Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "понятие личность ввел" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Понятие личность ввел
- 2 Понятие личность ввел
- 3 Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
- 4 Понятие личности
- 5 1.1 Происхождение и определение понятия «личность»
- 6 Личность. Особенности подросткового возраста (дайте определение понятию личность, история возникновения этого понятия, назовите качества личности, факторы, способствующие развитию личности, назовите границы подросткового возраста, основные особенности этого возраста);
- 7 Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
- 8 ПСИХОЛОГИЯ личности
Понятие личность ввел
Слово “личность” в английском языке происходит от слова “персона”. Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, – некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие “личность”, в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.
Слово “личность” широко используется в повседневном общении наряду с понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие “личность”.
Определение. Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .
Понятие “человек” используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.
Основные характеристики человека:
особое строение организма;
способность к трудовой деятельности;
Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием “индивид”.
Определение. Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .
Общие характеристики индивида:
целостность психофизической организации организма;
устойчивость по отношению к окружающей действительности;
Иначе, можно сказать, что индивид – это “конкретный человек” от рождения до смерти. Индивид – исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.
Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность – это социальная сущность человека.
Определение. Личность – это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .
Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Сложнее определить понятие “индивидуальность”, потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.
Определение. Индивидуальность – это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
С помощью понятия “индивидуальность” чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
Понятие личность ввел
В человеке выделяют три грани: биологическое основание ( индивид ); социальное основание ( личность ); “человеческое в человеке” ( индивидуальность ). Личность отражает социальное начало в человеке . Понятие “личность” – это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.
Личность – это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.
направленность – проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;
знания, умения и навыки ;
индивидуально-типологические особенности – проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности :
биологический – этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
социологический – этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.
Однако личность – это целостная система, в которой находит отражение как биологическое , так и социальное .
Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Основные направления развития личности:
физическое развитие – включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие – связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Движущие силы развития личности – это противоречия :
общие (универсальные) противоречия – между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения ; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой , что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
индивидуальные противоречия – противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
внутренние противоречия возникают на почве “несогласия с собой” и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: “хочу-могу”, “хочу-надо”, “знаю-не знаю” и др.);
внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).
Условия развития личности.
Деятельность – внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.
Структура деятельности: 1. Цель и мотив. 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели. 3. Система контроля, коррекции действий. 4. Оценка результата.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев):
в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым , удовлетворяющее потребность ребенка в общении;
в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность , удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;
в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) – сюжетно-ролевая игра , которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;
в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) – учебная деятельность , в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;
в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) – интимно-личное общение , удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;
в юности (с 15 до 17 лет) – учебно-профессиональная деятельность , которая удовлетворяет потребность в самоопределении.
Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Классификация факторов развития личности ( фактор – это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления) : наследственность ; среда ; воспитание .
Схема влияния основных факторов на развитие личности (в трактовке Й. Шванцара, 1978).
Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, то есть наследственность . Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания . Взаимодействие этих факторов может быть оптимальным (см. равносторонний треугольник ), либо негармоничным при переоценке одного или другого фактора (см. треугольники и ). Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (см. треугольник .
Таким образом, результат развития личности зависит от согласованности действия факторов наследственности, среды и воспитания.
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.
Структура личности
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).
Динамическая структура личности по К. Платонову
Понятие личности
Основные определения понятия личность
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества[8, том 9, с.547].
При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К.Маркса: «…человек есть совокупность всех общественных отношений»[3, том 3, с.3].
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.
Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А. Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует [4, с. 67].
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов. свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю [5, с.72].
Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
В социологии личность определяется как:
- 1. Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
- 2. Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.
1.1 Происхождение и определение понятия «личность»
Слово личность имеет долгую историю и его содержание менялось в течение многих веков. Оно происходит от латинского слова persona, использовавшегося еще до новой эры. Цицерон употреблял этот термин в четырех значениях – весьма различных, имеющих отношение к театру, с чем и связан был его первоначальный смысл.
