Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "развиваем навыки общения детей" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Развитие навыков общения у детей раннего возраста
- 2 Развитие ребенка
- 3 Как улучшить коммуникабельность ребенка
- 4 Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
- 5 Развиваем навыки общения у детей 5-7 лет
- 6 Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру
- 7 Развитие навыков общения у детей
Развитие навыков общения у детей раннего возраста
Как правило, в «Дом ребенка» поступают ослабленные дети из социально-неблагополучных семей или оставшиеся без попечительства родителей в возрасте до 3 лет. Основная особенность таких детей – медленный темп развития и обучения, чем у детей, воспитывающихся в семье, где постоянно получают заботу, любовь, ласку. Для большинства малышей характерна повышенная возбудимость, которая влияет на поведение, сон и способствует приобретению таких вредных привычек как раскачивание и сосание пальцев. Основной принцип нашей работы – создание условий, при которых взрослый становится наиболее близким для этих детей человеком, к которому они привыкают и чувствуют себя наиболее защищенными.
Для детей, также как и для взрослых, одна из главных человеческих потребностей – потребность в общении, которая помогает малышу, выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним. Умение общаться со взрослыми и детьми поможет понять происходящее в окружающем мире, больше узнать о нем. В «Доме ребенка» мы стараемся удовлетворить потребность в общении каждого из детей.
Воспитатели стараются дать малышам больше новых впечатлений – на занятиях, развлечениях, показах различных театров (настольные, фланелеграфе, кукольные, ростовые куклы), на которых дети получают положительные эмоции. Большое воспитательное значение придается режимным процессам (кормление, купание, прогулки, выполнение поручений, свободные игры с детьми и самостоятельно) при проведение которых дети подолгу общаются со взрослыми.
Развивая навыки общения с самого раннего возраста, побуждаем детей внимательно слушать окружающих, имитировать ряд звуков и жестов. Когда ребенок начинает говорить, ставим задачи, которые одновременно охватывают несколько разных сторон развития речи, обучаем словам, относящимся к разным частям речи, постепенно вводим основные грамматические формы. Обучение проводим в естественных условиях с использованием материалов и игр, интересных ребенку. Наша основная задача – сделать занятия по развитию речи, по развитию сенсорных эталонов увлекательными и соответствующими возрасту малышей – так, чтобы они захотели общаться. Поэтому к проведению занятий, дидактических игр предъявляются следующие требования:
1. Умение концентрировать внимание и развивать игровые навыки
Для успешного проведения занятия необходимо уметь концентрировать внимание малышей на действиях воспитателя, его речи, на определенных предметах во время занятия. Например, обучая детей собирать и разбирать матрешки, на беседе долго не задерживаюсь, провожу игру – дети полукругом сидят на стульчиках, держа матрешку в руках, хожу вокруг детей, приговаривая:
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручки дам.
Незаметно вкладываю по половинке матрешки в ручки детям, сидящим по разные стороны полукруга. Затем произношу «Матрешка, где ты, покажись». Дети, у которых половинки матрешки выходят и соединяют их. Такая игра помогает, и сконцентрировать внимание, и правильно выполнять задание, и доставляет радость. Что немаловажно для формирования навыков общения.
Играя самостоятельно, дети начинают использовать свои игровые навыки для исследования окружающего мира и таким образом узнают новые предметы и явления, которые, естественно, они хотят обсуждать с другими. Рассматривая звучащий коврик, на котором изображены домашние и дикие животные, малыши нажимают на кнопки, слушают звуки и повторяют их. Также у нас есть коврик с изображениями различного транспорта, нажимая на определенную картинку, малыши изучают звуки и внешний вид определенного транспорта.
2. Соблюдение очередности
Разговор – это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. Поэтому во время беседы с детьми на занятиях или в повседневной жизни, обязательно делаем паузы, даем время на ответ ребенку. Учим детей не перебивать, дождаться, когда закончит говорить малыш или взрослый. Для этого хорошо способствуют индивидуальные занятия с дидактическим материалом, где взрослый может уделить больше внимания каждому ребенку – объяснить, помочь, если есть необходимость.
