохого холестерина, нужно есть сало», — слышим мы сегодня. «Кофе пить вредно, он может спровоцировать гипертонический криз, он вымывает кальций из организма», — и мы отказываемся от кофе. «Кофе служит профилактикой болезни Паркинсона, инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний», — мы облегченно вздыхаем и снова варим себе его на завтрак. А где же вопросы, с помощью которых мы определим истину?
Знак вопроса сравнивают с рыболовным крючком, на который ловится рыба. Каждый может иметь такой крючок, но у каждого ли получится ее поймать? Слово «вопрос» на английском языке звучит как question, а оно происходит от слова quest, что означает «поиск». Роль вопроса – запустить познавательную деятельность, направленную на поиск решения проблемы. Человечество не будет развиваться, если люди перестанут задавать вопросы. Но хороший вопрос может задать лишь интеллектуально развитый человек.
«Лишь те, кто умеет мыслить, умеют и задавать вопросы», — говорит психолог А. Кинг. Она констатирует факт, что подавляющее большинство людей задают примитивные вопросы, отвечая на которые достаточно лишь незначительно напрячь память. Но навык задавать вопросы, считает она, можно развить;
2. Ищем доказательства, подтверждающие или оспаривающие полученную информацию
Сложное утверждение требует более весомых доказательств. Утверждение «Все люди смертны» или «У квадрата все стороны равны, а его противоположные стороны параллельны» доказать намного проще, чем утверждение «Каждую ночь на Землю опускаются летательные тарелки, и инопланетяне похищают людей».
Последнее утверждение на полном серьезе высказывали ведущие уфологи. Они отмечали, что только в 1988 г. в СССР бесследно пропали более 17 тысяч человек, и связывали эти пропажи с агрессией инопланетных пришельцев. Их статьи публиковались в известных авторитетных изданиях того времени, в частности в журнале «Огонек» и «Комсомольской правде».
Собрать и проанализировать данные, которые бы доказывали или опровергали мнение авторитетных ученых, тогда было непросто! Сейчас, в эпоху интернета, это сделать проще. Тем более что многие люди владеют иностранными языками и им доступно больше информации, позволяющей сделать объективный вывод;
3. Накапливаем знания, расширяем кругозор
Чтобы знать, где и как искать информацию, уметь ее объективно оценить и отклонить ложные идеи, нужно обладать определенными знаниями и иметь широкий кругозор. Чем больше человек знает, чем проще ему разобраться в вопросе и тем труднее сбить его с толку, заставить пойти по ложному пути.
Важно уметь признавать свои ошибки, быть объективным и не иди на поводу своих предубеждений, принимать чужое мнение и соглашаться с ним, даже если оно противоречит нашему, но все доказательства свидетельствуют в его пользу.
Развитие критического мышления: приемы и методы стадии “Вызов”
В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.
Задачи данной фазы:
- Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
- Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
- Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
- Побуждение ученика к активной деятельности.
Функции стадии “Вызова”:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
- информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
- “Кластер”.
- Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
- Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
- “Дерево предсказаний”.
- “Ромашка Блума”.
- “Верные и неверные утверждения”.
- “Верите ли вы?”.
- “Корзина идей”.
- Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
- “Синквейн”.
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2)
Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.
Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1.Таблица 1)
Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик “Знаю” для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик “Хочу узнать” записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. Пример 3)
Прием “Дерево предсказаний”.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4)
Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
“Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”.
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: “То есть ты говоришь, что…?”, “Если я правильно понял, то …?”, “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?”. Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова “Почему?” и направлены на установление причинно-следственных связей. “Почему листья на деревьях осенью желтеют?”. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного “превращается” в простой. Следовательно, данный тип вопроса “срабатывает” тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы . “, “Что будет, если . “, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. “.
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему что-то хорошо, а что-то плохо?”, “Чем один урок отличается от другого?”, “Как вы относитесь к поступку главного героя?” и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: “Как можно применить . “, Что можно сделать из . “, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать . “, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
На стадии “Вызова” учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. Пример 5)
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. Пример 6,7)
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Приложение № 1. Пример 8)
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Написание синквейна”.
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. Пример 9).
