Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "интерпретация человека психология" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Интерпретация Практически все откладывает отпечаток на “образ личности”.
- 2 Интерпретация – в психологии и литературе
- 3 Нашему сайту 10 летСпасибо всем, кто был и остается с нами! Добро пожаловать на сайт «ТЕСТОТЕКА» Это психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами. Для удобства все методики распределены по тематическим разделам (они представлены ниже на данной странице). Также имеется указатель, где находится список всех методик (в алфавитном порядке). Сайт постоянно пополняется новыми тестами. Применяя предлагаемые тестовые методики, ни на миг не забываете о необходимости охранения клиента от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Потому не переработанная, не сгармонизированная, не сконструированная в соответствии с особенностями восприятия человека информация о нем самом порой оказывается не просто раздражающей, но и губительной. Постарайтесь не абсолютизировать результаты диагностического обследования. Методы исследования психологических свойств и состояний личности . В этот блок входят опросники для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт (тревожность, фрустрация, одиночество, агрессивность, эмпатия, акцентуации характера, темперамент, самооценка). Можно выделить 2 вида опросников: одномерные – диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные – дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Методики для работы в детском саду. Диагностика готовности к школьному обучению . Подбирая методики, психолог учитывает, что необходимо оценить уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов), образного мышления и воображения (в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы), развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения), активной речи, механической и логической памяти. Важно изучить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т.п. Оценивая уровень организации ребенком собственной деятельности (умение работать со схемой, планировать свои действия и т.д.), психолог не должен забывать и об изучении специальных умений (крупной и мелкой моторики, рисования и пр.). Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка. Методики диагностики детско-родительских отношений . Во время работы со всеми членами семьи одновременно, становится заметно как разнообразно и несогласованно проявляется их активность. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других. Значит, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другими людьми, и соответственно может помочь ему измениться. Методы исследования мотивационной сферы . В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу “напластования” одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов. Потребности диктуют поведение людей. Методики для профотбора и профориентации . Постоянно возрастающая интенсивность работы и повышение требований к сотрудникам заставляют руководителей фирм привлекать знания в области психологии. Тестирование дает возможность получить информацию об определенных качествах, необходимых для работы. А также дать оценку личностных качеств для планирования карьеры. Методы измерения уровня познавательных процессов . Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, внимание, творчество (креативность), интеллект) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Проекционные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов, тревогу и т.д. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Методы исследования межличностных отношений в группе . В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, конфликтность, адаптация, коммуникабельность и т. д. Методы диагностики отклоняющегося развития . Большое количество детей с невыраженными отклонениями в развитии и психофизическом здоровье находятся в массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то что им не требуются специальные условия для успешного обучения, они испытывают стойкие трудности в условиях традиционного обучения в «общем потоке», и отсутствие или несвоевременность коррекционно-развивающей работы с ними приводят к выраженной их дезадаптации и педагогической запущенности. Интерпретация в психологии
- 4 Символы и их интерпретация. Как можно работать с символами. Часть 2
- 5 Интерпретация человека психология
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Интерпретация Практически все откладывает отпечаток на “образ личности”.
Интерпретация Практически все откладывает отпечаток на “образ личности”. Нет ничего бессмысленного и случайного даже в малейшем движении человека. Личность постоянно выражает себя словами, тоном голоса, жестами, позой, и от компетентности консультанта зависит, сможет ли он “прочитать” сложные психологические письмена. Каждый клиент – это не открытая книга, а неизвестная страна, где все ново и вначале трудно поддается пониманию. Ориентироваться в этой неизведанной стране консультанту помогает техника интерпретации – пожалуй, самая сложная методика консультирования.
2. Акцентирование каких – либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: “Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете”. 3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: “Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи”. Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи). Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения (обычно с отцом или матерью) мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта. 4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
Например: Клиентка: Он ничего не делает дома, а все время ходит пьянствовать с друзьями. Я обречена заботиться о детях и делать все по дому. Консультант: Похоже, что он этим своеобразно спасает Вас от принятия решения о своей нынешней и будущей жизни. Практически во всех перечисленных типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т. е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным. Приведем в качестве примера объяснение клиенту понятия “агорафобия” (Storr A. , 1980): “Из Вашего рассказа следует, что мир сделался для Вас опасным с детства, когда мать боялась отпускать Вас одного из дома. Такой страх для трехлетнего ребенка не удивителен, но с годами уверенность в себе и склонность к риску возрастают. Единственная ненормальность Вашего страха – это его продолжительность”. Данная интерпретация не снимает невротический симптом, однако уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать.
Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем.
Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация – если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.
Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. По данным S. Spiegel и С. Hill (1989), клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание.
Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы. Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Не надо забывать, что консультант, как и любой человек, может ошибаться, т. е. его интерпретации бывают неточными или вообще не соответствующими действительности. Поэтому интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично – поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Лучше всего интерпретативные положения начинать словами “полагаю”, “вероятно”, “почему бы не попробовать посмотреть так” и т. п. Гипотетический характер интерпретаций отнюдь не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.
Интерпретация – в психологии и литературе
Человек на подсознательном уровне стремится к пониманию. Он должен понимать все, что его окружает: людей, мотивы их мыслей и поведения, происходящие события, механизмы их формирования и изменения, свое тело, жизни других живых существ и т. д. Понимание в научном языке носит название «интерпретация». Данным термином часто пользуются в психологии и литературе.
Человек желает все интерпретировать, то есть доступным для себя языком разъяснять, чтобы понимать. Зачем ему это нужно? Когда человек понимает, он может сделать для себя правильные выводы, которые помогут ему принять такое решение, которое позволит ему достичь желаемого.
Возьмем пример: муж приходит домой и заявляет жене, что разводится с ней. Что случилось? Никаких ссор до этого события не случалось. Муж внезапно заявил о разводе, как будто бы на ровном месте. Муж понимает, что происходит, а вот его жена не может найти ни одного разумного объяснения, которое могло бы ей помочь понять, что ей нужно сделать, чтобы сохранить семью.
Если муж расскажет о мотивах своего поведения, тогда женщине станет ясно, что она может сделать в сложившейся ситуации.
Понимание позволяет выбирать. Когда человек понимает, ему тогда становится легко ориентироваться в происходящем. Можно говорить о том, что понимание – это свобода, которую человек постигает, поскольку не напрягается. А это возможно, когда индивид знает, что происходит, поставил четкую цель и совершает действия, которые точно приведут его к ней.
Что такое интерпретация?
Под термином интерпретация интернет-журнал xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai понимает толкование какого-либо явления. Естественно, данный процесс происходит во всех сферах жизни человека. Интерпретацией люди занимаются в литературе, психологических исследованиях, математике, философии. Даже медицинские работники, которые проводят диагностические обследования больных, занимаются интерпретацией тех результатов, которые получаются при выводе картинки на монитор или при осмотре частицы тела под микроскопом.