Дети, которые еще не умеют говорить, могут научиться понимать слова. Которые описывают окружающих людей, предметы, действия и события. Например, рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные предметы, игрушки, персонажи сказок, домашние и дикие животные, малыши показывают пальчиками, отвечая на вопрос воспитателя. Затем, когда уже появляются в речи не только существительные, но и глаголы и прилагательные, учим малышей строить предложения, состоящие из 2-3 слов. Развитию понимания способствует выполнение поручений, включающих последовательно несколько действий (пойди, возьми, принеси).
Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть дети, которые вступают в разговор только тогда, когда с ним кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Поэтому всегда стараемся разговаривать с малышом о том, что его интересует. Когда ребенок научился концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, выбираем тему для разговора, следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те, игрушки, которые его интересуют.
По мере того, как ребенок становится более активным и начинает проявлять большой интерес к играм, диапазон возможных тем становится шире. У малышей появляются уже определенные пристрастия, и они подсказывают темы для бесед. Как только малыши научились произносить первые слова, знакомим их с названием предметов, игрушек, рассматриваем картинки с изображением животных и игрушек. Обсуждаем с детьми движения и действия, величину, цвета и звуки. Активному ребенку помогаем научиться концентрировать внимание. У маленьких детей часто наблюдается тенденция перемещать взгляд с одного предмета на другой. В этом случае трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучание тех слов, которые он должен узнать. Эту задачу можно решить, если проводить с ребенком индивидуальную работу или с группой из 3-4 детей, в отдельно отведенном месте, где ограничено количество игрушек, и ничто не отвлекает внимания. Собирая пирамидку, внимание ребенка сосредоточено на своих действиях. Сосредотачивать внимание помогают такие дидактические игры, как вкладыши (собирание чашек по величине), матрешки, коробки с отверстиями из геометрических фигур, дидактические игры на различение цвета и формы.
Для развития навыков общения большую роль играет естественное поощрение, возникающее в ходе самого разговора. В ответ на слова (или жесты) ребенка показываем ему, что его поняли. Если ребенок берет игрушку, уделяем ей особое внимание: называем её, показываем, как с ней играть, просим ребенка показать, как он будет играть с этой игрушкой. Если малыш попросит нас дать ему какую-нибудь вещь, стараемся выполнить его просьбу, а если малышу никак нельзя доверить эту вещь, объясняем ему, почему нельзя.
Развитие навыков общения происходит не только в общение со взрослым, но и в игровой деятельности, если ребенок получает удовольствие от игры, если играя, он может слушать и смотреть на других её участников, значит, у него уже есть основа для освоения более сложных навыков общения. Малыш готов озвучивать свои действия, интересоваться у сверстников их действиями. В первую очередь, дети говорят о том, что их более всего интересует. Самая большая часть раннего словарного запаса ребенка состоит из наименований предметов, с которыми он любит играть, и его действий во время игры. Игра позволяет дать ребенку возможность для свободного и естественного общения.
Для создания игровой обстановки привлекаем кукол и наборы домашних и диких животных, различные конструкторы, кукольную мебель, посуду, музыкальные игрушки, машинки и т.д. Навыки общения развиваются и в повседневной жизни. Во время самостоятельных игр дети смотрят друг на друга, копируют действия. Просят взрослого помочь.
Так, играя с конструктором «Лего», малыши осваивают навык наложения одной детали на другую, пытаясь при этом построить определенную фигуру (башня, машина, забор, дом и другие). Во время постройки малыши обращают внимание друг на друга, перенимают определенные умения, пытаются разговаривать друг с другом. Также тесному общению способствует спортивные игры, подвижные игры, танцевальные упражнения. Постепенно, достигая трехлетнего возраста, малыши учатся не только разговаривать, но и общаться друг с другом.
