Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "эмоциональный интеллект ребенка" с детальным описанием.
Содержание
- 1 5 способов развить эмоциональный интеллект (EI) у ребенка
- 2 Эмоциональный интеллект. Зачем его развивать у ребенка.
- 3 Эмоциональный интеллект ребенка
- 4 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
- 5 Развитие эмоционального интеллекта ребёнка
- 6 Новые технологии: влияние на эмоциональный интеллект ребенка
- 7 Развитие эмоционального интеллекта у детей
5 способов развить эмоциональный интеллект (EI) у ребенка
Исследования показывают, что чем лучше развит у ребенка эмоциональный интеллект, тем больше удовольствия он получает от жизни. Эмоциональный интеллект – это способность распознавать, понимать эмоции и использовать их для решения задач.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект у детей?
Дети, способные управлять своими эмоциями, обычно умеют определять эмоции других людей, проявляют эмпатию и умеют взглянуть на ситуацию с точки зрения другого. Это позволяет им справляться с эмоционально сложными ситуациями конструктивно, поэтому у них лучше складываются отношения со сверстниками и взрослыми.
Исследования показали, что подростки с неразвитым эмоциональным интеллектом склонны решать проблемы с помощью алкоголя и наркотиков. Кроме того, у них наблюдается повышенный уровень агрессивности и склонность к делинквентному поведению.
Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше учатся и строят доверительные отношения с родителями и учителями. Они здоровее и счастливее, и выбирают друзей, менее склонных к отклоняющемуся поведению. Когда такие дети вырастают, эмоциональный интеллект помогает им строить более здоровые отношения во всех сферах жизни, что ведет к успехам в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.
Как родители могут развивать эмоциональный интеллект у своих детей?
ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Это не значит, что Вы должны согласиться с его точкой зрения. Но ребенок должен знать: Вам известно, что он чувствует. Возможно, ему придется сделать то, что Вы говорите, но он имеет право на свою точку зрения.
- «Ты взволнован!»
- «Тебе не хочется останавливать игру, но сейчас время ужина».
- «Ты расстроился из-за того, что идет дождь, и мы не можем пойти гулять».
Почему это важно для развития эмоционального интеллекта:
- Вы помогаете ребенку осознать свои эмоции и их причины. Даже название, данное родителем непонятному чувству, может помочь ребенку лучше справиться с ним.
ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ ВЫРАЖАТЬ ЭМОЦИИ
Неодобрение родителем страха или злости не устранит эти эмоции у ребенка, но может привести к их подавлению. К сожалению, подавление эмоций не устраняет их – эти эмоции все равно ищут выхода. В отсутствии сознательного контроля они выражаются в неконтролируемых действиях, иногда агрессивных. Также в результате подавления эмоций у ребенка может развиться нервный тик.
Вместо этого покажите ребенку, что выражать эмоции – это нормально.
- «Кажется, ты беспокоишься из-за поездки. Я тоже всегда волновалась, когда была в детском садике. Расскажи, чего ты боишься?»
- «У тебя ничего не получается? Может, надо немножко поплакать? Всем иногда нужно плакать. Иди, обними папу и поплачь».
Почему это важно для развития эмоционального интеллекта:
- Ваше принятие позволяет ребенку понять, что эмоции – это не страшно и не стыдно, что они есть у всех и ими можно управлять. Ребенок чувствует, что он не остается один на один со своими эмоциями, часто непонятными.
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
В большинстве случаев, когда ребенок чувствует, что другие люди поняли и приняли его эмоции, интенсивность эмоций снижается. Это открывает путь для решения проблем. Иногда дети могут сделать это самостоятельно. Иногда им нужна Ваша подсказка. Но не торопитесь вмешиваться и решать проблему за ребенка, пока они не попросят Вас – это вызовет у ребенка чувство, что Вы не верите в его способность самостоятельно справиться с проблемой.
- «Ты так злишься из-за того, что братик сломал твою игрушку, но мы ведь договаривались не драться, правда? Хочешь, я помогу тебе сказать ему, что ты чувствуешь, чтобы он больше не брал твои игрушки?»
- «Ты так расстроена, потому что Молли не может прийти из-за болезни. Ты так надеялась поиграть с ней. Когда будешь готова, приходи, подумаем, чем можно заняться, чтобы весело провести время».
