Инстинкты – это врождённые поведенческие программы, побуждающие живое существо к тем или иным действиям, служащим как можно более длительному эволюционному процветанию его генов. Разумеется, речь не идёт, и не может идти о сознательном стремлении к эволюционному процветанию, но к процветанию как фактической цели. Видов, когда-то отклонившихся от этой цели – неважно, по каким причинам – сейчас просто нет среди нас.
Так или иначе, но поведение уже одноклеточных существ достаточно часто демонстрирует элементы долгосрочности [35]. Но не только; однако если поведенческая долгосрочность одноклеточных, как правило, не простирается далее одного цикла смены сезонов года, то многоклеточные могут “смотреть” дальше – ведь в их распоряжении имеются более продвинутые возможности обработки информации о внешней среде. Например, именно таково поведение родителя, заботящегося о своём потомстве.
Вышеупомянутые тактические жертвы, в лице конкретного поведения конкретных особей, выглядят как альтруизм, но альтруизм несколько специфический, отличный от того, что имеется в виду в обыденной жизни: мы приводили его определение при описании инстинкта самосохранения. Биологическое понимание альтруизма весьма далеко от бытового и идеалистического, однако описываемые в этом разделе социальные инстинкты оперируют именно таким, биологическим альтруизмом. Далеко не всегда и не во всех социальных инстинктах этот альтруизм выражен явно, но та или иная подчинённость особи группе (или её отдельным членам), обязательно присутствующая при социальном поведении, в биологическое определение альтруизма укладывается вполне.
К социальным инстинктам человека мы относим следующие:
родственной консолидации (РК)
неродственной изоляции
конформизма (конформной консолидации) (КК)
вертикальной консолидации (иерархический) (ВК)
горизонтальной консолидации (ГК)
клептомании
Вид консолидации реальных групп людей (да и не только людей) обычно бывает невозможно причислить только лишь к одному из вышеперечисленных типов. И уж подавно нельзя полагать, что наугад взятый человек будет в состоянии охарактеризовать тип (типы) консолидаций, актуальных для него в данный момент, на основании своих субективных переживаний. Все эти инстинкты обычно активны одновременно – конечно, в разных пропорциях и сочетаниях, и субъективно обычно воспринимаются как некое “цельное чувство” как-то влекущее его к другим людям. Ну кроме случаев явного диссонанса, например, между мотивом поддержки родственника и лояльностью к доминанту, вынуждающего “разрываться на части”. В любой группе так или иначе работают инстинкты конформной и родственной консолидаций; даже в резко “вертикальной” группе почти всегда имеется хотя бы небольшая горизонтальная компонента, в отчётливо “горизонтальной” – вертикальная; и так далее. Однако все они различаются по своему происхождению, механизмам реализации и адаптивной ценности, а главное – это существенно различные схемы поведения, и поэтому мы рассматриваем их отдельно. В построении всех видов групп, особенно – вертикальных, играет важную роль также и инстинкт самосохранения, но он уже рассмотрен нами выше.
Под консолидированностью мы будем здесь понимать способность к совместной, и как-то согласованной деятельности на благо группы, включая, возможно, личную (и не обязательно – добровольную) самопожертвенность отдельных членов группы в пользу группы как целого.
1. Родственная консолидация
Родственная консолидация – наидревнейший из всех видов консолидаций. Она базируется на генетической общности членов группы, и служит одним из ярчайших свидетельств в пользу теории “эгоистичного гена”, вкратце гласящей, что к эволюционному процветанию стремится не организм, а ген – насколько, конечно, слово “стремление” по отношению к гену уместно. Более строго этот тезис формулируется так: ходе эволюции максимизируется не воспроизводство организмов, а копирование их генов. Причём ген в данном случае следует рассматривать как некую специфическую информацию, а не участок конкретного экземпляра молекулы ДНК. Гены, как информационные сущности, могут быть практически вечны [3], но конкретные молекулы ДНК, даже в теле тысячелетней секвойи существуют порядка месяцев, заменясь другими, информационно тождественными. Это очень важное для понимания сути РК уточнение, поэтому мы ненадолго отступим от поведения, и сделаем сжатый экскурс в генетику и теорию информации.
Информация – превыше всего!
Не спешите подозревать нас в идеализме. Информация материальна, ибо в принципе не может существовать вне какой-то материальной среды, вне её носителя. И проявлять себя может только в ходе каких-то осязаемых процессов в окружающем материальном мире. Тем не менее – для родственной консолидации, информация – действительно превыше всего.
