Адаптация ребенка в яслях

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "адаптация ребенка в яслях" с детальным описанием.

Адаптация ребенка к детскому саду

Посещение детского сада может стать для любого ребенка прекрасной возможностью пообщаться с другими детьми и узнать много нового, или, наоборот, превратиться в самый ужасный период в его жизни. Именно поэтому взрослым стоит уделить особое внимание подготовке малыша к походу в это учреждение и постараться не допускать самых распространенных ошибок, которые не дадут ребенку спокойно адаптироваться.

Негативное отношение

Не стоит рассказывать крохе, что садик — далеко не самое приятное место на свете, но теперь ребенок просто вынужден туда ходить. Пессимистичные истории из своего детства, разговоры о том, что ребенок должен до сада научиться давать сдачу обидчикам и уметь постоять за себя- всё это не готовит кроху к реалиям жизни в детском саду, а, наоборот, отталкивает и пугает. Ребенок не понимает, почему мама и папа, самые дорогие люди на свете, отдают его туда, где так плохо.

В разговорах о детском саде важно говорить, конечно, не только хорошее, но обрисовывать возможные негативные ситуации стоит спокойно, не приукрашивая и не запугивая, сводя к минимуму негативные выражения и эмоции. Главное, что должен понять малыш: вне зависимости от того, что будет происходить в саду, мама и папа всегда поддержат его и помогут решить любую возникшую проблему.

Лучшее место на свете!

Если одни родители рассказывают о «суровой» жизни в детском саду, то другие тоже впадают в крайность и описывают детский сад как самое прекрасное место. Добрая и всё позволяющая воспитательница, только дружные ребята, вкусная еда и много новых игрушек- что только ни пообещают родители, чтобы кроха согласился идти в сад.Однако малыш может очень сильно разочароваться, когда поймет, что воспитательница довольно строгая, некоторые дети любят драться, а еда вовсе не такая вкусная, как дома.

Именно поэтому в разговорах о дошкольном учреждении взрослым стоит всё же придерживаться золотой середины: не пугать кроху, но и не обрисовывать всё в розовом свете.

Отдали и ушли!

Многие родители и воспитатели старой закалки придерживаются мнения, что оставлять ребенка в саду утром необходимо как можно быстрее. Привести малыша и уйти, не попрощавшись, – одна из самых распространенных родительских ошибок в период привыкания ребенка к детскому саду. Безусловно, уйти незаметно гораздо проще для родителей, ведь не придется успокаивать кроху, тратить время на долгие разговоры, но исчезновение мамы и папы пугает ребенка. На протяжении всего дня малыш может чувствовать себя некомфортно, бояться и переживать, что родители не заберут его, расстраиваться по пустякам и быть плаксивым.

Именно поэтому родителям так важно уделять крохе время при прощании: поддержите малыша добрым словом, проговорите, что обязательно вернетесь вечером, расскажите, как вы планируете провести время после детского сада.

Все эти разговоры позволят малышу настроиться на позитивный лад, и он будет уверен, что родители его заберут.

Выяснение отношений с воспитателем и другими родителями

Безусловно, в период посещения ребенком детского сада не миновать каких-либо нестандартных ситуаций. Между детьми довольно часто вспыхивают мимолетные конфликты, ведь малыши учатся общаться друг с другом, социализируются, привыкают вести себя в обществе. Кроме того, воспитатели тоже привыкают к новому детскому коллективу, узнают детей и не всегда успевают уследить за большим числом шустрых малышей. В результате может случиться, что именно вашего ребенка обидели или ударили.

Всем родителям без исключения стоит запомнить, что любую неприятную ситуацию стоит выяснять цивилизованным способом.

Следует разговаривать с воспитателем и другими родителями не на повышенных тонах, а спокойно и сдержанно, даже если вы ужасно возмущены. Безусловно, не стоит выяснять отношения в присутствии детей, также желательно не обсуждать данный конфликт дома, на чем свет стоит ругая других родителей и воспитателей.

Если родители – любители выяснять отношения на повышенных тонах, не выбирая выражений, то немудрено, что ребенок будет напуган и не захочет вообще идти в детский сад после всего произошедшего.

Игнорирование режима и правил детского сада

Еще одной довольно распространенной ошибкой является несоблюдение правил детского сада. Чем больше ваш малыш будет уметь делать до посещения дошкольного учреждения, тем лучше для него самого. Стоит научить кроху самостоятельно одеваться, держать правильно ложку, мыть руки перед едой и привить другие навыки самообслуживания. Не стоит надеяться на авось и ждать, что воспитатели всё сделают сами, а потом возмущаться, что этого не произошло. Хорошие дошкольные педагоги, несомненно, уделят этому внимание, но многое зависит и от родителей.

