Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "стратегия благополучия успеха и самореализации" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Стратегия благополучия успеха и самореализации
- 2 Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.
- 3 Редактор-составитель И Дзялошинский Региональная
- 4 Предмет, задачи и основные категории курса “Стратегии жизненного успеха”.
- 5 Жизненная стратегия личности.
- 6 Стратегия благополучия успеха и самореализации
Стратегия благополучия успеха и самореализации
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ
Долгов Юрий Николаевич
к. соц. н., доцент БИСГУ, г. Балашов
Смотрова Татьяна Николаевна
к. псх. н., доцент БИСГУ, г. Балашов
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а
В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:
1) cтратегия успешной внешней адаптации;
2) cтратегия эффективной внутренней адаптации;
3) cтратегия выживания.
Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы — страна, народ. И, наконец, третья стратегия — стратегия выживания — характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы [2].
Второй подход (Ю.М. Резник и др.), восходящий к работам Э. Фромма, в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность [8]. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:
1) «иметь» (рецептивная активность);
2) «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);
3) «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).
Первый тип активности человека (рецептивная или «приоб-ретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности [5].
При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу
Таблица 1.
Типологии жизненных стратегий.
Типологии жизненных стратегий
Типология Н.Ф. Наумовой
Типология Ю.М. Резника
Стратегия успешной внешней адаптации
Стратегия жизненного успеха
Стратегия эффективной внутренней адаптации
Стратегия жизненного благополучия
Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов — «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. При всем уважении к Н. Ф. Наумовой и Ю. М. Резнику, и тот, и другой термины кажутся нам не совсем удачными. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы — повседневные или обыденные стратегии.
Нельзя согласиться также с утверждением Ю.М. Резника и Е.А. Смирнова о том, что «в отличие от диспозиций личности типы ее стратегий жизни строятся не в иерархическом порядке, а как рядоположенные и равноправные по своему характеру ведущие ориентации людей. С этой точки зрения нет, например, никакой разницы между стратегией благополучия и стратегией самореализации» [6]. Сами авторы начали рассматривать аналогии между предлагаемыми ими типами жизненных стратегий и иерархией потребностей человека по А. Маслоу, но почему-то не увидели в этих аналогиях иерархичности жизненных стратегий. Так, стратегия жизненного благополучия соответствует первым двум ступеням известной «пирамиды А. Маслоу», то есть физиологическим потребностям и потребности в безопасности, стратегия жизненного успеха основана на социальных потребностях человека, потребности в уважении со стороны социального окружения и самоуважении и, наконец, стратегии самореализации соответствует потребность личности в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации.
Кроме того, мы полагаем, что «веер стратегий» жизни, по образному выражению Дж. Коулмена [9], не ограничивается только тремя типами стратегий, приведенными выше. В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:
· по степени осознания индивидом — сознательные и бессознательные;
· по направленности изменений, происходящих в индивиде — прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);
· по характеру активности индивида — активные, реактивно-адаптивные, пассивные;
· по локусу контроля — экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);
· по способу восприятия условий жизни — гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;
· по степени совпадения с целями и задачами общества — просоциальные, асоциальные и антисоциальные;
· по степени реализации — эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;
· по характеру и способу самореализации — стратегии самоактуализации и манипуляции;
· по характеру соотношения эмоциональности и рациональности — аффективные, когнитивные;
· по приоритетности в социальном обмене — присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);
· по наличию элемента творчества — креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя — по Наумовой Н.Ф. [3]);
· по типу активности — успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т. Е. и Резник Ю.М. [4]);
· по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер [11]) — стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;
· по целям и средствам (Р. Мертон [10]) — подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;
· по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И. [1]) — обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;
· по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н. [7]): две пассивные — рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные — карьерная, инструментальная, криминальная;
· по степени аффилиации — индивидуальная и коллективистская.
Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.
Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.
Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку, как известно из теории систем, природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Думается, что с некоторой степенью допущения, этот принцип можно применить и к социальным системам. Этот принцип или, если угодно, вид стратегии можно назвать стратегией диверсификации, который будет характеризоваться увеличением степени разнообразия применяемых в различных условиях жизненных стратегий с целью более эффективного достижения поставленных человеком целей.
Жизненные стратегии, объективируясь в реальные поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической нестабильности зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью.
Список литературы:
- Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 16–230.
- Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
- Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
- Резник Т. Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. №6. С. 110–119.
- Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 173–174.
- Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 174–175.
- Федотова Н. Н. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. 1998.
- $18. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 66.
$19. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена // Социологический журнал. 1996. №1/2. С. 65
$110. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 811–812.
$111. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.
Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.
Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.
Буржуазия – это господствующий класс капиталистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.
Рабочий класс – это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабочей силы, то есть своей способности к труду.
Рабочий класс является основной производительной силой индустриального общества. В индустриально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышленных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сферы услуг.
Крестьянство— класс, который имеет двойственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.
Понятие «класс» активно используется в современной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследователи рассматривают экономические признаки в качестве основных для выделения классов.
Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.
Высший класс представлен людьми, владеющими собственностью или осуществляющими непосредственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финансовые магнаты.
Средний класс — это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.
И наконец, рабочий класс — это люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом.
Маргиналы– это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означает «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким – либо социальным общностям, например классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асоциальным.
В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.
В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.
Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понимают положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.
Человек в жизни исполняет множество ролей и подчиняется множеству ролевых предписаний. В поликлинике он – больной, в театре – зритель, на службе – занимает определенную должность и т. д. Можно сделать вывод о том, что социальная роль – это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, которые он должен выполнить, занимая определенное положение в обществе, т. е. обладая определенным социальным статусом.
Но индивид не только обладает определенным социальным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.
Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т.е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности сегодня, – это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:
1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.
2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.
3. Благополучный брак и крепкая семья.
4. Наличие собственного жилья (европейского образца).
5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).
6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.
7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.
8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.
9. Трансформация добра и неприятие зла.
10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.
Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать ( образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.
В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту ( нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.
Интересы.
Современное поколение вступает в мир не только новых рыночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрастающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех условий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подражания. В таких случаях человек, исходя из определенных интересов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действительной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадостный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится превратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы общества в целом. По направленности интересы делятся на экономические, социальные, политические, духовные, личные. Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.
Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 1951 | Нарушение авторских прав
Редактор-составитель И Дзялошинский Региональная
Стратегия жизненного благополучия
Это люди, работающие по найму, которым платят за время, проведенное на работе согласно тарифной сетке. Главное в этой модели – жизненное благополучие, понимаемое как достаток в семье, уровень жизни «не хуже, чем у других».
Представители этой модели, как следует из представленных выше данных – большинство аудитории Череповца.
Эта группа исповедует следующие жизненные принципы.
Работа. Имеет единственную цель – получение заработка, что позволяет человеку вести осмысленную жизнь в свободное от нее время. Так получилось, что каждый должен иметь работу и каждый от нее зависит. Обязанности – неприятная необходимость, с которой надо согласиться, чтобы хорошо провести свободное время. В этой модели жизни человек не работает ради дела. Наоборот, он предъявляет к нему требования и успех дела не важен, ибо можно продать свой труд в другом месте.
Работа – это то, во что человека должны включить другие. Принудительный характер такого включения проявляется в двух установках: необходимо иметь работу и во время рабочего процесса необходимо действовать по инструкциям.
Заработная плата в определенном смысле не имеет отношения к тому, что и как делает человек – она причитается за время, проведенное на работе, как воздаяние. Уровень ее окончательно не установлен и не зависит от вклада человека. Нет смысла делать больше абсолютного минимума.
Необходимая интенсивность работы обеспечивается только принуждением и контролем со стороны нанимателя. С точки зрения этой модели наниматель представляется человеком, старающимся как можно больше загрузить рабочего, чтобы самому вести богатую и праздную жизнь.
