Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "апраксия у детей" с детальным описанием.
Содержание
Лечение апраксии- основные врачебные мероприятия
Содержание
Под таким медицинским термином, как праксис подразумевается способность фиксировать мозге заученные движения. Это можно отнести к речи и общей и мелкой моторике.
Возникновение апраксии — это нарушение способности к выполнению определенных целенаправленных действий, например, больной не может выполнить по инструкции определенный сложный двигательный акт- закрыть глаза, потом открыть и посмотреть вверх. Видов апраксии целое множество. При поражениях лицевой мускулатуры возникают расстройства речи. Если же поражается общая или мелкая моторика — имеет место расстройство сложных двигательных актов:
Некоторые виды апраксии могут проявлять себя только в процессе выполнения определенных видов задач. К примеру:- человек теряет способность писать, рисовать (аграфия);
- застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
- не может взять телефонную трубку;
- играть на любом музыкальном инструменте.
При апраксии происходит нарушение памяти относительно последовательности движений, которые необходимы для выполнения сложных двигательных действий. При этом никаких физических дефектов рук или ног, которые препятствовали бы их правильному выполнению не существует.
Данные патологические изменения можно классифицировать по симптоматическим признакам, а также по локализации поражений полушарий головного мозга.При апраксии наблюдается утрата приобретенных ранее навыков (у детей становиться невозможным обучение этим навыкам), которые были получены годами — бытовые, профессиональные, речевые, двигательные. Следует отметить, что для апраксии не характерны признаки паралича или парезов, нарушения координации движений.
Апраксия является редким патологическим состоянием, причин его возникновения множество, мы их рассмотрим ниже. В большинстве случаев отмечаются поражения теменной или лобной долей.
Симптомы и причины возникновения апраксии
Данное патологическое состояние может быть вызвано рядом причин:
- апоплексический удар(инсульт);
- опухолевые процессы головного мозга;
- травматические повреждения мозга;
- инфекционные заболеваний(энцефалит);
- дегенеративные заболевания мозга (например, лобно-височная деменция, кортикобазальная ганглиозная дегенерация, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона).
Комплекс клинических симптомов апраксии напрямую зависит от степени функциональности пораженного мозгового участка.
Далее мы приведем список некоторых широко распространенных видов апраксии и их клинических проявлений:
- Наличие идеомоторной апраксии — невозможность копировать движения, неспособность выполнить команду;
- при кинетической апраксии – больной неспособен выполнить точные движения с помощью рук или пальцев (например, при подсчете монет);
- При конструктивной апраксии — невозможно с копировать или нарисовать простые фигуры или построить двух-или трехмерные формы;
- Орофациальная апраксия – больной неспособен управлять движениями лица (свистеть, подмигивать);
- Апраксия ходьбы — характерными признаками является — шаркающая походка, сутулость, неспособность самостоятельно перешагнуть через препятствие;
- При апраксии одевания – больной неспособен одеть на себя одежду.
Диагностические мероприятия при апраксии
Квалифицированный специалист должен провести физический осмотр пациента, изучить историю болезни. Тесты на наличие признаков апраксии могут заключаться в следующем.
- Проведение неврологического оценивания для установления типа апраксии:
- Выполнение некоторых движений;
- Просьба нарисовать фигуру;
- Собирание простой конструкции;
- Просьба взять какой-либо инструмент (например, молоток) и показать, как им пользоваться;
- Выполнение действий в определенной последовательности;
- Проверка мышц, которые принимают участие в речи;
- Оценивание навыков ходьбы;
- Проведение МРТ — теста;
- Компьютерная томография.
Лечебные мероприятия при апраксии
Это важно! Курс назначаемого лечения напрямую зависит от типа апраксии у каждого конкретного пациента.
Лечащий специалист подбирает индивидуальные терапевтические программы, которые могут включать такие виды процедур:
- Когнитивная реабилитация.
- Физиотерапия;
- Логопедия;
- Трудотерапия.
Способы лечения апраксии, а также ее прогноз, напрямую зависят от множества факторов. Следует принимать во внимание возраст пациента, характер и степень поражений.
Дополнительная информация для членов семьи больных апраксией
Медицинские учреждения, могут предложить специальную поддержку тем, кто проживает с лицом, у которого есть апраксия, например,
- Сиделку — с целью организации постоянного ухода за больным или же амбулаторное лечение апраксии;
- Психолога — для предоставления консультаций членам семьи по уходу и по общению с больными апраксией.
Профилактические мероприятия
Предотвращение апраксии- довольно трудная задача, поскольку данное заболевание имеет тесную связь с инсультом, другими инфекционными заболеваниями, травмами и даже опухолевыми заболеваниями.
Следует выполнять следующие шаги, чтобы уберечь себя от возможной апраксии в будущем:
- Регулярное выполнение физических упражнений;
- Употребление здоровой пищи;
- Следует бросить курить и ограничить прием алкоголя;
- Регулярно измерение АД.
Вся перечисленная выше информация о видах и методах лечения апраксии описана для ознакомления и расширения представлений о заболевании. Для того что получить более четкие и подробные ответы на вопросы рекомендуем посетить своего лечащего специалиста.
