Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "факторы психических расстройств" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Факторы риска возникновения психических заболеваний
- 2 Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрастные периоды.
- 3 Факторы риска возникновения психических расстройств у детей
- 4 Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
- 5 Этиология и патогенез психических заболеваний.
- 6 Возможные причины и факторы психических расстройств.
- 7 95. Психологические факторы риска развития психических расстройств.
- 8 Виды психических расстройств и их симптомы
- 9 Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.
Факторы риска возникновения психических заболеваний
Факторы риска возникновения психических заболеваний
Главная | О нас | Обратная связь
Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрастные периоды.
1. критические возрастные периоды
Ранний детский криз (2-4 года) связывают с повышенной вероятностью невротических реакций и нарушением физиологических функций (заикание, страхи, нарушение аппетита). В период поступления в школу (6-8 лет) возникает дефицит внимания, непослушание, трудности в усвоении знаний. В период пубертатного криза (12-14 лет) возникают личностные девиации (психопатии), сверхценное отношение к своей внешности (дисморфофобия и нервная анорексия). Кризису среднего возраста (40-42 года) соответствует высокая вероятность депрессии. Климактерический период (45-50 лет) служит почвой для проявления неврозов, психосоматических расстройств и маскированной депрессии. Переход к старости может сопровождаться не только депрессией, но и появлением интеллектуально-мнестических расстройств.
Большинство психических заболеваний встречается примерно с одинаковой частотой у мужчин и женщин. Однако пресенильный вариант болезни Альцгеймера и приступы монополярной депрессии чаще наблюдаются у женщин. Проявления шизофрении также могут зависеть от пола. У женщин характерно ранне начало, острая манифестация психоза и сочетание бредовых расстройств с аффективными (депрессия). Среди мужчин преобладают больные алгкоголизмом, сифилитическими и травматическими психозами.
3. психофизиологическая конституция
4. социальное неблагополучие
Вероятность депрессий возрастает в периоды социальных катастроф (смена политического режима, войны). К провоцирующим факторам относятся бедность, безработица, отсутствие социальных гарантий. Однако психические расстройства также очень часто встречаются в обеспеченных семьях из-за избытка свободного времени, снижения ответственности и занятости главы семьи.
Существующие традиции, верования часто оказывают влияние на симптомы заболевания. Например, только у мужчин Юго-Восточной Азии встречается острый психоз – амок. Он характеризуется внезапным безудержным возбуждением, склонностью к агрессии, убийствам или самоубийству. В исхлде психоза наблюдается полная амнезия. В северных областях России возникали эпидемии болезни под названием икотка. Она выражалась в убеждённости, что икота или чувство волоса в горле вызваны сглазом, и проявлялась стремлением отомстить воображаемому обидчику.
6. географические, метеорологические и климатические факторы .
Метеорологические условия сказываются на самочувствии и частоте обострений людей с сосудистыми заболеваниями и последствиями черепно-мозговых травм. У больных эпилепсией долгое пребывание в жаркой атмосфере может спровоцировать припадок. Для ряда эндогенных психозов характерна сезонность обострения в осенне-весенний период.
Классификация и принципы систематики психических и поведенческих расстройств. Современная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ 10) (категориальность, научный характер и атеоретичность, описательный и конвенциальныйхарактер).
Основные этиологические факторы психических заболеваний:
А) эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность)
Б) экзогенные (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психотравмы)
На основании критерия основных причин, вызывающих психические болезни, выделяют
1) эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).
2) экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные, травматические).
3) психогении (реактивные психозы, неврозы).
4) патология психического развития (психопатии, олигофрении).
Существуют определенные типы течения психических болезней:
А) прогредиентное (непрерывное, процессуальное) течение — заболевание, раз начавшись, протекает хронически до конца жизни больного, варианты течения:
1) патологический процесс с самого начала развивается катастрофически и быстро приводит к выраженному психическому распаду
2) заболевание прогрессирует медленно, дефицитарные изменения возникают постепенно, не достигая глубокого распада
3) патологический процесс развивается менее интенсивно, сказываясь в итоге лишь в изменении психического склада личности
Б) приступообразное течение — заболевание с самого начала характеризуется приступами со светлыми промежутками между ними; у одной группы больных приступы возникают через одинаковые промежутки времени, у другой — без какой-либо регулярности.