Куплю тебе за это…

Некоторые родители не придумывают ничего лучше, чем подкупить собственного малыша, наобещать ему сладостей, игрушек и развлечений, лишь бы ребенок соблаговолил пойти в сад. Подобного рода ошибка приводит к тому, что в дальнейшем малыш согласится посещать сад только за подарки. Лучше всего рассказать крохе, какую увлекательную прогулку вы совершите после сада, в какую игру поиграете дома, какой ужин планируете готовить вечером, какую сказку прочтете перед сном. Все эти действия не несут материального вознаграждения, однако настраивают ребенка на получение положительных эмоций. В этом случае и поход в садик не будет вызывать у ребенка негативной реакции.

Ты – виновен!

Что бы ни происходило в детском саду, ваш ребенок должен всегда быть уверен в вашей поддержке. Если вашего малыша начинает отчитывать другой родитель или воспитатель, то постарайтесь пресечь это мгновенно. Скажите вежливо, но твердо, что поговорите об этом со своим ребенком дома.

Вы можете обсудить конфликт с другими взрослыми, но в отсутствие детей.

Это не означает, что вы всё спустите с рук своему малышу, возможно, ему придется понести заслуженное наказание. Но ребенок с детства должен понимать, что родители всегда являются надежным тылом. Мама и папа могут быть недовольны его поступком, но всегда поддержат и помогут решить любой конфликт. Именно поэтому так важно быть на стороне ребенка, а не ругать его, объединившись с воспитателем или другими родителями.

Адаптация к яслям маминого “ребенка” -дикаренка

Мамочки, кто отдал ребенка в ясли, у кого ребенок мамин хвостик и без мамы никуда, и может кто- то деток еще боялся,
КАК у ребенка прошла адаптация?
Сложно ли было?
Долго ли плакал?
Когда стал спать в группе?

Моя дочуня мало того, что мой хвостик, но и деток пока побаивается. Конечно до сентября еще есть время.ей будет 2,5. Но волнуюсь уже сейчас. Мне в 3 года на работу надо выходить, поэтому отдавать пробовать хочу в сентябре . Так как сидеть некому с ней будет. Няню не можем себе позволить, увы

Еще статьи:  Заговор вернуть любимого мужа

Да, все правильно. Я тоже считаю. что мучить не стоит.

Отдала в 3 сначала сколько-то дней настаивала, потом где-то через месяц плюнула и забрала. В сад ребенок не хотел категорически, ни с утра ни вечером (тут нужно вечером обязательно спрашивать т.к. утром многим просто вставать тяжело и это накладывается).

У нас этот сад был так себе, поэтому я год уговаривала нас подержать, потом просто забрала. Год отсидели дома потом я ее в хороший ортопедический сад отдала, там совсем все по другому было. Она с радостью ходила с первого дня.

Адаптация малыша в яслях

Когда малышу исполняется полтора годика, не все мамы могут продолжать находиться с ним дома – тогда кроху отправляют в ясли. При этом перед родителями неизбежно встает вопрос: как подготовить ребенка к яслям, чтобы его адаптация прошла наименее болезненно.

Подготовка

Адаптация — это непросто

Естественно, что в таком возрасте маленькие детки еще привыкли к максимальной родительской заботе, потому вырвать их из этой среды достаточно сложно. В полтора года малыш как никогда желает оставаться исключительно с мамой, для него без нее не существует другой жизни. Такой возраст крохи считается самым тревожным, а тут еще ему необходимо остаться среди чужих людей, в чужом помещении и без мамы.

Когда родители планируют отдать чадо в полтора года в детское учреждение – следует предварительно его к этому готовить. Ведь когда ребенка готовят в ясли целенаправленно – ему будет спокойнее там.

  • Для начала нужно подготовить кроху к окружению другими людьми и детьми – с этой целью нужно чаще бывать на детских площадках, можно приглашать людей к себе в гости и самим бывать вне дома в гостях. Малыш должен чаще контактировать с папой, бабушками и дедушками, чтобы он привык к тому, что, даже если мама уходит из дома, она обязательно возвращается, причем время ее отсутствия можно постепенно увеличивать до нескольких часов.
  • Второе, о чем следует позаботиться, – приучить чадо к горшку, чтобы первое его знакомство с этим предметом в детском учреждении не оставило в памяти неприятных воспоминаний. Начинать сажать кроху на горшок необходимо и перед тем, как он ложиться спать, и после этого. Когда ребенок сходил на горшок – нужно хвалить его, следить, чтобы он не садился туда рассерженным, не усаживать насильно. В яслях первое время деткам разрешат находиться в подгузниках, потому отрицательного резкого перехода не будет.
  • Кроме этого, стоит научить постепенно ребенка есть самостоятельно, чтобы он мог доносить пищу до своего рта. Мама в игровой форме должна познакомить кроху с ложкой, чтобы он научился ее правильно держать. Естественно, в яслях голодным малыш не будет – учить его правильно кушать, если он не умеет, будет воспитатель.

