Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "программа по толерантности" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Программа по воспитанию культуры толерантности.doc – Программа “Воспитание культуры толерантности”
- 2 Программа по толерантности
- 3 Программа развития педагогической толерантности
- 4 Программа по толерантности 2
- 5 Программа по толерантности
- 6 Программа вопитания толерантности у младших школьников
- 7 Программа по толерантности
Программа по воспитанию культуры толерантности.doc – Программа “Воспитание культуры толерантности”
Федосова Наталия Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ Бродовская СОШ
Аннинского муниципального района
Программы «Воспитание культуры толерантности».
Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за
помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в
основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в
обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость
проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной
среде. Именно поэтому возникла идея разработки программы « Воспитание
культуры толерантности».
Программа направлена на профилактику интолерантного поведения и
формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим
людям, к семье, к истории и культуре своей Малой Родины, к представителям
народов России и мира.
Цель программы: Формирование культуры толерантности
Задачи:
1. Развивать у учащихся толерантное сознание
2. Формировать спокойное, уважительное отношение к окружающим
людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой
национальности.
3. Развивать
предупреждения
способности
конфликтов
ненасильственными методами.
4. Более глубоко познакомить учащихся с историей и культурой своей
Малой Родины, своей страны, с историей и культурой народов мира.
5. Вовлечь больше учащихся в спортивные кружки, секции; творческие
объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью
отвлечения от неформальных объединений.
6. Изучить подробно цели и способы действий неформальных
объединений для разъяснения подрастающему поколению пагубности
подобных настроений и истинного «лица» данного движения.
Основные этапы:
1 Этап (аналитический) Цель: выяснить уровень отношений в коллективе
учащихся,
степень
толерантности, а так же спроса на организацию досуговой деятельности детей.
Формы реализации: анкетирование, беседы, родительские собрания.
уровень воспитанности,
уровень сплоченности,
2 Этап (информационный) Цель: выяснить, как решить поставленные
задачи и грамотно использовать методический материал. Формы реализации:
подбор материалов, классные часы, стенгазеты, изучение СМИ, интернета по
данной проблеме, составление плана работы с учащимися, родителями.
Современная
армия: за и
против
История
моей
семьи
Язык
музыки
понятен всем
народам
Равенство
рас
Националь
ные виды
спорта
Формирование
толерантного
отношения
к себе
к окружающим
к истории и
культуре своей
Малой Родины:
к истории и
культуре своей
страны
к истории и
культуре стран
мира
Как
служили
наши отцы
и
как
служить
нам?
Геноцид в
истории
человечест
ва
Работа с родительским коллективом
1. Родительские собрания: «Как научиться быть ответственным за свои
поступки», «Толерантность – одно из главных качеств моего ребёнка»
2. Родительские лектории: «Как подготовить себя и ребенка к будущим
экзаменам»
3. Памятки для родителей по темам собраний и лекториев.
4. Анкетирование родителей по проблемам: «Каким стал мой ребенок?»
Программа по толерантности
директор школы _____________ Н. Л. Шкорина
Программа по толерантности
на 2012 -2013 учебный год
социальный педагог школы С. А. Хорина
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.
На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обычаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.
Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.
Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.
Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.
Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи.
Данная программа направлена на реализацию вышеизложенных понятий в среде учащихся школы.
Цель программы:
Создание условий для развития толерантного сознания, взаимопонимания, укрепления солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Задачи программы:
- Формировать толерантное сознания подрастающего поколения.
- Развивать умение противодействовать влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим.
- Формировать у учащихся навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
- Усиление роли родителей в жизни детей через лекционную работу и систему индивидуальных бесед и консультаций.
Ожидаемые результаты:
Интеграция в образовательном пространстве школы детей различных национальностей, в том числе из числа мигрантов.
Создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях мегаполиса и формирования толерантного сознания.
Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся.
Нормативное и правовое обеспечение программы:
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
- Закон РФ № 3266-1 «Об образовании».
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848 «О программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность»).
- Распоряжение комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга «О проведении мониторинга по выявлению несовершеннолетних, относящимся к неформальным молодежным объединениям» от 01.08.2008 № 1229-р.
- Распоряжение комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга « неотложных мерах по профилактике правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» от 18.12.2007 № 1701-р.
