Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "формы мышления человека" с детальным описанием.
Содержание
Коротко о мышлении
Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:
Теоретическое понятийное мышление
Теоретическое образное мышление
Наглядно-образное мышление
Наглядно-действенное мышление
Операции мышления
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления – анализа и синтеза. Анализ-это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция
Конкретизация
Мышление как производство умозаключений
Патологические мыслительные процессы
Характер мышления
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Теоретические модели
Идея заранее существующих интеллектуальных способностей – задатков – характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.
Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.
Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
Формы мышления
Понятийное мышление
Общие понятия это те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Существуют такие общие понятия, как “стул”, “человек”, “процесс”, “метеоритный дождь”. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичные понятия – те, которые обозначают какой-либо один предмет или явление, более не повторяющийся в природе. Бывают такие единичные понятия, как “стул, в котором были зашиты бриллианты”, “позвонивший сегодня утром незнакомец”, “инаугурация тридцать седьмого императора Альфа-Центавры”, “вчерашний метеоритный дождь”. В единичных понятиях тоже отражаются характерные признаки предмета или явления. При этом, следует это учитывать, в единичных понятиях могут быть отражены и признаки, которые могут быть отнесены к общим понятиям. Так характеристика “незнакомец” может относиться не только к конкретному незнакомцу, но и вообще ко всем незнакомцам.
Более того, наше мышление допускает, что единичное понятие может легко стать общим понятием, а общее понятие – единичным. Может оказаться, что сегодня утром не дважды звонил один и тот же незнакомец, а звонили два разных незнакомца. Понятие “звонивший утром незнакомец”, таким образом, быстро трансформируется в “звонившие утром незнакомцы”. Аналогично может быть и обратный процесс.
Характерной особенностью нашего понятийного мышления является его способность оперировать иерархиями понятий. Например, четыре понятия: “кошка”, “таракан”, “директор” и “красавица” – могут быть сначала объединены в два: “домашние животные” и “люди”, а потом в одно – “живые существа”.
Связанная с предыдущей особенность – мы можем строить такого рода понятийные иерархии произвольным образом, одно и то же понятие может быть членом разных иерархий. В нашем примере четыре понятия можно объединить другой иерархией: слова мужского рода (“таракан” и “директор”), слова женского рода (“кошка” и “красавица”), далее – слова мужского или женского рода. Другой вариант: “приятные существа” – “неприятные существа” – “существа”.
Этапы усвоения понятий
1. Сначала осуществляется подбор характерных признаков предмета или явления. На этом этапе подбираются все более-менее существенные признаки, без подразделения их на существенные и несущественные. Ребенок, осваивающий понятие “мороженое”, выдвигает большое количество гипотез:
– Мороженое всегда в красивой упаковке.
– Мороженое или белое, или коричневое.
– Мороженое должно быть или на палочке, или в стаканчике.
– Если мороженое не съесть сразу, потом оно растает.
– Мороженое продается в специальных киосках.
Не все эти признаки одинаково существенны. Тем не менее, если ребенок попросит купить родителя мороженое, а тот пойдет и купит, но не белое или коричневое, а розовое, то ребенок может даже расстроиться, потому что по его мнению – это не мороженое.
2. Разделение признаков на существенные и второстепенные, уточнение признаков.
Ребенок, осваивающий понятие “мороженое”, со временем понимает, что цвет его не имеет большого значения, а вот температура имеет. Также мороженое должно быть сладким и иметь молочный вкус.
Для разделения признаков на существенные и второстепенные большое значение имеет практика. В процессе практики становится очевидным, что одни признаки повторяются всегда, другие – в большинстве случаев, но не всегда. Разумеется, чем разностороннее жизненный опыт, тем большей точностью начинают обладать понятия. Так, если ребенку покупать всегда один и тот же вид мороженого, понятие о мороженом сформируется весьма узкое.
