Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "педагогическое общение в спорте как правило" с детальным описанием.
Содержание
Психологические основы общения в спорте
Общение — это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров).
Итак, общение – это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение – одна из важнейших форм взаимовлияний людей.
В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.
Непосредственное межличностное общение можно характеризовать как внешнее и внутреннее.
Внешнее межличностное общение — это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).
Внутреннюю сторону общения составляют:
§ особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
§ эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;
§ мотивы и цели контактирования;
§ психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).
Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.
Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.
Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) являются:
1) функция социально-психологического отражения (общение возникает как результат и как форма объективированного, сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия);
2) регулятивная функция (в процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) партнеров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений);
3) познавательная функция (вследствие систематических контактов партнеры приобретают самые разные знания о самих себе, о партнерах, о способах деятельности и т.д.);
4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);
5) функция социального контроля (способы решения двигательных задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности);
6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности.
В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.
Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.
Среди речевых средств общения можно выделить следующие:
§ произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;
§ краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
§ сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);
§ сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
§ указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;
§ оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
§ побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.
Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям.
В спортивной практике широко используются и неречевые средства:
§ жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);
§ звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания);
§ моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).
При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:
1) принцип э к о н о м и ч н о с т и (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их краткo, но емко по информативности);
2) принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).
Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов.
По направленности общение можно классифицировать следующим образом:
1)социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
2) личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);
3)подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).
Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.
Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:
§ подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;
§ запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.
Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.
Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).
Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.
Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.
Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).
Исследования ведущих специалистов в области организации общения в спорте позволяют сделать вывод о том, что профили общения в разных видах спорта имеют свои типические особенности. На этом основании представляется целесообразным показать типичные профили общения для ведущих видов спортивных игр (см. табл. 19), которые используются учителями физической культуры в процессе обучения в школе (баскетбол, волейбол и гандбол).
Таблица 19. Типичные профили общения в баскетболе, волейболе и гандболе
№ п/п | Категории общения | Доля различных категорий общения в спортивной деятельности (%) | |
Баскетбол | Волейбол | Гандбол | |
Ориентирующая | 61,6 | 24,5 | 70,3 |
Стимулирующая | 24,7 | 48,2 | 15,3 |
Оценочно-экспрессивная (положительная) | 7,1 | 14,6 | 3,1 |
Оценочно-экспрессивная (отрицательная) | 6,6 | 12,7 | 11,3 |
Всего |
В соответствии с записью общения по категориям составляется определенный профиль общения (структура внутригруппового общения) для каждого отдельного случая (см. схему 10). Например, тренер, составляя ежемесячно профиль общения своей команды, может наблюдать динамику изменений в долях преобладания той или иной категории. Зная типический профиль общения (для данного вида спорта), он может проводить специальные занятия со спортсменами, направленные на корректировку их общения в нужном направлении.
Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:
§ общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;
§ зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;
§ зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;
§ зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач;
§ зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;
§ влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8814 –
| 7171 – или читать все.185.189.13.12 © xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
8.4. Психологические основы общения в спорте
Общение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.
С точки зрения философии, общение – это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. (СНОСКА: См.: Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1974.)
Социально-психологическое и психолого-педагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение – это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров).
Итак, общение – это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение – одна из важнейших форм взаимовлияний людей.
В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.
Непосредственное межличностное общение можно характеризовать как внешнее и внутреннее.
Внешнее межличностное общение – это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).
Внутреннюю сторону общения составляют:
- особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
- эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;
- мотивы и цели контактирования;
- психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).
Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.
Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.
Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) (СНОСКА: См.: Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1980) являются:
В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.
Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.
Среди речевых средств общения можно выделить следующие:
- произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;
- краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
- сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);
- сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
- указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;
- оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
- побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.
Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям.
В спортивной практике широко используются и неречевые средства:
- жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);
- звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания);
- моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).
При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:
- принцип экономичности (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их кратко, но емко по информативности);
- принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).
Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов.