Человек видит что-то. Теперь ему это нужно интерпретировать, то есть объяснить таким образом, чтобы понять, что это такое, какими свойствами обладает, насколько опасно, как можно с ним взаимодействовать и т. д. Можно сказать о том, что впервые человек начал изучать окружающий мир лишь для достижения двух целей:
- Понять для самого себя, что для него может составлять опасность.
- Понять, как можно себя обеспечить всем необходимым: кровом, едой, теплом и пр.
Человек исходит исключительно из собственных потребностей, когда начинает изучать окружающий мир. Сначала он должен обезопасить себя, поэтому с осторожностью изучает все те явления и предметы, которые его окружают. Затем он озадачивается вопросом удовлетворения своих основных потребностей. Здесь он должен с минимальными затратами усилий использовать окружающий мир таким образом, чтобы он себя прокормил, одел, обеспечил домом и теплом.
Когда базовые потребности удовлетворены, человек может поставить перед собой другие цели, которых он может не достигать (они на его продолжительность жизни не повлияют), однако значительно обогатят его существование. Здесь человек ставит различные цели, которые можно объединить в одно большое понятие – счастье.
Один идет пить пиво, а второй его осуждает. Она идет в ночной клуб потанцевать, а он считает ее ветреной женщиной. Он идет гулять с друзьями, а она его не пускает, потому что думает, что будет ей изменять. Кто-то интересно провел время в боулинг-клубе, а дома его ждет разъяренный родственник, готовый рассказать, насколько его увлечение плохое и затратное.
Видите ли, получается так, что человек развлекается. Этим человеком можете быть вы, ваш любимый человек, ребенок, родственник или друг. Но всегда появляются в его окружении люди, которые недовольны тем способом его развлечения, который он сам для себя выбрал. «Взрослые женщины не должны ходить по ночным клубам», «Мужчина должен нести деньги в семью, а не тратить их с друзьями на посиделки за пивом», «Женщина должна воспитывать детей, а не целыми днями общаться с подругами» и т. д. Видите, как человеку обрывают крылья? Он развлекается, делает себя счастливым, но его близкий человек не понимает его, начиная навязывать ему свое представление о том, как он должен развлекаться.
«Взрослая женщина должна ходить в театры или музеи, если хочет развлечься», «Мужчина должен получать удовольствие от того, что целыми днями проводит дома со своей семьей», «Женщина должна радоваться своим детям и общаться с ними, а не со взрослыми дамами, такими же как и она» и т. д. Близкий человек начинает навязывать «гуляке» свое мнение относительно того, как тот должен веселиться. То есть его способ веселья не подходит человеку, поэтому он пытается ему сказать, как нужно веселиться. Но, извините, если вас веселит что-то другое, это еще не значит, что точно так же должны веселиться все люди! Более того, у каждого человека свое понимание того, что может его развеселить. И если вас веселит ежедневное сидение дома, то другого человека это может просто убить морально.
Разное понимание того, от чего человек должен быть счастлив, приводит к многочисленным ссорам. Мужчина пьет пиво, а женщина его пилит. А что, если таким способом мужчина себя делает счастливым человеком? Получается, что его любимая женщина собственными же руками и угрозами лишает его счастья.
«Ты это любишь! Не говори, что не любишь. Я знаю, что любишь», — вот такой смысл слов передается теми людьми, которые начинают осуждать досуг близких и говорить, как им нужно отдыхать. «Не любишь в театр ходить, тогда заставим», «Не любишь быть трезвенником, значит, запугаем, чтобы ты это полюбил», «Не любишь с детьми сидеть, значит, пристыдим тебя, чтобы тебе было плохо от того, как ты развлекаешься» — вот что делают люди, которые не понимают увлечений и развлечений своих близких.
Не ваша печаль проживать чужую жизнь. Это легкая перефразировка от пословицы «Не твоя печаль качать чужих детей». Как не вашим делом является то, как другие родители воспитывают своих детей, так и не вашим делом является то, как другой человек сам себя веселит. Если вы его не можете развеселить, то пусть он веселится так, как сам того хочет. Ваши увлечения могут не увлекать другого человека. Ваше веселье может не радовать вашего любимого и близкого. Поймите это. Иначе, когда вы начнете веселиться, то этот человек заслужено начнет осуждать ваш досуг, навязывая свое мнение.
Люди постоянно занимаются интерпретацией. И поскольку они еще имеют привычку навязывать свое понимание мира другим людям, из-за этого возникают многочисленные конфликты и ссоры.
Интерпретацию можно назвать:
- Перефразированием.
- Объяснением.
- Растолкованием смысла.
- Пояснением или разъяснением.
Интерпретация – это способ преобразования информации, которая дается человеку, понятным ему смыслом, которым он потом может воспользоваться в нужном для себя направлении.
Интерпретация результатов исследования
Чтобы вывести какую-либо гипотезу и поставить точное значение какого-либо явления, проводятся исследования. Они направлены на изучение, выявление закономерностей, постановку точных прогнозов. Таким образом гипотезы постепенно переходят в истинное знание, которое научно подтверждено. И после каждого исследования проводится интерпретация, то есть анализ полученных данных.
Поскольку бывают случаи, когда специально организованные условия приводят к иному, не запланированному результату, здесь проводятся многочисленные исследования, чтобы понять, что влияет на смену результатов, что также интерпретируется и выводится в виде истинного знания.
Выделяют такие виды исследований:
- Генетический – когда исследуется эволюция генетического составляющего в процессе длительного времени.
- Структурный – когда объясняются структурные составляющие какого-либо предмета. Здесь проводятся наблюдения длительного характера, чтобы выявлять различные изменения.
- Функциональный – когда происходит наблюдение за динамикой развития какого-то явления, чтобы определить связи с окружающей средой, влияние и пр.
- Комплексный – когда изучение предмета происходит на различных уровнях.
- Системный – когда изучаются отдельные компоненты, составляющие единую систему.
перейти наверх
Интерпретация в психологии
В психологической практике специалисты постоянно занимаются интерпретацией. Постоянной их работой является пояснение клиентам смысла их действий, о которых те рассказывают. Поскольку человеку достаточно трудно посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, почему он достигает тех или иных результатов, психолог предоставляет ему данную картину мира.
Интерпретация часто используется в психоанализе, когда проводятся различные тесты на выявление скрытых мотивов, желаний, потребностей и страхов. Так, часто анализируются сновидения, конкретные события и инстинкты человека.
В психологической практике частыми становятся тесты, которые позволяют получить четкие ответы на поставленные вопросы. Они разрабатываются психологами с целью быстрого оценивания психологического состояния клиента.
Интерпретация в литературе
В литературе интерпретация имеет относительный характер. Это объясняется тем, кто каждый читатель по-своему толкует текст, который написан автором. Может оказаться так, что автор передавал один смысл сказанного, а читатель интерпретирует текст совсем по-другому. Вот почему интерпретация литературного текста многообразная и относительная, что во многом зависит от того, как его читает и воспринимает сам читатель.