В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Развитие критического мышления
Сегодня уже недостаточно лишь собственного опыта, чтобы осмысленно действовать и о чем-либо рассуждать. Аргумент «так делали всегда» практически не работает благодаря распространению всеобщей грамотности и средств массовой печати. Теперь поступки человека во многом определяются тем, что он где-то услышал или прочитал.
Тем не менее, даже научные эксперты могут ошибаться, не говоря об армии желающих воспользоваться людской доверчивостью. Поэтому люди, в меру своих сил и возможностей, стараются фильтровать поступающую информацию, отличать правду и ложь.
Каждый человек учится маневрировать в информационном потоке таким образом, чтобы не подцепить вредные мысленные вирусы. Одни люди используют такие навыки постоянно, другие — не обращают внимание на защиту информационного потока. Учитывая современные объемы поступающей ежедневно информации, было бы разумнее использовать хотя бы базовые методы безопасности и изучать стратегии развития критического мышления.
Что такое критическое мышление
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных заключений, и позволяет выносить подтвержденные оценки, интерпретации, а также корректно применять эти результаты к ситуациям и проблемам.
Такое мышление обычно противопоставляется творческому мышлению, которое можно соотнести с дивергентным, где используются компоненты сознания и ассоциаций, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Различие заключается в том, что дивергентное мышление ведет к новым решениям, в то время как критическое мышление выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостоверности.
По сути, это способность людей ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в определенном сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного общества.
Развитие критического мышления в 10 шагов
Оценивайте реальность
Мышление человека способно работать эффективно, только если оно выстраивается на реальности. Действительность является объективной и существует независимо от целей, прихотей и желаний людей. Человеческое сознание будет приносить результат, пока мозг способен рассматривать и интерпретировать окружающую его реальность.
Откройте себя для новой информации
Если разум не способен воспринимать поступающую информацию — он отрезан от реального мира. Людей с таким типом мышления легко распознать — он/она придерживаются конкретного набора мнений и установок, которые не поддаются обсуждению. Такого человека сложно понимать, поскольку необходимы определенные опровержения. Если в процессе разговора у вас появляется ощущение «беседы со стеной», то вы определенно столкнулись с данным типом людей.
Однако следует понимать разниц у между быть открытым новой информации и слепо следовать каждой новой идее. Для критического мышления у вас должны быть собственные правдивые знания, которые вы готовы отстаивать, при этом стараясь рассматривать каждую точку зрения. Правда сможет противостоять сомнению.
Развивайте умение слушать
Во время разговоров слух людей нередко становится избирательным — вместо слов собеседника они отвлекаются на посторонние звуки или собственные мысли, через некоторое время с ужасом понимая, что им задан вопрос, который они не услышали. Такая ситуация случалась с каждым человеком и является прямым подтверждением, что такой простой навык, как умение слушать, необходимо развивать. Чем лучше человек слушает, тем больше правдивой информации получает. Верная информация приводит к качественным решениям.
Однако себя также надо уметь слушать, интуиция является мощным помощником в процессе отсеивания ненужных данных. Все люди обладают определенными догадками, которые основываются на данных из подсознания.
Интуиция не сможет заменить логических процессов, но способна быть ценным дополнением.
Будьте любознательными и проверяйте факты
При отсутствии достоверных данных решения человека будут искажены. При принятии решения по важным вопросам старайтесь получать достоверную информацию из первых рук и делать выводы, основываясь на ней. Например, когда вы выбираете профессию, постарайтесь пообщаться с работниками из данной сферы, узнать все особенности и нюансы, при этом избегайте суждений, основанных на стереотипах и общественном мнении.
Старайтесь постоянно узнавать что-то новое из любых областей жизни. Любопытство — признак разума, свободного и открытого для принятия разнообразия реальности, готового встретиться с неизведанным для получения новых знаний.
Понимайте невербальные знаки общения
Умение говорить и слушать — только часть процесса общения, другую часть составляют невербальные знаки. Учитесь использовать в разговоре обе части. Бывают ситуации, когда слова и действия вашего собеседника противоречат друг другу. Чем точнее вы воспринимаете все факты в конкретной ситуации, тем правдоподобнее будет ваше суждение.
