Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "виды разрешения конфликтов" с детальным описанием.
Содержание
История понятия
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Классификация конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
По характеру участников
Между личностью и группой
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
Улучшаются отношения между людьми.
Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
КОНФЛИКТ: ВИДЫ, СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ, МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ
Виды конфликтов
Типология социально-психологического конфликта зависит, прежде всего, от выбранного критерия. Например, в зависимости от разрешаемости конфликтного противоречия выделены полностью разрешаемые конфликты, частично разрешаемые и неразрешаемые, которые поддаются только регулированию. По количеству субъектов конфликты классифицируются на межличностные, межгрупповые. Особо выделен внутриличностный конфликт. Структура личности достаточно сложна и противоречива. Среди внутриличностных конфликтов могут быть выделены патогенные, позитивные, приводящие к переоценке и переориентации и другие. Процесс принятия решений для личности во многих случаях является достаточно сложным и конфликтным.
Межгрупповые конфликты являются структурной основой различных по своему содержанию конфликтов, в частности, политических, межэтнических, экономических и т.д. Критерием в данной типологии является конкретная сфера общества. Каждый из перечисленных типов конфликтов может быть классифицирован, например как политический: межпартийный, правительственный, внутрипартийный и т.д. Исследователи социальных конфликтов пришли к выводу о наличии и признании множества типологий. Так, при классификации конфликтов используют системный подход, коли-чественные и качественные критерии, анализ противоречий, мотивов и т.д.[ А.Дмитриев, В.Кудрявцев, С.Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов. М., 2003, С. 57-66; О.Н.Громова. Конфликтология. М., 2003, С. 20 и др.]
В научной литературе существуют различные классификации конфликтов:
-внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
-деловые (производственны), эмоциональные (личностные);
-парные, групповые, всеобщие;
-кратковременные, длительные ; затяжные;
-стихийные, запланированные; управляемые, плохо управляемые и неуправляемые;
-приемлемые, неприемлемые; горизонтальные, вертикальные;
-спонтанно прекращающиеся, прекращающиеся под влиянием внешних сил, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение по следующим основаниям: по объему, по длительности протекания, по направлению, по значению для организации, по степени открытости конфликтных взаимодействий.
1. По объему конфликты подразделяют на:
между личностью и группой;
Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)
Межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. В межличностных конфликтах инициатором выступает один работник. Другой выбирает свою линию поведения:
ответить смело и агрессивно и вступить в конфликт;
сгладить конфликт, не унижая чувства собственного достоинства;
промолчать, что, в принципе, равносильно поражению;
сделать вид, что «не заметил», «не расслышал»;
согласиться со всеми обвинениями в свой адрес.
Такие конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.
2. По длительности протекания конфликты можно подразделить на: кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.
3. По направлению конфликты делятся на:
– горизонтальные (не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга);
– вертикальные (участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
– смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные, они в среднем составляют 70-80% от всех остальных.
4. По значению для организации конфликты делятся на: конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
5. По степени открытости конфликтных взаимодействий: открытые и скрытые формы конфликта.
Открытые конфликты развиваются в форме открытого противостояния. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон обозначены и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому ее работнику. Конфликтные взаимодействия проявляются при этом в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. В зависимости от ситуации реакция соперника может быть открытой или скрытой.
Скрытые конфликты составляют основную часть конфликтных взаимодействий. Это – тлеющие конфликты, они недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить друг друга или навязать свою волю, используя факторы неожиданности или неизвестности.
КОНФЛИКТ: ВИДЫ, СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ, МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ.
Виды конфликтов.
Типология социально-психологического конфликта зависит, прежде всего, от выбранного критерия. Например, в зависимости от разрешаемости конфликтного противоречия выделены полностью разрешаемые конфликты, частично разрешаемые и неразрешаемые, которые поддаются только регулированию. По количеству субъектов конфликты классифицируются на межличностные, межгрупповые. Особо выделен внутриличностный конфликт. Структура личности достаточно сложна и противоречива. Среди внутриличностных конфликтов могут быть выделены патогенные, позитивные, приводящие к переоценке и переориентации и другие. Процесс принятия решений для личности во многих случаях является достаточно сложным и конфликтным.