Почему это важно для развития эмоционального интеллекта:
- Детям нужно выражать свои эмоции, но они также должны знать, что можно сделать, чтобы найти конструктивное решение проблемы. Для этого иногда нужно изменить свои эмоции.
Если Вы видите, что у ребенка появилась плохая привычка реагировать неконструктивно на что-либо, Вы должны понять, что у него возникает какое-то сложное и сильное чувство, которым он еще не умеет управлять. Лучший способ справиться с этим – играть!
Ваш четырехлетний ребенок всегда хочет к маме. Вместо того, чтобы принимать это близко к сердцу, поиграйте с ним: папа усаживается на пол между ребенком и мамой и безуспешно «пытается» не пускать ребенка к маме: «Не пущу тебя к маме… Эй, да ты просто обежал вокруг меня. Ты просто оттолкнул меня! Ничего себе, какой у нас богатырь растет. Но уж в этот раз я тебя точно не пропущу!» Ваш четырехлетний сын будет хихикать и гордиться собой, а заодно у него будет шанс проверить, что он ВСЕГДА может добраться до мамы. Помимо этого, игра позволит избавиться от сдерживаемого беспокойства, которое заставляет его все время хотеть к маме.
Почему это важно для развития эмоционального интеллекта:
- Дети каждый день испытывают сильные эмоции. Они чувствуют себя беззащитными, чувствуют злость, печаль, ревность. Эмоционально здоровые дети прорабатывают эти чувства в игре и успешно переходят на следующую ступеньку развития. Смех справляется с гормонами стресса так же хорошо, как и слезы – но с ним намного веселее!
ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР
Самое важное, чему Вы можете научить ребенка для развития эмоционального интеллекта – управлять своими эмоциями. Большинство из нас честно старается учить ребенка этому… до того момента, когда мы сами начинаем на него злиться и отчитывать. Но поскольку наша реакция может как разрешить ситуацию, так и усложнить ее, особенно важно оставаться спокойным и постараться понять точку зрения ребенка, когда Вы устанавливаете границы дозволенного:
- «Мне жаль, малыш, я знаю, что ты хочешь еще играть, но ты сможешь поиграть завтра. А сейчас пора попрощаться с игрой. Я выключаю ее. Я знаю, что тебе грустно из-за этого, но пора ложиться спать. Пойдем, возьмем твою куклу в кровать. Мы ведь еще собирались почитать перед сном. Что будем сегодня читать?»
Почему это важно для развития эмоционального интеллекта:
- Дети учатся у нас. То, что они видят сейчас – это то, что они будут делать потом. Вы начинаете огрызаться на окружающих, когда переживаете? Вы срываетесь, если что-то идет не так? Они будут вести себя точно так же. Вы спокойны, даже если ребенок делает что-то, что Вам не нравится? Вы поддерживаете ребенка, когда он выражает свои эмоции? Так будет поступать и он.
по материалам Laura Markham, Ph.D.in Clinical Psychology from Columbia University
Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях
Эмоциональный интеллект. Зачем его развивать у ребенка.
Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать и корректно выражать собственные эмоции и понимать чувства других людей.
Зачем это нужно? Давайте рассмотрим такие ситуации.
У ребенка отобрали игрушку и он начинает плакать, или кричать, или лезет в драку. Почему? Потому что эмоции! Грусть, или злость, или страх. Мама запретила дочке надеть на улицу любимое платье. Реакция – слезы, крик или обида. Почему? Потому что эмоции. Грусть, недовольство, досада, злость.
Большинство проблем ребенка кроется в области эмоций и чувств. Когда ребенок не знает что чувствует – он «реагирует». Когда ребенку свои чувства понятны – он начинает «решать». Как раз та реакция, которую мы, взрослые, часто ждем от маленького ребенка. «Чего расстраиваться, давай исправлять!», — говорим мы взрослые. Но ребенку, чтобы начать исправлять, надо понять свое отношение к случившемуся.
Тогда первое, что можно обозначить в качестве аргумента развивать эмоциональный интеллект – этопонимание ребенком себя – своего настроения, своих реакций на определенные события и отношения к ним. Когда ребенок знает себя, знает свои предпочтения, свои реакции, ему гораздо проще регулировать собственное поведение.