В различные века авторы использовали особые стили написания текстов, что больше было ориентировано на ту категорию лиц, которые жили в ту или иную эпоху. Так, в древние времена хороши были метафоры и аллегории. В средние века предпочиталось прибегать к прозе и поэзии.
Интерпретация – это индивидуальный подход к тому явлению, которое воспринимается человеком, будь это текст, явление, предмет или другой индивид. Вот почему в глазах одного человека конкретный индивид может быть хорошим, а в глазах другого – плохим. При этом люди смотрят на одного и того же индивида, который не меняется в своих проявлениях.
Все люди стараются понять тот мир, в котором они живут. Однако процесс интерпретации очень индивидуальный. Поэтому мудрецы говорят о том, что мир становится таким, каким его видит каждый отдельный человек. Кто-то видит его прекрасным, а кто-то – серым. Влюбленность насыщает события приятными красками, а разочарование – темными тонами. Мир зависит от глаз, которые на него смотрят, хотя он для всех является одинаковым. Как человек его интерпретирует, так он потом и живет в нем.
Нашему сайту 10 лет
Спасибо всем,
кто был и остается с нами!
Добро пожаловать на сайт «ТЕСТОТЕКА» Это психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами. Для удобства все методики распределены по тематическим разделам (они представлены ниже на данной странице). Также имеется указатель, где находится список всех методик (в алфавитном порядке). Сайт постоянно пополняется новыми тестами. Применяя предлагаемые тестовые методики, ни на миг не забываете о необходимости охранения клиента от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Потому не переработанная, не сгармонизированная, не сконструированная в соответствии с особенностями восприятия человека информация о нем самом порой оказывается не просто раздражающей, но и губительной. Постарайтесь не абсолютизировать результаты диагностического обследования.
Методы исследования психологических свойств и состояний личности . В этот блок входят опросники для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт (тревожность, фрустрация, одиночество, агрессивность, эмпатия, акцентуации характера, темперамент, самооценка). Можно выделить 2 вида опросников: одномерные – диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные – дают информацию о целом ряде различных свойств личности.
Методики для работы в детском саду. Диагностика готовности к школьному обучению . Подбирая методики, психолог учитывает, что необходимо оценить уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов), образного мышления и воображения (в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы), развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения), активной речи, механической и логической памяти. Важно изучить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т.п. Оценивая уровень организации ребенком собственной деятельности (умение работать со схемой, планировать свои действия и т.д.), психолог не должен забывать и об изучении специальных умений (крупной и мелкой моторики, рисования и пр.). Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка.
Методики диагностики детско-родительских отношений . Во время работы со всеми членами семьи одновременно, становится заметно как разнообразно и несогласованно проявляется их активность. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других. Значит, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другими людьми, и соответственно может помочь ему измениться.
Методы исследования мотивационной сферы . В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу “напластования” одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов. Потребности диктуют поведение людей.
Методики для профотбора и профориентации . Постоянно возрастающая интенсивность работы и повышение требований к сотрудникам заставляют руководителей фирм привлекать знания в области психологии. Тестирование дает возможность получить информацию об определенных качествах, необходимых для работы. А также дать оценку личностных качеств для планирования карьеры.
Методы измерения уровня познавательных процессов . Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, внимание, творчество (креативность), интеллект) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Проекционные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов, тревогу и т.д. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Методы исследования межличностных отношений в группе . В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, конфликтность, адаптация, коммуникабельность и т. д.
Методы диагностики отклоняющегося развития . Большое количество детей с невыраженными отклонениями в развитии и психофизическом здоровье находятся в массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то что им не требуются специальные условия для успешного обучения, они испытывают стойкие трудности в условиях традиционного обучения в «общем потоке», и отсутствие или несвоевременность коррекционно-развивающей работы с ними приводят к выраженной их дезадаптации и педагогической запущенности.
Интерпретация в психологии
Интерпретация в психологии стала открытой темой, поскольку разработанные на сегодняшний день технологии, тесты, методики и программы позволяют по-разному раскрывать смысл тех или иных психологических явлений. Даже сами методики, к которым прибегают ученые, чтобы объяснить тот или иной феномен, могут стать объектом для исследования.
Ж. Пиаже выделял две стратегии объяснения фактов в психологии
1. Редукционизм – сведение сложного к простому: психологического к внепсихологическому, социального к биологическому и т.д. Он в свою очередь делится на:
• Психологический редукционизм – сведение нескольких сложных моделей поведения к одному и тому же простому принципу объяснения.
• Вне-психологический редукционизм рассматривает действия и реакции, ссылаясь на непсихологические законы. Социологическое объяснение рассматривает индивидуальное поведение через взаимодействие с окружающими людьми. Физикалистские объяснения толкует поведение через физические законы.
Органистские объяснения сводят психологическое к физиологическому, а конструктивистские – делают акцент на процессах конструкции. Модель типа «теории поведения» рассматривает поведение как результат обучения. Модель «генетического типа» толкует поведение как результат генетически вложенных форм. «Абстрактные модели» объясняют поведение через наличие общих законов.
2. Конструктивизм – построение более сложных объяснений за счет более простых. Рассматриваются простые явления в совокупности, составляя сложный предмет психологии.
Вышеприведенные способы интерпретации психологических явлений могут использоваться в совокупности, конечной целью которых является констатация факта. Однако данные открытия не могут дать однозначный ответ на вопрос, является ли это единичным (частным) случаем или все-таки научные результаты раскрыли некий общий закон.
Способов пояснений психологических явлений, рассматриваемых в интернет-журнале xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai, существует большое количество. Но все они проходят через три основные стадии:
1. Исследование.
2. Соотнесение открытия с известными законами
3. Проверка открытия на другом материале для более точного подтверждения или опровержения.
Ж. Пиаже выделил три стадии исследования в психологии
1. Установление научного явления в обобщенном виде. Это всего лишь теория, которая ждет своего подтверждения. Констатируется некая общая закономерность.
2. Дедуктивная стадия. Научное явление выводят из законов, которые предположительно объясняют его.
3. Соотнесение логической конструкции с реальной. Начинаются эксперименты, которые ставят целью рассмотреть реальную модель в «полевых» условиях, а также увидеть закономерность на других объектах, чтобы вывести общий закон.
Приведенная схема не имеет достаточно научной базы в психологии, поэтому на сегодняшний день исследования проводятся по более простой схеме:
1. Проводится эмпирическое исследование.
2. Формулируется закономерность.
3. Находятся эмпирические сведения в уже имеющейся литературе, чтобы соотнести явление к определенной группе.
4. Представляется общепсихологическая интерпретация.
Очевидно, что методы исследования в психологии еще не до конца совершенны, что может предполагать наличие некоторых ошибочных сведений и знаний. Однако уже подтвержденные и до конца изученные феномены помогают устанавливать закономерности в неизученной части психологии. Ученые совершенствуют свои навыки и знания, что не происходит за одно мгновение.
