Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "этапы процесса целеполагания" с детальным описанием.
Содержание
Процесс целеполагания
Вернуться назад на Целеполагание
Целеполагание — это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне деятельности просто не существует.
В самом упрощенном виде психологическую структуру деятельности можно отобразить в виде следующей схемы:
Существует десять ключевых моментов, которые важны для понимания данной схемы:
1. В основе человеческой деятельности лежат потребности, которые не осознаются. Человек может чувствовать потребностное напряжение в форме смутного чувства дискомфорта, но часто не понимает источников и причин этого состояния. Потребность — объективная нужда в чем-либо. Потребности часто навязаны человеку, в том плане, что они существуют объективно, независимо от свободы воли человека (например, чтобы жить, человек должен дышать, принимать пищу и т. д.). В современной психологии нет общепринятой классификации потребностей, но в качестве примера здесь можно назвать модель А. Маслоу, выделяющего пять основных групп потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самоактуализации).
Обратите внимание, что на схеме «Потребности» изображены на сером фоне, то есть ниже уровня осознания.
2. Мотив обычно определяется как осознанная потребность. Но поскольку человек осознает множество потребностей, мало того, одну и ту же потребность он может осознавать по-разному, то целостная мотивационная система человека является весьма сложной, противоречивой и лишь частично осознаваемой. Мотивы иерархичны по своей субъективной значимости и могут конкурировать друг с другом (известный в психологии феномен борьбы мотивов).
Самый значимый (победивший) и хорошо осознаваемый мотив и есть цель. В качестве компонента мотивации принято выделять мотивировки — сознательные доводы, объясняющие или обосновывающие значимость мотива.
На схеме «Мотивация» изображена на пересечении белой и серой зон, что указывает на частичную осознанность феномена.
3. Цель есть понимание того, что я хочу (опредмеченное желание). Цель есть идеальный образ, в котором реальность всегда искажена в большей или меньшей степени.
Цель как идеальный образ является сложным комплексным образованием, состоящим из доводов, формулировок, ожиданий, прогнозов, установок, эмоций, фантазий, идей, догадок и т. п. В современной науке цель понимается как рациональный и полностью сознательный феномен, но при этом нельзя забывать про эмоционально-образные «корни» цели, которые могут не осознаваться сами, но влияют на то, как именно будет осознаваться цель.
Обратите внимание, что изображенная на схеме вертикальная пунктирная стрелка обозначает своего рода «границу»: до нее мы имеем дело с неосознаваемыми процессами и средствами осознания цели, после этой границы собственно и начинается осознанный процесс целеполагания, а также непосредственное достижение цели.
4. При выборе цели используются внутренние механизмы вероятностного прогнозирования. В качестве цели обычно выбирается событие с высоким уровнем субъективной вероятности.
5. Цель как внутренний образ и субъективный прогноз ВСЕГДА расходятся с реальным результатом.
На схеме (столь понятной для деловых людей, активно «делающих деньги») образ цели символизирует денежная пачка, а результат — единственная купюра.
6. Образ цели обычно также включает в себя образ процесса ее достижения (характер и последовательность действий) и представление о ресурсах. Планирование — это сознательный анализ (прояснение) и письменная фиксация этапов достижения цели и требуемых ресурсов.
7. Представление о процессе и ресурсах достижения цели ВСЕГДА расходится с тем, что происходит (доступно) на самом деле. Даже самый идеальный план содержит в себе погрешности, которые придется оперативно корректировать.
8. Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивация к ее достижению и тем больше активность по достижению результата. В современной психотерапии хорошо известен факт своеобразного «целевого магнетизма» — если максимально ярко и отчетливо представить (визуализировать) будущую цель, то получившийся образ обладает уникальной энергетикой, словно гипнотизируя и «притягивая» к себе человека.
9. Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше искажается субъективная вероятность цели («если очень хочется, то легко достижимо»). Данный феномен может сослужить хорошую службу при достижении «кавалерийским наскоком» краткосрочных целей, но явно будет иметь негативное влияние при достижении целей долгосрочных, провоцируя разочарование.
10. Существует известный в психологии мотивационный закон, называемый градиент цели: чем ближе мы приближаемся к результату, тем больше сила мотивации и активность действий. Здесь можно провести аналогию с моряками, которые долго были в море, но, увидев на горизонте долгожданную землю, с удвоенной силой налегли на весла. Цели, связанные с «высшими мотивами» (духовными, социально значимыми), имеют более ярко выраженный градиент цели.
