Личный и социальный статус человека. Социальные роли
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких‑либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие‑то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Отключите adBlock! и обновите страницу (F5) очень нужно
Социальная роль
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2012; проверки требует 1 правка.
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных ( общественных и личных) отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» [1] . Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
§ Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
§ Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
[править]Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
§ По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
§ По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
§ По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
§ По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).
Мотивация разделяется на внешне организованную и внутренне организованную (или, как пишут западные психологи, — внешнюю и внутреннюю). Первая связана с влиянием на формирование субъектом мотива действия или поступка других людей (при помощи советов, внушения и т. д.). Насколько эта интервенция будет воспринята субъектом, зависит от степени его внушаемости, конформности и негативизма.
Внушаемость – это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам.
Это безотчетное изменение своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями, взглядами и привычками других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека — высокого уровня нейротизма, слабости нервной системы (Ю. Е. Рыжкин, 1977), так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального возбуждения.
На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышенная эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления (Н. Н. Обозов, 1997, и др.).
Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита критичность мышления, которая снижает степень внушаемости. Правда, в 5 лет и после 10, особенно у старших школьников, отмечается снижение внушаемости (А. И. Захаров (1998), см. рис. 9.1). Кстати, последнее отмечали у старших подростков еще в конце XIX в. А. Бине (A. Binet, 1900) и А. Нечаев (1900).
Степень внушаемости женщин выше, чем мужчин (В. А. Петрик, 1977; Л. Ле-венфельд, 1977).
Еще одна устойчивая характеристика личности — конформность, начало изучению которой положил С. Аш (S. Asch, 1956).
Конформность – это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. В то же время если намерение или социальные установки, имевшиеся у человека, совпадают с таковыми у окружающих, то речь о конформности уже не идет.
Понятие «конформность» в западной психологической литературе имеет много значений. Например, Р. Кратчфилд (R. Crutchfield, 1967) говорит о «внутренней конформности», по описанию близкой к внушаемости.
Конформность называют также внутригрупповой суггестией или внушаемостью (заметим, что некоторые авторы, например, А. Е. Личко и др. (1970) не отождествляют внушаемость и конформность, отмечая отсутствие зависимости между ними и различие механизмов их проявления). Другие исследователи различают конформность двух видов: «принятие», когда у индивида меняются взгляды, установки и соответствующее им поведение, и «согласие», когда человек следует за группой, не разделяя ее мнение (в отечественной науке это называется конформизмом). Если человек склонен постоянно соглашаться с мнением группы, он относится к конформистам; если же имеет тенденцию не соглашаться с навязываемым ему мнением, то — к нонконформистам (к последним, по данным зарубежных психологов, относятся около трети людей).
Различают внешнюю и внутреннюю конформность. В первом случае человек возвращается к своему прежнему мнению, как только групповое давление на него исчезает. При внутренней конформности он сохраняет принятое групповое мнение и после того, как давление со стороны прекратилось.
Степень подчинения человека группе зависит от многих внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, которые (в основном внешние) были систематизированы А. П. Сопиковым (1969). К ним относятся:
• возрастно-половые различия: среди детей и юношей конформистов больше, чем среди взрослых (максимум конформности отмечается в 12 лет, заметное ее снижение — после 1-6 лет); женщины более податливы групповому давлению, чем мужчины;
• трудность решаемой проблемы: чем она труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе; чем сложнее задача и неоднозначнее принимаемые решения, тем конформность выше;
• статус человека в группе: чем он выше, тем в меньшей степени это лицо проявляет конформность;
• характер групповой принадлежности: по своей воле или же по принуждению вошел субъект в группу; в последнем случае его психологическое подчинение часто бывает только поверхностным;
• привлекательность группы для индивида: референтной группе субъект поддается легче;
• цели, стоящие перед человеком: если его группа соревнуется с другой группой, конформность субъекта увеличивается; если соревнуются между собой члены группы — уменьшается (то же наблюдается при отстаивании группового или личного мнения);
• наличие и эффективность связи, подтверждающей верность или неверность конформных поступков человека: когда поступок неправильный, человек может вернуться к своей точке зрения.
При выраженном конформизме возрастает решительность человека при принятии решения и формировании намерений, но при этом слабеет чувство его индивидуальной ответственности за поступок, совершенный вместе с другими. Особенно это заметно в группах, которые социально недостаточно зрелые.
Хотя влияние ситуационных факторов часто преобладает над ролью индивидуальных различий, все же есть люди, которые легко поддаются убеждению в любой ситуации (С. Hovland, I. Janis, 1959; I. Janis, P. Field, 1956).