Межгрупповые конфликты являются структурной основой различных по своему содержанию конфликтов, в частности, политических, межэтнических, экономических и т.д. Критерием в данной типологии является конкретная сфера общества. Каждый из перечисленных типов конфликтов может быть классифицирован, например как политический: межпартийный, правительственный, внутрипартийный и т.д. Исследователи социальных конфликтов пришли к выводу о наличии и признании множества типологий. Так, при классификации конфликтов используют системный подход, количественные и качественные критерии, анализ противоречий, мотивов и т.д. А.Дмитриев, В.Кудрявцев, С.Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов. М., 2003, С. 57-66; О.Н.Громова. Конфликтология. М., 2003, С. 20 и др.
В научной литературе существуют различные классификации конфликтов:
-внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
-деловые (производственны), эмоциональные (личностные);
-парные, групповые, всеобщие;
-кратковременные, длительные ; затяжные;
-стихийные, запланированные; управляемые, плохо управляемые и неуправляемые;
-приемлемые, неприемлемые; горизонтальные, вертикальные;
-спонтанно прекращающиеся, прекращающиеся под влиянием внешних сил, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение по следующим основаниям: по объему, по длительности протекания, по направлению, по значению для организации, по степени открытости конфликтных взаимодействий.
1. По объему конфликты подразделяют на:
· между личностью и группой;
· Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)
· Межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. В межличностных конфликтах инициатором выступает один работник. Другой выбирает свою линию поведения:
Ш ответить смело и агрессивно и вступить в конфликт;
Ш сгладить конфликт, не унижая чувства собственного достоинства;
Ш промолчать, что, в принципе, равносильно поражению;
Ш сделать вид, что «не заметил», «не расслышал»;
Ш согласиться со всеми обвинениями в свой адрес.
Такие конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
· Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
· Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.
2. По длительности протекания конфликты можно подразделить на: кратковременные и затяжные.
Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.
3. По направлению конфликты делятся на:
· горизонтальные (не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга);
· вертикальные (участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
· смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные, они в среднем составляют 70-80% от всех остальных.
4. По значению для организации конфликты делятся на: конструктивные и деструктивные.
· Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
· Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
5. По степени открытости конфликтных взаимодействий: открытые и скрытые формы конфликта.
· Открытые конфликты развиваются в форме открытого противостояния. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон обозначены и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому ее работнику. Конфликтные взаимодействия проявляются при этом в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. В зависимости от ситуации реакция соперника может быть открытой или скрытой.
· Скрытые конфликты составляют основную часть конфликтных взаимодействий. Это – тлеющие конфликты, они недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить друг друга или навязать свою волю, используя факторы неожиданности или неизвестности.
Виды и типы конфликтов
Конфликтология сегодня готовится к выделению в отдельную науку. В данном случае необходимо четко определять, что это такое, какие бывают типы и виды, другими словами, обозначить объект изучения этой науки.
Углубляясь далее, нужно понимать причины и различия разнообразных споров, то, на какой почве они возникают и какими способами их можно решать. Ведь всем известно, что неразрешимых ситуаций не бывает, нужно только знать, с чем мы столкнулись.
Для начала давайте рассмотрим само понятие конфликта. Типы конфликтов в социуме после этого станут нам более понятными и очевидными.
Итак, конфликт – это зачастую нестыковка интересов двух и более людей, интересы которых не совпадают относительно того или иного случая, события, цели и так далее. Это ситуация, когда наступает разность мнений, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Как известно, такие несогласия могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия, влияющие на нашу жизнь и принимаемые решения.
Причины и типы несогласий
Причины и типы конфликтов тесно взаимосвязаны. Первое главным образом влияет на то, как будет разрешена ситуация. Именно выявление причины конфликта поможет его не только разрешить, но и предупредить в будущем. Ясно, что, не зная истинной сути, мы не сможем бороться с этим эффективно, и, основываясь только на теории, этого также не сделать. Обязательно понадобятся специальные знания психологии собеседников, если говорить о межличностных спорах.
Практика показывает, что вмешиваться в чей-то спор не стоит, поскольку попытка решения чужого конфликта может его только усугубить. Тем не менее иногда это может помочь разрешить его: свежее мнение и взгляд на ситуацию может привести конфликтующих собеседников к единому решению, чем и закончится несогласие.
Прежде всего, рассмотрим те типы социальных конфликтов, которые нам очень знакомы. Все мы живем в социуме. Ежедневно мы общаемся с десятками людей, а некоторым людям свойственно проводить свой день исключительно среди людей. И для социума несогласия – это естественное явление, без которого не обходится ни один наш день.