Программа развития педагогической толерантности
Программа развития педагогической толерантности 1. Пояснительная записка Актуальность программы. Толерантность педагогу необходима для установления контакта с обучающимися. Только толерантный преподаватель сумеет установить субъект-субъектные взаимоотношения с учениками (студентами), решить проблемы нетерпимости в студенческой группе, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Данная проблема становится особенно актуальной, особенно, если принять во внимание тот факт, что одной из важных тенденций развития образования является гуманизация. А значит, преподаватель должен считаться с мнением, интересами, проблемами обучающихся. Целевая группы. Педагоги высшей школы, работающие со студентами вузов и колледжей. Возраст: 25-30 лет. Пол: женский и мужской. Количественный состав: до 10 человек. Особенности: молодые педагоги, испытывающие затруднения в общении со студентами, установлении контакта со студенческой группой, восприятием студента как субъекта образовательного процесса. Цель программы. Развить в молодых педагогах толерантность. строить свою деятельность, развивая в студенте его лучшие черты; следовать гуманистическим принципам в общении со студентом ( конгруэнтность партнеров по общению, безоценочное восприятие личности партнера, восприятие партнера как равного, проблемный, дискуссионный характер общения, персонифицированный характер общения, понимание и готовность помочь) ; не перекладывать ответственность за педагогические неудачи (неудачное занятие) на студентов; общаться со студентами, узнавать их интересы (это поможет для выбора форм лекции (семинара), подборки примеров для занятий). Преподавателю будет легче находить контакт со студентами, заинтересовывать их предметом. Станет меньше или не совсем не будет конфликтов между преподавателем и студентами. Необходимые ресурсы: методические рекомендации, компьютерная техника, обучающий фильм (для наглядной демонстрации педагогической толерантности), аудитория для лекционных и практических занятий. Продолжительность программы 1 месяц. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Гуманизация образования – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности , на приоритеты общечеловеческих ценностей , на оптимизацию взаимодействия личности и социума . Субъект-субъектные отношения – это тип отношений , складывающихся в учебно – воспитательном процессе образовательного учреждения , состоящих в сохранении позиции обучающегося как объекта воздействия . 3. Тематический план занятий Наименование раздела, модуля, темы Модуль 1. Способы развития педагогической толерантности. Тема 1. Гуманистические принципы в общении как один из основных способов развития педагогической толерантности. Модуль 1. Способы развития педагогической толерантности. Тема 2. Тренинг. Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога. Модуль 1. Способы развития педагогической толерантности. Тема 3. Педагогическая толерантность как основополагающий компонент гуманизации образования 4. Содержание программы по разделам, темам, модулям Тема занятия: Гуманистические принципы в общении как один из основных способов развития педагогической толерантности. Цель: ознакомиться с гуманистическими принципами в общении. Основное содержание: Что такое гуманистические принципы в общении. Как они влияют на установление контакта с аудиторией. Что мешает использовать их в общении. Формы и методы работы: групповая работа. Лекция. Реквизит: презентация, раздаточный материал. Тема занятия: Тренинг. Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности педагога. Цель: провести тренинг, способствующий развитию педагогической толерантности. Основное содержание: Проведение тренинга, который позволит каждому участнику взглянуть на себя со стороны и обозначить основные проявления нетолерантного поведения. Формы и методы работы: Групповая и индивидуальная работа. Тренинг. Реквизит: листы бумаги, карандаши. Тема занятия: Педагогическая толерантность как основополагающий компонент гуманизации образования Цель: Ознакомить с понятием «гуманизация образования», его составляющими. Основное содержание: гуманизация образования, субъкт-субъетные отношения. Формы и методы работы: Групповая работа. Лекции Программа по толерантности 2Программа «Школа толерантности» Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к этому понятию как к важнейшей ценности общества. Работа с учащимися Сентябрь Анкетирование «Черты Октябрь День ученического самоуправления. Ноябрь Международный день толерантности. Беседы: Декабрь Урок культуры «Я – уважаю разнообразие культуры народов России». Январь Акции «Письмо солдату», «Помоги ребенку». Февраль Классные часы «Я – гражданин России», «Горжусь собой, своей семьей, своей страной», Март Конкурс семейных газет. Апрель Диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?» Темы классных часов 9 класс Занятие 3. Права человека – это. Занятие 4. Упражнение «Кто Я?» Занятие 5. Что такое толерантность? Занятие 6. «Дерево жизни». Занятие 7 – 8. Семь направлений обучения толерантности. 10 класс Занятие 11. «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?» Занятие 12. Вынужденная посадка на планету «Мобиус». Занятие 13. Мои «За» и «Против». Занятие 14. «Родители-дети. Дети-родители». Занятие 15 – 16. Конфликт, пути выхода из конфликта. 11 класс Занятие 19. Формирование критического мышления. «Да» и «Нет». Занятие 20. «Если бы я была мальчиком (для девочек). » и «Если бы я был девочкой (для мальчиков). » Занятие 21 – 22. «Очеловечить человечка» – человек XXI века. Занятия 23 – 24. Итоговые занятия. Заголовок 2 Заголовок 615
Программа по толерантностирассмотрена на заседании МО классных руководителей Программа воспитания толерантности «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу , , учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития , обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу , значительное расширение масштабов международного взаимодействия , в связи с чем особою важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» (Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) Толерантность – представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества В современной России, профилактика различного вида экстремизма и противодействие ему имеют особую актуальность для многонационального общества. Поэтому как никогда очень важным фактором является формирование и внедрением норм толерантного сознания граждан в обществе. Формирование основ толерантного сознания личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Ценностная значимость толерантности
Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника
1.Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. 1. Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность. 2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни. 3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. 4. Внедрять новые методики, формы и приёмы работы по развитию толерантности в образовательном процессе. Фундаментальные принципы толерантности: 1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь 2. Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно . 3. Социальная ответственность и способность каждого осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений. Основные этапы и цели этапов работы по формированию основ толерантного сознания .. 1-й этап ( ориентационно – мотивационный) Цель – ознакомление с основными задачами коллектива по созданию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования) Форма реализаци и – педсовет для учителей, заседание методических объединений классных руководителей, родительские собрания (сентябрь). 2-й этап (системно-информационный ) Цель – уяснение, как решить задачи, поставленные педсоветом по реализации задач воспитания толерантности в школе. Форма реализации – научно-практические семинары для учителей по теории и практике методик, форм, приёмов развития деятельности по развитию толерантности ; создание творческой группы учителей по данной проблеме и индивидуальная работа с ними . консультирование родителей. анкетирование учащихся.(октябрь) 3-й этап (реализация ) Практический переход к осуществлению деятельности по формированию толерантности .. Форма реализация – уроки. Классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций .( ноябрь – апрель) 4-й этап (заключительный, творческий) Цель – Подвести итоги и спланировать работу на следующий период реализации Программы. Форма реализации – самоанализ результативности работы и анализ итогов на заседании МО классных руководителей . (май). Формирование основ толерантного сознания у школьников осуществляется
Методическая основа формирования основ толерантного сознания
Этапы технологии критического мышления: Направления деятельности по формированию основ толерантного сознания личности .: Предлагаемые формы работы Фестиваль «Дети разных народов мы мечтою о мире живём» Взаимодействие с центром национальных культур (парад национальностей: костюмы, обычаи, традиции.) Выставка детского творчества (конкурс рисунков, плакатов, стихов, сочинений) и т.д. Акции милосердия, акция забота. Сотрудничество с библиотекой им. Н.Островского Участие в спортивных соревнованиях. Проведение общешкольного туристического слёта НО «Мыслитель». Малая академия
Занятия психолога для уч-ся и родителей (индивидуальные, групповые) по проблеме «Школьные конфликты» Апробация программы воспитательной работы для уч-ся 10-11-х классов «Культура мира» Тематические классные часы Деятельность ШУСа «Исток» (Правовое сообщество в школе Школьный Зал Воинской и Трудовой Слав ы( встреча с ветеранами) Проведение тематических недель для учащихся
«Я – ответственный человек»
Социально значимые даты календаря: 1 сентября – Урок толерантности, 27 января -М еждународный день Холокоста -, 8 февраля – День юного геро я- антифашиста – День памяти жертв концлагерей, 1 июня – День защиты детей 1 июня. Предполагаемый результат реализации деятельности по формированию основ толерантного сознания учащихся. 1.Укоренение в школе духа толерантности. 2.Развитие у школьников черт толерантной личности способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни. 3.Умение предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путём. Термины, (понятия) необходимые для усвоения учащимися в ходе воспитательной деятельности 1 Понятие «толерантность» 2 Черты толерантной личности. 3.Толерантность в отношениях в вашей семье. Программа вопитания толерантности у младших школьниковВ ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы. Список литературы: Программа по толерантностискачать Программа “Воспитание культуры толерантности учащихся” Актуальность проблемы. Цели и задачи программы Толерантность – терпение к чужим мнениям и верованиям; способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения; положительное отношение к таким отличиям; умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность – уважение, принятое и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это определённая установка сознания, которая объективируется деятельности и общении граждан. Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям. Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа «Воспитание культуры толерантности учащихся» должна помочь осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения. Цель программы – формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях. – создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников; – сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений; – совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности; – совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников; – прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды; – помочь школьникам быть понятыми и признанными. 1. Участие в общешкольных мероприятиях. 2. Чтение и обсуждение книг. 3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением. 4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур. 5. Посещение музеев, театров, выставок. 6. Беседы, классные часы. 7. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.). 8. Различные акции. 9. Родительские собрания. Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения: – бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях); – педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства); – религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям); – этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности); – музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка); – спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам); – культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
Программа «Воспитание культуры толерантности учащихся» помогает педагогу научить детей следующему: 1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других. 2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других. 3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми. 4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты. 5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям. 6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур. 7. Признавать неприкосновенность чужой собственности. 8. Ценить свою и чужую жизнь. 9. Оберегать семью, заботиться о родственниках. 10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных. Календарно – тематическое планирование мероприятий
|