Во-первых, persona, как маска театрального актера. Во-вторых, persona, как исполняемая им роль. В-третьих, persona, как сам актер. И наконец, в-четвертых, persona – это исток, который обеспечивает историческое развитие, где главным становится социальный характер, достоинство, отличительное свойство, каким обладает индивид. [1, с.15]
В античности были предприняты попытки вывести это выражение от глагола personare, обозначающего что-то вроде «непрерывно звучать» или «наполнять звуками». [3, с.56] Поздняя античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. [4, с.396]
У римлян слово «persona» употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, царя, судьи и т.д.). Одно время превратившись в термин, общее выражение, слово “личность” существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. [5, с.575]
В настоящее время предполагается, что persona происходит от этрусского слова fersu, которое, подобно греческому prosopon, означает просто маску. И есть свой смысл в том, что исток понятия «личность» следует возвести не к тому, что «звучит через» человека, но только к социальному феномену: речь идет о роли, которую некто воплощает в театре или же в государстве и обществе. [3, с.56]
В западной Европе слово «личность» появилось не ранее XVII в. В России термин был введен Н.М. Карамзиным. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы данный смысл. Размышляя об этом понятии Л.М. Баткин пишет: “Общая черта для любых культур состоит только в том, что мы с необходимостью находим в каждой из них некий идеал положения отдельного человека в мире”. Еще раз подчеркнем, что личность связана с социальностью, с обществом. Однако ее богатство шире нежели данной эпохи культура. Личность – универсальное понятие духовного человека. [4, с.396]
Перейдем непосредственно к рассмотрению понятия личности.
Личность – феномен очень подвижный. Во-первых, человеческий индивид является личностью не всегда. Он обретает статус вменяемого субъекта, т.е. обладающего рациональной мотивацией и отвечающего за свои действия и может утратить его навсегда или на некоторое время в связи с болезнью. Во-вторых, полноценная вменяемость, т.е. возможность распоряжаться имуществом, своим телом, в разных обществах признается с наступлением различного возраста. В Индии это 12 лет, в России-18 в Британии-21. В-третьих, существуют психологические, нравственные и наиболее узкие правовые границы личности. Для родителей их малыш – уже с рождения личность. Но только для них. Потому что для социума он существо, не способное еще само за себя отвечать, и ответственность за него несут другие родители, опекуны. [6, с.47]
С точки зрения В. Штерна личность – это такое существующее, которое, несмотря на множество частей, образует своеобразное и ценное единство и, несмотря на множество частных функций, образует единую, целестремительную самостоятельность. [7, с.289]
Для Гуссерля личность всегда была субъектом окружающего мира. Этот окружающий мир есть не только и не прежде всего природа, он – это и другие личности и их отношения друг с другом. «Я» может постичь себя как личность только в окружающем мире: тем самым Гуссерль преодолел представление, что личность и «Я» суть одно и то же. Скорее, «Я» переживает себя как личность. Макс Шелер совершил еще более решительный шаг. Он полагал, что существо, которое только разумно, тем самым еще не было бы личностью. Личность существует только там, где нечто, или, скорее, некто переживает самого себя как того, кто совершает познавательные, волевые и эмоциональные акты сознания. [3, с.62]
Именно сознание личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем призвании. Если бы человек не был личностью, хотя бы невыявленной и задавленной, хотя бы пораженной болезнью, то он был бы подобен другим вещам мира и в нем не было бы ничего необычайного.
В прошлые эпохи доминировали родовые, классовые и прочие идентификации личности по ее принадлежности «большим» и «жестким» социальным культурам. Такие идентификации предполагают выработку некоего образа идеального представителя данного рода, класса, страты: типичного буржуа, рыцаря, пролетария, немца, француза, англичанина. Имитация такого образа составляла суть самозванства. [6, с.48]
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот – вынужденное или формальное) её исполнение. [5, с.575]
Жан Лакруа делает вывод о том, что личность имеет три измерения. Первое, политическое измерение, прежде всего отказ от отчуждения. Без участия в политике нет подлинного воплощения. Личность скорее реалистична, чем идеалистична. Её вовлеченность – это желание жить и мыслить совместно с другими, чтобы постоянно улучшать общество. Её правилом является; мыслить так, как живешь, и жить так, как мыслишь.