1) приступообразно-прогредиентное течение — заболевание с приступами, влекущими за собой стойкие изменения психического склада личности с углублением дефекта от приступа к приступу.
2) интермиттирующее течение — заболевание с приступами, которые проходят бесследно, не приводя к какому-либо дефекту
3) ремиттирующее (рекуррентное) течение — заболевание, при котором изменения личности наступают после первого приступа, а в последующем отмечаются бесследные приступы
Исходы психических заболеваний:
А) полное выздоровление
Б) выздоровление с остаточными расстройствами в виде стойкого, разной выраженности психического дефекта
Принципы классификации по МКБ-10.
1) основная часть функциональной и органически обусловленной психической патологии с точки зрения традиционной психиатрии представлена в виде синдромальных рубрик.
2) для каждого расстройства предлагается описание, как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РУБРИК
F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3 Аффективные расстройства настроения
F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
F7 Умственная отсталость
F8 Нарушения психологического развития
F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.
Факторы риска возникновения психических расстройств у детей
Состояние здоровья, психическое развитие детей и факторы риска, определяющие их, привлекают в настоящее время внимание различных специалистов: психиатров, невропатологов, педиатров, социологов, дефектологов, педагогов (Сердюковская Г.Н.,1969, 1972; Лебедева Н.Г., 1971; Поляков А.П., 1971; Ушаков Г.К. и соавт. 1972, 1973; Лакосина Н.Д., 1992 и др.).
Одной из неотъемлемых составных частей эпидемиологических исследований является изучение основных причинных факторов риска, способствующих возникновению и развитию психических расстройств (Петраков Б.Д., Цыганков Б.Д., 1996; Чуркин А.А., 1996; Kazdin А.Е. et а1., 1997; Rutter М. et al.,1997). Считается доказанной множественность таких причин, которые могут действовать прямо или косвенно, изолированно или в слошном переплетении (Sroufe L.A., 1997).
Г.К.Ушаков (1973) пишет, что в ряду факторов, вызывающих нарушения гармонии сомато-психического развития детей, существенное значение занимают пре- пере- и ранние постнатальные расстройства жизнедеятельности организма. Они во многом предопределяют возможности организма в компенсации его функций.
Установлено, что отрицательное влияние оказывают на психическое здоровье ребенка недоношенность, малый вес при рождении, асфиксия новорожденного, тяжелые заболеваеия, перенесенные до1 года, и, особенно, в возрасте от года до трех лет.
Исследователи считают, что у преждевременно родившихся детей в подростковом возрасте чаще, чем у их сверстников, доношенных при рождении, формируются психические расстройства донозологического уровня (55,1% против 22.1%) и в 2 раза чаще диагностируются нозологические формы психических заболеваний. А так же у детей с низким интеллектом высок уровень отягощенности перинатального фона (82,9%) по сравнению с детьми с высоким интеллектом – 56,3% ( Волгина С.Я., 1998, Урзабаева Л.Б. с соавт. 1998).
Исследователи доказывают (А.В.Голенков, 1996), что в перинтальном и постнатальном периодах факторами риска для развития психических расстройств могут явиться асфиксия при рождении (Мастюкова Е.М., 1965), родовые травмы (Сарториус Н., 1990), рождение с помощью кесарева сечения (Герман Д.Г. и соавт., 1988), недоношенност ь (Коваленко Ю.Б., 1992, 1994; Волгина С.Я., 1997), сочетание этих факторов (Whitaker A.Н. et al., 1997).
Заболевания непсихотического характера, возникшие в результате соматических нарушений, органических поражений головного мозга и задержек психического развития резидуального характера, по данным обследования в городах, были особенно распространены на первом году жизни, что, по-видимому, связано с ближайшими последствиями родовых травм черепа и другими перинатальными поражениями головного мозга. Отсутствие подъема психической болезненности в период первого возрастного криза среди сельского населения свидетельствовало о более благоприятном протекании этого периода у детей, проживающих в сельской местности (Козловская Г.В., 1981).