Нить рибоза-фосфат сама по себе не несёт информации – она ведь совершенно однородна по всей длине. К счастью, каждое звено этой цепи обладает способностью присоединить к себе ещё какой-нибудь атом или их группу – любые, лишь бы они образовывали ковалентные химические связи. Например, атом металла, или группу атомов, представляющих собой какое-нибудь самостоятельное химическое соединение. И именно этот “довесок” и превращает нить “рибоза-фосфат” в носитель информации – ведь “довески” к каждому из звеньев могут быть различны, а последовательность их может кодировать какие-то сведения о чём-то. Например, о последовательности букв, составляющих какую-нибудь пьесу Шекспира, или о последовательности аминокислот в молекулах белков.
Социальные инстинкты человека
Основные группы инстинктов
Мы уже отмечали, что система инстинктов, во всей её полноте и взаимосвязанности, не представима в виде простой таблицы. Это так, но тем не менее – для беглого и схематичного обзора целесообразно представить предлагаемую нами классификацию в виде именно такой таблицы, не претендующей на полную информативность. Тогда вся совокупность человеческих инстинктов вкратце представляется нам такой:
Группа
Подгруппа
Индивидуальные витальные
Репродуктивные
Половой
Родительский
Социальные
Родственной консолидации
Неродственной изоляции
Конформизма (конформной консолидации)
Вертикальной консолидации (иерархический)
Горизонтальной консолидации
Клептомании
Адаптации к эволюционной среде обитания
Территориальный
Ландшафтных предпочтений
Поиска и собирательства
Конструктивистские
Миграции
Самоограничения численности вида
Охоты и рыболовства
Агро- и веткультурный
Тяги к огню
Коммуникативные
Мимика и жесты
Невербальная звуковая коммуникация
Лингвистический
Обратите внимание – в нашей таблице нет таких хрестоматийных для этологии поведенческих феноменов, как агрессия, аддиктивное поведение, и т.п. Часть из них (например – агрессия) включена нами как компонент в более крупные группы, часть – просто оставлена без рассмотрения согласно нашего обещания не слишком углубляться в мелкие частности.
Многочисленные и разношёрстные инстинкты данной группы известны под общим названием “инстинкта самосохранения”. Эти инстинкты направлены на текущее личное выживание особи, и могут как включать, так и не включать взаимодействие с другими особями своего вида. Общим для всех этих инстинктов является краткосрочность преследуемых ими целей: обеспечить выживание лично мне (моему телу), здесь и сейчас. Многие другие инстинкты, так или иначе, служат целям, сравнительно более долгосрочным – выживание генофонда (как персонального, так и надперсонального) в более далёкой эволюционной перспективе.
Современные ситуации и условия, в которых срабатывает инстинкт самосохранения, обычно самоочевидны, и в объяснениях не нуждаются – это любые ситуации, несущие в себе риск смерти или явного ухудшения здоровья индивида; причём опасность может “вычисляться” (в том числе – в буквально-математическом смысле этого слова) совершенно рассудочно. И далее, эта осознаваемая опасность может воздействовать на подсознательные механизмы, включающие инстинкт самосохранения. Например, рассудочное понимание опасности проникающей радиации вызывает вполне инстинктивный страх за свою жизнь и здоровье, хотя сама радиация не воспринимается органами чувств. Но, разумеется, инстинктивное подсознание и помимо этого хранит массу готовых релизеров, свидетельствующих о потенциальной опасности ситуации.
К числу последних можно отнести такие, отчасти атавистические эволюционные фобии и отвращения, как боязнь и неприязнь к:
темноте,
неизвестности,
высоте (с высотой, впрочем, не всё однозначно),
змеям,
паукообразным (и вообще членистоногим),
червеобразным животным (которые часто бывают паразитами),
мелким, быстро двигающимся животным любого вида (мышам, насекомым),
хищникам, особенно – среды эволюционной адаптации (львы, гиены и т.п.),
Названные фобии, будучи встроенными в подсознание, находят своё отражение во многих культурных явлениях – искусстве, архитектуре, геральдике, и т.п.
К индивидуальным витальным инстинктам можно отнести также инстинкт экономии энергии (лени) и инстинкты внутривидовой эксплуатации (воровство и обман в отношении “своих”, т.е. действия, не относящиеся к межвидовой конкуренции). Реализация последних возможна только при взаимодействии нескольких индивидов, ибо физический смысл их состоит в незаслуженном потреблении ограниченных общих ресурсов в персональных интересах; их можно считать модулями социальных или половых инстинктов, и поэтому они будут рассмотрены в соответствующих разделах.