Закон градиента цели может (в разумных пределах) использоваться и в практическом менеджменте. Одно из правил ТМ гласит: «Любая работа занимает ровно столько времени, сколько на нее выделено». Можно выделить для достижения цели определенный интервал времени, а потом начать сокращать его, создавая дефицит времени и как бы искусственно приближая цель. В идеале такое форсированное усиление градиента цели должно привести к мобилизации сил сотрудников, усилению мотивации и скорейшему достижению результата.
На схеме градиент цели изображен в виде серого тона заливки стрелки, интенсивность которого усиливается слева направо.
В заключение заметим, что целеполагание является сложным и длительным процессом. Сложность его заключается в том, что необходимо трансформировать во многом неосознаваемые желания в четко сформулированную цель, выстроить в сознании план необходимых действий и ресурсов для ее достижения.
Длительность процесса целеполагания обусловлена тем, что он не ограничивается одним только выбором цели на старте деятельности. В процессе деятельности возникает множество несоответствий между образом цели (включая планируемые действия и ресурсы) и реальными результатами. Целеполагание включает в себя оперативную коррекцию цели в течение всего процесса ее достижения.
Стратегическое управление
Целеполагание – технология и процесс
У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.
Интернет-журнал xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.
Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.
Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.
Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.
Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.
Что такое целеполагание?
Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.
Что такое цель? У каждого свое определение:
- Это желаемый исход событий.
- Конечный результат деятельности.
- Индивидуальное будущее, которое желаемо.
Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.
Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.
Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.
Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.
Процесс целеполагания
Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.
Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:
- В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
- В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
- Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
- Человек выбирает цель среди всех вероятных.
- Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
- Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
- Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
- Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
- Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
- Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.
Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.
Цели и целеполагание
Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.
Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.
Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.
Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.
Планирование и целеполагание
Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:
- Сконцентрироваться на том, что значимо.
- Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
- Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
- Мотивировать себя на совершение действий.
- Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
- Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
- Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
- Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.
Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.
Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.
Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.
Технология целеполагания
Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.
- S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
- M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
- A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
- R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
- T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.
перейти наверх
Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.
Этапы и методика целеполагания
Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:
1) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;
2) моделирование организаторами, педагогами воспитательных и образовательных целей и задач, возможных результатов;
3) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;
4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учётом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.
Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники планирования. Целесообразно изучить состояние образовательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.
Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет организаторам и педагогам выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы администрацией и педагогами, взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности членов коллектива.
На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, образовательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность руководителя или педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:
– каковы общие цели воспитания и образования;
– каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;
– какие задачи стояли пред школой в текущем году и каковы успехи в их решении;
– к решению каких задач подошёл коллектив на следующем этапе;
– какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;
– в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.
На третьем этапе сущность целеполагания заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед руководителями, педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников и их родителей, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов, родителей и детей. В этом случае используют различные приёмы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.
Учащиеся быстрее и осознание воспринимают цель, присваивают её, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьёзно, значимо, доверительно; в) приведёт к заманчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмоционально [12] .
Четвёртый этап целеполагания в определённой мере повторяет второй, но по содержанию и объёму работы может существенно отличаться. Здесь руководителю, педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие участников целеполагания; б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей и родителей; г) провести в жизнь свои управленческие и педагогические замыслы.
Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.
Описание этапов целеполагания носит обобщённый характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приёмов, действий взрослых и детей. Покажем это на ряде примеров.
В практике получило распространение перспективное целеполагание, организованное как моделирование личности выпускника школы.
Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой. Обобщённый вариант модели выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае важен сам процесс осмысления своей перспективы каждым ребёнком, родителем, тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестировании детьми собственных качеств. По-разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:
– Какие качества необходимы человеку?
– Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?
– Какие качества успешно формирует наша школа?
– Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?
– Какие качества необходимо формировать у детей в первую очередь?
– Что нужно изменить в школе, чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?
Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости формирования индивидуальных свойств, качеств личности с учётом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.
Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нём. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину [13] . Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:
– На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.
– Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?
– Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?
– Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своём развитии, поднялся на более высокий уровень?
В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.
Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.
Целеполагание в педагогике, типы, этапы и условия его успешности
Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
В педагогической литературе встречаются различные определения цели:
а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
Целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Они имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Условно выделяют следующие типы целеполагания:
3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух).
При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.
При жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.
При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.
Целеполагание имеет следующие этапы:
1) Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней воспитания (то есть от целей в социально-педагогическом и общепедагогическом смысле), определить стратегические, тактические и оперативные цели, затем перевести их с теоретического уровня на технологический. Если речь об учебном предмете, определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.