По направленности общение можно классифицировать следующим образом:
- социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
- личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);
- подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).
Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.
Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:
- подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;
- запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.
Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.
Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).
Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.
Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.
Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).
Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:
- общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;
- зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;
- зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;
- зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач;
- зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;
- влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.
Общение в спортивной деятельности
Внутреннюю сторону общения составляют:
особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;
мотивы и цели контактирования;
психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).
Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.
Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.
Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) * являются:
1) функция социально-психологического отражения (общение возникает как результат и как форма объективированного, сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия);
2) регулятивная функция (в процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) партнеров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений);
3) познавательная функция (вследствие систематических контактов партнеры приобретают самые разные знания о самих себе, о партнерах, о способах деятельности и т.д.);
4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);
5) функция социального контроля (способы решения двигательных задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности);
6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности.
* См.: Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М., 1980.
В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.
Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.
Среди речевых средств общения можно выделить следующие:
произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;
краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);
сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;
оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.
Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям.
В спортивной практике широко используются и неречевые средства:
жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);
звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания);
моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).
При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:
1) принцип э к о н о м и ч н о с т и (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их краткo, но емко по информативности);
2) принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).
Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов.
По направленности общение можно классифицировать следующим образом:
1)социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
2) личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);
3)подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).
Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.
Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:
подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;
запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.
Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.
Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).
Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.
Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.
Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).
Исследования ведущих специалистов в области организации общения в спорте позволяют сделать вывод о том, что профили общения в разных видах спорта имеют свои типические особенности. На этом основании представляется целесообразным показать типичные профили общения для ведущих видов спортивных игр (см. табл. 19), которые используются учителями физической культуры в процессе обучения в школе (баскетбол, волейбол и гандбол).
Таблица 19
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Педагогическое общение
Читайте также:
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Групповое общение
- Деловое общение и его виды
- Лекция 23. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ
- Лекция 24. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- Межличностное общение в организации
- Менеджмент – это та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль.
- Невербальное общение
- Невербальное общение
- Обобщение данных текущего учета. Оборотная ведомость
- Обобщение и ограничение понятий
Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны – педагог и учащийся. В этой связи часто говорят, что педагогическая деятельность строится по законам общения.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций.
Одним из критериев продуктивного педагогического общения является создание благоприятного психологического климата, формирование доброжелательных отношений в учебной группе или в классе. Межличностные отношения должны формироваться педагогом целенаправленно, особенно на начальном этапе развития учебной группы.
Исследования в области педагогической психологи показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки педагогов, сколько деформацией сферы профессионально педагогического общения. Выделяют следующие стили педагогического общения (В.А.Кан-Калик):
· общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;
· общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом;
· общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах;
· общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней педагога;
· общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.
Особенность деятельности педагогов состоит в том, что они в процессе обучения и воспитания учащихся осуществляют руководящую функцию. Педагогическое руководство тоже имеет свои стилевые особенности. Можно выделить несколько основных стилей руководства учащимися.
Автократический (самовластный) стиль, когда педагог осуществляет единоличное управление, не позволяя учащимся высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.
Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной деятельности и жизни класса, но решение в конечном счете принимает педагог в соответствии со своими установками.
Демократический стиль предполагает внимание и учет педагогом мнения учащихся, при этом он старается убедить учащихся, а не приказывать, ведет диалогическое общение.
Игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей.
Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда педагог устраняется от руководства или идет на поводу желаний учащихся.
Непоследовательный, алогичный стиль характеризуется тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных выше стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений с учащимися и к появлению конфликтных ситуаций (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, с. 477-478).
Поскольку стили руководства реализуются посредством общения, то между ними возникает связь, которая, однако, не означает тождества, поскольку стиль руководства обозначает способ принятия решения, а не только манеру общения. Следует подчеркнуть, что стили руководства весьма динамичны. Это значит, что педагоги используют многие из них, но у каждого педагога преобладает какой-то определенный стиль.
