Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "влияние стресса на детей" с детальным описанием.
Содержание
Психология ребенка
Информация о негативном влиянии стрессов на когнитивную сферу ребенка и советы родителям
Влияние стресса на головной мозг ребенка
Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни. Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми. Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.
Старая реакция на новые проблемы
Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу. Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.
Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет. Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро. Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.
Испытывает ли ребенок хронический стресс?
Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок. Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).
Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами
Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.
Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.
Как различные виды стресса влияют на ребенка
Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола. Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.
Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать. Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)
Стресс: им можно заразиться
Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.
Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.
Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.
Можно ли лечить стресс другим стрессом?
Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.
Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.
Мощное противоядие
Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.
Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам. Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам. В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.
Влияние стресса на ребенка.
Американские ученые провели исследование о влиянии стресса на мозг ребенка, пишет журнал Psychological Science.
Ученые утверждают, что конфликт между родителями и жестокое обращение по отношению к детям влияет на функции мозга ребенка, что может сказаться на его развитии.
Ученые делали МРТ головного мозга 20-ти детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Во время сканирования дети спали, слушая от взрослых разные эмоциональные фразы: когда человек очень зол, немного сердится, счастлив и нейтрален по настроению.
Полученные данные свидетельствуют о том, что дети знают о родительских конфликтах, и эти конфликты могут влиять на мозг младенцев, вызывая стресс и негативные эмоции.
Исследователи говорят, что интенсивный и длительный стресс может нанести вред на развитие ребенка. Они обнаружили, что область мозга, связанная с памятью, была меньше у детей, которые испытывали хронический стресс по сравнению с детьми, которые живут в благополучных семьях. Когнитивные способности детей из неблагополучных семей также ниже. Слабее у них и кратковременная память.
Как видите, ученые обнаружили связь между конфликтной ситуацией в доме и изменениями в мозге ребенка. Однако они не утверждают, что стресс наносит непоправимый вред на деятельность мозга, ученые делятся только предположениями.
Но пока великие умы размышляют, нам, родителям, остается только делать все, чтобы наши дети жили в благополучных семьях. Для этого нужно непосильно работать над своими семейными отношениями, и над собой.
Как снять стресс у детей
Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.
На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.
Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.
Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.
На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.
Сопротивление
Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.
Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.
Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.
Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.
Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:
- Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
- Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
- Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
- Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
- Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.
Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:
- Сменой обстановки;
- Возникновением новых обязанностей;
- Переменами в гормональном фоне.
Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.
Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:
- Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
- Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
- Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
- Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
- Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
- Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.
Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.
Как снять стресс
Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.
Психотерапия
Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.
Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.
Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.
Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.
Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.
Физиотерапия
Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.
Что делать родителям
Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.
Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:
- Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
- Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
- Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
- Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
- Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.
Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.
Факторы, влияющие на развитие стресса
1). Врожденные особенности организма и ранний детский опыт
а). Генетическая предрасположенность
Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т. д. Таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие — устойчивы к нему.
б). Характер протекания беременности у матери
Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.
в). Тип высшей нервной деятельности
Физиологическим базисом для личности является тип высшей нервной деятельности человека, который отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что меланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвержены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инертный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не доводит организм до стресса.
г). Ранний детский опыт
Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «исправить» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие процедуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из таких техник так и называется — «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.
2). Родительские сценарии
Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу. Этот сценарий усваивается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя.
Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сценарий? Ответ будет положительный при наличии трех условий.
Необходимые условия для перестройки жизненных сценариев:
1) осознания человеком наличия такого сценария;
2) сильной мотивации по его изменению;
3) овладения определенными навыками саморегуляции.
3). Личностные особенности
а). Характер человека и черты личности
Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы.
б). Уровень самооценки
Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой.
в). Направленность человека, его установки и ценности
В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности, соответственно люди с пониженной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их .
Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспеха
3). Факторы социальной среды
а). Социальные условия и условия труда
К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:
+ повышенная ответственность за работу;
+ значительное преобладание интеллектуального труда;
+ постоянный дефицит времени;
+ нарушение режима труда и отдыха;
+ падение личного престижа;
+ отсутствие элементов творчества в работе;
+ длительные ожидания в процессе работы;
+ частая смена рабочего стереотипа;
+ ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмовщина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна;
+ нерациональное и несбалансированное питание;
+ курение и систематическое употребление алкоголя.
б). Ближнее социальное окружение
Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его устойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют.
