Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "педагогическое общение в спорте" с детальным описанием.
Содержание
8.4. Психологические основы общения в спорте
Общение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.
С точки зрения философии, общение – это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. (СНОСКА: См.: Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1974.)
Социально-психологическое и психолого-педагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение – это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров).
Итак, общение – это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение – одна из важнейших форм взаимовлияний людей.
В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.
Непосредственное межличностное общение можно характеризовать как внешнее и внутреннее.
Внешнее межличностное общение – это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).
Внутреннюю сторону общения составляют:
- особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
- эмоциональные переживания в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;
- мотивы и цели контактирования;
- психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).
Важно отметить, что общение в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.
Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств.
Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л. Ханину) (СНОСКА: См.: Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1980) являются:
В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях.
Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.
Среди речевых средств общения можно выделить следующие:
- произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;
- краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
- сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);
- сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
- указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;
- оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
- побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.
Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают вид специальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям.
В спортивной практике широко используются и неречевые средства:
- жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);
- звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания);
- моторные средства (специфические средства общения в деятельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).
При создании специальных речевых и неречевых средств общения тренер обязан соблюдать следующие принципы:
- принцип экономичности (следует использовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их кратко, но емко по информативности);
- принцип избыточности (необходимо обеспечивать точную, надежную передачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).
Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов.
По направленности общение можно классифицировать следующим образом:
- социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);
- личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);
- подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).
Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.
Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:
- подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;
- запись по специальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенного содержания с последующей обработкой материалов наблюдения.
Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.
Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).
Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.
Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.
Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).
Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:
- общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;
- зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;
- зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;
- зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач;
- зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;
- влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.
Универсальность спорта как средства межличностного общения
педагогические науки
- Подереча Александр Вячеславович , студент
- Егорычева Елена Владимировна , старший преподаватель
- Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского Государственного Технического Университета
- МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
- ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
- ОБЩЕНИЕ В СПОРТЕ
- СПОРТ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Похожие материалы
В настоящее время спорт и физическая культура выполняют помимо общих еще и специальные функции. К специальным относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Вторые функции имеют социально-общественное значение: воспитание личности, обучение и развитие, оздоровление и рекреация, эмоциональность и зрелищность, социальная интеграция и социализация личности, общение. Прямое общение между людьми – необходимость общества. Вне общения невозможна человеческая деятельность как в спорте, так и повсеместно. С помощью коммуникации происходит формирование и усвоение культурных ценностей, увеличение количественно и качественно потока информации создаваемого для общества.
Главным детищем спорта нужно выделить создание олимпийского движения, оно способствовало построению и закреплению международных связей. Весь XX век Олимпийское движение набирало обороты, до начала Второй мировой войны в МОК входили 52 национальных олимпийских комитета, после войны количество участников МОК увеличилось в два раза. В 70-ые годы постепенно в международном спорте стали избавляться от стереотипов «холодной войны», антидемократизма и расизма, произошли изменения в мировой культуре, также устранялась политическая дискриминация в мировом спорте. Олимпийское движение стало инструментом в построении мирного существования [2].
Олимпийские игры стали самым массовым и важным событием в спорте, где участвуют тысячи спортсменов практически от каждой страны. Это самая огромная площадка для непосредственного общения десятков тысяч людей и непрямого общения миллионов людей. Нельзя забывать, что за всеми соревнованиями следят миллиарды людей нашей планеты.
«Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике» (Лубышева Л. И., 2001).
Наглядный пример любого спорта несет в себе информационную, воспитательную и идеологическую функции. Посещение спортивных мероприятий оказывает серьезное социально-педагогическое воздействие не только на зрителей, возможно никогда даже не занимающихся физическими упражнениями, но и на самих спортсменов. Сейчас спортивные мероприятия делают все более зрелищными, что способствует эффективному привлечению людей к организации своего досуга и общению между людьми.
Имея общую форму досуга, который со временем становится неотъемлемой частью образа жизни, люди приобретают ряд преимуществ: расширяют свой круг интересов, находят новые формы связи, в процессе общения берут на себя определенные роли: слушатель, фанат и т.д.
