Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "конституционно правовой статус личности понятие" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы
- 2 Конституционно-правовой статус личности (стр. 1 из 7)
- 3 Правоведение
- 4 Основы российского права
- 5 Конституционно-правовой статус личности: понятие, структура, особенности правового регулирования.
- 6 Образовательный портал – все для студента юриста.
- 7 Конституционно-правовой статус человека и гражданина (стр. 1 из 6)
- 8 Белгород – 2008 г
Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы
Основы правового статуса личности в РФ закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.
Конституционно-правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают: 1) граждане РФ; 2) иностранные граждане; 3)лица без гражданства (апатриды).
Содержание конституционно-правового статуса личности – это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ.
Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.
РФ в целях соблюдения и защиты прав и свобод личности: 1) устанавливает в федеральных законах запреты на нарушения прав человека и гражданина в какой бы то ни было форме, устанавливает меры ответственности за такие нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке; 2) обеспечивает экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории РФ независимо от пола, расы, национальности и других признаков.
Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности – основа государственной заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладают высшей юридической силой; 3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.
Конституция РФ регулирует основы правового статуса личности не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права, например нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.
Элементы конституционно-правового статуса личности: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) принципы конституционного статуса личности; 3) наличие либо отсутствие российского гражданства.
Конституционные права, свободы и обязанности личности – базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.
Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.
Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).
Конституционно-правовой статус личности (стр. 1 из 7)
2) Понятие основ правового статуса личности
3) Концепция прав человека и её отражение в Конституции
4) Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства
5) Система конституционных прав, свобод и обязанностей
6) Гарантии прав и свобод человека и гражданина
8) Список используемой литературы
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права. Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством – института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Понятие основ правового статуса личности.
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции Российской Федерации:
«Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.), «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.), федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации» (1995 г.), «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.) и многие другие.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.
Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.
Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав в обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д.
К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 заключительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
Понятие основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:
1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство — один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица;
2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др.;
З) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.
Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и соотношение первой и второй глав Конституции Российской Федерации.
Нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная.
Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.
Концепция прав человека и ее отражение в Конституции.
Вопрос о правах человека в гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу совпадают понятия
Правоведение
Конституционно-правовой статус личности
Статья 2 Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства – человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Данное положение является принципиальной новацией российского конституционализма -ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые, кроме того, с общественными).
Таким образом, действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя – в системе «человек -государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в России.
Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека.
Важным является то, что основные (но только основные) права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие).
Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным).
Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:
Личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц.
Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации.
К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:
- право на жизнь;
- достоинство личности;
- право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
- неприкосновенность жилища;
- право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка;
- свободу передвижения и выбора места жительства;
- свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой;
- свободу мысли и слова;
- право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.
Политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку).
К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.
Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.
Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют: свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права – на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни и др.
Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.
Конституция РФ 1993 года, в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они, главным образом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основных составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.
Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:
- обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер – они устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный характер;
- Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности (обязанность, в отличие от права, которое является мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
- как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (как, например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (обязанность защищать Отечество).
Конституция РФ содержит следующие обязанности человека и гражданина, конкретизированные и детализированные в отраслевом законодательстве: соблюдать Конституцию РФ и законы; уважать права и свободы других лиц; обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество.
Основы российского права
Структура конституционного статуса личности
В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:
конституционные права — это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.
Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.
Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;
конституционные свободы — это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.
Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;
конституционные обязанности — это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.
Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.
Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии — это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.
Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.
Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.
- Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.
- Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.
- Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).
Конституционно-правовой статус личности: понятие, структура, особенности правового регулирования.
Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы человека. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: «Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляют ядро правового статуса личности» Конституция РФ 1993 г.
Правовой статус – это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.
права и свободы человека и гражданина традиционно в науке для простоты делятся на три группы:
1. Личные или гражданские;
3. Экономические, социальные и культурные права и свободы.
Учёные России к основным (то есть конституционным) правам и свободам человека и гражданина по своему содержанию относят:
1. Гражданские права и свободы (статьи 20-31 Конституции России);
2. Политические права и свободы (статьи 32-34 Конституции России);
3. Экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции России);
4. Социальные права и свободы (статьи 38-44 Конституции России).
Светское государство как основа конституционного строя Российской Федерации.
Конституция провозглашает Российскую Федерацию светским государством (ст. 14). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
· государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
· не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В свою очередь религиозное объединение: создает и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической структурой; выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти и местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Оно должно обладать соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Вместе с тем создание религиозных объединений в органах государственной власти, органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях и учреждениях запрещается.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимые для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Они могут совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации бывают местные и централизованные.
Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.
ФЗ «О гражданстве»
Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (абз. 2 ст. 3 Закона).
