Самореализация в дополнительном образовании

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "самореализация в дополнительном образовании" с детальным описанием.

Самореализация в дополнительном образовании

Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года.

По рубрикам:

Зарплата учителя

Сергей Косарецкий: «Я не вижу других факторов, отпугивающих мужчин от работы в школе, кроме зарплаты»

За учителей держатся везде, но хорошо платят не всегда

​«Зарплаты пугать перестали, больше тревожит отношение. »

Знаете ли вы еще какой-либо язык помимо русского?

Да, знаю еще один, родной

Один иностранный, но не очень уверенно

Владею несколькими иностранными языками

Всего проголосовало: 100

Текущий номер

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Вступительные экзамены позади, сентябрь набирает обороты, первокурсники привыкают к новому для себя студенческому образу жизни. Самое время подвести итоги и спросить молодежь, куда хотелось поступить, куда удалось и какие планы. Именно об этом очередной выпуск “Студсовета”.

Периодически то тут, то там раздается следующее высказывание: чтобы в школы шли самые достойные, надо, чтобы в педвузы поступали тоже самые лучшие, а, значит, уже “на входе” надо установить жесткую систему тестирования, чтобы отсеять тех случайных, кто изначально не планирует работать по педагогической специальности. О реальности воплощения этой идеи рассуждает психолог Сергей Алхутов.

“Разговоры о смерти театра идут уже давно. Так было и много лет назад, когда только появилось телевидение. Но театр не умирает, он вечен. Ни один вид искусства не дает того, что дает театр, – общения актера напрямую со зрителем. Знаменитый французский актер и режиссер Жан-Луи Барро однажды сказал: «До тех пор, пока останется желание одного человека понять другого, театр будет существовать»”, – уверен Александр Коршунов. Читайте интервью народного артиста России в рубрике “Гость “УГ”.

Чем ближе заветная дата – 3 октября (именно в этот день 95 лет назад вышел в свет первый номер “Учительской газеты”), тем чаще в редакцию приходят письма с пометкой “На конкурс”. Готовим к публикации очередную порцию интереснейших историй и ждем новые! До 20 сентября у вас еще есть время!

Наши приложения

«Учительская газета», №21 от 27 мая 2014 года

Дополнительное образование как самореализация школьников

Среди родителей есть два полярных мнения о дополнительном образовании. Одни считают его важной частью учебного процесса, способной помочь школьникам не только интересно проводить время, но и привить им множество полезных навыков. Другие не видят в нем необходимости и считают излишней нагрузкой. Где же истина? «Академия Always» предлагает поговорить о том, как дополнительное образование влияет на детей и помогает им в самореализации. Оксана Котлянцева

​Оксана КОТЛЯНЦЕВА, эксперт по карьере

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия – с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Дополнительное образование – путь к самореализации

Каждый ребёнок по-своему талантлив, надо только вовремя заметить эти «ростки» детской творческой одарённости, а затем поддержать их и развить. Кто это должен сделать? Родители, учителя, педагоги дополнительного образования? Ответ напрашивается сам: все вместе и каждый в отдельности.

Сотворчество взрослого и ребёнка трудно переоценить: во многом именно от нас, взрослых, зависит, сможет ли подросток найти правильный путь к самореализации. Огромную роль в решении этой задачи играет дополнительное образование в школе, ведь именно здесь можно создать благоприятные условия для целенаправленного непрерывного процесса обучения, воспитания и развития.

Технологии XXI века предполагают новые подходы в развитии творческих способностей детей, и дополнительное образование в школах в связи с этим выходит на новый современный уровень. ГБОУ «Школа №1212», где я работаю более 10 лет, отвечает этим требованиям.

Большую роль в рамках профильного образования в нашей школе играют спецкурсы и внеурочные занятия по предметам. Я считаю, это одна из важных форм дополнительного образования, которая помогает ребёнку в самоопределении. Ведь ему предоставлена возможность узнать, к чему у него больше лежит душа, и проверить свои способности на более углублённом уровне изучения предмета. Например, спецкурс «Основы журналистики» в гуманитарном классе, где я работаю, даёт детям представление о данной профессии и помогает овладеть навыками журналистской деятельности. Встречи с журналистами, выезды в институты на мастер-классы в рамках этого спецкурса помогают старшеклассникам увидеть профессию «изнутри».