2) следует иметь в виду содержательную и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.
3) анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата. Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.
4) Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.
5) Определение средств достижения цели: а) идеальных – знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных – носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.
6) Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.
7) Поскольку педагогический процесс – двусторонний, то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
Целеполагание в менеджменте организации (стр. 1 из 5)
1. Сущность и функции целей организации
1.1. Значение целей организации…………………………………………………. 5
1.2. Характеристика целей и требований, предъявляемые к ним………………. 8
3. Характеристика степени достижения поставленных экономических целей организации……………………………………………………………………………16
4. Оптимизация целей управления
4.2. Модели управления по целям для работников организации…………………………………………………………………………………. 22
Список использованной литературы……………………………………………. 29
Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполагание. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Определяется целеполагание как выбор цели функционирования организации. В теории управления трактовка этой функции неоднозначна. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, с другой — эта функция не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования. В другой трактовке целеполагание рассматривается как исходная стадия всего управленческого цикла, предшествующая ему; поэтому оно выносится за пределы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целеполагание стоит «вне и выше» других функций.
Рассматриваемая тема всегда была и является на данный момент актуальной, ведь любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора глобальной цели (миссии) и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации, или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Основная цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности и значимости целей предприятия, а также механизма их достижения.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
– определить роль целей в управлении организацией;
– рассмотреть характеристики целей и требований, предъявляемые к ним;
– исследовать особенности разработки бизнес-плана организации;
– рассмотреть основные модели управления по целям.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения, возникающие в процессе наработки и достижения целей организации.
В качестве объекта курсовой работы выступают цели организации.
Источниками информации послужили учебная литература и пособия.
Основные методы исследования, применяемые в курсовой работе – это индукция и дедукция, анализ и синтез.
1. Сущность и функции целей организации
1.1 Значение целей организации
В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления.На достижение такого состояния
и ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Крупные
организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих
и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации [4].
Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, – деловым партнерам, властям и обществу в целом.
В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.
Цели организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.
Впервые вопрос о цели организации был, видимо, поставлен великим Аристотелем. «Так как действий, искусств и наук много, – писал он, – много возникает и целей. У врачевания – это здоровье, у судостроения – судно, у военачалия – победа, у хозяйствования – богатство». Однако сегодня столь прямая постановка цели хозяйствования уходит в прошлое.
Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие организации, например благотворительные фонды и т. п., не ориентирующиеся на прирост богатства.
Во-вторых, сегодня в большинстве крупных организаций у власти
стоят не собственники, а, наемные управляющие. Эти лица имеют свои
цели, которые далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.
В-третьих, сама прибыль сегодня в большей мере зависит не столько от умения продать созданный товар, сколько от способности произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с такой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль, которая поэтому в качестве непосредственной цели коммерческих организаций фигурирует все реже.
«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех», – эти слова крупнейшего японского предпринимателя и теоретика бизнеса К. Татеиси являются основополагающей идеей, на которой в современных условиях основывается формулировка цели коммерческой организации.
Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация ее осуществляется имеющимися в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Не сами сформулированные человеком цели как таковые приводят к конкретному результату, а процесс достижения их с помощью определенных материальных средств.
Средства достижения цели – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата [7].
Взаимоотношения цели и средства заключаются в том, что цель не только определяет тот или иной предмет или действие как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству, т. е. данные взаимоотношения носят характер двусторонней предопределенности. Еще Аристотель говорил, что “не цель бывает предметом решения, а средства к цели. “.
Цели организации формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, которую организация играет в обществе, характера ее производственного и кадрового потенциала. Например, цель автомобильного завода не может заключаться в производстве колбасы, а ткацкой фабрики в ремонте бытовой техники. Они не располагают для этого необходимым оборудованием, а сотрудники – соответствующими знаниями и опытом. Маленькая организация не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области, так как для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.
На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом. Например, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие : трудности даже для государств с развитой экономикой.
Конечно, иногда условия деятельности организации воспринимаются ее руководством не вполне адекватно, а отсюда и возникают ошибки при постановке целей и определении способов их достижения, приводящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.
Исследуя значение целей организации можно сделать вывод, что формулирование целей представляет собой важное средство координации работы, распределенной между специализированными подразделениями. Заявленная цель так и останется словами, если люди не поверят в нее. Поэтому цель должна увлекать, содержать немного риска, легкий «привкус» авантюры. Ведь цель – это очередная высота, которую предприятию необходимо взять с боем.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.