Символы и их интерпретация. Как можно работать с символами. Часть 2
Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Тот, кто виден всем, не может быть ясным.
Тот, кто считает себя правым, не может быть лучше.
Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться…
… Для того же, кто знает всё наперёд,
Путь – это то, что уже закончилось,
А глупость – это то, что только начинается…
Лао-цзы. Дао дэ цзин
В первой части статьи я пыталась рассказать о том, как надо начать доверять самому себе, своему подсознанию. Там все есть. Знания всех законов психики и жизни. Надо только вспомнить. Конечно, не надо превращать свою жизнь только в разгадывание всяких загадок, жить некогда будет. Работать с символами и знаками нужно только тогда, когда вы или оказались в жизненном тупике, кризисе, или когда вы ходите по кругу, а до цели дойти не можете. То есть вопросы должны быть для вас жизненно важными, а не их праздного любопытства.
Одним из первых важных шагов в этом процессе является сбор новых практических наблюдений, чтобы потом, при достижении некоторой критической массы, выявить прежде скрытые закономерности, сделать выводы, добавить новые значимые параметры, уточнить и расширить существующую модель. Для этого я предлагаю составлять свой собственный словарь символов. Какие же методы могут помочь вам «читать», толковать символ?
Метод 1. Работа с интуицией.
Интуиция, вероятно, самое эффективное средство толкования символов и знаков. Когда клиент говорит, что «не знает, что это может означать», глядя на метафорическую карту, я говорю волшебную фразу, когда-то вычитанную у Дениз Линн: «Я знаю, что ты не знаешь, но если бы ты знала, каков был бы ответ». Символика не может быть одинаковой для разных людей, поэтому я объясняю сразу, что ничем не смогу помочь клиенту, если начну толковать за него, как это делает гадалка. Как-то, работая с картами ОН, клиентке с пуританскими представлениями о связи с мужчинами, попались карты «ужасные» по ее словам. Я тоже почувствовала неудобство, т.к. у нее была такая бурная реакция: она, перевернув, вытянутые вслепую карты, вскочила, крикнула «ужас, ужас» и выбежала из кабинета. Через минуту она вернулась, вся красная от смущения, повторяя «какой ужас» и не зная, куда спрятать руки. Чтобы разрядить ситуацию, рассказала ей анекдот, который она мне своим поведением напомнила. Наверное, стоит его здесь написать.
«В публичный дом пришел господин, прилично одетый и благоухающий дорогим парфюмом. К нему в комнату была отправлена девушка. Прошло несколько минут и вдруг из комнаты с криками «ужас, ужас, ужас. » вылетает девушка. На все вопросы Мадам, хозяйки публичного дома, ответить не может, только повторяет «ужас, ужас, ужас». К нему направляют другую, более опытную жрицу любви. Но и она через 1-2 минуты выбегает со словами «ужас, ужас, ужас. » и тоже ничего не может объяснить. Тогда к господину идет сама Мадам. Проходит несколько минут, открывается дверь, выходит Мадам и спокойно говорит, застывшим от нетерпения и страха, девицам: «Ну, ужас. Но не ужас, ужас, ужас. »
Мне повезло, что клиентка обладала чувством юмора. Она сбросила свое напряжение через смех и очень плодотворно поработала на себя. Кто видел карты ОН, тот знает, что там есть пара фривольных картинок, одна из них попала моей клиентке, а также слово «гомосексуализм». Работая методом «если бы я знала…» она очень хорошо раскрыла для себя информацию из подсознания. А так же смогла соотнести свое поведение в кабинете с поведением внутри себя (бегство) при внешне спокойном поведении, когда встречается с мужчиной. И у нее ничего не получается. Чуть-чуть приоткрою часть выясненных для нее значений. Чувства: отвращение, недоумение, страх. Далее: нет будущего у гомосексуальных отношений, главное, детей быть не может( ей 49 лет). Тогда зачем? Похоть, грязь, страх наказания (вспомнила строгое воспитание в семье детей). Да и хватит. У нас ушло 2 академических часа работы.
Метод 2. Определение чувства.
Чувство, которое вы ассоциируете с определенным символом, может стать ключом к раскрытию его значения. Для этого надо закрыть глаза, слегка расслабиться, уравновесив дыхание, подумать о символе, а потом решить, какую эмоцию или чувство вы можете связать с ним. Припомните ситуации из прошлого, связанные с этим чувством. Что несут вам эти воспоминания? Ассоциация чувства с символом – это настоящая подсказка.
Метод 3. Идентификация (отождествление) с символом.
Это метод, на котором держится вся проективная психология. Вам нужно превратиться в символ, стать им. И начать говорить все, что приходит вам в голову. Если у вас комбинация символов, то станьте каждым из них. Определите свое место, чувство, мысли, фантазии. В общем, говорите, что на ум пошло. Начните, например, так: «Я самовар, стою в сарае, на мне пыль, давно ко мне никто не прикасался. Мне жалко себя, так как я могу быть не только полезным, но и очень красивым, если приложить ко мне умелые руки и начистить меня до блеска. Раньше, когда я был нужен, со мной пили чай, вели неторопливые разговоры. Я был свидетелем….» ( из рассказа клиентки, которая после развода уже 7 лет не может найти себе пару).
Метод 4. Свободные ассоциации.
Нужно записывать первое, что приходит в голову, каждый раз повторяя слово, обозначающее символ. Может получиться от 10 до 30 слов, больше и не нужно. Не думаю, что подсознание «дурИт» настолько, чтобы нас запутать, вместо того, чтобы достучаться до нашего сознания. Потом можно попросить кого-нибудь почитать нам слова, и воспринимать их с закрытыми глазами на слух. Там где вы срезонируете, где как-то что-то отзовется в вас, отметьте. Потом над этим можно поработать любым другим методом, для разнообразия.
Метод 5. Встреча с инопланетянином.
Нужно будет представить, что этот гуманоид впервые на Земле. И его интересует «ваш знак, символ». Постарайтесь все, что можете вспомнить рассказать о нем. Например, мне уже несколько дней в разных местах попадается на глаза голубиное перышко. Я делаю предположение, как оно было потеряно. Наверное, голуби делили территорию, или самку. Перышки нужны голубю, чтобы летать. Летать хорошо, для голубя, сидеть на земле – верная смерть. Потому что это птицы. Чем они отличаются от других? Например, они любят селиться там, где есть люди. Их огромное множество на площадях перед храмами. Они нежные и ласковые, когда ухаживают друг за другом. Не зря говорят, воркуют, как голубки. И так далее. Когда вы даете описание простыми словами, вам нередко проясняется суть символа. Это нужно тренировать, как тренируют мышцы. Полагайтесь на свои внутренние ощущения. Что для меня была встреча с перышком? Нужно ли проявлять мне голубиные качества в отношении близких или это пожелание моего подсознания «счастливого полета» в новом творчестве или работе, которую я только начала… главное, ощущения и новый настрой.