Следует подчеркнуть несколько форм общения в спорте: «спортсмен – зритель», «тренер – спортсмен», «зритель – зритель», «спортсмен – спортсмен».
В основном среди спортсменов формируются дружеские связи вне зависимости от того, соперники они или партнеры, и такие дружеские отношения сохраняются даже после прекращения занятия профессиональным спортом. Формирование отношений – неотъемлемая и очень важная часть спорта. Но какая бы дружественная атмосфера не существовала, и какой бы взаимопомощи не было, соперничество – основа, на которой построен спорт.
Отношения между соперниками в спорте не являются вражескими, это одна из форм партнерства. В большом теннисе партнерство означает хорошие отношения между двумя спортсменами, но это никак не влияют на характер соревнований: бескомпромиссный, упорный.
Установление связей с людьми является одной из причин занятий спортом, что доказывают исследования. В процессе анкетирования большая часть респондентов не намеревались знакомиться с кем-либо, но впоследствии, став участником любого коллектива связанным со спортом, налаживают связь с людьми, занимающимися в спортивной секции, и поддерживают дружеские отношения.
Кроме контактов между спортсменами, связанных сутью определенного спорта, имеются и иные формы общения, среди которых самая важная форма – работа с тренером. Общение может быть непосредственным (во время разговора тренера со спортсменом) и опосредованным (используя дневник спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена).
От количества людей, участвующих в разговоре, зависит вид общения: межличностное (тренер – спортсмен), личностно-групповое (тренер – команда). Личностно-групповое общение больше применяется для развития и обучения спортсменов, а межличностное носит в большей степени воспитательный характер [1].
В большей своей части в профессиональной карьере взаимоотношения между старшим (наставником) и младшим (спортсменом) выходят за рамки деловых и спортивных интересов, они достигают личной связи в форме: друг – друг или родитель – ребенок. Эта связь значительно отличается от связи с неизвестным болельщиком.
Контакт между зрителем и спортсменом происходит в основном на спортивном мероприятии. Воздействие на спортсменов, как бы они этого не хотели, болельщики и зрители оказывают однозначно. Само воздействие может оказывать совсем различный эффект на эмоции спортсмена, вследствие этого качество выступление может отличаться.
Зрителей можно разбить на несколько групп в зависимости от отношения к спортсмену:
- зрителей, значимых для спортсмена и реагирующих положительно;
- зрителей, реагирующих положительно, но незнакомых спортсмену;
- зрителей, пассивно наблюдающих за выступлением спортсмена без каких-либо реакций в его адрес;
- зрителей, не проявляющих выраженного интереса к выступлению спортсмена;
- зрителей, реагирующих отрицательно на выступление спортсмена [3].
Дух болельщиков прямо пропорционален качеству и количеству побед спортсменов, которым они сопереживают. Для повышения эффективности спортсменов болельщики решили оказывать поддержку своим любимчикам и деморализовать соперников. Поддержка происходит с помощью лозунгов, крика, речевок, больших баннеров, также поются национальные гимны и гимны спортивных клубов, национальные песни.
В попытках помешать сопернику, сбить его с толку, болельщики используют любые шумовые эффекты: горны, петарды, пиротехнику, барабаны. Эти шумовые эффекты оказывают воздействие на работоспособность спортсменов: стрелки и тяжелоатлеты теряют до 14% своих способностей, точность движений фехтовальщиков понижается в среднем на 16 %.
Спортсмен же может оказывать большое влияние на зрителей, если он имеет большой авторитет и высокую квалифицированность в определенном виде спорта. Кумиры всегда становятся примером подражания, это привлекает к занятию спортом большое количество людей, также происходит копирование модели поведение спортсмена, человек может разделять его жизненную позицию. Ярким примером может послужить экстравагантный ирландец, боец смешанных единоборств – Конор Макгрегор. Его манера поведения привлекает большое внимание, что побуждает болельщиков интересоваться самим спортсменом, видом спорта, которым он занимается, знакомиться с историей Ирландии.