Одной из актуальных проблем медицины является вопрос о причинах, способствующих сохранению на высоком уровне психической заболеваемости у детей. Остаются малоизученными сочетания патологии биологической почвы и микросоциальных факторов с половозрастными особенностями развития ребенка. Проблема риска возникновения психических заболеваний освещена в немногих публикациях. Н.Е.Буторина (1979) показала, что генетические факторы при заболевании шизофренией играют одну из главных ролей. Л.М.Асанова и Н.В.Макшанцева (1987) отмечают, что между выраженностью отклонений в период внутриутробного развития и родов, с одной стороны, и тяжестью нарушений в психомоторном развитии этих больных, с другой – существует прямая пропорциональная зависимость. Следовательно, биологически измененная почва может рассматриваться в качестве измененной реактивности или в качестве одного из факторов риска пограничных нервно-психических заболеваний у детей.
Микросоциальные средовые факторы существенно влияют на нервно-психическое здоровье школьников: злоупотребление алкоголем родителей (преимущественно отцами) приводило к нарушениям психического здоровья детей в 60,64%; плохие взаимоотношения родителей способствовали возникновению нервно-психических отклонений у школьников в 62,42%; отмечается также, что дети с нервно-психическими отклонениями в 30,13% учились неудовлетворительно и т.д.
В.М.Шумаков, Г.В.Скобло и Т.М.Сокольская (1986) показали, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий (Cloninger G.R.,1982). Авторы считают, что основным фактором риска, предрасполагающим к раннему формированию поведенческих отклонений, оказалась дезадаптация родительских семей больных детей. Были выявлены три уровня такой дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:
(1) распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;
(2) наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;
(3) дезадаптация родительских семей, которая принимает форму антисоциальной направленности.
Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания. В работе Н.В.Сериковой и соавт. (1991) выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:
– конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой (29,6%);
– алкоголизация родителей (27,4%);
– повышенные требования со стороны родителей, граничащие с деспотизмом (18,3%) и др.
Были проведены исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагополучных семей, в особенности на формирование невротических расстройств и на их антисоциальное поведение (Колос И.В.,1979; Шумаков В.М., Скобло Г.В., Сокольская Т.М.,1981,1984; Илешева Р.Г.,1986; Lih Tsung-Li, Standley,1962; Penrose L.,1963; Rihter N.E.,1983 и др.).
Считается доказанным формирование психической патологии в семьях медико-демографического неблагополучия (Горохов В.А. и соавт., 1992; Lavigne J.V. et al., 1996). Такими считаются неполные (Михайлова В.Л., 1992; Поздеева Т.В., 1994; Blum Н.М. et al., 1988), многодетные семьи (Касымова Г.П.,1990; Позднякова М.А., 1994), а также семьи, в которых матери слишком юного возраста (Горохов В.А. и соавт., 1992). Эти семьи характеризуют: неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями (или одним из них) алкоголем, невысокий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность родителей в случае заболевания ребенка. Социальная обусловленность психического недоразвития у детей в таких семьях доказывается положительным опытом психокоррекции указанных нарушений (Ермакова Г.К., Голованова Э.И., 1992).
Данилова Л.Ю. и соавт., 1995, Голик А.Н., 1995; Шикин Ю.И., 1995; Проселкова М.Е. и соавт., 1995, Балашова Т.И., Чаева С.И., 1995, показали, что к группе риска в плане развития психических расстройств относятся беспризорные, сироты, а также – бездомные дети (А.В.Голенков, 1997).
Исследования Волковой Г.М. (1998) подтверждают, что многодетные семьи относятся к семьям высокого социального риска с низким качеством жизни и нарушением большинства функций: экономической, педагогической, здравоохранительной и психологической. Наиболее характерными нарушениями психологического климата в семье является высокая частота конфликтов. При воспитании детей 39% родителей применяют физические меры наказания. У каждого четвертого ребенка в многодетной семье и у каждого седьмого ребенка из группы контроля имеются те или иные психические расстройства и расстройства поведения. По таким нозологическим формам как неврастения, тики, энурез отмечается достоверное превышение частоты заболеваний у контингента детей из многодетных семей (р
Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 921 | Нарушение авторских прав
Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы “инструментов” психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:223, т. е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций /34/. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики – мозга. Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. В современной психогенетике есть предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия вида Homo Sapiens, поскольку люди с отклонениями от среднестатистического “норматива” психических функций выполняют роль своеобразного природного “резервуара”, за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций
Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. Биогенные амины являются наиболее значимыми нейромедиаторами. Дофамин обеспечивает целесообразное и целенаправленное поведение за счет регулирования процессов восприятия, внимания и познания.