Отсюда следует, что политическое измерение влечет за собой другое измерение, которое можно назвать историческим. От него зависит будет ли история иметь смысл, или нет. Карл Маркс и Огюст Конт считали эту идею основанием своих учений. История должна реализовывать непрерывный прогресс, высший прогресс, который называется эсхатологическим. К тому же разумеется необходимо, чтобы история жила прогрессом, а не только думала о нем. Таким образом справедливы слова о мышлении вовлеченном -высвобожденном. Личность не может вовлекаться, не размышляя о самой себе, не оценивая себя, не погружаясь в себя, – путем постоянной рефлексии о самой себе она способна изменить вовлечение. Смысл истории взывает к смыслу будущего и заявляет о нем.
Это означает, что политическое измерение включает в себя историческое измерение, то последнее в свою очередь, требует духовного измерение: если оно всегда стремиться к развитию, то потому, что находит в духовном измерении это развитие, находит то, что пребывает “по ту сторону”, и взывает к нему. Это то, что можно было бы назвать, жизнью в заботе о постоянной самоотдаче. Личность – это индивидуальная субстанция природы, подлежащая реализации призванная завершить себя в творении, которое превосходит её, она принимает участие в творении самой себя, как и мир, который созидает себя. [1,c.45-46]
Говоря о личности, стоит рассмотреть такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность». Это необходимо для более четкого представления различий в их определениях.
Личность. Особенности подросткового возраста (дайте определение понятию личность, история возникновения этого понятия, назовите качества личности, факторы, способствующие развитию личности, назовите границы подросткового возраста, основные особенности этого возраста);
Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:
личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.
Психология утверждает, что личность – это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.
Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.
Личные качества – совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.
Внешние факторы, влияющие на развитие личности:
воспитание (строгое или либеральное);
принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);
его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.
Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.
Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.
Подростковый период характеризуется:
выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;
в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.
Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация.
Социализация – это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:
обучение и воспитание индивида;
взаимодействие с другими людьми;
освоение культурных ценностей и норм общества;
приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
освоение видов совместной деятельности;
нахождение своего места в обществе.
Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.
Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.
С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.
С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.
Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.
Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1
Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens – представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности – благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то “животной” стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность – это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – “слабыми местами” в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает “радость завтрашнего дня”, изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
ПСИХОЛОГИЯ личности
ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Понятие о личности в психологии
Термин «личность», если проследить этимологию данного слова, происходит, вероятно, от слова «персона» (во многих европейских языках, например в английском языке, это понятие имеет общий корень со словом «персона» и пишется personality). Одновременно с этим данное слово, как показывает история искусств и литературы, обозначало когда-то маску, надеваемую на свое лицо актером во время спектакля, а далее — самого актера и исполняемую им роль. В связи с этим можно предположить, что слово «личность» как-то связано со словом «лицо». У древних римлян слово «персона» употреблялось, кроме того, вместе с характеристикой психологических особенностей того или иного публичного человека, например «персона властителя», «персона отца», «персона обвинителя» и т.д.
Свою точку зрения относительно происхождения термина «личность» высказал известный исследователь личности, американский ученый Г. Оллпорт (1897—1967). Он указывал на то, что это слово, примерно одинаково пишущееся и произносящееся на английском, французском и немецком языках, близко по звучанию к слову personalitas, используемому еще в средневековой латыни. Следовательно, понятие «личность» давно известно и в разных языках имеет не только примерно одинаковое содержание (значение), то также и общие лингвистические (лексические, грамматические и фонологические) особенности. В русском языке слово «личность», по-видимому, также происходит от заимствованного иностранного слова «личина», которое в старые времена обозначало особенности характера человека.
Оригинальность позиции У. Джемса в понимании личности заключалась в том, что он связал личность и сознание человека, предложив не только свое представление о личности, но также идеи о том, каким образом личность может быть соотнесена с сознанием и психическими процессами человека. Центральное место в структуре личности, по У. Джемсу, занимает образование, которое он обозначил термином «Я». Введя в научный оборот понятие «Я», У. Джемс определил его как то, что человек осознает как принадлежащее ему, как самоидентичность, непрерывность и постоянство собственной психики. В структуре «Я» человека У. Джемс выделил несколько составляющих: биологическое «Я», реальное (материальное) «Я», социальное «Я» и духовное «Я». Биологическое «Я» — это осознание человеком своего физического, телесного существования. Реальное (материальное) «Я» включает предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. Социальное «Я» содержит роли, которые человек играет в обществе, а также соответствующие им формы поведения. Духовное «Я» объединяет психологические свойства, которые человек приписывает себе, считая их присущими ему как личности.
