Мораль нормы поведения

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "мораль нормы поведения" с детальным описанием.

Нравственные нормы поведения

Нравственные нормы похожи на правовые. Все дело в том, что они осуществляют роль главного механизма, с помощью которого формируется человеческое поведение. Таким образом, нормы морали сегодня представляют собой неписаные правила и законы, которые сложились в ходе нескольких тысячелетий человеческого существования. В правовом же поле законы закреплены юридически.

Нравственность в культуре

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

На чем формируется здоровая личность?

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя – Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он – Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Мораль вчера и сегодня

Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.

Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.

Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает нравственные нормы, его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.

Принять моральные законы для себя – выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.

Какими бывают нравственные нормы?

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Значение морали

Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы – это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.

Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража – это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.

Особенность морального воспитания

Стоит понимать, что нравственная моральная среда сама никогда не сформируется. Человек должен выстраивать правильные отношения по закону и этике. Он должен непрестанно работать над собой. Школьники изучают негласные правила морали на уроках истории, литературы, обществознания и других факультативах. Однако, вырастая, они попадают в общество, где чувствуют себя беззащитными и даже беспомощными. Вспоминая себя, когда в первом классе с ужасом вышли к доске, чтобы решить пример.

Таким образом, мы видим, что благочестие сковывает и делает раба из человека в том случае, если моральные ценности извращены. И подстраиваются под материальные интересы определенной группы людей.

В заключение

В современной жизни выбор правильной дороги на жизненном пути беспокоит личность меньше, чем социальное неблагополучие и дискомфорт. Мамы и папы хотят больше, чтобы их ребенок выучился и стал отменным специалистом, чем здоровой личностью. Сегодня важнее вступить в брак на материальной основе, чем познать истинную любовь. Получается так, что родить ребенка гораздо важнее, чем ощутить истинную потребность женщины в материнстве.

Еще статьи:  Послеродовая депрессия симптомы и признаки как бороться

Таким образом, поведение человека и нравственные нормы между собой тесно связаны. Помните, что, задумываясь о моральных ценностях, вы не должны отождествлять их с регламентом. Выполнение этих правил должно исходить из вашего собственного желания.

Моральные принципы. Морально-этические принципы

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе – чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример – принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Моральные нормы: непринудительная обязанность

Мораль и этика каждого из людских сообществ находятся в состоянии перманентного развития. Меняются их рамки, отношение социума к различным поступкам также непостоянно. То, что лет пятьдесят назад казалось совершенно недопустимым, сегодня может восприниматься в качестве нормы поведения, и,наоборот, вполне простительный и обыкновенный поступок из прошлого сегодня считается верхом неприличия.

Еще статьи:  Женщина больная шизофренией

Неписаные моральные нормы. Особенности понятия

Моральные нормы, в отличие от законодательных регламентов, считаются правилами неписаными. Человек, не нарушивший ни одной из статей Уголовного кодекса, тем не менее, может слыть негодяем и быть презираемым окружающими. Примером может служить неразборчивость в сексуальных партнерах, частая и беспорядочная их смена, которую осуждаемая персона не считает нужным скрывать. Грубость, лживость, зависть и прелюбодейство в большинстве современных государств уголовно ненаказуемы, но обществом порицаются. Однако социальные институты не во всех случаях столь мягко относятся к нарушениям принятых систем поведения, некоторые моральные нормы закреплены законодательно. Их выполнение обязательно для всех граждан.

Моральные нормы разных цивилизаций

Людоедство и многоженство считались вполне обычными явлениями среди народов, населявших Полинезию. Когда острова были открыты европейцами, между аборигенами и колонизаторами начались конфликты, инициаторами которых, как правило, становились представители христианских конфессий. Зачастую борьба с дикими обычаями велась достаточно жестокими методами, которые сами по себе были бесчеловечными. Однако моральные нормы вновь прибывших более цивилизованных захватчиков вполне допускали убийство с целью противостояния таким преступлениям, как свальный грех и каннибализм. В то же время в Европе существовал варварский обычай дуэли, и смерть одного из ее участников, как правило, не вызывала уголовного преследования победителя. Полигамия и разврат, характерные для средневекового общества, также считались делом обыкновенным, но при условии того, что соблюдались морально-этические нормы. Это означало, что пороки попросту скрывались.