У самок, в силу большей их репродуктивной ценности, инстинкты самосохранения выражены сильнее, что мы можем часто наблюдать в виде иррационально бурной реакции женщин на, например, мышей или лягушек. Разумеется, речь не идёт о том, что подобные реакции присущи исключительно женщинам – но они для них, без сомнения, более характерны.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ | Библиотека им. Елены Евдокимовой
На главную / Капитализм и социализм / А. И. Фет. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание. Главы 11-16
А. И. Фет. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание. Главы 11-16
| Печать |
СОДЕРЖАНИЕ
А. И. Фет. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание. Главы 11-16
Начало социализма
Новая религия
Утописты
Фурье
Сен-Симон
Оуэн
Луи Блан
Маркс и марксизм
Социал-демократы и современный капитализм
Русская революция и коммунизмn
Сущность коммунизма
Россия
Большевики и советская власть
Террор и конец коммунизма
Двадцатый век
Фазы развития культуры
Национальный вопрос и война
Первая Мировая война и кризис социализма
Вторая Мировая война и кризис демократии
Усталый мир
Явление человека
Почти невозможная история
Инстинктивные и культурные установки человека (текущая позиция)
Картина мира
Ньютонианство
Наука и религия
Границы ньютонианства
Кибернетика современного общества
Квазистатическая модель эволюции культуры
Модель стимулируемого потребления
Возможное будущее
Идеалы культуры
Возникновение идеалов
Культура и человек
Первые христиане
Французские просветители
Русская интеллигенция
Проблема человека
Народ и его друзья
Философия и идеология
Простой человек
Цели культуры
На пороге будущего
Интеллигенция будущего
2. Инстинктивные и культурные установки человека
Дальнейшая мутация, по-видимому, сделала возможной глобализацию социального инстинкта, распространив его первоначальное действие на б`oльшие коллективы. Вероятно, такая мутация сняла генетическое ограничение социального инстинкта первоначальными группами. После этого узнавание «своих» и, тем самым, запрет их убийства стали предметом культурной наследственности. Вследствие этого стало возможным образование племен, а затем наций, стимулируемое преимуществом численного превосходства. Но при этом социальный инстинкт, первоначально сконструированный эволюцией для небольшой группы, в более широком сообществе действовал слабее, и способность человека к общению с незнакомыми людьми была чрезмерно напряжена. Эта способность сосредоточилась на членах рода.
С накоплением имущества в родовом обществе возникла частная собственность на землю и орудия производства. Собственность сыграла важную роль в освобождении индивида от племенного строя. Заставляя человека самостоятельно принимать решения, она содействовала также реализации его творческих способностей, которые связаны, как можно предполагать, с ориентировочным инстинктом. Но укрепление собственности и возникновение рабства – собственности на человека – породило классовое общество и сословные привилегии, воспринимавшиеся как социальная несправедливость, откуда возникла классовая борьба. Классовая борьба, в основе которой лежит социальный инстинкт и связанный с ним инстинкт устранения асоциальных паразитов, стала неизменным содержанием истории, усиливаясь в периоды нужды и военных бедствий. Господствующие классы всегда пытались направить классовую ненависть на «внешнего врага», отвлекая внимание от своих привилегий. История была последовательностью внешних и внутренних конфликтов – войн и восстаний.
Каждое расширение или сужение социального инстинкта – образование племен и государств, возникновение родового общества – сопровождалось революционным изменением способов производства, изменявшим весь образ жизни общества. Но ни одно общественное устройство не удовлетворяло социальный инстинкт человека, и это недовольство вызывало все общественные движения, известные нам из истории. Действие инстинктов никогда не прекращается, но социальный инстинкт и агрессивность могут быть незаметны, пока они находятся в относительном равновесии. Они проявляются с полной силой во время социальных катастроф.
В сословном обществе подавляющее большинство населения неизменно жило в бедности, часто переходившей в нищету. Но в двадцатом веке развитие науки и техники привело к устранению нищеты в развитых странах, к возникновению глобальной экономики, сближающей народы и, как можно предполагать, исключающей возникновение войн. В наше время, под действием социального инстинкта, распространившегося на все человечество, а также инстинкта самосохранения, обостренного опытом двух мировых войн и угрозой атомной войны, складывается единая мировая культура. Ценности этой культуры, получившие признание в Хартии Объединенных Наций, выработались в европейской культуре и включили в себя также идеи других высоких культур. Главная из них – признание за всеми людьми неотъемлемых прав человека, то есть прав, прежде бывших привилегией отдельных классовых групп и племен.
В наше время запрет убивать человека и отвращение к бесчеловечному обращению с женщинами и детьми приобрели на нашей планете общее значение, какого они никогда не имели в истории. Попытки религиозного фанатизма и племенной исключительности повернуть вспять это достижение нашего вида не имеют никаких шансов на успех.
