Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "способы разрешения внутриличностных конфликтов" с детальным описанием.
Содержание
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ
- Понятие внутриличностного конфликта и его причины ……..………………..4
2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов……… ………………. 9
3. Последствия внутриличностного конфликта……… …………………………..15
Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология.
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Конфликт есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей 1 .
Во всех сферах человеческой деятельности при решении самых разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.
Конфликты в настоящее время являются ключевой проблемой жизни как отдельных личностей, так и целых коллективов в коммерческой деятельности.
У всех конфликтов есть несколько причин. Нам надо знать причины для того, чтобы разрешить существующий конфликт и предотвратить возможный.
1. Понятие внутриличностного конфликта и его причины
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Внутриличностный конфликт – состояние личности, выражающееся в противоборстве противоположно направленных целей, мотивов, интересов и желаний личности при невозможности их одновременного удовлетворения 2 .
Внутриличностный конфликт – это борьба
- или двух позитивных тенденций;
- или двух негативных тенденций;
- или борьба позитивных и негативных тенденций в психике одного субъекта.
В жизни человека приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие например, любовь или богатство; семья или работа; чтение интересной книги или выполнение неинтересного задания.
Выбор этот нелегкий. Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден постоянно преодолевать внутренние сомнения и внешнее сопротивление среды.
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе – дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы – «хочу» (потребности, интересы, желания),
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте | ||||||
Мотивационный конфликт
(между «хочу» и «хочут») | ||||||
Нравственный конфликт
(между «хочу» и «надо») | ||||||
Конфликт нереализованного желания
(между «хочу» и «могу») | ||||||
Ролевой конфликт
(между «надо» и «надо») | ||||||
Адаптационный конфликт
(между «надо» и «могу») | ||||||
Конфликт неадекватной самооценки
(между «могу» и «могу») 1. Конфликта с нереализованными желаниями (хочу-могу) Ира и Коля поженились на 3-м курсе института. Все их поздравили. Они решили жить отдельно. Родители помогали. Но запросы росли. Коля решил пойти работать, а Ира училась за двоих. Когда Ира поступила в аспирантуру, мужу предложили хорошую работу. У Иры появилось желание хорошо одеваться, поехать на курорт и т. д. А у мужа — планы другие: купить автомашину, символ его стабильности. Возник конфликт. Как разрешить внутриличностный конфликт? Каждому из супругов необходимо сделать выбор между собственным желанием и возможностями их осуществления. Необходим учет интересов другого, (хочу, но не могу). Требуются взаимные уступки. 2. Ролевого конфликта (надо — надо) В школе есть спортсмены, которые являются членами внешкольных спортивных организаций. Возникают ситуации, когда учителя, соученики ожидают, что спортсмены школы будут отстаивать честь школы. Тогда как руководство спортивной школы требует выступать на стороне внешкольной организации. Экспериментатор спрашивал, в какую команду они решают войти? 3. Конфликт неадекватной самооценки (могу-могу). Софья, 22 года, пишет: «У меня есть любящий муж, интересная работа — и все это я могу потерять. Самое страшное, что мой враг внутри меня. Это — раздражение. Меня раздражают все, с кем я общаюсь, ребенок в том числе. Раньше я умела себя контролировать, а теп боюсь отпугнуть людей. Как мне остановиться?» Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
| Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс | ||||
Витальный | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс | ||||
Амбивалентный | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона | Примирение |
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Он всегда – результат воздействия на личность социальной среды.
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
1 – конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные);
2 – конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический – характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих;
Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением;
Неврастенический – характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое? Переживание – форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
Причины возникновения внутриличностного конфликта могут быть как внутренними так и внешними.
Внутренние причины 3 :
ü противоречие между потребностью и социальной нормой;
ü противоречие мотивов, интересов и потребностей: и в театр хочется сходить, и к семинару надо готовиться;
ü противоречие социальных ролей: и на работе задержаться, и на свидание надо;
ü противоречие социальных ценностей и норм.
