Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "кризис 3 лет у ребенка психология памятка" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Памятка для родителей “Кризис 3 лет”
- 2 Памятка для родителей “Кризис трёх лет”
- 3 «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
- 4 «Психологические особенности ребенка 3–4 лет» (кризис 3-х лет)
- 5 «Психологические особенности ребенка 3–4 лет» (кризис 3-х лет)
- 6 Кризис трёх лет у детей: советы родителям
- 7 Людмила Петрановская: если ребенок в истерике — оставьте его в покое
Памятка для родителей “Кризис 3 лет”
Опубликовано: 23:06:39 04-12-2015
О кризисе 3 лет (Рекомендации родителям детей 2,5 – 3,5 летнего возраста)
Знание о психологии ребенка 3 лет очень важная информация для родителей. От правильного поведения родителей в этот период развития зависит благополучный прогноз эмоционального и психического здоровья ребенка.
У детей раннего детства стремительно нарастает тенденция к самосотоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в словах “Я сам!”, которые и являются свидетельством кризиса 3-х лет.
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .
- Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
- Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
- Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
- Своеволие . Стремится все делать сам.
- Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
- Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
- Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция “Я сам” . Ребенок познает различие между “должен” и “хочу”.
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении “могу”: он должен научиться соотносить свое “хочу” с “должен” и “нельзя” и на этой основе определить свое “могу”. Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции “хочу” (вседозволенность) или “нельзя” (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем “безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность” (Э.Эриксон).
Если ребенок часто устраивает истерики?
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему?
Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть?
Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
Памятка для родителей “Кризис трёх лет”
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Это – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых современной перестройки. Кризис трех лет имеет определенные характеристики.
Негативизм. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребенок хочет все сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса трех лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.
Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?
Что нужно знать о кризисе трех лет?
В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»
- Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
7 основных признаков кризиса
Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».
2. Упрямство
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».
Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.
3. Деспотизм
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.
4. Симптом обесценивания
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.
5. Строптивость
Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.
Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.
6. Бунт
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».
7. Своеволие
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.
Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.
Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям
Что делать родителям?
В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.
Как справиться с капризами и истериками?
В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?
- Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
- Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
- Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.
Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:
- оставаться спокойными, не показывая раздражение;
- предоставить ребенку внимание и заботу;
- предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
- узнать причину подобного поведения;
- отложить разговор до окончания скандала.
Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.
Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.
«Психологические особенности ребенка 3–4 лет» (кризис 3-х лет)
«Психологические особенности ребенка 3–4 лет» (кризис 3-х лет)
Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет.
Сегодня я предлагаю поговорить о возрастных особенностях ваших детей.
Взрослым не всегда бывает понятно, почему ребенок ведет себя не так, как им хочется. Кто-то начинает искать причины в наследственности, кто-то считает, что бабушки и дедушки разбаловали, кто-то полагает, что ребенок, что научился вести себя плохо в детском саду у других детей. А о том, что существует специфические возрастные особенности, которые могут обусловить такое поведение ребенка, родители задумываются редко, а порой они просто этого не знают.
Я полагаю, что всем знакомо такое понятие, как «кризис». Мы с вами знаем, что существует экономический кризис, кризис семейной жизни и т. д. но наряду с ними есть и возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные по времени периоды переходы в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Одним из таких возрастных кризисов является кризис трех лет. Я предлагаю познакомиться с основными проявлениями, а вы попробуете сопоставить их с тем, что вы записали в каплях дождя.
Основные проявления кризиса трех лет
1. Негативизм. Эта реакция заключается в том, что ребенок отказывается делать то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «не трогай!», «Ешь быстро!» и др. негативизм отличается от непослушания. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Ученые говорят о том, что негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных детей, например, только мамы или папы или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.
2. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребёнок, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течении долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и очень хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!» зачастую родители, встав на позицию «кто кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случаи проявляется тенденция к самостоятельности.
5. Протест-бунт проявляется в том, все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые превязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценности, обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может их бросать,
7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремиться к власти потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Совпадает ли описание кризисных характеристик с проявлениями ваших малышей? Для того чтобы понять, что же можно предпринять в острой ситуации в общении с ребенком, важно знать:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться до 19 раз в день.
Что же могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку легче пережить кризисный период?
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к своему сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять заруку и увести.
Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «посмотрите, какая девочка, ай-ай-ай! Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, как я у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «а что за окном делает ворона?» Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Важно помнить, что любой кризис заканчивается рано или поздно, и, переживая его, ребенок становится на ступеньку выше в своем развитии. А в период кризиса трех лет ребенок приобретает новое качество, как самостоятельность. Я смею надеяться, что наша сегодняшняя встреча была полезной.
Кризис трёх лет у детей: советы родителям
Основная задача детского кризиса трёх лет – это сепарация, что означает эмоциональное и физическое отделение дитя от матери. В этом возрасте начинается этап обретения своего «Я», когда ребенок начинает ощупывать свои границы: что он может, насколько способен повлиять на ход событий в той или иной ситуации. Иными словами, он начинает проверять свою значимость. И от того, насколько правильно и грамотно родители помогут справиться ему с этим периодом, настолько будет удачной и счастливой вся его дальнейшая взрослая жизнь.
Признаки кризиса трех лет:
- Упрямство,
- Негативизм,
- Жадность,
- Обесценивание,
- Ворчливость,
- Постоянное «нет» на все предложения.
Родителям в этот момент важно понимать, что дочь или сын не делает это специально, чтобы разозлить взрослых. В этот момент они пробуют себя, выясняя, в какой мере могут повлиять на свой маленький внешний мир, как их слова и действия способны отразиться на том, что будет происходить вокруг.
Почему кризис трёх лет так важен
К 4 годам у ребенка формируется 85 процентов нейронных связей. При рождении развито всего лишь 15%. Получается, что как раз на момент кризиса происходит окончательное формирование нервной системы. Поэтому от того, как родители поведут себя с малышом в этот период, будет зависит его дальнейшие отношение к миру.
Проявления кризиса и как правильно реагировать на них
Основой удар упрямого поведения приходится на самого близкого человека. Именно с тем, с кем ребенок связан больше всего, он и будет себя плохо вести. Это объясняется тем, что как раз к самому родному и близкому человеку у малыша наибольшее доверие.
И именно с этим человеком он может в безопасности проявлять все свои негативные эмоции. Как бы странно это не звучало, но именно от близкого ребенок получает своеобразное разрешение перейти на следующий уровень и устанавливать те или иные границы своего поведения.
Ребенок не способен успокоиться. Дело в том, что малыш в этом возрасте не может, а точнее не умеет, успокаиваться самостоятельно. Требования успокоиться, да ещё и в приказном порядке, вообще не работают.
Весь секрет в том, что у детей в этом возрасте более активно функционирует правое полушарие, ответственное за эмоциональность и отвечающее на вопрос «как», а не левое полушарие, которое отвечает на вопросы «зачем» и «почему». Поэтому, когда взрослые успокаивают малыша, он в этот момент не слышит, что ему говорят, а обращает внимание только на то, как ему говорят слова успокоения, он воспринимает то, как они произносятся, в каком тоне, слышит тембр голоса.
Если родители хотят успокоить свое чадо, прежде всего они должны успокоиться сами.
Дети в этом возрасте развиваются только через игру. Задача родителей обеспечить пространство, где ребенок может играть и познавать окружающий мир. Все игры, связанные с мелкой моторикой: пересыпания круп, оригами, необходимы. Все это позволяет формировать связь между двумя полушариями.
Взаимоотношения
Современные дети в этом возрасте – бунтари и прилипалы. Это происходит в силу того, что взрослые нашего столетия очень мало уделяют внимания собственным детям – технический прогресс способствует этому (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки). А ребенку просто необходимо это внимание, и он начинает прилипать к взрослым, восполняя, таким образом, его недостаток. Родители, в свою очередь начинают говорить ему сплошные «нет».
Основное правило взрослых – на одно «нет» всегда нужно говорить два «да». Если родители что-то запрещают, тут же надо что-то разрешить. Ребёнок должен получать альтернативу того, что он может делать.
В этом возрасте дети могут просто не слышать взрослых. Это не целенаправленное действие с их стороны. Они настолько бывают поглощены своими мыслями, что и вправду не замечают происходящего. Задача родителей – спокойно обратить внимание на себя, положив руку на плечо или погладив по голове.
В этот период происходит формирование самооценки маленького человечка. Очень важно не культивировать в подобный момент времени чувство вины: «Посмотри, кто такой грязный стоит?» или «Как так можно было сделать?» В этом возрасте сохранять чистоту – это не задача ребенка. Его задача – расти и развиваться, и как раз родители и должны обеспечить ему комфорт и уют в период его развития. Здесь очень важно дать ему навык, как исправить ту или иную ситуацию. Не просто словесно зафиксировать факт поломанной игрушки или рассыпанного конструктора, а предложить вместе починить или собрать что-либо.