Такой исторический поворот можно было бы только приветствовать, но, к несчастью, все развитие человеческого общества приняло односторонний характер и теряет свои цели. Отпали многие культурные мотивы, и единственным регулятором человеческого поведения стали деньги. Внимание человека сосредоточилось на том, что можно купить за деньги – на личном потреблении, и это глубоко фрустрирует его биологическую природу.
Денежная установка крайне ограничила интересы и деятельность человека. Его широкие способности больше не нужны. Социальный инстинкт и агрессивность не находят себе выхода, ориентировочный инстинкт работает лишь на уровне узнавания улиц и чтения вывесок, половой инстинкт, отделенный от естественных способов своего проявления, низводит человека на уровень скота. Наша культура, по видимости преуспевающая, перестает быть высокой культурой.
Человеческое общество – живая система, во многом подобная другим видам животных. Разумеется, с точки зрения биологии единственным критерием преуспеяния вида является его численность, определяемая коэффициентом размножения. Но человек – не просто живое существо, а культурное существо. Поэтому человеческое общество – также культурная система, с единственной во вселенной культурной традицией и духовной жизнью.
Цели культуры тесно связаны с инстинктами и выражают, в специфической для человека форме, его инстинктивные установки. Но культурная жизнь человека не сводится к его инстинктам: она имеет собственные закономерности и составляет, в смысле Лоренца, более высокий уровень организации. Попытки объяснить явления культуры, исходя из одних биологических данных, представляют собой столь же невозможный «редукционизм», как попытки объяснить явления жизни, исходя из одних законов физики. Точно так же, как живые организмы подчиняются законам физики, явления культуры подчиняются законам биологии, но не могут быть поняты без учета их специфической организации. Иначе говоря, будущая социология никогда не станет простой отраслью биологии. Некоторые черты этой будущей науки, однако, подсказываются аналогией между видом животных и культурой.
Культурная жизнь человека создает собственные формы «аппетентного поведения»[Аппетенцией (ср. гл. 1) называется стремление к выполнению инстинктивно за-программированных действий, наблюдаемое у животных – часто в виде спон-танно возникающих движений – даже при отсутствии объектов, возбуждающих инстинкт], аналогичные инстинктивному поведению животных. Явления воинственности, ищущей себе врага, поиски «козла отпущения» при неудаче, потребность в повиновении авторитету – все эти и многие другие черты человеческих племен сохранились до наших дней и часто омрачают нашу жизнь. В прошлом такие формы поведения, спонтанно возникавшие в некотором сообществе, нередко задавали цели коллективного поведения. В других случаях цели культуры могли быть более рациональны. Самосохранение племени, предотвращение реальных опасностей было первой из них, и в основе этой цели очевидным образом лежал инстинкт. Точно так же, племена первых земледельцев ставили себе целью освоение речных долин – Тигра и Евфрата, Нила, Инда или Хуанхэ – и решали для этого сложные организационные и технические задачи. В таких случаях, опять-таки, очевидна инстинктивная мотивировка этих действий. Труднее понять такие цели высокой культуры, как влечение к красоте, так дорого стоившее гражданам Афин и Флоренции.
На ранних этапах высокая культура может быть невыгодна для ее носителей. Развитие культуры требует значительной доли общественного труда, и эта доля непрерывно возрастает. Племена низкой культуры, специализированные на некотором военном преимуществе, – например, кочевники – могут временно одерживать верх над более культурными обществами. Но творческое превосходство высокой культуры, в конечном счете, доставляет ей средства противостоять всем вторжениям варваров. Более того, единая мировая культура сделает невозможным сохранение резерватов этого варварства, от которых мы не можем больше ожидать никаких благ. Высокая культура несет в самой себе средства своего спасения. Ее широкое развитие сообщает ей гибкость, доставляющую ей преимущество над любой узко специализированной культурой.
Качественное развитие этой культуры, в частности, ее эстетическое развитие, составляет ее важнейшую цель. Необходимым элементом культуры является ее искусство. Искусство рождается как функция религиозного культа, но на некоторой стадии своего развития освобождается от этой зависимости и удовлетворяет психические потребности человека, прежде связанные с религией. Культура, потерявшая свое искусство, уже не может быть высокой культурой. Несомненная инстинктивная потребность человека – почти не изученная, но с самого начала свойственная нашему виду – это «эстетическая» потребность, то есть потребность в красоте.
Социальные инстинкты человека.
– Инстинкт продолжения рода.
– Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.
– Групповое поведение и прочие.
– Инстинкт «Свой – чужой». Врожденная схема поведения человека и животных, обеспечивающая распознание членов своего сообщества: стаи, племени и т.д.
– Репродуктивный инстинкт. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении к продолжению рода, к совокуплению с особью противоположного пола и исполнению родительских обязанностей.