3. Научное истолкование понятия. Конечно, большинство понятий, которые мы осваиваем не доходят до этого этапа, когда для определения понятия применяется вся мощь науки и культуры. Для научного истолкования понятия характерно то, что мы в основном пользуемся уже готовыми определениями, данными лучшими специалистами мира в этой области. Именно специалисты могут нам совершенно точно истолковать, что же такое мороженое, как оно производится, какие виды бывают и т.д. Специалист по изготовлению мороженого может многие часы рассуждать о мороженом.
Способы усвоения понятий
Простейший способ усвоения понятия – так называемая стратегия экземпляра. Ребенок, например, видит, что родители купили новый шкаф, и слышит, что они купили новую мебель. Для ребенка этот шкаф и есть мебель. Этот шкаф и будет экземпляром, с которым будут сравниваться другие претенденты на слово “мебель”. Понятие “мебель” как модель мебели включает пока лишь что-то высокое и с полками. Диван, например, уже не будет подходить под понятие “мебель”.
Когда ребенок узнает, что диван это тоже мебель, в его голове происходит расщепление понятия: мебель – это и то, что похоже на шкаф, и то, что похоже на диван. Потом ребенок узнает, что стул это тоже мебель. Получается, что иерархия понятия “мебель” растет сверху вниз: от общего понятия “мебель” к частным, единичным экземплярам.
Стратегия экземпляра используется и взрослыми, но она не всегда удобна. И часто можно попасть впросак, если пользуешься каким-то понятием, но при этом знаком только с единичным случаем этого понятия. Если взрослый человек высказывает уверенность, что чип это такая штука, с помощью которой можно открыть дверь, то такое убеждение не может не вызвать улыбку у окружающих людей, несколько лучше разбирающихся в чипах.
Другой способ усвоения понятия – более осторожный, хотя и требующий больше времени, – стратегия проверки гипотезы. В данном случае обязательно рассматривается хотя бы несколько единичных случаев, иерархия понятия строится снизу вверх. Человек изучает известные примеры понятия, ищет признаки, относительно общие для них (например, многие предметы мебели находятся в жилых пространствах. Далее выдвигается гипотеза, что именно эти общие признаки и характеризуют данное понятие.
После постановки гипотезы анализируется все доступное множество объектов, которое можно отнести к данному понятию. Объекты оцениваются по критическим признакам. Гипотеза со временем подтверждается, опровергается или корректируется.
Если ребенку показать шкаф и сказать, что это мебель, то новое понятие автоматически сформируется в сознании ребенка. Далее оно будет лишь корректироваться. Однако если взрослому человеку показать сотовый телефон и сказать, что это “трансгаллактический синхрофазотрон”, то он вряд ли поверит и будет в дальнейшем искать еще примеры “трансгаллактического синхрофазотрона”. Если эти примеры будут, и между ними найдутся общие характерные признаки, новое понятие будет принято.
Эксперименты, в ходе которых исследовались физиологические основы мышления, позволили установить, что эти две стратегии приобретения понятий — стратегия экземпляра и стратегия проверки гипотезы — реализуются различными участками мозга. Использование стратегии экземпляра в большей степени связано с задействованием отделов, отвечающих за долговременную память – медиальных отделов височной доли, в частности гиппокампа. Стратегия же проверки гипотезы в большей степени связана с работой структур лобных долей больших полушарий, отвечающих за целеполагание.
Также эксперименты показали, что лучшему усвоению понятий способствуют следующие обстоятельства:
– варьирование признаков предмета, понятие о котором мы пытаемся усвоить; чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте, тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете;
– наглядность при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.
Затруднения с применением на практике понятий связаны с новыми, необычными условиями, в которых необходимо оперировать имеющимся у нас понятием. При этом применение понятия на практике в различных условиях является не только показателем степени его усвоения, но и средством достижения наилучшего усвоения этого понятия.
Понимание – важный момент в усвоении понятия. Понять понятие – значит поместить это понятие в целостную картину (модель) мира, научиться решать с помощью этого понятия практические задачи. Понимание – это наивысшая ступень в формировании понятий. В советской психологии понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира. В современной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения.
