Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "целеполагания включает следующие блоки" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Цели предприятия: понятие, классификация, требования к формулированию и процесс целеполагания.
- 2 Целеполагание в менеджменте
- 3 Целеполагания включает следующие блоки
- 4 Целеполагание в педагогике
- 5 Типы целей и целеполагания
- 6 Целеполагание в педагогике
- 7 Целеполагания включает следующие блоки
- 8 Целеполагание в педагогике, типы, этапы и условия его успешности
Цели предприятия: понятие, классификация, требования к формулированию и процесс целеполагания.
Читайте также:
|
Критерии | Авторитарный | Коллективный |
Субъект | Руководство | Менеджеры среднего звена |
Методы целеполагания | Аналитический | Эмпирический |
Основные факторы при целеполагании | Ориентация на конкурентов, учет отраслевых тенденций | Ориентация на потребителей |
Масштаб изменений в результате ц/п | Координирующие изменения | Постепенные, осуществляемые непрерывно |
Способы достижения целей | Тщательно продуманная последовательность действий | Путь движения к цели вырисовывается из промежуточных реакций на события, неожиданно представившихся возможностей |
Основная слабость подхода | Возможность непринятия или непонимания | Несогласованность, трудность контроля со стороны руководства |
Адаптивный подход сочетает элементы обоих способов целеполагания. Руководство определяет ориентиры развития, в рамках которых подразделения самостоятельно определяют цели, при этом постоянно производится согласование.
Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав
Целеполагание в менеджменте
Читайте также:
|
Признаки классификации | Группы целей |
Период времени | стратегические, тактические, оперативные |
По объекту | индивидуальные, групповые, коллективные |
По субъекту | авторитарные, демократичные, либеральные |
Отдалённость во времени | ближние, средние, дальние |
По возможности реализации | реальные и идеальные |
По степени значимости | главные и второстепенные |
По степени конкретизации | абстрактные и конкретные |
По масштабу действия | общие (для всего учреждения) и частные (для определённой группы) |
По содержанию | воспитательные, образовательные, экологические, социальные, экономические, методические, организационные и т.п. |
Приоритетность | особо приоритетные, приоритетные, остальные |
Повторяемость | постоянно решаемые, разовые |
По характеру проявления | официальные и скрытые |
По продолжительности во времени | долговременные, кратковременные |
В школе находят место общие глобальные цели и частные, конкретные. Понятия эти относительны. Всякая нижестоящая цель будет частной по отношению к вышестоящей. Так, общешкольные цели будут общими по отношению к целям воспитательной работы с классом, кружком, клубом. Цели деятельности класса, кружка или клуба в свою очередь, будут общими, глобальными по отношению к целям проводимых ими дел и мероприятий. Цели мероприятий – это частные цели по отношению к целям работы класса или кружка, цели последних – такими же частными по отношению к общешкольным.
Любому педагогу важно подразделять все цели на главные и второстепенные. Главные – это цели, ведущие, ради достижения которых организуется жизнедеятельность того или иного коллектива, подразделения школы, личности в отдельности. Главные цели определяют «лицо» коллектива, делают его в прямом смысле целеустремлённым, целенаправленным. Определение главной цели помогает достигать больших успехов в учебно-воспитательной деятельности, создавать в коллективе атмосферу увлечённости, сплочённости и уверенности.
Безусловно, при планировании воспитательной работы важно учитывать отдалённые, близкие и непосредственные цели. Такое подразделение производится в зависимости от промежутка времени, на который они рассчитаны. Самые отдалённые цели – это цели на весь срок обучения одного возраста детей в школе – на 10 лет, близкие цели – цели четверти, полугодия, непосредственные – цели дня, мероприятия.
В педагогическом аспекте существенное значение имеет выделение открытых, то есть прямо передаваемых объекту воспитания и организации, и скрытых целей, которые скрыты от подчинённых и воспитанников. Открытые цели ставятся тогда, когда они доступны, понятны и необходимы объекту организации и воспитания. Например, директор школы излагает все, сформулированные им цели, учителям в их изначальном виде, педагог также прямо излагает «свои» цели учащимся. В педагогической практике используются и скрытые цели, когда не целесообразно организатору, педагогу раскрывать свои устремления (В.С.Безрукова).
Различают также общие, групповые и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; как групповая – у людей, которые участвуют в совместной деятельности; как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека.
Самые разнообразные цели определяются в сложной воспитательной работе школы. Знание видов целей помогает практику регулировать их постановку. Цели должны быть также разнообразны, как и сама работа. Все виды целей должны найти своё место в практике целеполагания. Педагогу важно дать характеристику любой поставленной цели, чтобы обоснованно организовывать тот или иной воспитательный процесс.