4). Когнитивные факторы
а). Уровень сензитивности
Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрессе психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:
o чувствительности рецепторов;
o типа высшей нервной деятельности;
o легкости образования ассоциативных связей в коре больших полушарий головного мозга;
o повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта;
o наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.
б). Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды
Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реагирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся фактов приводит к выводу о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза.
в). Прошлый опыт и прогноз будущего
Появление стресса у человека связано с анализом прошлых психотравмирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные процессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами подобных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, переживания, связанные с ревностью, явления посттравматического стресса и т. Д
Дата добавления: 2015-07-06 ; просмотров: 3573 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Влияние стрессовых ситуаций на организм ребенка
С понятием «стресс», мы сталкиваемся ежедневно. Если речь идет о детях, этим термином, как правило, обозначаются любые проблемы – от сломанной любимой игрушки до расставания с родителями
Дети реагируют на травмирующие события по разному. И интенсивность их переживаний зависит в первую очередь от возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika_vliyanie_stressovykh_situatsiy_na_organizm_rebenka.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние стрессовых ситуаций на организм ребенка
МБДОУ детский сад комбинированного вида №52
«Ласточка» педагог-психолог Поливанова М.А.
С понятием «стресс», мы сталкиваемся ежедневно. Если речь идет о детях, этим термином, как правило, обозначаются любые проблемы – от сломанной любимой игрушки до расставания с родителями. Существующие механизмы проявления стресса, одинаковые для детей и взрослых. Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме т.е. происходит срыв защитных механизмов, и это, в свою очередь приводит к так называемому дистрессу – состоянию, от которого как раз и следует оберегать ребенка.
Дистресс – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.
Выделяются три стадии развития стресса:
1. Стадия тревоги . На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. В этот момент повышается уровень адреналина, расширяются зрачки, появляется сухость во рту, учащается сердцебиение и дыхание. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разделу так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, мигрени, аллергии и т.п. Если неприятная ситуация разрешается, организм трубит «отбой», и его работа возвращается в нормальное русло.
2. Стадия сопротивления . Когда борьба с раздражителями затягивается, организму приходится переходить на новый режим работы. В результате человек становится очень восприимчивым к зрительной, слуховой и тактильной информации и начинает вести себя по принципу «я разведчик, а кругом враги».
3 . Стадия истощения, или дистресса. Энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защита оказываются сломанными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличии от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптированных резервов и ресурсов. У людей, долгое время переживающих стресс, снижается иммунитет, нарушается сердечный ритм, и возникают серьезные проблемы со сном.
Возрастные особенности реагирования на стресс.
Дети реагируют на травмирующие события по разному. И интенсивность их переживаний зависит в первую очередь от возраста.
0-3 года . Вегетативная нервная система, отвечающая за перестройку организма во время критических ситуаций, у таких малышей совсем не зрелая. Младенец реагирует на негативные факторы всем телом: повышением температуры, нарушениями пищеварения, появлением сыпи и регрессом – потерей уже приобретенных навыков (ползанья, ходьбы и т.д.). Описанные симптомы возникают в ответ на любой раздражитель: отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце – все это может спровоцировать негативные реакции.
4-7 лет . В этом возрастном промежутке у малыша начинают интенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих важнейших процессах в первую очередь и отражается стресс. У ребенка могут появиться двигательная расторможенность, разнообразные тики, навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей), а также страхи и фантазии неприятного содержания. Обычно взрослые реагируют на подобные проявления крайне негативно и начинают активно воспитывать «слишком избалованного» малыша. Но на самом деле баловство или непослушание здесь ни при чем. Ребенку просто необходимо избавиться от лишнего адреналина – гормона, выделяющегося в результате стресса и «сгорающего» исключительно в мышцах. В таких случаях активные занятия спортом будут значительно полезнее наказаний и ненужных нравоучениях.
Причины стресса и пути их приодаления
В настоящее время стало очень модно отдавать своих детей на дополнительные занятия в различные развивающие центры, кружки спортивные секции. Рано утром подъем в детский сад, после бегом на плавание и английский, вечером выполнение домашних заданий. А на выходные запланирован теннис и футбол. В данном случае стресс бьет по всем системам организма. Ребенок часто оказывается лишенным дневного отдыха, поздно ложиться спать, ест «непонятно когда». В результате малыш находится в постоянном напряжении доже во время сна.