Понятно, что не все из них станут журналистами, а может, и никто из этого класса, но им предоставлена возможность попробовать себя в этой профессии и сделать выбор, другими словами, дан шанс на самореализацию и указан путь. А отказ от своего выбора в этом возрасте – это тоже результат, значит, подросток избежит ошибки. Хуже, если он после окончания школы поступит в выбранный вуз, а потом разочаруется в своём выборе.

Большая роль в современной школе отведена такой форме, как тесная связь с колледжами и университетами.

Очень популярен сегодня проект «Университетские субботы, это новая форма интеллектуального досуга, способствующая профессиональной ориентации школьников. Посещая различные вузы, дети знакомятся с особенностями учебных заведений, узнают как можно больше о выбранной профессии и о тех возможностях, которые предоставляет учебное заведение.

Мастер-классы, которые проводят колледжи, – это прямой путь к выбору профессии: подросток имеет возможность приобрести практические навыки в той или иной области. Например, ребята из моего класса, посещая занятия в колледже бизнес-технологий, с удовольствием приобретают навыки собирать, пилотировать и программировать беспилотные летательные аппараты, за которыми будущее военной и гражданской авиации. Возможно, кто-то из них выберет будущую профессию, связанную с этой областью знаний.

Еще статьи:  Понятие кризиса возрастного развития

Гордостью нашей школы является «Школьный центр космических услуг», который открывает перед ребятами возможность проведения спутникового мониторинга и прогнозирования природно-техногенных опасностей с использованием космических и геоинформационных технологий глонасс/GPS. Ребята, увлечённые этой областью, выполняют практические работы с использованием космических и геоинформационных технологий.

Дополнительное образование в нашей школе организовано с учётом запросов детей и потребностей семьи. В разнообразии форм и направлений каждый ребёнок может найти себе дело и развить те задатки и способности, которые обеспечат устойчивое саморазвитие в жизни.

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Дата публикации: 18.11.2015 2015-11-18

Статья просмотрена: 3272 раза

Библиографическое описание:

Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/102/23556/ (дата обращения: 08.09.2019).

Одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка.

В связи с этим, проблема развития творческих способностей личности является актуальной на сегодняшний день. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Еще К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы.

Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка. Вместе с тем остался целый ряд вопросов, в частности, место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе дополнительного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов, влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение; отношение детей и родителей к различным направлениям и видам дополнительного образования и другие, требующие своего решения. Однако реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности ребенка, его самоопределения.

В связи с этим возникает ряд противоречий между: возрастающими требованиями времени к формированию саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Гипотезой исследования является предположение о том, что дополнительное образование детей как определенная система оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий, основными из которых являются: вариативность образования; личностно-деятельный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком, особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.

В основе системы дополнительного образования детей лежат свободный выбор каждым ребенком направления и вида деятельности; содержание и организационные формы работы, отвечающие познавательной потребности ребенка; особенности самого педагога, адекватные данной форме образовательного процесса. Педагогическими условиями дополнительного образования детей, обеспечивающими их творческое развитие, самоопределение выступают соответствующее содержание деятельности, многообразие дополнительных образовательных программ, личностно-ориентированный, личностно-деятельный подход в организации работы и адекватные этой форме образования особенности личности педагога.

Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка, наличии следующих педагогических условий, соответствующего содержания деятельности, многообразия образовательных программ, личностно-деятельностного подхода в организации работы. Как оказалось, наибольшее предпочтение дети и родители отдают спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, техническому творчеству, эколого-биологическому и туристско-краеведческому направлениям дополнительного образования, что связано в первую очередь с интересами, склонностями, потребностями и возможностями ребенка. Результаты теоретического и эмпирического исследования дают основание утверждать, что система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие личности ребенка, способствует его самоопределению при позитивном отношении к дополнительному образованию родителей (законных представителей) ребенка.

Современная система дополнительного образования направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческих способностей.

Специфика дополнительного образования дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации в нынешней и будущей жизни. Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творчеством, творческой деятельностью в коллективе. Он имеет свою собственную логику развития, предполагает преодоление и снятие противоречий и может, при создании определенных педагогических условий, способствовать адаптации личности учащихся, развитию их творческих способностей. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Еще статьи:  Говорят часы мужчине

По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX — начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл — этим словом называли культурно-просветительную работу. Е. Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами». С. Судзуки писал, что «единственная забота родителей- воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородные помыслы».