Эндокринные процессы обеспечивают адаптивные способности к психоэмоциональным нагрузкам, оптимизируют способность ЦНС реагировать на внешние стимулы, мобилизуют энергетические резервы организма при стрессах.Несмотря на обнаруженную связь ЦНС и иммунных процессов, до сих пор не ясно, как иммунная система может определять психические процессы.
Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т. е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс – восприятие, внимание, память, эмоции – связан с какими-то физиологическими переменными. Нейрофизиологические процессы ориентировки и габитуации5 определяют то, что выбирает человек из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических и информативных для реализации своих целей признаков среды.
психофизиологическим факторам психических расстройств относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность центральной и периферической (автономной) нервной системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, эндокринной систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической деятельности.
Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг). Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения.
К социально-психологическим факторампсихических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления.
Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей
Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 512 | Нарушение авторских прав
Этиология и патогенез психических заболеваний.
Этиология отвечает на вопрос, почему возникает болезнь, какова ее причина, патогенез — на вопрос, как развивается болезненный процесс, в чем его сущность.
Все разнообразные этиологические факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные факторы, или факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.
Подобное деление этиологических факторов на экзогенные и эндогенные является в некоторой степени условным, так как при определенных условиях те или иные экзогенные факторы могут трансформироваться в эндогенные.
Между внешними экзогенно-социальными и внутренними эндогенно-биологическими факторами существует тесное взаимодействие. Так, социальный фактор в одном случае может быть непосредственной причиной психического заболевания, в другом — предрасполагающим моментом.
Таким образом, развитие психических заболеваний обусловлено сочетанным действием множества факторов.
К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, сложная жизненная ситуация, истощение и др. Признавая, что болезнь в большинстве случаев развивается в результате вредных воздействий экзогенных факторов, следует в то же время учитывать реактивность, сопротивляемость и приспособительную реакцию организма. Причем человек не только сам приспосабливается к условиям внешней среды, но и изменяет и приспосабливает среду в соответствии со своими потребностями.
К эндогенным факторам, обусловливающим развитие того или иного психического расстройства, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации, типологические особенности психической деятельности, нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, патологическая наследственность и наследственная предрасположенность или отягощенность. Одни авторы относят эти факторы к экзогенным, другие — к промежуточным. По-видимому, их все же следует относить к эндогенным факторам, ибо по отношению к организму в целом они являются внутренними факторами.
Следует отметить, что конкретная этиология известна лишь у небольшого числа нозологически самостоятельных психических расстройств и болезней: прогрессивный паралич, сифилис мозга, СПИД, классический вариант травматической болезни мозга, фенилпировиноградная олигофрения, алкоголизм, наркомания и некоторые другие.
Патогенез – это механизм развития патологического процесса. Патологический процесс может начинаться на разных уровнях организма: психическом, физиологическом, иммунологическом и метаболическом, структурном, генетическом. Так, если патологический процесс начинается на генетическом уровне (наследственные и эндогенные болезни), в него вовлекаются все вышележащие уровни функционирования, что проявляется специфическими признаками. В тех случаях, когда повреждающий фактор первично поражает морфологический уровень (травма, инфекция и пр.), патогенетическая цепь запускается на структурном уровне; при ряде интоксикаций и некоторых инфекционных поражениях – на метаболическом и иммунологическомуровнях; при психогениях – на физиологическом уровне. Каждый род заболеваний имеет свойственные именно ему закономерности развертывания во времени биологических механизмов. Внешним выражением такой закономерности является сменяемость психопатологических особенностей. Это проявляется не только определенным набором признаков, но и порядком их возникновения и трансформации, что создает стереотип развития патологических признаков на каждом уровне функционирования организма.
Патоморфология изучает морфологические изменения, происходящие в органах, тканях и клетках организма в результате болезни. Некоторые психические заболевания, особенно различные варианты олигофрении и деменции, характеризуются наличием выраженных патоморфологических изменений в ткани головного мозга.
Возможные причины и факторы психических расстройств.