Общение в форме «зритель – зритель» строится вокруг незначительного количества людей. Крепкие связи в таком коллективе строятся на базовых знаниях вида спорта и интереса к нему, такие связи могут в итоге оказаться продолжительными. Состав такой группы людей состоит не только из знакомых, одноклассников, соседей, но и из незнакомых друг другу людей, присоединившихся к группе. Фан-клубы – это наглядный пример организации людей с общими убеждениями и виденьем проблематики спорта. Это полноценный функционирующий механизм, особенно в больших городах, в котором есть все: от органов руководства до собственной символики.
Зрелище на стадионах привлекает большое количество людей, поведение такой толпы имеет свои характерные черты:
- локальное сплочение большого количества людей, заинтересованность зрелищем;
- состояние возбуждения, потеря самообладания и подключение к возбуждающей информации, предрасположенность к эмоциональному и социопсихическому взаимодействию с другими участниками зрелища;
- психоэмоциональное сближение зрителей и социопсихическая готовность к быстрой реакции на любое происходящее действие;
- формирование общего мнения всех зрителей только на победу своей команды. В итоге такой «коллективный разум» задает определенные нормы поведения, реакции на события: ликование и восторг при победе, либо возмущения в случае несогласия с решением арбитра;
- побуждение зрителей посредством вспомогательных стимулов: «кричалки», зажигание «файеров».
Таким образом, любая физкультурно-спортивная активность является катализатором для формирования и развития взаимоотношений между людьми. Из этого можно сделать вывод – одной из важных задач спорта является развитие таких взаимоотношений, в этом есть заинтересованность нашего общества. Универсальность спорта как фактора общения в том, что в процессе взаимодействия между людьми формируются поведенческие установки, и формируется определенный образ жизни.
Список литературы
- Ильин Е.П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
- Кашкарев Ю.А. Олимпийское движение как фактор межкультурных взаимодействий в современном виде // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – №33. – С. 13-21.
- Петров С.В., Сасик А.С. Влияние зрителей и болельщиков на соревновательную деятельность спортсменов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 11. – С. 44-48.
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Педагогическое общение в спорте
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ТРЕНЕРА ДЮСШ
Л. П. Макаренко, ГЦОЛИФК
Педагогическое общение — один из видов профессиональной деятельности тренера в сфере его взаимодействий с юными спортсменами, их родителями, коллегами по работе, администрацией и другими лицами, с которыми он контактирует в процессе своей деятельности. Это способность устанавливать правиль-
ные отношения с отдельными учениками и группой в целом, проявлять искреннее внимание к воспитанникам, убеждать, заинтересовывать, увлекать и вести за собой. Это также способность к внушению, непосредственному волевому влиянию на воспитанника, умение влиять на ребят силой своего примера, а вторите-
том, высокой профессиональной компетентностью, культурой, доброжелательным (нередко доверительным), неформальным характером взаимоотношений с ними.
Чаще всего педагогическое общение направлено на решение конкретных задач воспитательного и учебно-тренировочного характера в создаваемых тренером благоприятных психологических условиях. Око должно протекать на определенном эмоциональном фоне, затрагивать не только сознание, но и чувства ученика. Лишь в этом случае педагогическое общение эффективно.
Образная, эмоциональная речь, умение говорить, разнообразить речь шуткой, доброжелательной иронией, дополнять ее жестами; умение подавать себя в общении с воспитанниками (здесь имеют значение и пластика движений, и осанка, и выражение лица, и взгляд, и спортивный костюм, и прическа) — все это усиливает воспитательное воздействие на учеников слов и действий тренера. Следует добавить еще способность тренера чувствовать эмоциональное состояние воспитанника, «читать по лицу» и понимать, что скрывается за мимикой и другими внешними признаками поведения ученика, иными словами — ставить себя на место юного спортсмена в самых различных ситуациях, ощущать его душевное состояние.