Моральные нормы и юриспруденция

В настоящее время большинство уголовных законов разных стран подвергают преследованию воров и убийц. Таким образом, лишь две из десяти Божьих заповедей нашли свое отражение в Уголовных кодексах. Тем не менее, последние представляют собой достаточно объемные тома, в которых четко и понятно расписаны наказания за различные провинности, начиная от хулиганства, заканчивая тяжкими преступлениями против личности. Этической стороне преступления также уделяется внимание, например, если оно совершено с особым цинизмом, это считается отягощающим обстоятельством. Однако любое уголовное законодательство призвано, скорее, устрашать потенциальных правонарушителей, чем взывать к их человечности.

Моральные нормы – это свод правил, разъясняющих, какое поведение в данном социуме считается достойным, а какое нет. При этом всеобщих и универсальных установок практически не существует. В настоящее время созданы корпоративные этические кодексы как для представителей отдельных профессий (врачей, учителей, нотариусов, военнослужащих и т.д.), так и внутри крупных коммерческих компаний. Собственные моральные нормы есть даже внутри преступных сообществ, и они очень жесткие. Нарушение общих правил, пусть и не имеющих юридической силы, как правило, влечет за собой исключение из профессиональной корпорации, а порой и более серьезные меры воздействия.

Мораль и нравственность

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют ввиду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни.

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль

Нравственность

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея).

Что мы узнали?

Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали, качество человека, который уважает других людей, животных и природу, готов прийти на помощь, соотносит свое поведение с устоявшимися в обществе правилами.

Право и мораль.

Соотношение права, морали и обычая.

Соотношение права и морали заключается, в первую очередь, в том, что и то, и другое является регулятором поведения в обществе. Еще один немаловажный термин в изучении поведения – обычаи. Обычай – это самый древний вид правил поведения людей. Он не требует доказательств и аргументации, потому что «так заведено испокон веков». Обычай отражает природное стремление человека к стабильности. Его тяжело разрушить (вспомните всех своих знакомых, не готовых к каким-либо переменам), но иногда это необходимо, потому что нередко обычаи тормозят развитие общества. В данном контексте синоним обычая – привычка. Церковь когда-то привыкла думать, что факт вращения Земли вокруг солнца – ересь, поэтому Джордано Бруно сгорел на костре. Однако его смерть дала толчок к перелому обычая, и теперь церковь считает, что вращение Земли вокруг Солнца – результат божьей воли. Стереотип был сломан.

Но вернемся к морали и праву. Нормы морали возникали не менее стихийно, чем обычаи. Различие в том, что эти нормы были обусловлены соображениями понимания другого человека, сочувствия, сострадания, чувства долга, короче говоря, – соображениями гуманности.

Еще статьи:  Как защитить себя от завистников на работе?

Главный принцип в соображениях гуманизма – «золотое правило морали», то есть «как ты с людьми, так и люди с тобой». Как видим, некоторое эгоистическое начало в этом все же присутствует – ты мне, я тебе – взаимовыгодное сотрудничество.

Право – это политически, экономически и социально защищенный регулятор поведения в обществе. Право возникло на основе морали. Точнее говоря, правовые нормы возникли из моральных норм.

Когда впервые вождь племени в какой-нибудь Месопотамии сказал, что отбирать добычу у твоего соседа охотника не хорошо, появились нормы морали. Потом этот же вождь подумал и решил, что его авторитет не всегда играет роль, и соплеменники продолжают воровать. Тогда он вышел на собрании племени и заявил, что тот, кто будет уличен в воровстве, будет изгнан из племени без имущества и оружия на съедение диким зверям. Так появилась норма права, и право вообще.