Наиболее эффективным в педагогическом общении в большинстве случаев оказывается демократический стиль, однако в напряженных ситуациях либо в ситуациях с большей долей неопределенности возрастает использование авторитарного или автократического стилей. Имеется достаточно много ситуаций, когда наиболее приемлемым оказывается попустительский стиль. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своем потенциале.
Процесс общения педагога с учащимися может складываться в двух крайних вариантах: взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и разлад, отчужденность, нежелание понимать другого, возникновение конфликтов.
Общение преподавателя и учащихся в рамках педагогического процесса с целью повышения его эффективности называется – педагогическим взаимодействием. Педагогическое взаимодействие обозначает самую существенную специфическую черту педагогической деятельности – ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано с целеполаганием и руководством в образовании. Учащийся не просто присутствует в педагогическом процессе. Это – живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом, а точнее, взаимодействующим лицом, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит свою дальнейшую работу с учетом отклика учащегося на его действия.
Существует 6 основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
· конструктивная – педагогическое взаимодействие педагога и учащегося при обсуждении и разъяснении учебного материала;
· организационная – организация совместной учебной деятельности педагога и учащегося, общая ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;
· коммуникативно-стимулирующая – сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), осведомленность учащихся о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;
· информационно-обучающая – показ связи учебного предмета с практикой, информационная емкость учебных занятий, опора на наглядно-чувственную сферу учащихся;
· эмоционально-коррегирующая – реализация в процессе обучения принципа «открытых перспектив» и успешности обучения, доверительность общения между педагогом и учащимися;
· контрольно-оценочная – совместное подведение итогов обучения и оценка, сочетающаяся с самооценкой и самоконтролем.
Успешное педагогическое взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога интереса к людям и работе с ними, эмпатии, гибкости, умения изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, умения слушать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять своим психическим состоянием, голосом, мимикой, иметь хорошие вербальные способности.
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 7128 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Педагогическое общение в спорте как правило
8.4. Психологические основы общения в спорте
Общение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.
С точки зрения философии, общение – это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности *.
* См.: Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1974.
Схема 9
Общение в спортивной деятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ТРЕНЕР. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Профессиональное общение тренера ФКИС с учащимися на тренировочных занятиях и вне их направлено на создание благоприятного психологического климата.
В процессе взаимодействия тренера и ученика является инструментом воздействия. Неправильно организованное общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания и памяти, работоспособности, понижение желаний и умений думать самостоятельно. В конечном итоге появляется негативное отношение к тренеру т школе в целом. Правильно организованное общение снимает подобные негативы.
Подчеркивая значимость воспитательного, дидактического процесса и функции педагогического общения можно отметить, что общение с занимающимися в процессе обучения создаётся наилучшие условия для развития мотиваций учащихся и творческого характера учебной и тренировочной деятельности, для формирования личности занимающихся. Благодаря этому обеспечивается благоприятный эмоциональный климат обучения и управления процессами в детском коллективе, позволяет максимально использовать в учебном процессе личности особенностей тренера, учителя физической культуры.
Таким образом, в педагогической работе, общение, выступает, как средство решения учебно-тренировочных задач, как система социально-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Функции педагогического общения:
· Самоутверждение и др.
Функцию обмен ролями нельзя сводить к замене учителя или учащегося, педагог остаётся во время общения с учащимися тренером (учителем) профессионально подготовленным. Он создает в процессе педагогического взаимодействия такие педагогические ситуации, где ученик – исполнитель и организатор.
6.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ТРЕНЕРА
1. Моделирование педагогом предстоящее общение с учащимся в процессе подготовки к непосредственной деятельности (прогностический этап).
На этом этапе важно продумать не только содержание предстоящей деятельности, но и способы, тональность общения. Можно попробовать составить для себя своеобразный коммуникативный конспект общения, в котором каждой педагогической задаче соответствует задача коммуникации и определённые способы. Анализ опыта тренеров, показывает, что моделирующее представление общения весьма важно, поскольку в значительной мере определяется и дидактические аспекты урока, настраивание, формирование определенных установок на конкретные формы взаимодействия.