Существуют такие типы конфликтов личности:
- Внутриличностные.
- Межличностные.
- Личность и группа.
- Групповые.
Внутриличностный конфликт
Этот тип конфликта можно описать как собственный, персональное противостояние. В данном случае принимает участие в нем только один человек – вы. Речь идет о наших чувствах, потребностях, определенных целях и мотивах, которые не всегда работают слаженно и сообща. Ведь, согласитесь, часто у нас возникает желание, которое не осуществимо по ряду причин, и дело даже не в наличии возможностей, а в определенных наших мыслях и чувствах.
Тут возникает конфликт с самим собой, который толкает нас на необдуманные поступки, или, наоборот, на отречение от действия, о чем мы впоследствии можем пожалеть. Это противоречивость ума и сердца, физических потребностей и моральных устоев и так далее.
Довольно часто такой конфликт может возникать в связи с работой человека. Когда его должность или роль в организации предъявляют слишком высокие требования, которые не могут быть выполнены по “своим” причинам.
Можно рассмотреть пример: противостояние роли “семьянина” и “хорошего работника”. Он налицо, и свойственен многим из нас. Когда хочется проводить больше времени с семьей, уделять родным должное внимание, работа заставляет засиживаться допоздна, заставляет задерживаться, чем и порождает внутриличностный конфликт.
Межличностный конфликт
Разные типы конфликтов по-разному вливаются в нашу жизнь ежедневно. Но этот вид, можно сказать, самый актуальный и “популярный” сегодня.
Описываемые ситуации также можно охарактеризовать как типы конфликтов в организации, поскольку любая организация имеет свой штат сотрудников, которые по своей сути являются абсолютно разными людьми – индивидуумами. Поэтому неудивительно, что несогласия и споры возникают довольно часто. Свойственно утверждать, что именно различия в людях и являются почвой для возникновения противостояний.
Конфликт между личностью и группой
С другой стороны, такой спор может возникать на почве несоблюдения установленных правил. Как мы знаем, в каждом сложившемся коллективе есть свои правила и моральные устои, которые складываются на протяжении некоторого времени. Когда приходит новый человек, он негласно обязан подчиняться общим правилам, а любое девиантное поведение расценивается как попытка разлада коллектива (разумеется, на подсознательном уровне), из-за этого и возникает несогласие между людьми.
Групповой конфликт
Если называть типы конфликтов в организации и личностные, то этот вид несогласия также можно назвать общим, который может возникать везде.
Это противостояние групп как формальных, так и неформальных, которые присутствуют как в каждой компании, так и во всем социуме вообще.
Противостоять в данной ситуации могут разные ветви организации, к примеру, руководство и подчиненные, неформальные объединения внутри коллектива (всем знакомая ситуация, когда коллектив в ходе обсуждения той или иной проблемы делится на нескольку групп, объединенных одним мнением).
Другие типы социальных разногласий
Описанное выше – это основные типы конфликтов. Это наиболее часто встречающиеся нам жизненные ситуации, выход из которых, хотим мы или нет, но находим зачастую самостоятельно и на базе этого строим свой личный опыт и набираемся знаний.
Типы социальных конфликтов также подразумевают под собой другую классификацию, по сферам жизнедеятельности человека, согласно которой противоречия делятся на следующие группы:
- Политические.
- Социально-экономические.
- Национально-этнические.
- Межгосударственные.
Политический конфликт
Такой конфликт может возникать в моменты разделения власти, достижения желаемых высот в этой сфере, борьбе за влияние и авторитет. Как раз-таки эти несогласия возникают почти всегда, и мы все за ними наблюдаем.
Суть в том, что политики – люди целеустремленные, четко формулирующие свои цели и стремления. И здесь всегда присутствует конкуренция и повсеместная борьба. Она может происходить как между определенными ветвями властей, определенных групп (что является групповым конфликтом, который мы рассматривали выше), внутри самого парламента и так далее.
Социально-экономический конфликт
Они в первую очередь касаются трудоустроенных людей, которых очень заботит уровень их заработной платы, любых выплат, пенсионных и социальных. В данном случае конфликт часто вызван несоответствием оплаты труда и вкладываемых в него сил, интеллектуальных возможностей, личностных качеств и амбиций и прочего.