Развитие ребенка
Три последовательных этапа обучения ребенка навыкам общения и советы родителям
Как улучшить коммуникабельность ребенка
Не всем детям нужна помощь в работе над своей коммуникабельностью, к тому же определенные навыки общения, в которых нужно практиковаться вашему ребенку, могут меняться в зависимости от его возраста. Главное, это знать нормативы, которые соответствуют разным возрастным группам, и своевременно определять, когда и в чем ребенку требуется помощь.
Обучение детей соответствующим навыкам коммуникабельности можно разделить на три этапа: определение навыков, нуждающихся в развитии, выяснение способов обучения этим навыкам и закрепляющие уроки с необходимыми средствами.
В данной статье вы пройдете через все три этапа и узнаете примеры того, как ребенок, поборовший робость и социальную тревогу, может стать дружелюбным малышом, чувствующим себя комфортно и готовым справиться с любой социальной ситуацией.
Определение этапов социального развития
К определенному возрасту у детей развиваются соответствующие социальные навыки и социальные сигналы.
Улучшение социального развития
Игры в компании являются важной частью взросления, но дети с проблемами коммуникабельности могут испытывать трудности при планировании своего игрового времени. Совместные игры (с приглашенными домой детьми) – это отличный способ познакомить ребенка с принципом соблюдения правил и научить вежливости по отношению к своим гостям.
Заранее обсуждайте любую потенциально возможную дискомфортную ситуацию и непременно составьте план. Обсудите различные мероприятия, в которых дети могут участвовать вместе, после чего ваш ребенок сможет предложить своему гостю три возможных совместных занятия на выбор. Пусть они по очереди выбирают занятия, чтобы избежать ссор и научиться компромиссу. Предварительно поговорите о том, как, по мнению вашего ребенка, все будет происходить. Вы можете даже инсценировать и потренироваться в приветствии и хороших манерах. Если это необходимо, напишите сценарий, чтобы снизить уровень стресса вашего ребенка.
Для дальнейшего совершенствования социального развития ребенка детские психологи и эксперты по воспитанию советуют следующие четыре стратегии.
- Учите эмпатии и сочувствию: просмотрите различные варианты ситуаций, задавая ребенку вопрос о том, что могут чувствовать другие люди, если происходит то или иное событие, и каждый раз меняйте ситуацию для большего охвата всевозможных эмоций и переживаний.
- Объясняйте важность личного пространства: расскажите ребенку о том, как важно иметь некоторое личное пространство, чтобы чувствовать себя комфортно и практиковать во время игр приемлемые способы взаимодействия с друзьями.
- Практикуйте социальные инициативы: учите детей, как правильно начинать разговор, привлекать чье-то внимание или присоединяться к группе детей, которые уже играют друг с другом. Все эти ситуации можно обсуждать и предлагать варианты поведения за обеденным столом или по дороге в школу.
- Учите соблюдать очередь: сядьте с ребенком и, по крайней мере, один час в день играйте с ним, чтобы объяснить, что значит ждать, соблюдать очередь, делиться.
Подкрепление конкретных навыков коммуникабельности
Различные виды деятельности и игры могут предоставить дополнительную помощь в развитии конкретных навыков. Вы можете подкреплять социальное развитие вашего ребенка и его взаимодействие с другими детьми, играя в «Имена» или «Следуй за лидером». Игра в «Имена» разработана, чтобы научить маленьких детей привлекать внимание к себе, прежде чем они начнут говорить по существу. Пусть дети сядут в круг, и один ребенок возьмет мячик. Затем он должен назвать по имени еще одного игрока в круге и подкатить ему мячик. Этот игрок, в свою очередь, называет по имени следующего ребенка и катит мяч ему, и так далее. Классическая игра «Следуй за лидером» учит детей соблюдать очередь и проявлять терпение. Назначьте лидером себя или своего ребенка, и пусть последователи повторяют, копируют действия лидера.