Свободное время. Быть свободным в этой модели означает одно – быть не на работе. Человек оказывается освобожденным на некоторое время, до начала нового дня. Именно в этом промежутке и есть смысл жизни. Причем чем труднее работа – тем большее удовольствие приносит свободное время. Смена в ночные часы или по скользящему графику неудобна – интереснее принимать участие в организованных мероприятиях, которые случаются по окончании рабочего дня или вечерами по выходным. Очень скучно по утрам слоняться по городу или бездельничать дома, а вечером, когда всюду интересная жизнь, отправляться в «контору».
Успех. Результат случая, везения.
Развлекательная информация (фильмы, шоу, удивительные явления).
Структурирующая время информация (сканворды, кроссворды, гороскопы).
Бытовая информация (сад, огород, советы по ведению домашнего хозяйства, объявления).
Моделирующая информация (способы проведения свободного времени, модели повседневного поведения).
Новостная информация воспринимается не как необходимая для дела, а как часть шоу или повод для общения, обсуждения в своих референтных группах.
Анализ соотношений (по материалам статистики, опросов населения, анкетирования и фокус-групп) позволяет предположить, что представители стратегии самореализации от числа работоспособного населения города составляет от 3 до 5%, представители стратегии жизненного успеха от 10 до 15% и, соответственно, самой массовой группой (от 80 до 87%) являются представители населения, ориентирующиеся на стратегию жизненного благополучия.
Такое распределение подтверждается и структурой информационных потребностей аудитории. Как будет показано ниже, наиболее массовым интересом пользуются издания, ориентированные на развлекательную, структурирующую и бытовую информации 1 .
Доминирование той или иной модели жизни во многом определяет и общественный уклад общества. Так, в обществах, ориентированных на стратегию самореализации, отмечается стремление к ограничению роли государства как в частной жизни, так и в области экономической, поощрение самостоятельности, личной инициативы и деловой активности. Общества, ориентированные на стратегию жизненного успеха, поощряют дух индивидуализма, свободной конкуренции, но ориентированы на стабильность, единые «правила игры». Стратегия жизненного благополучия характерна для традиционных и кризисных обществ с низким уровнем жизни, общественным контролем над личностью и стремлением к авторитарным формам управления.
Информационные потребности аудитории
и источники их удовлетворения
Основные жизненные характеристики аудитории влияют на информационные потребности и способы их удовлетворения.
Говоря об информационных потребностях населения, следует подчеркнуть, что они возникают в связи с необходимостью обеспечить реализацию различных психологических функций аудитории.
Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которое проявляется в форме различных видов обратной связи.
Функция социальной идентификации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою причастность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности повышает у человека чувство защищенности и уверенности в своих силах. СМИ предоставляют практически неограниченные возможности для выбор реципиентом своих референтных групп.
Функция контакта связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудитории сообщений СМИ создает некую информационную общность, что облегчает установление контакта с незнакомыми людьми и закрепление связей со знакомыми.
Функция самоутверждения и познания проявляется в том, что в сообщениях СМИ реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.
Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью СМИ человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения.
Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот.
В наибольшей степени у аудитории города Череповца, как следует из материалов исследования, актуализированы утилитарная функция и функция эмоциональной разрядки , что весьма характерно для аудитории, реализующей стратегию жизненного благополучия.
Менее заметны интересы представителей аудитории, реализующих стратегии самореализации и успеха, с их четкой устремленностью к получению достоверной и точной деловой информации. По мнению опрошенных, такую информацию приходится искать, на что уходит много времени, а результат нередко весьма скромен. Пока у данной части аудитории нет издания или телепередачи, которые могли бы удовлетворить ее хоть в какой бы степени.
В некоторой степени «заблокирована» функция участия в формировании общественного мнения. Выбранная стратегия организации местных СМИ ориентирует членов общества на пассивное восприятие информации, в результате чего социальная активность населения в информационных процессах реализуется через неформальные каналы. А информация, проходящая через них, не поддается корректировке и, как правило, сильно искажается, формируя определенную «оппозиционность» у аудитории.