Принципы. Российское гражданство строится на следующих принципах (ст. 6 и 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона): 1) оно является единым (т.е., общим для всей территории страны, не допускается гражданство субъектов федерации, кроме почетного и т.п.); 2) равным независимо от оснований приобретения 3) невозможность лишения гражданства 4) право изменять гражданство или приобретать двойное гражданство 5) гражданин не может быть выслан из страны или выдан другому государству; 6) поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими в РФ.
Основания приобретения. Закон перечисляет следующие основания: 1) по рождению (иначе, филиация); 2) прием в гражданство (натурализация); 3) восстановление в гражданстве; 4) иные основания.
По рождению есть наиболее частое основание приобретения гражданства, оно имеет место в следующих случаях (ст. 12 Закона):
а) если оба или единственный родитель являются гражданами РФ независимо от места рождения ребенка (здесь действует принцип «крови»); б) один из родителей – гражданин РФ, а другой – лицо без гражданства или безвестно отсутствующий, либо место его нахождения неизвестно независимо от места рождения; в) один родитель – гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин, если ребенок родился на территории РФ (принцип «почвы») либо останется без гражданства; г) оба или единственный родитель – иностранные граждане или лица без гражданства и проживают в России при условии, что ребенок родился на территории РФ, а иное государство не предоставляет ему гражданство д) ребенок находится на территории РФ и его родители неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев после обнаружения ребенка.
Прием в гражданство предназначен для иностранцев и лиц без гражданства. Он предусматривает общий (ст. 13) и упрощенный (ст. 14) порядок.
Иными основаниями являются, например, оптация – выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории проживания или трансферт – то же, но без права выбора.
Прекращение гражданства. Практически единственным основанием прекращения гражданства является выход из него. Он также возможен в общем и упрощенном порядке (для лиц, проживающих за рубежом, или детей, один из родителей которых является иностранным гражданином). Выход из гражданства не допускается, если гражданин имеет перед РФ не выполненное обязательство по федеральному закону (например, налоговая служба выдает справку об отсутствии задолженностей), привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или вынесен обвинительный приговор, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 18-20).
95. Правовой статус сотрудников аппарата судов: требования к кандидатам на должность, классные чины, гарантии социальной защиты.
Образовательный портал – все для студента юриста.
IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
1. Понятие конституционно-правового статуса личности.
Конституционно-правовой статус личности – это совокупность прав и обязанностей конкретной личности, закрепленных в Конституции и обеспеченных государственной защитой и иными гарантиями.
2. Виды конституционно-правового статуса личности.
Виды конституционно-правового статуса личности:
– Конституционно-правовой статус гражданина.
– Конституционно-правовой статус лиц без гражданства.
– Конституционно-правовой статус иностранных граждан.
3. Элементы конституционно-правового статуса личности.
Элементы конституционно-правового статуса личности:
– Права и свободы, обусловленные конституционно-правовым статусом.
– Обязанности, вытекающие из конституционно-правового статуса.
– Гражданство определяющие принадлежность к конституционно-правовому статусу личности.
– Конституционная правосубъектность (конституционная правоспособность и конституционная дееспособность).
– Гарантии возможно реализации присущего конституционно-правового статуса.
4. Принципы конституционно-правового статуса личности.
Принципы конституционно-правового статуса личности:
– Наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 17, статья 45,46,48,49,51,52,53 Конституции РФ).
– Неотчуждаемость и неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статья 17 Конституции РФ).
– Принцип равенства всех перед законом и судом и равноправие всех субъектов конституционно-правовых отношений (статья 19 Конституции РФ).
– Принцип гуманизма (статья 21 Конституции РФ).
– Принцип демократизм (статьи 28, 29,30,31,32 Конституции РФ).
5. Понятие прав и свобод человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина – это права присущие конкретному человеку вследствие его конституционно-правового статуса и образующие основу конституционно-правового статуса.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина (стр. 1 из 6)
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран
по теме: «Конституционно-правовой статус человека и гражданина»
Студент 567 группы
Белгород – 2008 г
План |
Вводные замечания |
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы. |
2. Гражданство: способы приобретения и прекращения. |
3. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие и система. |
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. |
Заключительная часть |
Список использованной литературы |
1. *Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Учебник. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.
2. *Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие.- М.: Юристъ, 2004. Гл. 4.
3. *Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. – М.: НОРМА, 2006. Гл. 4.
4. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А.Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. Гл. 3.
5. * Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. Гл. 3.
Дополнительная литература
1. *Башимов М. Институт омбудсмена в странах СНГ и Балтии // Государство и право. 2004. №5. с.63-73
2. *Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М., 1997.
3. *Конституционные права в России: дела и решения: Учебное пособие / Отв. ред. А.Шайо. – М.: Институт права и публичной политики, 2002. – С. 142 – 151, 441- 487, 538-575.
4. Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. – М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369.
В современных демократических правовых государствах в качестве концептуальной основы развития общества и государства и положения в нём личности всё больше утверждается идея о том, что права человека являются наивысшей ценностью. Охрана, защита прав и свобод человека составляет главный смысл демократического, правового, социального государства. Реальное правовое положение личности зависит от уровня социально-экономического развития, особенностей политического режима конкретного государства. Поэтому во многих странах по-прежнему актуальной является проблема гарантий прав и свобод человека.