Специалисты рекомендуют следующие мероприятия для развития отдельных навыков коммуникабельности.
Если у вашего ребенка еще остаются трудности с развитием навыков коммуникабельности, соответствующих его возрастной группе, скорее всего, настало время немного помочь ему. Некоторые дети испытывают сложности с контролем над своими импульсами, побуждениями (проявляют несдержанность) и саморегуляцией, а другим бывает сложно обрабатывать информацию. Такие проблемы могут привести к затруднениям при взаимодействии со сверстниками. Поэтому, если социальные проблемы вызывают страх вашего ребенка или заставляют его чувствовать себя изолированным, обратитесь за помощью к вашему педиатру.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
«Коммуникативные навыки у детей
дошкольного возраста»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:
При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого …. Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;
• формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения, используются следующие:
-рассматривание рисунков и фотографий;
-свободное и тематическое рисование;
-упражнения подражательно-исполнительного характера;
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;
В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например:
• «Люблю – не люблю»
• «Дерево Радости и Печали»
• «Расскажи сказку с помощью кружков»
• Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» 2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.
Статья «Применение нестандартного спортивного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте – закладывается фундамент физического и психического здоровья детей. Для качественной работы по физическому воспитанию.
Статья «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста» В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,.
Коммуникативные игры для детей среднего возраста Задачи: формировать умение соблюдать элементарные нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, регулировать свое поведение, формировать.
План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога по теме: «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»Муравьевой Лилии.
Статья «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста» Путь психического развития ребёнка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью, и зависит от реального места,.
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» “Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста” Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов,.
Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ.
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.
Статья «Сюжетно-ролевая игра как средство реализации детей младшего дошкольного возраста» По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом для ребенка обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры.
Развиваем навыки общения у детей 5-7 лет
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, почему так важно с самого раннего детства развивать у ребёнка навыки общения и с помощью каких приёмов лучше это делать.
Общение ребёнка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учёт их в ходе общения. Ведь если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться включает в себя:
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил («Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами.
Всему этому ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Наиболее достоверным диагностическим методом считается наблюдение за особенностями поведения ребёнка.
Дети, имеющие проблемы в общении боятся смотреть в глаза собеседнику (повышенная тревожность), приобретают такие привычки как навязчивые движения, грызение ногтей (показатель неудовлетворённости собой, опущенные плечи (повышенная ответственность как реакция на непосильные требования взрослых), постоянно сжатые кулаки (подавленная агрессия). В ситуации повышенного напряжения ребёнок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, боятся сделать лишнее движение.
Как же помочь ребёнку преодолеть этот коммуникативный барьер? Для начала попробуйте научить ребёнка управлять своим телом. Начните с того, что поиграйте в подвижные игры, которые требуют мышечной ловкости. Можно использовать игры типа «Замри-отомри», «Море волнуется раз, море волнуется два…» и др.
Игра – один из наиболее значимых видов детской активности. Присмотритесь к играм детей – не правда ли, порой в них зеркально отображается наша взрослая жизнь?
Обратите внимание на уровень организаторских умений ребёнка. Кто он? Лидер или ведомый, помогает друзьям или провоцирует конфликты? Родителям полезно знать содержание детских игр. В распоряжении ребёнка должны быть мягкие игрушки, строительные игрушки, куклы – всё то, что ребёнок сам выбирает в магазине. Доверьтесь его вкусу. Игрушки, с которыми ребёнок не играет, можно убрать на какое-то время.
Для того, чтобы определить, как ребёнок относится к себе и каким он видит своё семейное окружение, можно применить психологические тесты. Для их проведения нужно выбрать время, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Он не должен думать, что его оценивают и проверяют. Не говорите ребёнку, что он сделал что-то не так.
В следующей статье мы дадим примеры тестов на развитость самоконтроля и для выяснения отношения к себе и другим.