Метод 6. Совет знатоков.
Близок методу коучинга в символдраме. Или работе с наставником в созидающих визуализациях Ш. Говайн. Можно провести самостоятельно. Надо спокойное место и немного времени. Представьте, что приглашаете к себе в гости неких значимых для вас людей. Соберите их за одним столом. Это могут быть как известные, популярные люди, так и люди вашего круга. Главное, чтобы вы верили, что именно эти люди являются знатоками в вашем вопросе. Задаете каждому один и тот же вопрос (заготовить заранее, вопрос должен быть лаконичным) , слушайте ответ без критики и примите безусловно любой ответ. Закончив опрос, поблагодарите всех, и примите от каждого подарок на память. Затем выйдя из транса, запишите не только полученные ответы, но и чувства, которые были у вас, когда слушали ответы. Потом отдельно поработайте с символикой подарков любым из выше перечисленных методов. Тот подарок, который понравился больше всего, можно купить или сделать своими руками чуть позже.
Как я уже говорила, полезно составить свой собственный словарь символов. Изучите также свою родословную, иногда передаются по наследству некоторые знаки от предков. И теперь несколько рекомендаций по работе со сном.
«Если клиент рассказал вам сон, и вам сразу понятно про что он.
Это точно – не про это».
Сон – это письмо из бессознательного. Любой сон многослоен. Если клиент запомнил сон – для него это важно. Давность сновидения значения не имеет. Если сон не забывается, он не отработан. Здесь хочу внести уточнение, что мы не забываем именно то, что еще несет для нас какую-то информацию или имеет эмоциональную составляющую. Кошмар – это последнее письмо с грифом «Срочно!». Он снится, т.к. до этого вы отмахивались от посылаемых вам знаков-предупреждений. Если сон не вспоминается, то сон проходной, не значим на данное время, просто шла проработка дневных событий, т.е. того, что не успели сделать в сознании. Сон, который оставил сильный эмоциональный след, нужно записать. Не интерпретируем по сонникам, уже знаем об этом? Ниже приведу методику Калошиной Татьяны Юрьевны со своими наработками.
Нарисовать сон акварелью, неведущей рукой (левой, если правши). Амбидекстрам- ногой! Неведущей! Ой, шучу…любой рукой.
Вывешиваем рисунок на некотором расстоянии. Садимся рядом с клиентом, подбирая место: «Где я должна сесть, чтобы вам было комфортно?»
Просим рассказать сон. Слушаем до конца, только потом задаем вопросы: Какие чувства у тебя, когда ты говоришь о сне. Как именно ты это чувствуешь? Что происходит в твоем теле? Что это для тебя значит? Что тебе хочется сделать с этим сном? Что в рисунке вызывает сильное чувство? Расскажите про это. Или станьте этим и расскажите все, что придет в голову. Если бы вы могли передать что-то для хозяйки сна, то что бы ты сказал? (можно поработать и на двух стульях).
Посмотрите на рисунок еще раз, поменялось ли у вас чувство? Хочется ли вам что-нибудь закрасить, дорисовать, подрисовать? Сделайте это прямо сейчас. Так работаем до нейтрального или даже приятного чувства, т.е. идентифицируемся с частями сна, рассказываем, затем смотрим, как изменилось к этому наше чувство. Как меняется общее состояние? Что чувствует тело? Примите положение тела такое, которое сейчас соответсвует вашему состоянию. Запомните это состояние. Потренируйтесь. Поменяйте позу. А сейчас вспомните свое приятное чувство и примите положение тела, соответсвующее вашему чувству, то, которое вы нашли для себя ранее.
А теперь напишите автоматическое письмо, о чем этот сон?
Что вам в этом письме отправило ваше подсознание? Обратитесь к нему: “Мое дорогое подсознание, пожалуйста, расскажи мне. ” После этого можно прочитать написанное в автоматическом письме.
Так что в прогностической функции сновидения нет ничего мистического, есть реальность – состояние подсознания. А. Фрейд писала: «Во всех снах людей присутствует элемент предостережения или предвидения, в одних больше, в других, меньше». Проблема заключается лишь в адекватной оценке, интерпретации символов сновидения. Надо научиться верить в субъективные ощущения в сновидениях. «Правильного» интерпретирования не бывает. Так же как и «неправильного».
«Верить в их прогностическое значение – значит лучше понимать и роль подсознания в жизни человека, которое и таким образом – через сновидения – прогнозирует состояние человека»,- писал профессор, доктор психологических наук Панасюк Александр Юрьевич в книге «Психология подсознания».
В заключении, хочу сказать, что в каждом из нас заложена способность к прочтению символов и знаков. Надо поверить в себя, и надеюсь, что мои размышления и методы помогут хоть немного восстановить ваши врожденные способности прислушиваться к своему подсознанию и принять те решения, которые помогут вам в будущем.
Интерпретация человека психология
По имеющейся биопсихосоциальной модели (Maslow, А.Н. – 1970) имеются 3 категории главных потребностей человека: информационные, технические и эмоциональные. По собственной существенности они располагаются в виде последующей иерархической пирамиды.
6. Эстетические потребности.
5. Необходимости в плане осознания.
4. Необходимости быть оценённым.
3. Эмоция принадлежности, необходимости в любви и культурные потребности.
2. Потребности в отношении безопасности.
1. Физические потребности.
Самореализация – требует исполнения и осуществления возможных способностей с внешней помощью и консультированием по половым темам для достижения реабилитации.
Эстетические потребности – исполнение физических и психологических нужд, заинтересованность в собственной внешности и в среде.
Потребности в плане осознания – понимание прогноза заболевания. Анализ вероятно неясных качеств.
Потребности быть оценённым – помощь и ободрение в ходе соблюдения профессиональных советов.
Чувство принадлежности, необходимости в любви и культурные необходимости – дающая поддержку семья, товарищи, нужные для восстановления обычной общественной активности и стиля существования.
Потребности в отношении безопасности – хорошие отношения с специалистом по психологии, что важно для коммуникации, консультаций и информирования. Доверие, почтение и чувство сохранности развиваются во взаимоотношениях с категорией, состоящей из всевозможных специалистов.
Физиологические необходимости – комфорт, необходимая гидратация и питание.
В соответствии с данной схемой главными факторами, содействующими происхождению расстройств психогенного характера, считаются недостающая компетентность пациента и его опасения.
Огромное психотерапевтическое действие на человека имеет очередность и метод подачи материала. В ходе беседы неоднократно контролируется производительность коммуникации с помощью включения в изложение фрагментов, цель которых начать эмоциональное изображение со сторонки пациента.
Один из методов сбросить напряжение – это постоянные физические упражнения. Эти процедуры действуют как отзыв “драться либо убегать”, которая дает вероятность организму освободиться от накопившегося в нем напряжения. Потому те пациенты, которые занимаются физическими упражнениями, достигли хороших итогов в деятельности.