Источники получения информации
В процессе потребления информации можно выделить несколько узловых моментов: получение, проверка, оценка. При этом для получения информации используются одни источники, проверяется она чаще всего по другим источникам, а определение ее ценности и степени доверия к ней осуществляется в процессе контакта с третьими источниками.
Для каждой сферы информации существуют свои источники получения, проверки и оценки. Мы выделили семь таких сфер, значимых для аудитории: семья, здоровье, профессия, быт, политика, культура, отдых (развлечения). Причем информацию в одной сфере человек может воспринимать автоматически, в другой сопоставляя, в третьей – критически. Тут все зависит от степени важности темы и опыта самого воспринимающего. Причем сам выбор тех или иных источников и предпочтение одних источников другим позволяет определить вектор интересов изучаемой группы населения.
В рамках этой модели выделяются три стиля восприятия информации: автоматический , сопоставляющий и критический .
Так человек, интересуясь способами лечения болезней, внимательно смотрит телевизионные передачи оздоровительной тематики и читает статьи по этой теме – таким образом он получает информацию о том, какие болезни существуют, как их лечат. Если он на основе этой информации тут же принимает решение как ему лечиться, то мы имеем дело с человеком автоматически воспринимающим информацию.
Если человек, не совсем доверяя СМИ, внимательно штудирует медицинские энциклопедии и справочники, и уже после этого решает, что ему делать, то он реализует сопоставляющий стиль восприятия информации.
Если же человек, не останавливаясь на этом, обращается к другим источникам информации, скажем, к специалистам, и только после этого принимает для себя решение, то мы имеем дело с критическим стилем восприятия информации.
Во время проведения фокусированного интервью респондентам предлагалось распределить по степени значимости сферы информации и определить для каждой из них источники получения, проверки и оценки информации. На базе опроса была составлена сводная таблица.
Сводная таблица источников получения информации
Предмет, задачи и основные категории курса “Стратегии жизненного успеха”.
Имеет объект – успешная личность изучения курса
-предмет курса – стратегия моделирования успеха.
Успех – это движущая цель.
– это не вопрос удачи или везения, или умение оказаться в нужное время в нужном месте.
– это выбор реакции на обстоятельство
– это определенный образ жизни
– это определенный вид умственных способностей, которые используются для
– это не просто получение знаний извне, это открытие нового в себе.
– это соединение своей индивидуальности с условиями жизни.
Показатель успеха: судить о подлинности успеха надо не только по результату, а прежде всего, с учетом затраченных сил, энергии, здоровья, которые не при каких условиях не должны иссякнуть.
– это определенные действия, склад мыслей для достижения целей;
– это искусство ведения военных действий;
– это умение эффективно использовать деятельность;
– это траектория жизни;
– это индивидуальное открытие;
– это способ самоосуществления;
– это последовательность мыслей и поступков, ведущих к результату;
– это образ будущего;
– это пролонгированная (осуществляемая в будущем) деятельность.
выработка целей, составление плана действий и перспектив его реализации;
Совершение действий под влиянием каких-либо убеждений, а затем их анализ (стратегия запаздывания);
Стратегия избегать трудностей;
Установка на преодоление трудностей;
Стратегия, ориентированная на внешнюю поддержку.
Расчет на собственные силы.
– это задача, которая нам предстоит решать.
Влияние общества на развитие человека:
– чел-к с момента рождения зависит от социальных условий.
– начальный момент жизненного пути каждого чел-ка определяет
– формирование начальных свойств личности связанно с освоением
правил и норм общественного поведения.
– в процессе формирования людей определённого поколения
складываются типичные характеры эпохи.
– личностные свойства связанны с определенным для данного общества
– социальное формирование включает в себя – образование чел-ка как
субъекта познания и деятельности.
– смена видов деятельности – это одновременно и стадия развитии
– умственная, трудовая и гражданская зрелость человека зависит от
общественно-экономической информации, классовой структуры
общества, научных особенностей и традиций.
– степень сохранности личности или одряхления явл. Функцией не только возраста, но и социально-трудовой активности. Эти процессы зависят от образа жизни, статуса и ролей человека в обществе.