Как избежать дистресса. Подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот. Внимательно относится к детскому «не хочу», возможно ребенок отказывается идти на занятия потому, что он очень устал. Обеспечить малышу свободное время (не менее двух часов в день).
Физическое и моральное насилие , это не только рукоприкладство и оскорбления но и угрозы со стороны взрослого. Ребенок верит в то, что если он будет бегать то его «приклеят к стулу», или если будет говорить плохие слова «отрежут язык», и начинает нервничать даже в самых безобидных ситуациях. Замечания и угрозы, которые ребенок слышит ежедневно от взрослого, полностью занижают его самооценку, и не дают ему возможность почувствовать себя хорошим. Во избежание дистресса у ребенка родителям необходимо сменить стиль своего воспитания, и при выборе педагогов нужен не «самый лучший» учитель, а прежде всего добрый и любящий детей.
Частые ссоры в семье или развод родителей , провоцирует сильнейший стресс у ребенка, который становится невольным свидетелем конфликта. Семья как надежный тыл, сама превращается в поле боя, ребенку буквально некуда идти за поддержкой. Для того чтобы избежать дистресса у малыша родителям необходимо создать видимость доброжелательных отношений даже если конфликт носит принципиальный характер. Если все же дошло до развода, постарайтесь создать условия для частого общения малыша с отцом.
Рождение второго ребенка, повторный брак одного из родителей заставляет ребенка сомневаться в своей значимости. С помощью различных выходок и капризов малыш пытается проверить любовь родителей, а получает «нагоняй» воспринимает как доказательство изменений в их отношении к нему. Горечь и недоумения, которые испытывает малыш, постепенно переходит в стресс. Не умиляйтесь новорожденному в присутствии ребенка. Не уставайте заверять наследника в том, что лучше старшего сына или дочери никогда не будет.
Смерть родственника или питомца . Многие дети не делают разницы между уходом из жизни дедушки или, например кота: и тот и другой для малыша являются членом семьи. Чувство привязанности ребенка не находит выхода, он оказывается один на один с проблемой, которую не способен решить самостоятельно. Не говорите, что родственник уехал, а кот убежал, такое утверждение дает ему повод для обиды. Расскажите малышу о том, что смерть один из законов жизни.
Детский стресс: причины и проявления в раннем возрасте
Не только взрослые люди подвержены травмирующим факторам, в любом возрасте можно столкнуться с болезненной ситуацией. Детский стресс рассматривается психологами как защитная реакция организма. Наблюдательные родители могут заметить изменения в поведении своего чада, например, шумный малыш стал тихим и вялым, а спокойная девочка на любые действия взрослых начинает плакать. Рассмотрим основные причины появления стрессового состояния у детей разного возраста, какие симптомы свидетельствуют о неблагополучии?
От рождения до трех лет
В этом возрасте у малыша активно развивается головной мозг, именно в данный период важно участие родителей, особенно матери, в жизни ребенка. Основным стрессовым фактором для маленького человечка становится неправильное поведение близких людей.
Причины появления стресса:
- Отсутствие контакта с родителями. Малыша редко берут на руки, игнорируют при плаче, отказывают в необходимой ласке. Такая ситуация считается стрессовым воздействием, в результате такого поведения у детей снижается уверенность, появляются страхи.
- Неожиданная разлука с мамой. Если ребенка помещают в незнакомую среду, лишив источника уверенности и защиты в лице матери, то детский стресс неминуем. Сильным травмирующим фактором является помещение в больницу, особенно без присутствия рядом близкого человека.
- Конфликтные отношения между членами семьи. Регулярные скандалы в окружении ребенка делают его уязвимым, подрывают доверие к миру. Отрицательно сказывается развод, алкогольные склоки, агрессивное поведение кого-либо из родителей. Постоянный стресс влияет на развитие малыша, страдает эмоциональная сфера, снижается адаптация.
- Обучение новым навыкам. Если приучение к горшку, еде ложкой, самостоятельному умыванию и другим навыкам происходит с применением силы, обидных слов, унижений, то любое упоминание об этом вызывает стресс. Обучение должно быть мягким, имеет значение развитие ребенка и его физиологические особенности.
