Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "пути урегулирования конфликта" с детальным описанием.
Содержание
Пути разрешения и стратегии поведения в конфликтных ситуациях:
Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество.
Избегание – это поведение в конфликтной ситуации, которое выражается самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием конфликта.
Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуждения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно уходите с полным отказом от дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппо-
нентов за “их спиной”.
Приспособление – это поведение, проявляющееся в изменении действий и установок под реальным или воображаемым давлением противоположной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интересам.
Выглядит это так. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает Вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете план мести или стараетесь найти обходные пути, чтобы добиться своей цели.
Соперничество или конкуренция – отличается сильной личной вовлечённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.
Основной принцип этой стратегии: « Чтобы я выиграл, ты должен проиграть».
Соперничество проявляется тем, что Вы или Ваш партнер стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на соперника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.
Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонента с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. Причинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других людей, как и своих собственных, желание быть объективным; когда переговоры зашли в тупик, и компромисс – единственный выход.
Сотрудничество – это стратегия поведения, при которой на первое место ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворение интересов всех её участников.
Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться; конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозавися-щие отношения; есть время поработать над возникшей проблемой; стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Модели урегулирования конфликтов.
Модель арбитража заключается в том, что стороны обращаются к третьему лицу, которое выслушивает оба мнения, а затем принимает решение по спорному вопросу. Такая модель типична для управленческой практики: руководитель, к которому обращается сотрудник, выступает в роли третейского судьи.
Модель посредничество состоит в том, что посредник в отличие от арбитра не решает конкретную проблему , но организует процесс урегулирования конфликта самими его участниками. Эта модель требует особых навыков от посредника.
Разрешение конфликта считается успешным, не тогда, когда «торжествует высшая справедливость», а когда обе конфликтующие стороны удовлетворены завершением противостояния и могут на этой основе мирно взаимодействовать в дальнейшем.
Пути разрешения конфликтных ситуаций
Пути разрешения конфликтов:
1. игнорирование – попытка выйти из ситуации не разрешая ее
2. приспособление – изменение собств. позиции
3. компромисс – взаимные уступки
4. конфронтация – открытая борьба
Практика показывает, что неразрешимых конфликтов, которые нельзя было бы уладить без применения силы, не существует. Поэтому любую попытку урегулирования конфликтной ситуации “мирным путем” нужно обязательно использовать. Однако подходы здесь бывают разные. Такими подходами, определяющими стиль поведения в конфликтной ситуации, являются: 1) приспособление; 2) компромисс; 3) сотрудничество; 4) игнорирование; 5) соперничество. Рассмотрим эти подходы и перечислим ситуации, в которых данный подход является наиболее целесообразным.
Приспособление это изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий иногда в ущерб своим интересам. Такой подход следует применять в следующих случаях:
-необходимо признать собственную неправоту.
-когда важнее восстановить спокойствие, а не разрешить конфликт;
-отстаивание своей точки зрения требует времени и значительных усилий;
-вас не особенно волнует случившееся;
-вы хотите сохранить добрые отношения со спорящими;
Компромисс означает принятие до некоторой степени позиции другой стороны. Соглашение достигается тогда, когда обе стороны считают выбранный вариант справедливым, хотя он не обязательно лучший. Компромиссный подход предполагает уступку другой стороне, что снижает взаимную недоброжелательность и помогает снять, по крайней мере временно, накопившееся напряжение. Однако компромисс препятствует действительному решению конфликта, так как не устраняет причины, породившие его.
Сотрудничество как подход к разрешению конфликта предполагает совместную выработку решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Такой подход предпочтителен в случаях, когда:
-необходима интеграция точек зрения и сближение мнений сторон;
-требуется найти общее решение, если каждый из предложенных вариантов решения проблемы слишком важен и не допускает компромисса;
-основной целью обсуждения является получение широкой информации;
-у вас длительные и взаимовыгодные отношения с другой стороной. Соперничество как подход в конфликтной ситуации используется, когда:
-исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
-вы чувствуете, что у вас нет иного выбора, вам нечего терять;
-вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предполагаемое вами решение наилучшее.