2. Организация непосредственного общения с учащимся в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения).
На этом этапе уточняются условия и структура предстоящего общения, реализуется ранее спланированная модель общения. Первые минуты общения с классом педагог должен уточнить возможность использования избранных методов обучения, почувствовать общее настроение класса, группы. Однако важно помнить, что инициатива общения должна преодолевать педагогу.
· Чёткость организации начала контакта с занимающимся
· Оперативный переход от организации процедур к деловому личностному общению
· Отсутствие промежуточных зон между организацией и содержанием аспектами начала общение
· Введение личностных аспектов во взаимодействии с занимающимися
· Преодоление стереотипных и негативных установок на отдельных учащихся
· Организация целостного контакта со всеми учащимися
· Постановка задач и вопросов
· Обеспечивание внешнего коммуникативного вида учителя
· Реализация речевых и невербальных средств
· Умение передавать в педагогическом процессе собственного расположения к детям
· Постановка ярких, притягательных целей деятельности
· Проявление понимания ситуации.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
В течение урока педагог решает множественные педагогические задачи и собственно – коммуникативные задачи. Разные части уроки требуют своей системы общения, характер общения. Тесно связан с конкретной педагогической ситуацией. Общение может, не сложит, когда педагог предлагает классу задачу, к которой класс остается равнодушен. Педагогическое общение предполагает умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения.
4. Анализ осуществлённой системы общения и моделирующей системы общения на предстоящую деятельность.
Этот этап предполагает определять и оценивать уровни своей общительности и качество общение.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Техника педагогического общения предполагает:
1. Изначальную информацию об занимающихся и наоборот
2. Создание коммуникативной общности
3. Концентрация внимания, вербальное обращение, невербальное обращение
4. Речевые образы, одухотворенность факторов науки, различными мировоззренческими установками педагога
5. Обратная связь
Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Выделяют следующее:
На основе увлечённости совместной деятельности: этот тип складывается на основе высоких профессионально- этических установках педагога, на основе его отношения в педагогической деятельности в целом.
На основе дружескогорасположения:
Дружественность – регулятор общения, который может иметь деловую сторону. Дружественность должна иметь меру. Некоторые педагоги дружественность превращают в панибратство.
Дистанционный: в взаимоотношении тренера и спортсмен держит дистанцию (я, знаю, вы, нет! Я, говорю, вы, слушаете). Дистанция должна быть, но она определяется степенью авторитета педагога.
Негативные стили общения:
Общение и заигрывание, и то и другое стиль противоречащий требованиям педагогической этики, плохо влияет на ход учебного и воспитательного процесса:
· Когда запугивают, то при этом мешает инициативе сознательного подхода к учёбе.
· Работа на ложный авторитет мешает педагогическому процессу, естественному педагогическому общению, которое влияет на стиль работы и отношения.
СТИЛИ РАБОТЫ
Авторитарный. Демократический. Либеральный.
Авторитарный: ученик рассматривается, как объект педагогического воздействия, а не равноправного партнёра. Учитель единолично принимает решение, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требованиям, использует свои права без учёта ситуации и мнения учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащийся теряет активность или осуществляет ее при ведущей роли тренера, обнаруживается низкая самооценка. При авторитарном режиме силы учеников направлены на самозащиту. Главными методами такого стиля являются приказ и поручение. Для учителя характерна низкая
удовлетворенность профессии, профессиональная неустойчивость.
Демократический: ученик рассматривается, как равный партнер в общении, коллега, в совместном поиске знаний, тренер привлекает учеников к принятию решений, учитывая их мнение. Поощряет самостоятельные суждении, учитывает не только успеваемость, но личностные качества ученика. Методы: побуждение к действиям, просьба, совет. Учителя с этим стилем обращают внимание на своих психологические умения. Для них характерно большая психологическая устойчивость, удовлетворённость профессии.
Либеральный : учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу учащимся и коллегам. Организацию деятельности осуществляет без системы, проявляет не решительность, колебания в классе, неустойчивый микроклимат, скрытый конфликт.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.