Как проявляется стресс в этом возрастном периоде? Грудные дети могут отказываться от еды, без причины срыгивать пищу, плохо спать, часто малыши путают день и ночь. У детей постарше болезненная ситуация проявляется через крик, раздражительность, истерику. Малыш может не отпускать мать ни на минуту, громко кричать при ее попытках куда-то выйти.
Как помочь детям? Во-первых, наладить спокойную домашнюю обстановку. Лишь одна эта мера может успокоить малыша. Во-вторых, не стоит бояться разбаловать ребенка в этом возрасте. Ему сейчас необходим тактильный контакт, нужно как можно чаще обнимать кроху, так формируется доверие к миру. В-третьих, справиться с травмирующим фактором можно при помощи игры. Прятки, игра в ку-ку, бег наперегонки – любимое веселое занятие с родителями раскрепощает маленькую личность.
Стресс у дошкольника
После трех лет дети учатся адаптироваться в обществе. Это время приучения ребенка детскому саду, воспитателям. Новая среда может вызвать сильную стрессовую реакцию у ребенка. Если любимое чадо все это время было окружено только близкими людьми, то социализация вызывает страх.Помимо адаптации в детском саду, факторами стресса у ребенка могут быть следующие причины:
- резкое изменение условий жизни, например, в результате переезда, пожара, смерти члена семьи;
- семейные причины: ссоры, неправильное воспитание;
- конкуренция в детском саду, во дворе, между братом или сестрой;
- регулярный просмотр телевизионных передач, раннее приучение к компьютерным играм;
- конфликт с воспитателем в детском саду;
- появление страхов в результате испуга, например, боязнь уколов, собак, воды, грозы и т.п.
Симптомы болезненных переживаний выражаются в агрессивном поведении, раздражительности, замкнутости в детском саду, нервных (навязчивых) движениях, заикании. В некоторых случаях отмечается желание ребенка быть маленьким, то есть он просит соску, требует качать его на ручках, в коляске.
Если устранить травмирующий источник, то можно помочь дошкольнику справиться с болезненными переживаниями. Но узнать причины стрессовых переживаний иногда сложно. Дошкольник не может выразить словами свои чувства. Помогает наблюдение, игры, рисование. Малыш выражает свои страхи во время игр, например, разговаривая с любимой куклой или мишкой.
Психологи рекомендуют как можно чаще обнимать ребенка, существуют даже определенная норма – от четырех раз в день. Полезны ролевые игры с родителями, чтение книг пред сном, проведение совместного досуга с взрослыми, например, катание на роликах или велосипеде. Нельзя заменять общение с сыном или дочкой просмотром телевизора, если чадо все время сидит перед экраном, то проблема социализации усугубляется. Иногда простое ласковое общение с крохой снимает внутреннюю напряженность.
Если проблему не удается решить, то стоит обратиться за помощью к психологу. Полезны совместные занятия с детьми в психологической группе. Для ребенка нужно создать комфортную атмосферу для развития.
Стресс в младшем школьном возрасте
В этом возрасте расширяются границы общения, наступает новый этап – школьный возраст. Если в детском саду дошкольник испытывал стресс от разлучения с родителями, то школьная адаптация намного шире. Травмирующими обстоятельствами могут стать отношения с учителем, одноклассниками, школьная нагрузка.- семейные неурядицы, развод;
- переезд, катастрофа, смерть близкого человека;
- пережитый испуг.
Как проявляется детский стресс в этом периоде? Школьник может отказываться посещать школу, нарушается сон, отсутствует аппетит, происходят необъяснимые вспышки гнева, настроение подавленное. Травмирующее переживание может заявлять о себе в виде болезней. Страдает желудок, бывает необъяснимая рвота, возможны кожные заболевания, тики, заикание.
Помощь при стрессе ребенка школьного возраста должна быть комплексной. Обычно семейные скандалы сказываются на школьном поведении и успеваемости, поэтому нужно исключить все возможные причины. С детьми этого возраста нужно разговаривать, проявлять искренне участие, наблюдать за эмоциональными и проявлениями. Нельзя давить на школьника, он может не справиться с грузом требований.
Психическое напряжение сильно сказывается на здоровье и психике. Для ребенка травмирующие переживания оказываются непосильной ношей. В большинстве случаев негативные эмоции сказываются на личности, деформация может проявиться в агрессивности, пассивном поведении, замкнутости. Психологи рекомендуют помогать детям, создавая им спокойную семейную атмосферу.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.