Артикуляционная (речевая) апраксия — вариант афферентной апраксии
Содержание
Такое патологическое состояние, как постцентральная артикуляторная апраксия представляет собой повреждение постцентральных отделов доминирующего полушария (нижней части 1,2-го коркового поля и частично 40), которые получают информацию от проприорецепторов речедвигательного реализатора, таким образом обеспечивается кинестетическая основа артикуляции.
Если говорить о проявлениях, то они представляют собой:
- нарушение координации мышечной работы, которые участвуют в формировании речи;
- ошибки при произношении отдельных звуков речи (предпочтительно гомоорганных, т.е. схожих по фонетическим особенностям, например, «т», «д», «н» «щ», «ш», «х»; «з», «п», «б», «м».
На фоне данного состояния страдает экспрессивная речь – наблюдается многочисленная замена звуков, это приводит к тому, что она становится непонятной для окружающих. Все дело в том, что больной не в состоянии самостоятельно это контролировать, поскольку у него имеется своеобразная сенситивная атаксия в структурах, которые отвечают за формирование продукции речи.
Речевая апраксия представляет собой вариант афферентной(кинестической) апраксии, который влечет за собой расстройство речи по типу кинестической моторной афазии.
Это важно! Артикуляционная апраксия довольно часто протекает с щечно-язычной(оральной) апраксией, которая представляет собой неспособность воспроизведения движений языком и губами по заданию. Это вид моторной апраксии лицевой мускулатуры, которая проявляется как расстройство сложных движений языка и губ и приводит к нарушению речи. При таком состоянии происходит нарушение всех видов речевой продукции (повторение, называние, спонтанная и автоматизированная речь). Оно было описано отечественным нейролингвистом и нейропсихологом Е.Н. Винарской в 1973 году.
При артикуляционной апраксии происходят нарушения устной и письменной речи, которые являются проявлением кинестетической апраксии.
- распад артикуляторных укладов(кодов);
- возникновение системного дефекта на синтаксическом, артикуляторном и лексическом уровнях.
Информация о компонентах артикуляторной апраксии
Принято различать следующие компоненты апраксии речи:
- Распад артикуляторного кода (специальная память, в которой хранятся комплексы движений, необходимые для произнесения фонем.
- Нарушение способности оценивать и фонологически квалифицировать произносимые звуки, в одних случаях больше всего страдает воспроизведение отдельных звуков, в других — выделение данного звука из комплекса.
Клинически это можно охарактеризовать, как грубые искажения и деформации артикулем, а также нестойкость артикуляций во всех видах выразительной речи (ситуативная, диалогическая, автоматизированная, отраженная, номинативная).
- Наличие затруднений при использовании уже восстановленных речевых навыков. Данный компонент проявляется как различие выраженности таких нарушений:
- намеренная и ненамеренная речи;
- зависимость устной речи;
- чтение и письмо от контекста;
- трудности в согласовании речи и действий.
Клинические проявления
Это важно! В клинической картине артикуляционной апраксии главным постоянно присутствующим симптомом является нарушение слухоречевой памяти, которое не исчезает во время восстановления речи. В основе данного патологического состояния лежит нарушение внутреннего проговаривания (кинестетическая апраксия).
Если говорить о распаде письма, то в наибольшей мере это зависит от фонологического анализа, который возникает на фоне трудностей при оценке собственного произношения, именно поэтому проговаривание не может облегчить письмо.
У большинства больных, страдающих постцентральной артикуляционной апраксией могут быть обнаружены отдельные феномены, которые в свою очередь относятся к теменному синдрому:
- идеомоторная и идеаторная апраксия (нарушение праксиса позы);
- наличие ошибок при написании римских цифр;
- нарушение ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.
Данные феномены протекают единично, полный комплекс теменных признаков наблюдается довольно редко.
Если говорить о очаге поражения при постцентральной артикуляторной апраксии, то патологические изменения в большинстве случаев локализуются в нижних отделах заднецентральной области теменной дли, а также в левом полушарии (у правшей).
Подготовлено к публикации экспертом:
Апраксия у ребенка развивается из-за различных патологий, которые поражают головной мозг. Заболевание характеризуется нарушением двигательных функций. В результате малыш просто не может приобрести некоторые навыки, что грозит серьезными отклонениями в дальнейшем развитии. Чтобы не допустить опасных последствий, необходимо регулярно обследоваться у врача. Опытный невролог выявит недуг на ранней стадии и определит факторы его возникновения.
Причины и последствия
Расстройство в функционировании органов движения имеет нейропсихологические корни. Детский организм испытывает сбои в кровообращении или же страдает от воспалений. На фоне этих процессов ослабевает деятельность мозгового центра (мозолистого тела, лобных и теменных долей). Это проявляется в образовании опухолей, энцефалита, черепно-мозговых травм. Как следствие, у детей ухудшается ориентация в пространстве, возникают проблемы с памятью, замедляется действие. Из-за возникшей атрофированности некоторых систем моторный рефлекс сводится к минимуму. В дальнейшем это грозит опасными последствиями: отклонения могут спровоцировать аутизм или формы слабоумия.
Зачастую апраксия у ребенка никак себя не проявляет. Обнаружить ее может только квалифицированный невролог. Однако существует ряд характерных признаков в поведении, которые служат первыми «тревожными звоночками» записать своего ребенка к врачу:
- скованность походки или перемещение мелкими шагами;
- замедленное моргание или проблемы с открыванием глаз;
- ухудшение слуха или зрения;
- слабость в конечностях;
- сложности при совершении последовательных действий: завязать шнурки, заправить кровать, одеться.