Понимание – всестороннее исследование взаимосвязи окружающих предметов и явлений. Чтобы понять то, как работает двигатель автомобиля, недостаточно просто разобрать двигатель на части. Нужно знать еще законы физики, кое-что из химии.
У понимания может быть много уровней. Можно понять двигатель автомобиля на уровне: “Вот здесь какая-то ерунда вращается. ” Однако если такому “специалисту” задать вопрос: “А что будет, если линейные размеры этого двигателя увеличить ровно в десять раз? Будет такой двигатель работать?”, то он не сможет дать мотивированного ответа, лишь попробует угадать.
Понимание предметов и явлений можно подразделить на два вида:
В первом случае понимающий сосредоточен в первую очередь на решении вопросов изучения того, что есть. Во втором случае понимающий сосредоточен на решении вопросов того, как можно что-то создать, изменить.
Существует несколько видов понимания:
– непосредственное понимание, то есть понимание с помощью нашего наглядного (врожденного) аппарата мышления; такое понимание осуществляется скоро, почти сразу, если оно только возможно; в противном случае оно, скорее всего, уже и не наступит;
– опосредованное (дискурсивное) понимание; для этого вида понимания нужны значительные усилия, необходим ряд умственных операций: сравнение, различение, анализ, синтез и другие.
Умозаключение
– Некоторые двоечники играют в баскетбол. Все люди, которые играют в баскетбол, имеют высокий рост.
– Значит, некоторые двоечники имеют высокий рост.
Хорошо изучены умозаключения в формальной логике, которая оперирует суждениями вида “Такое-то понятие входит, не входит, пересекается с другим понятием”. Однако нельзя утверждать, что все умозаключения можно рассматривать через призму формальной логики. Алгоритмы получения новых суждений могут быть весьма разными. В этих алгоритмах, при этом, могут учитываться потребности думающего человека.
– Известно, что у Вовы 12 яблок, а у Димы только 3.
– Отсюда можно сделать вывод, что у Вовы на 9 яблок больше.
– Отсюда можно сделать вывод, что у Вовы в 4 раза больше яблок.
– Отсюда можно сделать вывод, что у обоих мальчиков имеются яблоки.
И в случае усвоения понятий, и при понимании человек обретает новые знания об окружающем мире. Однако на усвоение понятий и на понимание большое значение оказывает личность человека. Один человек в понятие “мороженое” вкладывает одно, другой – другое. Один человек так понимает работу двигателя внутреннего сгорания, другой – совершенно иначе. Умозаключения как бы оторваны от личности думающего, они, таким образом, имеют стандартный, строгий характер. Если задать одну и ту же задачу: “Если каждый день съедать по три мороженого, то сколько мороженого будет съедено за неделю?”, то сто грамотных людей из ста человек даст ответ “21”. Потому что все они будут делать одно и то же умозаключение.
Формы мышления в психологии
Все мы Homo sapiens-ы, и, соответственно, всем нам присуще мышление, каким бы это неправдоподобным не казалось при столкновении с некоторыми другими homo. Однако у мышления в психологии есть много форм, которые и придают нашему умственному процессу индивидуальную окраску. Каждый из нас владеет теми или иными видами мышления, при этом, все мы имеем возможность развить те разновидности, которые нам изначально не свойственны. Поэтому сейчас мы рассмотрим основные формы мышления и их характеристику.
Рациональное мышление – это наиболее выгодный вид умственной деятельности. Если говорить по-простому, это означает думать о вещах поочередно, по степени важности, а не обо всем сразу. Рациональное мышление позволяет тратить минимум усилий, ресурсов, эмоций для достижения наиболее выгодного результата.
Основными формами рационального мышления являются:
- анализ;
- умозаключение;
- сравнение;
- аргументация;
- суждение;
- вывод.