Статью подготовила педагог школы «Лучик» Чистова Вера Николаевна (по материалам книги Клюевой Н. и Филипповой Ю. «Общение. Дети 5-7 лет» ).
Игры для развития речи ребенка. Как научить ребенка навыкам общения через игру
Игровые приемы построения коммуникации
Основной вид деятельности всех детишек — игра. Зачастую общаться друг с другом маленькие дети начинают, только будучи заинтересованными в совместной игровой деятельности.
Создайте своему ребенку условия, благоприятствующие расширению круга общения. Сначала посоветуйте крохе одолжить у коллеги по песочнице лопатку, затем познакомиться, узнать, много ли у соседа игрушек дома, какие любимые, поделиться опытом. В следующий раз, увидев знакомого (знакомых) на площадке, ребенок — хотя бы из вежливости — должен будет поздороваться, а затем предложите малышам совместную игру.
Ниже представлен ряд игр для детей досадовского возраста (2-3 лет), участие в которых поможет сформировать у детей лидерские качества, отработать навыки речевой коммуникации, работы по инструкции. Задача каждого родителя, безусловно, — подготовить ребенка к тому, чтобы в детском саду от общения со сверстниками малыш получал настоящее удовольствие, свободно раскрывая свои способности, в том числе речевые, коммуникативные. Игры в коллективе сверстников также способствуют развитию у детей навыков совместной деятельности, что тоже пригодится в рамках коллективного обучения.
Игры на развитие коммуникативных способностей, навыков работы по инструкции, совместной деятельности
Игра «Прыгучий мяч»
Соберите вокруг себя хоровод и объясните крохам, что ваш синий мяч необычный — он прыгучий. В подтверждение своих слов расскажите небольшое четверостишие:
Мяч прыгучий, мяч летучий,
Назовем тебя мы тучей!
Кто тучку поймает —
Свое имя называет!
Декламируя, перекидывайте мяч по кругу, тот малыш, у которого мяч окажется в руках в момент, когда четверостишие окончится, должен будет назвать свое имя. Так вся компания новоиспеченных друзей и познакомится!
Дети остаются стоять в круге. Вы, заняв позицию в середине хоровода, рассказываете новое четверостишие, попутно показывая движения, которые малыши должны будут повторить за вами, сначала стоя в круге, а затем разбившись по парам:
(два хлопка в ладоши)
Заек в лесу не буди,
(гладят соседа по голове и машут пальчиком)
Они будут сладко спать-почивать,
(повернувшись к соседу лицом, показывают, как зайки спят — ладошки под щечку)
Тебя, волк, добрым словом вспоминать!
(берутся за руки или обнимают друг друга)
Вот когда проснутся,
Можешь в лес вернуться.
(«кыш» — кричат дети и размахивают руками — выгоняют волка)
Игра «Часы», или «Кручу-верчу, на кого хочу – укажу»
Нарисуйте на асфальте большой круг — циферблат — и расположите внутри него цифры. Дети собираются, образуют круг, стоя на циферблате таким образом, чтобы цифры оставались видны. Один из них выбирается ведущим, он будет крутить скакалку в центре круга. Все остальные дети тоже движутся по кругу, взявшись за руки. Пока вы вместе с остальными ребятами говорите «кручу-верчу, на кого хочу— укажу», ведущий малыш крутит скакалку, затем все смотрят, на кого она показала. Тот, на кого укажет конец скакалки, должен будет исполнить короткое здание, которое вы зачитаете: попрыгать столько раз, сколько указано в том месте на часах, куда указала скакалка-«стрелка» (все остальные в это время ритмично хлопают, поддерживают). Можно придумывать и другие задания.