  1. Актуальные проблемы музыкального образования. К.,1986.
  2. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 4., М., 1965.
  3. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М., 1981.
  4. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта- исполнителя: (Школа- училище- вуз). Новосибирск, 1984.

Дополнительное образование как средство социальной активности учащихся

Приоритетной задачей развития образования становится дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, (направленность на личность школьника и развитие творческого процесса). В качестве одной из целей образования выступает формирование навыков самореализации личности. Самореализация рассматривается как врожденное стремление и ведущая потребность личности в продуктивном использовании своих задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной и творческой деятельности с пользой для себя и общества в целом12. Реализация права личности на самореализацию находит свое воплощение в различных концепциях и теориях образования, в том числе дополнительном.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного образования и воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для творческого развития личности ребенка, реализацию его интересов. Ценность дополнительного образования состоит в том, что на протяжении многих лет оно является социальным институтом детства и обеспечивает развитие личности с учетом ее индивидуальных особенностей, интересов, ценностных ориентаций. Дополнительное образование позволяет решать социально значимые проблемы: обеспечение занятости детей, их самореализацию и социальную адаптацию, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков. Дополнительное образование для детей должно обеспечивать создание условий для проявления творческого потенциала учащихся и их социализации в соответствии с возрастными этапами развития и собственными интересами. А для этого в учреждении дополнительного образования должна быть создана развивающая образовательная среда.

Важной задачей дополнительного образования является создание таких условий, при которых естественные стремления ребенка, подростка к развитию и самореализации, встречало бы меньше внешних препятствий, а окружающая среда оказывала бы оптимальное влияние для развития его сил и способностей. Для определения таких условий необходимо проанализировать специфику работы учреждения дополнительного образования (УДО). В целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные программы и методы педагогической работы не могут быть строго ориентированы на определенный вид и уровень развития способностей учащихся. Напротив, они должны создавать условия и для развития детей как с проявившимися способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих интересов и способностей.

На первый план выходит понятие развивающей образовательной среды как необходимого условия для раскрытия и развития творческого потенциал учащихся и педагогов, их способности быть субъектом своего познавательного и личностного развития, а также формирования позитивной «Я-концепции». Для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и телесную сферы психики. В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование у ученика, и педагога способности быть субъектом своего развития как компонента системы «ученик(и) — учитель». Эта система также должна быть развивающейся потому, что, помимо традиционного субъект-объектного типа взаимодействия, должна иметь субъект-субъектный тип взаимодействия, когда каждый компонент становится условием и средством развития другого. Необходимым условием этого является формирование у ученика и у учителя рефлексивного отношения к самому себе.

Можно выделить следующие психолого-педагогические условия самореализации13:

Создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка. Предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом, а дидактическое содержание используется как средство личностного, художественного и эстетического развития учащегося.

Свобода в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей. Деятельность, по мнению Р.Х.Шакурова14 – это механизм включения человека в систему общественных отношений и факторов его социализации, и свойство преобразования окружающего мира, средства преодоления барьеров, мешающих удовлетворению потребностей. Любая потребность перерастает в действия лишь при одном условии: если удовлетворяющий ее предмет отделен от индивида каким-то барьером, хотя бы пространственным. Если желание удовлетворяется действиями других людей, потребность не вызывает никаких действий, т.к. исчезает сопротивляющийся барьер. Без барьеров нет деятельности. Когда субъект принимает решение преодолеть барьер, возникает задача – выполнить необходимые для этого действия. Деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса — художественно-творческая деятельность, построенная на определенных ценностях и эмоциональных переживаниях.

Еще статьи:  Стивена фрая безумная депрессия

Одна из главных потребностей человека – потребность в самореализации. Специфика потребностей (устремлений) в том, что они имеют эмоционально-волевой характер и легко возникают на основе приятных чувств. Они ориентированы на обладание той ценностью, которая удалена от субъекта определенным барьером – временным, пространственным и другим. Эти барьеры различаются по степени актуальности. При успешной деятельности — успешном преодолении барьера — появляется позитивная энергия и наоборот. Адекватной формой удовлетворения потребностей являются культурно выработанные средства, потребность в практическом действии реализуется в художественно-творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования.

Итак, приоритетной задачей развития образования становится дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, (направленность на личность школьника и развитие творческого процесса). Выделенные нами психолого-педагогические условия способствуют самореализации учащихся в системе дополнительного образования.