И еще, если родители желают, чтобы их ребенок пошел в ясли, необходимо помнить о прививках, потому что, хотя они и являются добровольными, при их отсутствии поступить в ясли вашему чаду не дадут. Потому важно заранее позаботиться, чтобы малыш был привит в соответствии с календарем прививок по своему возрасту. Когда родители по определенным причинам прививать кроху не желают – нужно идти к заведующей садика или в департамент дошкольного образования.

Привыкание

Привыкание сопровождается сильным желанием контакта с мамой

В раннем возрасте все малыши очень ранимы и слабы, они не имеют пока потребности в каком-либо обществе кроме матери, не приспособлены к разлуке с ней, потому адаптация ребенка в яслях происходит практически всегда очень болезненно. В этот период детки очень активно развиваются, у них постепенно совершенствуются все психические процессы, потому изменения в условиях жизни могут повлиять на эмоциональное состояние.

Адаптация к яслям – это крайне болезненный для малыша процесс. В этот период кроха может быть эмоционально напряжен, заторможен либо сильно обеспокоен.

Дети могут часто плакать, желать сильного эмоционального контакта со взрослыми людьми, а в раздражении они отказываются от него. Еще им может быть свойственно отстранение от сверстников, потому что социальные связи детей в этом возрасте еще не сформированы и могут быть нарушены отсутствием рядом мамы.

Адаптация в детском учреждении у разных детей происходит по-разному. Принято различать три степени: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации поведение стабилизируется в течение одного месяца – сохраняется хороший аппетит, кроха спокойно начинает оставаться в группе один, не сторонится отношений с окружающими, да и с родственниками они остаются ровными, малыш активен, весел и бодр.
  • Если адаптация к яслям происходит в средней форме, то поведение и общее состояние ребенка выражены более ярко. Его аппетит, настроение, активность несколько затормаживаются на срок от 35 до 40 дней. При этом кроха часто плачет, желает максимально исследовать окружение, практически не общается ни со взрослыми, ни с детьми, не желает показывать привычки, которые уже имеет к этому возрасту. Такое состояние может сохраняться у крохи до полутора месяцев.
  • Когда адаптация происходит тяжело, ребенок начинает часто болеть, что протекает длительно и явно выражено. Ситуация в плане психики абсолютно неблагоприятна, зачастую малыш может начать себя вести неадекватно, а его состояние может даже напоминать невротическое.

Вернуться к содержанию

Постепенное приучение

Следует отдавать свое чадо в детский сад сначала на короткое время, а потом постепенно его увеличивать

В период, когда малыш только пошел в детское учреждение, родители должны озаботиться его адаптацией, так как приучить ребенка к яслям при правильном подходе можно без особых жертв. Даже если он уже подготовлен, следует помнить, что первые дни в новом окружении все равно будут очень тяжелыми, потому относиться к крохе в этот период нужно крайне бережно.

Психологи советуют: перед тем как оставить малыша одного в яслях, матери необходимо приводить его и вместе с ним оставаться там несколько дней.

Постепенно кроха привыкнет и начнет интересоваться в группе не только мамой, но и игрушками, другими детьми, после чего можно начинать оставлять его в группе на полчаса, когда малыш видит, что мать уходит, но знает, что она скоро вернется. После недели таких получасовых уходов, неделю можно водить кроху в ясли на три часа, а время пребывания его там увеличивать. Можно разрешить чаду взять с собой самую любимую игрушку, чтобы не чувствовать себя слишком одиноко. Увеличивать время пребывания крохи в яслях можно при его отличном настроении. Обычно адаптация происходит через две – три недели, когда ребенок начинает понимать, что мама уйдет, но обязательно вернется за ним.

Еще статьи:  Честный прости мама

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
– самостоятельно садиться на стул;
– самостоятельно пить из чашки;
– пользоваться ложкой;
– активно участвовать в одевании, умывании.

• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
• Неумение занять себя игрушкой.

• Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой¬дет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Еще статьи:  Сенсорная алалия у детей

• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

• сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день – верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Адаптация ребенка в детском саду?