Логическое мышление
Логическое мышление наиболее редко используемая нами форма мыслительных процессов. Гораздо чаще наш ум занят приятными рассуждениями или реагирует на ситуации с помощью мыслительных привычек. Неотъемлемым компонентом логического мышления является логика и четкое знание понятий и правил. Этот вид мышления наиболее ценится в точных науках, где важна не скорость, а именно достоверность.
Основные формы логического мышления следующие:
- индукция – это вывод от частного к общему;
- дедукция – вывод от общего к частному;
- аналогия – вывод, основывающийся на элементах сходства.
Кстати, Шерлок Холмс пользовался исключительно логическим мышлением.
Понятие абстрактного мышления можно раскрыть с помощью слова «абстрагирование». Оно означает отвлечение от несущественных сторон субъекта и обращение своего внимания на существенные, закономерные стороны предмета. Абстрактное мышление обобщает свойства предметов.
Формы абстрактного мышления следующие:
- чувственная абстракция – это, к примеру, отвлечение от цвета предмета для концентрации на его форме;
- обобщающая форма – ее результатом является выделение общих свойств предметов и явлений;
- идеализация – замещение реальных свойств предмета, путем отвлечения от недостатков, идеальной схемой;
- формальная абстракция – выделение свойств предметов или явлений, которые сами по себе не существуют, к примеру, разделение формы и цвета предмета.
Формы мышления
Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. Основные формы мышления включают в себя понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие – это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.
Трудно представить жизнь человека, лишенного возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен), давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).
Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.
Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).
Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку начиная с определенного возраста и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.
Имеется две стратегии усвоения понятий – экземпляра и проверки гипотезы.
Понимание. Различают непосредственное понимание, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас»; опосредованное (дискурсивное), формируемое в процессе многих мыслительных операций.
Суждение – процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек – добрый человек» – не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Различают типы суждений:
- формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» — истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);
- эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).
Умозаключение – высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик – человек спокойного нрава. Петров – спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик – человек спокойный» и «Петров – спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.
Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:
- индукция – когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо – на четырех лапах с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака); дедукция – когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики – люди смелые; Иванов – летчик, следовательно, человек смелый);
- аналогия – когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;
- предположение – когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи лета и зимы).
Формы мышления
- РазмерСтиль
- Режим чтения
Поделиться
К основным формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
В современной психологии понятия «суждение» и «понимание» не являются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.
Разъясняя смысл и суть понимания, А. А. Смирнов приводит следующий пример: «Мы не понимаем, как устроен мотор автомобиля, как он работает, как движется им автомобиль. Чтобы понять это, мы узнаем, из каких частей он состоит, как они связаны друг с другом, как взаимодействуют между собой, какова связь их с частями автомобиля. Понимание конструкции мотора и его действия достигается, следовательно, путем осознания связи его отдельных частей, как между собой, так и с тем, что ими движется в автомобиле» (1). В свою очередь, дополняя высказывание А. А. Смирнова, можно утверждать, что когда мы осознаем причины движения автомобиля, мы будем в состоянии высказывать суждения о том или ином автомобиле.
К суждениям мы приходим как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается («В аудитории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем – через умозаключения.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений – индуктивное и дедуктивное.
Индуктивное умозаключение – это умозаключение от частных случаев к общему положению. Обобщая сходные признаки предметов и явлений, делают новый общий вывод, или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить новое общее суждение: «Все металлы плавки».
Дедуктивное умозаключение – такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Следовательно, воздух при нагревании расширяется».
Оба вида умозаключений тесно связаны друг с другом. Сложные процессы рассуждений всегда представляют собой цепь умозаключений, в которых оба вида выводов переплетаются и взаимодействуют.
Умозаключение является высшей формой мышления. Как форма мышления, умозаключение опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
1. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. / Под ред. Б. Ф. Ломова – М.: Педагогика, 1987. С. 146.