В собственной книге “Реакция расслабления” доктор Герберт Бенсон из Гарвардского института фактически показывает позитивное физическое воздействие некоторых из данных способов. [6,c. 117]
И хотя пока нереально до конца понять все физические процессы, происходящие в организме в ответ на различные приемы психической релаксации. Изучения наглядно доказывают, что данные способы помогают людям находить понимание друг с другом посредством эмоций и эмоциональных состояний человека, что и определяет важность нашей темы и доказывает нашу гипотезу.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.
✔ Обо мне ✉ Обратная связь
Добро пожаловать на сайт «ТЕСТОТЕКА» Это психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами. Для удобства все методики распределены по тематическим разделам (они представлены ниже на данной странице). Также имеется указатель, где находится список всех методик (в алфавитном порядке). Сайт постоянно пополняется новыми тестами. Применяя предлагаемые тестовые методики, ни на миг не забываете о необходимости охранения клиента от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Потому не переработанная, не сгармонизированная, не сконструированная в соответствии с особенностями восприятия человека информация о нем самом порой оказывается не просто раздражающей, но и губительной. Постарайтесь не абсолютизировать результаты диагностического обследования.
Методы исследования психологических свойств и состояний личности . В этот блок входят опросники для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт (тревожность, фрустрация, одиночество, агрессивность, эмпатия, акцентуации характера, темперамент, самооценка). Можно выделить 2 вида опросников: одномерные – диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные – дают информацию о целом ряде различных свойств личности.
Методики для работы в детском саду. Диагностика готовности к школьному обучению . Подбирая методики, психолог учитывает, что необходимо оценить уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов), образного мышления и воображения (в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы), развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения), активной речи, механической и логической памяти. Важно изучить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т.п. Оценивая уровень организации ребенком собственной деятельности (умение работать со схемой, планировать свои действия и т.д.), психолог не должен забывать и об изучении специальных умений (крупной и мелкой моторики, рисования и пр.). Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка.
Методики диагностики детско-родительских отношений . Во время работы со всеми членами семьи одновременно, становится заметно как разнообразно и несогласованно проявляется их активность. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других. Значит, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другими людьми, и соответственно может помочь ему измениться.
Методы исследования мотивационной сферы . В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу “напластования” одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов. Потребности диктуют поведение людей.
Методики для профотбора и профориентации . Постоянно возрастающая интенсивность работы и повышение требований к сотрудникам заставляют руководителей фирм привлекать знания в области психологии. Тестирование дает возможность получить информацию об определенных качествах, необходимых для работы. А также дать оценку личностных качеств для планирования карьеры.
Методы измерения уровня познавательных процессов . Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, внимание, творчество (креативность), интеллект) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Проекционные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов, тревогу и т.д. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Методы исследования межличностных отношений в группе . В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, конфликтность, адаптация, коммуникабельность и т. д.
Методы диагностики отклоняющегося развития . Большое количество детей с невыраженными отклонениями в развитии и психофизическом здоровье находятся в массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то что им не требуются специальные условия для успешного обучения, они испытывают стойкие трудности в условиях традиционного обучения в «общем потоке», и отсутствие или несвоевременность коррекционно-развивающей работы с ними приводят к выраженной их дезадаптации и педагогической запущенности.
Интерпретация в психологии
Интерпретация в психологии стала открытой темой, поскольку разработанные на сегодняшний день технологии, тесты, методики и программы позволяют по-разному раскрывать смысл тех или иных психологических явлений. Даже сами методики, к которым прибегают ученые, чтобы объяснить тот или иной феномен, могут стать объектом для исследования.
Ж. Пиаже выделял две стратегии объяснения фактов в психологии
1. Редукционизм – сведение сложного к простому: психологического к внепсихологическому, социального к биологическому и т.д. Он в свою очередь делится на:
• Психологический редукционизм – сведение нескольких сложных моделей поведения к одному и тому же простому принципу объяснения.
• Вне-психологический редукционизм рассматривает действия и реакции, ссылаясь на непсихологические законы. Социологическое объяснение рассматривает индивидуальное поведение через взаимодействие с окружающими людьми. Физикалистские объяснения толкует поведение через физические законы.
Органистские объяснения сводят психологическое к физиологическому, а конструктивистские – делают акцент на процессах конструкции. Модель типа «теории поведения» рассматривает поведение как результат обучения. Модель «генетического типа» толкует поведение как результат генетически вложенных форм. «Абстрактные модели» объясняют поведение через наличие общих законов.
2. Конструктивизм – построение более сложных объяснений за счет более простых. Рассматриваются простые явления в совокупности, составляя сложный предмет психологии.
Вышеприведенные способы интерпретации психологических явлений могут использоваться в совокупности, конечной целью которых является констатация факта. Однако данные открытия не могут дать однозначный ответ на вопрос, является ли это единичным (частным) случаем или все-таки научные результаты раскрыли некий общий закон.
Способов пояснений психологических явлений, рассматриваемых в интернет-журнале xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai, существует большое количество. Но все они проходят через три основные стадии:
1. Исследование.
2. Соотнесение открытия с известными законами
3. Проверка открытия на другом материале для более точного подтверждения или опровержения.
Ж. Пиаже выделил три стадии исследования в психологии
1. Установление научного явления в обобщенном виде. Это всего лишь теория, которая ждет своего подтверждения. Констатируется некая общая закономерность.
2. Дедуктивная стадия. Научное явление выводят из законов, которые предположительно объясняют его.
3. Соотнесение логической конструкции с реальной. Начинаются эксперименты, которые ставят целью рассмотреть реальную модель в «полевых» условиях, а также увидеть закономерность на других объектах, чтобы вывести общий закон.
Приведенная схема не имеет достаточно научной базы в психологии, поэтому на сегодняшний день исследования проводятся по более простой схеме:
1. Проводится эмпирическое исследование.
2. Формулируется закономерность.
3. Находятся эмпирические сведения в уже имеющейся литературе, чтобы соотнести явление к определенной группе.
4. Представляется общепсихологическая интерпретация.
Очевидно, что методы исследования в психологии еще не до конца совершенны, что может предполагать наличие некоторых ошибочных сведений и знаний. Однако уже подтвержденные и до конца изученные феномены помогают устанавливать закономерности в неизученной части психологии. Ученые совершенствуют свои навыки и знания, что не происходит за одно мгновение.
Символы и их интерпретация. Как можно работать с символами. Часть 2
Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Тот, кто виден всем, не может быть ясным.
Тот, кто считает себя правым, не может быть лучше.
Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться…
… Для того же, кто знает всё наперёд,
Путь – это то, что уже закончилось,
А глупость – это то, что только начинается…
Лао-цзы. Дао дэ цзин
В первой части статьи я пыталась рассказать о том, как надо начать доверять самому себе, своему подсознанию. Там все есть. Знания всех законов психики и жизни. Надо только вспомнить. Конечно, не надо превращать свою жизнь только в разгадывание всяких загадок, жить некогда будет. Работать с символами и знаками нужно только тогда, когда вы или оказались в жизненном тупике, кризисе, или когда вы ходите по кругу, а до цели дойти не можете. То есть вопросы должны быть для вас жизненно важными, а не их праздного любопытства.
Одним из первых важных шагов в этом процессе является сбор новых практических наблюдений, чтобы потом, при достижении некоторой критической массы, выявить прежде скрытые закономерности, сделать выводы, добавить новые значимые параметры, уточнить и расширить существующую модель. Для этого я предлагаю составлять свой собственный словарь символов. Какие же методы могут помочь вам «читать», толковать символ?
Метод 1. Работа с интуицией.
Интуиция, вероятно, самое эффективное средство толкования символов и знаков. Когда клиент говорит, что «не знает, что это может означать», глядя на метафорическую карту, я говорю волшебную фразу, когда-то вычитанную у Дениз Линн: «Я знаю, что ты не знаешь, но если бы ты знала, каков был бы ответ». Символика не может быть одинаковой для разных людей, поэтому я объясняю сразу, что ничем не смогу помочь клиенту, если начну толковать за него, как это делает гадалка. Как-то, работая с картами ОН, клиентке с пуританскими представлениями о связи с мужчинами, попались карты «ужасные» по ее словам. Я тоже почувствовала неудобство, т.к. у нее была такая бурная реакция: она, перевернув, вытянутые вслепую карты, вскочила, крикнула «ужас, ужас» и выбежала из кабинета. Через минуту она вернулась, вся красная от смущения, повторяя «какой ужас» и не зная, куда спрятать руки. Чтобы разрядить ситуацию, рассказала ей анекдот, который она мне своим поведением напомнила. Наверное, стоит его здесь написать.
«В публичный дом пришел господин, прилично одетый и благоухающий дорогим парфюмом. К нему в комнату была отправлена девушка. Прошло несколько минут и вдруг из комнаты с криками «ужас, ужас, ужас. » вылетает девушка. На все вопросы Мадам, хозяйки публичного дома, ответить не может, только повторяет «ужас, ужас, ужас». К нему направляют другую, более опытную жрицу любви. Но и она через 1-2 минуты выбегает со словами «ужас, ужас, ужас. » и тоже ничего не может объяснить. Тогда к господину идет сама Мадам. Проходит несколько минут, открывается дверь, выходит Мадам и спокойно говорит, застывшим от нетерпения и страха, девицам: «Ну, ужас. Но не ужас, ужас, ужас. »
Мне повезло, что клиентка обладала чувством юмора. Она сбросила свое напряжение через смех и очень плодотворно поработала на себя. Кто видел карты ОН, тот знает, что там есть пара фривольных картинок, одна из них попала моей клиентке, а также слово «гомосексуализм». Работая методом «если бы я знала…» она очень хорошо раскрыла для себя информацию из подсознания. А так же смогла соотнести свое поведение в кабинете с поведением внутри себя (бегство) при внешне спокойном поведении, когда встречается с мужчиной. И у нее ничего не получается. Чуть-чуть приоткрою часть выясненных для нее значений. Чувства: отвращение, недоумение, страх. Далее: нет будущего у гомосексуальных отношений, главное, детей быть не может( ей 49 лет). Тогда зачем? Похоть, грязь, страх наказания (вспомнила строгое воспитание в семье детей). Да и хватит. У нас ушло 2 академических часа работы.
Метод 2. Определение чувства.
Чувство, которое вы ассоциируете с определенным символом, может стать ключом к раскрытию его значения. Для этого надо закрыть глаза, слегка расслабиться, уравновесив дыхание, подумать о символе, а потом решить, какую эмоцию или чувство вы можете связать с ним. Припомните ситуации из прошлого, связанные с этим чувством. Что несут вам эти воспоминания? Ассоциация чувства с символом – это настоящая подсказка.
Метод 3. Идентификация (отождествление) с символом.
Это метод, на котором держится вся проективная психология. Вам нужно превратиться в символ, стать им. И начать говорить все, что приходит вам в голову. Если у вас комбинация символов, то станьте каждым из них. Определите свое место, чувство, мысли, фантазии. В общем, говорите, что на ум пошло. Начните, например, так: «Я самовар, стою в сарае, на мне пыль, давно ко мне никто не прикасался. Мне жалко себя, так как я могу быть не только полезным, но и очень красивым, если приложить ко мне умелые руки и начистить меня до блеска. Раньше, когда я был нужен, со мной пили чай, вели неторопливые разговоры. Я был свидетелем….» ( из рассказа клиентки, которая после развода уже 7 лет не может найти себе пару).
Метод 4. Свободные ассоциации.
Нужно записывать первое, что приходит в голову, каждый раз повторяя слово, обозначающее символ. Может получиться от 10 до 30 слов, больше и не нужно. Не думаю, что подсознание «дурИт» настолько, чтобы нас запутать, вместо того, чтобы достучаться до нашего сознания. Потом можно попросить кого-нибудь почитать нам слова, и воспринимать их с закрытыми глазами на слух. Там где вы срезонируете, где как-то что-то отзовется в вас, отметьте. Потом над этим можно поработать любым другим методом, для разнообразия.
Метод 5. Встреча с инопланетянином.
Нужно будет представить, что этот гуманоид впервые на Земле. И его интересует «ваш знак, символ». Постарайтесь все, что можете вспомнить рассказать о нем. Например, мне уже несколько дней в разных местах попадается на глаза голубиное перышко. Я делаю предположение, как оно было потеряно. Наверное, голуби делили территорию, или самку. Перышки нужны голубю, чтобы летать. Летать хорошо, для голубя, сидеть на земле – верная смерть. Потому что это птицы. Чем они отличаются от других? Например, они любят селиться там, где есть люди. Их огромное множество на площадях перед храмами. Они нежные и ласковые, когда ухаживают друг за другом. Не зря говорят, воркуют, как голубки. И так далее. Когда вы даете описание простыми словами, вам нередко проясняется суть символа. Это нужно тренировать, как тренируют мышцы. Полагайтесь на свои внутренние ощущения. Что для меня была встреча с перышком? Нужно ли проявлять мне голубиные качества в отношении близких или это пожелание моего подсознания «счастливого полета» в новом творчестве или работе, которую я только начала… главное, ощущения и новый настрой.
Метод 6. Совет знатоков.