Внутренние причины могут быть обусловлены:
1) положением личности в группе;
2) положение личности в обществе;
3) положением личности в организации.
1) На уровне «положения личности в группе» выделяют 4 вида ситуаций:
- физические преграды (не дают удовлетворить основные потребности),
- отсутствие объекта (необходимого для удовлетворения потребности),
- биологические ограничения (коренятся в организме),
- социальные условия (главный источник внутриличностного конфликта).
2) На уровне «положения личности в обществе» внешние причины внутриличностного конфликта связаны прежде всего с рыночными отношениями.
3) На уровне «положения личности в организации» внешние причины внутриличностного конфликта представлены:
- Противоречием между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации.
- Противоречием между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда.
- Противоречием между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями.
- Противоречием между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения.
- Противоречием между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личностными ценностями, потребностями, с другой.
- Противоречием меду стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации.
- Противоречием между стремлением к прибыли и нравственными нормами.
2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества 4 . Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества
Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Способы разрешения | Содержание действий |
Компромисс | Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход | Уход от решения проблемы |
Переориентация | Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему. |
Сублимация | Перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
Идеализация | Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение | Подавление чувств, устремлений, желаний |
Коррекция | Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе. |
Регрессия | обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию; |
Проекция | неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других; |
Рационализация | легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны; |
Реактивное образование | изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида |
Фиксация поведения | стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия |
Согласно З. Ф., человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З. Ф., проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.
Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Ф. в его взглядах на структуру личности. По Фрейду внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), “Я” (Ego) и Сверх-Я (Super-ego).
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.
“Я” – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно “Я” приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.
Сверх-Я – это “цензурная инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает “Я”. Если “Я” не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.
Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.
Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отношениях:
· Любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны);
· Связанных с оценкой “Я”;
· Связанных с самоутверждением;
· Связанных с агрессией;
· Связанных с сексуальностью.
К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта:
· Стремление к людям – через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя;
· Стремление от людей – выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, удалиться от общества, при этом создается собственный иллюзорный мир;
· Стремление против людей – обретение установки на разрушение мира, борьбу против него.
Моделями поведения, выделенным К. Хорни, соответствуют типы конфликтных личностей:
К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт как результат влияния на личность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяет проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции всевозрастающего разрыва между стимулированием потребностями их реального удовлетворения.
Анализируя некоторые особенности внутриличностных конфликтов у женщин, К. Хорни отмечала, что поскольку женщины в осуществлении жизненных целей стремятся поступать подобно мужчинам, в этом чужом измерении они зачастую бывают несостоятельными. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как к девочке, выполнения роли и функций жены, матери, положения в обществе, закрепленного в культуре и проявляющегося во внутриличностных конфликтах уже взрослой женщины.
Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937).
Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.
Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это – развитие “социального чувства”, социального интереса. Развитое “социальное чувство” в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое “неразвитое социальное чувство”, которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-первых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другим.Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.
Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961).
К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге “Психологические типы” он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий – экстраверт; ощущающий – интроверт; эмоциональный – экстраверт; интуитивный – экстраверт; интуитивный – интроверт.
Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.
Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.
Концепция “экзистенциальной дихотомии” Эриха Фромма (1900-1980).
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию “экзистенциальной дихотомии”. В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994).
Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону:
Стадия | Возраст | Содержание кризиса | Позитивное разрешение |
0 – 1 год новорожденный | Доверие – недоверие | Доверие | |
1-3 года раннее детство | Автономия – стыд, сомнение | Автономия | |
3-6 лет “возраст игры” | Инициатива – чувство вины | Инициатива | |
6-12 лет младший школьный возраст | Трудолюбие – чувство неполноценности | Трудолюбие | |
12-19 лет средний и старший школьный возраст | Я-идентичность – смешение ролей | Идентичность | |
20-25 лет ранняя зрелость | Близость – изоляция | Близость | |
26-64 года средняя зрелость | Порождение, творчество – застой | Творчество | |
65 лет – смерть поздняя зрелость | Интеграция – отчаяние | Интеграция, мудрость |
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947).
Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов по Курту Левину:
Тип конфликта | Причина | Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение –приближение) | Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс |
Витальный (избегание – избегание) | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс |
Амбивалентный (приближение – избегание) | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны | Примирение |
К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов по типам:
I тип – эквивалентный (приближение – приближение). Конфликт возникает тогда, когда субъект должен выполнить два и более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта – компромисс, частичное замещение.
II тип – витальный (избегание – избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, например, уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать выполнять неинтересную и малооплачиваемую работу.
III тип – амбивалентный (приближение – удаление). Конфликт возникает тогда, когда одни и те же действия, результат одновременно привлекают и отталкивают, например признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Разрешение подобного внутриличностного конфликта возможно только на основе компромисса.
IV тип – фрустрирующий (приближение – избегание). Конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Внутриличностный конфликт подобного типа может разрешаться разными способами – агрессией, замещением, переориентацией, компромиссом, уходом от решения.
2.2 Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т.е. позитивно влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности. Поэтому многие исследователи внутриличностного конфликта совершенно обоснованно рассматривают продуктивный внутриличностный конфликт как важный способ развития личности.
Действительно, именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности. Лишите человека этой внутренней работы и борьбы и вы лишите его полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий. Один из авторов современной психологии личности, ставший уже классиком, — В. Франкл писал:
Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель. достойную его. Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта — это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии. Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.
Прежде всего, следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует. Для установления внутреннего равновесия ребенка бывает достаточно дать ему конфету; для преодоления внутриличностного конфликта российского «Homo novus» может быть будет недостаточно и целой кондитерской фабрики. Способы разрешения внутреннего конфликта, подходящие для мужчин, могут быть не всегда пригодны для женщин и т.д.
Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Перечислим наиболее важные из них. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:
1. Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.
2. Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас. оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.
3. Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.
4. Проявите смелость б анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.
5. «Выпустите пар». Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения. так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку. Они лечат в внутриличностные конфликты. Лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач — большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянной антидепрессивной терапии.
6. Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.
7. Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.
8. Подумайте Had возможностью снижения уровня ваших притязаний, Может быть, ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.
9. Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди «не без греха» и мы тут не исключение.
10. Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.
Кроме названных способов разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности. Она представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. Сущностью и функцией психологической защиты является предохранение сознания личности от негативных переживаний. В общем смысле термин «психологическая зашита» употребляется сегодня для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.
Наиболее обычные способы решения внутриличностных конфликтов (способы психологической защиты)
Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта − это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами её внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.
Типичные принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов
Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учётом индивидуальной специфики могут использовать все. Перечислим наиболее важные из них. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:
1. Адекватно оцените ситуацию. Возьмите её под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.
2. Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас и оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.
3. Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.
4. Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.
5. «Выпустите пар». Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку. Они лечат в внутриличностные конфликты. Лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своём воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач − большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянной антидепрессивной терапии.
6. Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приёмам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.
7. Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.
8. Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний. Может быть, ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.
9. Умейте прощать. Причём не только других, но и себя. В конце концов, все люди «не без греха» и мы тут не исключение.
10. Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слеёы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.
Психологические защита личности
Кроме названных способов разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности. Она представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. Сущностью и функцией психологической защиты является предохранение сознания личности от негативных переживаний. В общем смысле термин “психологическая зашита” употребляется сегодня для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.
Феномен психологической защиты и ее различные проявления задолго до его научного объяснения были неоднократно описаны в философской (Сократ, Платон, Эпикур, Августин Аврелий, Кант, Вл. Соловьев, Бердяев и многие другие мыслители) и художественной литературе.