Национально-этнический конфликт
Такого рода несогласия возникают на почве защиты интересов рас и наций. Здесь фигурирует понятие расизма, которое, к сожалению, не будет искоренено никогда. В мире есть и будут люди, презирающие другие нации из-за разности религий, цвета кожи, традиций и обычаев. Это очень неправильно, но сделать с этим ничего нельзя. К счастью, большинство людей абсолютно миролюбивы и относятся ко всем одинаково.
Также стоит отметить, что эти конфликты условно делятся на два подвида – горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные возникают между этническими группами, а вертикальные – это разногласия между государством и группой, к примеру, чеченский.
Межгосударственные конфликты
Как ни обидно, но такого рода споры, которые зачастую возникают между главенствующими ветвями государств, приводят к ответственности всех граждан. Последствиями таких несогласий являются войны, кризисы и дефолты, ограничение сотрудничества между странами и многое другое.
В данной ситуации регулированием всех такого рода несогласий занимается ООН, которая является международной и имеет на это полномочия. Эта организация призвана не только на разрешение конфликтных ситуаций, но и на их предотвращение.
Типы разрешения конфликтов
А теперь перейдём к процессу разрешения противостояний. Основываясь на поданной выше информации, мы обрели знания об их возможных типах, и теперь будет проще работать над одним конкретным. Ведь умение различать виды и типы конфликтов очень поможет нам в этом деле.
Главным образом классификация типов разрешения несогласий построена на поведенческих стратегиях, которые человек использует с этой целью. Следовать можно разными путями, но, соответственно, и результат будет разный.
Типы поведения в конфликте
Поведение также может быть разное в процессе назревания, пребывания и разрешения конфликтов.
В споре стоит выделять несколько поведенческих стратегий, которые влекут за собой разные последствия.
- Компромисс. Этот тип достигается путем уступок с обеих сторон друг другу.
- Приспособление. В таком случае одна из сторон отказывается от своих интересов и ей приходится приспосабливаться, адаптироваться и перестраивать свои интересы под интересы другого человека Другими словами, это ущемление себя ради другого человека. Если говорить о семье, то иногда это допустимо.
Что нужно делать для разрешения конфликта
Теперь мы представим ориентировочную пошаговую схему разрешения межличностного разногласия. Важно помнить, что криками или рукоприкладством такие ситуации не разрешаются. Нужно отнестись с пониманием к человеку, поскольку он, возможно, даже не знает о том, что конфликт назревал, и делал всё не со зла.
Описать конкретные действия можно через банальную ситуацию: слишком громкий разговор по телефону вашего коллеги в кабинете.
- Определите, что проблема для вас все-таки существует, и она может спровоцировать споры (шум отвлекает от работы).
- Обдумайте то, что вы будете говорить. Помните, что говорить нужно абсолютно спокойно и размеренно, выказывая, скорее, расстройство, чем злость или ненависть к другому человеку. Раздраженный тон еще ни разу не приводил к мирному разрешению конфликтов без последствий.
- Дайте понять другому человеку, что появилась проблема, требующая немедленного разрешения. Базируйтесь на трех сторонах выражения: поведение (когда звонит телефон и начинается разговор. ), последствия (. вы не можете собраться и работать с высокой эффективностью. ) и чувства (. что отнимает больше сил и энергии и портит настрой).
- Не давайте человеку сменить тему разговора, поскольку он может начать увиливать и не признавать наличие конфликта, объясняясь в нашей ситуации тем, что “все так делают”.
- Далее стоит предложить выход из ситуации, указать на то, что это малоприятно любому человеку. Скажите, например, что по личным вопросам человек может выходить из помещения. Возьмите это за правило в вашем коллективе, договоритесь совместно.
Итак, по этой ситуации можно сделать вывод, что любой конфликт можно разрешить путем переговоров и достижения компромисса, общего знаменателя, который и сводит спор на “нет”. Таким способом можно решить любые типы конфликтов.
Социальный конфликт, его виды, стадии и способы разрешения.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе – это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят “лицом к лицу”, как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия – это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональнымотносятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.
3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.
Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 931 | Нарушение авторских прав
Конфликты: виды и способы их разрешения (стр. 1 из 2)
Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.
Конфликты: виды и способы их решения.
К.Левин. Любой конфликт как напряжение возникает в настоящем мотивационном поле. Напряжения создаются в мотивационном поле взаимодействия субъекта с объектом.