Все эти расстройства вовсе не показательны, поэтому доверить постановку диагноза лучше доктору.
Диагностика
Во время приема врач проводит опрос, осматривает на предмет неврозов, оценивает эмоциональное состояние с помощью опросников и анкет и делает томографию головы, чтобы проверить работу головного мозга и поставить диагноз.
Апраксия у ребенка бывает разных видов:
- идеаторная (нарушение при выполнении ряда последовательных движений);
- амнестическая (сбои в определении очередности действий);
- конструктивная (моторные трудности при составлении одного предмета из частей).
Избавить от аномалии способен только дипломированный невролог. Заниматься самолечением опасно. Неправильно подобранные медикаменты не только не вылечат, но и приведут к побочным явлениям или серьезным осложнениям.
Не менее губительно и бездействие, грозящее детским аутизмом.
В специализированном отделении клиники для борьбы с заболеванием назначается курс физиотерапии и трудового обучения. Назначаются лекарства с питательными веществами, улучшающие мозговой кровоток. В сложных случаях проводится хирургическое вмешательство по удалению возникших новообразований.
Профилактика
Уникальных профилактических мер не существует. Апраксия у ребенка не приговор, а лишь сигнал к активным действиям. Чтобы свести риск ее возникновения к нулю, достаточно:
- гулять с малышкой ежедневно не менее двух часов;
- отводить на сон минимум 8 часов;
- заниматься физическими упражнениями;
- кормить продуктами с большим содержанием клетчатки (фрукты, зелень, овощи);
- исключить из рациона жареную, консервированную и острую пищу;
- регулярно проходить диагностику.
Как только у вас возникли подозрения на нервные расстройства у вашего ребенка или нарушения в воспроизведении действий, записывайтесь к неврологу. Лучших кандидатов вы можете выбрать на сайте самостоятельно или звоните в справочную службу (услуга бесплатная).
Подготовлено к публикации экспертом:
Апраксия у ребенка развивается из-за различных патологий, которые поражают головной мозг. Заболевание характеризуется нарушением двигательных функций. В результате малыш просто не может приобрести некоторые навыки, что грозит серьезными отклонениями в дальнейшем развитии. Чтобы не допустить опасных последствий, необходимо регулярно обследоваться у врача. Опытный невролог выявит недуг на ранней стадии и определит факторы его возникновения.
Причины и последствия
Расстройство в функционировании органов движения имеет нейропсихологические корни. Детский организм испытывает сбои в кровообращении или же страдает от воспалений. На фоне этих процессов ослабевает деятельность мозгового центра (мозолистого тела, лобных и теменных долей). Это проявляется в образовании опухолей, энцефалита, черепно-мозговых травм. Как следствие, у детей ухудшается ориентация в пространстве, возникают проблемы с памятью, замедляется действие. Из-за возникшей атрофированности некоторых систем моторный рефлекс сводится к минимуму. В дальнейшем это грозит опасными последствиями: отклонения могут спровоцировать аутизм или формы слабоумия.
Зачастую апраксия у ребенка никак себя не проявляет. Обнаружить ее может только квалифицированный невролог. Однако существует ряд характерных признаков в поведении, которые служат первыми «тревожными звоночками» записать своего ребенка к врачу:
- скованность походки или перемещение мелкими шагами;
- замедленное моргание или проблемы с открыванием глаз;
- ухудшение слуха или зрения;
- слабость в конечностях;
- сложности при совершении последовательных действий: завязать шнурки, заправить кровать, одеться.
Все эти расстройства вовсе не показательны, поэтому доверить постановку диагноза лучше доктору.
Диагностика
Во время приема врач проводит опрос, осматривает на предмет неврозов, оценивает эмоциональное состояние с помощью опросников и анкет и делает томографию головы, чтобы проверить работу головного мозга и поставить диагноз.
Апраксия у ребенка бывает разных видов:
- идеаторная (нарушение при выполнении ряда последовательных движений);
- амнестическая (сбои в определении очередности действий);
- конструктивная (моторные трудности при составлении одного предмета из частей).
Избавить от аномалии способен только дипломированный невролог. Заниматься самолечением опасно. Неправильно подобранные медикаменты не только не вылечат, но и приведут к побочным явлениям или серьезным осложнениям.
Не менее губительно и бездействие, грозящее детским аутизмом.
В специализированном отделении клиники для борьбы с заболеванием назначается курс физиотерапии и трудового обучения. Назначаются лекарства с питательными веществами, улучшающие мозговой кровоток. В сложных случаях проводится хирургическое вмешательство по удалению возникших новообразований.
Профилактика
Уникальных профилактических мер не существует. Апраксия у ребенка не приговор, а лишь сигнал к активным действиям. Чтобы свести риск ее возникновения к нулю, достаточно:
- гулять с малышкой ежедневно не менее двух часов;
- отводить на сон минимум 8 часов;
- заниматься физическими упражнениями;
- кормить продуктами с большим содержанием клетчатки (фрукты, зелень, овощи);
- исключить из рациона жареную, консервированную и острую пищу;
- регулярно проходить диагностику.