Такие люди обладают определенными чертами личности. Выявлено, например, что наиболее конформные дети страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой Эго» (Hartup, 1970). Они, как правило, более зависимы и тревожны, чем сверстники, и чувствительны к мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны постоянно контролировать свое поведение и речь, т. е. обладают высоким уровнем самоконтроля. Их заботит, как они выглядят в глазах окружающих, они часто сравнивают себя с ровесниками.
По данным Ф. Зимбардо (P. Zimbardo, 1977), легко поддаются убеждению застенчивые люди, которые обладают низкой самооценкой. Не случайно поэтому выявлена связь между низкой самооценкой, имеющейся у человека, и его легкой податливостью к убеждению со стороны (W. McGuiere, 1985). Происходит это из-за того, что они мало уважают свои мнения и установки, следовательно, у них ослаблена мотивация защиты своих убеждений. Они заранее считают себя неправыми.
Р. Нурми (R. Nurmi, 1970) приводит данные, согласно которым конформным присущи ригидность и слабая нервная система.
Следует, правда, иметь в виду, в какой ситуации проявляется конформность — в нормативной или информационной. Это может сказаться и на ее связях с другими личностными особенностями. В информационной ситуации заметна тенденция к связи конформности с экстраверсией (Н. Н. Обозов, 1997).
Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Отключите adBlock! и обновите страницу (F5) очень нужно
Социальный статус и социальные роли личности
Соц. статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью или группой в общ-ве в соответствии с профессией, соц.-экономическим положением, полит. возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в социологии понятие «статусный набор», который применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характеризуемый для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним. В Социологии принято различать два статуса – личный и социальный. Социальный статус употребляется обычно в двух значениях. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет о положении, занимаемом человеком объективно в социальной структуре группы или общества, в узком – это положение человека, кот. он автоматически занимает как представитель большой соц. группы (демографич., национальн. и т.д.). Личный статус отличается от соц. тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому соц. статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей.
Существует три вида соц. статуса: приписываемый, достигаемый и смешанный.
Приписываемый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От приписываемого статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном обществе подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса является статус инвалида, безработного. Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные символы, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Ролевой набор – совокупность ролей в рамках одного статуса.
Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.
Типы ролей (по Дж. Морено)
1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носит бессознательный характер;
2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;
3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).
Роль уже статуса. Статус — это набор ролей. Ролевой набор– (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.
В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому соц. роль можно определить, как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.
Социализация личности.
Личность – интегральное соц. качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Социализация – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им соц. качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм.
В процессе социализации различают этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и после-трудовой.
В соответствии с основными жизненными циклами различают социализацию в периоды младенчества, детства, юности, зрелости и старости.
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. специально созданные для социализации, например, школа, и косвенные, решающие задачу попутно, например, трудовой коллектив.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники, учителя, вторичной – должностные лица учебного заведения, предприятия, сотрудники СМИ т.д.
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав
Социальная роль: примеры и классификация
Понятие социальной роли тесно связано с той функцией, которую человек выполняет в обществе, с его правами и обязанностями перед окружающими. Обществознание за всё время своего существования обогатилось несколькими определениями. Одни соотносят эту концепцию с общественным положением, что сближает со статусом. Другие предполагают, что это ожидаемое поведение.
Примеры ролей
Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.
Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.
Что входит в понятие социальная роль?
Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.
При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.
Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.
И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.
Теория социальных ролей
Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.
Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.
Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.
Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.
Виды социальных ролей
Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.
Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.
Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.
Понятие социальной роли в развитии
Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.
Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.
Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.
К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.
Разновидности социальных статусов
Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.
Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.
Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.
Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.
Вопрос: Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
Оба суждения не верны
Оба суждения верны. если разбирать А то, у каждого социального статуса своя социальная роль. Социальный статус – это положение человека в обществе. Социальная роль – это набор каких-либо определенных действий, которые ожидает общество от человека. Б- это то что хочет человек,например хочет он быть мамой и т.д. Это и есть соц.окраска.
Билет 7. Социальный статус и социальная роль.
Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.
Виды статусов:
· прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.
· достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.
Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус
Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:
· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.
· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.
· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей – роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.
· Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель – ради общего блага, учёный – ради служения истине.
Исполнение ролей и ролевой конфликт.