Если рассмотренные выше подходы позволяют с разной степенью эффективности разрешить конфликт, то соперничество как подход к разрешению конфликтной ситуации является совершенно неприемлемым. Самый эффективный способ урегулирования любого конфликта это устранение или изменение порождающих его причин таким образом, что он сам автоматически исчезает.
Конфликт, как болезнь, легче предупредить, чем лечить. Средств для профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций довольно много. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее эффективным средством следует признать устранение из делового общения суждений и оценок, которые могли бы ущемить честь и достоинство собеседника. Весьма нежелательны и покровительственные суждения и оценки, высказанные с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения. Конечно, совсем устранить из делового общения оценочный подход к предметам разговора практически невозможно. Поэтому нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Оценки должны быть по возможности тактичными и не касаться самого собеседника.
Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника, поскольку оно является критерием коммуникабельности. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность.
Однако самым надежным средством предупреждения конфликтной ситуации является сознательный отказ от любого конфликта. Для этого нужно научиться их избегать. Для начала сознательно откажитесь участвовать в ссорах. Этот отказ надо перевести в подсознание, т. е. он должен стать принципом в вашем поведении, вашей психологической установке.
В любых конфликтах никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с оппонентом. Работа мысли останавливается. А если человек не в состоянии думать, рациональная часть мозга выключена, то незачем и пытаться что-то доказать. Это просто не имеет смысла.
Если вы все же потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственно правильное в этом случае замолчите. Ваше молчание позволит выйти из ссоры и прекратить ее. Действительно, в любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна из них исчезла, то ссориться просто будет не с кем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8623 –
| 7077 – или читать все.185.189.13.12 © xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Вопрос 4. Способы урегулирования конфликта.
Управление конфликтами это процесс контролирование конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, специальными лидерами и т.д.). Это понятие распространяется на различные уровни возникновения конфликта – от межгосударственного до межличностного , поскольку во всех случаев участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по какому либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить его определенными рамками, не допускать его развития и тем самым управлять им.
Урегулирования конфликта есть мягкое воздействие на конфликт, а так же его частичное или временное решение. В этом смысле урегулирование описывается, как “результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из противников к тому или иному типу действий, выгодной другой стороне или посреднику. Достигнутый таким образом “мир”, или компромисс, непрочен и недолговечен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, пост конфликтное отношение противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы”.
Ещё одно понятие используемое при описании проблем управление конфликтом это – “завершение конфликта”, которое обычно означает его любое прекращение необязательно предполагающее его разрешение (Пример, мама у которой не сложились отношения с учителем её ребенка переводит его в другую школу). Эти конфликты прекращены поскольку прекращены сами отношения между участниками конфликта, однако разрешенным его считать нельзя. Другой вариант завершение конфликта без его решения будет исчезновение предмета конфликта (Пример, два человека спорят из одного рабочего место, это место убирается).
Однако, главным в этой области бесспорно считается понятие разрешение конфликтов. Оно понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижение согласия. Й. Галтунг разрешение конфликтов значит:
· решить кто является победителем и кто побежденным, каким будет будущее распределение ценностей;
· осуществить это распределение ценностей;
· прийти к заключению о том, что конфликт полностью завершен.
В такой интерпретации разрешение конфликтов описывается в терминах победы – поражения, и даже с поправкой на область международных отношений, сегодня трудно согласиться с тем, что это и означает полное завершение конфликта. Для психолога, который в своей работе имеет дело с долговременными отношениями людей, конструктивный выход из конфликта, безусловно, означает не столько разрешение проблем, разделяющих стороны, сколько восстановление и нормализация отношений самих сторон.
Предлагается использовать термин “конструктивное управление конфликтом”, который по их мнению лучше чем термин “разрешение конфликта”, отражает “долгосрочный, иногда трудный процесс, ведущий к разрешению конфликтных проблем”.
Итак, конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет носить конструктивный характер.
Конфликт может рассматриваться как неуправляемый, если:
· одна или обе стороны могут желать продолжение конфликта;
· эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;
· конфликт есть “верхушка айсберга”, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.
Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудно разрешимыми:
· участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;
· различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;
· институализация конфликта, которая его определенным образом “консервирует”; в качестве примера автор приводит экологический конфликт, обостряющийся каждый раз, когда нарушается раннее достигнутое равновесие.
По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликта определяет следующие факторы:
· признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а так же права сторон на свои позиции;
· направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающие отказ от бесполезных попыток устранения причин;
· организация конфликтных групп с целью монифистации конфликтов;
· согласия сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.
Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть не плох не хорош, и рассматривать его следует, отбросить этические предрассудки. Поскольку конфликт не избежать надо его использовать. Существует три способа урегулирование конфликтных ситуаций:
· доминирование как победа одной стороны над другой, однако преимущество относительной простоты этого способа элиминируются его не эффективностью с точки зрения дальней перспективы;
· компромисс, который обозначает уступки с обоих сторон и который потому для них обеих не желателен;
· интеграция, когда находиться такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон при этом ничем не жертвует.
Рубин, автор многочисленных работ по проблемам конфликтов и переговоров предлагает различать следующие возможные способы урегулирования конфликтов:
· доминирование, когда одна сторона пытается навязать другой свою волю физическими или психологическими средствами;
· капитуляция – одна сторона безоговорочно уступает победу другой;
· уход – одна сторона отказывается участвовать в конфликте;
· переговоры – стороны конфликта используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимное приемлемое соглашение;
· вмешательство третьей стороны – индивид или группы, не имеющие прямого отношения к конфликту, но предпринимающие усилия, направленные на продвижение к соглашению.
Дарендорф предлагает такую последовательность в применении различных форм урегулирования конфликта:
1. Переговоры. Предлагают создание специального органа, где регулярно встречаются конфликтующие стороны для обсуждения острых вопросов и принятия решения. Если эти переговоры оказываются безрезультатными, рекомендуется привлечение “третьей стороны”, т.е. не участвующие в конфликте лиц или инстанций.
2. Посредничество как наиболее мягкая форма участия третьей стороны. Оно предполагает согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредником и рассмотрение его предложений.
3. Арбитраж является следующим шагом к разрешению конфликта. Его особенностью является то, что либо обращение к третьей стороне, исполнение её решения считается обязательным.
4. Обязательный арбитраж делает обязательным как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решений. Это приближает данную меру к фактическому подавлению конфликта.
“Силовые” методы разрешение конфликтов.Обращение к силовым методам разрешения конфликта определяется следующими основными фактами:
· низкий уровень доверия между сторонами;
· убежденность, что с помощью борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров;
· ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны.
Заключение
Хотя конфликтология и определялась нами ранее как область, объединяющая разнообразные теоретические и практические подходы к объяснению конфликтов и работе с ними, с самого начала она тяготеет к практической ориентации, видя своей задачей “профилактику” и разрешение конфликта. Не следует забывать, что своим возникновением конфликтология обязана жестокому опыту двух мировых войн. Возникает необходимость существования специальных социальных институтов регуляции межгосударственных отношений, создается Организация Объединенных Наций, призванная решать задачи поддерживание международного мира и безопасности, регулирование отношений и осуществление сотрудничества между государствами и т.д.
Первые попытки организации и практической работы по предотвращению и разрешению социальных конфликтов связано с именем К. Левина (в последние годы своей профессиональной деятельности посветил себя поиском практического применения своих теоретических разработках – классификация описания основных типов конфликтов и т.д.). По свидетельству его дочери, обращение Левина к проблемам общественной жизни и в частности к конфликтам был следствием пережитым им и его семьей потрясений, гибель его матери и других родных от рук фашистов.