– Стадный инстинкт. Человек, как и многие другие животные, является обладателем стадного инстинкта: при определенных ситуациях действовать строго сообща, подчиняться вожаку.
– Инстинкт агрессии. Врожденная схема поведения у животных и человека, отвечающая за отстаивание своих жизненных интересов способом уничтожения или причинения непоправимого ущерба противнику.
– Инстинкт бегства. Врождённая форма поведения человека или животного, проявляющаяся в мобилизации организма на бегство, то есть на оперативное избежание угрозы со стороны окружающего мира.
– Инстинкт борьбы за социальный статус. Врожденная схема поведения, направленная на накопление и удержание собственного социального статуса индивида.
– Инстинкт драчливости. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении поднять свой статус среди членов племени путём физического подавления конкурирующих особей.
– Инстинкт жадности. Врожденная схема поведения человека и животных, побуждающая экономить собственные ресурсы и не делиться ими с окружающими.
– Инстинкт изобретательства. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении изобретать, находить более лёгкие пути к цели, рационализировать свой быт.
– Инстинкт любопытства. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в склонности человека или животного проявлять любопытство, то есть интересоваться окружающим миром даже без актуальной потребности в этом.
– Инстинкт общения. Врожденная схема поведения, побуждающая человека (в первую очередь) и некоторых животных к систематическому обмену информацией.
– Инстинкт оказания помощи . Врожденная схема поведения человека и животных, обеспечивающая взаимную помощь членов социальной группы.
– Инстинкт отвращения . Врождённая форма поведения, проявляющаяся в избегании неприятных запахов (которые могут быть признаком отравленной пищи).
– Инстинкт охоты.Врожденная схема поведения, наблюдающаяся в основном у хищных животных и связанная с убийством другого животного, конечной целью которого является утоление голода себя и/или своего семейства.
– Инстинкт просьбы о помощи. Врожденная схема поведения, обеспечивающая обращение одного животного или человека к другому, как правило своему сородичу.
– Инстинкт самосохранения.Обобщенныйинстинкт, проявляющийся в стремлении индивида избегать опасных ситуаций.
– Инстинкт самоунижения. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в демонстрации покорности, низкостатусности. Является способом избежание возможной агрессии в отношении себя.
– Инстинкт самоутверждения. Врождённая форма поведения, заключающаяся в сохранении и повышении собственного статуса в племени путём подавления других, а также заботе о племени (даже если это связано с риском для жизни).
– Инстинкт свободы. Врожденная схема поведения людей и животных, проявляющаяся в избегании ситуаций (состояний) ограниченных возможностей.
– Инстинкт сравнения статусов. Врожденная схема поведения человека и животных, побуждающая индивида представлять собственный социальный статус и выстраивать отношения с окружающими людьми сообразно ему.
– Инстинкт стадности. Врождённая форма поведения, проявляющаяся в стремлении держаться в случае потенциальной или явной угрозы среди членов своего племени.
– Инстинкт строительства . Врождённая (и у многих живых существ очень сложная) форма поведения, направленная на удовлетворение потребности организма в безопасном и удобном жилище.
– Инстинкт экономии сил.Врожденная схема поведения, заключающаяся в стремлении животного или человека сократить тем или иным способом расход энергии и вообще ресурсов организма.
– Исследовательский инстинкт. Врожденная схема поведения человека и животных, отвечающая за исследование окружающего пространства и объектов в нем.
Основные группы человеческих инстинктов представлены на схеме:
ПРИНЦИП (от лат. princpium– основа, первоначало) – центральное понятие, основание системы, представляющее распространение того или иного положения на все явления определенной области теории и практики.
Принцип – общее правило.
ПРАВИЛА– это рекомендации по способам, приемам и моделям (стереотипам) поведения персонала организации.
Принципы –это общие правила.
НОРМЫ – это границы допустимого поведения или деятельности людей.
Во взаимоотношениях нормы– это морально- этические границы допустимого поведения членов группы (коллектива, персонала организации).
Во взаимодействиях нормы – это границы допустимых технологических и трудовых действий персонала организаций.
Нормы могут быть универсальными (обязательными для всех) и частными, иметь строго предписанный характер или выступать в качестве ориентиров.
Инстинкты человека. Попытка описания и классификации.
Инстинкты человека. Попытка описания и классификации.
1. Примативность.
2. Классификация инстинктов и её практическое применение.
Схема Добыча ресурсв человеком
Поведение человека сложное, но приведенный перечень инстинктов достаточный и необходимый для понимания 90% поведения человека.
3. Типологизация по доминированию инстинктов
Психоневролог-психотерапевт, Вилен Исаакович Гарбузов в своих работах выделил основные инстинкты, лежащие в основе типологии индивидуальности.