Как только у вас возникли подозрения на нервные расстройства у вашего ребенка или нарушения в воспроизведении действий, записывайтесь к неврологу. Лучших кандидатов вы можете выбрать на сайте самостоятельно или звоните в справочную службу (услуга бесплатная).
Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?
Содержание
Апраксия — это серьезное заболевание, при котором ребёнок не может выполнять самые обычные движения, которые свойственны каждому здоровому человеку. При апраксии отсутствует такое понятие как первичные двигательные дефекты. Данное заболевание развивается в результате различных патологических процессов в головном мозге.
Больной апраксией не в состоянии совершать двигательные задачи, но может производить некоторые компоненты движений. Например, если пациенту поставлен диагноз конструктивная апраксия, он не может воспроизвести копию простой геометрической фигуры, поскольку не сможет воспользоваться обычной ручкой. Во многих случаях, больные не понимают, что такое их состояние является заболеванием.
Это важно! Очень часто, пациенты становятся зависимыми, из-за того, что постоянно нуждаются в помощи, без которой они не могут обходиться самостоятельно. За ними постоянно нужен присмотр. После перенесённого инсульта заболевание может приобрести стабильное течение, иногда наблюдается улучшение. Принято различать несколько видов апраксии, о них и поговорим далее.
Планирование действий нарушается у пациента при идеаторной апраксии. В данном случае больной может правильно выполнять отдельные элементы, но нарушать их последовательность. К примеру, открывая конфету, человек положит обёртку в рот, а содержимое выбросит. Такие пациенты не могут производить действия, когда их об этом просят, но могут его автоматически повторять. При данном виде заболевания область теменной доли поражается с двух сторон, надкраевые извилины.
При заболевании моторной апраксией отклонения похожи на идеаторную форму, но больной не может повторять произведённые ранее движения. Имеет место одностороннее течение, которое подразделяется на два варианта:
- В первом варианте действие невыполнимо по заданию, но может быть воспроизведено случайно. Например, написание определённой буквы по просьбе, у больного может не получится, а самостоятельно другую букву он напишет правильно.
- Во втором случае движения заменяют неопределённые действия. На просьбу пригрозить пальцем, больной просто помашет рукой.
Причины возникновения апраксии у детей
Возникновению апраксии могут способствовать несколько причин. Одной из главный причин является повреждение теменных долей коры головного мозга, что в свою очередь может быть спровоцировано:
- черепно-мозговой травмой;
- энцефалитом;
- опухолью.
Иногда апраксия может возникать при поражениях других отделов мозга, например:
- лобной доли;
- премоторной коры.
- мозолистого тела.
Развитию заболевания также могут способствовать диффузные процессы при наличии дегенеративной деменции.
Диагностика
Это важно! Для установления причины вызвавшей болезнь при осмотре специалист просит выполнить пациента определённые простые действия (помахать рукой, похлопать в ладоши). Параллельно необходимо произвести проверку мышечной силы в группах мышц, которые задействованы. Данная проверка необходима для исключения пареза, как причины расстройства. Если течение болезни проходит тяжело, необходимо использовать нейропсихологическое исследование, также в уточнении диагноза поможет консультация физиотерапевта.
При диагностировании болезни специалисту необходимо знать, насколько больной без посторонней помощи может воспроизводить те или иные действия. Например, может ли он самостоятельно использовать столовые приборы, зубную щётку, ножницы, а также врач должен быть уведомлён о том, способен ли больной самостоятельно писать.
МРТ или КТ применяется для уточнения причин и постановки точного диагноза заболевания, в данном случае выявляют характер поражения:
Также необходимо провести физикальное обследование, для выявления наличия нервно-мышечных поражений, которые часто имеют некоторое сходство с апраксией.
Информация о принципах лечения апраксии
Довольно большое количество факторов могут повлиять на прогнозирование болезни и использование методов её лечения. Во внимание принимается степень и характер поражения, а также возраст пациента.
В настоящее время нет специфического лечения данного заболевания, но функциональному восстановлению в значительной мере способствуют физиотерапия и трудотерапия. В лечении апраксии не эффективны препараты, которые применяют с целью замедления прогрессирования деменции.
Это важно! Апраксия у детей выражается в том, что ребёнок не может приобрести различные навыки. Терпение и настойчивость — главные черты характера людей, у которых ребёнок болен апраксией. Причиной тому, является очень длительный и трудный процесс лечения данного заболевания. Если у ребёнка имеется подозрение на апраксию, необходимо обратиться к специалисту неврологу или психиатру, в зависимости от вида и причин нарушений, будет выбран специалист, который будет проводить лечение.
Детям, которые больны апраксией назначаются исключительно индивидуальные лечебные мероприятия, основой которых является физиотерапия, трудовое обучение. Больные апраксией постоянно нуждаются в помощи и уходе, так как определённый период они являются инвалидами. В это время рядом с ними постоянно кто-то должен находиться чтобы облегчить течение болезни и оказать необходимую помощь, так как борьба с этим заболеванием очень длительная и тяжелая.