Основные формы мышления
Каждый человек уникален, но общей чертой для всех является способность к мышлению. В отличие от других процессов, осмысление каких-либо событий происходит в соответствии с логикой. В психологии выделяют несколько видов и форм мышления, среди которых можно обнаружить основные и редко используемые классификации. К примеру, мышление можно подразделить на мужское, женское, свободное, логическое, рациональное и множество других категорий, но оперировать чаще всего приходится только несколькими понятиями. Поэтому и рассматривать мы будем способы проявления отдельного вида.
Основные формы логического мышления
Любой процесс осмысления имеет свою структуру, если обращать внимание на логические операции, то можно выделить следующие:
- сравнение – установление сходства (различия) между предметами;
- анализ – рассмотрение каждой отдельной части общей ситуации;
- синтез – восстановление общей картины по составным частям;
- абстрагирование – обращение внимания лишь на существенные характеристики предмета и уход от незначительных;
- обобщение – составление предметов в группы по их признакам.
Структура высказываемых суждений характеризуется способами проявления мышления. Основными формами рационального мышления являются суждения, понятия и умозаключения.
Понятия отражают существенные свойства предметов, по которым их можно объединить в группу. Под существенными подразумевают те качества, что позволят безошибочно отличить предмет от других. Эта форма проявления отражает обобщённые познания человека о каком-либо явлении или предмете.
Следующей из основных форм абстрактного логического мышления является суждение. Оно является отображением связей между предметами, отношениями между признаками и свойствами.
Суждение может быть общим, относительно группы предметов, или частным, относительно какого-либо явления. Эта форма позволяет раскрыть содержание понятий, не зря считается, что умение высказать правильное и обоснованное суждение о предмете свидетельствует понимание его сути.Третьей из основных форм рационального мышления является умозаключение, которое становится логическим продолжением суждения. Анализируя и сопоставляя различные мнения о предмете, человек составляет своё умозаключение. В основном для их получения используется два метода – индуктивный и дедуктивный. А чтобы составить наиболее объективное мнение требуется применение обоих способов.
Формы и виды мышления
Существуют 3 основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.
Основные понятия формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Однако усвоение этих понятий осуществляется индивидуально каждым человеком в процессе его развития.
Для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них, что и представляет собой понимание.
Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности. На процесс понимания большое влияние оказывает прошлый опыт человека, богатство тех впечатлений.
Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия. Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, то есть раскрытие сущности понятия.
Суждение – это утверждение или отрицание каких‑либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами.
Знание какого‑либо закона, научного положения – это умение высказать правильное суждение, то есть раскрыть сущность содержания явления, предмета, связей между ними, сформулированных в какой‑либо закон, положение.
Каждое суждение представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами, явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи, свидетельствует практика.
Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.
Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.
Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.
Индуктивный способ рассуждения (индукция) предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений.
Дедуктивный способ рассуждения (дедукция) предполагает раскрытие отдельных, частных явлений, фактов на основании знания общих законов и положений.
Индукция и дедукция тесно связаны между собой. Рассуждая о том или ином явлении, предмете, человек делает умозаключения не только обобщающего характера, но и делает частные выводы, исходя из общих положений и закономерностей. Тесная связь обоих видов умозаключений способствует наиболее полному раскрытию явлений, предметов действительности.
Виды мышления.
В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают наглядно‑действенное, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление.
Наглядно‑действенное мышление — это вид мышления , связанный с непосредственным включением его в практическую
Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, где требуется решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.
Наглядно‑образное мышление – это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления – широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи.
Отличительной особенностью словесно‑логического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах. Словесно‑логическое мышление тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень развития логической стороны мышления.
Указанные виды мышления выделены условно. Наглядное мышление и словесно‑логическое мышление неразрывно связаны в едином процессе познания.
___________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:
Понятие мышления
Мыслительные операции
Шесть шляп мышления
Высшая форма мышления
Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, при котором происходит обобщенное и опосредованное отражение действительности. Высшая форма мышления – это способность не только осмысливать действительность, но и устанавливать между объектами реальности логические связи.