Одна из первых практических попыток решения задач по улучшению отношений – это эксперимент Дж. Морено, проведенный в начале 30-х годов в государственной учебно-воспитательной колонии. Пример. В этой колонии находилось около пятисот девушек из неблагополучных семей, чье поведение было девиантным. Дети проживали группами в отдельных домах. Для решения реабилитационных задач были созданы самые благоприятные условия жизни, учебы, занятия спортом, овладение профессиональными навыками и т.д. Однако между отдельными группами девушек, а также между колонистками в целом и руководством сложились напряженные отношения; кроме этого не прекращались попытки побегов, а успеваемость была низкой. Прежде всего было проведено тщательное социометрическое обследование всех групп девушек. Благодаря ему были выявлены те из них, кто оказались в изоляции, были отвергаемые или, наоборот имели влияние на группу. Дальше Морено прибег к псходраме, включая в том числе и обмен ролями между отверженными и лидерами. Чувство сопереживание к отвергнутым, возникшем в момент психодрамы, становились основой постепенного возникновения солидарности в группе. Если этого не происходило, то девушек перемещали из одной группы в другую, на основе социометрических показателей.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Аналитические компетентности в работе с конфликтом.
2. Рациональные основания для принятия решения о поведении в конфликте и формирование конструктивной позиции по отношению к конфликту.
3. Техники психологического контакта и разворачивания продуктивной коммуникации.
4. Техники регулирования эмоционального напряжения.
5. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования, критическое мышление.
[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.
Дата добавления: 2017-04-15 ; просмотров: 2865 | Нарушение авторских прав
Пути разрешения конфликтов
Конфликты присущи любому взаимодействию человека с другими людьми. Ссоры с родителями, друзьями, любимыми, детьми, коллегами по работе, начальниками и прочими людьми, даже малознакомыми, — это нормальное явление. Конфликт – это противостояние двух мнений, суждений, убеждений и даже религий, политических позиций, желаний, интересов. Если человек имеет свое мнение, желания, взгляды, то он неизбежно становится конфликтоспособным. Можно не спорить с другими людьми. Однако желание высказать свое мнение все же возникает. Вот почему важно уметь находить пути разрешения различных конфликтов.
Помощь психолога на сайте xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai или на других ресурсах нередко становится актуальной по причине того, что у человека возник конфликт с другим индивидом. Обычно конфликты заставляют людей огорчаться, озлобляться или уходить в себя. Однако это является лишь неправильным пониманием того, что такое конфликт и зачем он нужен.
- Что такое конфликт? Это всего лишь противостояние двух противоположностей или различий. Людям можно иметь непохожие мнения, интересы и позиции. Плохо уже то, что они делают из этого повод для споров и оскорблений.
- Зачем нужен конфликт? Лишь для того, чтобы высказать свое мнение и попробовать настоять на своем мнении. Конфликты разгораются, когда люди не принимают чужую точку зрения, а желают сделать свое мнение единственно правильным. Это вполне позволительно, но лишь до тех пор, пока собеседники обсуждают проблему. Когда же дело заходит о личностях оппонентов, о том, кто правильно и неправильно живет, об умственных и прочих способностях, то есть собеседники начинают оскорблять друг друга, чем и разрушать отношения, тогда конфликт теряет свои положительные качества.
Конфликт – это показатель того, что люди по-разному думают в отношении одного и того же вопроса. Это вполне нормально. Плохо то, что люди создают из-за этого проблему, разрушая тем самым свои отношения и возможность найти компромиссное решение ситуации.
Думайте не так, как все, и гордитесь этим. С самого детства каждый встречающийся человек пытался привить вам свой способ мышления. Поскольку большую часть жизни, которая отводится на развитие и становление человека (первые 7-16 лет), вы проводите с родителями, то именно по этой причине так похожи на своих родственников в мышлении, поведении и образе жизни. Немалый вклад в ваше развитие вкладывают учителя, которые приучают вас думать тем или иным образом. Но заметьте:
- Всех детей приучают к одному и тому же образу мышления, то есть вы ничем не отличаетесь от людей, которые учились вместе с вами в одни и те же года.
- Вас наказывали за то, что вы могли нестандартно подойти к решению некоего вопроса. То есть вас приучали думать, как всех других людей, не выходя за рамки разрешенного и предложенного.