На опыте «проживания» чувств, ребенок учится понимать чувства других людей. Что это дает? Очень многое. Например, понимание других позволяет развивать компетентность в общении – умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения. Одним из условий полноценного формирования такого важного личностного качества как ответственность, является умение понимать чувства других людей — это позволяет прогнозировать последствия действий ребенка (для родителя, для друга, для самого ребенка). Способность ксочувствию или эмпатии является неизменным залогом успеха в семейной жизни. А сочувствовать может только человек, способный принять чужое чувство, понять его.
В практике, я часто встречаю людей, не умеющих понять своих собственных эмоций. И не всегда это дети. Очень часто это подростки и даже взрослые, имеющие проблемы с самовыражением. И мама с никак не адаптирующимся к школе сыночком, и папа с дочерью-подростком, не проявляющей ни доли сочувствия. И взрослый мужчина, у которого не клеятся отношения с женщинами. И всегда и везде мы говорим про эмоции.
И всегда вопрос о чувствах ставит в ступор:
— Что вы чувствуете?
— А что вы чувствуете?
— Ну, я решил, что для меня…
— Это вы решили, а чувствуете что?
Мы учимся тому, что человек не смог выучить с младенчества – свои собственные эмоции, и понимание чувств других людей.
Я считаю, что важно разговаривать о чувствах, эмоциях даже с маленьким ребенком. Важно учить его выражать свои эмоции в приемлемой обществом форме. Важно рассказывать ему о том, когда эмоция может помочь, а когда помешать. О том как это — понимать других людей.
Эмоциональный интеллект ребенка
- ЖАНРЫ 359
- АВТОРЫ 253 351
- КНИГИ 578 002
- СЕРИИ 21 411
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 530 286
Джон Готтман, Джоан Деклер
Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей
John Gottman, Joan DeClaire
Raising an Emotionally Intelligent Child
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© John Gottman, 1997
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015
Посвящается работе и памяти доктора Хаима Гинотта
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни. И данное практическое руководство призвано помочь им в этом.
Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику. За последние несколько десятилетий число убийств среди подростков увеличилось в четыре раза, количество самоубийств – в три раза, удвоилось количество изнасилований. За этими цифрами стоит общее эмоциональное нездоровье общества. Изучение общенациональной случайной выборки из более чем двух тысяч американских детей, по оценке их родителей и учителей сначала в середине 1970-х, а затем в конце 1980-х, продемонстрировало долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. За это время показатели снизились более чем по сорока пунктам. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.
Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.
Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми.
Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.
Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ОТЦОМ, я почти двадцать лет занимался возрастной психологией и изучал эмоциональную жизнь детей. Но лишь в 1990 году, когда родилась наша дочь Мория, я начал по-настоящему понимать отношения между родителями и детьми.
Как и многие родители, я не мог представить себе той силы чувств, которые буду испытывать к своему ребенку. Я понятия не имел, как буду взволнован, когда она впервые улыбнется, научится говорить и читать книгу. Не представлял себе, сколько терпения и внимания она будет требовать у меня каждую минуту и насколько сильно я буду хотеть удовлетворять ее потребность во внимании. С другой стороны, меня удивили те чувства огорчения, разочарования и уязвимости, которые я начал испытывать с рождением дочери. Я огорчался, когда не мог с ней общаться. Испытывал разочарование, когда она плохо себя вела. Чувствовал себя уязвимым, когда осознавал, насколько опасным может быть мир. Для меня потеря дочери означала бы, что я потерял все.
Осознание собственных эмоций помогло мне сделать ряд открытий в своей профессиональной деятельности. Как еврей, чьи родители сумели сбежать из Австрии, чтобы не стать жертвами холокоста, я был близок к теоретикам, которые отвергали авторитаризм как способ воспитания морально здоровых детей. Я считал, что семья должна быть демократичной и что дети и родители должны выступать в качестве разумных и равных партнеров, а годы моих исследований динамики семейной жизни показали, что наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми.
Удивительно, но большая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.
В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.
Я подробно изучал семьи с помощью тщательно спланированных лабораторных экспериментов и наблюдал за дальнейшим развитием детей. После десяти лет исследований обнаружил группу родителей, дети которых развивались лучше других. Оказалось, что когда эти дети испытывали сильные эмоции, их родители делали пять очень простых вещей, которые я и назвал «эмоциональным воспитанием».
Вырастая, дети, с которыми родители занимались эмоциональным воспитанием, становились теми, кого Дэниел Гоулман называет «эмоционально развитыми» людьми. Они умели лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивали, когда были расстроены, их сердечные сокращения раньше приходили в норму. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них была выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят). Они лучше понимали людей, у них было больше друзей, они лучше учились в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект. Эта книга расскажет вам о пяти шагах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.
EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.
Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.
Техники развития EQ для взрослых и детей
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую. потому что. и я хотела бы. ».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда. ». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
6. Компас эмоций
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.
Об эксперте
Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.
5 необычных занятий с детьми на свежем воздухе
Наши дети растут в отрыве от природы. Даже если и выбираются летом на дачу. Для них естественна другая среда обитания – техногенная. Как помочь им замечать мир вокруг, почувствовать себя в контакте с водой, растениями, насекомыми, а заодно с интересом провести время вместе? Несколько идей для летнего уикенда.
Алена Владимирская: «Ищите работу прямо сейчас. Потом будет поздно»
В 2017 году летнего спада вакансий не будет – это уникальная ситуация. Почему работу нужно искать уже сейчас, какими ресурсами пользоваться и кому стоит задуматься о перепрофилировании, в онлайн-лекции рассказала Алена Владимирская. Мы выбрали основные моменты.
Развитие эмоционального интеллекта ребёнка
Эмоциональный интеллект — наша способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, не испытывая чрезмерного стресса; управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.
Чему не учат в обычной школе?
В школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности – понимать эмоции и причины их возникновения, тем более управлять эмоциями!
Не бывает плохих и хороших эмоций!
Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции – это часть нас самих: они не могут быть хорошими или плохими.
Эмоции – это информация и энергия. А вот то, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией – другое дело: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными.
Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше узнать о нем и грамотно использовать его.
Программа развития эмоционального интеллекта развивает у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, злость усиливает способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, а легкая грусть поможет заметить досадные ошибки.
Эмоционально грамотные дети отличаются от других.
Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит Вашему ребенку принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме.
Программа «Развитие эмоционального интеллекта ребенка»
Комплексная система развития эмоционально — интеллектуального потенциала и социальной компетентности Вашего ребенка, которая позволит ему уже в детском возрасте научиться решать важные жизненные задачи. Обучение проходит в форме игры.
А помогать Вам будут эмоционально – интеллектуальные Интерески. Они научат Вашего ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.
Ведь, эмоции – это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они «ходят» по определенным правилам! Если не знать правил, то выиграть никогда не удастся!
Удивление научит сконцентрироваться на новой ситуации Злость поможет бороться с проблемами, отстаивать свои границы Грусть поможет быть более внимательными и замечать ошибки Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нам помогают, любят, заботятся о нас И главная интереска «ИНТЕРЕС» никогда не знает покоя, она во всем хочет разобраться, вникнуть в суть, стимулирует Вашего ребенка развиваться, познавать новое и совершать увлекательные открытия Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех в зрелом возрасте — это научно доказанный факт. Дети с высоко развитым Э.И. в будущем:
Методики развития эмоционального интеллекта активно используются в Швейцарии, Великобритании, Испании, Канаде, Германии, США и других странах. Во многих странах они входят в государственные образовательные стандарты. Сеть детских школ развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» – первая и единственная в России организация, которая работает на научной модели основателей теории эмоционального интеллекта, профессоров Йельского университета и Университета Нью-Гемпшир (Д. Мэйера, П. Саловея, Д. Карузо), при их личной экспертной поддержке, при личной экспертной поддержке профессора университета Швейцарии Д. Антоньяцца, эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей, при научной поддержке Института психологии РАН. Программы школы сертифицированы Европейской Ассоциацией культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects). Новые технологии: влияние на эмоциональный интеллект ребенкаТелефоны, компьютеры и планшеты — неотъемлемый элемент общества и жизни наших детей. Благодаря разумному использованию, гаджеты могут помочь в развитии эмоционального интеллекта, но для этого, необходимо запомнить несколько важных правил. Что такое эмоциональный