Так, характерный пример интеллектуализации как одного из главных механизмов психологической защиты – поведение Сократа перед смертью, описанное Платоном в сочинении “Федон”. Сущность этого механизма психологической защиты состоит в том, что человек даже очень важные для себя события рассматривает нейтрально, отстраняясь от эмоций, что вызывает удивление у обычных людей. Именно этот случай описан Платоном, когда перед смертью Сократ думает вовсе не о смерти, не о том, как его похоронить и даже совсем не о себе, а о других людях.
Ну пора мне пожалуй и мыться, – говорит Сократ, провожающим его в последний путь, – я думаю, лучше выпить яд после мытья и избавить женщин от лишних хлопот – не надо будет обмывать мертвое тело.
Не менее яркие примеры различных механизмов психологической защиты можно найти и в художественной литературе (Пруст, Флобер, Цвейг, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие). Ценность этих примеров состоит в том, что литературные герои изображаются как целостные личности и в реальной жизни. Поэтому здесь различные приемы психологической защиты показаны во взаимосвязи между собой, а не отдельно друг от друга, как в научном исследовании.
Например, у Скупого рыцаря любовь к ближним и теплые отношения с друзьями заменила рабская любовь к золоту, в котором он видел всемогущего господина и которому служил как “алжирский раб, как пес цепной”. Здесь сочетается сразу несколько механизмов защиты: компенсация, замещение и своеобразная сублимация, которые и приводят героя к состоянию внутреннего спокойствия и даже блаженства, когда он в очередной раз склоняется над сундуком с золотом.
Подобные механизмы психологической зашиты мы обнаруживаем и у другого знаменитого литературного героя – Акакия Акакиевича. Его жизнь раздваивается и принимает превращенную форму до такой степени, что ее цель и средства меняются местами. С одной стороны, реальная жизнь, служба в департаменте, где все его “обижали”, “надсмехались и даже вовсе не замечали”. Эта общественная сторона жизни для нашего героя проходила незаметно, заурядно и была незначительна по своему смыслу.
Зато другая сторона жизни, связанная с переписыванием бумаг – этой для другого человека рутинной канцелярской работой, для Акакия Акакиевича является истинной жизнью. Она наполнена глубоким смыслом и всеми ее атрибутами: любовью, наслаждением, эмоциями и страстями. В ней были даже свои “фавориты”, в качестве которых выступали некоторые буквы, “до которых если он добирался, то был сам не свой, и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами”.
Механизмы психологической защиты личности
Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологической зашиты личности. Среди них основными являются следующие.
Отрицание – один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами. Их игнорированием.
Проекция – сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.
– “Напади на что-то, заменяющее это”
Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.
– “Не помни об этом”
Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.
– “Не чувствуй этого”
Изоляция – восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.
–“Не знай, откуда это”
Интроекция – присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “−” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “-” в каждой из тенденций и их суммирование.
Аннулирование – поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
Сублимация – удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства
(сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
– “Найди оправдание этому»
Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).
– “Обрати это в противоположное”
Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.
Компенсация – онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно.
Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.
– “Будь, как это, чтобы не потерять его”
Идентификация – моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.
Фантазия – бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Таковы основные механизмы психологической защиты от внутриличностного конфликта. К этому следует добавить, что сама по себе она может быть как успешной, так и неуспешной. В первом случае прекращаются импульсы и действия тех факторов, которые вызвали конфликт, исчезает состояние тревоги, страха, невроза. При неуспешной психологической защите ничего подобного не происходит. Так, у вышеупомянутых Скупого рыцаря и Акакия Акакиевича если и были когда-то внутреннее беспокойство и тревога по поводу их реальной жизненной дискомфортности, то они были успешно преодолены. А вот самосознание многих героев Ф.М. Достоевского продолжает жить своей неуспокоенностью и характеризуется нерешенностью внутренних проблем. И в этом суть драматизма их существования.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8814 –
| 7171 – или читать все.Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.