Принципы воспитания детей и школьного образования взращивают клонов, роботов, одинаковых людей. Но на то и дана вам взрослая жизнь, чтобы наконец-то самим решать, как вам жить, каким человеком быть и как мыслить, решать вопросы, жизненные задачки.
Обратите внимание, что гениями и первооткрывателями становились люди, которые мыслили не так, как их современники. Люди обычно поддаются шаблонному мышлению, который принят в то или иное время в обществе. Но гениями, богатыми людьми, лидерами, первооткрывателями, известными становились те, кто мыслил за рамками предложенного и дозволенного. Понимаете суть?
Думайте не так, как все, и гордитесь этим. Несомненно, вас к чему-то уже приучили и вы привыкли к определенному способу мышлению. Но если вы чувствуете в себе потребность измениться, то у вас есть такой шанс. Только от вас зависит, как вы будете думать, мыслить, решать вопросы. Но понимайте, что именно то, как вы решаете жизненные задачки, размышляете и смотрите на мир, влияет на то, какой жизнью вы живете и какими благами обладаете.
Что такое пути разрешения конфликтов?
Конфликты возникают у любого человека с другими людьми. Важно уметь находить пути разрешения споров. Что это такое? Это решения, которые будут устраивать всех участников конфликта.
Трудно совместить, объединить два противоположных мнения. Вот почему между двумя крайностями нужно искать «золотые середины». Компромиссное решение – это способность индивидов остаться при своем мнении и при этом принять точку зрения оппонентов. Ведь важно не победить, а все-таки продолжить сотрудничество.
Пути разрешения социальных конфликтов
В конфликте участвуют оппоненты – непосредственные участники развития спора, а также пособники, свидетели, посредники и подстрекатели. Пособниками являются люди, которые своими советами лишь усиливают конфликтную ситуацию. Подстрекатели могут лгать или говорить правду об оппонентах, чтобы распалить спор. Посредники, наоборот, желают помочь участникам конфликта устранить проблему. А свидетели просто являются вольными слушателями, которые случайно оказались в эпицентре событий.
Важно понимать, что конфликт разгорается непосредственно между оппонентами, в то время как остальные свидетели и посторонние участники могут находиться в доброжелательных отношениях между собой.
Конфликт разгорается из-за какого-то вопроса, который по субъективным причинам каждой стороны вдруг возымел важное значение. Какие могут быть пути решения социальных конфликтов?
- Уступки.
- Переговоры и договоренности.
- Обращение к третьим лицам с целью получения помощи.
- Использование силы одной из сторон с целью подавить вторую.
Будьте спокойны и готовы к любому исходу событий. Не нужно ничего выдумывать и додумывать за других людей, которые вас волнуют. Успокойтесь и примите для себя твердое решение: «Чего я хочу в данной ситуации достичь?».
Не морочьте себе голову. Не нужно думать над тем, а что подумают о вас другие люди, что думают те участники процесса, с которыми у вас возникли проблемы, как вам сделать, чтобы было по-вашему. Не нужно нервничать и устраивать какие-то сцены. Будьте спокойны. Вы знаете, чего хотите, но никого не заставляете ничего делать в угоду вам. Вы можете прямо сказать «Я хочу, чтобы было так-то», но при этом не требуете ничего от другого человека (других людей). Пусть они сами принимают решение, как им поступать и что желать. Вы свои желания знаете и готовы иметь то, чего хотите.
Многие проблемы возникают лишь потому, что человек начинает искать такие пути выхода из ситуации, когда не он, а другие люди будут винить себя в бедах и исправлять происходящее. Не нужно этим заниматься. Если у вас возник с кем-то конфликт, не будьте детьми, поступайте мудро и по-взрослому. Останьтесь наедине с самими собой и просто задайте себе вопрос: «Чего я хочу достичь в этой ситуации?».
Вы должны четко сами понимать: «Я хочу, чтобы было так-то, но при этом ничего не требую от другого человека». Вы готовы к тому, что другой человек примет для себя какое-то другое решение, но это его выбор, который вы принимаете. Поэтому сначала решите, какого результата хотите достичь вы, а потом делайте соответствующие шаги в этом направлении. Если ваш собеседник хочет того же самого, тогда вы достигнете своего. А если другой человек хочет чего-то другого, тогда согласитесь с его решением, пожелайте ему удачи, и пусть идет своей дорогой. У вас теперь есть свободное пространство, чтобы заполнить его тем человеком, который захочет того же самого, что и вы.