Мы предприняли попытку оценить практическую значимость отдельных умений педагогического общения в работе тренера ДЮСШ. В ходе бесед с тренерами (слушателями факультета усовершенствования при ГЦОЛИФКе) был определен список из 24 пунктов, составляющих умения педагогического общения, которые тренер использует в работе с пловцами групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Затем на одной из всесоюзных конференций тренеров и специалистов по юношескому плаванию с помощью массового анкетного опроса (опрошено было более 120 человек) все эти умения были расставлены в порядке убывания их практической значимости. На первое место необходимо было поставить наиболее значимое, затем сравнительно менее значимое умение и т. д.
Приводим 12 наиболее высоко оцененных умений в той последовательности, которая была придана им в группе тренеров со стажем работы в ДЮСШ плавания более пяти лет:
1. Умение создавать на занятиях мажорный эмоциональный фон личным поведением, манерой общения; словом,
жестом, действием снимать психологическую напряженность.
2. Умение кратко давать на занятиях установку, создавая положительный эмоциональный фон, пробуждая интерес к выполнению заданий; кратко подводить итоги занятия, создавая положительный или негативный (по необходимости) эмоциональный отклик.
3. Умение по ходу занятия входить в контакт, проявляя внимание и доброжелательность, с каждым учеником бригады не менее двух-трех раз.
4. Умение использовать по ходу тренировки различные приемы (не менее трех) мотивации, одобрения или осуждения.
5. Умение подать себя в общении для повышения своего тренерского авторитета, уровня коммуникативных отношений, используя положительные особенности своих личностных качеств.
6. Умение входить в контакт с учеником в крайне затрудненной ситуации (ученик раздражен, возбужден и т. д.), терпеливо выслушивать его.
7. Умение быстро ориентироваться в личности и настроении ученика, давать ему правильную характеристику.
8. Умение управлять своим поведением в процессе общения в условиях напряженной эмоциональной обстановки соревнований или тренировок, контролировать свои эмоции, действия, движения, мимику, речь.
9. Умение видеть свое поведение глазами учеников, давать себе объективную характеристику.
10. Умение использовать иносказания, движения, сравнения для формирования правильных нравственных или предметных установок.
11. Умение проводить краткую воспитательную беседу по горячим следам событий; говорить экспромтом на этические темы.
12. Умение правильно создавать актив: лидера, юмориста-затейника, интеллектуала и т. д.; отмечать «отверженных».
Когда мы анализировали ответы тренеров, нас заинтересовал следующий вопрос. Есть ли различия в оценке названных умений тренерами в зависимости от стажа работы в спортивной школе? Оказалось, что небольшие различия есть. Например, молодые тренеры по сравнению со своими старшими коллегами более высоко оценивают умение входить в контакт со всеми учениками (соответственно первое и третье место), входить в контакт с учеником в крайне затрудненной ситуации (соответственно четвертое
и шестое место), намечать актив (соответственно шестое и двенадцатое место).
Это указывает, как мы думаем, на несколько более демократический стиль общения молодых тренеров со своими учениками. Хорошо это или плохо? Приглашаем читателя к самостоятельному поиску возможного ответа. В педагогической литературе отмечается, например, что молодые учителя общеобразовательных школ нередко судят о своих учениках и отношениях между ними точнее, чем опытные (молодые как бы лучше понимают своих воспитанников). В то же время стереотипность педагогических умений опытных учителей имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы. Не так ли и в среде тренеров детских спортивных школ?
К приведенному перечню можно добавить следующие умения: устанавливать правильные отношения с коллегами, администрацией спортивной школы, родителями юных спортсменов; предотвращать и разрешать конфликты между юными спортсменами, управлять их общением между собой; провести неформальную беседу с учениками в процессе совместных бытовых действий (в спортивном лагере, например); использовать краткий групповой ритуал (традиционную форму группового общения учеников перед соревнованиями); проводить воспитательную беседу с юными спорт. сменами в присутствии родителей; использовать краткое речевое и неречевое общение с учениками в процессе совместных подвижных и спортивных игр; пробуждать дух спортивного соперничества между учениками на тренировке; вовремя пошутить, к месту рассказать
краткую притчу, проявлять находчивость и изобретательность в общении с учениками; переключать внимание в процессе группового общения с одного ученика на другого и видеть по возможности лица всех учеников группы; разбираться в настроении ученика, его желании тренироваться на данном занятии с полной отдачей и т. д.