В соционике предлагают типы людей по доминированию того или иного инстинкта. Вполне рабочая классификация, которую можно модернизировать. Обычно у человека доминируют один или несколько инстинктов, а остальные менее выражены. Типология достаточно условна, но позволяет ориентироваться в человеческом поведении. 10 типов людей по доминированию того или иного инстинкта.
Основной тип (пищевой инстинкт)
Доминирует – пищевой инстинкт. Поведение направлено на разнообразное, вкусное и обильное питание. Признаки в поведении: интересует всё связанное с питанием, существенная часть времени жизни относится к питанию, заготовлению продуктов питания, приготовлению еды, «культ еды», изучению новых рецептов и проверке, разработке своих блюд.
Территориальный тип поведения (территориальный инстинкт)
Доминирует территориальный инстинкт. Поведение направлено на развитие дома и своей земли. Признаки в поведении: интерес к расширению территории и обустройству своей земли и дома, комфорту и уюту, «мой дом — моя крепость», интересуются строительством, ремонтом, дизайном, куплей-продажей недвижимости, благоустройством, приусадебным хозяйством, ландшафтным дизайном, садоводством.
Исследовательский тип (ориентировочный инстинкт)
Доминирует ориентировочный инстинкт Поведение направлено на глубокое изучение мира и его отдельных областей. Признаки в поведении: интересует изучение окружающего мира, любознательность, стремление во всем добраться до сути, много читают, экспериментируют, пишут, создают новую информацию.
Сексуальный тип (инстинкт размножения).
Доминирует инстинкт продолжения рода. Поведение направлено на сексуальную жизнь. Признаки в поведении: стремление выделяться, постоянный поиск партнеров, тщательный уход за телом и забота о внешности, выбор сферы деятельности в которой можно проявить свою сексуальность. Сексуальный тип поведения часто не совпадает с генофильным.
Генофильный тип (инстинкт родительский )
Доминирует родительский инстинкт. Поведение направлено на максимальное благополучие семьи и родственные связи. Признаки в поведении: интересы этого типа людей фиксированы на семье, их кредо — «интересы семьи превыше всего», семья это — «святое», ради детей и семьи готовы на труд и жертвы.
Доминантный тип (иерархический инстинкт)
Доминирует иерархический инстинкт Поведение направлено на достижение максимального социального ранга в любой сфере деятельности. Признаки в поведении: иерархический инстинкт проявляется в желании лидировать в разных сферах, добиваться максимального социального ранга, карьеризме, потребности контроля над другими, самоуверенность, нетерпимость к критике, часто наглости, инициировании конфликтов и успешной победе в конфликтах. Врождённое стремление к социальному доминированию не всегда совпадает со способностями организовать работу, поставить цель и проявить волю для ее достижения, разбираться в людях и вести их за собой. Эти люди могут стать как квалифицированными лидерами и руководителями, так и самодурками, деспотами, тиранами и главарями банд.
Дигнитофильный тип (инстинкт агрессии)
Доминирует инстинкт агрессии, нетерпим к любой форме унижения. Поведение направлено на противодействие попыткам управления, вмешательства в жизнь и посягательства на права. Признаки в поведении: агрессивная реакция на любые попытки вмешательства в жизнь, навязывания чуждых правил и стандартов, готовность к самозащите любой ценой, стремление к независимости.
Эгофильный тип (инстинкт самосохранения)
Доминирует инстинкт самосохранения. Поведение направлено на избегание различных угроз и ущерба. Признаки в поведении: склонность к повышенной осторожности, мнительность, тревожность в отношении всего неопределённого, эгоцентричность, консерватизм, страх любых перемен. Вариант характера, которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, трусость, аполитичность, конформизм, позиция невмешательства и неучастия, приспособление к любым обстоятельствам, отсутствие собственных жизненных планов и жизнь сегодняшним днём. Очень вероятно, 43-50% граждан России относятся к этой группе.
Либертофильный тип (инстинкт свободы)
Доминирует инстинкт свободы, интерес к путешествиям, смене мест обитания, склонность к протесту против любого ограничения его свободы. Поведение направлено на максимально свободное перемещение по миру и свободу деятельности. Признаки в поведении: самостоятельность, стремление к новым впечатлениям и перемене мест жительства и работы, предрасположенность к риску, нетерпимость к обыденности, администрированию, ограничениям свобод.
Альтруистический тип поведения (инстинкт альтруизма)
Доминируют инстинкт альтруизма. Поведение направлено на групповые интересы, часто в ущерб самому себе и ближайшему окружению. Признаки в поведении: проявляют интерес к общественной деятельности, способность помочь и отдать другим последнее, развито чувство несправедливости, посвящаю жизнь существенным интересам, защите слабых, правозащите, защите животных и окружающей среды. Альтруисты могут проявлять сильнейшую агрессию, инициировать социальные конфликты и добиваться справедливости. Очень вероятно, 1-2% граждан России относятся к этой группе, и участвует в деятельности НКО.