Выходит, что мораль несовершенна. Причина несовершенства в том, что моральные санкции за нарушение моральных норм слишком теоретические, непрактичные (гнев богов, порицание общественностью и т.д.). Возникла необходимость в более принудительных моральных нормах – так и появилось право.

Право, в отличие от морали, выступает более мощным стимулом к определенному поведению.

Единство права и морали.

Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.

  1. Мораль и право, как система социальных норм универсальны, то есть они распространяются либо на все общество, либо (изредка) на какую-то значительную социальную группу (например, группа – охранники правопорядка, у которых есть свои предписания, законы, права, обязанности, как моральные, так и правовые).
  2. У норм права и морали общественные отношения являются единым объектом регулирования. То есть у них – один и тот же объект, на который направлено воздействие – поведение людей в обществе.
  3. И те, и другие нормы являются источником общественного волеизъявления. Общество само придумало для себя же моральные и правовые нормы.
  4. И те, и другие нормы произошли в процессе разложения обычаев первобытного общества. То есть они возникли тогда, когда обычаи стали несовместимы с развившимися убеждениями и мировоззрениями человеческой личности.
  5. И те, и другие нормы имеют похожую структуру. Следовательно, и правовые и моральные нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкций.

Различия права и морали.

Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

  1. Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
  2. Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
  3. Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
  4. Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
  5. Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.

В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.

При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?

Основные правила нравственного поведения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Нравственность – это приобретенное качество личности, следование определенным правилам, с которыми согласуется принятие решения по тому или иному действию в отношении окружающих. Она почти всегда опирается на религиозную мораль, местные обычаи, философские воззрения или на семейные традиции. Многими она представляется синонимом моральности или этичности. Таким образом, то, что будет нравственным для одних, для других может считаться недопустимым. Структура нравственности зависит от социальной направляющей.

Качества нравственного поведения

Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.

Жертвенность

Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека. Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:

  • Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.
  • Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.
Еще статьи:  Понятие личность ввел

Справедливость

Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям. С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.

Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.

В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.

Предварительное осознание действий

Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным. Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой. В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.

Сочувствие

Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент. Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон. Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ. Оно является одним из необходимых условий здорового общества.

Благотворительность

Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение. Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.

Благоговение

Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений. Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел. Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.

Правила нравственного поведения

Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:

  • Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
  • Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.

Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»

  • Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
  • Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
  • Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами. Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
  • Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.

Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.

О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.

Понятия поведения, мораль, нравственность.

Поведение, система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. Общими предпосылками Поведение живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, которая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на который направлено Поведение, поскольку он заключает в себе цель Поведения; наличие определённой программы Поведения и механизма оценки эффективности её выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают Поведение на биологическом, психологическом и социологическом уровнях; этому соответствуют и уровни изучения Поведения.

Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

Общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого феномена; различием в методологических установках различных направлений этической рефлексии и т.д. Понимая проблематичность любых дефинитивных опытов, все же следует предложить вариант рабочего определения морали, который может выглядеть следующим образом: мораль – это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла.

Целесообразно вновь зафиксировать “регулятивную идею” или смысл морали (стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека), который, вероятно, должен постоянно присутствовать “за кадром” структурно-функционального анализа этого своеобразного явления духовного бытия. Кроме того, необходимо еще раз оговориться, что понятия “мораль” и “нравственность” употребляются в книге как тождественные, хотя в истории этики встречались попытки (там, где для этого имелись языковые возможности) их разведения.

Еще статьи:  Интеллект по местам

Проблема специфики морали (дискуссионная и незавершенная, как большинство этических проблем) связана, в первую очередь, с такими специфическими особенностями морали как ее внеинституциональный характер и отсутствие четкой локализации. Последнее, т.е. своего рода “вездесущность” морали, ее растворенность во всех видах человеческих отношений, особенно затрудняет попытки ее строго научного исследования. Осмысление специфики морали предполагает также изучение характеристик ее структурных компонентов и своеобразия функционирования, что, в совокупности, позволяет понять ее уникальность.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне. В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, под-крепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А. Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности. Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого. Видеть и слышать другого – значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования. Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека. Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения – это действия для другого и в пользу другого. Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here