Единица изучения: взаимодействие субъекта с объектом.
Напряженность на двух полюсах:
1. На полюсе субъекта – квазипотребность, готовность закончить начатое действие, выраженное в намерении.
2. На полюсе объекта – валентность, требовательный характер объекта.
Соотношение намерения с валентностью порождает конфликт. Потому что если намерение есть, то валентность – наверное, это очевидно – будет положительной или отрицательной.
Рассматриваем не конфликт как что-то внутреннее. Внутренний конфликт – это когнитивный диссонанс. И не конфликт как что-то внешнее, содержащееся в ситуации, а конфликт как взаимодействие одного с другим.
Левин выделяет три основных типа конфликтных ситуаций:
1. Конфликт между двумя положительными валентностями, стремление/стремление. Случай буриданова осла – две охапки сена, которые имеют одинаковую положительную валентность. Если эти валентности обе положительны и равнозначны, то единственное средство выбора – внешний фактор, жребий. Намерение может быть выполнено в любом случае. Но решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался
2. Противоречие между двумя негативными валентностями – избегание/избегание. Человек должен выбрать одну из равно отрицательных валентностей. Выход из конфликта возможен при усилении внешнего барьера, внешний фактор. Чем сильнее отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Например, ученик выполняет скучный урок под угрозой наказания. Выход из конфликта – это продолжение действия с определенным намерением и какой-то отрицательной валентностью. Чтобы урок выполнялся, чтобы ситуация была принятой, чтобы квазипотребность сохранялась, нужно усилить, укрепить, утолщить, нарастить внешний барьер, который обеспечивает принятие одной из ситуаций. Пусть урок скучен, но он будет продолжать выполняться если усилить угрозу.
3. Конфликт между положительной и отрицательной валентностью, которые исходят из одного объекта. Пример, ребенок уронил в реку мячик, крутой берег реки. Мяч привлекателен – позитивная валентность. Мяч в воде – негативная валентность – надо войти в воду, а может быть глубоко.
График этого движения. На этом графике ось x – расстояние до цели – мяча в реке. С приближением к нулю расстояние будет уменьшаться – ребенок идет к воде. А на оси y поместим силу валентности. Обе валентности усиливаются с приближением к цели. Чем ближе цель – тем сильнее валентность. Положительная валентность возрастает постепенно, но с достаточно плавной динамикой, нерезко; чего нельзя сказать о валентности отрицательной. Ребенок подходит к мячу – позитивная валентность больше. Переступает пункт, и возвращается назад. В конце концов должен остановиться в этой точке. Точка – пункт нерешительности, пункт конфликта. В самóм конфликте содержится направленность к его устранению (фон).
Защитные механизмы личности.
Единица измерения – мотивационный конфликт, соподчинение мотивов. Он обозначает наличие проблем. Мотивационный конфликт – 1. источник тревоги (у Фрейда – признак личностной проблемы), 2. объективная возможность ее решения.
Мотивационный конфликт связан с собственной личностной проблемой. защитные механизмы личности (ЗМЛ) позволяют разнообразно представить способы разрешения конфликтов. Но человек только маскирует свою проблему: это мнимая защита, т.к. тревожность снимается, но ее источник остается. К защитам отношение амбивалентное:
позитивный аспект: она хотя бы временно снимает тревогу
негативный аспект: сохраняет ее причину. В принципе это – препятствие личностному развитию.
Мнимая защита – это подмена, мнимый аналог подлинной культуры. Подлинную защиту обеспечивает личности только культурная норма. Сублимация (вытеснение) – это преобразование природных желаний с помощью культурных норм (напр., художник сам терапевтизирует себя).
Терапевтический эффект: если изучить ЗМ, т.е. осознать действие механизма защиты, то это дает возможность устранить защиту.
Защитные механизмы (Фрейд).
Подавление (репрессия) – это попытка полностью устранить источник угрозы из сознания. Человек полностью вытесняет событие или социально неприемлемое влечение из сознания. Т.к. он устранен из сознания, то он устранен из речи, пациент не говорит о нем. Этот механизм создан с участием родителей, его источник – авторитарный (неразъясненный, аффективно-окрашенный) запрет, полученный в детстве. Вытеснение и подавление не бывает полным и проявляется в невротических симптомах и психосоматических заболеваниях. Признак – эмоциональная индефферентность, уплощенность именно в той области, где проблема.