Игра «Командное лото»
Изготовьте дома несколько фигурок из цветного картона (это могут быть геометрические фигуры (круг, квадрат) или изображения простых, узнаваемых детьми предметов (цветок, домик)). Фигурки аккуратно разрежьте ножницами на две равные части. Разделите детей на два рядка, расположенных друг против друг друга. Каждому ребенку выдайте по фрагменту картинки (дети могут сами выбирать понравившиеся фигурки) таким образом, чтобы в одном ряду дети оказались держателями верхних половинок всех изображений, а в другом — нижних. Теперь называйте имя первого ребенка: «(имя ребенка), покажи свою картинку и найди ей половинку!». Малыш должен пройтись вдоль ряда детишек напротив и отыскать отрезанную половинку своей картинки, соединив фигурку. Команду из двух детей, картинки которых образуют целое изображение, ведущий называет соответствующим именем: «Команда цветочек», «Команда кружочек», «Команда домик» и т. д.
Вскоре новоиспеченные команды должны будут работать по инструкции ведущего в дуэте. Родитель зачитывает стихотворную инструкцию, а малыши в паре, держась за руки, ее выполняют:
Встаньте на носочки!
Посидите на лавочке!
Приседай раз так пяток!
Игра «Зеркало»
Соберите детей в привычный хоровод, пусть они возьмутся за руки, пока вы им рассказываете сюжет очередной забавы. Итак, суть игры такова: вы будете зачитывать четверостишие, а малыши, разбившись на пары, по очереди будут иллюстрировать их сюжет. Проявите немного фантазии, попросите детей самостоятельно разбиться на пары, ориентируясь на цвет их курточек, сандалий, первые буквы имен. После того, как группы сформированы, начинайте спектакль. Одна пара показывает — другие не бездействуют, а хлопками поддерживают. Первый раз зачитывайте стих медленно, с паузами, мимикой и жестами подчеркивая те нюансы, на которые детям следует обратить внимание. Во время второго прочтения малыши должны начать показывать пантомиму, поэтому заранее просите детишек определиться, кому из двоих больше подойдет роль первого персонажа, кому второго. Стишки не должны быть длинными, чтобы дети не устали ждать своей очереди выступления. Будет лучше, если все четверостишия будут связаны общим сюжетом, или выберите одно стихотворение, а малыши будут соревноваться в мастерстве исполнения пантомимы. Подготовив заранее необходимый антураж, как дирижер, рукой указывайте маленьким артистам, когда кому следует включаться в игру. Вы можете использовать следующее стихотворение:
И грибочек увидали,
Белку кликнули, она
Гриб взяла и сорвала,
Положила гриб сушить,
И давай благодарить,
Жала зайчикам ручонки,
Целовала в обе щеки,
Прыгнув после на сосну,
Шишку выбрала одну
И решила — подарю!
Но, увидев мишку,
Позвала зайчат и мишку —
Почитали вместе книжку,
Ну а после шишку съели,
Обнялись и захрапели.
Игра «Паровоз»
Постройте детей паровозиком. Если первое время у них будут возникать трудности, сопроводите крепление «вагончиков» веселыми четверостишиями:
Бон-бон-боны, паровозик ждет вагоны!
Первый раз — и закрепился,
Второй вжих — соединился,
Эй, ты, третий, не зевай,
Подходи и в ряд вставай!
Мы поедем по равнинам,
По оврагам, по низинам,
Бон-бон-боны, все ли вы, вагоны?
Четвертый, быстро подходи
И пятого с собой веди.
Ведь мы, бон-боны, веселые вагоны!
Когда «вагончик» будет составлен, встаньте впереди колонны детей и начинайте движение по кругу. По ходу движения поезда малыши должны будут выполнять некоторые движения, которые вы будете им предлагать:
Бон-бон-бон, четвертый вагон,
Куда сейчас сворачивать?
(четвертый по счету малыш в ряду должен, не отрываясь от товарища, показать одной рукой направление)
(пятый по счету сообщает, например, что ежи, конечно, едут в лес)
Первый, выше нос
И подай-ка мне насос,
(имитируем передачу инструмента)
Номер один тире восемь.
(«ш-ш-ш» кричат малыши, останавливаясь на минуту).