Работа с речевой апраксией у малышей
- Расшифровка апраксии у малышей
- Лечение апраксии
Речевая апраксия у детей 15-месячного возраста является одним из нескольких типов речевых расстройств. Если он не ворчит или не болтает, поздно говорит или испытывает трудности с более длинными словами, вам следует обратиться за помощью. Раннее лечение может изменить ситуацию и помочь вашему ребенку лучше общаться.
Родители с нетерпением ждут возможности услышать, что говорят их малыши, и для этого есть все основания. Он сигнализирует о другой вехе в общении и облегчает взаимодействие друг с другом. Однако у детей иногда могут развиться нарушения речи, из-за которых им трудно говорить правильно. Наблюдение за возможными признаками того же самого у вашего ребенка может помочь вам быстрее обратиться за помощью.
Расшифровка апраксии у малышей
Апраксия – это неврологическое расстройство речи, при котором мозг ребенка испытывает трудности с координацией таких частей тела, которые вызывают речь, как язык, губы и нижняя челюсть. Из-за этого может быть трудно понять, что говорят дети с апраксией. Апраксия также известна как детская апраксия речи (CAS), диспраксия и апраксия развития речи.
1. Что вызывает апраксию
В большинстве случаев причина детской апраксии неизвестна, но возможной причиной может быть неврологическое повреждение из-за инфекции, травмы или болезни. Другими возможными причинами являются генетические нарушения или синдромы, инсульт и черепно-мозговая травма.
2. Признаки апраксии
Не все дети с апраксией имеют одинаковые симптомы. Они также различаются по своей серьезности. Ниже приведены признаки для поиска:
- В детстве не ворчать и не болтать
- Проблема координации различных частей тела, таких как язык, губы или нижняя челюсть при попытке общаться
- Ребенок поздно говорит
- Понимать язык лучше, чем говорить на нем
- Трудность произносить более длинные слова
- Могут быть проблемы с едой
- Ошибки несовместимы. Дети с апраксией совершают разные ошибки в одном и том же слове при повторении
- Трудно понять, особенно для нового слушателя
- Другим симптомом апраксии речи у малышей является трудность в обучении чтению, написанию или написанию.
Лечение апраксии
Если вы думаете, что ваш ребенок может страдать от апраксии, важно, чтобы его осмотрел патолог языка речи (SLP). Если SLP обеспечивает детскую апраксию речевого диагноза, можно выбрать курс лечения. Исследования показывают, что у детей с апраксией больше шансов на успех, если они получают частое и интенсивное лечение.
Поскольку состояние улучшается, лечение требуется реже, и групповая терапия становится лучшей альтернативой. Поскольку апраксия является одним из видов двигательного расстройства речи, упражнения, предназначенные для укрепления мышц полости рта, не помогут. Вместо этого, ответом будет повторение слогов, слов и предложений для улучшения координации мышц и последовательности речи. SLP могут предлагать альтернативные средства связи, такие как язык жестов или альтернативную систему связи, такую как портативный компьютер, который пишет или производит речь. Для детей также очень важно заниматься дома, и семьям часто дают задания.
Дети, страдающие апраксией, нуждаются в большой поддержке и помощи со стороны своих семей. С комплексным лечением, терапией и практикой, состояние может улучшиться, и дети могут добиться успеха в достижении нормальной речи.
У вашего ребенка есть признаки нарушения речи? Был ли он диагностирован как апраксия? Какие шаги вы предприняли, чтобы помочь ему преодолеть это?
Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение
Распространенное нарушение развития малыша, при котором значительно снижена способность выполнять и координировать движения – это нарушение целенаправленных движений или апраксия. Это состояние также известно как нарушение развития координации или стойкая неуклюжесть. В этой статье мы рассмотрим основные причины и симптомы, а также расскажем о том, как проводится лечение ребенка.
Что такое апраксия у ребенка?
Болезнь проявляется в неспособности точно выполнять и координировать свои движения. Для улучшения состояния большое значение имеет терапия и поддержка родителей.
Апраксия – это нарушение целенаправленных движений, которое встречается примерно у 10% школьников, большинство из которых мальчики.
Многие нормальные дети проходят в своем развитии стадию неуклюжести. Но у мальчиков и девочек с нарушением целенаправленных движений тенденция к неуклюжести сохраняется и мешает повседневной жизни и/или создаст трудности в школе. У малыша с апраксией часто возникают поведенческие проблемы.
Выявление детей с нарушением целенаправленных движений
Симптомы и степень тяжести состояния сильно варьируют, дети с апраксией могут:
- часто падать,
- с трудом справляться с таким видом физической активности, как езда на велосипеде и игры с мячом,
- ронять и опрокидывать предметы,
- с трудом застегивать пуговицы, завязывать шнурки или пользоваться подовыми приборами,
- иметь проблемы с координацией зрения и движений рук,
- часто терять вещи, путать порядок следования действий,
- с трудом интерпретировать то, что они видят, понимать порядок расположения предметов относительно друг друга. Например, они часто надевают одежду задом наперед, а обувь – не на ту ногу,
- быть чрезмерно активными, способными концентрировать внимание только на короткое время и справляться с выполнением не более чем 1-2 команд зараз,
- неаккуратно есть,
- испытывать речевые трудности, проблемы с учебой.