Психические расстройства — это группа заболеваний, которые влияют на состояние нервной системы. Эти болезни приводят к тому, что человек перестает мыслить трезво, принимать здравомыслящие решения, эмоционально реагировать, эффективно общаться, понимать происходящее вокруг и вести себя подобающим образом. При сильных симптомах люди с психическими расстройствами трудно переносят реальность и часто не в состоянии соответствовать нормам нормальной повседневной жизни. Однако даже сильные психические расстройства поддаются лечению.
Существует несколько видов психических расстройств:
Шизофрения: у людей с таким заболеванием наблюдаются изменения в поведении и другие симптомы, такие как мании и галлюцинации, которые длятся более 6 месяцев, при этом утрачивается дееспособность.
Шизоаффективное нарушение: у людей, страдающим этим заболеванием, наблюдаются симптомы, как при шизофрении, так и нарушения в настроении, такие как депрессия и биполярное нарушение.
Шизоморфное расстройство: люди с этим заболеванием имеют симптомы шизофрении, но эти симптомы длятся более одного месяца, но менее 6 месяцев.
Короткое психическое нарушение: у людей с этим заболеванием наблюдаются кратковременные периоды нарушения психического поведения, как правило, в ответ на какую-либо стрессовую ситуацию, например, смерть члена семьи. Выздоровление быстрое, в течение месяца.
Бредовое нарушение: люди с таким заболеванием страдают маниями, которые в той или иной степени соотносятся с повседневной жизнью, например, мания преследования. Мании существуют, по крайней мере, в течение месяца.
Психические расстройства, вызванные химическими веществами: это заболевание может быть вызвано использованием или реакций на некоторые химические вещества, такие как алкоголь, крэк, кокаин, которые вызывают галлюцинации, мании, бред и бессвязную речь.
Психические расстройства, вызванные другой болезнью: галлюцинации, мании и другие симптомы могут возникать в результате другого заболевания, которое влияет на мозг человека, например, в результате травмы головы или опухоли мозга.
Симптомы психических расстройств
Симптомы различаются от человека к человеку, у каждого человека могут быть индивидуальные проявления, которые, со временем, могут изменяться. Основными симптомами психических нарушений являются галлюцинации, бред, мании.
Галлюцинации — это необычные сенсорные восприятия действительности и вещей, которые в реальном мире не существуют, такие как видеть вещи, которых в принципе нет, слышать голоса, чувствовать запахи, ощущать необычный привкус во рту, чувствовать какие-либо ощущения на коже, хотя никто до тела не дотрагивается.
Бред или мания — это ложные предположения, которые являются организованными и постоянными, и они не исчезают даже после получение логической правильной информации. Например, мания отравления не покидает человека даже в том случае, когда было подтверждено, что с едой все в порядке.
Другие симптомы психических расстройств включают:
Полная потеря интереса к деятельности
Помутнение рассудка, мышления
Странное, возможно, даже опасное поведение
Медленные или необычные движения
Потеря интереса к соблюдению личной гигиены
Проблемы на работе, в семье, во взаимоотношениях с другими людьми
Холодная, отвлеченная манера в выражении эмоций
Изменения в настроении или появление других симптомов, связанных с настроением, таких как депрессия или мания
Причина психических расстройств
Точной причины психических расстройств пока не обнаружено, но ученые полагают, что многие факторы могут повлиять на развитие этих заболеваний. Некоторые психические расстройства передаются из поколения в поколение, и это уже будет являться тенденцией, что болезнь носит наследственный характер. Факторы окружающей среды также могут способствовать развитию психических заболеваний, включая стресс, употребление наркотиков и глобальные перемены в жизни человека.
Кроме того, у людей, страдающих какими-либо психическими заболеваниями, как правило, наблюдается дисбаланс химических веществ головного мозга. Они либо могут быть очень чувствительны, либо происходит чрезмерное образование вещества, называемого допамином. Допамин — нейротрансмиттер, вещество, которое помогает клеткам головного мозга передавать информацию от одной клетки к другой. Дисбаланс этого вещества влияет на то, как головной мозг реагирует на определенные стимулы, такие как запахи, звуки, изображения, которые могут привести к появлению галлюцинаций или маний.