Важно не перегружать ребенка в этом возрасте. Сейчас очень модна тема раннего развития. И соблазн отдать своё чадо на какой-нибудь кружок очень велик. Но стоит помнить, что в этот период происходят физиологические важные процессы в детском организме, идет развитие всех внутренних органов. На это должны уходить основные силы.
Сконцентрированное внимание малыша трехлетнего возраста по времени длится не более 10-15 минут. Именно в этот период взрослые должны успеть интересно преподнести информацию в виде сказки или игры. Только таким образом его можно чему-то научить.
У каждой детской истерики есть свои причины. Важно помнить, что все причины носят объективный характер и не один ребенок не устраивает истерику просто так, чтобы позлить родителей специально и намеренно. Задача взрослых – не только знать и понимать эти причины, но и помочь исправить ситуацию, успокоиться. Сделать все возможное, чтобы он не чувствовал себя плохим.
reading together
4 фразы, которые помогут справиться ребенку с кризисом трёх лет
«Я тебя люблю таким, какой ты есть». Родителям важно донести до ребенка, что они его принимают любого со всеми его как положительными, так и отрицательными качествами.
«Я даю тебе право пробовать себя». Взрослые просто обязаны дать понять своим детям, что всегда будут рядом во время того, как они будут познавать мир, подстрахуют и поддержат в той или ситуации.
«Ты можешь задавать мне любые вопросы и говорить, что ты чувствуешь». Взрослым также должны всем своим поведением показать, что они именно для того, чтобы все рассказать об устройстве этого мира. Сказать своему чаду о готовности принять от него любую эмоцию и помочь правильно с ней справиться.
«Я могу принять твои чувства». Малыш должен понять, с помощью родителей, что его чувства приемлемы и они нормальные, взрослые способны их выдержать.
Любому ребенку, в независимости в какой стране он родился и в какой семье воспитывался, нужна, прежде всего, родительская любовь и поддержка. Тогда любые кризисы будут легко переживаемые, а дети будут расти психологически здоровыми и счастливыми во взрослом будущем.
Людмила Петрановская: если ребенок в истерике — оставьте его в покое
11 декабря состоялась организованная компанией Baby Guru лекция-консультация, во время которой Людмила Петрановская рассказала все о детских возрастных кризисах и посоветовала, что нужно делать родителям, чтобы их благополучно пережить.
Дети растут неравномерно. Бывает, что вы меняете одежду по три раза за полгода, потому что она становится мала, а бывает, что купил ребенку одни штаны, и он в них три года ходит. То же самое можно сказать и про развитие: например, ребенок никак не начнет читать, а потом раз — и через три дня уже читает. Для трехлеток такие рывки очень характерны.
На что ребенок способен уже в три года:
• отличать своих от чужих;
• двигаться: ходить, ползать, прыгать, осваивать пространство;
• осознавать свои желания;
Чтобы понять, какое значение для человека (даже взрослого!) имеет этот список способностей, представим следующие ситуации.
Допустим, после волшебного щелчка человек забыл абсолютно все, чему он учился после школы. В принципе, трагедии не произойдет. Многие работают не по профессии или не пользуются теми навыками, которые были получены за эти годы.
Теперь вообразим, что щелкнули еще раз — и вы забыли все, чему учились после 5-6 лет. А это значит, вы теперь не умеете ни читать, ни писать. Как изменится качество вашей жизни? Существенно! В современном мире так жить уже сложновато, особенно когда не можешь посчитать сдачу в магазине или прочитать объявление. Но на самом деле жить можно. И всеобщая грамотность — это относительно недавнее изобретение. И до сих пор есть страны, где подавляющее большинство населения неграмотны. И ничего, они живут нормально. Наши предки не были поголовно грамотными: они могли иметь хозяйство, дом, вырастить детей, быть уважаемыми членами общества и достойно прожить свою жизнь.
Но если вы забудете то, чему вы учились до трех лет (то же список выше), мы увидим, что это реальная катастрофа! Умения, которые мы получаем с 1 года до 3 — это самые важные навыки, которые определяют качество всей нашей последующей жизни.
Рывок к самостоятельности
Мы не считаем детей в этом возрасте учениками, но на самом деле именно сейчас они впитывают все знания. Ребенок не строит башню в том смысле, как это делает пятилетка, то есть как часть игры, а строит ее для того, чтобы распознать все свойства этих предметов.