интеллектЭмоциональный интеллект (EQ) это способность распознавать эмоции, понимать их причину и проявлять сочувствие. Хотя она больше присуща взрослым, ее развитие чрезвычайно важно в юном возрасте. Чем раньше ребенок поймет о ценности взаимоотношений и сопереживания, тем легче ему будет в дальнейшей жизни. Умение распознавать эмоции помогает справляться с ними и следовательно, успешно проходить через различные типы кризисов и перемен. Эмоциональный интеллект развивается благодаря контакту с другими людьми, но в последнее время, дети все чаще заменяют живое общение на социальные сети и чаты. Необходимость общения вне виртуальной реальности уходит на последний план, что негативно сказывается на EQ ребенка. Как развить эмоциональный интеллект у ребенка с помощью гаджетовЧетко определить то, что технологии препятствуют или развивают эмоциональный интеллект не просто. Все зависит от того, как мы используем их в повседневной жизни. Телефон или компьютер способствуют развитию, когда ребенок общается с людьми, которых он видит редко, например, с бабушкой, живущей в другом городе. В ситуациях, когда близкие или друзья находятся далеко, смартфон оказывает бесценную услугу — человека можно не просто услышать, но и увидеть, а также, не смотря на расстояние, почувствовать любовь и заботу. Технические инновации положительно влияют и на общение с родителями, даже если они рядом. Совместный просмотр мультфильмов или игра — хороший способ провести время вместе и узнать об интересах друг друга. Во время игры или фильма, можно обсудить действия героев, объяснить их переживания — почему они злятся, что чувствуют когда проигрывают. Негативное влияние технологий на общениеУгроза возникает, когда телефон или планшет полностью заменяет реальный контакт. Дети, которые проводят большую часть времени перед экранами различных устройств, не учатся строить отношения. Только личная встреча с человеком, дает представление о его характере и позволяет завязать крепкую дружбу на много лет. Развитие понимания жестов, выражения лица, голоса и эмоций через устройство «связи» невозможно. Кроме того, умение адаптироваться в любом коллективе оставляет желать лучшего, если ребенок общается через гаджеты. Как противодействовать вредной привычке? Ограничить доступ к новым технологиям не спрятав их, а уделив внимание ребенку или пригласив его друзей в гости. Это важно, потому что некоторые дети прячутся за экраном от возникших проблем. Они отказываются думать о трудностях и причинах их появления, не ищутся и способы исправления ошибки. Также нет места для мыслей о собственных эмоциях — «почему мне так грустно?», «почему кто-то меня обидел/я его обидел?». Если подобная ситуация в будущем повторится, ребенок не сможет с ней справится, адекватно ее решить. Особенно опасным случаем является то, что современные технологии становятся инструментом для нанесения вреда другим. Случается, что дети используют их, чтобы причинить кому-то боль, размещая оскорбляющие комментарии под фото или видео. Обычно, делается это «ради шутки», они не знают о масштабах и последствиях таких действий. Часто, дети не ощущают сочувствия к жертве, а сама жертва, не воспроизводит информацию о своих чувствах, в результате чего, возникает непонимание и конфликт. Развитие эмоционального интеллекта при правильном использовании гаджетовОсновная задача родителей — показать возможности технологий и в то же время, обратить внимание на последствия связанные с их ненадлежащим использованием. Чтобы эмоциональный интеллект развивался, необходимо учитывать следующее:
Самое главное, показывайте положительный пример — старайтесь общаться с друзьями без помощи социальных аккаунтов. Развитие эмоционального интеллекта у детейОбщительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно. Эмоциональный интеллект — что это?Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:
Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни — круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами. Как развивать эмоциональный интеллект у детейРебенок с трех лет должен знать, что он не имеет права кого-то бить или оскорблять, он добьется своей цели не прибегая к физической силе. Кроме кулаков, бранных слов или истерики, существуют более действенные аргументы, например, спокойствие и твердость. Относиться к другим с уважением и пониманием, это то, что действительно необходимо в любой ситуации. Ребенок все познает с помощью окружения и прежде всего, родителей. Взрослые должны показать чаду, что хорошо или плохо, что можно себе позволить и нельзя. Правила допустимого поведения и общения придется повторять несколько раз, прежде чем кроха их усвоит. Кроме того, правила усваиваются в обществе сверстников, но не требуйте слишком многого. Ребенок 2 — 3 — х лет еще не способен делиться игрушками и получать