Социальные условия нашего времени:
– фаталистическая установка (все предопределенно).
– коллективистское мышление – проявляется в стремлении слиться с массой и следствие – отказ от себя.
– информационный поток, переизбыток информации, загромождение.
– многомерность нашей жизни.
(сущность – философия существования)
Экзистенциальная психология – на базе которой начинают изучать бытиё человека.
1776год – первые публикации об успехе:
– личность как целостная …………………………..
– эффективные принципы жизни в характере человека
Важно понимать суть процесса.
Личность как субъект жизни.Личностью называют человека со своими позициями, со своим ярко выраженным отношением к жизни, со своим мировоззрением, к которому он пришел в результате большой сознательной работы.
Личность – это прижизненное основание.
Субъект – активно действующее существо.Проявление субъектности:1). Видение перспективы собственного роста, в процессе которого успех рассматривается не как конечный результат, а как движущаяся цель, открывающая новые вершины.2). В использовании имеющегося личностного потенциала как основы и ресурса в определении пространства достижений и обеспечивающего гармонизацию между тем, что хочет человек, что он может и что есть он сам.3). В развитии способности разрешать различного рода противоречия и владеть внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, а также в готовности проявлять инициативу и ответственность в управлении своей жизнью. 4). В достижении высшего качества субъекта, способного создавать систему условий и отношений, обеспечивающих собственный рост и развитие социума, в котором осуществляется его жизнедеятельность.
Принципы построения стратегии жизненного успеха.Роль принципов в жизни человека.1). Принципы обеспечивают внутреннюю безопасность за счёт того, что они постоянны.2). Принципы дают внутреннюю ориентированность, работают как компас.3). Принципы дают мудрость человеку, которая заключается в учёте долгосрочных последствий.4). Власть над собой и умение управлять собой.Принципы построения стратегии жизненного успеха:– Карта – это не территория, это первый важнейший жизненный принцип;- Сознание и тело – части одной и той же системы;- Весь наш жизненный опыт закодирован в центральной нервной системе;- Смысл коммуникации заключается в том, какую реакцию она вызывает;- Не бывает поражений, бывает только обратная связь, не бывает неудач, есть только опыт;- Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на данный момент;- Любое поведение имеет свои позитивные интенции;- У каждого есть все необходимые для осуществления перемен и достижения успеха;- Вселенная, в которой мы живём, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу.
Жизненная стратегия личности.
Сам термин «жизненная стратегия личности» был введен К.А. Абульхановой-Славской, под которым она предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Согласно ее мнению, «индивидуальность – это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы, как якобы независимой от человека, она еще состоит в способности организовать ее по собственному замыслу»[11].
В настоящее время жизненные стратегии становятся предметом многих психологических исследований. Так, психологи Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов в работе «Психология творческой уникальности человека» выделили «несколько типов жизненных стратегий: пассивную типичность, активную типичность, пассивную индивидуальность и творческую уникальность. Они вывели данные типы способов организации жизни из сочетания критериев индивидуального своеобразия и творческой активности личности»[12].
Кроме того, была создана экспериментальная методика и на её основе проведено исследование жизненных стратегий в юношеском возрасте М.О. Мдивани и П.Б. Кодесс. Ими было обнаружено, что в каждый определенный период времени можно выделить две характеристики жизненной стратегии: содержание и степень осознанности. «В массовой средней школе фактор «внешнего успеха» является наиболее четким и имеет
наибольшую протяженность. Интересно, что в представлении старшеклассников этой группы: цели внешнего успеха противопоставляются позитивному социальному проявлению (фактор «внешнего успеха» является биполярным: стать богатым, стать известным, не делать добро для других людей, не заботиться об экологии). Представления об образовании, профессиональной реализации и саморазвитии у старшеклассников массовой средней школы плохо структурированы. Можно сказать, что эти старшеклассники хотят добиться успеха в жизни, связывая его, прежде всего с материальным благополучием»[14].