Ваши инструкции не всегда должны быть стихотворными, но обязательно — увлекательными, поддерживающими напряжение в составе, интригу. Каждую минуту малыши должны быть внимательными, чтобы отследить, кому именно вы отдаете команду. Самое важное, увлекаясь, сосредотачиваясь на своей роли в общем деле, ребята забывают про свою робость и стеснительность.
Порой артистичным крохам играя — легче оторваться от устойчивых стереотипов поведения: вживаться в новые для себя роли, схватывать инструкции. Поэтому стоит всячески поощрять актерские таланты в маленьких артистах. Придумывайте игры, заставляющие фантазировать, подражать, тогда малыши быстрее пойдут на контакт. Ведь будучи «в роли», а не девочкой Машей, гораздо проще сделать новый для себя шаг.
При этом на первых порах в каждую новую роль, ситуацию малыши входят постепенно, возможно, поначалу присутствуя в них, пассивно наблюдая за происходящим со стороны. Не требуйте от крохи немедленного присоединения к коллективным забавам. Даже если их инициирует воспитатель. Лучший способ увлечь самого стеснительного малыша — не уговоры, а показательное веселье. Соберите вокруг себя компанию его сверстников или детей постарше, скоро ваш робкий малыш сам попросится в ваши ряды.
Правила коллективных игр также необходимо усложнять постепенно, чтобы малышу было не трудно их исполнить. Главное, чтобы забавы доставляли удовольствие детям и чтобы в процессе игры они постепенно расширяли границы своего «личного пространства», учились взаимовыручке, сопереживанию, соучастию, болели за общее дело.
Расширение границ от частного (индивидуального) к общему (коллективному) — основная задача возраста 2-4 лет. Усваивая новые для себя понятия — «общее», «команда», «коллектив» и другие— малыш постепенно расширяет границы своей «зоны комфорта». Невозможно предсказать, насколько быстро будет решена задача в целом, но, думается, видя, какое наслаждение испытывают от общения мама и папа, малыш быстро подхватит ваше настроение. И тогда полдела будет сделано.
Развитие навыков общения у детей
Единственное по-настоящему подходящее время для улучшения коммуникативных качеств – это детство. Развитие навыков общения у детей – одна из обязанностей родителей, которую нельзя игнорировать. Чаще всего, жизненный успех взрослого человека зависит от его мастерства общения и коммуникации, фундамент которых заложен в детстве. Вот почему так важно уделять этому вопросу столько внимания. В этой статье вы узнаете, какие существуют способы улучшить навыки общения у детей разного возраста, начиная с малышей, что только учатся говорить, и заканчивая детьми постарше, которые не очень хорошо коммуницируют с окружающими. Эти советы вы можете с ранних лет применять со своим ребенком.
1. Говорите
Ваш ребенок всегда слушает вас и обращает особое внимание как на то, что вы говорите, так и на то, как вы это говорите. Дети, как зеркало, отражают манеру речи взрослых, поэтому вы должны общаться с вашим ребенком как можно чаще. Разговаривайте с ним каждый день, каждый час, если возможно. Говорите о чем угодно, потому что чем больше слов он слышит, тем лучше будет развит его словарный запас и речевые обороты.
2. Дайте имя предмету
Давайте имя всем вещам, которые окружают ребенка. Когда он совсем маленький, и только учится говорить, старайтесь произносить названия всех предметов, которые вы используете – игрушка, кровать, чашка, вода, яблоко и т.д. Ребенку интересно смотреть на вещи, разглядывать их, и ему также станет интересно слушать о них, а потом и говорить. С ребенком постарше – гуляйте на улице и называйте явления, говорите о погоде, о природе, о городе и т.д. Словарный запас ребенка должен пополняться и углубляться с течением времени.