4. Государственные системы дрессировки человека. Государственные нормы поведения-реализации инстинктов.
В государствах мира нормы поведения человека и способы реализации инстинктов прописаны детально. Людей дрессируют в соответствии с существующими государственными нормами с малых лет до старости: в школе, армии, средних и высших учебных заведениях, на службе …
В любом государстве существует многочисленный аппарат различных дрессировщиков: полиция, суд, налоговая инспекция, партии…
В зависимости от национальных особенностей и уровня примативности населения методы дрессировки меняются от мягких к жестким. Чем выше уровень примативности населения, тем более жёсткие методы дрессировки используются.
Текущую корректировку поведения человека и методов реализации его инстинктов выполняют средства массовой информации и рекламная индустрия. Маркетинг на человеческих инстинктах стал уже привычным термином.
5. Привычки человека. Привычные действия по реализации инстинктов.
Инстинкты человека под влиянием дрессировки и жизненного опыта превращаются в жизненные программы, состоящие из множества привычек.
Привычки – шаблоны поведения, выполняемые автоматически без затрат умственной энергии. Большинство действий человек совершает по привычке.
Список различных привычек человека будет состоять из 200-300 пунктов, а ежедневном использовании, будут важны, может быть, 20-30 привычек.
6. Оцифровка инстинктов и результатов их влияния.
Оцифровка реализации инстинктов может быть проведена в различном масштабе вплоть до отдельного человека. Предметом наноэкономики должна быть экономика отдельного человека и его экономическое поведение, но наука развивается медленно. Основной инстинкт человека – пищевой можно оцифровать подробно в масштабах планеты. Это всё связанное с производством продуктов питания, переработкой, упаковкой, доставкой, продажей, домашним приготовлением и потреблением пищи…
Инстинкт свободы обслуживает вся мировая туристическая индустрия.
7. Программа жизни человека реализация инстинктов и баланс жизни. Расчёт.
Программа жизни человека состоит из десятка жизненных подпрограмм, реализующих инстинкты человека. От чёткого осознания этих программ может зависеть их реализация.Схема оцифровки жизни человека достаточно простая. Учёт может быть проведён и в экономических показателях и в затратах времени.
Расход ресурсов человеком на инстинкты
1. Инстинкт пищевой —> Программа питания—>Привычки: покупка продуктов, посуды и приборов, заготовки, средства моющие..
2. Территориальный инстинкт —> Программа личной Территории—>Привычки: все расходы, связанные с жильем, мебель, оборудование, ремонт, квартплата, дача.
3. Ориентировочный инстинкт—>Поиск и создание информации—>Привычки: телефон, телевизор, радио, интернет, печатная продукция, диски, компьютер, театры…
4.Инстинкт размножения —> Программа размножения—>Привычки: поиск брачных партнеров, средства косметики и парфюмерии, фитнес и бодибилдинг, пластические операции…
5.Родительский инстинкт —> Родительская программа —> Привычки: все расходы на детей: питание, лечение, образование,…
6.Иерархический инстинкт —> Программа социального ранга —> Привычки: одежда и обувь, образование, клубы, партии, самореклама, роскошь, мероприятия..
7. Инстинкт агрессии —> Программа агрессии —> Привычки: спортивные зрелища, бокс охота, коллекционирование оружия, рыбалка, митинги, демонстрации, политические объединения …
8. Инстинкт самосохранения —> Программа самосохранения —> Привычки: система охраны, обучение здоровому образу жизни, медуслуги, лекарства, физкультура, БАДы
9. Инстинкт свободы —> Программа свободы —> Привычки: все транспортные расходы, автомобиль, миграция, эмиграция, работа за рубежом, туризм . 10.Вирусные программы жизни —> Привычки: алкоголь, табак, переедание, азартные игры, компьютерные игры,…
Более подробно пример расчёта приведён в статье баланс жизни.
Вся схема поведения человека и результатов деятельности составляет небольшую базу данных с объективным анализом хода жизни.
База данных хода жизни
8. Перспективы оцифровки инстинктов.
С практической точки зрения оцифровка инстинктов позволяет лучше понять поведение человека и более точно подойти к ведению личной бухгалтерии.
Определение инстинктов социального поведения
Биосоциальный характер инстинктов,
Определение инстинктов социального поведения.
Инстинкт – наследственная предрасположенность к восприятию определенных объектов внутреннего и внешнего мира, способность испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним.
Виды сложных инстинктивных процессов:
1. Инстинктивные реакции, допускаемые и восприятием стимульных объектов и представлением о них.