Насколько распространены психические расстройства
Около 1% населения земного шара страдает от психических расстройств. Как правило, эти нарушения появляются, когда человек достигает подросткового возраста, и 20-30 лет. В равной степени расстройства влияют на мужчин и женщин.
Диагностика психических расстройств
Если наблюдаются симптомы, то врач посмотрит историю болезни, амбулаторную карту и проведет полное обследование, чтобы выявить причины заболевания. Хотя не существует каких-либо определенных лабораторных тестов, чтобы целенаправленно проводить диагностику психических нарушений, кроме тех, которые используются для диагностики физических заболеваний, например, при опухоли головного мозга, врач воспользуется методами исследования, такими как анализ крови, рентген, чтобы исключить влияние физического заболевания на симптомы психического.
Если в результате обследования врач не обнаружит физической причины для данных симптомов, то направит человека к специалистам узкого профиля, занимающимися психическими расстройствами, таким как психиатр или психолог. Психиатры проведут специально разработанное интервью с человеком, чтобы выявить нарушение.
95. Психологические факторы риска развития психических расстройств.
Нельзя прогнозировать с большой степенью вероятности на основании характерологических особенностей станет ли человек наркоманом. Зависимость может встречаться среди любых типов личности. Однако, некоторые личностные черты способствуют наркотизации: импульсивность, стремление к получению удовольствий, низкая переносимость боли и фрустрации, неустойчивость интересов, черты личностной незрелости (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль).
96. Дизонтогенетические факторы риска развития психических расстройств.
Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные.
Характерной моделью поврежденного развития является положительная деменция. Страдают лобно-подкорковые взаимоотношения. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций прежде всего отмечаются расстройства эмоциональной сферы, нередко с расторможением влечении, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом.
97.Социокультуральные факторы риска развития психических расстройств.
Каждый человек находится в уникальном социальном окружении, которое влияет на него. Показано, что в развитии зависимости имеет значение характер воспитания: повышается риск развития зависимости в условиях воспитания по типу гипопротекции и в условиях жестких взаимоотношений. Неблагоприятные условия жизни повышают риск развития зависимости: нищета, бездомность, безработица, неграмотность, род занятий с высоким уровнем стресса. Большую роль играет фактор доступности наркотиков (медработники, бармены).
Психотравмирующие жизненные обстоятельства: смерть супруга, развод, потеря работы. Социальные катаклизмы: быстрые изменения в социальной действительности ведут к тому, что выработанные ранее навыки деятельности теряют эффективность. Влияние, опосредованное через религию, традиции определяет малую распространенность алкоголизма в мусульманских странах. На Востоке опиум и каннабис выполняют роль, аналогичную алкоголю в Европе. Что касается пола и возраста, то большинство среди зависимых лиц составляют мужчины молодого и среднего возраста.
Виды психических расстройств и их симптомы
Психические расстройства – состояния человека, характеризующиеся изменением психики, а также поведения с нормального на измененное (деструктивное). Этот термин трактуется по-разному в областях психологии, психиатрии и юриспруденции.
Какие бывают психические расстройства, вы узнаете из данной статьи. Также мы приведем список самых распространенных отклонений.
По Международной классификации болезней (МКБ-10), психические расстройства не стоит путать с такими понятиями, как психическое заболевание или душевная болезнь. Этот термин подразумевает общую характеристику разных видов разладов психики.
С точки зрения психиатрии, как правило, биологические, медицинские и социальные симптомы нарушения психики определить не всегда удается. Только в редких случаях причинами психического расстройства становится физический разлад организма. Поэтому, в классификации МКБ-10 применяют термин «психическое расстройство», а не «психическое заболевание».
Этиологические факторы
Нарушение психического состояния человека может быть обусловлено тем, что функции головного мозга меняются или нарушаются.
Ученые разделяют две группы факторов, которые влияют на это:
- экзогенные — это внешние причины, под влиянием которых психика меняется: яды, наркотики, алкоголь, радиация, вирусы, психотравмы, черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания мозга;
- эндогенные — внутренние (имманентные) факторы, которые обусловлены нарушением хромосомного ряда, различными генетическими заболеваниями, которые передаются по наследству, так как ген поврежден.
По статистике, каждый четвертый человек в мире может страдать психическими расстройствами или сменой поведения.