Если вы хотите научиться понимать невербальные знаки, скачайте приложения:
Избегайте ярлыков и стереотипов
Это типы психической стенографии, которые облегчают процессы общения и мышления. При выборе мебели такие вещи действительно упростят процесс, но, выбирая новую работу и следуя стереотипам, можно отказаться от потенциально успешной для вас деятельности.
Не принимайте слепо чей-то авторитет
Такой трюк отлично работает в рекламной индустрии, когда некий товар людям предлагают известные личности. В итоге человек автоматически доверяет выбору своего кумира, даже не пытаясь критически осмыслить поступающую информацию. В этом случае старайтесь самостоятельно принять решение о покупке конкретного товара, основываясь на личных данных о нем.
Сохраняйте чувство юмора
Умение смеяться над собой и видеть юмор в любой ситуации помогает сохранять ясность мышления. Человек не способен трезво мыслить, если каждый вопрос ему видится на уровне вопроса жизни и смерти.
Идите против общественного мнения
Правдивость утверждения устанавливается в ходе рационального размышления , а не на основе общественных опросов или учета опыта из прошлого. В каждой культуре присутствуют определенные утверждения, чья правдивость является сомнительной.
Избегайте массовых увлечений
Когда определенное действие или вещь становится популярным, большинство людей бездумно соглашаются с этим, становясь частью «толпы». Это согласованность, а не критическое мышление. Перед присоединением к большинству тщательно обдумайте свой выбор.
Мыслить критично важно и нужно в любой ситуации. Старайтесь подвергать здравому сомнению любые знания или ситуацию. Нередко человек принимает скоропалительные решения, основываясь на эмоциях и первых впечатлениях. Заведите себе правило не принимать важных решений, когда ваш эмоциональный фон нестабилен, за исключением экстренных ситуаций.
Очень часто, «остыв», люди начинают видеть информацию под другим углом, соответственно, и выводы они делают другие. Такое незначительное изменение в ваших привычках может кардинально изменить жизнь и избавить вас от многих неприятных моментов. Если не знаете, с чего начать, подробно рассмотрите различные методы обучения критическому мышлению и выберите понравившиеся подходы.
[table “2” not found /]
- Гессен С. И. Критическая дидактика. // Педагогическое наследие русского зарубежья.-М., 1993. 73с.
- Vygotsky, L. S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление // Высшее образование в России 2001.- № 5
- Wellman, H. M., & Gelman, S. A. (1992). Cognitive development: Foundational theories of core domains. Annual review of psychology,43(1), 337-375.
Обладает феноменальной памятью на зрительные образы. После университета преподавал немецкий в лицее с углубленным изучением иностранных языков. С 2016 года ведет тренинги, направленные на улучшение мозговой деятельности.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.
Что такое технология критического мышления?
Технология критического мышления используется в психологии, педагогике, философии, литературе, публицистике и других сферах как фундамент для развития мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.
Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:
- наблюдение;
- анализ;
- синтез;
- дедукция;
- индукция;
- интерпретация;
- наблюдение;
- логическое суждение;
- рассуждение от абстрактности к конкретике.
Что это дает?
Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.
Невозможно манипулировать и управлять человеком, у которого развито критическое мышление, потому что он мыслит целенаправленно и может адекватно оценить любую ситуацию.
Среди других преимуществ необходимо выделить:
- профессиональную ориентацию и самоопределение;
- четкую расстановку приоритетов;
- ответственность за собственное решение и выбор;
- способность прогнозировать последствия решений;
- коммуникационные характеристики;
- формирование устойчивой системы ценностей.
3 стадии развития
Развитие критического мышления включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.
Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям.
Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.
Рефлексия – этап целостного осмысления полученной информации и ответа с учетом собственного отношения к изучаемому вопросу. На этой стадии учащиеся выявляют «белые пятна», нестыковки, неточности, отсекают лишнее, аргументируют свою позицию.
Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Ниже остановимся на наиболее эффективных стратегиях, развивающих критичность ума.
Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.
Условными обозначениями маркируются:
- новые знания;
- знакомые вещи;
- информация, противоречащая представлению учащегося;
- пункты, по которым ученик хочет углубить знания.
Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.
Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.
Составление кластера
Кластер переводится как гроздь, пучок. В технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.
Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.
Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.
По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.
Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.
Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.
По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.
Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.
Чтение с паузами
Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.
Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.
Перекрестная дискуссия
Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.
Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.
Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.
Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.
Задача практикующихся – написать 5 строк:
- Одно существительное, формулирующее тему.
- Два прилагательных, уточняющих тему.
- Три глагола, описывающих действия по теме.
- Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
- Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.
Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.
Как освоить 10 приемов критического мышления
Среда, 20 часов вечера, в комнате дочери Анастасии – ученицы 10 класса — слышу громкие разговоры. Захожу. Да тут целое совещание! Сидят, решают задачу, уже пару часов ломают голову, но никак не получается добиться результата — не могут получить правильный ответ. Моя дочь в слезах, поскольку есть перспектива завтра схватить двойку.
Уточняю, что не получается, и вижу, что никак не могут наши детки отказаться от стереотипных стандартных решений, все пытаются применить формулы строго по параграфу.
А учитель – молодец! Дала задачу не на повторение знаний, а на применение известного материала и умение использовать нестандартное решение.
Вижу, что зашли в тупик, причем все. И только Алекс сидит тихонько в стороне, отключился от дискуссии, не смотрит ни на кого, не обсуждает очередной типовой вариант.
И вдруг посреди общего гама слышу: «Да тихо вы все! Все же очень просто, не нужно идти этим путем, не это требуется!». Все, я могу уходить, вижу, что появился свой лидер нестандартной мысли, и весь муравейник дружно развернулся в другую сторону.
Через 30 минут задача была решена, все пили на кухне чай, смеялись и удивлялись, как же Алекс додумался. А он в который раз им объяснял, что просто сидел и анализировал их варианты, и вот оно — пришло решение!
Я радуюсь, что дети получили удовольствие от того, что добились результата и сделали свое первое маленькое открытие, решая задачу с помощью мозгового штурма, и при этом они действительно потрудились.
Сама же сижу и вспоминаю, как совсем недавно на работе мои подчиненные пытались решить нестандартную задачу, применяя известные им алгоритмы, и так ее и не решили. Такого Алекса у них не нашлось, и его роль мне пришлось взять на себя.
Почему происходит именно так, и мы не умеем видеть то, что, казалось бы, лежит на поверхности? Одна из причин – отсутствие у многих из нас сформированного критического мышления.
Что такое критическое мышление
Что такое критическое мышление? Если сильно не вдаваться в нюансы, то это умение воспринимать информацию, понимать ее, уметь выделять главное. Мы привыкли слушать в пол-уха, пропускать существенные детали, которые могли бы подсказать правильное решение.
Критическое мышление предполагает, что человек умеет слушать, понимать информацию, оценивать ее и накладывать ранее примененные решения на конкретную ситуацию.
Люди, обладающие таким видом мышления, умеют устанавливать связи между событиями и явлениями, логически организовывать информацию.
Тех, кто обладает развитым критическим мышлением, можно достаточно легко определить по нескольким основным признакам:
- У них всегда есть план для выполнения конкретной задачи, и они в принципе планируют свою жизнь, как на краткосрочный период, так и создавая долгосрочные планы.
- При общении с другими людьми они проявляют гибкость, внимательно относятся к чужому мнению и умеют воспринимать чужие идеи.
- Они настойчивы при достижении своих целей.
- Их важная черта – умение анализировать и исправлять свои ошибки, и использовать их для наработки опыта. Эти люди действительно умеют учиться на своих ошибках.
- В ходе коллективного обсуждения вопросов они всегда отслеживают ход дискуссии, организовывая совместный анализ предлагаемых вариантов решений.
- Критически мыслящие способны к компромиссам, они разъясняют всем участникам обсуждения точки зрения сторон, показывают варианты развития событий, добиваясь понимания всеми собеседниками сути предлагаемых путей решения и последствий, которые за ними последуют.
Стадии развития критического мышления
Для того чтобы развивалось критическое мышление, человек должен пройти несколько основных стадий:
- Вызов.
- Осмысление новой информации.
- Рефлексия.