Стратегия жизни может строиться на основе представления о:
•перспективности своего жизненного пути.
В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания дляих типологизации.
Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:
1. cтратегия успешной внешней адаптации;
2. cтратегия эффективной внутренней адаптации;
3. cтратегия выживания.
«Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы»[15].
Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность.
Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:
1. «иметь» (рецептивная активность);
2. «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);
3. «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).
«Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении»[16].
Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.
Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.
| | следующая лекция ==> | |
Жизненная стратегия и жизненная позиция личности | | | Жизненная позиция личности. |
Дата добавления: 2018-10-18 ; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав
Стратегия благополучия успеха и самореализации
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
Долгов Юрий Николаевич
доцент, канд. соц. наук, доцент Балашовского института
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов
SUBJECTIVE WELL-BEING OF A PERSON IN THE CONTEXT OF LIFE STRATEGIES
Yuriy Dolgov
associate professor, candidate of sociologic sciences, Balashov Affiliation of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Balashov
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие «субъективное благополучие» в контексте жизненных стратегий личности. Выделены когнитивная и эмоциональная подсистемы субъективного благополучия личности. Рассмотрена многомерная модель психологического благополучия, включающая шесть основных жизненных стратегий: целевую стратегию, стратегию самопринятия, стратегию личностного роста, стратегию позитивных отношений с окружающими, стратегию автономии, стратегию управления окружающей средой.
ABSTRACT
The concept of ‘subjective well-being’ in the context of life strategies of a person is reviewed in the article. There are elicited the cognitive and the emotional subsystems of subjective well-being of a person. A multiple model of psychological weightness including six basic life strategies is examined here. The life strategies are: a targeted strategy, a strategy of self-acceptance, a personal growth strategy, a strategy of positive relationships with others, an autonomy strategy and an environmental monitoring strategy.
Ключевые слова: субъективное благополучие личности, жизненные стратегии, многомерная модель психологического благополучия.
Keywords: subjective well-being of a person; life strategies; multiple model of psychological weightness.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а
Жизненные стратегии, объективируясь в реальное поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека и от того, насколько эффективны они будут, особенно в период экономического кризиса, зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью. В этом случае можно говорить о субъективном благополучии личности.
Понятие «субъективное благополучие», которое достаточно широко используется в зарубежной психологической литературе, предметом пристального внимания в отечественной психологии стало сравнительно недавно. Как считает один из российских психологов, изучающих эту проблему, Р.М. Шамионов, субъективное благополучие — это понятие, которое выражает отношение человека к себе, своей личности, жизни и процессам, которые имеют существенное значение для самой личности с точки зрения интернализованных нормативных представлений о внутренней и внешней среде, которое характеризуется ощущением удовлетворенности [1].
Субъективное благополучие личности предполагает наличие социально-нормативных ценностных установок, реализация которых определяется всей совокупностью условий социализации. Оно связано также со стереотипами, которые выработаны обществом и восприняты личностью в процессе социализации. Если человек попадает в ту или иную социальную среду и принимает ее нормы и правила, он автоматически усваивает те черты, которые присущи этому обществу. Субъективное благополучие личности связано с удовлетворенностью в различных сферах жизни — в учении, общении, социальных отношениях, труде, а также в культурной, экономической, религиозной, политической областях деятельности человека.
Понятие удовлетворенности и благополучия человека строится на субъективном эмоционально окрашенном отношении к содержательной стороне событий и явлений. Внутренний комфорт, духовное равновесие, удовлетворенность качеством жизни позволяют человеку почувствовать себя счастливым. Это, в свою очередь, делает субъективное благополучие личности эмоционально-позитивным.
Проблема субъективного благополучия личности рождается в результате процесса социализации, которая определяет качества личности, а также специфику и разнообразие жизни человека, которые способствуют или не способствует благополучию личности.
Таким образом, общество и социальные институты определяют качественные компоненты субъективного благополучия личности, оказывающие наибольшее воздействие на удовлетворение тех или иных потребностей.