Основные факторы, которые способствуют развитию психических расстройств:
- биологические;
- психологические;
- влияние внешней среды.
Психический синдром, к примеру, передается по наследству, поэтому, так часто у некоторых членов семьи похожие характеры и даже привычки. Психологические причины могут объединять в себе и генетические предрасположенности и влияние окружения, что приводит к расстройству личности.
Если с детства ребенку заданы неправильные семейные ценности, то в будущем шанс проявления психических расстройств увеличивается.
Как правило, психика страдает прежде всего у больных сахарным диабетом, а также у тех, кто болеет сосудистыми заболеваниями головного мозга, различными инфекциями, после перенесенного инсульта.
Алкоголизм является немаловажным фактором в разрушении личности человека и его психики, под воздействием спиртных напитков человек становится невменяемым, все психофизические процессы нарушаются. После длительного употребления психотропных препаратов также очень часто проявляются психические расстройства, так как данные вещества губительно влияют на центральную нервную систему.
Особенно часто обострения начинаются осенью или весной. Даже неблагоприятная обстановка в семье или проблемы в жизни могут выбить из колеи любого человека, он может впасть в состояние депрессии.
Классификация
Всемирная организация здравоохранения классифицирует психические расстройства по этиологическим факторам и клинической картине.
Основные виды расстройств:
- последствия инсульта и черепно-мозговой травмы. У больного могут быть поражены такие функции, как память, мышление, иногда у пациента появляются галлюцинации и бредовые идеи, происходит часто и резко смена настроения;
- нарушения психики вследствие употребления алкоголя и наркотиков, в том числе, седативных средств, снотворного;
- шизофрения и шизотипические расстройства. Шизофрения – это хроническое заболевание психики, которое характеризуется специфическими изменениями состояния личности. У человека меняется характер, он начинает совершать необычные, нелепые действия и поступки, плохо социально адаптирован, у шизофреника меняются интересы, снижается работоспособность. Он полностью теряет вменяемость и даже не осознает происходящих событий. В случае слабо выраженной симптоматики, пациенту ставят диагноз — шизотипическое расстройство;
- аффективные расстройства, которые проявляются в смене настроения, в частости, биполярное аффективное расстройство (маниакальная депрессия). Также в эту группу входят различные мании, гипомании, депрессии, циклотимия и дистимия;
- фобии, неврозы. Сюда входят невротические расстройства, панические атаки, паранойя, стресс, фобии, соматизированные отклонения. Фобии у пациента могут начаться по большому количеству поводов и ситуаций. Фобии делятся на специфические и ситуационные;
- расстройства, связанные с нарушениями физиологических процессов, к примеру, с приемом еды (анорексия, булимия, желудочно-кишечные расстройства, связанные со стрессом ), сна (бессонница, гиперсомния, сомнамбулизм), а также сексуальные отклонения (фригидность, преждевременное семяизвержение, повышенное либидо и т.п.);
- расстройства личности, связанные с нарушением половой идентификации (транссексуализм, трансвестизм), сексуальных предпочтений (фетишизм, эксгибиоционизм, педофилия, вуайеризм, садомазохизм), привычек и увлечений (ненормальная тяга к азартным играм, пиромания и другие).
Поведенческие расстройства личности
Изменение поведения личности вследствие какой-либо личностной ситуации. Они бывают параноидные, шизоидные, диссоциальные и другие.
- Умственная отсталость — это врожденное состояние с задержкой развития психики. Симптомы болезни: торможение речи, памяти, внимания, мышления. В зависимости от степени заболевания, оно бывает в легкой, умеренной, средней и тяжелой форме. Основные факторы, которые провоцируют умственную отстаивалось: наследственность, задержка внутриутробного развития плода, родовые травмы;
- психические отклонения, связанные с нарушением речи, моторики и общего развития индивидуума. Как правило, это состояние диагностируют в раннем возрасте;
- гиперкинетические расстройства характерны для подростков и маленьких детей. Ребенок становится гиперактивным и непослушным.
Почему-то принято считать, что тревожно-депрессивное состояние, депрессию и психические расстройства нельзя вылечить. Однако это не так. Если специалист правильно подбирает лечение и медикаменты, то терапия будет успешной.