Проблемы в школе у детей с апраксией:
- им не удастся писать аккуратно и разборчиво,
- у них возникают трудности с чтением,
- они медленно выполняют любую работу,
- они испытывают разочарование и неверие в свои силы,
- они страдают от отсутствия уверенности и низкой самооценки,
- им трудно заводить друзей, их часто игнорируют или изводят сверстники,
- они испытывают боязнь спортивных игр,
- они быстро устают,
- они становятся беспокойными, замкнутыми, подавленными или агрессивными,
- у них начинает все болеть из-за тревоги и сомнений в своих способностях.
Причины апраксии у детей
Основная причина не известна. Исследования показывают связь между этим состоянием и преждевременными родами, очень низкой массой тела при рождении и недостатком кислорода во время родов. Возможны такие объяснения, как нарушение координации между разными зонами мозга, медленное развитие некоторых частей мозга или крайне незначительное поражение мозга. Многие случаи, вероятно, обусловлены генетическими факторами.
Часто это заболевание выявляется, когда у него начинаются трудности в школе.
Методы исследования апраксии
Врач проверяет движения и координацию малыша, наблюдая за тем, как он выполняет такие действия, как прыжки, ходьба с пятки на носок, строительство из кубиков, нанизывание бусин и копирование разных фигур. Важное значение имеет тщательное обследование, позволяющее исключить неврологические нарушения, такие как слабая форма церебрального паралича.
Детей с проблемами речи обычно направляют к логопеду. В случае значительных трудностей с учебой требуется консультация специалиста но психологии обучения. Может быть необходима проверка зрения, чтобы выявить возможные нарушения.
Ранняя диагностика и лечение имеют огромное значение для снижения вероятных трудностей с обучением.
Лечение апраксии у детей
Вылечить это состояние невозможно, но помочь детям можно, если симптомы выявлены на ранней стадии. Методика лечения включает помощь физиотерапевтов, логопедов, учителей и родителей.
Как проводится коррекция апраксии?
Трудотерапия и/или физиотерапия – важные составляющие лечения. Их задача состоит в том, чтобы ребенок постепенно овладевал моторными навыками и тренировался в их применении, пока не приобретет достаточную ловкость. Используются разные методы, в том числе:
- занятия в группах лечебной физкультуры для улучшения чувства равновесия, координации и управления движениями тела,
- использование при апраксии таких приемов, как рисование, определение фактуры предметов и подвижные игры с пением,
- поощрение таких занятий, как танцы и плавание, которые прививают чувство ритма,
- упражнения для совершенствования навыков самообслуживания, необходимых для выполнения таких задач, как прием нищи и одевание, что развивает независимость.
Коррекция у ребенка апраксии в школе
Обучение с учетом особенностей школьника может привести к замечательным результатам. Необходимо предупредить учителей, что у ученика есть специфические проблемы, что он вовсе не ленив или небрежен.
Дети должны усваивать учебный материал поэтапно и иметь больше времени на выполнение заданий в классе.
Процесс освоения письма можно облегчить, правильно подобрав стол и стул по высоте, причем у стола должна быть наклонная поверхность. Полезны также специальные карандаши, которые легко держать.
Коррекция апраксии в домашних условий
Родители должны всячески поощрять детей к занятиям, к которым у них есть способности и которые помогают развитию необходимых навыков. Например, занятия в досуговом центре, спортивном клубе или на спортивной площадке способствуя развитию физической ловкости, так же как помощь взрослым в саду или в работе по дому.
Улучшению координации зрения и движений рук, а также развитию навыков работы руками способствуют такие виды деятельности, как рисование, черчение, моделирование, шитье, вырезание и наклеивание, игра на музыкальных инструментах.
Теперь вы знаете основные симптомы и причины апраксии у детей, а также о том, как проводится ее лечение у ребенка. Здоровья вашим детям!
Апраксия речи у детей с аутизмом
Апраксией в широком смысле называется специфический сбой некоторых функций мозга и ЦНС, затрудняющий выполнение человеком различных заданий или движений. При апраксии выполнение новых или уже знакомых задач невозможно даже в тех случаях, когда человек понимает, что от него требуется, имеет желание исполнить требуемое, а мышцы тела, необходимые для этого, работают нормально.
Термин «апраксия» происходит от греческого слова praxis (действие). В медицинской терминологии праксис – это осмысленное, скоординированное, целенаправленное действие либо движение. Соответственно, апраксия – это невозможность осуществлять произвольную практическую предметную деятельность, даже уже известную ранее.
Апраксия при аутизме имеет самые различные проявления, однако самой распространенной является апраксия речи – патологические проблемы координации движений языка, губ и челюстей для произнесения речевых звуков. Официальный диагноз при наличии подобных проблем звучит как артикуляционная (речевая) и/или оральная апраксия. В США в медицинскую классификацию отдельно включен диагноз CAS (аббревиатура от Childhood Apraxia of Speech – детская апраксия речи). Согласно новейшим исследованиям, распространенность данного состояния выглядит следующим образом:
- аутичные дети с апраксией речи – около 65% от общего количества детей с РАС;
- нейротипичные дети – 1–2 случая апраксии на каждую тысячу.