Ощущение субъективного благополучия не всегда совпадает с объективным благополучием личности, которое оценивается по социальным критериям личных достижений человека, структуре и направленности личности, поведению и деятельности, а также того, что вложено каждым конкретным человеком, обществом, группой.
Объективное благополучие личности — понятие более широкое. Оно нередко бывает мало связано с ощущением личного благополучия конкретного человека. Так, человек с высшим образованием, хорошей работой и неплохим уровнем заработной платы, прекрасными условиями жизни чувствует себя несчастным. Этот человек людям со стороны представляется как «счастливчик», но, его самого многое не устраивает в своей жизни (образование и специальность получены по настоянию его родителей, условия работы не позволяют отдыхать желаемым образом и т. д.).
Субъективное же благополучие личности — это более тонко организованное чувство, ощущаемое лишь каждым конкретным человеком. Иногда субъективное благополучие невозможно объяснить в конкретных понятиях. Человек просто чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Поэтому, точно выяснить уровень субъективного благополучия личности достаточно непросто.
Будучи интегральным социально-психологическим образованием субъективное благополучие личности определяется системой представлений человека о самом себе, своей жизни, отношениях, состояниях и другими факторами. Особенно важным в формировании благополучия является система смысловых образований личности и их качественных связей, а также профессиональное самоопределение, которое понимается в широком смысле как поиски субъектом своего способа жизнедеятельности.
Если рассматривать субъективное благополучие личности как систему, то в качестве подсистем целесообразно, на наш взгляд, выделять следующие:
·когнитивная подсистема как комплекс представлений человека об отдельных сторонах своего бытия, которая возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, как понимание текущей жизненной ситуации. При этом возникающие противоречия могут вносить когнитивный диссонанс в понимании ситуации как неопределенной.
·эмоциональная подсистема, проявляющая себя в качестве доминирующего эмоционального тона в отношении к различным сторонам жизни. Компоненты этой подсистемы можно рассматривать как переживания, объединяющие чувства, обусловленные успешным либо неуспешным функционированием всех сфер личности. Диссонанс в любых сферах личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт и чувство неблагополучия в разных сферах личности. Напротив, положительный эмоциональный настрой человека говорит о субъективном благополучии личности и в то же самое время со стороны воспринимается как объективное благополучие.
Субъективное благополучие либо неблагополучие конкретного человека будет складываться из оценок различных сторон его жизни им самим. Отдельные оценки интегрируются в ощущение субъективного благополучия или неблагополучия. Благополучие зависит от наличия ясных целей, а также условий для их достижения, наличия ресурсов и, в целом, успешности реализации планов поведения и деятельности. Ощущение благополучия создают конструктивные положительные межличностные отношения, возможность общаться и получать позитивные эмоции, удовлетворять потребность человека в этом.
Для более полного понимания проблемы психологического благополучия мы предлагаем к рассмотрению многомерную модель психологического благополучия, основой для построения которой послужили ключевые теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Эта модель включает шесть основных жизненных стратегий, составляющих основу психологического благополучия личности:
· целевая стратегия (наличие целей в жизни);
· стратегия личностного роста;
· стратегия позитивных отношений с окружающими;
· стратегия управления окружающей средой.
Эти стратегии взаимосвязаны между собой и взаимодействуют друг с другом.
Отнесение многих феноменов к тем или иным составляющим благополучия достаточно условно. Например, чувство общности, переживание и осознание смысла жизни можно отнести как к факторам, создающим душевный комфорт, так и к факторам, определяющим социальное и духовное благополучие.
Психологическое благополучие личности имеет достаточно сложную структуру. Кроме того, в данном понятии представлены обобщенно успешность поведения и деятельности, удовлетворенность общением, межличностными связями.
Таким образом, психологическое благополучие личности — это субъективная характеристика, применимая лишь для конкретного человека. Психологическое благополучие личности, наряду с физическим, необходимо рассматривать как одно из самых важных и фундаментальных, поскольку от того, как человек чувствует себя в этом мире, нашел ли он своё призвание и цель в жизни, зависит его дальнейшая жизнедеятельность.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.