2.2 Анализ опыта организации воспитания социальной активности детей в Лодейнопольской детской художественной школе № 5.

Изучение формирование социальной активности детей в учреждении дополнительного образования побудило обратиться к опыту организации воспитания в Лодейнопольской детской художественной школе № 5.

В школе обучается до 170 детей в год. Первый выпуск состоялся в 1974 году. За это время школу окончили 390 учеников. 93 воспитанника поступили в Художественные училища и вузы: среднее образование получили -54, высшее- 26; из них окончили СПб академию художеств им. И.Е.Репина – Елесина Людмила, Логинова Эльвира, на сегодняшний день учится Ласкитаев Егор, Удалова Виктория, СПб государственную художественно-промышленную Академию – Поповский Егор, Байкова Инна, Серова Анна, СПб Академию культуры – Ефремова Надежда, Костин Андрей, Литвинова Елена, все они по роду своей деятельности связаны с изобразительным искусством и культурой, а также вернулись в родной город и работают в учреждениях культуры и образования.

Выпускники: Мария Трегубенко (М.Федорова) член СПб Творческого союза художников России и Международной Федерации художников IFA, Майоров Юрий работает генеральным директором ООО архитектурной мастерской «Maskaron», по его проекту построены несколько зданий в городе Лодейное Поле.

У художественной школы замечательные традиции. Она стала инициатором проведения ежегодного районного конкурса детского творчества «Край, в котором я живу», межрайонного фестиваля конкурса детского творчества «Живая глина».

Ни одно важное мероприятие в городской жизни не обходится без участия юных художников и преподавателей: День города и фестиваль «Белый гриб», День пожилого человека, День Свирской победы, Весенняя и осенняя ярмарка мастеров, День Победы, Новогодние и рождественские праздники, День матери и 8-марта, и мн. др.

Основные цели работы школы это: создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал, как собственного педагогического коллектива, так и других образовательных учреждений, обеспечивающий уровневое развитие детей, активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социальной устойчивостью. Для реализации всех этих задач предусмотрены различные формы учебно-методической, воспитательной, внеклассной, выставочной работы, многообразие которой позволяет привлекать к активному участию во всех мероприятиях всех преподавателей школы – как имеющих большой опыт работы, так и молодых.

Школа достигла неплохого уровня подготовки учащихся. Наши ученики стали больше участвовать в конкурсах и выставках. Подтверждением творческого развития наших детей могут служить награды на отечественных и международных конкурсах и выставках.

Занимаясь в художественной школе во внеучебное время, школьники не только приобретают глубокие знания по теории художественного творчества и овладевают практическими навыками изобразительного искусства, но и участвуя в подготовке к выставкам, конкурсам развивают личностные качества, необходимые в современном обществе. Более 55% от общего числа программ составляют профориентационные программы, что отражает основную воспитательную направленность ДСТТ – профессиональное самоопределение детей. 35% программ составляют типовые программы, 65% программ – модифицированные, адаптированные, авторские.

Творческий подход к определению индивидуального образовательного маршрута позволяют педагогам школы достигать значительных результатов в творческой созидательной деятельности, проявлении одного их компонентов (творческого) социальной активности детей (таблица 1).

Самореализация в дополнительном образовании

Библиографическая ссылка на статью:
Нагорнова А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6190 (дата обращения: 26.03.2019).

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, допрофессиональной подготовки школьников. Все виды добровольных объединений по интересам, независимо от их профиля, способствуют развитию у школьников способности к самопознанию, самоопределению, самореализации творческих возможностей. Освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний [6].

Дополнительное образование провозглашается в Законе «Об образовании» приоритетной областью государственной политики, основными принципами которой являются: «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием».

Понятие «творческая самореализация личности» заключается в том, что это – «сущностная сторона жизнедеятельности человека, состоящая в способности к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности» [9, c. 34].

А.Олах [7] называет следующие характеристики, из которых складыва­ется творчество как личностная черта:

– независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы,
нонконформность оценки суждений;

Еще статьи:  Капризный ребенок что делать

– открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,
восприимчивость к новому и необычному;

– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Рассматривая черты характера, определяющие творческую личность, исследователи выделяют независимость, самостоятельность, нонконформизм, самоуглубленность, сдержанность, на­блюдательность, восприимчивость, открытость новым впечатлениям и опы­ту, склонность к экспериментированию и риску, чувство юмора, эрудирован­ность, энергичность. (Дж. Гетцельс, Г.Грубер, С. Дэвис, К.Тейлор и др.)