Несколько слов о трудностях, с которыми тренеру приходится сталкиваться в общении с юными спортсменами. Опрос тренеров ДЮСШ (оценивалась степень трудности в общении различного характера) показал следующее. Наибольшие затруднения, по мнению тренеров, имеющих стаж работы с юными пловцами более 5 лет, возникают в общении воспитательного характера с одним учеником. Степень трудности в общении предметного характера с одним учеником или группой учеников, а также в общении воспитательного характера с группой учеников практически одинакова и заметно ниже, чем в первом случае. Это следует учитывать в работе над повышением профессионально-педагогического мастерства.
Дополнительный материал о различных сторонах педагогического общения тренера с детьми и подростками можно найти в следующей литературе издательства «Физкультура и спорт»:
Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981. 375 с.
Макаренко Л. П. Юный пловец. М., 1983. 288 с.
Станкин М. И. Спорт и воспитание подростков. М., 1983. 104 с.
МЕДИЦИНА И ПЛАВАНИЕ
О. И. Пастухов, врач ДЮСШ
«Динамо» (Краснодар)
В современном спорте управление тренировочным процессом становится все более сложным делом, требующим срочной информации о функциональном состоянии организма спортсмена, его готовности к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Провести
срочную оценку функционального состояния органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма спортсмена, можно по данным регистрации омега-потенциала по методу, который был предложен А. Г. Сычевым и Н. И. Щербаковой.
Особенности уточнения категории «общение» в сфере физической культуры и спорта
педагогические науки
- Калита Михаил Викторович , старший преподаватель
- Алтайский Государственный Педагогический Университет
- СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ АСПЕКТ
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
- ОБЩЕНИЕ
- ЭМПАТИЯ
Похожие материалы
Общение в последнее время стало предметом специального анализа философов (Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, А.А. Брудный, В.М. Соковнин), социологов (Я. Щепаньский, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), психологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С.Кузьмин, А.А. Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, А.В. Петровский), педагогов (С.В.Кондратьева, Т.Е.Конникова, Х.И.Лийметс, Т.А.Мальковская, Л.И. Новикова), психолингвистов (А.А. Леонтьев, Р.М. Фрумкина, А.П. Василевич). Так как проблема общения достаточно сложна и многоаспектна, различные научные дисциплины определяют общение по-разному. И каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание.
Общение – процесс контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельность непосредственного партнера (партнеров), создающийся условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых или неречевых средств, в ходе которого сохраняются и изменяются отношения среди участников совместной деятельности.
Из этого следует, что межличностное общение — важнейшая форма взаимовлияния людей, и его необходимо отличать от понятий предметной деятельности, взаимодействия, взаимоотношений [1].
Деятельность человека характеризуется совокупностью предметно-ориентированных действий. Ввиду этого в спорте выделяют следующие виды этих действий: индивидуальные, групповые и командные.
Вместе с тем, в групповой или командной спортивной деятельности существуют все три вида действий. Отсюда следует, что игровое и другое взаимодействие участников является частью их коллективной совместной деятельности в результате их межличностного общения.
Это позволяет сделать вывод, что спортивная деятельность — это совокупность индивидуальных, групповых и командных предметно-ориентированных действий (операций) и межличностного общения.
Из этого понятно, что групповое взаимодействие и распределение функций в командных и коллективных видах спорта требует организации совместных действий, которая обеспечивается общением. При этом необходимо отметить, что общение выступает в качестве важного компонента предметно-ориентированных действий, однако от предметной деятельности его отличает направленность на партнера (субъективная направленность).
Межличностное общение обычно характеризуется с двух сторон (внешней и внутренней). Внешняя сторона общения — это коммуникативное поведение партнеров. Рассмотрение их межличностных контактов в совместной деятельности начинается с анализа обращений.
Внутреннюю сторону общения составляют:
- особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
- эмоциональные переживания;
- мотивы и цели контактирования;
- изменение установок, отношений, мотивации, состояния и др.
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения и межличностное общение не сводятся к внешне наблюдаемым «разговорам», речевой коммуникации [7].