Близок методу коучинга в символдраме. Или работе с наставником в созидающих визуализациях Ш. Говайн. Можно провести самостоятельно. Надо спокойное место и немного времени. Представьте, что приглашаете к себе в гости неких значимых для вас людей. Соберите их за одним столом. Это могут быть как известные, популярные люди, так и люди вашего круга. Главное, чтобы вы верили, что именно эти люди являются знатоками в вашем вопросе. Задаете каждому один и тот же вопрос (заготовить заранее, вопрос должен быть лаконичным) , слушайте ответ без критики и примите безусловно любой ответ. Закончив опрос, поблагодарите всех, и примите от каждого подарок на память. Затем выйдя из транса, запишите не только полученные ответы, но и чувства, которые были у вас, когда слушали ответы. Потом отдельно поработайте с символикой подарков любым из выше перечисленных методов. Тот подарок, который понравился больше всего, можно купить или сделать своими руками чуть позже.
Как я уже говорила, полезно составить свой собственный словарь символов. Изучите также свою родословную, иногда передаются по наследству некоторые знаки от предков. И теперь несколько рекомендаций по работе со сном.
«Если клиент рассказал вам сон, и вам сразу понятно про что он.
Это точно – не про это».
Сон – это письмо из бессознательного. Любой сон многослоен. Если клиент запомнил сон – для него это важно. Давность сновидения значения не имеет. Если сон не забывается, он не отработан. Здесь хочу внести уточнение, что мы не забываем именно то, что еще несет для нас какую-то информацию или имеет эмоциональную составляющую. Кошмар – это последнее письмо с грифом «Срочно!». Он снится, т.к. до этого вы отмахивались от посылаемых вам знаков-предупреждений. Если сон не вспоминается, то сон проходной, не значим на данное время, просто шла проработка дневных событий, т.е. того, что не успели сделать в сознании. Сон, который оставил сильный эмоциональный след, нужно записать. Не интерпретируем по сонникам, уже знаем об этом? Ниже приведу методику Калошиной Татьяны Юрьевны со своими наработками.
Нарисовать сон акварелью, неведущей рукой (левой, если правши). Амбидекстрам- ногой! Неведущей! Ой, шучу…любой рукой.
Вывешиваем рисунок на некотором расстоянии. Садимся рядом с клиентом, подбирая место: «Где я должна сесть, чтобы вам было комфортно?»
Просим рассказать сон. Слушаем до конца, только потом задаем вопросы: Какие чувства у тебя, когда ты говоришь о сне. Как именно ты это чувствуешь? Что происходит в твоем теле? Что это для тебя значит? Что тебе хочется сделать с этим сном? Что в рисунке вызывает сильное чувство? Расскажите про это. Или станьте этим и расскажите все, что придет в голову. Если бы вы могли передать что-то для хозяйки сна, то что бы ты сказал? (можно поработать и на двух стульях).
Посмотрите на рисунок еще раз, поменялось ли у вас чувство? Хочется ли вам что-нибудь закрасить, дорисовать, подрисовать? Сделайте это прямо сейчас. Так работаем до нейтрального или даже приятного чувства, т.е. идентифицируемся с частями сна, рассказываем, затем смотрим, как изменилось к этому наше чувство. Как меняется общее состояние? Что чувствует тело? Примите положение тела такое, которое сейчас соответсвует вашему состоянию. Запомните это состояние. Потренируйтесь. Поменяйте позу. А сейчас вспомните свое приятное чувство и примите положение тела, соответсвующее вашему чувству, то, которое вы нашли для себя ранее.
А теперь напишите автоматическое письмо, о чем этот сон?
Что вам в этом письме отправило ваше подсознание? Обратитесь к нему: “Мое дорогое подсознание, пожалуйста, расскажи мне. ” После этого можно прочитать написанное в автоматическом письме.
Так что в прогностической функции сновидения нет ничего мистического, есть реальность – состояние подсознания. А. Фрейд писала: «Во всех снах людей присутствует элемент предостережения или предвидения, в одних больше, в других, меньше». Проблема заключается лишь в адекватной оценке, интерпретации символов сновидения. Надо научиться верить в субъективные ощущения в сновидениях. «Правильного» интерпретирования не бывает. Так же как и «неправильного».
«Верить в их прогностическое значение – значит лучше понимать и роль подсознания в жизни человека, которое и таким образом – через сновидения – прогнозирует состояние человека»,- писал профессор, доктор психологических наук Панасюк Александр Юрьевич в книге «Психология подсознания».
В заключении, хочу сказать, что в каждом из нас заложена способность к прочтению символов и знаков. Надо поверить в себя, и надеюсь, что мои размышления и методы помогут хоть немного восстановить ваши врожденные способности прислушиваться к своему подсознанию и принять те решения, которые помогут вам в будущем.
Интерпретация человека психология
По имеющейся биопсихосоциальной модели (Maslow, А.Н. – 1970) имеются 3 категории главных потребностей человека: информационные, технические и эмоциональные. По собственной существенности они располагаются в виде последующей иерархической пирамиды.
6. Эстетические потребности.
5. Необходимости в плане осознания.
4. Необходимости быть оценённым.
3. Эмоция принадлежности, необходимости в любви и культурные потребности.
2. Потребности в отношении безопасности.
1. Физические потребности.
Самореализация – требует исполнения и осуществления возможных способностей с внешней помощью и консультированием по половым темам для достижения реабилитации.
Эстетические потребности – исполнение физических и психологических нужд, заинтересованность в собственной внешности и в среде.
Потребности в плане осознания – понимание прогноза заболевания. Анализ вероятно неясных качеств.
Потребности быть оценённым – помощь и ободрение в ходе соблюдения профессиональных советов.
Чувство принадлежности, необходимости в любви и культурные необходимости – дающая поддержку семья, товарищи, нужные для восстановления обычной общественной активности и стиля существования.
Потребности в отношении безопасности – хорошие отношения с специалистом по психологии, что важно для коммуникации, консультаций и информирования. Доверие, почтение и чувство сохранности развиваются во взаимоотношениях с категорией, состоящей из всевозможных специалистов.
Физиологические необходимости – комфорт, необходимая гидратация и питание.
В соответствии с данной схемой главными факторами, содействующими происхождению расстройств психогенного характера, считаются недостающая компетентность пациента и его опасения.
Огромное психотерапевтическое действие на человека имеет очередность и метод подачи материала. В ходе беседы неоднократно контролируется производительность коммуникации с помощью включения в изложение фрагментов, цель которых начать эмоциональное изображение со сторонки пациента.
Один из методов сбросить напряжение – это постоянные физические упражнения. Эти процедуры действуют как отзыв “драться либо убегать”, которая дает вероятность организму освободиться от накопившегося в нем напряжения. Потому те пациенты, которые занимаются физическими упражнениями, достигли хороших итогов в деятельности.
В собственной книге “Реакция расслабления” доктор Герберт Бенсон из Гарвардского института фактически показывает позитивное физическое воздействие некоторых из данных способов. [6,c. 117]
И хотя пока нереально до конца понять все физические процессы, происходящие в организме в ответ на различные приемы психической релаксации. Изучения наглядно доказывают, что данные способы помогают людям находить понимание друг с другом посредством эмоций и эмоциональных состояний человека, что и определяет важность нашей темы и доказывает нашу гипотезу.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.