Г.С.Альтшуллер [1] создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий:

– Достойная цель жизни. (Развивать с 13 – 15 лет).

– Умение строить планы и программы. (Развивать с 7 лет).

– Работоспособность. (Развивать с 3 лет).

– Техника решения задач. (Развивать с 3 лет)

– Умение держать удар. (Развивать с 3 лет).

– Результативность. (Развивать с 3 лет).

Л.Б.Ермолаева-Томина [3], обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена у человека в той или иной степени:

– открытость опыту – чувствительность к новым проблемам

– широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда

– беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому

– оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения

Что касается наиболее благоприятного времени, сензитивных периодов для развития творческих способностей, то здесь исследователи также предлагают множество вариантов.

Так B.НДружинин [2] выделил два структурных уровня и периода в развитии творческих способностей: 1 – имплицитный и 2 – эксплицитный;

1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способнос­ти, неспециализированной по отношению к определенной области человечес­кой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа – 3-5 лет. Основной фактор формирования творческих способностей — подражание значимому взрослому.

2. Подростковый и юношеский возраст – 13-20 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Основ­ными факторами на данном этапе являются профессиональный образец, под­держивающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образ­цом творца [2, с. 217-218],

Е.А. Корсунский [5] предложил следующую периодизацию развития творческих способностей:

5 лет — начало проявления творческих способностей (яркое воображение, речевые способности, чувство формы);

8-15 лет – подражание творческим образцам как этап перехода от детского творчества к творчеству «взрослому» (фаза первичного подражания);

16-17 лет – появление оригинальных творческих элементов (начало самостоятельного творчества).

Как мы видим, творческие способности личности могут развиваться с самых ранних этапов формирования человека. Но тогда возникает спорный вопрос о том, является ли творческий процесс нормативным, но имеющим более сильные и слабые проявления или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени? Сторонники есть и у того и у другого мнения. Если творчество признается нормативным процессом, то она присуща любому человеку в любом возрасте. С этой точки зрения творческие способности можно развивать и это полезно для каждого и эффективно для всего общества в целом.

Однако Ф.Баррон и М.Шикшентмихалий считали, что творчество тренировать нельзя, потому что творческий процесс возникает только в результате благоприятных сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения.

Таким образом, ребенка нельзя заставить творить. Для этого необходимо создать внешние условия, которые будут стимулировать творческое развитие личности. Чтобы быть креативным, человеку необходимо окружение, позволяющее ему чувствовать, что его принимают таким: каков он есть, и он свободно может проявлять свои способности, не теряя уверенности в себе.

Нужна специально организованная творческая среда, характеризующаяся психологической безопасностью, которую, по К.Роджерсу, можно обеспечить с помощью принятия ценности каждого индивида, что позволяет личности полностью выразить себя; отсутствия внешних оценок личности, влекущее за собой свободу и раскрепощение человека; принятие внутреннего мира человека, создание психологической безопасности [8].

В творческой среде (или, по обозначению Л.А.Баренбойма и Ф.М.Блуменфельда, среде с «творческой заряженностью») формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Таким образом, для того, чтобы способствовать творческой самореализации воспитанников УДО необходимо создать особую образовательную среду. Эта среда подра­зумевает создание творческой атмосферы в коллективе, преобладание активных мето­дов работы и интенсивного взаимодействия участников образова­тельного процесса, отношения сотрудничества педагогов и детей, доверительности и взаимного интереса друг к другу, участие всех участ­ников образовательного процесса в производстве интеллекту­альных и материальных ценностей, в социально значимой деятельнос­ти [4, с. 62]. Помимо этого, среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения.

Творческая образовательная среда в УДО будет являться значимым условием творческой самореализации детей и подростков, если в ней происходит активное усвоение, воспроизводство и развитие норм и правил общечеловеческого общежития, построение собственной системы взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой и людьми; развитие умений и навыков общения в совместной деятельности, формирование готовности к выбору, исполнению определённых ролей, к ответственному исполнению конкретной роли, поощрение форм самодеятельности в целях самореализации; формирование готовности включения в реальную социальную практику, усвоение гражданских прав и обязанностей на основе полноценной информации; создание образа творческой личности, способной к выбору жизненных приоритетов и создающего систему отношений и взаимодействий, необходимых для достижения поставленных целей.