Если считать верным утверждение, что общение — это связь взаимодействующих людей, взаимный обмен информацией и эмоциями, то из этого можно сделать следующий вывод о том, что взаимодействие основано на общении. При этом ведущим является общение между партнерами и между соперниками. Отсюда понятно, что общение выступает как немаловажная составная часть спортивной деятельности [5].
Выделяют следующие основные признаки общения как научного понятия:
Общение — это вид коммуникации, присущий взаимодействующим людям, в ходе которого происходит обмен эмоциями, т.е. сопереживание.
Общение — это взаимный процесс, обоюдосторонняя связь [3].
Общение — форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности, необходимое условие формирования личности. Только взаимодействуя с другими людьми, происходит становление личности и формирование самосознания. При чувстве симпатии общение развивается быстро и эффективно.
На процесс восприятия оказывают влияние в первую очередь личностные особенности, а результат межличностного восприятия — это, в свою очередь, взаимная оценка партнеров по общению, что в конечном счете свидетельствует о достижении взаимопонимания. Взаимопонимание же стоит в прямой зависимости от эмпатии [4].
Общение, как и деятельность является условием формирования личности, общности переживаний [6].
Общение обозначает все формы связи и отношений. Более того, в творческой деятельности общение являет собой культуру становления и развития личности, основу обучения и воспитания. Общение можно определить и как взаимодействие людей на разных уровнях, содержанием же взаимодействия является взаимное познание.
Взаимодействие — это объективная связь людей, распределение конкретных функций между ними при определенных условиях, таких, например, как желание работать или не работать, заниматься или не заниматься спортом, действовать или не действовать.
Взаимодействие в сфере физической культуры и спорта осуществляется в специфических условиях, при которых бывает трудно встать на точку зрения другого человека в силу разницы в квалификации, возрасте, статусе и т.п. Процесс взаимодействия характеризуется не только общением людей, но и их обособлением, что является, в свою очередь, другой стороной социального взаимодействия. Личность стремится к обособлению, необходимому для формирования индивидуальности [2].
Общение есть само по себе деятельность, а как деятельность физическая культура имеет мотивационный, целевой и исполнительный элементы. Вместе с тем необходимо отметить, что мотивация общения не всегда совпадает с мотивацией деятельности, стороной которой она является.
Побудительным моментом деятельности выступают потребности. Они-то и вызывают к жизни информационную связь, коммуникацию. Последняя является деятельностью, удовлетворяющей потребности людей. Это позволяет сделать вывод, что общение — это жизненно важная деятельность индивидов, регуляция поведения и отношений, фактор достижения целей, удовлетворения своих потребностей, процесс обмена переживаниями.
В сфере физической культуры имеется два подхода при изучении межличностной коммуникации. Один рассматривает ее как компонент совместной деятельности, согласования совместных действий. При другом она исследуется как форма социальной связи, самостоятельный вид человеческой деятельности.
Таким образом, общение представляется не только источником и условием жизнедеятельности людей, но и формой связи, процессом понимания людьми друг друга. В сфере физической культуры и спорта это позволяет определять общение как социальную форму связи, основанную на взаимном обмене информацией, детерминированную системой господствующих общественных отношений и содержанием деятельности.
При выделении спортивно-игрового аспекта спортивной деятельности общение необходимо рассматривать, прежде всего, как способ проявления их отношения к успешным или неуспешным действиям партнеров.
В условиях взаимосвязанной деятельности возникает стиль общения команд. При этом нужно заметить, что для снятия излишнего напряжения, поддержки товарищей, благоприятной психологической атмосферы, необходимого группового настроения необходима организация рассматриваемого процесса.
Во всяком процессе общения человек стремится к созданию условий для взаимопонимания. Внешнее проявление этого процесса — способность человека к сочувствию, сопереживанию, симпатии и т.п., а внутренней основой является способность представить себя на месте партнера, идентифицировать себя с ним.
Этот аспект представляет особый интерес в сфере физической культуры по причине его тесной связи с решением проблем комплектования спортивных команд и взаимоотношениями между их членами.