Пути разрешения межнациональных конфликтов
Межнациональные конфликты популярны во все времена. В былые века люди разных национальностей просто воевали между собой за право владеть чужими землями и повелевать другим народом. В современном обществе между нациями осталась лишь вражда, которая понемногу устраняется путем привития новым поколениям толерантного отношения к различным национальностям.
Предметом межнационального конфликта может быть:
- Разная внешность.
- Разность культур и традиций.
- Желание властвовать на чужой земле.
- Борьба за первенство и главенство в политике, религии или просто во мнениях.
Обычно недоброжелательное отношение к другим национальностям называется расизмом. Расизм, или расовая дискриминация, является опасной не только для тех, кого ненавидят, но и для людей, которые ненавидят. Вред причиняется обеим сторонам, в первую очередь он заключается в наличии стрессового фактора. Обе стороны переживают стресс, который негативно влияет на их организм. Больше всего страдает психологическое состояние людей, которые связаны с данной проблемой.
Стресс возникает на почве ненависти у тех, кого называют расистами. Человек негативно относится к представителям определенной расы. Это заставляет его занимать позицию обороны. Когда человеку нужно бороться, его организм находится в состоянии экономии. Все ресурсы направлены на поддержание работоспособности организма, а также на возможность применить силу, защитить себя.
Страдают те отделы организма, которые считаются не жизненно важными. Могут выпадать волосы, расстраиваться выведение кала и мочи, пересыхать кожа и т. д. Злость и агрессия становятся постоянными ощущениями, которые негативно сказываются на состоянии здоровья. Образ жизни человека сужается до одной точки – истребить всех противников.
- Вред для тех, кто подвергается расовой дискриминации.
Люди, которые стали жертвами расистов, переживают немало стресса. Их основной задачей становится выживание. Они постоянно находятся «начеку». Организм также начинает аккумулировать свои ресурсы только на жизненно важных процессах, что сказывается на появлении различных вегето-сосудистых расстройств.
Психологическое состояние таких людей ухудшается. Может развиться мания преследования, депрессия, социофобия. Человек постоянно подвергается насмешкам, насилию и издевательствам, что не проходит без следа.
Расовая дискриминация – это борьба за власть. Каждая из сторон желает доказать, что она важнее другой. В такой борьбе проигрывают обе стороны, поскольку война ведется на психологическом уровне, где в стрессе находится не только нападающий, но и его оппонент.
Поскольку люди до сих пор остаются нетерпимыми к другим национальностям, возможно три способа решения конфликтов между ними:
- Избегание.
- Переселение в другое место.
- Уход из поля видимости.
перейти наверх
Пути разрешения политических конфликтов
В политике также возникают свои конфликты, поскольку речь идет о главенстве государств. Сотрудничество, партнерство или просто взаимодействие двух и более стран всегда приводит к вопросу о том, какой позиции они будут придерживаться и кто из них будет главным. А это всегда приводит к конфликтам. Любое ущемление прав целой страны, ее подавление, желание властвовать над ней, управлять ее экономикой и политикой вызывают естественное противостояние.
Какие пути разрешения возможны при политических конфликтах?
- Компромиссы.
- Договоренности.
- Достижение главенствующей позиции путем понимания интересов другой стороны.
- Подавление ресурсов второй стороны силовыми и прочими методами.
перейти наверх
Конфликт – один из распространенных видов взаимодействия человека с другими людьми. Неважно, на каком уровне происходят конфликты. Всегда нужно их устранять, поскольку в противном случае они будут только усугубляться и приводить к разрушению.
Конфликты. Способы разрешения конфликта
Актуальность темы
Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Способы разрешения конфликта
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.
Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников
Методы разрешения конфликта
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
- Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
- Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями – отделом сбыта и производственным отделом – то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики – направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.