Изучение опыта конституционного регулирования прав и свобод в зарубежных странах будет способствовать лучшему пониманию особенностей правового положения личности в Российской Федерации.
Вопрос 1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – как институт конституционного права представляет собойсовокупность правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемое достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития конкретного государства.
В структуре конституционно-правового статуса выделяются специальные институты: гражданства, основных прав, свобод, основных обязанностей, правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, принципов правового положения человека в конкретной правовой системе, гарантий прав и свобод.
Важным элементом содержания конституционно-правового статуса личности являются его принципы: свободы, равенства личности, неотъемлемости прав и свобод, взаимосвязи прав и свобод.
Большинство конституций в той или иной мере фиксируют принципы свободы и равенства личности. Традиционное для зарубежного конституционализма толкование свободы состоит в том, что ее обычно воспринимают как отсутствие широких ограничений в деятельности личности. Однако, это не означает абсолютной свободы. Государство устанавливает определенные требования, которым должна служить свобода других людей. Так, в ст.2 Основного закона ФРГ сказано: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает права других и не выступает против конституционного порядка или нравственных законов». Аналогичное положение включено в Конституцию Греции.
В основных законах многих зарубежных стран устанавливаются общие требования законности проведения задержания, арестов, обысков.Иногда можно встретить положения о принципах применения уголовных наказаний. Так, в конституциях Греции и Испании речь идет о запрещении жестоких и унизительных наказаний.
Принцип равенства означает отсутствие закрепленной в праве дискриминации по каким-либо признакам, т.е. формальное равноправие граждан. Это своеобразная основа всей системы прав и свобод личности. Так или иначе, этот принцип отображен практически во всех конституциях. «Все люди равны перед законом. Мужчины и женщины равноправны. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, происхождения, расы, языка, его родины и родства, его вероисповедания, его религии или политических воззрений» зафиксировано в ст.3 Основного Закона ФРГ (подобные формулировки содержатся в конституциях Греции, Испании, Италии, Японии).
Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. По классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущество перед женщинами. В ряде стран женщинам не предоставляются избирательные права; женщины – наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде наказания двух женщин приравниваются к наказаниям одного мужчины. В Латвии и Эстонии действуют законы, дискриминирующие русскоязычное население. В США и странах Западной Европы распространена дискриминация иностранных рабочих, иммигрантов.
В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.1
В ряде конституций четко провозглашен принцип неотъемлемости основных прав и свобод граждан, их нерушимости. Так, в Конституции Венгрии записано, что государство «признает неотъемлемые и нерушимые основные права человека, их соблюдение и защита являются первостепенной обязанностью государства». В Конституции Словакии подчеркивается, что основные права и свободы являются «неотъемлемыми, неотчуждаемыми, неприостанавливаемыми и нерушимыми».
Вместе с тем, в конституциях имеются положения и об ограничении прав и свобод, относящиеся как к неопределенному их кругу, так и к конкретному праву или свободе. В большинстве из них ограничения допускаются лишь в случаях, оговоренных конституцией и (или) законом. Так, согласно Конституции Румынии, осуществление ряда прав и свобод может быть ограничено только законом и только в случае, если это необходимо в интересах граждан – с целью защиты национальной безопасности и правопорядка, здоровья населения или нравственности, уголовного расследования, предотвращения последствий стихийного бедствия или серьезной катастрофы. В соответствии с конституциями Болгарии, Венгрии и Словакии ограничения возможны только на определенный срок. Некоторые из них (право на жизнь, на неприкосновенность личности, свободу совести) вообще не могут ограничены.
Принцип взаимосвязи прав и обязанностей. В теории и практике зарубежного конституционализма наличие связи между правами и обязанностями обычно отрицается. При этом существование обязанностей не отрицается, но они не воспринимаются в связи с правами, считается, что это привело бы к ограничению прав. Как аргумент – неисполнение той или иной обязанности не влечет лишение прав. И большинство конституций также исходит из отсутствия взаимосвязей между правами и обязанностями. Однако в послевоенное время в содержании отдельных конституций проявляются новые подходы к этому вопросу. Так, часть 1 Конституции Италии названа «Права и обязанности граждан», подобное название имеет и аналогичная часть Испанской конституции, статья 12 Конституции Португалии гласит, что «все граждане пользуются правами и выполняют обязанности, закрепленные за ними Конституцией».
Таким образом, наличие у человека прав и свобод предполагает исполнение ряда обязанностей, что особенно характерно для граждан соответствующего государства.
Вопрос 2. Гражданство: способы приобретения и прекращения.
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами. Термин «подданство» в настоящее время употребляется только в монархических государствах, причем он обычно равнозначен термину «гражданство». В ряде монархий (в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство».
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.