Список литературы
- Гогунов Е.Н. Мартьянов Б.И. «Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 288 с.
- Гончаров В.Д. Человек в мире спорта. М., ФиС,1978 – 96 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание», М: Просвещение, 1987 – 287 с.
- Психология: учеб. для ин-тов физ. культ/под ред. В.М. Мельникова – М.: ФиС, 1987 – 367 с.
- Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для институтов физ. культ/ под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц. Пуни – М.: ФиС, 1979 – 143 с.
- Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987 – 224 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте – М.: ФиС, 1980 – 208 с.
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общение является необходимым условием человеческого существования: наряду с трудовой деятельностью общение с помощью языка помогло людям выделиться из животного мира.
Под общением понимается связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Установление психического контакта между людьми – важнейшая роль общения.
Нередко как синоним термина «общение» употребляют термин «коммуникация». Однако коммуникация имеет более широкое значение. Чаще всего под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, как в живой, так и неживой природе, где имеет место передача информации. Общение же является специфической формой взаимодействия, присущей только человеку.
В процессе общения осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие людей; выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов; достигается взаимопонимание; происходит передача и усвоение привычек, стиля поведения; создаются сплоченность и солидарность, характеризующие коллективную деятельность.
Общение – это не только духовный, но и материальный процесс. В нем происходит не только обмен мыслями, чувствами, но и обмен опытом, умениями и знаниями, предметами деятельности. Общественная сущность человека раскрывается в материальном и духовном общении.
Общение с себе подобными является одной из важнейших потребностей человека и важнейшим условием его психического развития.
В структуре общения выделяются три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Коммуникативный и интерактивный аспекты обеспечивают взаимодействие людей, так как им надо не только обменяться информацией, но и наладить совместную деятельность; Перцептивный аспект обеспечивает восприятие людьми друг друга.
По содержанию информация делится на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Осведомительная информация – это просто передача сведений об объекте, констатация факта.
Регулятивная информация – это побуждение человека к действию. Эмоциональная информация рассчитана на возникновение у человека тех или иных чувств. Всякая информация представляет единство этих трех аспектов ее содержания. Преобладание одного из них определяется целями сообщения.
В реальном процессе общения информация не только передается, но и формируется, развивается, уточняется. Общение неразрывно связано с процессом познания.
В условиях общения многие познавательные психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной деятельности. Науке и практике известны случаи нарушения психической деятельности у людей, находящихся в условиях вынужденной длительной изоляции, т. е. лишенных возможности общаться с другими людьми.
Познавая другого человека в процессе общения, познающий формирует в своем сознании его образ, который включает внешние черты, личностные качества, общественное положение и т.д. Без знания других людей невозможно не только общение, но и существование человеческого общества.
Взаимосвязь людей в процессе общения является обязательным условием существования любой человеческой группы или коллектива.
Виды и средства общения
Классификация видов общения осуществляется по разным признакам.
По контингенту участников общение может быть межличностным, лично-групповым и межгрупповым. Межличностное общение – это общение между отдельными членами первичного коллектива во время выполнения деятельности или вне ее. Примером лично-группового общения является общение руководителя с группой, коллективом. Межгрупповое общение предполагает взаимодействие двух групп. Характерный пример проявления межгруппового общения – командные соревнования в спортивных играх.
По продолжительности общение может быть длительное и кратковременное.
По степени завершенности выделяют два вида общения – законченное и прерванное (в зависимости от законченности темы, разговора, совместного действия, которые были предметом общения).
По включенности в основную деятельность общение можно разделить на деловое и внедеятельностное.
По направленности общение может быть личностно ориентированное и социально ориентированное.
Большинство авторов обязательно включают в свои классификации следующие два вида общения – непосредственное и опосредованное.
Непосредственное общение – это общение «лицом к лицу», когда общающиеся люди непосредственно контактируют друг с другом. В нем используются все средства, доступные нашим органам чувств. Это наиболее древний, изначально существующий вид общения, в котором наиболее эффективно используются каналы обратной связи.
Опосредованное общение – это общение посредством других людей, а также с помощью различных средств связи. В настоящее время в значительной степени совершенствуется и расширяется опосредованное общение.