Стадия 1. «Вызов»
На этом этапе любой из нас, получая информацию, должен воспринимать ее как вызов, задачу, которую интересно решать. Поэтому для того чтобы задачи эффективнее решались, необходимо формировать интерес к ее содержанию. Если человек умеет рассматривать задачи как интересные и важные лично для него – значит им сделан первый шаг к успешному результату.
Стадия 2. «Осмысление информации»
После того, как у человека сформирован интерес к задаче, наступает стадия знакомства с новой для него информацией. Основная задача на этом этапе – понять содержание задачи, соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
В момент осмысления формируются основные вопросы относительно полученной информации, определяется важное и второстепенное для будущего решения задачи.
Стадия 3. «Рефлексия»
Стадия рефлексии позволяет сконцентрироваться на информации. Из внешнего, привнесенного извне, оно становится личным знанием. Это означает, что информация принята человеком, и он готов с ней работать: анализировать, систематизировать, структурировать.
На этом этапе человек способен сформулировать свои суждения в отношении полученной задачи, у него появляется собственное мнение относительно новых знаний. На этом этапе человек уже не задает проясняющих вопросов, он способен вступать в обсуждение и дискуссию по новой для него теме.
Приемы развития критического мышления
Для целенаправленного развития критического мышления необходимо приложение определенных усилий.
Великий Чарли Чаплин считал, что «Способность думать, подобно игре на скрипке или рояле, требует ежедневной практики».
Тренируя каждый день свое умение мыслить, человек может достаточно быстро достичь значимых результатов, научиться видеть главное в той информации, с которой работает, и уметь правильно доносить ее до своих собеседников.
Приведем примеры упражнений для развития критического мышления, которые каждый может использовать в своей повседневной жизни.
«Дерево предсказаний»
Это упражнение нацелено на тренировку умения прогнозировать развитие ситуации. Часто, даже не зная о том, что это может быть специальным упражнением, в обычной жизни мы используем этот прием, например, читая книгу и раздумывая, чем может закончиться история, или обдумывая ситуацию, сложившуюся на работе.
Все, что потребуется от человека, — это в центре листа написать главные вопросы, которые его интересуют в отношении новой информации, рабочей задачи или жизненной ситуации. Дальше необходимо создать варианты развития событий, размещая их в отдельных квадратиках.
После формирования всех возможных вариантов появляется возможность проанализировать каждый в отдельности, что позволяет структурировать информацию, разложив ее «по полочкам».
«Карта памяти»
Для развития умения систематизировать информацию, подбирать нужные данные для решения каких-либо вопросов, важно научиться быстро фиксировать возникающие идеи.
Один из вариантов фиксации — это не полное описание всей ситуации или полного объема информации, а ее письменная регистрация с помощью ассоциаций.
Наилучший способ использования такой карты памяти — это построение графической схемы, в центре которой будет находиться ключевая информация по ситуации, а все варианты, создаваемые в процессе обсуждения, записываются в отдельных блоках вокруг центрального элемента. Этот прием особенно удобно применять в ходе группой дискуссии.
«Кластер» — еще один прием систематизации информации. Удобен как для самостоятельной работы, так и при обсуждении какой-либо темы в группе. Основной его принцип – это организация данных с помощью группировки.
В центре листа записывается ключевая информация, далее от нее выстраиваются варианты развития событий. Для каждого события создается свой кластер, в котором регистрируются возможные решения или их последствия. Благодаря такой систематизации можно добиться качественного анализа причинно-следственных связей между событиями, увидеть варианты ошибочных действий.
«Корзина идей»
Этот прием особенно эффективен, если необходимо организовать обсуждение какого-либо вопроса в группе.
Вначале необходимо озвучить тему для обсуждения. Далее каждый участник записывает на листке бумаги все, что ему известно по этой теме, и идеи, возникающие у него в процессе осмысления задачи, включая ассоциации, возникающие в процессе размышления над поставленным вопросом.
На следующем этапе вся информация озвучивается и собирается в качестве банка данных. Метод хорош тем, что информация, ассоциации не оцениваются, не критикуются, к ним, как правило, возвращаются на следующем этапе, когда, например, необходимо создать рабочую группу для выработки решения задачи и его реализации.
«Верные и неверные утверждения»
Это упражнение нацелено на развитие умения оценивать информацию с точки зрения ее правильности.