Человек – это не автомат и не винтик, поэтому его нельзя запрограммировать на все случаи жизни, нельзя всё предписать правилами, поэтому люди импровизируют по ходу «пьесы» и следят за реакцией других «актёров». Необходимо, чтобы действия человека в целом совпадали с ожиданиями других «актёров». Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли. Например:
· Родители требуют, чтобы сын явился домой к 23 часам, а друзья зовут его кататься на мотоцикле по ночному городу.
· В случае стихийного бедствия в городе полицейский или пожарник может некоторое время колебаться по вопросу о том, кого спасать в первую очередь – любых простых граждан, повинуясь служебному долгу, или свою семью, повинуясь родительскому долгу.
· Ролевой конфликт возникает при переходе из одного социального слоя в другой, например, из рабочих в руководители, когда нужно носить галстук и шляпу и нельзя выпить со старыми приятелями по кружке пива.
Как преодолеть ролевой конфликт? Нужно выбрать самую важную свою роль, например роль отца и работника, а другие роли считать второстепенными, например, роль приятеля. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Чтобы разрядить конфликтную ситуацию в случае ролевого конфликта, можно отшутиться, например, в ответ на ворчание тёщи или жены.
Выход из роли связан с процессом смены своих главных социальных ролей. Например, Элен Роуз Фукс Ибо оставила жизнь католической монахини ради карьеры университетского социолога и изучила биографии бывших врачей, мужей, алкоголиков, преступников и т. д. Процесс выхода из роли начинается с сомнений в способности играть бывшую роль, затем человек принимает решение начать новую жизнь и приходит к поворотному пункту в своей биографии. Однако прошлая роль иногда продолжает оказывать влияние на новую жизнь человека, например, бывшая монахиня опасается встречаться с мужчинами, быть стильно одетой и носить модную причёску. Приходится перестраивать отношения с людьми из прошлой жизни.
Билет 8. Социальный конфликт и социальный контроль.
Спорные вопросы в конфликтологии.
В такой науке, как конфликтология, существует несколько нерешённых проблем:
· В чём состоит сущность взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль?
· Имеют ли конфликты пользу?
· В чём состоит основа для соглашения конфликтующих сторон при улаживании конфликта?
· В чём состоят причины и цель конфликта?
· Что является критерием для классификации конфликтов?
· Нужно ли и возможно ли уладить все конфликты на основе соглашения конфликтующих сторон?
Определения.
Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.
Социальный контроль – это вид социального взаимодействия, при котором контролёр принуждает объект контроля к выполнению норм с помощью угрозы применения положительных или отрицательных санкций, с помощью внедрения стереотипов.
Таким образом, в отношениях социального контроля существует два статуса – контролёр и объект контроля.
Санкция – это награда или наказание, таким образом, санкции бывают положительные или отрицательные.
Нормы – это правила поведения.
Стереотип – это образец для подражания, который внедряется в сознание людей через средства массовой информации и культуры.
Временная последовательность механизма контроля с помощью угрозы применения санкций состоит из трёх этапов:
· надзор за исполнением норм,
· применение отрицательных санкций против нарушителей норм и положительных санкций для послушных исполнителей норм.
Имеют ли конфликты пользу?
С точки зрения представителей такого направления в академической социологии, как структурный функционализм, каждый обычай, каждая организация имеют свою функцию в обществе, конфликты не имеют пользы и функции в обществе, поэтому их нужно искоренять. В первой половине 20 века интенсивно развивались прикладные социологические исследования конфликтов в малых группах и производственных организациях, конфликтов в форме забастовок, демонстраций протеста, бунтов и военных столкновений. Целью этих исследований стало выяснение причин конфликтов и поиск эффективных методик их разрешения. При этом конфликты рассматривались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Т. Парсонс видел главную задачу социологии в поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества с целью поддержания равновесия, взаимопонимания и сотрудничества. По его мнению, функцию урегулирования конфликтов выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере своего развития общество становится всё менее конфликтным. Эта концепция Т. Парсонса подвергалась обоснованной критике за «нежизнеспособность».
Вопрос: Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску. и желательно пояснить
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску. и желательно пояснить
Все верно А) У каждого социального статуса своя социальная роль. Социальный статус – это положение человека в обществе. Социальная роль – это набор каких-либо определенных действий, которые ожидает общество от человека. Вот и получается, что например бизнесмен не может же пойти на улицу подметать двор или повар регулировать движение 🙂 Б) К примеру, захотела женщина стать мамой. Мама – это уже социальная роль. Если она захотела так и примет на себя эту социальную роль в виде мамы – это и есть личностная окраска, то есть это ее желание
Автор статьи: Татьяна Ефимова
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.