Мыслительные операции и формы мышления
Мышление всегда предполагает наличие некоей логики, которая может быть как верной, так и неверной. В его структуре выделяются следующие логические операции:
- Сравнение — это мыслительная операции, в ходе которой устанавливается сходства и различия между двумя и более объектами. Это дает возможность создавать классификации – первичную форму теоретического познания.
- Анализ — это мыслительная операция, в ходе которой сложный объект разделяется на составляющие части, которые характеризуются и в дальнейшем сопоставляются между собой.
- Синтез — это мыслительная операция, в ходе которой происходят обратные анализу действия: из отдельных частей воссоздается целое. Как правило, анализ и синтез обычно осуществляются вместе, благодаря чему происходит более глубокое познание действительности.
- Абстрагирование — это мыслительная операция, в ходе которой выделяются важные свойства и связи предмета и отделяются от маловажных характеристик. Характеристики не существуют в качестве самостоятельных предметов. Абстрагирование позволяет изучить любой объект более детально. В результате него формируются понятия.
- Обобщение — это мыслительная операция, в ходе которой мысленно предметы объединяются по общим признакам.
Эти логические операции сосуществуют друг с другом и могут использоваться как вместе, так и по отдельности.
Формы логического (абстрактного) мышления
Рассмотрим формы абстрактного мышления и их характеристику. Всего их выделяют три, причем каждая последующая сложнее предыдущей – это понятие, суждение и умозаключение.
- Понятие – форма мышления, при которой сознание описывает класс или признаки однородных предметов. Так, например, в понятие «собака» входят и пекинес, и овчарка, и бульдог, и другие породы. Другие примеры понятий – «дом», «цветок», «стул».
- Суждение – это утверждение (положительное или отрицательное) о предмете или свойстве. Суждение может быть простым или сложным. Пример: «все собаки – черные», «стул может быть сделан из дерева». Суждение не всегда правдиво.
- Умозаключение – форма мышления, при которой из отдельных суждений человек делает вывод. Это – высшая форма мышления, поскольку она требует максимальной умственной работы. Логика изучает умозаключения. Пример: «Идет дождь, значит, нужно взять с собой зонт».
Известно, что мышление всегда обладает некой логикой, но не всегда она верна. Истинная логика – это высшая форма мышления, и она позволяет устанавливать не всегда очевидные связи.
Формы мышления
формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие– это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму.
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. .Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений.
Умозаключение– это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» – общая посылка, «Доберман – одна из пород собак» – частная посылка и вывод (умозаключение) – «Доберманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.
Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.
Виды мышления:
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
В науке известны многочисленные виды мышления. Единой классификации не существует.
по характеру решаемых задач:
теоретическое: понятийное(словесно-логическое), образное
практическое: наглядно-образное и наглядно-действенное
по степени развернутости и осознанности – дискурсивное иинтуитивное;
по степени новизны и оригинальности – репродуктивное и продуктивное (творческое);
по числу участников – индивидуальное и коллективное мышление.
По характеру решаемых задач:
Мышление теоретическое– вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой.
Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, человек не обращается к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а использует готовые знания, полученные другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими можно найти решение интересующей задачи.
Однако хотя понятийное и образное мышление являются разновидностями теоретического мышления, они находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.
Мышление практическое– вид мышления, направленный на решение практических задач.
По степени развернутости и осознанности
Мышление дискурсивное – аналитическое, развернутое во времени, поэтапноеи значительно осознанное.
Мышление интуитивное – вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.
Интуиция – способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
По степени новизны и оригинальности
Мышление репродуктивное – вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.
Мышление творческое (продуктивное) – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики).
Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа.
По числу участников:
Мышление индивидуальное – мышление отдельного индивида.
Мышление коллективное – мышление группы людей при решении проблем и задач.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.