Еще более тесно личность, по У. Джемсу, связана с волей. Она выступает как основной регулятор сознания на высшем, личностном уровне его функционирования. Участие воли в управлении так называемым
«потоком сознания» проявляется в том, что воля заставляет человека обратить внимание на определенное содержание его сознания. Отличие волевой регуляции сознания от эмоционального управления им состоит в том, что развитая воля человека позволяет ему обращать внимание на идеи, ощущения и чувства, которые не обязательно приятны, желанны или полезны в настоящий момент.
У. Джемс был активным сторонником идеи о том, что личность человека — это не единое образование, а, скорее, множество разных личностей. Мы, писал он, представляем собой множество «Я», и при этом отдельные, существующие в нас «Я» теснее связаны между собой, чем другие. Если мы имеем дело со случаем, когда в структуре личности представлены не связанные друг с другом и даже несовместимые между собой «Я», то речь идет о феномене, который называется расщеплением личности. Имеются сведения о том, что некоторые люди представляют собой не одну, а несколько разных личностей. В их сознании и подсознании потенциально представлены много личностей, и каждая из них время от времени проявляет себя, подавляя в данный момент другую, несовместимую с ней личность.
Один из основателей современной науки о личности, американский ученый Г. Оллпорт в книге, опубликованной в 30-е гг. прошлого века, привел 50 различных определений личности, обнаруженных им в научной литературе того времени. Сочтя все эти определения неудовлетворительными, Е Оллпорт предложил свое, 51-е определение личности. Кратко оно звучит следующим образом: «Личность — это динамическая организация внутри индивидуума психофизических систем, определяющая его уникальное приспособление к окружающей среде, характерное для него мышление и поведение». Здесь под «психофизическими системами» понималось то, что Е Оллпорт назвал чертами личности а под «мышлением» — познавательные процессы человека или способы познания и интерпретации им информации о себе и об окружающем мире.
Точно так же, как Е. Оллпорт, поступили впоследствии многие другие ученые, представляющие эту область научных знаний. Поч- ти каждый из них, сославшись на определения личности, данные его предшественниками, высказывал, как ему казалось, обоснованную критику в их адрес и далее предлагал свое, якобы лучшее определение, не замечая, однако, в нем недостатков. Так продолжается в психологии личности уже около 100 лет, и поэтому легко представить себе, сколько разных определений личности за это время было предложено. Б.С. Братусь в книге «Аномалии личности» (1988) отмечает, что знакомство с психологией личности обнаруживает отсутствие какойлибо однозначности, элементарной согласованности в понимании самого термина «личность». В научной литературе часто смешиваются или употребляются в неопределенном, расплывчатом значении такие понятия, как «личность», «индивид», «человек», «субъект», «индивидуальность» и др., причем разные авторы не только наполняют их различным содержанием, но и уверены в том, что именно их понимание соответствующих терминов является наиболее правильным. О наличии такой установки можно судить по следующим двум признакам.
- 1. По последовательности и настойчивости, с какой различные авторы используют соответствующие понятия в своих научных трудах, вкладывая из публикации в публикацию в них один и тот же смысл и игнорируя, а порой вообще никак не комментируя тот факт, что эти же термины другими учеными употребляются в иных значениях. Каждый из них говорит «на своем языке», считает его правильным, безосновательно игнорирует или считает неправильным язык своих коллег.
- 2. По повторяющимся из публикации в публикацию попыткам доказать правильность именно своего понимания того или иного термина, а также «обосновать» неправильность другого его определения. При этом, однако, почти никто не приводит убедительных аргументов в пользу правильности своего понимания или хотя бы каких-либо разумных, логически обоснованных критериев точности употребления научных понятий в определенных значениях. «Буквально каждый специалист, — пишет в связи с этим Б. С. Братусь, — активно вступает в обсуждение и считает себя вполне компетентным для спора и утверждения (часто категорического) своего мнения» [2] .