В различных видах общения используются разнообразные его средства. Условно их можно разделить на две большие группы: речевые и неречевые.
Важнейшим средством общения и его необходимым компонентом является язык, устная и письменная речь. Причем устная речь – основная форма непосредственного общения, а письменная – опосредованного общения.
Средствами речевого общения являются художественная литература и искусство. Они универсальны в том смысле, что не ограничены во времени и пространстве.
Среди неречевых средств общения следует выделить мимику и жесты, которые могут усиливать или ослаблять впечатление от устной речи. Внешние выразительные движения используются в непосредственном общении. Жесты и мимика могут быть средствами общения, нести определенную информацию, потому что они являются социально обусловленными, как общение в целом. Однако одни и те же жесты у разных народов часто имеют разное значение. Например, у русских людей движение головой сверху вниз означает согласие, а слева направо – несогласие, а у болгар – наоборот.
К формам непосредственного общения относится передача информации путем тактильно-мышечной чувствительности. Например, крепкое рукопожатие говорит о доброжелательном отношении партнера.
По мышечному напряжению различных частей тела борец может узнать о намерениях своего соперника.
В сфере материальной деятельности человек использует не только речь, жесты, но и различные предметы, вещи. Например, хирургическая операция осуществляется благодаря сложному взаимодействию медицинского персонала с помощью хирургических инструментов. Общение спортсменов во многих спортивных играх (футболе, волейболе, баскетболе) осуществляется посредством мяча и т.д.
Особым средством общения является внешний облик человека. Он состоит из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – это выражение лица (злое, доброе, презрительное, настороженное и др.), которое возникает под влиянием мыслей, чувств, настроений, отношений человека и оказывает сильное влияние на формирование образа партнера по общению.
В совокупности все используемые средства общения помогают людям правильно понимать друг друга и наиболее эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.
Основные функции общения
Главной целью общения является усвоение человеческого опыта. Она реализуется в трех основных функциях: информационно-коммуникативной, экспрессивно-коммуникативной и регулятивно-коммуникативной.
Информационно-коммуникативная функция – это передача и усвоение информации. В процессе общения содержанием информации могут быть научные, практические, житейские знания, навыки и умения использовать эти знания при решении конкретных задач.
Экспрессивно-коммуникативная функция – это обмен чувствами, эмоциями, настроениями. Эмоции являются одним из древнейших инструментов человеческого общения. Понять закономерность их возникновения невозможно без анализа общения человека с другими людьми. Эта функция имеет особенно большое значение в процессе общения тренера со спортсменом. Эмоциональное состояние тренера воспринимается спортсменом иногда намного острее, чем успокаивающие или подбадривающие слова – особенно перед соревнованием.
Регулятивно-коммуникативная функция – это поведение общающихся людей, которое определяется их взаимопониманием. Она проявляется, когда человек стремится воздействовать на других людей с целью изменения их поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений. Эта функция позволяет четко организовывать, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие.
Взаимопонимание – многоплановый процесс, включающий представление людей не только друг о друге, но и о самих себе, о том, как их воспринимают партнеры по общению. При адекватных представлениях отношения между людьми складываются правильно; при неадекватных – становятся напряженными и разлаживаются, вплоть до конфликтов.
По социально-деятельностному признаку различают следующие функции общения:
инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия);
синдикативную (общение становится средством объединения людей);
функцию самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.);
экспрессивную (взаимопонимание переживаний, эмоциональных состояний);
функцию социального контроля (регламентация поведения и деятельности);
функцию социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).
Общение и личность
Личность как субъект общения определяют следующие характеристики:
типологическая (определяет типологические свойства личности и их реализацию в общении);
статусная (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах);
диспозиционная (определяет фиксированную в социальном опыте личности предрасположенность к общению);
функциональная (определяет функции личности как субъекта общения);
технологическая (определяет уровень коммуникативной компетенции личности, степень владения навыками социально-психологического взаимодействия).
На основе перечисленных характеристик личности формируется ее психограмма как субъекта общения. В кратком изложении она выглядит следующим образом.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.