При этом аутизм диагностируется почти у 40% детей с апраксией. Таким образом, апраксию и аутизм не следует рассматривать как две отдельные проблемы, поскольку апраксия в большинстве случаев является прямым проявлением расстройства аутистического спектра. Именно поэтому все дети с диагностированным аутизмом должны проходить специальные тесты на возможное наличие апраксии, и наоборот – ребенок с речевыми затруднениями должен быть обследован на наличие РАС. Первые признаки аутизма у детей, в том числе и апраксия, могут проявиться в достаточно раннем возрасте, поэтому именно своевременная диагностика позволяет сделать лечение максимально эффективным. Также важно следить и за другими симптомами — например, кататония болезнь усугубляет, добавляя к физическим проявлениям еще и последствия пережитых стрессов.
Классификация апраксии при аутизме
Речевая апраксия у аутистов и нейротипичных детей обычно встречается в двух формах:
- оральная, характеризующаяся трудностями при выполнении движений губ и языка, необходимых для воспроизведения речи;
- артикуляционная, выражающаяся в нарушениях произнесения слов, а также отдельных слогов и/или звуков.
Достаточно часто у детей наблюдаются обе формы речевой апраксии одновременно. При этом у маленьких аутистов достаточно часто диагностируются и другие виды апраксий, связанные с нарушениями формирования моторных навыков, необходимых для целенаправленных движений (например, при рисовании, одевании, умывании, пользовании столовыми приборами и т. д.).
Первые предвестия CAS обычно проявляются в виде задержки речевого развития в возрасте 1,5–2 лет, когда малыш способен произнести лишь небольшое количество слов или только некоторые отдельные гласные либо согласные. В период до 4 лет апраксические признаки дополняются новыми проявлениями – искажениями звучания, разделениями слов и слогов, их неправильным произношением и т. д. Родители в этот период уже должны обратить внимание на то, что ребенок располагает крайне малым словарным запасом и/или испытывает затруднения с использованием слов в правильном порядке.
Следует помнить, что некоторые симптомы, похожие на апраксические, могут проявляться и в связи с другими нарушениями речи, независимо от наличия или отсутствия аутизма как такового.
Отличие от других нарушений
Для правильного понимания проблемы и выбора наиболее эффективного способа коррекции речевого расстройства необходимо отличать апраксию от прочих подобных состояний. Основные маркеры непосредственно CAS таковы:
- затруднен плавный переход между звуками и словами, что связано с нарушенным управлением речевым аппаратом;
- специфические движения челюстями, губами или языком, похожие на «ощупывание» – подобной мимикой обычно сопровождаются попытки малыша произнести слово правильно;
- неверное произношение гласных – «а» вместо «о», «у» вместо «ю» и т. д.;
- неверная постановка ударений – например, «кошкá» вместо «кóшка»;
- разделение паузами слогов в словах и/или отдельных слов в законченных фразах;
- постановка ударений на все имеющиеся в слове слоги: «кó-шкá», «бá-бу́-шкá», что придает детской речи характерную «плоскую» интонацию;
- ошибки произношения – «цадака» вместо «собака», «карпета» вместо «конфета» и т. д.;
- произнесение одного и того же слова каждый раз иначе, новые ошибки при попытках повторить слово несколько раз. Иногда эта проблема настолько сильно выражена, что даже родители малыша не могут понять, что он пытается сказать.
Среди вербальных нарушений, которые иногда могут быть ошибочно приняты за CAS, можно отметить дизартрию, а также фонационные и/или артикуляционные нарушения, причем подобные расстройства встречаются значительно чаще, чем речевая апраксия как таковая. Методы диагностики аутизма позволяют отличить виды речевых расстройств, но для этого следует проводить полное специфичное обследование.
Дизартрией называется двигательное расстройство, связанное со слабостью и/или спазмами мышц, относящихся к артикуляционному аппарату, а также с трудностями контролирования их работы. Речевой процесс в данном случае страдает лишь из-за того, что необходимые мышцы не функционируют должным образом.
Соответственно, основным отличием апраксии от дизартрии является то, что у детей с апраксией нет расстройств тонуса, паралича или спазмов артикуляционных мышц. У них имеются лишь исключительно мозговые нарушения, затрудняющие «планирование» движений челюстей, языка и губ. То есть малыш с апраксией знает, какое именно слово он хочет произнести, и знает, как произнести его правильно – однако его мозг не способен скоординировать мышечные движения для верного произнесения.
В свою очередь, расстройства фонации и/или артикуляции обычно характерны для детей, испытывающих некоторые трудности в обучении произношению определенных звуков. Однако при этом дети не имеют проблем с выполнением произвольных движений/действий, необходимых для произношения этих звуков. К фонационным и артикуляционным проблемам относятся:
- замены звуков – например, «тошка» вместо «ложка»;
- пропуски конечных согласных в отдельных словах – например, «сту» вместо «стул»;
- пропуски первых букв в словах, связанные с остановками потока воздуха – например, «абушка» вместо «бабушка», «кно» вместо «окно»;
- упрощения комбинаций звуков – например, «ройка» вместо «стройка» и т. д.
Развитие речи у детей с аутизмом обычно происходит гораздо медленнее, чем у их нейротипичных сверстников, что наряду с остальными характерными проблемами доставляет немало трудностей в процессе социальной адаптации. Если же ситуация осложнена еще и речевой апраксией, социализация аутичного ребенка затрудняется еще сильнее. Поэтому крайне важно своевременно выявить апраксию и начать ее коррекцию, поскольку без квалифицированной помощи это расстройство не только не «пройдет само», но и может начать прогрессировать.