2. Реакции, которые могут видоизменяться и усложняться.
3. Сложные представления, возникающие одновременно, когда несколько процессов переплетаются один с другим (страх и любовь, слезы и смех).
4. Инстинктивные стремления, группирующиеся около некоторых объектов или представлений о них.
Инстинкты – первопричина человеческого действия.
I. Инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида. Продолжения первичных эмоций:
1. инстинкт бегства и эмоция страха;
2. инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;
3. инстинкт любопытства и эмоция удивления;
4. инстинкт драчливости и эмоция гнева;
5. инстинкт самоунижения или самоуверенности и эмоция отрицательное или положительное самочувствие.
II. Инстинкты, направленные на сохранение рода, вида, то есть социальные инстинкты:
1. родительский инстинкт;
2. половой инстинкт (инстинкт воспроизводства рода) – связан с родительским инстинктом, включает в себя ревность;
3. стадный инстинкт.
III. Социальные инстинкты, свойственные только человеку, но не имеющие особо важного значения:
1. инстинкт приобретения;
2. инстинкт строительства.
IV. Прирожденные тенденции, имеющие большое значение для социальной жизни. Они обладают общим характером, но не имеют постоянного ядра возбудителя. Псевдоинстинкты.
1. симпатия – совместное переживание эмоций с другим существом;
2. внушение – процесс усвоения переданной мысли при отсутствии логического основания для понимания этой мысли (один плачет – все плачут);
3. подражание: проходит по механизму симпатии или механизму идеомоторных реакций, основывающихся на том, что идея стремится перейти в действие, или по механизму социального подражания.
Иначе говоря, инстинкт – способность действовать целесообразно, но без сознательного видения цели и без предварительной выучки производить данное действие (т.е. импульсивно). Это импульс.
Человек, в отличие от животного, может осознавать свое поведение.
Дополнения к лекции:
Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой “животной души”, обеспечивавшей психические функции животных. Термин инстинкт (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков. Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений. Первое эволюционное учение было разработано Жаном Батистом Ламарком. Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованной поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой.
Первым психологом, включившем инстинкт в психологическую теорию, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что инстинкты служат источником энергии для подсознательного и проявляются в виде желаний. Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Стремление к агрессии и разрушению определяется инстинктами смерти (танатос), половое влечение, самосохранение, любовь определяются инстинктами жизни (эрос).
Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция «горме» была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом. Он же разработал собственную классификацию инстинктов (первые две группы перечисленных в лекции инстинктов).
Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала.Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.
Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию целевой или гормической (от греческого слова «гормэ» – стремление, желание, порыв). Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.
Биосоциальный характер инстинктов.
Герин: все инстинкты биосоциальны, человек неотделим от людей.
Номер группы инстинктов.
Название.
Характеристика содержания инстинкта.
Существовать
Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, быть счастливым
Расти
Физически, духовно, интеллектуально становиться сильнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения, заводить семью, растить детей, добиваться собственной неповторимости, воспитывать
Утверждаться
Занять свое место под солнцем, быть заметным, уважаемым, достигать чина, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, обладать чувством собственного достоинства 0 8 10
Защищаться
Не допускать вторжения других в свою жизнь, собственную личность, оберегать свое племя, родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни, избегать ударов судьбы, природы и людей
Взаимодействовать
Соединять свою жизнь с другими, создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь, диалог, делиться знаниями и опытом, привязываться к ним эмоционально, делиться радостями и горестями, быть патриотом, сохранять верность идеалу и добру, жертвовать собой ради других
Дополнение к лекциям:
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа – Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.
Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек – единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.
Но человек – это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы – диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой – за разрушительные последствия – преступления, убийства, войны и др.
Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления.
Человек — существо биосоциальное, ему присущи как биологические, так и социальные качества. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.
Таким образом, человек – существо биосоциальное, поэтому общественные инстинкты заложены в генетической природе человека, естественным состоянием которого является жизнь в сообществах. Естественный отбор, борьба за выживание являлись основными причинами организации и регулированию в обществе. В обществах поддерживаются определенный порядок и распределение труда с помощью таких регулирующих систем, как иерархия или система «вожак-ведомые». Размеры жизненного пространства, занимаемого обществом регулируются с помощью территориальности. Возможно, что человек, подобно животным, проявляет территориализм, стремление к лидерству и склонность приспосабливаться к роли ведущего или ведомого. Если эти свойства у животных в некоторой степени инстинктивны, в той же мере, они, вероятно, инстинктивны и у человека и коренятся в его далеком эволюционном прошлом.
Виды агрессии,
Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав
Автор статьи: Татьяна Ефимова
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.