Отрицание реальности или фантазии – отвержение существования ситуации как реального события или компенсаторные фантазии. Присутствуют логические противоречия и моральные пренебрежения. Отличие от предыдущего – источник угрозы появился в речи, но он по-прежнему не признается. Фантазирование – преждевременная эмоциональная оценка, предшествующая осознанию.
Рационализация – псевдоразумное объяснение, поиск и построение приемлемых (моральных, логических) оснований для неприемлемых мыслей, желаний, чувств. Чувство тревоги порождает чувство стыда, которое требует защитных мер. Признак рационализации – излишнее подчеркивание очевидного, тавтология.
Позитивный аспект: человек может обнаружить у себя мнимую защиту, т.е. открыть нерациональные механизмы своего поведения.
Негативный аспект: дополнительное развитие мышления комплексами, человек мыслит словами, которых не понимает.
Реактивные образования (инверсии) – подмена подлинного неприемлемого желания, поступка на диаметрально противоположное. Особенность – чрезмерная подчеркнутость (с отрицанием).
Проекция – это перенос собственных нежелательных свойств на других (приписывание другим). В проекции заложена возможность для устранения источника тревоги. Этот механизм амбивалентен в терапевтическом отношении:
позитивный аспект – это возможность диалога, в виде вопросов и ответов. Задача терапевта – чтобы источник угрозы не был назван сразу, а открыт в ходе беседы самим пациентом.
негативный аспект – блокада – отказ от диалога. Человек остается со своей личностной проблемой. Это приводит к дезинтеграции, расщеплению личности. Человек теряет самостоятельность, уникальность, целостность.
Изоляция – это отдаление части ситуации или объекта, вызывающего угрозу от остальной сферы сознания; это отдаление аффекта от интеллекта – неприятная эмоции блокируются, так что связь между событием или его мыслительным содержанием и его эмоциональной окраской в сознании не выступает. Сохраняется возможность терапии:
позитивный аспект: для изоляции используются узаконенные культурные средства. Для ребенка игрушка может служить объектом для проекции, но не всего его, а какой-то части. Наделив игрушку плохой чертой своего характера и беседуя с ней – происходит диалогическое взаимодействие.
Негативный аспект: изоляция – расщепление реальности, изоляция от реальности. Люди меняют своих врагов, но останавливаются в развитии.
Регрессия – это снижение способа реагирования, взаимодействия с ситуацией; возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления, действия (эмоциональная, инструментальная, познавательная регрессия, саморегрессия). Реакция на недостижимость мнимой цели.
Позитивный аспект: попытка временного выхода из реальности, из типового поведения.
Негативный аспект: плохие привычки – курение, алкоголь, быстрая езда.
Защитные механизмы в гештальттерапии.
ЗМЛ рассматриваются как амбивалентные: и препятствия, и источники личностного роста. Проблема субъекта как личности – пережить включенным себя в социум, как часть поля, но и дифференцироваться в этом поле.
1. Патологическое слияние Я с Мы – контакт и уход с окружением невозможен или затруднен, т.к. не дифференцирует себя как целое, себя и других. Субъект не совсем осознает причины своего поведения, не ставит вопрос о причинах происходящего, говорит не “я”, а “мы”.
2. Ретрофлексия – обращение на себя – человек делает себя субъектом и объектом собственных действий, путает причины пведения, свои и чужие, обращая все на себя (напр., вину за все). Делает себе то, что на самом деле хотел бы делать другим. «Я отвечаю за все».
3. Интроекция – “проглатывание непережеванным” – это присвоение / усвоение без понимания стандартов, норм, установок, способов мышления и поведения, которые не становятся собственными, не перевариваются. Здесь есть контакт с миром, но не подлинный.
4. Проекция – разделение личности на части. Это тенденция переложить на других ответственность за то, что происходит от себя (импульсов, желаний и т.д.), стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Терапевтические возможности: групповая терапия, экстериоризировать внутренние части, а затем вновь собраться в целое. Проективная работа является условием контакта объекта с миром.
В гештальттерапии – направленность на настоящий момент, в психоанализе – анализ в прошлом, объяснение симптома.
Если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Основной постулат теории когнитивного баланса: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека). Весь познавательный опыт человека состоит из отдельных элементов, связанных друг с другом. Познавательный элемент – любое значимое для человека знание, убеждение, ценность (о внешнем мире, о самом себе, своем поведении).
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.