Ваш малыш растет и вот наступает тот момент, когда его нужно отдавать в детский садик. И каждого родителя волнует вопрос как пройдет адаптация ребенка в детском саду. Все дети развиваются, а также приспосабливаются к новому по-разному, кто-то сразу привыкает к садику, кто-то через месяц или даже пару месяцев. Как же сделать такой период для ребенка максимально безболезненным…

Конечно, в первую очередь, все зависит от воспитателей как пройдет первые дни ребенка в детском саду. Если так получилось, что педагоги «не от бога», то ребенку будет тяжелее адаптироваться. Ведь малышу нужно помогать и давать понять, что тут нет чужих людей. Нужно правильно занимать ребенка занятиями или играми.

В садик приходят детки совершенно разные и именно педагоги должны правильно найти к ним подход и научить взаимодействовать, дружить между собой.

Отрицательные эмоции малыша.

Отрицательные эмоции присущи практически всем детям, которые начинают привыкать к яселькам. Когда ребенок чем-то подавлен, то он может довольно долго сидеть в сторонке и ничего не делать. Малыш все время думает, когда за ним придет его любимые мама или папа, глядя все время на дверь. Но, к сожалению, ожидания его обмануты, это зачастую вызывает плач и истерику ребеночка. Затем малыш опять впадает в депрессионное состояние.

Когда происходит адаптация ребенка в детском саду, его необходимо отвлекать новыми игрушками, окружающими его детками и стенами, он в любом случае чем-нибудь да заинтересуется. Но спустя несколько дней, когда ребенок все изучил, старые эмоции могут вновь возникнуть.

Так же ребенок может начать плакать в детском заду «за компанию» с находящимся рядом плаксивым малышом.

Страх малыша.

Когда происходит адаптация ребенка в детском саду, каждый малыш испытывает чувство страха. Он может быть вызван новыми условиями, незнакомыми людьми и детишками.

Озлобленность и гнев малыша.

Малыш может вести себя агрессивно. Поводом для такой злости возможна любая ситуация, даже самая простая. Если ваше чадо радуется и смеется, значит адаптации проходит успешно.

Сон ребенка.

В первые дни ребенок может и не уснуть. Со временем он привыкает к новой обстановке и сон придет.

Аппетит малыша.

Так как ребенок в первые дни находится под воздействием стресса, то он вполне возможно откажется от детсадовской пищи. Иногда бывает и наоборот, но это редкость. Если ваш малыш во время адаптации похудел, не пугайтесь, после всего он наверстает утерянные килограммы.

Порой в период адаптации у детей может повышаться температура.

Когда вести ребенка в ясли?

Самый лучший возраст, когда можно вести ребенка в дет. сад считается 3 и более года. Физиологическое и психологическое развитие его не дает расставаться с мамой без вреда для него. На стресс, который вызван визитом в детский сад или ясли, организм ребенка отреагирует отрицательно в плане нервов.

Можно сказать, что у детей, посещающих ясли, медленно развивается речь, из-за того, что они много времени проводят в окружении детей, которые тоже речью не блещут.

В 2 — 3 года дети должны учиться свободно общаться с родителями. А тех, кого начали водить в ясли до 3-х лет, зачастую утаивают личные переживания.

Такой возраст как 3-4 года является одним из тяжелых для общения с ребятами своего возраста. Малыши могут играть вдвоем. При появлении третьего малыша, обычно игра ломается. Он не знает, куда себя деть и как влиться в их игру. В результате появляются слезы, драки.

Адаптация ребенка в детском саду. Рекомендации родителям

  1. С малышкового возраста нужно тренировать у ребенка адаптационный механизм.
  2. Узнайте заблаговременно режим дня детей (когда они спят, кушают, гуляют). И заранее постарайтесь ему привить такой режим, чтобы его было легче адаптироваться. Выбирайте детский сад ближе к вашему дому, чтобы далеко не ездить, ну и чтобы он мог встречать знакомые лица вне садика.
  3. Говорите про садик только положительное. И самое главное не пугайте его садиком. Он должен ходить туда с радостью. Приучайте ребенка быть самостоятельным. Не надо нервничать, ведь ребенок все видит и чувствует и все эти тревоги могут ему передаться.
  4. Обязательно спрашивайте у ребенка как прошел его день в садике.
  5. Не забывайте слушать рекомендации врача.
Еще статьи:  Почему хорошие люди одиноки

Теперь вы знаете как проходит адаптация ребенка в детском саду и с какого возраста лучше начинать ходить в ясли.

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребёнка в детском саду

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в

контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Еще статьи:  Гипноз на любовь

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

В 1 год 6 месяцев ребенок:

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

1.Заводчикова О. Г.

Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here