Для начала формулируется тема или ситуация, которую необходимо оценить. На следующем шаге необходимо определённые утверждения в отношении первоначально озвученной информации распределить на две категории: верные и неверные с точки зрения каждого участника дискуссии, или сам человек распределяет свои утверждения или аргументы в два столбца, если он выполняет это упражнение один.
Далее следует обсуждение ситуации, или самостоятельное ее осмысление. После чего необходимо вернуться к ранее распределенной информации, и принять решение, какие данные, оцененные на предыдущих этапах, действительно верны, а какие ошибочны.
«Рыбий скелет» или «Фишбоун»
Этот прием может быть использован для развития умения устанавливать причинно-следственные связи, определять факторы, влияющие на ситуацию, и выбирать наиболее эффективное решение.
Для того чтобы воспользоваться этой методикой, необходимо предварительно создать схему в виде скелета рыбы.
Голова рыбы – это проблема или обсуждаемый вопрос, верхние скелетные кости – причины, которые привели к возникновению ситуации, нижние кости – это факты, подтверждающие, что проблема существует, а хвост – это выводы или решение по обсуждаемому вопросу.
Такая рыба является модификацией диаграммы Исикавы, широко используемой для анализа ситуаций, возникающих в бизнесе. Топ-менеджеры ведущих компаний часто используют диаграмму в процессе поиска решений возникающих производственных ситуаций и проблем.
«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает» Шопенгауэра и «Краткость – сестра таланта» Чехова — оба этих высказывания как нельзя лучше подходят для того, чтобы описать следующий метод формирования критического мышления – синквейн.
Синквейн – это форма пятистишия, в основе которой лежит не принцип рифмования строк, а установление смысловых и синтаксических связей между ними. Эта стихотворная форма возникла в США как продолжение развития японских поэтических жанров хайку и танка.
Синквейн должен быть написан по определенным правилам:
- первая строка задает тему, и состоит из одного слова, чаще всего, существительного;
- вторая описывает тему в двух словах;
- третья содержит описание действия тремя словами: глаголами или деепричастиями;
- четвертая фраза состоит из четырех слов и передает отношение автора к теме;
- пятая строка содержит одно слово, являющееся синонимом к теме, указанной в первой строке.
Иногда правила могут нарушаться, допускаются отклонения, но в целом принцип синквейна сохраняется.
Этот метод является очень мощным толчком к развитию способности кратко, емко и точно формулировать суть вопроса или проблемы.
Он развивает аналитические способности, поскольку с помощью такого короткого пятистишия необходимо создать краткое резюме к большому по объему блоку информации, и для того чтобы его создать, потребуется провести тщательный анализ данных, по которым будет составляться стихотворение.
«Шесть шляп мышления»
Создателем этого популярного метода развития мышления является психолог Де Боно. Задача метода – развить разные направления мыслительной деятельности, предлагая человеку размышлять над каким-либо вопросом, примеряя на себя разные «Шляпы», и благодаря им, посмотреть на проблему или ситуацию с разных сторон.
Белая шляпа – это размышление над задачей на языке цифр и фактов, не допускающих субъективных оценок.
Желтая шляпа требует рассмотрения вопроса исключительно в позитивом ключе, определяя, что полезного, важного, значимого есть в информации, которая анализируется.
Черная шляпа – это поиск проблемных сторон в обсуждаемом вопросе с обязательным анализом причин их возникновения.
Красная – эмоциональное отношение к задаче или информации.
Зеленая шляпа – творческий анализ ситуации, в ходе которого необходимо найти ответы на вопросы о том, что можно было сделать в ситуации, как можно поступить иначе, зачем это нужно, что это даст, каким образом можно усовершенствовать объект, что произошло, если бы был выбран другой путь решения.
Синяя шляпа – шляпа обобщений, надевая которую необходимо подвести итог всем размышлениям или высказанным мнениям.
Этот метод может использоваться как при организации групповой дискуссии, где каждый участник получает задачу размышлять в определенном цвете «шляпы», так и индивидуально, если человеку необходимо поразмыслить над вопросом в одиночестве.
Все описанные методы развития критического мышления позволяют активно развивать мыслительные способности человека. Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться. Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.