В последнее годы в моду вошло селфи – постоянное желание фотографировать себя, и затем свои фото выставлять в социальные сети.
К примеру, некоторые зарубежные психиатры уже пришли к мнению, что такая зависимость тоже, своего рода, психическое расстройство.
Симптоматика
- Сенсопатия – у больного нарушается тактильная и нервная восприимчивость;
- гиперестезия — реакция на обычные раздражители обострена;
- гипестезия — чувствительность к раздражителям снижена;
- сенестопатия — тягостное, неприятное телесное ощущение, чувство, зуда, жжения, раздирания.
Различные виды галлюцинаций:
- истинные;
- псевдогаллюцинации;
- иллюзии;
- искаженное восприятие объекта и др.
Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.
Выделяют следующие основныефазы развития психологических нарушений: пре- и перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.
В первой фазе — до и во время родов — критическое значение для последующего развития психических расстройств имеют генетические факторы (врожденные особенности мозговых механизмов психической деятельности), воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности, характер протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему ребенку (новорожденному) и характер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье новорожденного, экологические факторы.
Во второй фазе — первичной социализации — на развитие психических нарушений могут повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками (жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, отвержение, эмоциональная депривация и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации ограничивается периодами раннего детства и взрослостью.
Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в виде набора специфических черт характера) к развитию психических расстройств. Дальнейшая возможность возникновения расстройства зависит уже от действия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость низкая, то потребуется действие существенных пусковых факторов, если же уязвимость высокая, достаточно будет и меньших по силе пусковых факторов. Далеко не всегда наличие уязвимости (неблагоприятных факторов в пренатальной фазе и фазе социализации) связано с обязательным развитием психического расстройства или других отклонений, поскольку в процессе социализации на личность и ее психику оказывают действие различные социальные агенты.
На продромальной фазе развития психических расстройств начинается действие пусковых факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс,возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека. Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся. Многое здесь определяет качество восприятия событий и реальности самим человеком: одно и то же событие может для одного человека носить стрессорный характер, а для другого — нет. На этой фазе необходимо различать вредоносные (провоцирующие) и протективные (защищающие) факторы.
В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу.Даже если в случае какого-либо конкретного заболевания ведущей причиной возникновения расстройства выступает одна четко доказанная биологическая причина (например, генетическая аномалия), то за актуальное психологическое состояние конкретного больного ребенка все равно отвечает целая цепочка обстоятельств, накладывающихся на определенную природой индивидуальную особенность механизмов психической деятельности в процессе его личностного развития.
В современной клинической психологии принято обращать внимание на условия возникновения психических расстройств и нарушений поведения, в которых может сочетаться действие разных факторов: генетических (наследственных), биохимических, нейрофизиологических, психофизиологических, личностных, социально-психологических, социологических.
Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы «инструментов» психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. Эндокринные процессы обеспечивают адаптивные способности к психоэмоциональным нагрузкам, оптимизируют способность ЦНС реагировать на внешние стимулы, мобилизуют энергетические резервы организма при стрессах.
Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т. е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс — восприятие, внимание, память, эмоции — связан с какими-то физиологическими переменными. Нейрофизиологические процессы ориентировки и габитуации определяют то, что выбирает человек из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических и информативных для реализации своих целей признаков среды. Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг).Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения, гуманистические концепции и др.
Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности:сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную адаптацию к изменчивым условиям жизни.
К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления. Они могут иметь разный уровень влияния на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, модерирующее, дополнительное, поддерживающее.
Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди заболевают значительно чаще).
Общепатологический стереотип развития заболеваний предполагает наличие общих закономерностей в их течении. На первоначальных этапах прогрессирующих психических заболеваний чаще обнаруживаются невротические расстройства, и лишь потом появляются аффективные, бредовые и психорганические, т. е. при прогрессировании психических заболеваний клиническая картина неуклонно усложняется и углубляется.
Например, формирование клинических проявлений у больных шизофренией таково: на начальных этапах обнаруживаются расстройства невротического уровня, астенические, фобические, затем появляются аффективные расстройства, бредовая симптоматика, усложняющаяся галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, присоединяется синдром Кандинского-Клерамбо, сопровождающийся парафренным бредом и приводящий к апатическому слабоумию.
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.