Как выявить апраксию у аутистов
Диагностировать CAS у детей с аутизмом непросто, поскольку расстройства аутистического спектра в большинстве случаев предполагают и коммуникативные проблемы. Поэтому для всестороннего обследования следует обратиться к квалифицированному логопеду, имеющему специальную подготовку для выявления разнообразных речевых нарушений. Именно такой специалист способен подготовить и наиболее эффективный индивидуальный план коррекции расстройства.
Диагностика CAS у аутичного ребенка должна проводиться в несколько этапов (отдельных занятий с логопедом в разные дни), чтобы малыш не слишком уставал. Очень маленькие дети или дети с серьезными нарушениями развития могут просто не пойти на контакт с логопедом, что приведет к невозможности обследования. Для постановки наиболее точного диагноза очень желательно, чтобы малыш обладал хотя бы минимальными речевыми способностями, что помогло бы выявить симптомы апраксии.
Помимо постановки окончательного диагноза необходимо, чтобы специалист оценил реакции аутичного ребенка на различные коррекционные методики. Для этого проводятся специальные «тесты»: сможет ли ребенок имитировать какие-либо движения? Способен ли он сконцентрировать внимание на лице специалиста, пока тот моделирует движения губами? И т. д.
Лечение апраксии у детей с аутизмом
Для детей с аутизмом и CAS коррекционная программа составляется с учетом общей психоэмоциональной и физиологической картины, иначе терапия не будет результативной. Поэтому коррекция речи при аутизме и апраксии – задача не только логопеда, но и других специалистов (АВА-терапевты, эрготерапевты). Кроме того, чрезвычайно важную роль в лечении выполняют и родители аутичного малыша. Перечислим некоторые методики, широко используемые в настоящее время.
Визуальная поддержка
Терапия при помощи иллюстраций-подсказок или планшета с программой, генерирующей голос, является вспомогательным коммуникативным методом, поощряющим становление навыков устной речи. Аутичные дети с выраженными вербальными проблемами начинают лучше воспринимать и активнее употреблять слова при помощи визуальной связи картинок и звука.
Формирование словаря
В рамках данной методики родители вместе с терапевтом формируют основной словарь из одного-двух десятков отдельных слов, наиболее необходимых в быту («есть», «одеваться» и т. д.) и/или особо значимых для малыша (например, «машина», если он любит машинки). Эти слова должны быть просты для имитации их ребенком.
Затем на базе сформированного словаря проводятся тренировки произнесения различных слов – на занятиях со специалистом и дома с родителями, в рамках подходящих ситуаций. Когда малыш обучается правильно произносить очередное слово из словаря, его заменяют следующим новым словом, постепенно расширяя словарный запас ребенка.
Подсказки с помощью жестов
Жестовые подсказки относятся к категории вербально-визуальных и заключаются в наглядной демонстрации малышу работы речевого аппарата при произнесении различных звуков. Например, терапист подносит к губам указательный палец, а затем отодвигает его, произнося при этом звук «п». Так внимание ребенка привлекается к губам говорящего в момент формирования отдельных звуков.
Произнося целое слово, необходимо использовать несколько разных подсказок, чтобы малыш смог понять различия между отдельными звуками. Эта методика очень эффективна в отношении аутичных детей, поскольку большинство из них имеют выраженную склонность к обучению при помощи зрительных образов.
Лечение в домашних условиях
Терапия апраксии дома обычно включает в себя перечисленные выше подходы – по отдельности или в сочетаниях. Также можно воспользоваться и такими простыми, но при этом действенными способами:
- взять предмет, заинтересовавший малыша, и внятно назвать его, держа у самого рта, чтобы ребенок одновременно наблюдал и движения ваших губ и сам предмет. Например: «Машинка. Ты хочешь машинку? Машинка» – а затем отдать игрушку ребенку;
- предложить малышу выбор из двух разных предметов (например, банан и мандарин), держа их около своих губ и четко спрашивая: «Ты хочешь банан или мандарин?». Когда ребенок назовет желаемое (допустим, банан) или укажет на него, повторить – «Ты хочешь банан» и отдать его ребенку;
- максимально часто повторять слова из сформированного словаря во время игр или домашних занятий, сочетая конкретные ежедневные действия с конкретными же словами. При этом следует использовать короткие и понятные фразы. Перед тем, как сделать что-нибудь или дать малышу интересующий его предмет, назовите это действие/предмет, а затем сделайте паузу, чтобы ребенок повторил за вами нужное слово.
Очень полезно разнообразить «звуковыми эффектами» любые игры и даже чтение книг, имитируя различные звуки и поощряя к этому ребенка. Также хороший результат дает разучивание песенок, сопровождающихся определенными движениями – «ножками топ-топ», «в ладошки хлоп» и т. д.
Для родителей, желающих оказать своему малышу максимально действенную помощь в борьбе с аутизмом, связанной с ним апраксией и другими нежелательными состояниями, работают дистанционные курсы ава терапии. Программа курсов посвящена различным современным методикам поведенческого анализа, использование которых позволяет успешно справляться с проявлениями аутизма, затрудняющими развитие и социализацию ребенка.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.