Цель может быть задана подчинённым или детям извне, может быть выработана всеми участниками планирования, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Опираясь на материалы проведённых исследований (О.Е. Лебедев), мы условно выделяем следующие типы целеполагания: «свободное», «жёсткое» и «интегрированное», сочетающее элементы первых двух[8].
Кратко охарактеризуем эти типы.
При свободном целеполагании участники планирования вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; при жёстком – цели и программы действий педагогам и школьникам задают извне, идёт лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание даёт многообразие целей по содержанию для личности и для учреждения. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жёстком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других – недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне руководителем, педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учётом интересов и потребностей участников планирования (см. таблицу 14).
Целеполагание в педагогике
Вернуться назад на Целеполагание
Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.
Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.
В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.
Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества.
В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.
Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:
1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;
2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;
3) организация коллективного целеполагания;
4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).
Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.
Целеполагания включает следующие блоки
(англ. targeting или realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung)
1. Важнейшая функция управления, определяющая основное содержание всего процесса управления, всех основных и конкретных функций управления.
2. Определение и установка целей, в какой-либо деятельности.
3. Практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования, постановки целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами.
4. Предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления.
5. Придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата.
6. Процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом.
7. Процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта.
8. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении её в объективно-реальном результате деятельности (целереализации).
9. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в целеформировании и целереализации.
10. Ценностно-рациональный процесс, в котором сочетаются интересы, ценностные ориентации людей, их взгляды и убеждения, а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения.
Пояснения:
Целеполагание – специфический вид управленческой деятельности, один из важных этапов стратегического бизнес-планирования.
Целеполагание начинается на уровне потребностей, переходит уровень мотивов и определяется в цели.
Реализация Целеполагания включает следующие элементы:
– анализ ситуации, положения и параметров, характеризующих объект управления;
– обоснование главной (базовой, глобальной) цели как главного направления управленческой деятельности;
– декомпозицию, т.е. дифференциацию главной цели на составные подцели;
– сопоставление главной цели и подцелей с ресурсным обеспечением их достижения;
– постановку перед каждым звеном организационной структуры управления его главной цели.
Наряду с процессом индивидуального Целеполагания в социуме происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, например, группы, коллективы, организации и т.д. На уровне первичных социальных образований (группа, коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями.
Первый – «многократный субъект», когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру, это заработок. Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид имеет ещё и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей.
Второй путь образования общих целей – «тактическая коалиция» постоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при котором каждый что-то уступает, чего то добивается и некоторая результирующая этого группового процесса составляет общую цель.
В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определённость.
В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее.
Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование различных целевых общностей: семья, организация, поселение, государство и др.
Преобладание ценностных элементов в Целеполагании приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям.
По степени субъективности, т.е. осознанности, волевого вклада, инициативности Целеполагание можно разделить на три уровня.
На первом уровне Целеполагания имеет место телеономия. Это когда цель «встроена» в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда для работников, прибыль для коммерческой организации, стабильность для общества и т.п.
Второй уровень Целеполагания характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задаётся государством, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели.
Третий уровень Целеполагания свойствен целеустремленным системам, т.е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологии фирмы, стратегии её развития, в проективном управлении и т.д.
Все три уровня Целеполагания существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого.
В процессе Целеполагания формируется иерархия (дерево) целей, в которой определяются конечные и промежуточные цели, их соподчиненность. При этом происходит взаимодействие целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот.
Целеполагание реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления (планирование, мотивация, организация, контроль). Это обусловлено необходимостью корректировки цели, её уточнения, выдвижения новых целей.
Целеполагание обеспечивает реализацию основного принципа управления – системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая в свою очередь опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества.
Целеполагание в педагогике, типы, этапы и условия его успешности
Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
В педагогической литературе встречаются различные определения цели:
а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
Целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Они имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Условно выделяют следующие типы целеполагания:
3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух).
При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.
При жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.
При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.
Целеполагание имеет следующие этапы:
1) Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней воспитания (то есть от целей в социально-педагогическом и общепедагогическом смысле), определить стратегические, тактические и оперативные цели, затем перевести их с теоретического уровня на технологический. Если речь об учебном предмете, определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.
2) следует иметь в виду содержательную и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.
3) анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата. Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.
4) Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.
5) Определение средств достижения цели: а) идеальных – знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных – носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.
6) Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.
7) Поскольку педагогический процесс – двусторонний, то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.