Если представить, что мы живем в мире без техногенных опасностей, то трехлетний ребенок может быть автономным. Что мы и наблюдаем в архаичных культурах: он захотел попить — пошел и попил, захотел есть — пошел и взял себе кусок, замерз — подошел ближе к очагу и так далее. Мы так, конечно, не можем себе позволить, так как живем в условиях большого города со всеми его опасностями. Но главное, мы можем сделать вывод, что ребенок в этом возрасте обретает автономию.
Однако вместе с этой самостоятельностью приходит головокружение от успеха. Малыш может вести себя так, как будто хочет сказать: «Нечего меня тут ограничивать, я уже все умею сам!».
Откуда приходит кризис
Кризис — это рывок сепарации. Ребенок в районе 9-10 месяцев слазит с ручек родителей и начинает увеличивать автономию. И если раньше малыш мог лишь плакать, чтобы к нему пришли, то теперь он обнаруживает, что милости от родителей уже можно не ждать, а лучше действовать самому.
Такой ребенок живет будущим, он видит себя на опережение. Психологи проводили следующий эксперимент: они задавали детям вопрос «Ты большой или маленький?».
Трехлетки отвечали «Я большой!». А пятилетки говорили «Я маленький». Это происходит потому, что критичность сильно отстает от рывка к автономии.
Когда трехлетка сидит и крутит крышку от кастрюли, воображая, что это руль от машины, то он искренне верит, что он может водить машину не хуже, чем его отец. А пятилетка уже понимает, что крышку-то он крутит, но машина — это совсем другое дело.
И этот рывок к автономии толкает ребенка на ощущение, что ему море по колено. Истерика в период кризиса трехлетки — это апокалипсис. Он происходит сам по себе, и иногда ребенок обнаруживает себя катающимся в луже и сам не помнит, как он там оказался, так как у него еще не работает тот участок мозга, который отвечает за самоконтроль и торможение импульсов.
Почему кризисы трехлеток проходят по-разному
У одних детей случаются истерики пару-тройку раз за период с двух до трех лет. А у других кризис начинается в 1,9 — и до 3,5 лет родители живут, как на вулкане. Это врожденное качество нервной системы. Дети — не конструкторы, они рождаются со своими особенностями, а наша задача — научиться справляться со слабыми сторонами характера.
Что делать родителям
• Предотвратить. Если вы хотите, чтобы трехлетка вел себе хорошо, то этим придется заниматься именно вам: развлекать, давать печенье, стоять на ушах и так далее. Но если вы этого не будете делать, то он не сможет контролировать себя самостоятельно. Все это происходит потому, что он пока не умеет тормозить лишние действия, так как быть импульсивным гораздо легче, чем отфильтровывать нужное от ненужного. Призывать к порядку трехлетку бессмысленно.
• Помнить, что такое поведение — это процесс обучения, а не желание отравить вам жизнь. Это не педагогическое фиаско, а просто период развития. Ситуации, в которых ребенок начинает истерить, бывают разными, но для 2-3-летки это не очевидно. Объяснить причину запрета или уступок никогда не будет лишним: например, «я хотела надеть на тебя эту новую футболку, когда мы в субботу поедем к бабушке, но раз ты так настаиваешь, то давай прямо сейчас».
• Переждать. Если у ребенка уже началась истерика, то вы не сможете ничего поделать. Кем нужно заниматься, так это собой и супругом/супругой, если он/она находится рядом. Обнимаем, гладим по головке, глубоко дышим. Просто переждите бурю и сохраните терпение. После выхода из истерики малыш будет нуждаться в вашей заботе, как будто ничего не произошло.
• Уйти в сторонку. Если вы находитесь в таком месте, где не принято шуметь, то можно взять малыша в охапку и переместиться куда-нибудь подальше.
Значение кризиса трехлеток
Кризис — это период обучения и перестройки. Дети в этом возрасте занимаются тренингом: они учатся вырабатывать различные стратегии. И если родители начинают бить ребенка за его непослушание, то он никогда не усвоит важных правил. И наоборот, когда малышу все позволено и родители умеют только уступать, ребенок не сможет выработать тонкую сложную систему реакций.
Этап трехлетнего кризиса важно пройти. Благодаря этому периоду взрослеющий ребенок учится принимать решения — где нужно уступить, а где проявить жесткость характера.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.