от этого удовольствие, это понимание приходит к пяти годам, если конечно, поддерживать развитие данного навыка. Примером, служите вы, поэтому будьте последовательны. Четко формулировать дозволенное не обязательно, просто ведите себя так, как считаете нужным. Когда ребенок кричит, скажите — «я не слышу тебя, когда ты кричишь, говори спокойно», или во время ожидания — «мы спокойно ждем своей очереди». Наблюдая за вами, малыш установит для себя правила самостоятельно и будет им следовать. День по настоящему хорош, когда начинается со слов «доброе утро» и все время слышатся приятные слуху «спасибо», «извините», «пожалуйста». В наше скоростное время вежливость все больше уходит в прошлое и многие ограничиваются пресловутым «здрасте». Научите малыша произносить волшебные слова как можно чаще — почтительность, необходимо возрождать. Самыми безжалостными вырастают дети, у которых проблемы с самоуважением. Относитесь к малышу с пониманием, цените чувства, не унижайте ни словом, ни действием. Позвольте принимать решения самостоятельно (в разумных пределах) и не применяйте рукоприкладства — ребенок, который чувствует себя униженным, впоследствии обижает других. Оценивайте успехи и обеспечьте комфорт после постигшей неудачи. Развитие эмоционального интеллекта невозможно без ежедневной тренировки, ниже описаны наиболее распространенные ситуации на детской площадке и способы их разрешения. Уроки хорошего поведенияЕсть ситуации, которые представляют настоящую проблему воспитания. Рассмотрим несколько обстоятельств и способы решения. 1. Отказывается делиться качелямиОказавшись на детской площадке, четко скажите, что она для всех детей. Если же ситуация все равно возникла, направьте кроху — «ты уже покатался, теперь девочка пусть покатается, а потом ты». Дети, которые учатся использовать качели или велосипед по очереди с маленького возраста, легко овладевают искусством компромисса. 2. Ребенок не хочет делиться игрушкамиМалыш ревниво относится к такой идее и прячет от других свои игрушки? Большинство детей действительно не понимают, почему с кем-то нужно делиться. Вместо того, чтобы заставлять изменить мнение, научите обмениваться. Если вы ждете маленького гостя, спрячьте любимые игрушки и оставьте только те, которые ребенок готов предложить для совместной игры. 3. Малыш хочет быть в центре вниманияХорошо, что он амбициозен и не хочет сидеть в углу, но такое поведение может вызвать проблемы. Цените данную черту характера, но объясните, что другим тоже есть чем гордиться. При необходимости задайте порядок выступлений: «а теперь мы послушаем Аню». Некоторые педагоги используют другой трюк — говорит тот ребенок, у которого в руках мяч. Мяч передается по кругу и высказывается каждый. 4. ОсуждениеРазвитие эмоционального интеллекта ребенка начинается, как вы уже читали выше, c личного примера. Откажитесь от привычки осуждать людей за спиной. Если хотите обратить внимание на плохое действие говорите так: «выкинуть бумажку куда попало — плохой поступок». Указывайте на ошибку человека не затрагивая его личность. Иногда, дети говорят неприятные слова «ты мне не нравишься», «ты тупой/толстый/некрасивый» или вопросы вроде «почему у тети усы». Подобные высказывания больно ранят человека и унижают. Объясните, что нельзя комментировать внешность. Если ребенок хочет о чем-то вас спросить, пусть задает вопрос тихо. Дайте понять, что все люди отличаются, и внешний вид или их ошибки не могут характеризовать человека как плохого или хорошего. Почитаете сказки на эту тему, например, «Красавица и чудовище» или «Ослиная шкура». Кроме того, будет хорошо, если вы вместе начнете изучать культуру и традиции разных народов, углубленные знания истории совсем не повредят, а наоборот, помогут лучше понять людей другой национальности, что важно для построения международных отношений в будущем. Интересные факты о странах и народах, вы найдете на нашем новом проекте просто о туризме . 5. Ребенок навязывает свое мнениеОн играет только с теми, кто готов подчиняться и оскорбляет, если сверстник не согласен с правилами. Поощряйте ребенка сотрудничать с другими, быть членом команды, а не руководителем группы. Продемонстрируйте преимущества, которые приходят от совместной работы. Расскажите истории о людях, объединивших усилия для достижения общей цели. Обратите внимание на чувства, когда его идеи оказываются не интересными для окружающих. Развитие эмоционального интеллекта, процесс сложный и долгий. Пройдет не мало времени и потребуется уйма терпения, прежде чем юный ученик успешно сдаст «экзамен». Когда вы вместе дойдете до вершины, то сразу заметите, как изменился мир вокруг вас — правильное отношение к разным ситуациям и способность контролировать их, значительно облегчают жизнь ребенка и родителей. Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами. |