Статья «Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в творческом объединении»

Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях в творческом объединении «Гитара» Дома детского творчества №3 города Иркутска.

Еще статьи:  Методика определения социальной адаптации

Стремление самореализоваться заложено в каждом человеке с рождения. Каждому ребёнку необходимо определить и осознать «кто я и куда мне идти». Именно поиск ответа на этот вопрос можно назвать процессом самореализации личности. Только осознав всё это можно поставить перед собой цели, которые будут раскрывать задатки и таланты личности, способствовать дальнейшей успешной самореализации. Цель существования множества различных творческих организаций помочь ребёнку ответить для себя на этот вопрос и направить в нужном ему направлении.

Самореализация – это довольно обширная тема для изучения. Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в английском Словаре по философии и психологии в 1902 г.: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление».

В словаре по педагогической антропологии определение самореализации звучит следующим образом: «Самореализация – это стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциал и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала, настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач». Во время подготовки к написанию данной статьи я наткнулась на диссертацию доктора философских наук Г.К. Чернявской «Самопознание и самореализация личности». В ней автор определяет самореализацию, как «осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера, в той или иной сфере социальной деятельности с пользой для себя самого, коллектива и общества в целом».

В отечественной и зарубежной педагогике выделяется несколько видов самореализации:

К. Роджерс писал: «Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастёт»

Самореализация обучающихся становится возможной, если:

– учитываются психофизиологические и возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;

– вовлечён каждый ребёнок;

– содержание обучения направлено на раскрытие творческого потенциала личности;

– создаётся ситуация успешности;

– обучение динамично, задания адаптированы для индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся;

– создаётся атмосфера содружества, совместного творчества обучающихся, педагога и родителей.

В Доме детского творчества №3 создаётся база и реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения и развития детей. При работе с детьми в творческом объединении «Гитара» одной из важнейших целей занятий является развитие личности каждого ребенка, поощрение его стремления к самореализации. Это стало возможным благодаря созданию в нашем объединении оптимальных условий для обучения и воспитания, которые способствуют развитию ребенка и поддержке у него устойчивого интереса. Ребёнок реализует свои личные творческие цели. Это значит, что приобретенные навыки, он легко и эффективно использует при решении жизненных задач.
Результатом успешности каждого обучающегося выступают:

Одним из средств успешной самореализации детей и подростков является проектная деятельность. Обучающиеся творческого объединения «Гитара» исследуют музыкальней жанры и исполнителей, изучают композиций в различных музыкальных направлениях, пробуют себя в написании песен на стихи собственного сочинения или на стихи известных поэтов. Мы читаем и анализируем стихи классиков отечественной и зарубежной поэзии. Ребята делятся своими впечатлениями и эмоциями от прочитанного, рассказывают о настроении стихотворения, пробуют найти ритмический рисунок, подходящий для каждого конкретного случая. Пробуют себя в написании музыки. После работы над уже готовыми стихами с некоторыми ребятами мы переходим к написанию собственных текстов. В результате такой работы создаются условия для того, чтобы ребята могли показать свои достижения. Любая победа или участие в конкурсах, творческих акциях и конференциях, проектах разного уровня способствует развитию творческого потенциала детей.

Свидетельством успешности каждого обучающегося, является успешное прохождение промежуточных аттестаций, выступление на концертах, участие в конкурсах областного и районного значения и, конечно, применение полученных навыков в жизни. Отслеживание успешности ребенка позволяет повышать планку для новых ступеней развития.
Таким образом, результаты моей работы подтверждают, что избранные формы и методы работы, наиболее оптимально раскрывают творческие способности моих учеников, дают им возможность проявить себя в творческой деятельности, ощутить результаты своего становления и развитии в творческом плане, что в конечном итоге создает необходимые условия для успешной самореализации личности.

Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.

Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самарский Дом печати, 1994.

Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики)

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005.

Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.

Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г.. Психология с человеческим лицом. – М.: Смысл, 1997

Савиных Т. П., Фельдман Р. И. Основы возрастной анатомии и физиологии. – Иркутск: Государственный педагогический университет, 2006.

Савиных Т. П., Фельдман Р. И. Роль учителя в формировании здоровья. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2009.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Владос, 1995.

Шиллер. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики)

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here