3. Используйте знаки
Учите ребенка языку жестов и мимики. Малыши, еще не умеющие говорить, могут показать жестом, что они голодны, или что надо вести себя потише, или что им необходим стул повыше и т.п. Использование подобных жестов удобно и вам, и ребенку. Многие родители ошибочно полагают, что если не будут останавливать малыша, то он всегда будет изъясняться жестами и не почувствует необходимости в общении. Это не так. К тому же, развивать жестикуляцию и мимику очень полезно – ведь кроме вербального общения существует и невербальное, которое помогает ярче выразить свои мысли и чувства, чем просто произнесение текста.
4. Подкрепляйте жест словом
Однако использование жестов ребенком принесет пользу только в том случае, если родители постоянно будут «озвучивать текст». Например, ваш малыш хочет десерт, и указывает на него пальцем. Вместо того, чтобы спешить угостить ребенка сладким, спросите, чего он хочет. Если он еще слишком мал, чтобы произнести это, скажите за него, что здесь надо сказать «дай, пожалуйста, конфету». Маловероятно, что до трех-четырех лет ваши просьбы исполнятся, но однажды эти усилия непременно окупятся.
5. Читайте книги
Постарайтесь привить ребенку любовь к чтению. Если это взрослый, умеющий читать ребенок – здесь достаточно находить увлекательный материал, способный захватить ваше чадо. Чтение книг не только непременно пополнит словарный запас ребенка, но и научит его аргументировать, излагать свою точку зрения, спорить – в зависимости от типа и сложности литературы.
Если ваш ребенок еще мал, чтобы самостоятельно читать, используйте книжки с картинками. «Читайте» ее своему малышу, называя все, что видите среди иллюстраций, а затем просите его «прочесть» книгу вам. Чуть позже, можно усложнять задания – просите придумать историю, в которой задействованы все предметы, изображенные на странице.
6. Следите за своими привычками
Пересмотрите свою речь. Время, когда ваш ребенок учится говорить – самое подходящее, чтобы избавить свой лексикон от ненужных слов. Ребенок будет повторять за вами вовсе не то, что вы выберете, а все, что произносите, с той же речевой манерой, поэтому в первую очередь обратите внимание на свои привычки в общении.
7. Задавайте правильные вопросы
Задавайте вопросы ребенку таким образом, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», чтобы приходилось отвечать предложениями или развернутыми фразами. Не спрашивайте у детей, понравился ли им фильм или спектакль, спросите – что именно им в нем понравилось.
8. Не торопите
Учитесь терпеливо ждать и не торопить ребенка в ответах. Им требуется дольше времени, чтобы обдумать и сформулировать свои мысли.
9. Реагируйте позитивно
Хвалите ребенка, если он чем-то делится с вами. Даже если речь идет о вещах, с которыми вы не согласны, или качествах, что не нравятся в ребенке. Допустим, ваши дети увидели в фильме монстра и испугались – скажите, что он действительно страшен и ужасающ, чтобы ребенок смог выразить свои чувства, вместо того, чтобы оборвать его и сказать, что монстров не существует.
10. Играйте в игры
Возьмите несколько картинок и разложите их в произвольном порядке. Придумайте и расскажите ребенку историю по этим картинкам, соблюдая получившуюся последовательность. После своего рассказа перемешайте картинки и попросите сочинить ребенка новый сюжет.
Кукольный театр. Это могут быть марионетки или пальчиковые куклы, а могут быть и просто любимые игрушки ребенка. Выберите тематику, распределите роли – и вперед – разыгрывать истории. Для тем можно выбрать «семейный ужин», «поход в ресторан», «шоппинг» – что угодно, главное, чтобы ребенок использовал различную манеру общения.
12. Создавайте сложности
Вовлекайте ребенка в повседневные задачи, которые ставят его в сложные, но положительные ситуации. Например, когда вы в магазине, попросите совершить покупку и оплатить товар. В ресторане пусть ребенок сделает заказ официанту. В поликлинике – займет очередь к врачу и т.д. Чем больше вы будете предоставлять ему свободы и самостоятельности в таких вещах, тем более общительным и раскрепощенным будет ваш ребенок.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.