В данном учебнике мы приведем в качестве примеров лишь несколько типичных определений личности, сравним их между собой, но не для того, чтобы выяснить, какое из них более правильное (этот вопрос, на наш взгляд, не может быть решен на данном уровне развития науки), а с целью выбрать из них подходящее рабочее определение личности и сформировать на его основе общее представление о личности как психологическом явлении.
Автор одной из книг по зарубежным теориям личности, переведенной на русский язык, С. Мадди, предлагает следующее определение личности: это «конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека» [3] .
Свое понимание личности содержится в работах известного психолога В.Н. Мясищева (1892—1973). По В.Н. Мясищеву, личность характеризуется как система отношений человека к окружающей действительности. «Отношения человека, — писал В.Н. Мясищев, — представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях» [4] . Личность, по В.Н. Мясищеву, характеризуется уровнем и избирательностью ее отношений.
Автор первого в нашей стране университетского учебника по психологии личности А. Г. Асмолов предлагает следующее определение личности: «Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя» [5] .
Б.С. Братусь предлагает два разных определения личности — узкое и широкое. Личность в ее узком понимании представляет собой нравственно-ценностную категорию, т.е. понятие, включающее в себя систему нравственных норм и ценностей человека. Их автор интерпретирует как «ядро» широко понимаемой личности. В свою очередь личность в ее широком понимании включает кроме «ядра» представления
0 характере, мотивах поведения и способах их реализации.
Существует немало других, частных определений личности, типичными из которых являются следующие.
- 1. Личность — это человек, взятый в системе его психологических свойств, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях.
- 2. Личность — это человек, достигший высокого уровня психологического развития.
- 3. Личность — это совокупность устойчивых психологических свойств, от которых зависят поступки человека.
- 4. Личность — это часть психологии человека, знание которой позволяет удовлетворительно объяснить индивидуальные различия людей, в том числе разницу в их социально-культурном поведении.
- 5. Личность — это то, что позволяет понять и объяснить такие моменты человеческого поведения, которые характеризуются через понятия добра и зла, этики и морали, следование социальным нормам или их нарушение.
Л. Хьелл и Д. Зиглер, указывая на множество существующих определений личности, в отличие от других авторов не пытаются предложить свое определение личности, а вместо него описывают то, в чем между психологами, изучающими человека как личность, наблюдается высокая степень согласия [6] . Это, в частности, следующее.
- 1. В большинстве существующих определений личности подчеркивается, что человек как личность представляет собой индивидуальность, отличается от других людей.
- 2. Практически во всех определениях акцентируется внимание на том, что личность — это некоторая структурно единая, организованная целостность.
- 3. Личность понимается как гипотетическое образование, а выводы о существовании и особенностях личности делаются на основе анализа и обобщения наблюдений за поведением человека.
- 4. В большинстве существующих определений личности обращается внимание на то, что она представляет собой динамичное, развивающееся образование.
- 5. В большинстве предложенных определений личности указывается на то, что свойствами личности являются те психологические особенности человека, которые отвечают за его поступки — осознанные, целенаправленные, исходящие из определенных ценностей, и устойчивые формы поведения.
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, если оно сформулировано в соответствии с правилами логики, включено в разработанную научную теорию личности и подкреплено соответствующими научными исследованиями, доказывающими, что данное понятие по своему содержанию не является пустым, заслуживает того, чтобы его принимать как допустимое и учитывать в дальнейших научных исследованиях.
В реальной жизни личностью называют человека, который отличается от других людей своими устойчивыми психологическими свойствами и определенными, последовательными поступками. Человек, соответствующий понятию «личность», может принимать разумные, самостоятельные решения, выполнять их, прилагая для этого волевые усилия, демонстрируя свой характер, преодолевать трудности, возникающие на его пути. Такой человек, кроме того, обладает ярко выраженной индивидуальностью и по многим жизненно важным, принципиальным вопросам имеет собственное мнение, устойчивую мораль, убеждения и ценности. В ситуации, когда на него оказывается психологическое давление, побуждающее к отказу от своих убеждений и принципов, человек, выступающий как личность, способен сопротивляться давлению и вести себя независимо. Такую разностороннюю характеристику мы можем принять в качестве рабочего определения личности в настоящем учебнике.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.